в каком классе читают мы замятина

Урок литературы в 11-м классе по теме: «Мы – от бога, я от дьявола?!» (По роману Е.И. Замятина «Мы»)

Разделы: Литература

Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы)

Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции — “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

в каком классе читают мы замятина. img1. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-img1. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка img1. Разделы: Литература

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

в каком классе читают мы замятина. img2. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-img2. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка img2. Разделы: Литература

Диктатура одного человека

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.Ответы участников групп.

в каком классе читают мы замятина. img3. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-img3. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка img3. Разделы: Литература

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.

(работа в группах, ответы учеников)

Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

Источник

Урок (конспект и презентация) по роману Е.Замятина «Мы» в 11 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Вопросы по роману МЫ.docx

2. Какой «нумер» имел главный герой романа Е. Замятина «Мы»?

3. Какой производительностью обладал «недавно изобретенный музыкометр» (Конспект, запись 4-я)?

5. Какое «медицинское средство» было использовано Единым Государством в борьбе с инакомыслием?

6. Назовите другую (не литературную) профессию Е. Замятина.

7. Кем был по профессии главный герой романа «Мы»?

8. Что такое «материнская» и «отцовская» нормы в Едином Государстве?

9. В течение какого времени «нумер» должен был явиться в Бюро Хранителей для дачи показаний в случае обнаружения чего-то незаконного?

10. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.

11. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском Бюро?

12. Был ли, на ваш взгляд, образ главного героя романа «Мы» автобиографичным?

13. Какой материал используется при строительстве зданий в Едином Государстве и почему?

14. С каким праздником древних ассоциировался у «нумеров» Единого Государства День Единогласия?

15. Какую почетную обязанность исполнял Благодетель в день Праздника Правосудия?

16. Какую роль играла Скрижаль в жизни гражданина Единого Государства?

18. Можно ли сказать что роман «Мы» написан эзоповым языком?

19. Как называется книга воспоминаний и критических статей, изданная после смерти Е. Замятина его женой? Кто ее герои?

3. До трех сонат в час.

4. Мефи — древнее имя крылатого юноши, вожака повстанцев, лицетворение вечной энергии.

5. Операция на головном мозге с целью удаления фантазии.

8. Селекционные нормы роста, установленные в Едином Государстве, ниже которых «нумерам» мужского и женского пола возбранялось зачатие.

10. Жертву помещали под специальный стеклянный колокол, а затем откачивали оттуда воздух.

11. У главного героя «образовалась душа».

12. Вполне может быть. Ведь автор имел высшее техническое образование и долгое время работал на строительстве кораблей (аналогия со строительством «Интеграла» в романе).

13. Стекло, потому что «честному нумеру нечего скрывать от своих сограждан».

16. Скрижаль являлась единым расписанием всей жизни.

18. Можно, если учесть время и место написания романа.

19. «Лица». Л. Андреев, М. Горький, А. Белый, Б. Кустодиев и др.

Выбранный для просмотра документ Евгений Замятин Роман Мы.ppt

в каком классе читают мы замятина. presentation bg. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-presentation bg. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка presentation bg. Разделы: Литература

Описание презентации по отдельным слайдам:

Евгений Замятин. Мы.

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Мы — Роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в двадцать девятом веке. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Литературная разминка 1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия? 2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13? 3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома? 4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома? 5. Какой миф лёг в основу поэмы одного из государственных поэтов (поэма была прочтена на Празднике Правосудия)? 6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним?

7. Какую почётную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого “праздника”? 8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству … 9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зелёной Стеной? 10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503?

Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства.

«Мы идём — одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас — та смиренная радость, какою, вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты. В древнем мире — это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение — добродетель, а гордыня — порок, и что «МЫ» — от Бога, а «Я» — от диавола.» Д-503

Запись 20-я И вот — две чашки весов: на одной — грамм, на другой — тонна, на одной — «я», на другой — «Мы», Единое Государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Отсюда — распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны… — Д-503

«Вот я — сейчас в ногу со всеми — и всё-таки отдельно от всех. Я ещё весь дрожу от пережитых волнений, как мост, по которому только что прогрохотал древний железный поезд. Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность — только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб — их будто и нет. Разве не ясно, что личное сознание — это только болезнь.» (Д-503)

Цитаты. Запись 7-я Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы. (Д-503)

Запись 8-я Стены — это основа всякого человеческого… (Д-503) Запись 16-я Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. (Д-503)

«Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.»

Формула счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”. Благодетель.

В марте 1949 г. Оруэлл пишет : «Это возмутительно, что книга такой удивительной судьбы и такого огромного значения не выходит к читателю»

“Мы” — роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

Выбранный для просмотра документ Тест. Замятин. Мы.doc

Главное лицо Единого Государства? ( Благодетель ).

Синоним к слову «расписание» в Едином Государстве? (Скрижаль ).

Какое открытие делает один из граждан, которое поразит больше всего Д- 503? (бесконечности нет).

«С полочки на стене прямо в лицо улыбалась ассиметричная физиономия». Чья? («. кажется Пушкина»).

Выбранный для просмотра документ Урок литературы в 11 Мы..doc

« Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…» (По роману Е.И. Замятина «Мы»)

Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

“Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;

Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;

Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;

Анализ художественного текста;

Закрепление литературоведческих терминов;

Развитие творческой и познавательной активности учащихся;

Развитие навыков анализа и синтеза материала;

Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;

Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал, схемы.

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы) Звучит музыка

Примерные ответы учащихся:

Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.

После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.

Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.

В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.

Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.

Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.

Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.

—Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

—Каково ваше мнение о романе? Как далось чтение? Первое впечатление? Что главное в сюжете вы можете выделить? О чем роман?

Это роман о бездуховном обществе.

О счастье, каким его представляют люди будущего.

Это роман о любви и предательстве.

Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.

Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.

Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.

А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.

Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.

Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.

Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

—Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

—А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции — “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

в каком классе читают мы замятина. hello html m6fbf1d3c. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-hello html m6fbf1d3c. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка hello html m6fbf1d3c. Разделы: Литература

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

в каком классе читают мы замятина. hello html m586dc90c. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-hello html m586dc90c. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка hello html m586dc90c. Разделы: Литература

Диктатура одного человека

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью.Ответы участников групп.

в каком классе читают мы замятина. hello html 3361351f. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-hello html 3361351f. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка hello html 3361351f. Разделы: Литература

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.

В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?

Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”.

Диктатура…Какие ассоциации вызывает это слово?

Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.

(работа в группах, ответы учеников)

Какова самая главная опасность для Единого Государства?

Главную опасность представляет внутренний мир человека.

Когда человек осознает себя человеком.

Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.

Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

Источник

В помощь школьнику. Е. И. Замятин (1884—1937). Роман-антиутопия «Мы» (обзорное изучение). 11 класс

В конце января — начале февраля одиннадцатиклассникам предлагается ознакомиться с первой российской антиутопией, романом Евгения Ивановича Замятина «Мы». Удивительно, но знаменитые «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Хаксли были написаны намного позже!

в каком классе читают мы замятина. 845a9dac80c3515. в каком классе читают мы замятина фото. в каком классе читают мы замятина-845a9dac80c3515. картинка в каком классе читают мы замятина. картинка 845a9dac80c3515. Разделы: Литература

Текст: Ольга Разумихина

Среди российских классиков есть множество имён, чьи произведения не входят в школьную программу — хотя, по-хорошему, им там самое место. Так, когда школьники изучают «золотой век» русской литературы (эпоху Пушкина, Лермонтова и Гоголя), за бортом их внимания остаются:

•многочисленные поэты-декабристы, такие как В. К. Кюхельбекер и К. Ф. Рылеев, а также их современник Е. А. Баратынский;

•драматург А. В. Сухово-Кобылин, в числе прочего написавший комедию «Свадьба Кречинского», которую до сих пор ставят в театрах по всей России;

•прозаик В. Ф. Одоевский, чей сборник рассказов «Русские ночи», вышедший в 1844 году, стал сенсацией, ведь в подобном мистическом ключе до Одоевского не работал никто, кроме, пожалуй, Н. В. Гоголя с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки».

Что до авторов второй половины XIX — начала ХХ века, многие их произведения предлагаются для так называемого обзорного изучения: от школьника требуется прочесть несколько глав или сокращённую версию. Именно в таком виде нынешний одиннадцатиклассник знакомится с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, с «Доктором Живаго» Б. Л. Пастернака — а также, к большому сожалению, с романом Замятина «Мы», который считается первой российской, а то и мировой антиутопией.

Но прежде чем обзорно изучать это произведение, поговорим о самом жанре.

Утопии и антиутопии

Слово «антиутопия», как нетрудно догадаться, состоит из двух частей: приставки «анти-», которая обозначает противоположность чему-либо, и основы «утопия».

Слово же «утопия» — ох уж эти иностранные языки! — также состоит из приставки и основы. Хотя придумал его британец Томас Мор, оно восходит к греческому языку, где приставка «у» обозначает «не», а корень «топос» — место. То есть утопия — это место, которого нет и быть не может.

Откуда же взялось это слово? Из трактата того самого Томаса Мора, английского мыслителя XVI в., который любил порассуждать о государственном устройстве и повыдумывать страны, где все живут в мире, достатке и процветании. В 1516 г. философ опубликовал произведение с диковинным названием: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (не верите? погуглите!). В этом произведении он составил список законов, которые следует установить в государстве, чтобы простые смертные были довольны жизнью. В числе прочего, Томас Мор ратовал за то, чтобы кандидатов на ответственные должности «отсеивали» путём тайного голосования, мужчины и женщины были равны в правах — и всяк мог исповедовать любую религию. Также, будучи человеком разумным, писатель понимал, что даже на чудесном острове Утопия останется какая-никакая преступность, — но вместо смертной казни предложил общественные работы. (И если эти идеи философа сейчас в большей или меньшей степени реализованы во всех развитых странах, то до 6-часового рабочего дня, тоже предложенного в этой золотой книжечке, никто так и не додумался.)

Спустя век после этой публикации мир потрясла ещё одна публикация в схожем жанре: «Город Солнца» итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы. Впрочем, эта работа была принята публикой с куда меньшим восторгом, потому что, будучи утопией формально, по содержанию она являлась как раз-таки антиутопией. Вольнодумный итальянец грезил о существовании города, где жители бы ничем не отличались друг от друга — даже внешне: и мужчинам, и женщинам предписывалось носить одинаковые одеяния, которые меняли строго раз в три месяца. Также в книге содержались следующие заявления, по сей день возмутительно провокационные:

•«Ведению Любви подлежит деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они [жители Города Солнца] издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой»;

•«Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке»;

•«Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным даётся право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно».

С этого момента стало понятно, что утопия невозможна как минимум потому, что представители интеллектуальной элиты видят совершенное государство по-разному. Если же расселить всех без исключения жителей какой-либо страны в такие «идеальные города» — идеальные по меркам Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы или других теоретиков, — всеобщего счастья это никому не принесёт, потому что люди слишком отличаются друг от друга убеждениями, ценностями и привычками, и попытка привести всех под одну гребёнку приведёт, напротив, к недовольствам и восстаниям.

Потому-то, спустя ещё несколько веков, в мировой литературе и появился жанр антиутопии. Антиутопия предстала как государство, которое кажется идеальным только представителям местной власти и немногим её сторонникам. Все остальные же вынуждены вести образ жизни, который навязан им под страхом жестокого наказания. Немаловажно и то, что произведения такого толка стали уже не философскими трактатами, а полноценными художественными произведениями.

Итак, какие же порядки господствуют в Едином Государстве Е. И. Замятина?

Во-первых, все его жители со времён загадочной Двухсотлетней Войны отделены от так называемого дикого мира Зелёной Стеной. Снаружи торжествует природа: там водятся птицы и животные, растут деревья. В городе-государстве всего этого нет, а взрослые граждане помещены в типовые комнаты — и, в большинстве своём, даже не представляют, что возможно жить иначе. Главный герой — роман стилизован под его записки — рассуждает так:

«Я допускаю: привычка к этой оседлости получилась не без труда и не сразу. Когда во время Двухсотлетней Войны все дороги разрушились и заросли травой — первое время, должно быть, казалось очень неудобно жить в городах, отрезанных один от другого зелёными дебрями. Но что же из этого? После того как у человека отвалился хвост, он, вероятно, тоже не сразу научился сгонять мух без помощи хвоста. Он первое время, несомненно, тосковал без хвоста. Но теперь — можете вы себе вообразить, что у вас хвост? Или: можете вы себя вообразить на улице голым, без «пиджака» (возможно, что вы еще разгуливаете в «пиджаках»). Вот так же и тут: я не могу себе представить город, не одетый Зеленой Стеною».

«Пиджак» — это, впрочем, не более чем историзм, ведь всё население носит уставную одежду. Да что там говорить о милых изысках, если у персонажей нет даже имён! Главный герой известен под номером Д-503; подруга, утешающая его в постели, — 0–90; главная же антагонистка, убеждённая, что такой порядок вещей противоестественен и надо что-то менять, — I-330.

Отношения мужчин и женщин, разумеется, тоже регламентированы. Если какой-либо человек намерен приятно провести время тет-а-тет, он обязан уведомить об этом государство и взять специальный талон. При этом понятий любви и семьи не существует:

«А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел. Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую, рожали детей. Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводства».

Это, как внимательный читатель уже наверняка понял, прямой выпад в сторону «Города солнца». Вот только если Кампанелла в начале XVII века пропагандировал подобные идеи, не заботясь о том, как они могли бы отразиться на обычных людях, то Замятин уделяет психологическому аспекту немало внимания. О-90 очень хотела бы иметь ребёнка, но ей это запрещено, ведь она «на 10 сантиметров ниже Материнской Нормы». Но даже если бы каким-то чудом ей бы и разрешили родить малыша, его тотчас же отняли бы: у граждан Единого Государства нет отцов и матерей, их воспитанием занимаются специально обученные люди.

Итак, горожане истово верят в справедливость установленного порядка — и трудятся на благо общества. Труд же их расписан по часам, и распорядок этот назван Скрижалью; Скрижаль — «сердце и пульс Единого Государства». Но главного героя, Д-503, не устраивает, что даже в этом строгом расписании у каждого гражданина есть свободное время:

«Абсолютно точного решения задачи счастья нет ещё и у нас: два раза в день — от 16 до 17 и от 21 до 22 единый мощный организм рассыпается на отдельные клетки: это установленные Скрижалью Личные Часы. В эти часы вы увидите: в комнате у одних целомудренно спущены шторы, другие мерно по медным ступеням Марша проходят проспектом, третьи — как я сейчас — за письменным столом. Но я твердо верю : раньше или позже, но когда-нибудь и для этих часов мы найдём место в общей формуле, когда-нибудь все 86 400 секунд войдут в Часовую Скрижаль».

Главный герой — инженер: он работает над загадочным «ИНТЕГРАЛОМ», космическим кораблём, задуманным, чтобы донести до представителей иных цивилизаций истину о единственно верном (по мнению Д-503) государственном устройстве. Именно для инопланетян-дикарей центральный персонаж и составляет свои записки. «ИНТЕГРАЛ» призван подчинить жизнь во всей вселенной гармонии математики,

«проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной, благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах — быть может, ещё в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми».

Но Евгений Иванович Замятин не был бы классиком, если бы не поставил центрального персонажа перед сложнейшим выбором. Как это делали за и А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», и И. С. Тургенев в «Отцах и детях», автор антиутопии посылает своему герою испытание любовью, так что Д-503 приходится многое переосмыслить.

После Замятина

После того как был опубликован роман «Мы» (но, естественно, не в СССР — здесь книгу посчитали карикатурой на советскую власть), жанр антиутопии приобрёл колоссальную популярность. «Идеальные» государства создавали такие зарубежные писатели, как:

Джордж Оруэлл, «1984» — герои обитают в тоталитарном государстве, во главе которого стоит Большой Брат, история переписывается едва ли не каждый день, процветают доносительство и травля политических преступников, а неугодных режиму людей распыляют;

Олдос Хаксли, «О дивный новый мир» — государство, на первый взгляд не имеющее ничего общего с деспотиями, описанными в романах «Мы» и «1984», но лишь потому, что здесь детей с младых ногтей учат интересоваться только примитивными вещами — изысканными блюдами, модной одеждой и поиском всё новых и новых сексуальных партнёров;

Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» — ещё один мир, где думающие люди оказываются не нужны государству, население часами просиживает перед интерактивными телевизорами, а назначение полиции — выявлять граждан, которые прячут у себя дома книги, и сжигать их жилища.

Герои каждой из этих антиутопий показывают читателю, что борьба за свободу слова священна — и что человек должен сам решать, каких принципов придерживаться, как строить личную жизнь, чем заниматься в свободное время. И власти какого бы то ни было государства не имеют права вмешиваться в частную жизнь гражданина — хотя им всегда будет хотеться именно этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *