в каком канале застрял контейнеровоз
Севший на мель контейнеровоз полностью заблокировал Суэцкий канал
Сверхбольшой контейнеровоз Ever Given сел на мель в южной части Суэцкого канала и заблокировал движение по нему в обе стороны, сообщает Bloomberg.
Согласно данным MarineTraffic, построенное в 2018 году 400-метровое судно Triple E-класса, способное перевозить 20 тыс. морских контейнеров, шло под панамским флагом из Китая в нидерландский порт Роттердам. Сейчас контейнеровоз находится в канале у берегов Египта, окруженный буксирами.
По сообщениям компании Evergreen, зафрахтовавшей контейнеровоз, инцидент произошел из-за погодных условий. «Примерно в шести морских милях от южной границы канала судно, по всей видимости, столкнулось с внезапным порывом сильного ветра, который заставил корпус отклониться от курса и случайно сесть на мель», — цитирует сообщение Evergreen Marine Financial Times.
Как сообщает CNBC со ссылкой на логистическую компанию GAC, у судна возникли проблемы с электроснабжением. После этого в Суэцком канале и Суэцком заливе скопилось более сотни судов, которые не могут продолжить движение.
Bloomberg пишет, что операция по снятию судна с мели продлится еще около двух дней. Однако этого времени будет достаточно, чтобы вызвать сбой в глобальной цепочке поставок энергоносителей, отмечает агентство.
Суэцкий канал является главным маршрутом для поставки нефти с Ближнего Востока в Европу и США — ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей сырой нефти. Обратно по каналу идут мазут и нафта (нефтепродукт, используемый для производства бензина, дизтоплива, лакокрасок и пластмасс).
Опрошенные изданием эксперты сообщили, что фрахтователи и владельцы судов оказались фактически в безвыходном положении — маршрут в обход Африки займет значительно больше времени и обойдется дороже. Однако время простоя у Суэцкого канала также приведет к убыткам.
FT со ссылкой на представителя компании TankerTrackers сообщает, что в течение нескольких часов после инцидента с Ever Given у северного и южного входа в канал скопились суда, на борту которых находятся около 10 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.
Специалисты предупреждают, что блокировка Суэцкого канала может привести в том числе к краткосрочным скачкам мировых цен на нефть. Кроме того, авария внесет изменения в транспортные тарифы.
Утром 23 марта в Суэцком заливе столкнулись морской сухогруз «Арк Роял» и танкер Балтийского флота ВМФ России «Кола». В Балтфлоте подчеркнули, что инцидент произошел по вине сухогруза, следовавшего под флагом Барбадоса, — он нарушил правила судоходства и допустил навал на кормовую часть танкера.
В результате столкновения обошлось без пострадавших и разлива топлива. Капитан «Арк Роял» признал вину, российский танкер продолжил путь по маршруту.
Все застрявшие из-за контейнеровоза суда прошли Суэцкий канал
Все суда, которые застряли на входе в Суэцкий канал после его блокировки контейнеровозом Ever Given, прошли через морскую артерию. Об этом заявил глава управления канала Усама Рабийе, передает El Balad.
В субботу последняя группа из 61 судна прошла через канал. Кроме того, его прошли еще 24 судна, прибывшие уже после разблокировки судоходной артерии. «Таким образом, в субботу через канал в общей сложности прошло 85 судов», — пояснил Рабийе.
35 судов прошли через канал с северного «европейского» направления, остальные 50 прибыли с юга. Общая вместимость только этой группы составляет 4,2 млн т.
Ранее 3 апреля Рабийе говорил, что в течение дня через Суэцкий канал пройдут последние суда из образовавшейся пробки. Всего из-за инцидента на входах в канал застряли 422 судна.
400-метровый контейнеровоз Ever Given сел на мель в самой узкой части канала в шести морских милях от его южного входа 23 марта. Изначально сообщалось, что судно отклонилось от курса из-за сильного порыва ветра и полностью заблокировало судоходство. Однако позже управление канала возложило вину на экипаж судна и его капитана, которые не смогли справиться с управлением.
Блокировка канала вызвала кратковременное подорожание нефти, рост цен на морские перевозки и страховые тарифы.
Операция по снятию контейнеровоза с мели шла почти неделю. После нескольких неудачных попыток благодаря полнолунию и высокому приливу Ever Given удалось снять с мели.
С вечера понедельника в канале возобновилась навигация. Власти начали расследование инцидента, до его завершения контейнеровоз останется в Большом Горьком озере.
После инцидента Рабийе заявлял, что администрация канала рассматривает возможность его расширения. При этом текущую глубину — 24 метра — увеличивать не станут.
Из Суэца выдернули «пробку»
«Эксперт-онлайн» наблюдал за транспортным коллапсом у египетских границ и фиксировал развитие событий вокруг «пробки века», закупорившей Суэцкий канал.
Эпопея с аварией контейнеровоза Ever Given, ставшей причиной полного прекращения судоходства в Суэцком канале, похоже подходит к концу. Почти неделю важнейшая водная транспортная артерия, соединяющая Индийский и Атлантический океаны, была наглухо перекрыта, заставив взлететь вверх нефтяные котировки и нанеся ущерб перевозчикам — не только нефтяным, но и прочим, — оцениваемый Forbes в 9,6 миллиарда долларов ежедневно.
29 марта сообщено, что усилиями 17 буксиров Ever Given был наконец-то сдвинут с места. «Эксперт-онлайн» восстановил хронологию событий аварии, явившейся причиной самой длительной задержки морского сообщения между Азией и Европой, за исключением Шестидневной войны, парализовавшей движение по Суэцкому каналу на 8 лет.
24 марта
В этот день агентство Bloomberg сообщило, что накануне, в 7 часов 40 минут по восточноевропейскому времени, гигантское судно село на мель в акватории Суэцкого канала, полностью перекрыв движение по нему. Судном оказался супер-контейнеровоз Ever Given, принадлежащий дочерней фирме японской судостроительной компании Imabari Shipbuilding, и находящийся в лизинге у тайваньской судоходной компании Evergreen Marine.
По данным MarineTraffic, cудно шло под панамским флагом, имея на борту 20 тысяч контейнеров с грузом и двигаясь из китайского Яньтаня в голландский Роттердам. По неизвестной причине на 151 километре Суэцкого канала, в южной части акватории, 400-метровый контейнеровоз развернуло поперёк. В результате нос и корма корабля врезались в кромки канала, и застряли в массах прибрежного песка по обоим его берегам. Фарватер оказался полностью перекрыт.
Происшествие мгновенно подняло волну обсуждений причин аварии. Комментируя ситуацию с Ever Given, представители Evergreen Marine заявили, что причиной инцидента могли стать погодные условия — в том числе, сильный ветер, спровоцировавший песчаную бурю. По словам специалистов эксплуатанта, контейнеры на палубе могли сыграть роль своеобразного паруса, заставив контейнеровоз сначала двигаться боком, а затем и вовсе стать поперёк 350-метрового канала.
Одновременно с версией о погодных условиях появились и иные предположения. Так, CNBC, со ссылкой на логистическую компанию GAC, сообщила, что у судна могли возникнуть проблемы с электроснабжением. Потерявший управление контейнеровоз перестал слушаться руля, и самопроизвольно развернулся, врезавшись в оба берега канала.
25 марта
В четверг администрация Суэцкого канала заявила: навигация по каналу прекращена вплоть до полной ликвидации аварии. Практически одновременно Reuters сообщило, что ликвидацией аварии будет заниматься компания Royal Boskalis Westminster, а её исполнительный директор Питер Бердовски, давая интервью представителям СМИ обозначил срок работ в несколько недель. По словам Бердовски, компания приняла решение о комбинировании методов исправления ситуации, допуская одновременную разгрузку севшего на мель судна, размывку песка под ним, и использование буксиров для снятия контейнеровоза с места.
Для удаления песка компания решила использовать два земснаряда, которым предстояло убрать из-под носовой части судна порядка 20 тысяч тонн песка — это позволило бы получить достаточную глубину и сдёрнуть Ever Given с мели. В то же время, по сообщению Управления Суэцкого канала, сдвинуть контейнеровоз с места пытаются 9 буксиров.
Блокировка одной из главных мировых транспортных артерий не могла не сказаться на биржевых индексах. Через Суэцкий канал, напомним, проходит 10% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами, и «пробка» у берегов Египта не замедлила сказаться на курсе нефтяных котировок. На фоне произошедшего рыночная цена нефти марки Brent уже в первые сутки после аварии поднялась почти на 6%, достигнув отметки в 63 доллара 90 центов за баррель, сообщило агентство Bloomberg и подтвердило, что в качестве причин аварии рассматриваются проблемы с энергоснабжением судна.
Ближе к вечеру четверга 25 марта аналитики компании TankerTrackers сообщили, что в районе Суэцкого канала скопились танкеры, перевозящие более 10 миллионов баррелей нефти. Десятая часть этой нефти — российские поставки, стоимость которых аналитики оценивают в 160 миллионов долларов, сообщил сооснователь компании TankerTrackers Самир Мадани.
Свои опасения не замедлили высказать и газовые экспортёры. Эксперты компании Wood Mackenzie заявили, что в случае, если решение проблемы с затором у берегов Египта затянется, это может привести к росту цен на СПГ, поскольку через Суэцкий канал проходит до 8% мировой торговли сжиженным газом. Кроме того, было отмечено, что через эту транспортную артерию проходит 12% общемирового потока грузоперевозок, включая не только энергоносители, но и электронику, тяжёлую технику, одежду и многое другое.
Владелец контейнеровоза, японская фирма Shoei Kisen, по сообщению агентства Reuters, принесла извинения всем сторонам, терпящим убытки из-за пробки в Суэцком канале, и заявила, что работает над разрешением проблемы, но положение «чрезвычайно сложное». «Мы искренне приносим извинения за то, что вызвали такое беспокойство», — заявили в Shoei Kisen, уточнив, что в результате аварии не было никаких травм и разлива нефти.
В Сети стали распространяться слухи о том, что якобы потерпевшим аварию контейнеровозом управляла женщина-капитан, уроженка Египта, и даже называли её имя — Марва Эль Селехдар. Позже сама Марва опровергла эти слухи, заявив о своей полной непричастности к названной аварии, и уточнив, что как первая женщина-капитан в Египте она управляет плавучим маяком Aida 4, не имея никакого отношения к Ever Given.
Имя настоящего капитана контейнеровоза в Shoei Kisen предпочли не называть. Представители компании сообщили только, что капитан — мужчина, что команда судна — 25 человек, все они — индийского происхождения, а сам контейнеровоз загружен потребительскими товарами, предназначенными для европейских рынков. Источник Reuters сообщил, что компания-владелец и страховщики судна столкнутся с крупными судебными исками — даже в случае быстрой ликвидации аварии.
Не обошлось, как водится, без конспирологии. В СМИ появились сообщения, что, согласно данным ресурса vesselfinder.com, контейнеровоз Ever Given перед происшествием «начертил» в акватории Красного моря фигуру, напоминающую фаллос. Представители владельца судна объяснили подобное «безусловной случайностью».
26 марта
После трёх суток безуспешных попыток снять злополучный контейнеровоз с мели экспертное сообщество начало высказывать мнения о возможности использования альтернативных водных транспортных путей, способных нивелировать «простой» Суэцкого канала.
Генеральный директор «Корпорации развития Камчатки» Константин Коротов, в частности, заявил, что растущая пробка в Суэцком канале привлекает всё больше внимания к Северному морскому пути. «. Кроме южного пути из Азии в Европу, ориентированного на 190 километров узкого горла Суэцкого канала, есть и северный маршрут, вдоль арктических берегов России», — сказал он. Однако ряд экспертов отметили, что такой маршрут увеличит как сроки доставки грузов, так и транспортные расходы.
В тот же день была предпринята очередная попытка сдвинуть контейнеровоз с места, которая, как сообщало агентства Reuters со ссылкой на компанию-техоператора Bernhard Schulte Shipmanagement, не увенчалась успехом. После этой неудачи представители компании сообщили, что намерены задействовать дополнительные плавучие мощности — в том числе два мощных буксира, которые должны прибыть на место происшествия в воскресенье, 28 марта.
Кроме того, в пятницу стало известно, что некоторые компании, видимо отчаявшись увидеть «свет в конце канала», приняли решение отправить свои суда в обход Африки. Агентство Reuters сообщило, в частности, что танкеры поставщиков СПГ начали движение в сторону мыса Доброй Надежды и что им предстоит 5600 километров или 12 дней дополнительного пути.
27 марта
В субботу операция по ликвидации аварии продолжилась. Глава администрации Суэцкого канала Усама Рабиа заявил, что в работах по снятию с мели контейнеровоза Ever Given задействовано уже более 10 буксиров, но ситуация осложняется размерами судна и количеством контейнеров. Точные сроки окончания операции по ликвидации аварии Рабиа назвать затруднился, но отметил некоторый прогресс в ходе операции, сообщив, что вновь заработали винты.
Комментируя ситуацию представителям СМИ, глава администрации высказался и о возможных, на его взгляд, причинах происшествия. «Расследование может выявить ошибку капитана или штурманов на судне. Песчаная буря с сильными ветрами в день инцидента — это не основные причины», — сказал он.
К вечеру субботы с Суэца стали поступать первые обнадёживающие новости. WSJ сообщила, что застрявшее судно могут снять с мели уже до исхода дня. «Мы можем сдвинуть его с мёртвой точки раньше, чем предполагалось», — заявил изданию собеседник, участвовавший в работах по освобождению судна. Он отметил, что попытки сдвинуть с места нос корабля дают очень хороший результат.
Египетские источники дополнили сообщение американского делового издания, сообщив, что контейнеровоз немного сдвинулся с места. Усама Рабиа, правда, несколько снизил градус возникшего на этом фоне оптимизма, сказав, что информация о сдвиге контейнеровоза с места не совсем точна. По словам Рабиа начала двигаться только задняя часть аварийного судна. Это стало возможным после того, как из-под корпуса было выбрано 20 тысяч тонн грунта. Дополнительно глава администрации канала сообщил, что в «пробке», вызванной Ever Given, находятся более 320 судов.
Администрация США предложила египетским властям помощь в решении возникшей проблемы. CNN со ссылкой на Минобороны США сообщила, что американские военные специалисты, по согласованию с правительством Египта, прибудут на место аварии в Суэцком проливе с целью помощи в её ликвидации. Иных подробностей, включающих информацию о количестве указанных специалистов, их оснащении и сроках прибытия, сообщено не было.
Петер Бердовски заявил, что голландские специалисты надеются снять с мели застрявший контейнеровоз в начале следующей недели, в последних числах марта. Помимо ожидавшихся двух дополнительных буксиров, руководство компании решило сделать ставку на ожидавшийся высокий морской прилив и разультаты уже выполненных работ.
«С помощью этих судов, с учётом уже удалённого песка и прилива мы надеемся поставить Ever Given на фарватер», — сказал Бердовски. Он уточнил, что если предполагаемые меры не сработают, то у компании есть дополнительный план: на берегу уже устанавливаются подъёмные краны для разгрузки носовой части контейнеровоза. «Это позволит облегчить и немного приподнять носовую часть, чтобы упростить снятие судна с мели», — пояснил Бердовски, попутно сообщив, что этот вариант займёт больше времени, поэтому главная надежда спасателей — на прилив и ожидаемые буксиры.
28 марта
Источник российского «РИА Новости» в администрации Суэцкого канала сообщил, что Ever Given могут снять с мели уже грядущей ночью. По его словам, судно начало реагировать на работу буксиров. «Ожидаю, что корабль будет перемещён сегодня. Думаю, его полностью переместят в середину русла, готовясь к буксировке, во время наиболее высокого прилива в полночь», — сказал собеседник агентства. Тогда же время «РИА Новости» сообщило, что посол России в Египте Игорь Борисенко заявил о готовности Москвы оказать помощь Каиру в ликвидации аварии.
Несмотря на оптимистичные заявления ликвидаторов аварии, и принимая во внимание несколько неудачных попыток сдвинуть контейнеровоз с места, президент Египта Аль Сиси приказал начать разгрузку, чтобы облегчить судно, и упростить его буксировку. О распоряжении главы египетской администрации сообщил новостной канал Al Arabiya.
29 марта
Ранним утром, в 4 часа 30 минут понедельника компания Inchcape Shipping сообщила, что застрявший контейнеровоз наконец-то удалось снять с мели. По словам главы администрации Суэцкого канала, Усамы Рабиа, буксиры оторвали носовую часть судна от берега, и продолжают выправлять его положение. Это стало возможно благодаря высокому приливу, а также тому, что из-под днища Ever Given было удалено более 27 тысяч тонн песка.
Точные причины аварии до сих пор остаются неизвестными. В числе спровоцировавших её факторов называют погодные условия, техническую неисправность и возможную ошибку экипажа судна. «Расследование будет продолжено», — заявил Рабиа. Судоходство по каналу планируют возобновить уже в самое ближайшее время. Сообщается, что в скопившейся «пробке» ожидают своей очереди на прохождение по акватории Суэца более 400 транспортных судов.
Как сообщило к исходу дня РИА Новости со ссылкой на советника президента Египта, к блокировке Суэцкого канала привели неблагоприятные погодные условия, однако ответственность за инцидент с контейнеровозом Ever Given лежит на капитане судна. Египет потребует компенсации от владельцев контейнеровоза, сказал так же советник и добавил, что на разгрузку канала уйдёт до 4 дней.
Советник президента Египта исключил возможность диверсии на Ever Given, передают РИА Новости. Он также сообщил, что Египет не станет вносить конструктивные изменения в русло Суэцкого канала, потому что он полностью безопасен.
Перекрывшее Суэцкий канал судно сняли с мели
Контейнеровоз Ever Given, севший на мель в Суэцком канале 23 марта, сняли с мели, сообщает транспортная компания Inchcape в Twitter. Пока неясно, как скоро канал будет открыт для движения судов.
По данным Bloomberg, снять судно с мели удалось после того, как спасательные команды извлекли 27 тыс. куб. м песка, в котором застрял контейнеровоз. Сейчас буксиры пытаются поставить судно в положение, которое позволит ему возобновить движение по каналу.
Руководитель администрации канала Усама Рабий сообщил, что работы еще не закончены, но судно удалось сдвинуть. По его словам, буксиры продолжат работать еще час, чтобы обеспечить дальнейшее движение Ever Given по каналу.
23 марта Ever Given перегородило южную часть Суэцкого канала из-за сильного ветра и песчаной бури, изменив курс и упершись носом и кормой в противоположные берега русла. В администрации Суэцкого канала заявляли, что возможной причиной случившегося может быть техническая ошибка или человеческий фактор.
Контейнеровоз длиной 400 м и грузоподъемностью порядка 224 тыс. т направлялся из Китая в Нидерланды.
29 марта президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси дал поручение начать подготовку к разгрузке контейнеровоза Ever Given. Разгрузку планируется начать 30 марта.
Накануне свою помощь Египту предложила Россия, о чем сообщил посол Георгий Борисенко. При этом он отметил, что пока просьб о помощи со стороны Египта не было.
Перекрывший Суэцкий канал контейнеровоз частично сняли с мели
Судоходство постепенно восстанавливается
Мировые цены на нефть за сегодняшний день выросли почти на 3 доллара за баррель. Причиной аналитики называют транспортный коллапс в Суэцком канале. Его перегородил крупный контейнеровоз, который развернуло поперёк движения. Пока все попытки его сдвинуть не привели к успеху. Проблему, конечно, решат. Но вот только за первые несколько часов после аварии у входа в Суэцкий канал скопилось более сотни судов. В том числе тех, на борту которых свыше 10 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов.
400 метров в длину и 200 тысяч тонн весом: контейнеровоз Ever Given, как огромная дамба, перекрыл Суэцкий канал от берега до берега. Полностью остановив навигацию по одной из самых важных транспортных артерий мира.
Масштабы происшествия хорошо видны на карте отслеживания морского трафика. Который сейчас напоминает магистрали мегаполиса в час пик. В огромной пробке на подходах к Суэцу уже скопилось около 150 судов.
Сигнал SOS от контейнеровоза получили рано утром во вторник. Ever Given шел из Китая в Нидерланды. Однако в районе Египта из-за отсутствия видимости и сильного ветра одно самых больших в мире транспортных судов не смогло пройти через узкое бутылочное горлышко канала. Корабль развернуло перпендикулярно фарватеру. Нос большегруза буквально уперся в берег. Теперь его откапывают экскаваторами и пытаются вытянуть с помощью 8 буксиров.
Масштабы транспортного коллапса увеличиваются с каждым часом. Фактически заблокирован египетский порт Айн-Сохна, на подъезде к которому уже образовалась гигантская пробка из грузовиков, вынужденных часами ждать в пустыне под палящим солнцем.
По данным морского управления, Ever Given уже частично снят с мели. Однако вся операция может занять как минимум двое суток. Последняя такая авария случалась в Суэцком канале в 2016 году. Тогда на освобождение застрявшего судна потребовалось 5 дней.
Екатерина Выскребенцева, «ТВ Центр».