в каком классе читают над пропастью во ржи
Урок внеклассного чтения в 8 классе по произведению Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Урок внеклассного чтения в 8 классе по произведению Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 8 классе по произведению Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»»
Красная охотничья шапка Холдена Колфилда.
«Читать Селинджера надо очень внимательно. Он ничего не разжёвывает и не кладет в рот. Из любви к тебе, читатель, из уважения к тебе он не хочет лишить тебя удовольствия самому додумать, дописать то, что прочитано.»
«С людьми ему тяжело, без них невыносимо»
«Господи, до чего я все это ненавижу…Все ненавижу»
«… интерес романа о Холдене вовсе не в авторском ответе на вопрос, сможет ли герой когда-нибудь бороться. Весь интерес его в том, что мы видим: вот жизнь привычно катится своим чередом, и мерзости её становятся привычной обыденщиной, даже не слишком унылой, даже отчасти радующей глаз своим никелированным, нейлоновым, поливиниловым глянцем, и школа Пэнси доблестно выковывает благородных ”стопроцентных американцев”, – но внезапно, откуда ни возьмись, появляется вот такой парень, сам плоть от плоти этого мира, и криком своей души заставляет посмотреть на всё другими глазами. И мы видим, что человеку жить в этом нейлоновом мире невыносимо, что он задыхается в нём и не находит, куда себя деть. И мы видим другое: что этот мир не так прочен, каким самому себе кажется, и что напряжение в нём достигло красной черты»
Этот мир и гнетет его, и притягивает.
Мечты Холдена Колфилда
«Плюсы» и «минусы» Холдена Колфилда
«Мне как-то не хватает тех, о ком я рассказывал»
Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка
Рубрика: Русский язык
Дата публикации: 05.10.2016 2016-10-05
Статья просмотрена: 1255 раз
Библиографическое описание:
Зайцева, К. В. Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка / К. В. Зайцева, С. Н. Ширяева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/559/ (дата обращения: 06.11.2021).
Книга «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера нацелена на подростковую аудиторию, а почему не на взрослую? В центре романа находится подросток Холден Колфилд — «Я», от лица которого и ведется повествование. История не рассказывает нам о чем-то необычном или захватывающем, по крайней мере, слегка необычные будни школьника, в то время их не назовешь занимательными. Предисловие гласит, что эта книга: «Вдохновляла многие молодежные поколения начиная от битников и хиппи до представителей современных радикальных молодежных движений». И сразу же назревает вопрос, чем эта книга могла покорить подростков в Америке на долгие поколения?
Начав ее читать, я думала, что она поможет мне разобраться в себе. Изначально я полагала, если эта книга предназначена для подростков, то вмещает какие-нибудь поучения, наставления или вообще меняет взгляды на мир. Сэлинджер открыл всему миру главную проблему подростков, самую актуальную: нежелание мириться с тем, чего от них хотят взрослые. Холден — отчаянный бунтарь, который не собирается мириться с общепринятыми правилами и нормами, типичный подросток. Холден понял некую закономерность: если ты рассуждаешь или ведешь себя, как ребенок, взрослые начинают тебя поучать. А если ты говоришь сдержанно, по теме, то взрослые тебя и не замечают, как будто «ты уже большой, и нечему уже тебя учить, сам познал жизнь», из этого он сделал вывод, что взрослые «…вообще ни черта… не замечают» [1, с. 16].
Если сравнивать два поколения: Сэлинджера и нынешнее, то, несомненно, подростки не изменились, несмотря на разное время и местоположение. XX или XXI век, подростки или взрослые, они в каждом времени, но у каждого поколения будет что-то свое, особенное. Возможно, сначала ничем непримечательное, но затем поразительное. Например, хиппи — это люди, пытающиеся жить по собственным правилам, жить своей жизнью, а не по модели, заготовленной родителями. Стать тем, кем ты видишь себя, а не тем, кем был твой отец. Стать не консультирующим юрисконсультантом, а личностью. Человеком, который добьется всего сам, не полагаясь на чужие силы.
Сэлинджер открыл главную подростковую проблему, и пусть о ней все знали, но все же не подозревали, что она настолько глубока. Каждый родитель сталкивался с проблемой того, что его ребенок не хочет то или иное делать и понятия не имеет, чем будет заниматься по жизни. Но поверьте, что ребенок мучается так же, как и родитель. Только его борьба связана не с вами, а с ним самим. Внутри его дерутся два хищника, и как бы вы не старались помочь ему, пока он не скажет «СТОП» своей борьбе, она не остановится. Подросток сам не способен принимать рациональные решения, и доколе он не станет осознавать, что он не справляется, ему не помочь. Мне, как подростку, очень это знакомо. Сколько раз родители пытались помочь мне с выбором, и я все равно поступала по-своему, хотя и прислушивалась к их советам. Сэлинджер в своем романе тоже ведет эту борьбу, но у него она проявляется не только внутри его самого. С одной стороны, Колфилд, как мальчишка, безбашенный и импульсивный, но с другой стороны, он глубоко чувствующая натура. Он умеет любить, но боится ошибиться в людях. Поэтому он всегда при знакомстве с людьми показывает себя не с лучшей стороны — мальчиком, которому наплевать на всех. Но больше всего в нем меня поразило, то, как он любит сестренку: нежно и чутко, жизнь за нее отдаст, это совершенно не подходит под его роль бунтаря, но именно мысли и диалоги с Фиби наполняют этот роман чем-то необычайно милым и сглаживают все «плохие» поступки Колфилда.
Что помогло Сэлинджеру добиться максимального сходства подростка в реальности и подростка в романе? Мне кажется, что, во-первых, Сэлинджер основывался на собственно опыте, а во-вторых, он добавлял некоторые моменты, которые могли совершить только подростки. Порой в романе происходит что-то иррациональное, и это странное взрослые ни за что бы ни сделали, а вот подростки запросто. Возникает ощущение, что взрослые не способны действовать спонтанно, это для них запрещено. Все должно идти по расписанию − по уставу. А вот подросткам все равно на устав и, если что-то запрещено, то это еще не проверено. Ведь на один запрет найдется человек десять, которые проверят этот запрет на прочность, и если он выдержит, то может быть, они послушаются, но навряд ли. Каждый подросток будет рад проверить любое правило, не в смысле придерживаться, а наоборот опровергнуть, сделать «шиворот- навыворот». Для взрослых правила предполагают строгий и ответственный вид, а для подростков шанс показать себя более «крутым» или важным, похвастаться перед девчонками.
Сначала у меня была неприязнь к главному персонажу, ведь зачем Колфилд все время пьет и курит? И хотела высказать собственную точку зрения на этот вопрос, что это отвратительно выглядит и плохо влияет на организм, но если посмотреть на это со стороны, пусть даже со стороны философии, то я могу даже привести некоторые ЛОГИЧЕСКИЕ оправдания:
‒ чем взрослее ведет себя ребенок, тем меньше на него обращают на него внимания и, соответственно, он может делать все, что ему хочется без надзора взрослых.
‒ доказать окружающим, что владеет своею жизнью, и он распоряжается её, как хочет он.
‒ для мальчиков быть грубым, настойчивым, рискованным и уверенным − нормально, этим они и привлекают девочек. Но порой они могут переходить черту, тем самым отталкивая людей вокруг себя. Сложно, правда? С одной стороны, они должны придерживаться имиджа, но также нельзя переусердствовать, ведь это может обидеть или даже оскорбить человека.
Как личность, Холден разнообразен, если так можно сказать о человеке. Я начала понимать Холдена лишь к концу произведения, когда произошел диалог между ним и его сестренкой Фиби. Их разговор меня затронул за живое настолько сильно, что я была готова перечитывать эту главу снова и снова. Это было настолько искренне, настолько с любовью, что я вам признаюсь, прослезилась, было это от избытка эмоций или просто от счастья за них, я даже не знаю. Колфилд, когда укладывал Фиби спать, заплакал, это был именно тот момент, когда любовь настолько сильна, что появляется ощущение, что вот ты выйдешь из этой комнаты и все, твое сердце «остановится». Любовь между братом и сестрой строится не на авторитете, а на искренних чувствах и эмоциях, на пережитых моментах радости и горя. Дружба и любовь сестры и брата проверяется на долгих годах проживания вместе, возможно, даже в одной комнате. И эта проверка серьезней проверки друзей на «прочность». Брат всегда поддержит сестру, независимо от того, что думают родители. Я полагаю, что этот диалог меня так растрогал, потому что когда я была младше, намного младше, я не находила общего языка со старшим братом, ведь ему приходилось нянчиться с сестрой в то время, как он мог погулять с друзьями или поиграть в компьютер. С течением времени, я осознала, что буду рада ему, как маленький ребенок, ведь это мой старший брат, который такой взрослый, но все равно не забывает меня и готов отложить свои дела, чтобы помочь мне с какой-то незначительной вещью. Расстояние открывает глаза и усиливает чувства. Мне кажется, что именно поэтому Холден Колфилд, находясь в разных школах далеко от своего дома и от своей сестры, так нежно и трогательно любил ее, ведь она была единственной, кто не лгал ему, и кого он по-настоящему любил и не скрывал этого. Ради нее он готов горы свернуть, открыть ей весь мир, чтобы она шла по жизни, ничего не боясь и не падая, ведь он идет впереди и прокладывает ей путь.
Этот роман принадлежит к жанру реализм, значит, что все происходящее могло быть на самом деле. Представьте, что жил мальчик в 50-х годах XX века, который проживал точно такую же жизнь, как Холден Колфилд. Он был странным по сравнению с остальными мальчиками, ведь ему были важны чувства, ощущения людей вокруг него, ему было не все равно. Он замечал некоторые детали в людях, на которые бы никто не обратил внимание, если ему не было дела. Как, к примеру, мальчик, который был неряхой или на пропажу уток на зиму из Нью-Йоркского парка, ведь на такие мелочи никто и никогда не обращает внимание. Он чуток, сдержан, любопытен. Но все же есть в нем что-то противоречивое, то, что его подталкивает подшучивать над другими, ругаться с другом и даже драться! Хотя это не противоречие, а скорее инстинкт мальчика, так как чуткость больше свойственна девочкам, чем мальчикам. У него есть сестра, которую он любит больше всех, кажется, для мальчика-брата немного было бы стыдно за это, но ему это не важно, ведь это его сестра, тем более у неё после смерти младшего брата Алли осталась лишь одна надежда − на старшего брата, и она не будет напрасна. Мальчики только с возрастом осознают, как дороги могут быть родные. Ведь когда учишься и находишься в школе, всегда найдутся люди, которые могут навредить тебе.
До того, как я стала сравнивать себя и Холдена, прошло множество глав и борьбы во мне, я поначалу даже и не думала об этом, но потом решила поискать и в себе минусы, и они нашлись. Вот еще одна проблема подростков, что они всегда сопоставляют себя с окружающими и не думают о том, что этот человек мог сделать для того, чтобы поменять свое мировоззрение или перестать обращать внимание на людей, которые его не стоят. Зачем рассуждать разумно, если можно просто сделать это. Да, мы бываем вспыльчивы, несносны, порой даже и нам надоедает быть такими, временами нам тоже необходима ласка, нежность и чуткость. Это сглаживает все острые углы, образовавшиеся во время перемен настроений, проблем в школе и предательствами друзей, а от мысли, что в этом и заключается смысл жизни, становится еще хуже. Вот именно этот «подростковый период» можно считать одним из самых спонтанных, бесстрашных моментов в жизни каждого человека. Бывает, что этот момент затягивается. Даже проявляется зависть, что мальчики постоянно поступают, как им вздумается, а девочкам приходится все обдумывать, а иногда хочется бросить все и пойти погулять вместо уроков, но «голос разума» внимает к совести.
Прочитав эту книгу, вы можете и не понять смысл, но только лишь с годами, когда вам придет в голову мысль перечитать ее, вы поймете, что она все-таки повлияла на вас, и пусть вы этого не ощутили. Эта книга может, и не помогла мне, но она точно сделала меня ближе к моему брату, послужила опорой в борьбе с негативными мыслями, связанными со словом-подросток и выходящими из него последствиями.
Сэлинджеру удалось захватить сердце каждого подростка, который прочитал этот роман. Возможно, он не смог помочь подросткам с проблемами, но зато вдохновил нас на то, чтобы мы не стыдились и не боялись быть подростками. Каждый был таким, и каждый став взрослым, необязательно пошел по стопам отца, а все же он нашел в себе силы и отправился долгой трудной дорогой, которая, к счастью, приведет его в лучший мир, существующий исключительно для него. И это значит, что Холден Колфилд все-таки пошел тем путем, которым он хотел, и теперь сторожит у пропасти во ржи, чтобы каждый подросток шел за своим сердцем, а не за деньгами или властью.
Подростковый бунт и страх перед смертью: как читать «Над пропастью во ржи»?
Гамлет XX века
С легкой руки критиков поведение Холдена Колфилда называют «подростковым бунтом». Мол, Сэлинджер, как никто, сумел почувствовать ужас того перелома, который происходит с человеком и его психикой, когда ему приходится адаптироваться в обществе. Роман стал инструментом, с помощью которого взрослые пытаются помочь своим детям справиться с этим непростым периодом. Правда, в некоторых случаях родители, наоборот, прячут книгу от глаз ребенка, опасаясь, что тот пойдет курить, кутить и балагурить, прямо как Холден.
Спорить с таким подходом нет смысла, главный герой действительно бунтует, и его выходки можно приписать юношескому максимализму. Но это лишь первый план, и останавливаться на нем — значит недооценивать оригинальность произведения. «Вся эмоциональная сложность подросткового возраста в том и состоит, что ты не знаешь, почему чувствуешь себя несчастным, сердитым или одиноким. Притягательность романа „Над пропастью во ржи“ как раз в том и состоит, что в нем есть веские причины для этих чувств. Эмоции наполняются смыслом», — пишет Луис Менанд. По мнению исследователя, Холден только говорит, как подросток (отсюда и внимание писателя к его речи), однако это человек со сложившимся мировоззрением, безжалостно препарирующий окружающих.
Типологически Холден похож на Гамлета. Оба героя видят несовершенство общества и испытывают так называемую Weltschmerz — мировую скорбь, в литературоведении означающую разочарование в жизни.
Биография затворника
О самом Сэлинджере мы знаем очень мало. Даже ранняя биография автора дана кусками: читателям известно о годах его учебы и о том, что в 1943-м он был призван в армию и в звании сержанта отправлен на Западный фронт. Писатель участвовал в высадке десанта в Нормандии, в битвах в Арденнах и Хюртгенском лесу, а также в освобождении нескольких концлагерей.
По мнению исследователей его творчества, именно психологическая травма, полученная на войне, сформировала Сэлинджера-автора. Без сомнения, тексты молодого писателя публиковались и в довоенные годы. Даже Холден Колфилд «родился» намного раньше, и первые рассказы о нем — «Легкий бунт на Мэдисон-авеню» и «Я сумасшедший» — были созданы в самом начале 40-х. Однако и по тону, и по содержанию они были более «дружелюбными». Тогда как роман «Над пропастью во ржи», написанный в 1949-м и опубликованный только в 1951-м, стал отражением травмы автора и его личного неприятия мира.
Холден — это Сэлинджер-подросток. Так же, как и его литературный отец, он занимается фехтованием, меняет школы (в случае писателя — университеты) и обожает детей. Привязанность героя к сестренке Фиби (имя, которое автор позже хотел дать своей дочери) иногда путают с нездоровым влечением. Но стоит вспомнить, что с такой же любовью персонаж относился и к погибшему брату, — и все становится на свои места. У самого Сэлинджера никогда не было младших братьев и сестер, но всегда было особое отношение к детям, которые, по его мнению, одни только достойны любви и сострадания и, в отличие от взрослых, не заражены лицемерием.
«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть», — размышляет Холден Колфилд.
Одна из самых влиятельных книг XX века
Роман «Над пропастью во ржи» стоит прочесть еще и потому, что эта тоненькая книжка стала одним из самых удивительных и мощных литературных явлений XX века. И познакомиться с ней надо хотя бы для того, чтобы ориентироваться в культурном и историческом пространстве.
В США роман долго был под запретом и изымался из школьных библиотек, однако со временем, по мнению того же Менанда, стал своеобразным психологическим щитом:
«Одна из целей образования — научить людей стремиться к тем благам, которые может предложить жизнь, но есть и другая цель — научить их некоторому презрению к этим благам. Американцы — особенно думающие и чувствительные представители среднего класса — эти блага воспринимают как нечто неотъемлемое, и потому чувство разочарования приходит к ним гораздо чаще, чем ощущение успеха. Чтобы неудачи не сломили тебя, нужно научиться не обращать на них внимания. Когда мы даем своим детям „Над пропастью во ржи“, мы предлагаем им психологическую защиту».
В культурном плане роман повлиял на многих авторов, творивших после выхода книги. О нем в своих произведениях упоминают Стивен Кинг, Джон Фаулз, Харуки Мураками и братья Стругацкие. Песни под названием Catcher in the Rye есть в репертуаре сразу нескольких знаменитых групп, в том числе легендарных Guns N’ Roses.
История Холдена Колфилда была переведена почти на все крупные языки мира. К началу XXI века вокруг романа уже был создан особый ореол книги, «которую должен прочесть каждый». И вполне заслуженно.
«Над пропастью во ржи»: почему эта книга остаётся важной для всех родителей и подростков
Главную книгу Сэлинджера либо любят, либо ненавидят. Наш блогер Иванна Лейн сперва была в лагере тех, кому книга не понравилась. Но потом историю пришлось перечитать. И тут мнение изменилось.
Мне 30. Я читаю «Над пропастью во ржи». Пока читаю, очень злюсь: раздражает главный герой своим цинизмом, вседозволенностью, унылостью. Я даже отзыв на сайте написать не смогла: просто сказала, что такие истории мне не нравятся. Кстати, меня многие поддержали.
Прошло пять лет. В нашем городе поставили спектакль. Как раз по Сэлинджеру. Актеры и режиссеры пригласили всех желающих обсудить произведение, я решила перечитать роман.
Сказать, что я была шокирована — ничего не сказать! Ведь эта книга о нас, обо всех, кто был подростком. Мне так хотелось обнять Холдена (главного героя), сказать ему, что «все в порядке, твои метания пройдут, боль утихнет, все наладится».
Когда ребенок превращается в подростка, он оказывается на тропе войны: самоидентификация, попытки заявить о себе, буйство гормонов, первая любовь и взрослые, которые не понимают его. Они отвечают на его вопросы, но ему нужны не готовые ответы, а помощь и поддержка в том, чтобы самому эти ответы найти.
Каждый, кто присутствовал на встрече с режиссером и актерами, говорили: «Если бы я прочла эту книгу до того, как мой ребенок стал подростком, я бы не наделала столько ошибок. Меня так раздражал мой ребенок-подросток, хотелось прибить его за бунтарство и отвратительное поведение. Только после прочтения я поняла, что не воспринимала ребенка как личность, всячески ужимала, давала советы, которые он не просил. Горько».
В этой книге каждый подросток узнает себя: вне зависимости от пола, возраста и страны проживания. Только со второго раза я поняла, почему «Над пропастью во ржи» — одна из лучших книг ХХ века. Вся боль подросткового возраста отражена в Холдене: он вроде бы уже взрослый, пробует сигареты и алкоголь, дерзит, ненавидит весь мир в целом и одноклассников в частности. Его никто не понимает, а он настаивает на том, что он самостоятельный, у него есть цели, мечты планы. Ему надоела опека родителей, которые совершенно отстали от современного мира.
Но у него в душе огромная дыра, которую срочно надо заполнить любовью. Поэтому он все же возвращается домой, к младшей сестре, которая любит брата просто за то, что он есть. Без претензий, оценочного суждения, порицания за отметки в школе. И именно ради такой любви Холден остается.
На этом моменте я расплакалась. Мне стало так жалко всех подростков. Стало жалко себя: я тоже проходила через бунт, протест, субкультуры, первые сигареты, несчастную любовь, гормоны.
Но постепенно все прошло. Учеба в университете плавно изменила круг общения и интересы, из агрессивного экстраверта я стала интровертом. А потом работа, замужество, дом и абсолютно тихое счастье, в котором нет даже вредных привычек. Когда за чашкой чая я рассказываю мужу, каким я была подростком, он говорит: «Ты сочиняешь, не может быть, чтобы такой правильный человек такое чудил». А это я еще о многом умолчала.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: фрагмент обложки книги «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера. ЭСМО, 2013 год
Конспект по литературе на тему «Д. Сэлинджер. Повесть «Над пропастью во ржи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Джером Дэвид Сэлинджер. Повесть «Над пропастью во ржи»
1. Творческий путь писателя.
2. Повесть «Над пропастью во ржи» – протест против бездушности общества.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Метод: фронтальный опрос.
1. Вопросы к студентам:
1. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей.
(Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.)
2. Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?
3. Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?
4. Расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования?
2. Проверка домашнего задания.
III. Мотивация учебной деятельности. М.: сообщение.
1. Сообщение темы, целей, задач занятия.
2. Практическая значимость изучаемой темы.
ІV. Изучение нового материала. М.: объяснение.
1. Творческий путь писателя. Джером Дэвид Сэлинджер – американский писатель, классик литературы США XX века, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи».
Сэлинджер родился 1 января 1919 г. в Нью-Йорке в семье еврея и ирландки. Отец, зажиточный торговец Соломон Сэлинджер, стремился дать сыну хорошее образование. В молодости Джером учился в военной академии в г. Вэлли-Фордж. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище и трех колледжах. Однако нигде не проявил ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с котрым он в конце концов рассорился навсегда. Писательская карьера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Во время второй мировой войны писатель принял участие в военных действиях американских войск в Европе с самого начала высадки в Нормандии. Принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.
Его первый рассказ «Молодые люди» был опубликован в журнале «Стори» в 1940. Первую серьезную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) – история одного дня в жизни молодого человека, Симора Гласса, и его жены.
Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман «Над пропастью во ржи» (1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и кое-где в США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы.
В 1953 г. напечатан сборник «Девять рассказов». В 60-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» и повесть «Выше стропила, плотники».
После того, как повесть «Над пропастью во ржи» завоевала оглушительную популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 г. прекратил печататься, сочиняя только для себя. Более того, наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы он практически никак не взаимодействует с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Хэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками, как то, буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика, а также нетрадиционной медициной.
В СССР и России его произведения переводились и издавались, и завоевали популярность, прежде всего среди интеллигенции. Наиболее удачные и известные – переводы Риты Райт-Ковалёвой.
Умер 28 января 2010 года в собственном доме в Корнише (штат Нью-Гэмпшир, США).
2. Повесть «Над пропастью во ржи» – протест против бездушности общества. Фабула построена вокруг бесцельных метаний по городу молодого человека с запоминающимся именем Холден Колфилд, который представляет собой очень интересную личность. Фактически, в нём собрана вся молодёжная агрессия и нарочитое выпадание из окружающей «системы». Книга начинается с того, как Колфилда выгоняют из престижной школы за неуспеваемость. Не то, чтобы он плохо учился – нет, он умён и вполне мог бы продолжать обучение, но ему претит сам дух школы, чопорный и лицемерный. Эти два качества Холден видит буквально во всём, не только в школе – начиная от своих друзей и подруг и кончая случайными знакомыми. При этом он знает, что сам от них мало отличается, и это его крайне угнетает. Он понимает, что не в силах ничего изменить – единственное, что он может сделать, это выказывать неявный протест против порядка вещей, ничего не предпринимая активно. Вот в чём причина его прогулов, постоянного вранья, презрения к нормам и правилам, доходящего порой до истерики. У Холдена нет ценностей в жизни, кроме весьма смутных представлений о том, как всё должно быть. Яркий образ – его мечта, то самое дело, которым он мог бы заниматься без отвращения к себе:
— … Понимаешь, я себе представлял, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак.
Странная мечта, но что-то в ней действительно есть… Спасать детей, тех созданий, в которых ещё нет того ненавистного лицемерия и нарциссизма, который Холден видит во всех людях – вдали от всего, над бездонной пропастью.
Холден действительно висит над пропастью, но под угрозой находятся не играющие во ржи дети, а он сам. Да, в нём есть всё то, что было и есть в нас, в молодёжи – дух бунтаря, отречение от авторитетов, стремление к безотчётной дали, – но это всё слепые силы, которые без узды могут уничтожить не только нас самих, но и тех, кто нам близок. Книга в первую очередь учит не быть таким, как Холден Колфилд, не терять веру в ценности, пусть даже ненавистные нам и кажущиеся банальными. Просто нужно делать это не «без тормозов», а целеустремлённо, начиная с малого, чётко себя осознавая, не отторгая всё и вся. Строить, а не ломать. В конце концов, Сэлинджер сам говорит устами одного из собеседников Колфилда, и эта фраза стала главной из всего произведения:
Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.
Субъективность, экспрессия, напряженный сюжет, психологизм, жизнеподобие и риторичность – важные стилевые черты романа Д. Д. Сэлинджера. Жанр произведения часто определяют как роман-исповедь: это монолог главного героя – подростка Холдена Колфилда, который рассказывает о событиях годичной давности – о том, что происходило в его жизни и в его сознании год назад в канун Рождества. Произведение можно рассматривать и как пример психологического романа, так как цель автора – показать внутренний мир молодого человека, подчеркнуть причины, вызывающие те или иные переживания. В ходе занятия важно рассмотреть эти причины и их последствия.
Стиль романа «Над пропастью во ржи» можно охарактеризовать как прозаический риторический монологизм, так как речи героя-повествователя свойственна метафоричность, то есть создание ярких словесных образов. Одна из задач – проанализировать специфику и назначение эти образов. Необходимо также выявить лейтмотивы (лейтмотив – смысловой повтор в рамках одного произведения, служащий для усиления того или иного компонента текста), помогающие постичь характер переживаний героя.
Композиция произведения сложная: в романе постоянно нарушается хронология событий, что связано с формой воспоминаний, когда героя, повествуя о событиях годичной давности, дополняет свой рассказ некими подробностями из более отдаленного прошлого.
Психологизм как основная стилевая черта романа Сэлинджера обусловлен его философской и нравственной проблематикой, которая предполагает поиск личностью истины, своего мнения о мире, рождающегося в атмосфере жестокого конфликта. Холден Колфилд на протяжении всего повествования занят именно самопознанием через самоанализ.
Жизнь большинства обеспеченных американцев раздражает Холдена. Он ясно видит, что жизнь эта ненастоящая и иллюзорная. Подросток много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. «Вообще, я очень необразованный, но читаю много», – говорит Холден. Но, так или иначе, а столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками.
Главный герой отличается стеснительным, обидчивым характером. Он нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Причиной тому душевное одиночество: ведь его жизненные ценности не совпадают с критериями взрослых. Холдена возмущает «показуха» и отсутствие самой элементарной человечности в жизни. Кругом царит обман и лицемерие. Учителя в привилегированной школе лгут, уверяя, что воспитывают хороших людей. Вот Холден вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными родителями своих подопечных.
Холдена никак не назовешь благонравным юношей. Он бывает ленив, без особой на то надобности лжив, непоследователен и эгоистичен. Однако, неподдельная искренность героя в рассказах о себе компенсирует многие недостатки его неустоявшегося характера. В последних главах романа он выглядит уже гораздо терпимее и рассудительнее. Холден начинает замечать и ценить такие положительные качества как приветливость, радушие и воспитанность, столь распространенные среди его сограждан в повседневном общении.
Юношеский бунт Холдена доводит до логического конца его младшая сестра Фиби, готовая идти навстречу новой жизни. Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-Йорке, потому что бежать всегда проще, нежели продолжать отстаивать идеал – бесхитростный, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические грезы юности. В итоге Холден формируется как личность.
Герой Сэлинджера Холден Колфилд – своеобразный символ чистоты и искренности для поколения выпускников школ и колледжей. Холден – семнадцатилетний юноша – мечтал о том, чтобы когда-нибудь появился наконец писатель, с которым хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить по душам.
Холден Колфилд одним из первых осмелился обвинить современную ему Америку в самодовольстве и лицемерии. Главное обвинение, которое сэлинджеровский герой бросает окружающему миру, – это обвинение в фальши, в сознательном, а потому особенно отвратительном притворстве, душевной черствости. По мнению Холдена, настоящему искусству в этом обществе противостоит ее лжеобраз, лжеотражение в массовой культуре.
Следует отметить, что Холден часто чувствует социальное неравенство и всякий раз страдает за «униженных и оскорбленных», стыдясь и пряча дорогой кожаный чемодан от близости с убогим чемоданом соседа, отказываясь от яичницы с колбасой, когда рядом с ним у человека хватает только на кофе с булочкой. Холдена обвиняют в том, что он ведёт себя как 12-летний мальчик. Он знает много о людях. Знает, в частности, и то, что взрослый человек смотрит на 16-летнего со своей взрослой «колокольни» и даже не делает попытки разобраться, что же происходит в бесконечно ранимой душе 16-летнего.
Бунт Холдена приводит к логическому завершению не он сам, а его младшая сестра Фиби, которая готова кинуться навстречу новой жизни. Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-Йорке, потому что бежать всегда проще, чем, собрпвшись с духом, продолжать отстаивать свой гуманистический идеал – нехитрый, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические мечты юности.
1. Беседа со студентами:
2. Как вы думаете, Х. Колфилд ребенок или уже взрослая состоявшаяся личность?
3. Повесть «Над пропастью во ржи» – это протест против чего?
4. Какова роль сюжета повести Сэлинджера?
5. Как вы думаете, чему может научить повесть Сэлинджера?
6. В чем заключается смысл заглавия повести? Как звучит цитата из уст Колфилда?
7. Актуальна ли в наше время повесть Сэлинджера?
1. Отметить активность студентов.
2. Результативность выданного материала.
1. Выучить конспект лекции.
2. Раскройте вопрос: какие моральне ценности поднимает автор в своем произведении «Над пропастью во ржи»?