в каком классе читают два капитана
Урок литературы в 7-м классе «Будь судьбы своей капитаном» (по роману В.А. Каверина «Два капитана»)
Разделы: Литература
Цель урока: всестороннее знакомство с романом В.А.Каверина “Два капитана”.
Характер урока – урок-размышление.
Тип урока – комбинированный.
Способ усвоения – творческо-исследовательский.
1. Чтение романа В.А.Каверина “Два капитана” и стихотворения Э.Асадова “Ледяная баллада”.
2. Поиск дополнительного материала для исторической справки “Освоение русского севера”.
3. Оформление выставки книг писателя.
4. Сочинение “Характеристика на героя романа В.А.Каверина “Два капитана”, который меня поразил” (на уроке русского языка).
5. Подготовка иллюстраций к роману (на уроках ИЗО).
Русский язык (развитие речи) – создание письменных работ “Отзыв на книгу”, “Характеристика на литературного героя”.
История – события с 1912 по 1944 года.
География – покорение русского севера.
Роман (исторический, приключенческий, биографический, роман в письмах).
…Если на трудной стоишь ты дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда.
…Мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвятим книге, которой в этом году исполняется 63 года, и ее автору – Вениамину Александровичу Каверину. Впервые мы встречаемся с этим автором на наших уроках, и эту несправедливость мы сегодня исправим.
Родился В.А.Каверин в 1902 году, прожил долгую интересную жизнь, стал свидетелем всех ключевых исторических событий, которые пережила наша страна в XX веке. Еще в молодости решил стать писателем. Первые его рассказы были замечены М.Горьким. За свою долгую жизнь был не просто писателем – военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, журналистом, писал литературные воспоминания, романы, повести, рассказы.
Обратимся к выставке книг этого писателя.
2. Краткий обзор книг дают двое учащихся класса, получившие это задание заранее.
3. История создания романа.
Библиотекарь: Роман “Два капитана” был задуман еще в 1937 году после встречи с интересным человеком, летчиком, который рассказал историю своей жизни. Этот герой в романе стал прототипом Сани Григорьева. Роман состоит из двух томов: первый был закончен в 1941 году, второй том – в 1944. Обратите внимание, автор продолжил работу над романом во время Великой Отечественной войны.
4. Обращение к содержанию книги через проблемный вопрос. Анализ содержания.
— Подумайте, почему В.А.Каверин не отложил написание второго тома до более подходящих времен?
(ожидаемые ответы: считал, что книга будет полезна читателям в такое трудное время; рассказывая о мужественных самоотверженных людях, хотел поддержать тех, кому трудно; настоящий писатель не прекращает своего труда ни при каких обстоятельствах; государство было заинтересовано в такой литературе и инициировало писателя на завершение книги).
Аналитическая беседа
а) Обмен впечатлениями, полученными после прочтения романа.
б) Обращение к сюжету романа.
Ключевые события (найдены письма, герой научился говорить, побег в Москву, Саня узнает историю капитана Татаринова и дает клятву его найти, становится летчиком, война, капитан Татаринов найден).
в) Если бы вам предложили разделить роман на несколько отдельных книг, кто бы стал главным героем в каждой из них? (Подходим к вопросу о двух сюжетных линиях, ожидаемые ответы: книга о Сани Григорьеве и его судьбе, книга о капитане Татаринове и его подвиге).
г) Вернемся к вопросу о прототипах. В начале урока мы говорили о том, что В.А.Каверин встретил человека, судьба которого его заинтересовала, и благодаря этому появился Саня Григорьев. А есть ли в романе другие герои, имеющие в реальной жизни прототипов? (Ученики должны самостоятельно сопоставить факты, полученные после знакомства с поэмой Э.Асадова “Ледяная баллада” о капитане Георгии Седове)
д) Обратимся к названию романа.
Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название? (Ожидаемые ответы: судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану)
5. Главные герои романа. Сравнительная характеристика героев.
Александр Григорьев | Капитан Татаринов |
1. Характеристика героя (чтение домашних сочинений). 2. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик Ч., тетя Даша. 3. Враги: Ромашов, Н.А. Татаринов. | 1. Внесюжетный персонаж. Как писатель знакомит нас с героем, который ни разу не появится на страницах романа? (Через письма; воспоминания Кати; книги, которые он читал; через описание его кабинета, через его дела). 2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля. 3. Враги: брат Н.А.Татаринов. |
Продолжение аналитической беседы:
— Почему у таких хороших людей есть враги? (Ожидаемые ответы: в жизни всегда есть завистники, которым не дают покоя чужие успехи, идя к своей светлой цели, герои затрагивают чьи-то низменные интересы)
— Есть ли еще в романе герои-двойники? (По аналогии ученики должны сравнить Ромашова и Н.А.Татаринова)
6. Обобщение знаний через работу над жанром романа.
Игра “Столкновение мнений”
Правила проведения игры: играем парами, каждая пара учащихся получает карточку, в которой дано определение одного из типов романа. Им необходимо доказать, что книга “Два капитана” именно того жанра, который указан в их карточке.
Карточка № 1
Рассказывается о реальных исторических событиях (примеры из текста ______).
Конкретные временные границы(______).
Упоминаются реально существовавшие люди(______).
Ожидаемые ответ: 1912–1944 гг., экспедиции по освоению севера, реальные географические места и открытия, война в Испании, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, реальный исторические личности – Г.Седов, Брусилов, В.Чкалов.
Карточка № 2
С героями происходят удивительные вещи(______).
Ожидаемые ответы: побег из дома, чудесное выздоровление Сани, совпадения, враги, стремление добиться своей мечты и т.д.
Карточка № 3
В основе повествования лежат судьбы героев, у которых есть реальные прототипы(______).
Ожидаемые ответы: Саня Григорьев, капитан Татаринов.
Карточка № 4
Роман в романе – письма капитана Татаринова к жене и письма Александра Григорьева к Кате. Целый мир в этих письмах.
Карточка № 5
Основная интрига – любовная, любовный треугольник.
Ожидаемые ответы: Любовные треугольники – капитан Татаринов, его жена, его брат. Саня Григорьев, Катя Татаринова, Ромашов. Н.А.Татаринов, мама Кати, Кораблев.
После выступления каждой группы приходим к выводу, что в романе присутствуют все эти черты. Предлагаем ученикам обратиться за подтверждением к самому автору.
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.
7. Подведение итогов урока (беседа).
— Обратимся к названию нашего урока и эпиграфам. Правильно ли подобраны эпиграфы к уроку? (Отражают идейный смысл романа и наших рассуждений)
— А можно ли эти слова взять эпиграфом к целой жизни? (Особую ценность приобретают слова Асадова, когда ребята узнают, что еще совсем молодым поэт потерял зрение, но не потерял веры в людей, мечту, любовь)
— Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо? (Собственную жизнь нужно строить самостоятельно, находить друзей, справляться с трудностями, иметь светлую цель, и тогда жизнь будет прожита не зря…)
— Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа? (Капитан Татаринов: “ Все для России!”, Капитан Григорьев: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”)
8. Домашнее задание (творческое, по развитию речи).
Осмыслите все то, что мы говорили о романе, его авторе, героях и напишите отзыв на книгу “Два капитана”. Для этого можно использовать форму письма к писателю.
9. Результаты урока.
Оцениваем умение ориентироваться в тексте романа, давать полные аргументированные ответы, активность в обсуждении проблемы, умение сопоставлять, сравнивать, группировать, обобщать.
Литература.
1. Каверин В.А. “Два капитана”.
2. Асадов Э. “Ледяная баллада”.
3. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967, стр. 595.
4. Литературная газета. № 24, 1988. Уже написана первая фраза.
5. Комсомольская правда. Уходят капитаны. № 61, 1988.
Изучение романа В.Каверина «Два капитана» в современной школе (к вопросу об интерактивном обучении на уроках литературы)
Разделы: Литература
Задача учителя – открыть для учащихся мир произведений В. Каверина и создать на уроке условия творческой работы при изучении романа «Два капитана». Я предлагаю использовать интерактивные методы обучения для решения поставленной задачи.
Тема урока: «Судьба человека в романе В.Каверина «Два капитана».
Задачи урока:
1. Познакомиться с историей создания романа и прототипами его героев.
2. Охарактеризовать главных героев романа «Два капитана».
3. Осмыслить сюжет и идею произведения В. Каверина.
4. Сопоставить вымышленное путешествие капитана Татаринова и реальное освоение Севера, выявить их сходство и различия.
5. Создать условия для развития коммуникативной компетенции школьников, исследовательских и творческих способностей учащихся.
6. Создать условия для формирования лучших качеств: верности своему слову, честности, упорства, силы воли, мужества и т.п.
Оборудование: ноутбук или ПК, принтер, листы А3, краски, фломастеры, ножницы, клей, смарфоны, листы с QR-кодом.
Структура урока:
Ход урока
Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность.
Юзеф Бестер
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»
Толстой Л.Н.
Учащиеся делятся на группы перед уроком, выбирая листочки определенного цвета.
Работа с эпиграфами урока. Как вы понимаете слова Юзефа Бестера и Л.Н.Толстого? Кого можно назвать целеустремленным человеком, а кого пустым мечтателем?
Сегодня мы с вами будем говорить о двух капитанах. Каких знаменитых капитанов вы знаете?
Посмотрите на эти портреты (рядом с каждым портретом QR-код).
Как вы думаете, кто это?
Мне кажется, что всех этих людей объединяют очень известные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ведь в жизни этих людей было место и время для подвига. Воспользовавшись QR-кодами, в группе подготовьте краткое сообщение об этих людях.
Работа учащихся по подготовке сообщения и отчет о проделанной работе.
Как связаны судьбы этих людей и девиз нашего урока?
Из какого произведения я взяла этот девиз? Из романа В. Каверина «Два капитана».
Давайте сформулируем тему и цели урока. Для этого заполним таблицу «Знаю – Не знаю – Хочу узнать». В ходе работы на уроке будем заполнять постепенно третью колонку.
Сегодня мы с вами побываем в роли отважных капитанов, составим путевые заметки и дневники, а также узнаем много нового о В. Каверине и его романе «Два капитана», кроме того, мы побываем в экспедиции на Севере нашей страны и вместе с капитанами пройдем этот нелегкий путь новых открытий.
Как же все начиналось? Давайте послушаем самого главного героя романа – Саню Григорьева.
Инсценировка. Ученик, играющий Саню Григорьева, читает начало романа и письмо.
Назовите ключевые события романа.
Если бы вам предложили разделить роман на отдельные книги, кто бы стал главным героем в каждой из них? Книга о Сане Григорьеве и его судьбе и книга о капитане Татаринове и его подвиге.
Как вы думаете, почему роман называется «Два капитана»? Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, а результат своей работы представляет на листе А3, на котором должна отражаться самая важная, на ваш взгляд, и интересная информация по вашему заданию. В конце урока мы соединим ваши листы и посмотрим, что у нас получится.
1 группа готовит характеристику Александра Григорьева по плану:
3. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик, тетя Даша.
4. Враги: Ромашов, Н.А.Татаринов.
2 группа характеризует капитана Татаринова:
2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля.
3. Враги: брат Н.А.Татаринов.
После выступления 1 и 2 групп задаются такие вопросы:
3 и 4 группы разбиваются по подгруппам и работают над определением жанра произведения. Задание: дополните карточки и подберите примеры и доказательства из текста. У детей есть доступ к тексту романа онлайн, поэтому нужные отрывки они могут распечатать на принтере. Свои заполненные карточки учащиеся размещают в виде кластера на листе А3. После выступления групп учитель предлагает послушать, как сам автор говорит о своем произведении:
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе по роману В. Каверина «Два капитана»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По внеклассному чтению в 9 классе.
Читаем и обсуждаем
роман В. Каверина «Два Капитана».
найти и не сдаваться».
Учитель: Бильдянова Н.В.
познакомить учащихся произведением и его историей создания;
2. воспитывать у ребят чувство подлинного гуманизма и патриотизма;
показать особенности романа как литературного жанра;
рассмотреть особенности писателя в создании портрета героя;
совершенствовать навыки выборочного чтения художественного текста;
развивать у учащихся монологическую речь;
воспитывать любовь к литературе.
11 января 1946 года на одной из конференций читателей Вениамин Каверин задал следующий вопрос:
-Поняли ли вы идею романа? Я задал Вам вопрос: «Зачем понадобилось написать мне об убийстве сторожа на понтонном мосту и об аресте отца Саши? Почему я начал роман именно с этого?»
Чтобы лучше разобраться в героях, в их поступках, нужно пройти весь путь, который прошли герои.
Кто из героев романа произносит фразу: «Каждому охота схватить лакомый кусок… «Но можно ли подобный кусок назвать обеспечивающим явлением это ещё вопрос?»
Что вы можете рассказать о Гаере Кулии?
— Недалекий, глупый, ленивый, жесткий человек. Он бросил Саню, когда умерла мать. Забрал даже её вещи. Тунеядец. Выгнали с работы, жил Зв счет матери Сани, женщины больной физически и душевно. Позже мы узнаем, что он вступил в батальон смерти, затем бежал и через много лет Саня встретил его в Москве в зоопарке. Но он и оттуда трусливо убегает.
Кого ещё из героев романа мы могли бы назвать любителями «лакомых кусков», хотя они на первый взгляд и не похожи на Гаера Кулия?
-Николай Антонович Татаринов и Романов Н. А. за счет других (т.е. экспедиции капитана Татаринова) нажил состояние. Он снабдил экспедицию плохими продуктами и одеждой, купил по дешевки плохих собак и всю дальнейшую жизнь он «зарабатывал» на гибели экспедиции; ведь он стал считаться историком-исследователем этой экспедиции: писал научный труд.
А по отношению к Марии Татариновой – матери Кати, он тоже ведь был жесток.
Он его предал, бросил в одиночестве в глухом, враждебном лесу погибать. Он верил в то, что Саня погибнет, а выстрелить в Саню не смог, т.к. был трусом.
В отношении к Кате тоже видим его подлость, расчет, ложь и наглость.
В чем смысл названия книги? Как соединяется судьба капитана Григорьева с судьей капитана Татаринова?
-В романе описывается жизнь капитана Татаринова – его лучшая часть жизни: путешествия исследователя, и жизнь капитана Григорьева. Эти две жизни прожиты в разное время: до революции и после. Это две эпохи.
Две судьбы соединились странным образом. Сначала найденными Саней письмами, которые он выучил наизусть, затем встреча в Москве м Н.А. и Катей Он узнает по рассказам Кати капитана Татаринова. Затем занимается подготовкой экспедиции по розыску шхуны «Святая Мария». И уже через много лет он находит остатки шхуны и даже самого капитана Татаринова: его рукописи, дневники, вахтенный журнал шхуны «Святая Мария».
Так тесно переплелись две судьбы двух капитанов. На протяжении всего романа видим эту связь.
Только ли случай-находка писем, встреча с семьей Татариновых – лежит в основе связи образов двух капитанов?
-Нет, не только это. П моему, эти две яркие личности, две необыкновенные жизни не могли не прикоснуться друг с другом.
Целеустремленность, вера в правоту своей экспедиции, своего открытии я перекликается с верой Сани, с его сильным духом, целеустремленностью. Два сильных человека, они не похожи друг на друга.
а) Верны ли были капитану девизу: «Бороться и искать найти и не сдаваться»
-Да. Верны до конца своих дней. Капитан Татаринов долго боролся с неудачами. Даже оставшись один, он ещё пытался бороться с холодом, голодом, болезнями, для того чтобы сохранить сове открытие, он открыл Землю которую назвал Земля Марии (Сев. Земля). Умирая накрыл дневники своим телом чтобы они лучше сохранились.
б) Что они искали и за что боролись? Капитан Татаринов искал сев. Полюс, он изменил карту Арктики. Доказал, что земля Перпермана не существует. И сам открыл новую землю, которую назвал «Землей Марии».
в) Почему капитан Татаринов после гибели экспедиции направился к открытой им земле?
Для того, чтобы исследовать эту Землю. Чтобы эта земля была присоединена к Рассии.
Ещё он наделся, что он сможет отыскать следы экспедиции.
г) Что же искал Саня? За что он боролся.
Саня искал следы экспедиции Татаринова. Это была цель его жизни. Найти, доказать Н.А. что Татаринов не зря погиб в экспедиции. Хотел доказать Кате, что любит ей и никогда не перестанет любить.
А Саню чуть не погубил Ромашка тоже из-за зависти, вечной зависти к сильному человеку, который тоже любил Катю, как и он.
Всеми способами низкие люди пытались погубить этих капитанов. Они не стеснялись в выборе средств, поступков, только бы одержать победу.
Саня и капитан Татаринов смогли увидеть и распознать низкие помыслы своих «друзей» смогли противостоять им.
Сильная воля не только у Сани, но и у Н.А., и у Ромашки. Почему же в Сани она привлекает, а у тех отталкивает?
-Воля Сани была использована на достижение высоких целей, на доказательство правды, на добро. А воля Н.А. и Ромашки – на то, чтобы уничтожить люде, которые им мешали в достижении низменных целей.
Почему любовь Н.А. и Ромашки делает их боли симпатичными читателю.
-Любовь делает человека лучше, чище, сильнее. А здесь они любят для себя. Н.А. видит, что Мария Татаринова его не любит, по-прежнему помнит мужа. И все же он любыми путями втягивает её в свои руки, делает её ещё более несчастной. Она погибает.
Он лжет Кати о смерти Сани, хочет загубить Саню.
-Что дала ему любовь? Где видно, что этот человек стал лучше?
Любовь этих людей к себе, к своему я оказалась сильнее любви к Марии и Кате.
Почему погиб капитан Татаринов, а Саня Григорьев остался жив и одержал победу?
Капитан Татаринов остался один, без поддержки, ведь в его экспедиции мало кто верил в правоту капитана. А его, капитана, веры было мало.
А Саню окружали люди, жизнь которых тесно переплелась с его жизнью. Они помогали ему искать и бороться.
-Вспомни этих людей!
1. Иван Иванович – доктор.
2. Семья Сковородкиных: Петька, старик-судья, тетя Даша, его сестра.
3. Ванька – его друг, помешанный на зверях ставший впоследствии профессором.
Чем кончился спор между людьми, которые следуют девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» и тем, для которых главное в жизни – схватить лакомый кусок?
-Победой добра над злом. Каждый достиг своей цели. Пусть капитан Татаринов, но спустя много лет была доказана его правота. Саня в этой борьбе стал сильнее, приобрел много друзей. Жизнь его была интересной, хоть и нелегкой.
Оба капитана сумели доказать, что «лакомый кусок» не может быть целью и смыслом жизни.
Одиннадцатый вопрос – вывод.
Урок внеклассного чтения по В А.Каверину «Два капитана».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок внеклассного чтения по роману В.А.Каверина «Два капитана».
Обмен мнениями по поводу прочитанного. Беседа о прочитанном.
1) Понравился ли роман «Два капитана»?
2) Что понравилось в романе больше всего?
3) Назовите главных героев романа.
4) Как вы думаете, какая основная тема этого романа? Помогает ли тема урока в определении темы произведения?
Обсуждение содержания романа.
Учитель Произведения В.Каверина отличаются тем, что в центре его внимания научный поиск, с которым обычно связывается тайна, неразрешимая загадка. Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву? Ответ на этот вопрос можно найти в начале романа.
Чтение учителем начала романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку». Из них Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова. Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.
Учитель. Прочитаем и мы вместе с Саней это письмо. Читает ученик.
. (Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9
ч.1, гл. 10 «Тетя Даша», стр. 34)
Учитель. В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа.
(Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Вначале он думал пройти на шхуне вдоль берега Сибири из Петербурга во Владивосток. Затем он изменил маршрут и пошел Северным морским путем как можно дальше к Северному полюсу. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Вилькицким и названа Северной Землей. Были выведены формулы, по которым можно было вычислить скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Были опровергнуты научные сведения о существовании Земли Петермана. Из писем капитана стало известно, что шхуна была затерта льдами в Карском море. 13 человек во главе со штурманом Климовым по его приказу отправились на Большую землю, чтобы доставить сведения об открытиях в Гидрографическое управление. Сам Татаринов с остальными членами экспедиции остался на зимовку на открытой им новой земле, а затем двинулся по направлению к материку. Останки его экспедиции были обнаружены Григорьевым на северном побережье Таймыра.
Из романа мы узнали, что капитан Татаринов – смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».)
Учитель: Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу. Я хочу предоставить слово учителю географии Жуйбородину Александру Михайловичу.
Учитель географии: Ребята, перед вами слова одного из путешественников, покорителя снегов, льдов Арктики датчанина Ф.Нансена: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.
: Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.
^ Учитель литературы : Как видите, первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные. Таков и герой романа капитан Татаринов.
(Это Гаер Кулий. Он отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь и прихватив из дома все, что можно было унести, даже бархатную жакетку умершей мамы. Саня ненавидел его. Вновь Саня встретился с Гаером в Москве в зоопарке, где тот служил сторожем у клетки с обезьянами. Узнав Саню, он в страхе бежал, боясь возмездия за свои поступки.)
Учитель. Кого еще из героев романа можно назвать «любителями лакомых кусков», хотя они и не похожи на Гаера Кулия?
Выступления учащихся с сообщениями:
1.«Николай Антонович Татаринов»
Николай Антонович – заведующий 4 школой – коммуной, в которую определили Саню Григорьева. Он был неплохой заведующий, и воспитанники уважали его. Они приходили к нему с разными предложениями, и он внимательно выслушивал их. Сане Григорьеву он тоже сначала понравился. Но бывая у них дома, он замечал, что все к нему относились неважно, хотя он был ко всем весьма внимателен. Со всеми гостями, которые приходили к ним, он был любезен и весел. Саню он не любил и каждый раз, когда тот бывал у них, начинал его поучать.
2. «Что за человек Ромашка».
Учитель. Что роднит этих героев? Почему даже любовь не делает их более симпатичными читателю?
(Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло.)
Учитель. Сане Григорьеву пришлось преодолеть множество испытаний, выпавших на его долю. Какие это были испытания?
(Его обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.)
Учитель. Благодаря каким качествам характера Сане удалось все преодолеть?
(Огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность.)
Учитель. Расскажите, как воспитывал Саня волю и характер?
(Еще в детстве он проявлял огромную силу воли и твердость характера. Для того чтобы научиться говорить, он много раз повторял слова, которые советовал ему говорить доктор Иван Иванович: кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам. И он научился говорить. Отправляясь с Петькой Сковородниковым в Туркестан, он дает клятву: «Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта клятва много раз помогала ему в жизни преодолевать усталость и страх, придавала силы и уверенности, стойкости и твердости духа.
Во время учебы в школе – коммуне Саня завоевал уважение старших товарищей за то, что не побоялся ударить Степу Иванова. Тот предложил начинать есть суп всем одновременно. Все были против, и только Валька Жуков и Саня Григорьев нашли в себе смелость возразить ему. За это коммунары выбрали самого маленького из них Саню председателем коммуны. Уже тогда он развивал в себе силу воли.
Однажды он читал «Записки охотника» И.С.Тургенева, и они показались ему скучными, но он заставил себя прочитать их до конца.
Он заключил с Ромашкой пари, что не закричит, когда тот полоснет ему по пальцам перочинным ножом, и не закричал.
Еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы противостоять злу и бороться с ним.
Он выработал правила для развития силы воли:
— спать как можно меньше, так как во сне отсутствует воля;
— порядок дня определять с утра;
— взять за правило вставать до звонка, бежать умываться, делать гимнастику перед открытым окном, умываться до пояса, читать;
— что решено – исполни: решив стать летчиком, он занимается физической подготовкой, читает «Теорию самолетостроения»;
— помнить цель своего существования: бороться и искать, найти и не сдаваться.
Учитель. Как видите, упорства и силы воли Сане не занимать. А какие качества Сани проявляются в случае с лактометром?
Чтение эпизода «Случай с лактометром» в лицах.
( Т. 1, ч. 3, гл. 5, стр. 73 – 74)
Учитель. Какие же качества Сани проявляются в этом эпизоде?
(Умение отвечать за свои поступки, не перекладывать свою вину на другие плечи, не подставлять других, ответственность, смелость, любознательность. Эти качества понравились Кате Татариновой, и они подружились. Их дружба впоследствии переросла в любовь.)
Учитель. Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей. Расскажите о них.
«Роль доктора Ивана Ивановича в судьбе Сани»
Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.
Выборочное чтение отрывка (ч.4, гл. 12 «Пурга», стр.249 – 250).
Именно здесь был найден латунный багор с надписью «Шхуна «Св. Мария». Доктор Павлов передал Сане и дневники штурмана шхуны «Св. Мария» Климова. Долгими зимними вечерами расшифровывал Саня эти дневники, проявляя настойчивость и упорство. Многое прояснили записи этого мужественного человека, патриота своей страны, для которого важно было рассказать всему миру об открытии русским путешественником новой земли. Теперь Саня был уверен в том, что именно капитан Татаринов открыл новую землю, названную позднее Северной Землей, и он покинул шхуну, чтобы изучить открытую им землю.
2. Иван Павлович Кораблев и его роль в судьбе Сани Григорьева.
Еще одного верного и преданного друга Саня встретил в школе, где учился. Это учитель географии Иван Павлович Кораблев. Сначала воспитанники детдома его не любили, но затем изменили свое мнение о нем. На его уроках было очень интересно. Он никого не спрашивал, ничего не задавал на дом. Он просто рассказывал что – нибудь о путешествиях или читал. Немногословный, спокойный, справедливый, он стал старшим другом детдомовцев. Он хотел, чтобы жизнь детдомовцев была интересной, и создал в школе театр. Радости ребят не было конца. Впервые Саня увидел Ивана Павловича в детском распределителе для беспризорников. Кораблеву понравились поделки Сани из глины, и он взял его в свою школу – коммуну, чтобы развивать его дарование. Они стали друзьями. Кораблев помогал ему учиться, загружал интересной работой, поддерживал в трудные минуты, оказывал помощь. Он приходил к Сане в больницу, когда тот был болен. Он нашел фон Вышимирского, который многое знал об экспедиции капитана Татаринова. Саня всегда с благодарностью и любовью вспоминал о нем.
Учитель. Как складывалась судьба Сани после окончания школы?
(Еще в школе Саню все называли капитаном, потому что он мечтал стать полярным летчиком. Уже тогда он готовил себя к этой профессии: занимался физической подготовкой, изучал строение самолета.
После окончания школы он поступает в летную школу в Ленинграде, затем учится в Балашове в летной школе. В 1932 году он размышляет: «Я стремлюсь на Север, к профессии полярного летчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу». Он стал летчиком и служил в гражданской авиации на Севере. Когда – то на вопрос судьи Сковородникова, каким он хочет стать летчиком, Саня Григорьев ответил: «Полярным. А придется – военным ». И он стал военным летчиком. Он защищал небо Испании, и защищал неплохо: был награжден орденом Красного знамени. В годы Великой Отечественной войны он защищал небо своей Родины. За смелость и мужество был награжден вторым орденом Красного Знамени. На Севере он топит немецкий конвой, сопровождавший транспорт, и получает за это орден Александра Невского. При этом он никогда не забывал о клятве найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова.)
Учитель. Известно, что подлость, низость, мелочность, зависть человеческая всегда соседствуют с честностью, благородством, достоинством. Чья подлость чуть не явилась причиной гибели капитана Григорьева?
(Подлость Ромашова в годы Великой Отечественной войны.)
Просмотр видеофрагмента «Сцена в лесу».
Учитель. Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию? Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?
(Во-первых, это стечение обстоятельств (Сане просто везло). А во-вторых, это стало делом его чести. Когда – то его обвинили в том, что он оболгал заслуженного человека Николая Антоновича, стал причиной смерти Марьи Васильевны. Он поклялся найти экспедицию, чего бы то ему ни стоило. В этом ему помогли личные качества характера: сила воли, жажда знаний и поиска, верность данному слову, самоотверженность, упорство в достижении цели, любовь к родине и своему делу.)
Учитель. Почему роман называется «Два капитана»? Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?
(Саня Григорьев и И.Л.Татаринов – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам.)
Учитель. Как понимать тему урока? Как она соотносится с содержанием романа?
Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».
Выразительное чтение учителем эпилога романа.
7. Учитель. Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях.
Учитель: Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами. И они живут в нашей благодарной памяти. Послушайте рассказ об одном из таких людей.
Звучит рассказ ученика о Герое России Анатолии Иванове.
Я хочу рассказать о замечательном человеке, нашем земляке, выпускнике нашей школы, Герое России, Заслуженном летчике – испытателе СССР Анатолии Александровиче Иванове. Он прожил короткую, но яркую и насыщенную жизнь. Это был летчик, влюбленный в самолеты. За 30летний период работы А. А. Иванов освоил более 90 самых разнообразных самолетов, от истребителей до транспортных авиагигантов, пассажирских лайнеров. Рискуя своей жизнью, он сохранил все испытываемые самолеты. Прошел Афганистан, был тяжело ранен. В гулкой ночной тишине притихшего госпиталя он, как молитву, повторял и повторял слова: «Господи, дай мне терпение выдержать эти муки, дай мне силы вынести эту боль, дай мне крылья, чтобы я снова мог взлететь в небо…» И он снова после восьмимесячного пребывания в госпитале стал летать. Приезжая на малую родину, Анатолий Александрович обязательно заглядывал в родную школу. С восхищением смотрели на своего легендарного земляка мальчишки и с замиранием сердца слушали рассказы о нелегкой работе летчика – испытателя.
Сколько их у матушки России,
Отважных, преданных сынов!
Среди них земляк – Герой России
Летчик – испытатель Иванов.
Было все в судьбе прекрасной этой:
Госпиталь, победы, ордена.
Был везде, но всюду помнил свято:
Родина – она везде одна.
Все они: Петровы, Ивановы,
Сидоровы, всех не перечесть,
В мирных буднях и горячих точках
Защищают нашу жизнь и честь.
8. Заключительное слово учителя: Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.
Звучит песня на стихи Булата Окуджавы