в каком городе снимали шерлока холмса
Где снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Часть 2. «Кровавая надпись»
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
В первой части была фотоэкскурсия по местам съёмок первого фильма «Знакомство». Сегодня мы пройдёмся по местам съёмок фильма «Кровавая надпись»
Заброшенный дом, место убийства Дреббера
Ленинград, ул. Академика Крылова, д. 4 (ст. м. «Чёрная речка»), Дача княгини Е.П. Салтыковой.
Комплекс дачи включает в себя главный дом, служебные корпуса и ворота. 1837-43 гг., архитектор П. Садовников. Интерьеры выполнены Г. Боссе. Ныне объект исторического и культурного наследия федерального значения.
Княгиня Е.П. Салтыкова была дочерью графини С.В. Строгановой, чей дом располагался неподалёку – для неё и её сестры, княгини А.Г. Голицыной, были выстроены две дачи на территории бывшего Строгановского сада. Дача Салтыковой – это единственная дошедшая до нас постройка обширного владения Строгановых. После 1917 г. дача была занята филиалом больницы, в 30-е годы его сменила школа. После 1935 г. – опять больница. В 1946 г. здесь был открыт профилакторий. В 1979–80 гг. при строительстве метро «Чёрная речка» здание использовалось как прорабская. Затем в течение 11 лет оно пустовало и было разграблено. Пожары превратили его в руины. В 1991–96 гг. дом и ворота восстановлены в первозданном виде.
Место теперь трудно узнать. Сам дом, благодаря реконструкции, выглядит как новый, ещё больше изменились его окрестности. Прямо рядом с домом в 1982 году открылась станция метро «Чёрная речка», за воротами пролегла оживлённая магистраль, парк вокруг дома был вырублен, и тихое пустынное место стало многолюдным и шумным.
Там, где Холмс прыгал через лужу, теперь ежедневно проходят тысячи людей, а за воротами вместо кэбов несутся потоки автомобилей.
Справа от ворот как раз строится павильон метро – виден деревянный забор с характерными белыми ромбами. А прямо под воротами теперь прорыт подземный переход на другую сторону улицы Академика Крылова.
Фокус в том, что ворота всё время снимались изнутри, со стороны дома. Это хорошо видно по теням. Трудно сказать, что помешало снимать ворота снаружи – может быть, неподходящий фон, а может быть, неподходящее освещение.
Судя по солнцу, Холмс и Ватсон приехали на место к 16 часам.
Однако, перепрыгивая через безобидную на вид лужу, Холмс (а с ним и Ватсон) попал во временную дыру: лишь в восьмом часу Грегсон вышел на крыльцо их встречать. Где их носило всё это время – неизвестно. Более того, разговор с констеблем Рэнсом состоялся в 19 часов – ещё до того, как Грегсон их встретил. Когда состоялся осмотр дома – вообще загадка. Ну а в десятом часу вечера, на закате, Ватсон вернулся сюда снова, чтобы устроить засаду, и прошёл к дому через левую калитку.
Каменные ворота и металлическая решётка были бы превосходным ориентиром, если бы не одно важное обстоятельство: нет никакого сомнения в том, что ворота были полностью перестроены, но нельзя точно сказать, как именно. Каменные блоки были переложены заново, а внешний вид камня и отсутствие дефектов и щелей между блоками позволяют думать, что камень был частично или полностью заменён. То ли новые блоки имеют другую форму и размеры, то ли их теперь больше, но ворота и арки стали выше. Решётка также стала выше за счёт дополнительного фрагмента внизу – теперь только очень высокий человек сможет смотреть на дом поверх неё – а петли решётки перенесены ближе к внутренней стороне ворот.
Строго говоря, нельзя даже утверждать, что ворота стоят на прежнем месте, хотя большого сдвига, очевидно, всё же не произошло. Если в 1979 году ворота можно было использовать по прямому назначению, то теперь они выполняют чисто декоративную функцию.
Сам особняк окружён ещё одной оградой, защищающей его от посторонних, поэтому снять это крыльцо оказалось возможным только благодаря администрации, оказавшей всяческое содействие съёмке. Впрочем, теперь проход к крыльцу как правило открыт. Лестница стала уже вдвое, и вторая половина её ведёт не вверх, а вниз: подвальное помещение прямо под крыльцом сдаётся в аренду то под магазин, то под мастерскую. Вывески здесь меняются часто.
Комната, в которой Хоуп расправился с Дреббером, как ни странно, снималась здесь же – это один из немногих реальных интерьеров в Фильме. Каминный зал с четырьмя окнами находится слева от крыльца, туда можно свободно зайти через главный вход. Теперь там практически ничто не напоминает 1979 год, ну разве что орнамент на дверях
Теперь в этой комнате один магазин сменяет другой. Как правило, всё пространство заставлено вешалками, стеллажами и прочими торговыми атрибутами. Так что рассмотреть помещение как таковое можно только в перерывах между сменой арендаторов, если повезёт
Ни в легендарной комнате, ни на легендарном крыльце ничто теперь не напоминает о съёмках Фильма. Надо сказать, что арендаторы, занимающие помещение с противоположной стороны дома, оказались более предприимчивыми и назвали свой ювелирный магазин «Сокровища Агры». Так что хоть какое-то упоминание о Холмсе здесь есть
Холмс спешит на помощь Ватсону
Латвия, Рига, площадь Гердера
Площадь, обозначенная на плане Риги ещё в 1650 году, с 1864 года носит имя Иоганна Готфрида Гердера – немецкого философа-просветителя, литератора и фольклориста.
В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой, а с 1767 г. служил ещё и как пастор и имел в Риге огромный успех как воспитатель и проповедник. Справа виден угол Домского собора, наиболее значительного памятника средневекового зодчества Латвии
Гостиница, где был убит Стэнджерсон
Латвия, Рига, Яня сета (Иоанново подворье)
Ворота, через которые проезжает экипаж, прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (д. 24 по улице Скарню) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (д. 20/22). Сама улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. Через арку ворот бывшего доминиканского монастыря виден фрагмент фасада церкви Святого Петра.
Ворота ведут во двор, именуемый Иоанновым подворьем (по-латышски Яня сета). Это место – ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка – местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден. В фильме пришлось прикрыть таблички с названием улицы и номера дома. Теперь их тут нет, как и фонаря над вывеской
Холмс читает инспекторам лекцию
Латвия, Рига, площадь Гердера
Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол – Музей истории Риги и мореходства. Большой портал вдали справа – это вход в Домский собор. Собор заложен в 1211 г. основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом, завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна. С тех пор и до конца XIX века собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей. После реставрации (1959-60 гг.) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР и одним из крупнейших в мире органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Кстати, слева от кинооператора, скрытый от наших глаз, находится памятник Гердеру. А фонарь на углу – бутафорский
Хоуп везёт Дреббера в кэбе
Латвия, Рига, ул. Валдемара (ул. Горького), д. 10а, Городской художественный музей
Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару),д. 13, Латвийская государственная Академия художеств
Кэб едет от музея (слева)
к Академии художеств (справа)
Латвия, Рига, ул. Маза Сколас (Малая Школьная)
Слева мы видим здание музея Истории города Риги и мореходства (с 1959 года), а по сути всё то же здание Домского монастыря, его южный фасад. Улица получила своё название в честь Домской школы, в которой раньше готовили священнослужителей, а затем, после Реформации (XVI в.) Домская школа стала первым светским высшим учебным заведением в Риге
Места в Латвии найдены и сфотографированы Ренатой Римша renatar
Где снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Часть 3. «Король шантажа»
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых фильма «Знакомство» и «Кровавая надпись». Сегодня мы пройдёмся по местам съёмок фильма «Король шантажа»
Ленинград, Дворцовая наб., д. 26, Дом Учёных им. М. Горького РАН
Он же дворец Великого князя Владимира Александровича, сына Александра II и дяди Николая II.
Дворец был построен в стиле историзма или эклектики с 1867 по 1874 гг. архитектором А. Резановым. Парадная мраморная лестница, по которой поднимаются Холмс и Ватсон, создана Максимилианом Месмахером.
С 1920 г., стараниями Максима Горького, дворец принадлежит Ленинградским учёным, благодаря усилиям которых прекрасно сохранился – по сохранности интерьеров этот дворец является уникальным в Петербурге. Первый в СССР клуб научной интеллигенции, «обстановка там – самая успокаивающая».
По пути к кабинету Майкрофта Холмс и Ватсон проходят через Малиновую гостиную
Забор напротив усадьбы Милвертона
Ленинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10
Хотя нам показывают в основном забор, вдоль которого прогуливался Ватсон, дом за забором тоже есть. Арх. В. Иогансен, 1901-02 г. Ранее этот особняк принадлежал голландскому подданному, консулу Нидерландов в Петербурге и предпринимателю Г.Г. Гильзе фан дер Пальсу.
В 1910-е годы в здании располагалось Нидерландское консульство, позже и до настоящего времени – Военный комиссариат Ленинграда-Петербурга.
С той стороны забора, где прохаживался Ватсон, находится детский сад, который вместе с игровой площадкой теперь отделён изгородью, так что пройти путём Ватсона напрямую нельзя, да и идентичные ракурсы нельзя снять так, чтобы решётка не попала в кадр
Ленинград, Английский пр., д. 2-б, наб. р. Мойки, д. 122
Это место находится в двух шагах от предыдущего, хотя и не в зоне прямой видимости, как это было в Фильме. Этот второй забор примыкает к парку дворца великого князя Алексея Александровича, командующего русского флота, брата Александра III.
Зелень на заборе, скорее всего бутафорская
Замеченный Ватсоном маркёр уходит в сторону дворца великого князя Алексея Александровича
Ленинград, Петергоф, парк Александрия, дворец «Коттедж»
Дворец был построен в 1826-1829 гг. по проекту английского архитектора А. Менеласа, по типу английского загородного дома. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Федоровны.
После Октябрьской революции дворец был превращен в историко-художественный музей. В живописной коллекции Коттеджа насчитывается более 200 картин, среди них Айвазовский, Кипренский, Щедрин, Воробьёвы, голландские мастера XVII–XVIII вв. Я. Порселлис, Бакгейзен, Велигер, Гойен и др.
В годы оккупации Петергофа дворец сильно пострадал, и только в 1978 году, то есть за пару лет до съёмок, здесь как раз была закончена реставрация.
Только вот никакой кирпичной стены там нет – это всё выдумки Ватсона. Ограда есть, но она металлическая. И многих старых деревьев уже нет
Ленинград, ул. Профессора Попова, д. 2, Ботанический сад
Ботанический сад расположен на Аптекарском острове и занимает территорию между Малой Невкой, наб. Карповки, Аптекарским пр. и ул. Профессора Попова. Функционирует Ботанический институт РАН им. В.Л. Комарова.
Историческая дверь, которую Холмс открыл при помощи стеклореза, находится в самом конце длинного маршрута Тропиков (тропические растения расположены в 13 оранжереях общей площадью 5300 кв. м.) – здесь экскурсоводы потарапливают посетителей на выход. Рукоятка двери сейчас другая.
Последний участок оранжерей – на маршруте Тропиков
Мостовая на Бейкер стрит
Ленинград, Замковая улица
По этой брусчатке в разное время ходили маркёр, мисс Морстен и сам Холмс в костюме моряка. Этому месту принадлежит рекорд по неприметности. Ведь из окон Холмса нам показывают только кусок мостовой и больше ничего. Без подсказки Игоря Масленникова найти его было бы почти невозможно. Днём эта улица вся уставлена легковыми, грузовыми машинами и экскурсионными автобусами, так что при поиске нужного места пришлось буквально заглядывать под колёса. Несмотря на большие преобразования вокруг замка, мостовая осталась нетронутой.
Ленинград, Дворцовая наб., д. 26, Дом Учёных им. М. Горького
Тот же дом на набережной. Как видите, леди жила прямо в клубе «Диоген», а значит, наверняка была знакома с Майкрофтом Холмсом, из чего можно предположить, что Майкрофт сам спланировал убийство Милвертона, а Шерлоком решил прикрыться, зная, что тот всё равно выкрутится.
Слуга распахивает двери, за которыми находится не что иное, как Малиновая гостиная (т. е. клуб «Диоген»), где Холмс и Ватсон ожидают приёма.
Затем они вместе проходят через Золотую гостиную.
. и попадают в Грушевую гостиную, где их ждёт леди Хаксли. По мере движения камеры, за окном видна Нева, затянутая льдом, стрелка Васильевского острова с ростральной колонной, Биржевой мост и Мытнинская набережная. Кстати, Нева в этом месте в 2–3 раза шире любой Темзы. Гарнитур стоит на том же месте (как и вся прочая мебель во дворце), только обивку сменил на более благородную.
Где снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Часть 5. «Охота на тигра»
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
Ватсон едет к Адэру
Ленинград, наб. р. Фонтанки, д. 54 / ул. Рубинштейна, д. 15-17, «Толстовский дом»
Памятник архитектуры позднего модерна, шести-этажный доходный дом сооружен в 1910-12 гг. по заказу домовладельца графа М.П. Толстого (арх. Ф.И. Лидваль, Д.Д. Смирнов).
Основу сложной планировочной композиции определяют три двора различной конфигурации, образующие своеобразную «улицу» с хорошо организованным внутренним пространством. Это место полюбилось многим кинематографистам. Его можно видеть, например, в фильмах «Вам и не снилось», «Приключения принца Флоризеля», «Женщина в белом», или у того же Масленникова – здесь жила главная героиня «Зимней вишни». К сожалению, теперь это пространство битком забито припаркованными авто, и всё это условно движимое имущество напоминает игру «15»
Дом Рональда Адэра
Ленинград, Пушкин, Московское шоссе, д. 11, дача Великого князя Бориса Владимировича
Главное здание дачного комплекса, арх. Шерборн и Скотт. Этот дом нам уже знаком – в предыдущей серии «Смертельная схватка» внутри него снималась гостиница в Мейрингене. Теперь мы увидим здание снаружи.
Даже несмотря на недавно отремонтированную кровлю, запустение здесь чувствуется во всём. Несколько лет подряд возле крыльца стоял строительный вагончик, лишь недавно его убрали.
Что интересно, парадная аллея, по которой к дому подъезжали экипажи, на самом деле заканчивается тупиком. Дальше – канава, через которую можно перейти по пешеходному мостику, и поле с высоковольтной линией электропередачи.
Между полуразрушенными столбиками ворот кэб протискивается еле-еле, да и дальше дорожка к дому довольно узка. Куски полиэтилена на клумбе – это укрытые на зиму розовые кусты. Напротив клумбы – резное деревянное крыльцо, где Ватсон заглядывал в окно.
Местные и не местные бродяги облюбовали это крыльцо под всякого рода посиделки. Кирпичные стены пестрят граффити, которые периодически закрашивают, а в щели балюстрады повсеместно натыканы пластиковые бутылки. Перед фотосессией пришлось найти веник и навести хоть какой-то порядок.
Пожалуй, наиболее безобидные посетители этих мест – воспитанники детского сада, которых группами водят сюда на прогулки.
Завернув за угол, оказываемся возле другого крыльца поменьше – это главный вход. Крыльцо явно дышит на ладан, деревянные столбики редеют год от года, а крышу приходится укреплять дополнительными подпорками.
За углом, за который сворачивает Ватсон, а за ним и маркёр, наблюдается ещё больше мусора. Вдоль тыльной стороны здания мало кто ходит, для глаз туристов этот закуток не предназначен. Туда же выходит большое окно холла
С одной стороны, хорошо, что дача находится в таком тихом месте, вдали от городского шума и выхлопных газов. Но с другой стороны, если бы она выходила фасадом на шоссе – может быть, за её состоянием следили бы более тщательно?
Ленинград, Пушкинская ул., д. 9–11
Здесь Ватсон разгуливал под зонтом, дожидаясь Холмса с экипажем. Этот сквер с памятником Пушкину посередине находится в двух шагах от Невского проспекта и Московского вокзала.
Холмс везёт Ватсона закоулками
Ленинград, Лиговский пр., д. 2-4, НИИ фтизиопульмонологии
Это место уже хорошо знакомо нам по серии «Смертельная схватка», здесь Холмс лазал по крышам. На этот раз это внутренний парк больницы
Ленинград, Апраксин двор. Михайловский проезд, корпуса 15, 39. Ягодный проезд, корпуса 46, 47, 49.
Архитектурный комплекс «Апраксин двор» занимает 14 га территории, ограниченной улицами Садовая, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком, включает 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности. Исторически его территория делится на Щукин и Апраксин дворы
Купец Иван Щукин выкупил свой участок в середине XVIII в. у графа Чернышёва. В 1744 г. императрица Елизавета пожаловала Фёдору Апраксину огромную территорию между Фонтанкой и Садовой улицей, когда она ещё была загородной зоной, и лес подступал к самому берегу Фонтанки. Учитывая выгодное в торговом отношении местоположение этих усадеб, в 1766 г. было решено создать на этих территориях торговые ряды
Значение Щукина и Апраксина дворов в торговой жизни города постоянно росло. В 1833 г. по указу Николая I их торговые ряды были объединены в один обширный рынок. В 1862 г. произошел крупнейший пожар, который практически уничтожил квартал, но вскоре его отстроили вновь. В 1875 г. был утверждён новый генеральный план А.Д., и в последующие 10 лет были возведены практически все корпуса. Перед Первой мировой войной А.Д. стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. На его территории вкупе с Мариинским двором разместилось более 50 корпусов с 650 лавками
Так продолжалось вплоть до революции, а затем многие корпуса остались бесхозными, в остальных разместились склады. Функциональная структура почти полностью была утрачена. Наибольший урон композиции комплекса был нанесен в 1960-е годы, когда на месте церкви и четырех торговых корпусов был возведен корпус Лениздата, а также застроена Большая линия напротив театра. В годы съёмок фильма это было действительно безлюдное место в центре города