в каком итальянском городе расположен главный храм ордена францисканцев в крипте церкви похоронен
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (Basilica di San Francesco d’Assisi)
Главный монастырь ордена францисканцев Сакро-Конвенто и его центральный храм — Церковь Сан-Франческо — находятся в итальянском городке Ассизи в регионе Умбрия. Храму присвоен высокий статус Папской базилики, всего Великих базилик Католической церкви только шесть по всему миру.
Культовые строения и фрески на их стенах отмечены ЮНЕСКО и внесены в список Всемирного наследия. Храм получил известность как духовный центр братства францисканцев и как место погребения его Святого основателя. Привлекают путешественников известнейшие фрески Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), созданные мастером в XIII в. и изображающие житие Святого.
Фрески и росписи
Работа над росписью стен Базилики велась в общей сложности полтора века.
Фрески в Нижней Базилике
Фрески, которые украшают центральный неф Нижней Базилики, считаются самыми древними в храме. В исторических документах имя первого автора не сохранилось, поэтому в истории искусств его принято называть Мастер святого Франциска. Также неизвестны и даты создания шедевров, предположительно роспись велась в 1260 — 1263 г., а в 1974 г. подверглась реставрации. Работы выполнены в древнейшей живописной технике «аль секко», что в буквальном переводе означает «по сухому», то есть по сухой штукатурке.
Фрески Нижней Базилики искусствоведы признают лучшими образцами тосканской настенной живописи, которые были созданы до Чимабуэ. Потолок нефа голубой, его украшают золотые звезды. На правой стене сохранились пять сцен жизни Христа, а на левой — пять сцен жизни святого Франциска. Считается, что подобное расположение было призвано подчеркнуть великую роль основателя ордена.
Значительная часть фресок на сегодняшний день утрачена. И дело не только в разрушительном влиянии времени: в XIV в. храм стал очень популярен у знатных и богатых семейств, которые заказывали возведение капелл — пристроек к главному нефу. Чтобы выполнить работы, приходилось уничтожать часть стен, а вместе с ними и фрески. Лучше всего сохранились «Оплакивание» и «Снятие с креста». Специалисты отмечают, что Мастер святого Франциска писал в соответствии с византийским каноном, но в то же время старался подчеркнуть высокую эмоциональность сцен, как будто призывая зрителя к глубокому сопереживанию.
На стене трансепта находится и одна из самых знаменитых работ Чимабуэ под названием «Мадонна со святым Франциском». Правое крыло трансепта украшено фресками Джотто и его учеников. Здесь истории детства Христа и сюжет явления святого Франциска детям. Работы основоположника эпохи Проторенессанса привлекают много внимания, их уникальность и вызов в совершенно новом для того времени подходе: лица Святых были по-человечески эмоциональными, а обстановка и пейзажи вокруг — узнаваемыми и натуралистичными.
Изображения Верхней базилики
Главными фресками Верхнего храма считаются 28 составных изображений кисти Джотто — так называемый Францисканский цикл. При его создании мастер опирался на жизнеописание святого Франциска Ассизского. Удивительная работа «Мадонна с младенцем» тоже принадлежит Джотто, на фреске младенец улыбается, а это было не характерно для итальянской живописи тех лет. В нижней части стен вы увидите картины из Нового и Ветхого Завета. По ним бедные и безграмотные люди того времени могли «читать» Библию.
Апсиду украшали фрески Чимабуэ, которые плохо сохранились до наших дней. Это «Поцелуй Иуды», «Евангелисты», «Распятие». Верхний ярус нефа украшают 32 сюжета Ветхого и Нового Завета, которые создали последователи Чимабуэ — Джакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини. Именно эти изображения пострадали в 1997 г. из-за землетрясения.
Верхняя Базилика святого Франциска внутри на Google-панораме
Архитектура церкви Сан Франческо
Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.
Нижний Храм
Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).
Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:
Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).
Крипта Святого Франциска
Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.
Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.
Верхний храм
К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.
Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида. Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне.
Мощи святого Франциска
Когда строительство Нижней Базилики было завершено, под главный ее алтарь поместили останки Франциска. По сути, для этого построили скрытый этаж под землей, который выполнял роль крипты. Спуститься туда можно было по узкому подземному ходу.
Чуть позже главный архитектор храма Илия Бомбардоне заложил и скрыл ход в крипту. Историки считают, что сделал он это, чтобы тело его друга и основателя ордена осталось в целостности, а мощи не были разделены и розданы другим монастырям на территории Европы. Так о существовании крипты и ее точном местонахождении постепенно забыли, а история о мощах Святого стала легендой.
Только в 1818 г. монахи ордена получили благословение Папы и провели раскопки. В результате действительно обнаружили ход и крипту. После изучения находки в Ватикане подтвердили — в усыпальнице находятся мощи святого Франциска. Папа римский Пий IX отдал распоряжение декорировать склеп и открыть его для посещения.
История
Симон ди Пукьярелло подарил францисканцам участок за чертой средневекового города Ассизи, между реками Тешо и Сполето. Этот скалистый район был известен горожанам как место казни преступников, поэтому в народе бытовало название «Адский холм». Предчувствуя кончину, Франциск отправился в лес на горе, чтобы умереть и быть погребенным здесь. Сегодня на этом месте раскинулся монастырь, а холм называют «Райским».
Строительство монастыря началось через 2 года после кончины святого Франциска и его канонизации. Хотя первый камень торжественно заложил Папа Григорий IX летом 1228 г., к тому времени работы уже активно велись. Организацию строительства взял на себя викарий Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) — близкий друг и соратник святого Франциска. Это неслучайно, викарий имел богатый опыт возведения каменных склепов и усыпальниц в Сирии.
Храм, задуманный как усыпальница основателя францисканского братства, получался слишком роскошным для монашеского ордена, проповедовавшего аскетизм. Однако сдержанность и самоотречение Папа Григорий IX отменил, когда весь орден после смерти Святого перешел под управление Ватикана. Поэтому храм и монастырь уже без стеснения декорировали лучшие мастера того времени. Через 50 лет Папа Николай IV присвоил храму статус Папской базилики.
В 1530 г. произошло обрушение верхней части колокольни, ее шпиль упал из-за прямого попадания молнии. Поэтому по распоряжению Папы Сикста VI провели реставрационные работы, а вместе с тем и расширили территорию монастыря. В результате в Сакро-Конвенто появилась летняя резиденция понтификов.
В XVII в. монахам жертвовали значительные средства, поэтому появилась возможность построить приют для паломников. С тех пор в монастырь стекается большое количество пилигримов. После обнаружения мощей государство изъяло монастырскую собственность в свою пользу. С тех пор монахи не могли поддерживать покой и умиротворенность этих мест и были вынуждены мириться с соседством туристов, искусствоведов, историков.
Сегодня мужской монастырь не действует. Еще в 1971 г. здесь открылся Теологический институт, где обучаются студенты и работают ученые со всего мира. Хотя и много веков до этого братья францисканцы большую часть времени отдавали научным изысканиям.
В 1997 г. в монастыре произошло несчастье: землетрясение погребло под обломками 4 человек. Одновременно была разрушена и осыпалась часть бесценных фресок со стен базилики. Реставраторы долго работали над их восстановлением, собирая фрагменты как пазл. Фактически удалось восстановить 180 кв. м. росписи, но это только 80%, остальное безвозвратно утеряно. Однако компьютерные технологии позволяют паломникам увидеть свод храма таким, каким он был до обрушения: создана трехмерная модель, которая транслируется лазерным проектором. Чтобы увидеть недостающие фрагменты фрески, нужно надеть специальные очки.
Время работы
Базилика открыта в разное время в зависимости от сезона:
Внутри храма запрещена фото- и видеосъемка, служители тщательно следят за этим. Помимо церкви вы можете посетить небольшой музей, где кроме предметов искусства выставлены личные вещи Святого. На входе вам дадут аудиогид и брошюры, в том числе на русском языке.
Фасад базилики Святого Франциска на Google-панораме
Как добраться
Если вы приехали в Ассизи на автомобиле, то будьте готовы к трудностям с парковкой. Улочки в городке очень узкие и оставлять машину на них нельзя. Ближайшая к монастырю крупная подземная парковка находится в районе автовокзала.
Если вы добираетесь общественным транспортом, то от ж/д вокзала Ассизи ходит автобус. За 10 минут он доставит вас к монастырю. Билеты можно купить или на станции, или у водителя при посадке. Расписание и билеты на поезда — на сайте TrenItalia.
Если хотите доехать на такси, обратитесь в одну из городских служб «Taxi Foligno F.lli Giomma», «Taxi Ii Posteggio», «Perugia Taxi», «Chiamaguido».
Видео о церкви Сан-Франческо
В каком итальянском городе расположен главный храм
Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:
Вопрос: В этом итальянском городе расположен главный храм ордена францисканцев. (Слово состоит из 6 букв)
Ответ: Ассизи (6 букв)
Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.
Сосредоточением лучших традиций романской архитектуры является кафедральный собор Трани, расположенный на побережье Адриатического моря.
Сиенский Собор был построен в 1263 году на месте, где ранее располагался римский каструм.
Главный храм тосканского города Лукка – кафедральный собор, посвященный святому Мартину Турскому.
Кафедральный собор Сан-Коррадо, что в Мольфетте, был построен на рубеже 12 – 13 столетий.
Черная Мадонна является главной достопримечательностью острова Сицилия.
Слева от главного фасада кафедрального собора Пистойи, на Соборной площади, возвышается колокольная башня.
Императрица Евдоксения получила «честные вериги» в подарок от своей матери.
Кафедральный собор Феррары возведен в честь покровителя города – святого Георгия.
Собор Сан-Карло-аль-Корсо находится на одноименной площади в историческом центре Милана.
Темпио Малатеста является Кафедральным собором, расположенным в Римини, в одном из исторических центров города.
Главная достопримечательность городка Альмафи.
На главной площади Неаполя Пьяцца-дель-Плебишито, прямо напротив Королевского дворца расположилась грандиозная церковь Сан Франческо ди Паола.
Кафедральный собор в Риме.
Строительство Пизанского собора началось в 1063 году, и главной концепцией строительства было
органичное совмещение элементов самых разных архитектурных стилей, в число которых входили даже исламские.
Кафедральный собор Богоматери (Санта Мария Маджоре) возвели на месте храма Нептуна в XII веке в Барлетте на юге Италии.
Кафедральный собор Бергамо посвящен святому мученику Александру – небесному покровителю города.
Историческая часть Абано Терме располагается вокруг собора Сан-Лоренцо, чья колокольня была построена в два этапа: первоначальный 900 год, в то время как верхняя часть 1315 год.
Кафедральный собор – главная римско-католическая церковь Кальяри.
Кафедральный собор в Отранто был построен на месте раннехристианской церкви в древнеримском поселке.
Молодому королю Вильгельму II Доброму во сне явилась Богородица и указала место, где его отец спрятал величайшие сокровища.
Кафедральный собор Мантуи имеет долгую историю.
Базилика Санта Мария Маджоре – одна из старейших христианских святынь в мире.
Собор Богоматери в слезах расположен в Сиракузах, в Италии.
Кафедральный собор Сан Сабино является главным римско-католическим храмом города Бари, который посвящен епископу из Канозы – святому Савину, чьи мощи покоятся в этом храме.
Кафедральный собор Орвието – старинный католический храм четырнадцатого века, расположенный в городе Орвието, в Италии.
Собор Святого Марка — это уникальный кафедральный собор Венеции, который являлся придворной капеллой при дворце дожей до 1807 года.
Всё богатство венецианско-византийского культурного наследия нашло свое воплощение в великолепном соборе Санта-Мария Ассунта с острова Торчелло в Венеции.
Cattedrale di San Lorenzo – это Кафедральный собор генуэзской епархии, посвященный св.
Собор Сан Сиро является, пожалуй, самой известной и значимой достопримечательностью респектабельного и цветущего итальянского курорта.
Соборная церковь Неаполя.
Кафедральный собор был построен на месте храма Афины (V в. до н.э.
Флорентийский собор, он же Санта-Мария-дель-Фьоре – знаменитейшее архитектурное творение флорентийского кватроченто.
Собор Санта-Мария дель Фьоре является одним из крупнейших зданий Флоренции.
Кафедральный собор Дуомо – это один из красивейших долгостроев Милана.
Кафедральный собор святого Зенона находится в центре Пистойи на Соборной площади.
Главный собор Урбино, такой, каким мы знаем его сегодня, – это постройка конца 18 века, выполненная в неоклассическом стиле.
Как правило, посещая Ватикан, туристы ограничиваются нашумевшими достопримечательностями, такими как всемирноизвестные Виа делла Кончилиационе (что переводится как «улица Примирения») и площадь Святого Петра, ну и конечно сам Собор Святого Петра.
Одной из главных достопримечательностей не только Ватикана, но и всего Рима является собор Святого Петра.
Кафедральный собор в Прато посвящён святому Стефану.
Кампанила собора святого Марка располагается на площади Сан-Марко, в Венеции.
Святой Эмидий считается в Италии защитником от землетрясений.
Кафедральный собор святого Доната находится на месте раннехристианской церкви на вершине холма, на котором расположен Ареццо, и возвышается над всей аретинской долиной.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (итал.
Собор Святого Николая (La Chiesa di San Nicolò a Rimini al porto) – находится на Piazzale C.
Каждый увиденный новый город запоминается чем-то особенным. Ассизи поразил своим величием с первого взгляда.
Этот город, расположенный в регионе Умбрия, в провинции Перуджа известен в первую очередь своей духовностью. Ассизи — родина и место религиозной деятельности Святых Франциска Ассизского и Клары Ассизской. В этом городе был основан первый монастырь легендарного францисканского нищенствующего ордена — Сакро-Конвенто.
Ассизи расположен, у южного склона горы Монте-Субазио на высоте 450 метров над уровнем моря. Город сохранился практически в том же виде, в каком он был во время жизни Святого Франциска.
Абсолютно средневековые улочки Ассизи круглый год наполняют жизнью многочисленные туристы, число которых в 5 раз превышает число местных жителей.
Несмотря на неширокие улицы и старинные фасады домов, от Ассизи остается впечатление как от города светлого и просторного, залитого солнечным светом.
Поскольку город расположен на высоте, то между домов мелькают панорамные виды окружающей долины.
По улицам Ассизи умудряются ездить автомобили. Темпераментные итальянцы демонстрируют невероятное терпение, ожидая, пока туристы расступятся и дадут проехать.
В Ассизи сохранились дома с 2 входами. Один – широкий и без ступеней – для входа. Второй – узкий, обязательно с каменными ступенями – дверь мертвых, через этот вход выносили умерших.
На главной площади Ассизи расположен античный храм Минервы, перестроенный в католическую церковь.
В Ассизи находится одна из шести великих базилик Католической церкви — базилика Святого Франциска, главный храм ордена францисканцев. Базилика расположена на Адском холме. Здесь до 13 века совершались казни. Святой Франциск просил переименовать холм в Райский и похоронить его здесь. Через 2 года после смерти Святого, в 1228 году была заложена базилика.
Однако новое название холма в Ассизи так и не прижилось. В 1530 году колокольня (высотой 60 метров) утратила свой шпиль в результате удара молнии. А 26 сентября 1997 года, точно в 816-ю годовщину со дня рождения Святого Франциска землетрясение серьезно повредило храм, погибли 4 человека.
Восстановительные работы позволили вернуть около 180 кв. метров росписей, однако многое оказалось безвозвратно утрачено. Посетителям сегодня предлагают специальные очки, надев которые, можно увидеть трехмерную модель свода храма до землетрясения.
Базилика представляет из себя двухэтажное строение. Нижняя часть является склепом и одновременно фундаментом. Верхняя часть базилики – просторное и светлое помещение.
В Ассизи множество церквей, которые мы за один вечер, разумеется, обойти не успели.
Не побывали мы в крепости на вершине и не рассмотрели скульптуру «Возвращение Франциска» — одну из местных достопримечательностей. Скульптор изобразил момент возвращения Франциска из военного похода в момент, когда он решил коренным образом изменить свою жизнь, что привело его к Святости.
На наших фотографиях скульптуру видно лишь издалека. Мы пробежали мимо нее на полной скорости, спеша в базилику, которая могла закрыться с минуты на минуту.
Успели мы увидеть в Ассизи праздник-фесту, выпить на нем местного вина и попробовать салямино, а также забежать в кондитерскую и отведать местное пирожное.
По пути снимали все подряд, в том числе забавные сувениры в витринах о жизни монахов и монашек. Монашек на улицах Ассизи очень много, кажется они приехали сюда со всего Света. Монахов встретилось меньше.
В другом конце города расположена церковь Святой Кьяры, сподвижницы Святого Франциска. В крипте храма находится гробница Святой Кьяры.
Базилика Святой Кьяры была построена в XIV веке в строгом готическом стиле, позже многократно разрушалась и восстанавливалась. В XIVII-XVIII веках храм в очередной перестроили, на сей раз в стиле барокко. После разрушений во Второй Мировой войны все сооружения комплекса были возрождены в первоначальном готическом стиле.
Уезжали мы из Ассизи уже поздно вечером, сняв на прощание средневековые ночные улицы и окружающие город панорамные виды.
Считается, что каждый, побывавший в Ассизи, испытывает духовный подъем и с новыми силами возвращается на свой путь. Город оставил светлые и возвышенные впечатления. Сделали огромное число фотографий, из которых трудно было очень трудно выбрать пару десятков для блога.
Последний кадр Ассизи утром, с дороги.
Красивый город! Древний! Он как будто до сих пор в средневековье. Приятно, что так умеют хранить историю.
Очень живой репортаж о прогулке по городу! Спасибо!
Италия очаровательна во всех проявлениях. Небольшие, нетуристические города очень интересны для самостоятельного посещения.
Мне нравятся города еще меньше. Ассизи далеко не маленький, и я бы не назвала его нетуристическим…
Отличный пост и фотографии. Вдохновляет на поездку. Спасибо.
МИР БЕЗ ГРАНИЦ – авторский блог Виктории Камиллери