в каком классе читают шинель
В каком классе проходят повесть «Шинель» Н. Гоголь?
В каком классе нужно читать повесть «Шинель» Николая Гоголя?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Проходят «Шинель» в школе в восьмом классе.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Материал для урока по рассказу Н.В.Гоголя «Шинель».
В папке содержится несколько файлов, необходимых для проведения урока по рассказу Н.В.Гоголя «Шинель» в 8 классе: разработка урока, презентация, музыкальные файлы, раздаточный материал к уроку.
Просмотр содержимого документа
«Schinel»
Образ «маленького человека»
в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Не пренебрегай маленькими
людьми, они могут помочь тебе
Предварительное домашнее задание.
Всем учащимся: прочитать текст повести.
подобрать короткие музыкальные фрагменты к отдельным эпизодам и обосновать выбор;
1) Слово учителя. (Зачитывает эпиграф урока со слайда). Ещё за шесть веков до Н.В.Гоголя арабский историк Абу-ль-Фарадж сказал так о роли маленьких людей. Вполне вероятно, русский писатель 19 века подразумевал под образом «маленьких людей» не то, что имел ввиду историк 13 века, а возможно, то же самое, вероятно, если бы они встретились, как встретились сегодня мы, читатели 21 века, они обсудили бы это.
У нас сегодня такая возможность есть. (смена слайда)
— Назовите имя героя, мистическим образом шагающего из века в век? Маленький человек, герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин.
Чтобы составить его портрет, предлагаю определить информационное поле, в котором живёт герой. Сделаем это с помощью кластера, заготовки для которого у вас есть. (смена слайда)
2) Заполнение кластера.
— Кто в центре внимания? Вписываем в центр (ученики в заготовках, учитель на доске).
— А теперь ваши предложения, что помогает автору раскрыть образ? Важно всё, что привлекло ваше внимание, ничьё мнение не может быть отвергнуто!! Фиксируем все предложения (мозговой штурм: учащиеся высказываются, предложения записываются в составляющих кластера).
— Портрет, речь, отношение к службе и сослуживцам, отношение сослуживцев к А.А., имя, фамилия, крещение, чин, шинель, автор, духовный облик.(если уч-ся называют что-то другое, это обязательно фиксируется). Если недостаточно составляющих, дорисуйте. (Если дети не вносят в кластер «автор», учитель подводит их к этому:
— Ребята, а кто ещё незримо находится рядом
с героем и незаметно формирует отношение
читателя к происходящему?)
— Соедините линиями те части, которые, по-вашему, непосредственно связаны между собой. (Соединяют, 2-3 ученика озвучивают и комментируют связи).
— О чём говорят линии соединения? (внутренняя взаимосвязь всех элементов текста, лишнего нет). Вы спланировали нашу дальнейшую работу.
— Продолжите одно из начатых предложений или напишите свою
«Мне хочется узнать…»
«Мне интересно понять, почему…»
«Хочу понять, зачем герой…» (у детей на листах варианты формулировок,
демонстрируются и на экране).
II . Стадия осмысления. Работа с текстом.
— Каким же вы увидели главного героя, работаем с текстом, а по ходу работы будем вносить дополнения в грозди кластера. (Работа в парах)
— С чего начнём? (Дети предлагают, начинаем работать с текстом с того смыслового блока, который предлагают дети).
1) Портрет: стр.523 + 526 (внешний вид).
— «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».
Вывод: невзрачен, неказист.
— По греч. Акакий значит «незлобивый» Герой повести во всём обижен
судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное
даже для того времени. Почему?
По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как
звали отца. Не символично ли это? Продолжение доли отца, вероятно,
такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.
— Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” –
не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли
— Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
— Это и судьба, и характер.
— «Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его…Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич».
— «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто предчувствовал что будет титулярный советник».
— «…это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». Опять судьба.
— А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?
— Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении
героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести
даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера,
а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.
— «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)
Вывод: косноязычен, не умеет говорить.
6) Отношение к службе и сослуживцам: стр.525
— « Но ни одного слова не отвечал на это А.А.» только «..если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Зачем вы меня обижаете?»
Вывод: безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе.
7) Отношение сослуживцев к А.А.: стр.524
Авт: Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество
Вывод: «…вечный титулярный советник», один из тех, «которые не могут
9) Духовный облик: стр.527
— «..А.А. не предавался никакому развлечению»,
«..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием»
— чистосердечный – стр. 538 (пришёл на вечеринку).
Вывод: беден, скуден духовный мир «маленького человека», Гоголь не
скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его
ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность
логически мыслить. Почему же он так приглушает все эти
отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным
планом даёт другое: кротость, безропотное терпение забитого жизнью
Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей мысль о том, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.
Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования.
— В каком эпизоде особенно рельефно? (с молодым чиновником, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами).
— подруга (новая): «как будто бы он женился, как будто какой-то другой
человек присутствовал с ним, как будто был он не один, а какая-то
приятная подруга согласилась с ним проходить вместе жизненную
— мечта (питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей
шинели», «существование его сделалось полнее»);
— надежда (как изменился герой!
«огонь показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие, отважные
«сердце начало биться» – стр.535);
— живое существо, у которого появляется собственное лицо, когда А.А.
в ней идёт по улице «.. и посмотреть ещё раз на свою (Петрович)
шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо»;
А.А. точно самый большой торжественный праздник», «пообедал
Вывод: вот она, вторая радость в несчастной жизни бедного человека.
Что же дальше? Как развиваются события от такой радости к трагедии?
смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней;
Подведение итога. (смена слайда)
Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или
несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может
противостоять хамству и жестокости сильных мира сего,
просит нас писатель.
III . Стадия рефлексии.
Нам, современным читателям, кажется, что события, герои,
изображённые в повести, очень далеки от нас. Однако и сейчас есть
очень много одиноких людей, им нужно наше внимание, сочувствие.
Нужно уметь сказать человеку: «Я брат твой! Я хочу тебе помочь!»
2. Возвращение к теме. (смена слайда)
— А теперь самое время поставить знак
завершения в теме. (Уч-ся ставят знак в теме на листах, если
позволяет время, комментируют свой выбор).
3. Возвращение к эпиграфу: (смена слайда)
— Как современному человеку могут помочь возвыситься маленькие
люди? (При затруднении учащимся предлагается обратиться к
толкованию лексического значения слова «возвыситься»).
— Где-то далеко живёт тихий, маленький человек, который
собирает все печальные слёзы, делает из них звёзды и вешает на
небо. И когда исчезает причина печали, звезда падает, чтобы кто-то
там, на земле, мог загадать счастливое желание.
IV . Выставление самооценки, возвращение к цели –достигнута
ли цель (если позволит время)
1. Мини-сочинение «О чём заставляет размышлять повесть «Шинель»?
2. Составить кластер для характеристики чиновников.
3. Написать творческую работу – синквейн, по образцу.
Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»
Первичная работа с текстом произведения
Наличие сформулирован ной цели
Наличие собственных предложений по заполнению кластера
Участие в работе по составлению характеристики героя
наличие закладок, собственных пометок
Дополнительные 5 баллов за индивидуальную творческую работу
Перевод баллов в оценку:
Просмотр содержимого документа
«Листы 2,3,4»
Сформулируй свою цель на уроке
Продолжите одно из начатых предложений или напишите свою
Я хочу узнать …____________________________________________________
Мне хочется узнать …_______________________________________________
Мне интересно понять, почему … _____________________________________
Хочу понять, почему герой …_________________________________________
Хочу понять, зачем автор …__________________________________________
Твоя собственная формулировка ______________________________________
обратить на себя внимание, подняться, вознестись,
2. Превосходить какими-нибудь качествами. Он
возвышается над всеми своей смелостью, добротой.
3. (переносное). Получить более важное значение, .
Он постепенно возвышается в моих глазах.
1-я строчка – одно существительное, тема;
2-я строчка – два прилагательных, описание темы;
3-я строчка – три глагола, действия, относящиеся к теме;
4-я строчка – 4 слова: предложение, фраза, показывающая отношение автора
5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним, повторяющий суть темы в
Стремишься, завоёвываешь, достигаешь.
Это награда за любовь.
Ваш синквейн по теме урока
Просмотр содержимого документа
«история с ружьём»
Просмотр содержимого документа
«кластер»
Кластер по теме « Я брат твой ____ »
Конспект урока для 8 класса «Н.В. Гоголь « Шинель». Образ « маленького человека» в литературе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Н.В. Гоголь « Шинель». Образ « маленького человека» в литературе.
1. воспитательные: помогать детям увидеть, понять мир нравственных, духовных ценностей писателя; пробуждать через Слово духовную память каждого ученика, активизировать в их сознании истинные ценности: любовь, милосердие, сострадание; воспитывать умение самостоятельно отбирать нужный учебный материал;
2. развивающие: развивать интерес к литературе как искусству слова, умение видеть художественный образ, понимать художественные средства; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал, обобщать, делать выводы; совершенствовать умение построения связного устного монологического ответа, умение слушать и слышать другого;
3. образовательные: познакомить учащихся с темой «маленького человека» в русской литературе; научить детей о-со-знавать (о-смысление + со-переживание = знание) художественное произведение, выражать свои мысли и чувства; совершенствовать навык анализа художественного произведения.
Оборудование урока: портрет Н. В. Гоголя, портрет Ф. М. Достоевского, портрет А. С. Пушкина, тексты повести «Шинель» Н. В. Гоголя, таблицы для учащихся «Башмачкин до и после шинели», силуэт человека, сердечки.
Ι. Орг. момент (проверка готовности класса к уроку).
-Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Всё ли у вас готово к уроку? Тогда мы начнём работу.
Тема «униженных и оскорбленных», задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Литература не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек интересен по-своему. Трагическая судьба «маленького человека», незаметного, униженного и оскорбленного, оказалась в центре внимания Н.В. Гоголя.
— Ребята, запишите тему сегодняшнего урока «Н.В. Гоголь « Шинель». Образ «маленького человека» в литературе».
— Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока – это слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
— Как вы понимаете значение этих слов?
— Что они значат для нас, людей живущих сегодня? (Каждый человек в жизни проходит путь Башмачкина: испытание обществом, испытание укладом города, в котором живёт, испытание вещью, испытание соблазном. Каждый человек проходит эти испытания по- разному.)
В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.
-Ты что ищешь?- спросили они.
— Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? Актуальна ли для сегодняшнего общества эта проблема? (Слайд 3 – Я ищу человека!)
— На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».
ΙΙΙ. Совместное целеполагание.
— Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока и скажите, что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Чему он нас научит ? (Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.)
VΙ. Изучение нового материала.
История создания повести «Шинель».
— В чем сходны, а чем отличаются анекдот и повесть «Шинель»?
(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)
— Как вы думаете, почему? (город безжалостен, равнодушен к миру «маленького человека»)
Проверка знания текста.
Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»? (Награды)
Место действия повести. (Петербург)
Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)
Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
Мечта всей жизни Башмачкина. (Шинель)
Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия)
Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз)
В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)
— Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово «гуманизм»? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?
— Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем «маленького человека»… Как вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе таит?
Сообщение ученика о теме «маленького человека» в русской литературе
Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе.
В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).
Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.
Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.
«Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.
— Ребята, а какие еще слова у вас ассоциируются с «маленьким человеком» (Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)
— В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью.)
— Посмотрим, соответствует ли образ Башмачкина образу «маленького человека» и какие приёмы использует писатель для создания образа Башмачкина.
Знакомство с героем.
Как выглядит чиновник? Какие чувства, отношение вызывает у вас описание внешности? (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)
— Сравните изображения А.А., созданные разными художниками. Какое из них наиболее близко вашему представлению этого героя и почему?
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение.
— Какую роль играет упоминание автора о том, что «и отец, и дед, и даже шурин ходили всегда в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки? (о бедности)
Ещё автор использует один приём-это имя и фамилия. Давайте вспомним обстоятельства, в которых Акакий Акакиевич получает своё имя?
Мы можем сказать, что от был не просто смиренный, а смиреннейший, так как он Акакий Акакиевич, и это качество в нём удваивается.
-От какого слова происходит фамилия Башмачкин? От слова башмак. Какие ассоциации вызывает у вас слово «башмак»? Всегда внизу, ближе всего к земле, всегда в пыли, грязи.
— Не зря также и должность ему выбрал писатель. «Вечный титулярный советник»?
Обратимся к истории. 24 января 1722 года царь Пётр I утвердил Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был.
Посмотрите, сколько существовало чинов, и на каком месте находится титулярный советник. Из 14 чинов он занимает 9. Почти в самом низу. Как башмаки.
Автор даже добавляет эпитет «вечный». Для чего? (Нет шансов выбраться из этой ямы.)
— Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
нерешительный, бессловесный, «забитый» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
Отношение окружающих к Акакию Акакиевичу.
Отношение к службе.
Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича,его безответственностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.
Ещё один приём, который художники слова часто применяют для характеристики персонажа- это речь героя.
Что мы можем сказать о речи героя? Речь Башмачкинабедна, невразумительна, непонятна.
Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью?
(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою.В каких словах выражается отношение автора к герою?К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка. », жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)
Вывод: Итак, перед нами человек совершенно обычный, заурядный, ничем не примечательный, почти даже не человек, а общее место, постоянная мишень для насмешек. Гоголь и сам над ним немного подтрунивает. Он наделяет его смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками. Даже в неестественном канцелярском прилежании Башмачкина он находит подробности, вызывающие усмешку. Изображая мелкого чиновника и ничтожные происшествия его унылой жизни, автор поставил себе задачу – показать его право на лучший жребий и на человеческое к себе отношение, выставить на позор вовсе не смешного маленького чиновника, а свирепую грубость и жестокость людей, у которых эта грубость и жестокость прикрыты маской «утончённой образованной светкости».
Давайте обобщим, какие приёмы использует для характеристики героя? Описание внешности, его должности, имени, отношений с окружающими, отношении к себе. Речь героя тоже важна.
1.Почему герой приобретает шинель?
2. Чем становится для героя идея приобретения шинели?
(Идея приобрести шинель расцвечивает жизнь, наполняет её особым содержанием. Решение Башмачкина сшить шинель, ожидание её, краткое обладание этим богатством сопровождаются пробуждением человеческой активности, переменами в мыслях, поступках героя. Несмотря на то, что он отказывается от самого необходимого, чтобы скопить деньги на приобретение шинели, он не мрачен, не унывает, а даже наоборот – счастлив своими мечтами о шинели. Изменился даже его внешний вид, а поведение стало более решительным и целеустремлённым. Он становится человеком!
Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? Аргументируйте свой ответ.
Работа над композицией произведения.
Иллюстрации к завязке.
— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
— Прочти эпизоды, изображенные иллюстраторами.
— Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
— Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель. (выборочное чтение)
— Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? (выборочное чтение).
Почему на иллюстрациях, изображающих А.А. в новой шинели, он уже не похож на «маленького человека»? (Потому что иллюстраторы пытались изобразить не то, как выглядел А.А. в новой шинели, а то, каким он себя в ней чувствовал).
— Где кульминация повести? (Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.) (выборочное чтение)
— Что происходит с Акакием Акакиевичем? (Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни).
— В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему)
— Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. выборочное чтение
— Каким же вы увидели чиновника?
— Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
-Что является развязкой сюжета?
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
— Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя? (Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей. Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди думали друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними — в этом смысл повести «Шинель»).
— С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?
(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фантастическое окончание. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)
V. Обобщение материала.
— Обратимся к высказыванию Н.Г. Чернышевского: «. в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., — на ту невыгодную часть правды, выставленную нами. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются. »
— Согласны ли вы с ним? Почему отрицательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным планом дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? (Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым человеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем — бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революционных демократов была другой — человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).
— Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений? (Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)
— Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине? (Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)
— Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни? (Да. С явлением «маленького человека» мы сталкиваемся повсеместно).
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— Оценки за урок. (Возможен вариант самооценки, взаимооценивания).
VΙΙ. Домашнее задание.
Сочинение-размышление на тему «Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни?»