в каком классе читают что делать

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

В каком классе проходят роман «Что делать?» Н. Чернышевский?

В каком классе нужно читать роман «Что делать?» Николая Чернышевского?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Свой знаменитый роман «Что делать» Н.Чернышевский написал за три с небольшим месяца пока был под арестом и содержался в Петропавловской крепости. Его в свое время напечатали, а потом запретили, но потом запрет сняли. «Что делать» до сих пор является классикой мировой литературы, хотя на мой взгляд эта публицистика для школьников тяжеловата, да и идеи того времени не могут быть восприняты сейчас. Школьники десятых классов многое не понимают и не воспринимают. Насколько мне известно данное произведение из школьного курса хотят совсем убрать, возможно уже и убрали. Чернышевский и для взрослых сложноват для понимая, а что уж говорить о детях 16 лет.

в каком классе читают что делать. . в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-. картинка в каком классе читают что делать. картинка . Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Кому сдалась золотая медаль? От нее разве зависит успешность в материальном или моральном плане? Она показывает сколько человек зазубрил ненужного и бесполезного для будущей жизни вещей. Уровень образования очень редко когда влияет в СНГ на успешность.

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Для начала нужно понять, почему так получилось. Ведь был же у учительницы какой-то повод.

Если причина такого поведения учительницы Вам не ясна, то всё равно займитесь немного самовоспитанием, наверняка найдётся повод для этого.

Далее, если весь класс ничего не делает на уроке, следовательно и Вы ничего не делаете. Начните учится. Проявите хоть какой-то интерес к математике, хотя бы чуть-чуть. Хотя бы на ‘тройку’.

Думаю, что отношение учительницы к Вам измениться в лучшую сторону.

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

У нас в школе был такой. Задалбывал почти всех.

Пока один из одноклассников на его «щелбан» не отреагировал тем же.

Завязалась драка. В драке однокласснику перепало, но и хулиган нахватал.

ТОЛЬКО через страх ответной реакции, возмездия, ещё большего ущерба!

в каком классе читают что делать. answer avatar. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-answer avatar. картинка в каком классе читают что делать. картинка answer avatar. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Вы знаете, у меня была ситуация, классе в 6-7, когда в меня влюбился «популярный» мальчик, и не нашел другого способа привлечь мое внимание как натравить на меня толпу сверстников.

Поговорите с ребенком, если ситуация для него действительно невыносимая, именно для него, а не потому что вам так кажется, то предложите перевестись. Пусть сам решает.

Источник

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

в каком классе читают что делать. shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij. картинка в каком классе читают что делать. картинка shkolnaya programma po literature 5 11 klass spisok proizvedenij. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».в каком классе читают что делать. SHkolnaya programma po literature spisok. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-SHkolnaya programma po literature spisok. картинка в каком классе читают что делать. картинка SHkolnaya programma po literature spisok. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.в каком классе читают что делать. SHkolnaya programma po literature. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-SHkolnaya programma po literature. картинка в каком классе читают что делать. картинка SHkolnaya programma po literature. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.в каком классе читают что делать. SHkolnaya programma spisok proizvedeniy. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-SHkolnaya programma spisok proizvedeniy. картинка в каком классе читают что делать. картинка SHkolnaya programma spisok proizvedeniy. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.в каком классе читают что делать. SHkolnaya programma po literature 5 11 klass. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-SHkolnaya programma po literature 5 11 klass. картинка в каком классе читают что делать. картинка SHkolnaya programma po literature 5 11 klass. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Источник

Уроки по произведению Н.Чернышевского «Что делать?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» как экспериментальный интеллектуально-философский роман. Семейно-бытовой сюжет и проблема женской эмансипации.

Цели: познакомить учащихся с биографией Н.Г. Чернышевского, с его требованиями, предъявляемыми к литературе; подготовить учащихся к восприятию романа «Что делать?», познакомить школьников с его содержанием, способом изложения авторских мыслей;

развивать умение анализировать художественный текст, делать выводы

воспитание нравственных качеств, стремления к полнокровной духовной жизни

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

III Работа по теме урока.

Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?

Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).

Ситуация для юношей: что предпримете вы, оказавшись в таком положении?

— Как вы оцениваете этот поступок?

В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»

— Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?

Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?

— Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)

— Автор создает свое произведение в условиях пребывания в Петропавловской крепости, он стоял перед проблемой выбора именно такой формы повествования. Замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.

Знакомство с биографией

Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

В детстве стал «пожирателем книг».

1836 – 42 духовное училище

1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».

Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.

Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»

Жизнь выше искусства – главная мысль.

Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.

«. Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

Тюремное заключение в Петропавловской крепости.

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

1864 суд и «гражданская казнь»

Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.

В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)

Следующее свидание будет через 17 лет

1870. 7 лет каторги прошли.

71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.

Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.

Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.

Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

Работа над романом «Что делать?»

Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?

Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?

«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )

Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. Вот некоторые тезисы:

-знание и труд как основа жизни новых людей;

-достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;

-«разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.

Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:

— Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.

— А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.

— Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.

— Будь честен, и всё будет отлично.

— Полного счастья нет без полной независимости.

IV . Домашнее задание. чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».

Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.

Сюжет. Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек

Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.

Тема урока: «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов. Роль сновидений.

Цели: познакомить учащихся с биографией Н.Г. Чернышевского, с его требованиями, предъявляемыми к литературе; подготовить учащихся к восприятию романа «Что делать?», познакомить школьников с его содержанием, способом изложения авторских мыслей;

развивать умение анализировать художественный текст, делать выводы

воспитание нравственных качеств, стремления к полнокровной духовной жизни

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

III Работа по теме урока.

1. Беседа по содержанию

Основные вопросы для общей работы:

-Зачем Рахметов введён в роман?

-Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа?

-Есть ли ответ на него в самом романе?

Используя текст, раскройте каждое из этих положений :

«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;

«вздумал приобресть физическое богатство»;

«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;

«стал вести самый суровый образ жизни»;

«успевал делать страшно много»;

«перемена занятия есть отдых»;

«я должен дорожить временем»

манера знакомиться с людьми;

«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;

«дела, не касавшиеся лично до него»;

«я не должен любить»;

Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?

3. Место и роль Рахметова в романе.

Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …

-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )

При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»

-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.

в каком классе читают что делать. hello html 77fe166. в каком классе читают что делать фото. в каком классе читают что делать-hello html 77fe166. картинка в каком классе читают что делать. картинка hello html 77fe166. Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.

Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.

Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…

-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.

Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?

Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»

В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.

-А что надо делать для того, чтобы вырасти? Не забыли ли мы о названии романа? «Что делать?»

Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?

-Чернышевский продолжает беседу с проницательным читателем:( выразительное чтение отрывка учеником) « Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!» ( гл.3, XXXI )

-Итак, развитие, рост, самосовершенствование, движение. Это своего рода программа деятельности для молодого поколения и эпохи Чернышевского, и сегодняшнего времени. Свои мысли о главном Н.Г.Чернышевский вложил в беседы с проницательным читателем, а также, используя « эзопов язык», в сны Веры Павловны Лопуховой.

Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.

Сообщение учащегося «Второй сон Веры Павловны» ( предварительная подготовка с помощью учителя).

Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?

Вывод: снова движение, труд, развитие.

— Последний в нашем разговоре вопрос: зачем развиваться, двигаться вперёд? Что ждёт нас впереди? Будущее. Для него и нужно работать, совершенствоваться, развиваться. Вот как об этом пишет Чернышевский (отрывок из 4-го сна Веры Павловны): «Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.» (гл.4,XVI).

Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.

Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек

Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.

5. Вопросы романа: что делать, чтобы стать «новым человеком»? чтобы стать «особенным»? чтобы освободиться самому и освободить других?

Готовить революцию, готовиться к революции, переносить из прошлого в настоящее все, что можно перенести.

Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).

случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.

В религии деяния дух святой – прогресс.

Достоевский эти понятия пересматривает.

Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.

Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.

Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.

Розальская – Лопухова – Кирсанова => растительная тематика

Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.

Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.

Аль – алая, красная роза.

Последние главы романа «Что делать?» пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Розальская становится Лопуховой.

Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?

(Оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)

Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов.

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.

Смотрите, какая светлая мечта:

«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Разве можно с этим спорить? да.

Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?

Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.

Что призвано объединить людей по Чернышевскому?

Цель, идея, светлого будущего.

Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?

Бедная обстановка делает душу бедной.

Достоевский был в коне не согласен с мировоззрением Чернышевского.

Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».

. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?

Сказать открыто или намекнуть.

Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?

Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», после прочтения письма от матери выходит на улицу, на Конногвардейский бульвар.

Какова фабула первой части романа Чернышевского?

Студент спасает бедную девушку из пошлой обстановки, затем девушка спасает других. Кирсанов способствует «рождению» «особенного» человека – Рахметова.

IV . Домашнее задание. Подготовить сообщение о Гончарове

«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;

«вздумал приобресть физическое богатство»;

«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;

«стал вести самый суровый образ жизни»;

«успевал делать страшно много»;

«перемена занятия есть отдых»;

«я должен дорожить временем»

манера знакомиться с людьми;

«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *