в каком классе читают слово о полку игореве

Литература. 9 класс

Конспект
Ключевые слова:
«Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Основные понятия:
• Жанр
• Тема
• Идея
• Композиция
• Автор

План объясняющего модуля:
1. История происхождения
2. Историческая основа
3. Автор «Слова…»
4. Композиция «Слова…»
5. «Плач Ярославны»
6. «Золотое слово Святослава»
7. Тема и идея «Слова»
8. Значение «Слова»

Основные даты: XII в., ХVIII в.

Основные выводы:
• Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
• Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения составляют пафос «Слова».
• Высокая идейность «Слова», связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс». Авт.-сост. Коровина В.Я.и др. М. «Экзамен». 2005.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017.
4. Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 класс. М. «ВАКО». 2010

Выделите слова или словосочетания, в которых средством
художественной выразительности является эпитет.

Источник

В каком классе изучают «Слово о полку Игореве»?

В каком классе изучают «Слово о полку Игореве»?

В чем актуальность произведения в наше время?

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. NHUyQ6Ft7sXJ8DpwJPc6PZlf0BajNH9. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-NHUyQ6Ft7sXJ8DpwJPc6PZlf0BajNH9. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка NHUyQ6Ft7sXJ8DpwJPc6PZlf0BajNH9. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Понятно, но сложновато. И слова встречаются совсем нам непонятные, забытые. Мне очень нравится перевод Николая Заболоцкого.

Изучают это удивительное произведение в девятом классе. Вовремя ли? Это смотря как учитель литературы преподнесет материал. Хороший учитель так увлечет ребят, что они захотят после «Слова. » прочесть Николая Карамзина и другие книги, в которых прослеживается история родной страны. И чтобы гордость за своих предков появилась! Вот это показатель отличной работы учителя!

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Думаю, что актуальность «Слова» состоит в патриотизме, в умении возродиться, подняться с колен и в конечном итоге победить врагов.

Мой ответ: учат в девятом классе.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Я так и не прочитала это произведение, потому что с первого класса сама выбирала, что учить, что нет, что читать, а что нет. Я не выучила в школе ни одного правила по русскому языку, не писала многие сочинения по литературе, мне достаточно было, что я очень много читала и писала все диктанты на пятерки. Поэтому «Слово о полку Игореве» прошло как-то мимо меня. Но тем не менее я очень люблю оперу Мусоргского «Князь Игорь», нравятся мне арии из нее и в первоначальном авторском варианте, и в современной обработке. Да и здесь на БВ я кое-что дополнительно узнала об этом произведении. Что касается того, в каком классе его изучают в школе, то сейчас его изучают в 9 классе.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» проникнуто болью неизвестного автора о трагических междоусобицах среди русских князей, ослабляющих Древнюю Русь. И воспоминаниями о величии Руси.

Пока жив был Ярослав Мудрый, умерший в 1054г., сильно было Древнерусское государство, а сыновья, внуки начали раздоры, каждый почти пытался захватить стольный Киев, проливая русскую кровь.

Единство отсутствовало, даже Олег Святославович, правивший в Тмутаракани, взяв в союзники половцев в 1083г. пошёл на Киев, правда неудачно. В 1093г. повёл половцев на Чернигов, где Владимир Мономах без боя уступил ему город. За что прозываться в народе стал как Олег Гориславович.

Хотя русские князья в Любече вроде договорились:

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

однако не особо придерживались.

Сам Игорь, будучи внуком того самого Олега Гориславича, перед походом на половцев, захватил город Глебов у Переяславльского княжества.

Учебно-тематический план согласно учебнику Коровиной по литературе 9 класса, начинается с изучения «Слова. «.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Произведение пронизано бесконечной любовью к родине, к земле русской. В центре произведения поход князя Игоря на половцев.

Перед походом Игорь видит плохое знамение, но не придаёт этому значение. Враг ночью нападает на русское войско и берет Игоря в плен.

Суть произведения- это призыв к объединению, призыв забыть о личных междоусобных распрях перед лицом реаььной угрозы со стороны.

Произведение «Слово о полку Игореве» входит в обязательную школьную программу. Изучают его в 9 классе.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

«Слово» написано в 12 веке и до сих пор о нем ведутся споры и пишутся диссертации.

Изучают произведение в 9-м классе.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» является известным памятником литературы Древней Руси. На данный момент существует много переводов данной поэмы, но чаще всего обращаются к переводу Лихачева и Заболоцкого.

По разным программам «Слово. » изучают в разных классах. Но начинают изучать с 8 класса, продолжают в 9 и даже в 11 классе тоже могут обращаться к данному произведению.

В произведении описывается поход князя Игоря Святославича на половцев.

К слову скажу, что для меня в 9 классе это произведение тяжело далось, а вот в более старших классах уже было легче его изучать.

Ответ, изучают с 8 по 11 классы, в зависимости от программы.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Изучают в 9 классе.

в каком классе читают слово о полку игореве. gsae4Dj9VIhaOPJUuSujvErbffFFIbT. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-gsae4Dj9VIhaOPJUuSujvErbffFFIbT. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка gsae4Dj9VIhaOPJUuSujvErbffFFIbT. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» актуально во все времена.

Поэтому и изучают его в школе.

Как бы школьная программа не менялась, это произведение постоянно включают в учебники по литературе. И в учебниках по истории ему отводится особая роль.

Слово о полку Игореве изучают в девятом классе.

Бесценное произведение нашей истории. Поэтому о нем нужно знать во все времена. Как наша земля становилась. Как князья боролись с половецкими и другими врагами земли русской.

Автор Слова призывает объединяться. Только в единстве сила и могущество.

Есть несколько переводов этого произведения. Не все слова нам понятны, но главное суть и смысл. А он понятен всем.

Для девятого класса изучение подходит в самый раз. В этом возрасте дети уже ответственно подходят к изучению материала.

А прививать патриотизм, можно и нужно в любом возрасте.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. PZ17BMRqkDb61CKukB9bq1gRdOIwv8Wg. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-PZ17BMRqkDb61CKukB9bq1gRdOIwv8Wg. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка PZ17BMRqkDb61CKukB9bq1gRdOIwv8Wg. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Непонятно, что это за картина: пустыня? где она? в Африке или в России. О каком безумии идет речь? Это какое-то существо? олицетворение символа? Ответить на эти вопросы очень трудно. Чем дальше мы читаем стихотворение, тем яснее понимаем, что никакой конкретной картины перед нами не возникает:

в каком классе читают слово о полку игореве. 5VQIsPhIdiv3eHc1lkeyo0PtKMEYHv4. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-5VQIsPhIdiv3eHc1lkeyo0PtKMEYHv4. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка 5VQIsPhIdiv3eHc1lkeyo0PtKMEYHv4. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Пытаясь разгадать такое видение мира, Афанасий Фет пишет:

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Известный русский славянофил, биограф Ф.И. Тютчева И.С. Аксаков (был женат на одной из дочерей поэта) написал:

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Тютчев, который десятилетиями не говорил по-русски, иначе относился к русскому языку. Он практически думал стихами.

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Наступающий вечер описан таким образом,что земля скатывает горячий шар солнца по своей спине. Это удивительная картина, которую очень трудно изобразить наглядно.

в каком классе читают слово о полку игореве. eY3oLLwZzCYIL7DCBkWi74hy4XLNPC. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-eY3oLLwZzCYIL7DCBkWi74hy4XLNPC. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка eY3oLLwZzCYIL7DCBkWi74hy4XLNPC. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Ночь наступает потому, что темный полог неба поднимается головами звезд.

Стихотворения Тютчева очень часто начинаются со слова «есть»:

в каком классе читают слово о полку игореве. q9kiRoBOYaoI73BXokZbEIZt9MHnfUf. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-q9kiRoBOYaoI73BXokZbEIZt9MHnfUf. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка q9kiRoBOYaoI73BXokZbEIZt9MHnfUf. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Так поэт воспроизводит особое поэтическое время, констатируя то, что есть не просто в данный момент, а всегда.

В стихотворении «Летний вечер» поэт пишет:

в каком классе читают слово о полку игореве. . в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка . КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

У природы Тютчева есть не только жилы, но и ноги. Она тождественна человеку, живет, думает, движется так же, как он.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Это горячо любимый мной в детстве писатель-фантаст Жюль Верн. Прозвучала она в его романе «Пятнадцатилетний капитан», который увидел свет аж в 1898 году. На фото кадр из одноименного фильма, выпущенного в Советском Союзе в 1945 году.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Автором произведения «Кортик», которое вышло в 1948 году и было одним из самых популярных повестей 1950-х годов, является Анатолий Рыбаков. Его ранняя повесть по прежнему входит в круг детского чтения, регулярно переиздаётся и дважды была экранизирована.

в каком классе читают слово о полку игореве. answer avatar. в каком классе читают слово о полку игореве фото. в каком классе читают слово о полку игореве-answer avatar. картинка в каком классе читают слово о полку игореве. картинка answer avatar. КонспектКлючевые слова: «Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература

Вообще для русской литературы XIX века мотив охоты (как, например, мотив карточной игры) один из самых распространенных.

Тургенев первый в русской литературе показал нам жизнь мужика, и в этом его неоценимая заслуга перед русской литературой.

Источник

Интегрированный урок истории и литературы по теме: «Слово о полку Игореве» – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

Класс: 7

I. Организация класса

II. Беседа с классом

1. Какой период развития Руси мы сейчас изучаем?

2. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?

3. Какие письменные исторические источники времен феодальной раздробленности вы знаете? (“Слово Даниила Заточника”)

III. Слово учителя истории:

– Девять веков прошло со времени создания поэмы “Слова о полку Игореве” – великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту. К этому произведению обращаются музыканты, художники, поэты: А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.С.Пушкин – поэма “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеев – поэма “Мстислав Удалой”…

– В чем исторический смысл и значение поэмы?

– Какие идеи воспевает автор?

– О чем повествует это произведение?

Слово учителя литературы:

– “Слово…” состоит из вступления, трех частей и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего Бояна, прославляющего в своих песнях подвиги русских князей. Обратите, ребята, внимание на картину В.М.Васнецова “Баян”. Автор “Слова…”, стремясь передать людям суровую правду, излагает события по-своему.
В I части изображены две битвы Игоревой дружины с половцами.
Во II части Киевский князь Святослав горько сетует на своих младших двоюродных братьев – Игоря и Всеволода.
В III части – “Плачь Ярославны”; концовка – Игорь бежит из плена.

Слово учителя истории:

– Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 года князь Новгород-Северский – Игорь Святославович с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославович. За год до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в походе, предпринятом их двоюродным братом Великим князем Киевским Святославом Всеволодовичем (1184 год – разгромил половецкие войска и взял в плен Хана Кобяка).
Раздосадованный чужой удачей Игорь и Всеволод задумали свой собственный поход.
В “Слове” об этом сказано так:
“Помужествуем сами. Прошлую славу сами похитим, а грядущую сами поделим!”
Время выступления было выбрано не случайно: 23 апреля – день памяти покровителя воинства Святого Георгия Победоносца. (Игорь при крещении – Георгий; надеялся на помощь Святого покровителя.)

И тогда Игорь
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.

– Какие образы использует автор поэмы, описывая начало сражения?

– Слушая эти строки, можем ли мы с вами предугадать исход этой битвы?

Слово учителя литературы:

– Язык русский за девять веков во многом изменился. Но торжественная напевность речи, яркая образность, доброта автора понятны нам. Создатель поэмы с большим мастерством применил образные средства устного народного творчества, близкой ему по духу.
Да, ребята, вы оказались правы, все предвещало плачевный исход сражения.
Русские воины сражались храбро, мужественно, но силы были неравные. Смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Полегли русские воины на поле половецком.
В.М.Васнецов сопереживает это событие с автором “Слова о полку Игореве”.

А такого боя не слышано:
От раннего утра и до вечера,
От вечера до света
Летят стрелы каленые, сабли о шлемы гремят,
Копия трещат булатные
В поле незнаемом,
Среди земли половецкой…
Бились так день,
Бились другой,
А к полудню на третий день –
Пали знамена Игоревы…
И вина кровавого тут недостало;
Тут пир докончили
Храбрые русичи;
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую.

– В.М. Васнецов решает изобразить не ожесточенную схватку русских с половцами, а торжественное скорбное безмолвие, наступившее после побоища, когда сгустились сумерки над полем битвы.
Разлилась тоска по русской земле, никнет трава от жалости, а кроваво-красная Луна медленно всплывает в потемневшем небе. На фоне подернутого сизыми тучами неба яростно бьются степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом нарушая скорбную тишину родной земли после Игорева побоища.
Автор “Слова” горько упрекает Игоря, “пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника”.

– А теперь обратимся к следующей части “Слова…”, которую вы назовете сами, показав знания по изучаемой теме.

IV. Интеллектуальную разминку проводит учитель истории:

. Характер хозяйства на Руси во время феодальной раздробленности? (Натуральное)
З. Когда произошло Крещение Руси? (988 г.)
О. Княжение Вл. Мономаха в Киеве? (1113–1125 гг.)
Л. Распад Руси на самостоятельные княжества? (Начало XII в.)
О. Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
Т. Поход князя Игоря Старого за данью в Древлянские земли? (945 г.)
О. Земельные владения за службу и на время службы? (Поместье)
Е. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве? (1019–1054 гг.)

С. Княжение Владимира Святославовича? (980–1015 гг.)
Л. Племена кочевников, разоривших русскую землю с юга-востока? (Половцы)
О. “Русская правда” – сборник законов? (1072 г.)
В. Форма государственной власти в Новгородской земле? (Республика)
О. Религия, принятая на Руси в 988 году? (Христианство)
. Глава русской церкви? (Митрополит)

V. Учитель литературы читает “Золотое слово” Святослава

И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую”.
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Вы, князья Мстислав и буй Роман!
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Ярослав, князь Галицкий!
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

VI. Беседа

– В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?

– С каким призывом обращается Святослав к князьям?

– На какую главную помеху в деле защиты Руси указывал автор?

– Какие чувства у вас вызывает Игорь? Как бы вы охарактеризовали князя?

VII. Слово учителя литературы:

– А в это время с путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как “Зегзица” (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа.

– С каким жанром перекликается плач Ярославны? (Обратите внимание на повтор.)

– Какие чувства вызывает у вас плач?

– Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы слышатся в её голосе. По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушились ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах – стойких защитниках родины.

VIII. Плач Ярославны читает ученица 9 класса:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”

IX. Слово учителя истории:

– Какие идеи воспевает автор “Слова…”?

– В чем исторический смысл, значение поэмы?

Вывод: Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжелые раны государственного устройства – раздробленность, разобщенность, это повторяется и в наши дни.
“Слово…” созвучно и с современными чаяньями людей. Оно не потеряло значимость и в наше время.

– Как перекликается содержание поэмы с событиями наших дней?

Слово учителя литературы:

На уроках литературы мы не раз еще вернемся к разговору о таких художественных произведениях,

. В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно.

– Написать рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в “Слове…”. Отразите в рассказе свое отношение к происходившему.

Источник

Проблема изучения «Слова о полку Игореве» в школе

В статье рассматриваются основные проблемы, которые возникают у учащихся при изучении памятника древнерусской литературы

Просмотр содержимого документа
«Проблема изучения «Слова о полку Игореве» в школе»

Проблема изучения «Слова о полку Игореве» в школе

В современной школе учащиеся знакомятся с произведениями русской литературы на протяжении одиннадцати лет. Но знакомство это каждый раз новое, более близкое.

Если в начальной школе дети только учатся читать, пересказывать творения классиков, давать общую характеристику персонажам, то в 5 – 11 классах они не только читают, пересказывают и учат наизусть шедевры литературы, но и анализируют прозаические, драматические или лирические произведения, сопоставляют их в различных аспектах. 8 – 11 классы изучают литературу через призму истории страны и истории литературы. Они знакомятся со множеством критических и теоретических статей по фольклору, древнерусской литературе, литературе 18 – 20 веков, творчеству современных и региональных писателей и поэтов.

Однако не все этапы развития литературы одинаково легко поддаются изучению и пониманию учащимися. Особенно трудна в освоении древнерусская литература. И если в 5 – 8 классах школа старается наиболее полно разбирать произведения древнерусской литературы без обращения к первоисточнику (тексту на древнерусском языке), то в 9 классе учащихся знакомят с древнерусским текстом (пусть и поверхностно) в обязательном порядке.

И здесь образовательный процесс усложняется, замедляется уже в начале учебного года: учащиеся знакомятся с драгоценным памятником древнерусской литературы – «Словом о полку Игореве».

Всех проблем при изучении «Слова», наверно, не перечесть. Всё начинается с того, что наше молодое поколение нечитающее. Как только необходимо приложить усилия, чтобы прочитать и понять произведение, девятиклассник сразу опускает руки.

Следующей проблемой при изучении «Слова о полку Игореве» можно назвать пробелы в знании истории нашей страны. Знакомство с исторической основой «Слова» обязательно уже по той причине, что произведение освещает один из походов русских князей. Учащимся необходимо знать, когда состоялся этот поход, кто им руководил, кто такие полов цы. Но этого они не помнят! Учителю приходится не просто упомянуть этот исторический период, но и дать несколько уроков истории, знакомя учащихся с социокультурной и политической жизнью страны в 10 – 12 веках.

Кроме незнания истории России, имеет место незнание истории развития русской литературы и русского языка. Древнерусская литература начала своё развитие после принятия христианства, поэтому язык этого периода церковно-славянский. Отсюда возникает столь не понятный девятиклассникам текст «Слова».

С пятого класса преподаватель учит детей: автор фольклорных произведений – народ, не конкретный человек, а вся последующая литература – литература авторская, за каждым произведением кроется имя автора. Но изучая «Слово», учащиеся сталкиваются с проблемой автора. Открыто было «Слово» литературе А.И. Мусиным-Пушкиным, но он не является автором. По этому поводу споры литературоведов до сих пор не утихают.

Понимание содержания «Слова» также затрудняется по причине непонимания учащимися культуры Древней Руси, устроенности жизни того периода (элементы язычества, междоусобицы и т.д.)

Как уже было отмечено, язык оригинала «Слова о полку Игореве» учащимся, естественно, непонятен. По этой причине в учебниках даются переводы произведения, авторами которых являются В. Жуковский, А. Майков, К. Бальмонт, С. Шервинский, Н. Заболоцкий, С. Ботвинник, И. Шкляревский, Д. Лихачев и другие. Многочисленные переводы разнообразны: от вольных переложений до точных, дословных переводов, от более понятных учащимся до менее понятных. Но любой перевод – это не оригинал, он в той или иной мере искажает первоисточник, а это ведет к искажению понимания истинного «Слова о полку Игореве» учениками.

Одной из проблем при изучении этого древнерусского памятника является определение жанра произведения. Девятиклассники очень легко определяют в «Слове» черты и эпоса, и лирики. Вследствие этого определяют жанр «Слова» как поэма. Но литературоведами «Слово» определяется как историческая повесть, воинская повесть, историческая поэма, песня, слово и т.д. Проблема жанра тесно связана с проблемой перевода: читая прозаический перевод, учащиеся с трудом соотносят его с исторической поэмой. А слово как жанр вообще не поддается их пониманию.

Изучение и понимание «Слова» затрудняют непоследовательное повествование, отсутствие точно указанного времени и места действия, внесюжетные эпизоды (плач Ярославны, сон и «златое» слово Святослава). Учащиеся с трудом определяют средства выразительности (речь идёт скорее не об эпитетах и сравнениях, а о метафоре, аллегории, аллюзии, приемах звукописи и прочем)

Все эти проблемы в итоге ведут к тому, что изучение «Слова о полку Игореве» сводится к поверхностному знакомству с историческим периодом, во время которого проходит поход Игоря, пересказу произведения, разбору художественных средств выразительности, легко выделяемых учениками и чтению наизусть плача Ярославны. А после «Слова» бегом к следующему произведению русской литературы, которое предусматривает образовательная программа школы и календарно-тематическое планирование учителя.

А разве таким должно быть изучение величайших памятников мировой литературы? Сомневаюсь. Но действительность образовательного процесса на уроках литературы в современной школе такова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *