в каком классе читают бедные люди
В каком классе проходят роман «Бедные люди» Ф. Достоевский?
В каком классе нужно читать роман «Бедные люди» Ф.М. Достоевского?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Урок по литературе на тему Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека». (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».
— продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;
— развивать аналитическое мышление, речь, память;
— воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, презентация, высказывание Ф.М. Достоевского.
Прием «Мозговой штурм».
– «Маленький человек». Это какой человек?
2. Обмен впечатлениями от прочитанного романа.
— Какое впечатление произвел на вас первый роман Федора Михайловича Достоевского?
— Что вам понравилось в этом романе?
— Что в нем показалось для вас новым, необычным?
— Какие вопросы он вызвал у вас?
— А теперь вспомните, пожалуйста, как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно «изображение типической личности в типических обстоятельствах»:
а) сентиментализм; б) романтизм; в) реализм; г) классицизм?
1. Сообщение учащегося.
Учащийся, получивший специальное задание, делает сообщение о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского (презентация).
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф.М. Достоевский.
— Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо.
Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? Человек и его внутренний мир.
— Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом .
Роман «Бедные люди» стал громким литературным дебютом писателя. Автор изобразил особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным и Гоголем и обозначенный в названии романа. Иногда такой типаж называют еще «маленьким человеком».
— А как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.
— Какой тип героя изображен в нем? Маленький человек.
— Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
— Докажите или оспорьте данный тезис: «Тема «маленького человека» была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века».
Ученики приводят примеры из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, посвященных этой теме. Выступление спикера от каждой группы. Оценивание.
— Безусловно, каждый автор вносит свое видение в черты известного литературного типа. Как вы думаете, что нового внес в тему Достоевский?
— Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?
— В чем смысл заглавия?
— Как особенности жанра передают идейное содержание?
— Каковы главные черты образа Макара Девушкина?
— Определите степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
— Известный литературовед М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» так писал о новаторстве писателя в изображении «маленького человека»: «В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».
1. Работа в группах.
1 группа. Условия жизни героев романа. Составить синквейн.
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа. Составить синквейн.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский. Составить синквейн.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.
4 группа. Образ Макара Девушкина и Варвары. Составить синквейн.
Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.
– Скажите, есть ли в нашей жизни «маленькие люди»?
Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.
2. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)
1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции
А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;
В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.
2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:
А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.
3. Назовите первое произведение Достоевского.
А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»
4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»
А) повествование от автора б) рассказ главного героя в) переписка героев г) герой глазами окружающих его людей д) форма монолога.
5. Макару Девушкину
А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет
6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?
А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.
7. Варенька посоветовала прочитать Макару Девушкину
А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.
8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?
А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.
9. Назовите роман Ф. Достоевского.
А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».
Самопроверка. Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г
Формативное оценивание деятельности на уроке оценщиком
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)
Помогает участникам группы
Внимательно слушает и задает вопросы
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания…
5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел…
9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…
13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.
2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».
3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Тема: Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, учебник, компьютер, презентация, бумага А4, маркеры, оценочные листы, высказывание Ф.М. Достоевского.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Содержание урока соответствует целям и задачам. Материал подобран с учетом программных требований. Учитывается уровень подготовленности учащихся. Работа способствует развитию учебных умений и навыков, аналитического мышления, речи, памяти. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников используется эмоциональная мотивация–постановка цели урока самими учениками. В ходе проведения урока решаются различные дидактические задачи. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные, наглядные, а также частично-поисковый, исследовательский, методы самостоятельной деятельности (работа в группах). На уроке развиваются коммуникативные навыки, используются технологии критического мышления (прием «Мозговой штурм», синквейн, рефлексивный экран). Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей (опережающее задание (составление презентации), работа с текстом, составление синквейна, тест). Учащиеся выполняют исследовательскую работу. Домашнее задание творческого характера. Применяется формативное (оценивание деятельности на уроке оценщиком) и суммативное оценивание знаний учащихся.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой. Формы организации разнообразны, время распределено рационально, структура урока соответствует целям, замыслу, возможностям классного коллектива.
На уроке каждому ученику предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности.
В помощь школьнику. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» (1846). 10 класс
2-я неделя февраля. В середине февраля, прежде чем прочесть роман «Преступление и наказание», десятиклассники знакомятся с более скромным по объёму, но не менее душераздирающим произведением Достоевского — повестью «Бедные люди»
Текст: Ольга Разумихина
Так уж сложилось, что переживания маленького человека всегда были — да и остаются — животрепещущей темой для русских писателей. В современной литературе похожие герои населяют творческие миры таких прозаиков, как, например, Роман Валерьевич Сенчин, Людмила Стефановна Петрушевская и Татьяна Никитична Толстая. (Познакомиться с их творчеством, а заодно посмотреть на маленьких людей века нынешнего, можно, прочитав рассказы «Володька», «Мост Ватерлоо» и «Соня» соответственно.)
Откуда всё это взялось, мы разбирали не раз: из «Медного всадника» и «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина, из «Шинели» и «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя. Так что перед Фёдором Михайловичем Достоевским, который в 1840-х годах делал первые шаги в литературе, стояла нелёгкая задача: обратиться к той же теме, над которой работали величайшие писатели-реалисты, — и привнести в неё что-то своё.
Стоит ли говорить, что Достоевский справился с этим мастерски! Его маленькие люди, как и Самсон Вырин, и Евгений из «Медного всадника», и Акакий Акакиевич Башмачкин, и Поприщин, не тянутся за журавлём в небе — и до поры до времени счастливы со своими синицами в руках. Вот только каждый из них по нелепой, трагической случайности теряет самое дорогое: Вырин — дочку, Евгений — невесту, Башмачкин — шинель, Поприщин — любимую девушку и, вследствие этого, рассудок.
Но Достоевский пошёл ещё дальше: его «маленькие люди» самое дорогое не теряют, а отдают добровольно. Прекрасно понимая, что жизнь их после этого, как сказал некогда Пушкин, будет тянуться
Явление героя
Главный герой повести «Бедные люди» — мелкий чиновник Макар Девушкин. Этот человек уже немолод, особенно по меркам XIX века, когда смертность от различных заболеваний, особенно инфекционных, была намного выше: ему немногим меньше 50 лет. Но в столь почтенном возрасте Девушкин всё так же беден, как и в юности. Как и большинство «маленьких людей» в русской литературе, он живёт в съёмной комнатушке и едва наскребает денег, чтобы оплатить аренду. Жилплощадь его, которая представляет собой ограждённую ширмой часть кухни, никуда не годится, — но герой старательно убеждает самого себя, что его жизнь — сплошное удовольствие:
На этом моменте школьник может прийти в недоумение: если человеку так мало платят, почему бы ему не найти другую работу? Ладно бы Девушкин жил в деревне, но дело-то происходит в Петербурге! Но и с этим в XIX веке было куда больше трудностей, чем сейчас. Тем более что высшего образования главный герой не получил (что понятно уже из его манеры изложения, изобилующей тавтологиями), связями не обзавёлся, а «продавать» себя не умеет категорически:
«. было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился, и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу. Ну, нечего сказать, износил я вицмундиров довольно; возмужал, поумнел, людей посмотрел; меня хотели даже раз к получению креста представить. Так что же — нашлись на всё это злые люди! А оттого, что я смирненький, а оттого, что я тихонький, а оттого, что добренький! Не пришёлся им по нраву, так вот и пошло на меня. Сначала началось тем, что, «дескать, вы, Макар Алексеевич, того да сего»; а потом стало — «что, дескать, у Макара Алексеевича и не спрашивайте». А теперь заключили тем, что, «уж конечно, это Макар Алексеевич!» И ведь это всё с незапамятных времён каждый божий день повторяется. Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это всё? »
Как и Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», Девушкин работает переписчиком документов; это — самое простое и, соответственно, наименее благодарное занятие, которое только могли поручить чиновнику. Ситуация усугубляется тем, что герой «Бедных людей» то и дело попадает в комичные, постыдные ситуации. Например, однажды он, переписывая бумагу, пропустил целую строчку; за это его тотчас же повели «на ковёр» к его превосходительству, то есть чиновнику как минимум пятого класса (сам же Девушкин был титулярным советником — это чин «позорного» девятого класса, а всего этих классов было 12). И вот Девушкин, ожидая выговора, стоит перед «значительным лицом» — и тут с его заношенного мундира падает пуговица:
«Моя пуговка — ну её к бесу — пуговка, что висела у меня на ниточке, — вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел её нечаянно), зазвенела, покатилась и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосходительства, и это посреди всеобщего молчания! Вот и всё было мое оправдание, всё извинение, весь ответ, всё, что я собирался сказать его превосходительству! Последствия были ужасны! Его превосходительство тотчас обратили внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что я видел в зеркале: я бросился ловить пуговку! Нашла на меня дурь! Наконец поймал пуговку, приподнялся, вытянулся, да уж, коли дурак, так стоял бы себе смирно, руки по швам! Так нет же: начал пуговку к оторванным ниткам прилаживать, точно оттого она и пристанет; да ещё улыбаюсь ».
Поняв, в сколь стеснённом положении находится Девушкин, высокопоставленный чиновник пожалел его — и вместо того, чтобы объявить выговор, протянул бедняге сторублёвую купюру. От этого жеста герой пришёл в восторг. «Если бы дети у меня были, — написал он впоследствии, — то им бы повелел, чтобы богу молились, то есть вот как: за родного отца не молились бы, а за его превосходительство каждодневно и вечно бы молились!»
Безответный, тихий и скромный, Макар Девушкин в чём-то похож на Мечтателя из более позднего произведения Ф. М. Достоевского — повести «Белые ночи», которую десятиклассник, читающий эту статью, проходил годом ранее. Но если Мечтатель обитает в мире фантазий и представляет себя то непризнанным поэтом, то воином времён Ивана Грозного, то нежным супругом, у Макара Девушкина — другая отдушина. Каждый день после службы он пишет письма Вареньке — барышне, с которой его связывает нежнейшая душевная дружба. Но кто это такая — и почему их с Макаром отношения такие странные? Казалось бы, если главный герой испытывает чувства, отчего бы не поспешить с предложением руки и сердца?
Явление героини
Варенька (или, как почтительно обращается к ней главный герой, Варвара Алексеевна) — девушка с чистой, отзывчивой и ранимой душой. Увы, к своим семнадцати годам она прошла через множество травмирующих ситуаций. Хотя начиналось всё неплохо:
«Мне было ещё только двенадцать лет, когда мы в Петербург переехали. Ах, как я грустно помню наши печальные сборы! Старый князь П-й умер. Наследники отказали батюшке от должности. У батюшки были кой-какие деньги в оборотах в руках частных лиц в Петербурге. Надеясь поправить свои обстоятельства, он почёл необходимым свое личное здесь присутствие. Всё это я узнала после от матушки. »
«Как тяжело было мне привыкать к новой жизни! Окна наши выходили на какой-то желтый забор. На улице постоянно была грязь. Прохожие были редки, и все они так плотно кутались, всем так было холодно. А дома у нас по целым дням была страшная тоска и скука».
Но и на этом Варенькины беды не кончились. Приехав однажды из пансиона на выходные, девушка заметила, что её маменька похудела и начала «дурно кашлять». Вскоре Варе пришлось похоронить обоих родителей: первым умер отец семейства, после чего женщины перебрались к дальней родственнице Анне Фёдоровне, — но вскоре разболелась и матушка, так что главной героине приходилось денно и нощно дежурить у её постели.
В такой трагический момент у Вареньки была одна отдушина: дружба с бывшим студентом Покровским, который учил дочку Анны Фёдоровны и саму Варю, но долгое время воспринимал своих подопечных как детей, непослушных и порой жестоких. Однако, увидев, с какими тяготами пришлось столкнуться главной героине и как мужественно она с ними справляется, молодой человек переменил мнение. И вот, казалось бы, перед Варенькой открылся путь к трудному, но всё-таки счастью: выйти замуж за Покровского, жить в бедности, но зато — в любви и согласии. Но и этому не суждено было сбыться. Молодой человек умер от чахотки — и даже раньше, чем Варина мама.
И вот — довершающий удар: в дом, где вынужденно проживала Варенька, однажды явился знакомый хозяйки, некто по фамилии Быков — человек настолько же богатый и влиятельный, насколько безнравственный. Он растлил Вареньку, и бедняга была вынуждена сбежать. Но как платить за съёмную квартиру, не имея работы? Тут-то на помощь и пришёл Макар Девушки — её дальний-предальний родственник. Главный герой провёл целый месяц, ухаживая за девушкой, которая от горя заболела и впала в беспамятство, — но, как только та оправилась, приходить перестал: по округе уже расползались сплетни.
Трудное решение
И всё-таки, почему Макар Девушкин не сделал Вареньке предложение руки и сердца? Конечно, в какой-то мере он её родственник, — но родство их настолько дальнее, что ничего зазорного в таком союзе не было бы.
На это есть как минимум три причины.
Первая заключается в том, что Девушкин понимал: он не сможет обеспечить любимую девушку. О какой семье может идти речь, если денег не хватает даже на сахар к чаю? А ведь от любви, как водится, появляются дети. Что же им — умирать с голода?
Вторая причина — разница в возрасте. Девушкину, как уже говорилось, около 50, а Вареньке всего 17. Главный герой понимает, что — опять же из-за стеснённых бытовых условий, а также плохого климата — долго не проживёт, и не допускает даже мысли о том, чтобы оставить несчастную вдовой.
Но третья — и самая главная — причина в том, что Варенька не любит Девушкина. Поэтому главный герой старательно убеждает и её, и самого себя в том, что относится к сиротке как к дочери. Не случайно Достоевский вставляет в повесть эпизод, где Макар читает «Станционного смотрителя» — и сравнивает себя с Самсоном Выриным, а Вареньку — с Дуней.
Но, увы, благие намерения нередко приводят к плачевным последствиям. Варенька, не смея даже думать о том, что Девушкин когда-нибудь сделает ей предложение, отдаёт руку и сердце другому. И есть все основания полагать, что новая жизнь, в которую вступает героиня, окажется ничем не слаще, чем брак с человеком почти нищим, но зато искренне любящим.