в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола

Парадокс «Спидолы»: почему в СССР массово производили радиоприёмники с КВ-диапазоном?

В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

В переводах иностранной литературы запросто выбрасывали антисоветские высказывания (даже в устах отрицательных героев они были недопустимы), религиозные абзацы, главы в середине (вспоминается «Маракотова бездна» Артура Конан-Дойля), но чтобы оставить книгу совсем без конца, случалось редко.
Безжалостно кромсали и кинофильмы, хотя тут, мне кажется, часто и из экономии: стоминутную картину превращали в семидесятиминутную. Плёнки меньше, сеансов больше, для кинопроката прямая выгода.
Но если процент неуместных страниц или сцен превышал некий порог, книгу или фильм просто не пускали в пределы Советского Союза, пренебрегая возможной выгодой. Что выгода? Пустое, куда важнее сохранять идеологическую чистоту нашей атмосферы.

Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Чтобы не клеветали на советскую действительность.

И в то же время в любом магазине «Культтоваров» продавались радиоприемники с коротковолновыми диапазонами. Первая программа Всесоюзного радио и «Маяк» транслировались на длинных и средних волнах, плюс для жителей крупных городов они же дублировались в УКВ-диапазоне. На коротких волнах из советских радиостанций по-русски можно было слушать разве что «Атлантику» для рыбаков дальнего плавания или «Родину», рассчитанную на соотечественников, оказавшихся за рубежом.
Иностранными языками население в те годы владело слабо. Ну, «хенде хох», «Гитлер капут», «шнель» и «доннерветер» — вот, пожалуй, и весь тезаурус сельского комсомольца шестидесятых годов.
Остаются «вражьи голоса». Их много, все и перечислять долго. Глушить-то «голоса» глушили, но законы физики таковы, что где-нибудь вражья клевета да проскакивала — не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.

Навскидку, по собственным наблюдениям, более-менее регулярно слушали короткие волны процентов пять населения. Точнее определить трудно: соцопросы в советские времена проводили нечасто, афишировать пристрастие к иновещанию было страшновато, вдруг за это что-нибудь будет. Число в сорок миллионов слушателей, думается, преувеличено обеими сторонами: вещателями — для подтверждения важности вещания, глушителями — для подтверждения важности глушения.

Но зачем глушить, если можно попросту не производить приёмники с коротковолновым диапазоном?
Зачем их вообще стали выпускать во время, которое сегодня многие считают пиком тоталитаризма: в тридцатом году «КУБ-4» (положим, в частном владении их было не много, всё больше для организаций, армии и флота), в тридцать шестом — «СДВ», в тридцать девятом — «МС-539», в сорок пятом — батарейную «Родину»? А когда у страны стало получше с производственными мощностями, а у граждан — с деньгами, просто цунами обрушилось: «Фестиваль», «Спидола», «Океан», «Ригонда», «Ленинград», и прочая, и прочая, и прочая. Народу, казалось бы, иного и не оставалось, как слушать «События и размышления» или на худой конец «Рок-посевы». Самоподрыв какой-то, право. Неужели Госдеп руководит страной с тридцатого года?

Есть и такое мнение: даже не с тридцатого года, а прямо со времён Бориса Годунова, а то и Рюрика англичанка гадит и гадит. Вспоминается суждение древних греков о музыке сфер: мы её не слышим, потому что слушаем от рождения до смерти. То ж и с таинственной рукой англичанки. Смущает и баламутит она нас тоже от рождения до смерти. Но если так, то смысла в соблазнении малых и сирых нет никакого: зачем, если Госдеп уже запросто манипулирует верхушкой власти? А в том, что «добро» на массовое производство приёмников с КВ-диапазонами дали на самом верху, сомневаться трудно. Да и нет нужды.
Как ни заманчиво, версию с англичанкой и её сыночком Госдепом я спрячу в потайной ящик стола. На чёрный день.

Или руководство страны настолько было уверено в превосходстве советской идеологии над идеологией буржуазной, что не страшилось конкуренции, а глушилки стояли больше для порядка? Подвариант: «голоса» служили прививкой вроде коровьей оспы: послушал, переболел в лёгкой форме, выздоровел, и далее живёшь неуязвимым для западной пропаганды. Для выздоровления требовалась контрпропаганда, и планы по её количеству выполнялись и перевыполнялись, а количество рано или поздно переходит в качество. Жизнью проверено. Вопрос лишь — в какое качество?

Ещё одно предположение: короткие волны выполняли роль липкой ленты. Понаслушается несознательный гражданин прелестных речей — и давай болтать налево и направо. Тут его можно выявить, провести профилактическую беседу и сделать ещё одним ухом и глазом нашего Аргуса. А попадётся непонятливый — у нас и для непонятливых найдется средство.

Или просто держали фасон? Раз в других странах есть приёмники с КВ, то и у нас должны быть, чтобы не подумали плохого…

Интригует вариант Евгения Козловского: «Голос Америки» и прочие голоса — дьявольская хитрость агитпропа. И звучат на самом деле из Москвы, чтобы влиять на людей поперечных. До кучи можно добавить и вариант Веллера, что Париж — всего лишь макет-город для тех же поперечных людей. Умно, неожиданно, и всё-таки вряд ли.

Или это клапан для выпускания пара? Собака лает, ветер носит, побрехали и успокоились.
Правильного ответа не знаю до сих пор.

Источник

Мечта советского диссидента. Лови волну

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 1767059 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-1767059 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 1767059 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Советская радиопромышленность выпускала огромное количество радиоаппаратуры, в том числе и хороших радиоприемников. ВЭФы, Спидолы, Океаны были практически в каждой советской семье, но был у них один недостаток. В частотном диапазоне советских приемников отсутствовали те поддиапазоны, на частотах которых особо ярко вещали «западные голоса». Поэтому любопытные граждане шли на различные ухищрения: кто-то искал экспортные версии советских приемников с полным диапазоном, кто-то в силу возможностей «на коленке» делал соответствующие платы для «расширения» возможностей своего ВЭФа.

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 2014574 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-2014574 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 2014574 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Но самым эффективным и респектабельным вариантом было приобретение иностранного радиоприемника. Китайского радиобарахла (не про DEGENы речь 🙂 ) в то время не существовало, на рынке были представлены крупные американские, европейские и японские производители.

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 2094730 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-2094730 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 2094730 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 1763417 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-1763417 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 1763417 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Есть у меня в коллекции немецкий приемник Grundig Satellit 2100. Начало данной серии положил приемник Satellit 205, который был выпущен в 1964 году. Радиоприемник Grundig Satellit 2100 производился с 1976 по 1979 год.

Это гетеродинный радиоприемник с двойным преобразованием частоты. На верхней панели расположены кнопки переключения диапазонов, включения подсветки и т.п. Диапазон принимаемых частот: 145-420 кГц, 510-1620 кГц, 1.6-30 МГц и 87-108 МГц (всего 21 диапазон)
Режим работы: AM, WFM (для приема SSB дополнительно поставлялся внешний «третий гетеродин» SSB-ZusatZ 2000)

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 1764066 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-1764066 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 1764066 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Этот приемник яркий представитель » вершины аналогового радиостроения», на рубеже 80-х годов «кибернетика» добралась и до радиоприемников.

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 1509948 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-1509948 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 1509948 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 1510391 original. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-1510391 original. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 1510391 original. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Источник

Spidola (радиоприёмник)

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 200px spidola. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-200px spidola. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 200px spidola. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

«Спидола» («Spidola») — наименование (торговая марка) советских портативных транзисторных радиоприёмников, выпускавшихся с 1960 г. до начала 1990-х гг. рижским заводом 1960 г. Массовый выпуск начался в 1962 г. Радиоприёмник «Спидола» выпускался в двух вариантах: на экспорт — 8 диапазонов, для внутреннего рынка — 7 диапазонов. Приёмник оказался весьма удачным и быстро завоевал популярность в СССР, несмотря на довольно высокую для того времени цену. Варианты «ВЭФ-Спидола» (1962 г.) «ВЭФ-Спидола-10» (1963 г.), «ВЭФ-Транзистор-10» (1965 г.) отличались от первой модели только внешним оформлением и конструкцией шкалы настройки, более поздние (ВЭФ-12, ВЭФ-201 и др.) — многочисленными усовершенствованиями, в том числе добавлением диапазона УКВ, более современной элементной базой, улучшенными электроакустическими параметрами и др. Характерная конструктивная особенность «Спидолы» и её модификаций — переключатель диапазонов в виде барабана, на котором закреплены входные и гетеродинные контуры.

Технические характеристики «ВЭФ-Спидола» (согласно инструкции по эксплуатации издания 1962 г.):

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Spidola (радиоприёмник)» в других словарях:

Spidola (приёмник) — Радиоприёмник «Spidola» модели 1960 г. (ручка для переноски от более поздней модели «ВЭФ Спидола 10») «Спидола» («Spidola») наименование (торговая марка) советских портативных транзисторных радиоприёмников, выпускавшихся с 1960 г. до начала… … Википедия

SPIDOLA — Радиоприёмник «Spidola» модели 1960 г. (ручка для переноски от более поздней модели «ВЭФ Спидола 10») «Спидола» («Spidola») наименование (торговая марка) советских портативных транзисторных радиоприёмников, выпускавшихся с 1960 г. до начала… … Википедия

Spidola — Радиоприёмник «Spidola» модели 1960 г. (ручка для переноски от более поздней модели «ВЭФ Спидола 10») «Спидола» («Spidola») наименование (торговая марка) советских портативных транзисторных радиоприёмников, выпускавшихся с 1960 г. до начала… … Википедия

Спидола (приёмник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спидола (значения) … Википедия

Ирбитис, Адольф — Радиоприёмник «Spi … Википедия

Спидола (значения) — Спидола (латыш. Spīdola, от латыш. spīdēt рус. блестеть, сиять) латышское женское имя. Спидола героиня основанного на народных латышских сказаниях эпоса Андрея Пумпура о Лачплесисе, дочь Айзкрауклиса. Колдунья и ведьма. Спидола… … Википедия

Источник

Spidola (радиоприёмник)

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 200px VEF Sp%C4%ABdola (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0). в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-200px VEF Sp%C4%ABdola (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0). картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 200px VEF Sp%C4%ABdola (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0). В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

«Спи́дола» (латыш. Spīdola — сияющая) — торговая марка советских портативных транзисторных радиоприёмников, выпускавшихся с 1960 г. до начала 1990-х гг. рижским заводом VEF. В 1968 г. создателям «Спидолы» была присуждена Государственная премия СССР.

Содержание

История создания

Инженеры ВЭФа Улдис Бриедис и Янис Церпс работали над портативным транзисторным приёмником поначалу в инициативном порядке, в нерабочее время. Свой образец они собрали в корпусе от лампового «Туриста», он имел диапазоны длинных, средних и коротких (от 16 до 50 метров) волн. В конце 1950-х гг. на ВЭФе началось затоваривание ламповой радиоаппаратурой, не находившей сбыта, и в их проекте руководство завода увидело «спасательный круг» для предприятия. Первый радиоприёмник под маркой «Спидола» ПМП-60 (Приёмник Малогабаритный Полупроводниковый 1960 года, другое обозначение — ПМК-60) выпущен небольшой серией в 1960 г. Автор дизайна — Адольф Ирбитис, название придумал Я. Церпс. Из-за бюрократических проволочек и технологических проблем массовый выпуск первой модели начался только в 1962 году и продолжался по крайней мере до 1965 г. [1]

Модели с маркой «Спидола»

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 200px VEF Sp%C4%ABdola 10 (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0 10). в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-200px VEF Sp%C4%ABdola 10 (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0 10). картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 200px VEF Sp%C4%ABdola 10 (%D0%92%D0%AD%D0%A4 %D0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0 10). В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Другие приёмники, разработанные на базе приёмника «Спидола»

в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. 200px VEF 202. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола фото. в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола-200px VEF 202. картинка в каком городе выпускались популярные в ссср радиоприемники спидола. картинка 200px VEF 202. В Советском Союзе роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года» вышел в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» в тысяча девятьсот семидесятом году. Дефицит из дефицитов книжного прилавка. Обыкновенным, не номенклатурным любителям фантастики приходилось переплачивать порой втрое, порой впятеро. Или покупать за номинальную цену, но с нагрузкой в виде толстого производственного романа отечественного литературного генерала и «Справочника-календаря кроликовода» за позапрошлый год. Ещё, говорят, хорошие книги продавали и просто так, без дополнительных условий, но далеко, где-то в глубинке, за двести километров от областного центра. Никто не жаловался: напротив, ухватить на этих условиях хорошую книгу считалось везением. И всё бы хорошо, одно только нехорошо: финальные главы «Одиссеи…» цензура выбросила, о чём честно было написано в сопутствующем слове Ивана Ефремова: «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал, антагонистичны реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе».

Технические характеристики

«Спидола» (1960)

(согласно инструкции по эксплуатации издания 1962 г. [13] )

Шкалы настройки в первой «Спидоле» — отдельные для каждого диапазона, вставленные в паз прямо на барабане переключателя диапазонов. Нужная шкала видна через узкое окошко на верхнем ребре корпуса. Через это окошко виден и тонкий шнур привода настройки, на котором закреплена стрелка (маленький кусочек прозрачного кембрика, окрашенного в красный цвет) отсюда жаргонное название первой «Спидолы», бытующее среди коллекционеров — «ниточка». Ручки настройки и громкости выведены на переднюю стенку так, что, если держать приёмник перед собой двумя руками, большие пальцы ложатся точно на ручки.

Также выпускались экспортные варианты приёмника «Spidola», они отличались набором коротковолновых поддиапазонов (13, 16, 19, 25, 31 м и 41…52 м).

Ранние «Спидолы», в особенности хорошо сохранившиеся и в корпусах редких цветов, представляют коллекционную ценность.

«ВЭФ-Спидола» и «ВЭФ-Спидола 10» (1963)

Эти приёмники сделаны на базе приёмника «Спидола». Выпуск обоих приёмников был начат в 1963 году. Друг от друга они отличались только корпусами: у «ВЭФ-Спидола» углы были скруглённые и решетка громкоговорителя из анодированного алюминия, а «ВЭФ-Спидола 10» имела корпус «рубленой» трапециевидной формы с пластмассовой решеткой и металлическую перекидную ручку. Шкала настройки у этих моделей стала широкой, единой для всех диапазонов и переместилась на переднюю стенку.

В 1965 г. оба приёмника были модернизированы. У них появились прорези ПАС в задней стенке, магнитная антенна была перенесена из ниши между платой и барабаном диапазонов к верхней стенке корпуса. В приёмнике «ВЭФ-Спидола 10» перекидную ручку заменили на жёсткую пластмассовую из-за того, что металлическая разбивала переднюю панель и слабую заднюю стенку. В остальном эти приёмники идентичны «Спидоле».

«Спидола-240» (1978)

«Спидола» в искусстве

Гляжу в окно. Какое буйство красок!
Пруд — синь,
Лес — зелен,
Небосклон — голуб.
Вот стадо гонит молодой подпасок,
Во рту его златой сияет зуб.

В его руках «Спидола» именная —
Награда за любимый с детства труд.
Волшебным звукам
Трепетно внимая,
Ему вослед животные идут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *