в каком городе снимали кочегар
Памяти Балабанова. Где в Петербурге сняты топовые сцены фильмов
Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 года на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности.
В день памяти культового режиссера Алексея Балабанова Piter.TV решил собрать все места в Петербурге, где проходили съёмки известных кинокартин режиссера. Редакция насчитала более 26 мест. Многие из своих фильмов Балабанов снял в Петербурге, Выборге и Кронштадте.
«Счастливые дни»
«Счастливые дни» — дебютный полнометражный фильм Алексея Балабанова по мотивам творчества Сэмюэла Беккета. Кинолента вышла в 1991 году. Главные роли в ней исполнили Виктор Сухоруков и Анжелика Неволина. В киноленте показан чёрно-белый Петербург. Герой Сухорукова бродит по безлюдным улицам в поисках места, где можно просто жить.
В одной из сцен киноленты можно увидеть Никольское кладбище Александро-Невской лавры.
Еще главный герой побывал с осликом и другим персонажем киноленты Слепым на Митавском переулке.
Также Балабанов мастерски передал атмосферу парадных Северной столицы. Главный герой «Счастливых дней» побывал в парадной бывшего особняка В.С. Каншина, которая находится на Кузнечном переулке, 6. А после спустился по лестнице бывшего Доходного дома А.В. Дехтеринского, на Загородном проспекте, 26.
К концу фильма покажет зрителям петербургские крыши и вид на город. Камера захватывает вид на колокольню Владимирского собора и Дмитровский переулок, упирающийся в перпендикулярную ей Колокольную улицу.
Балабанов снял культовую киноленту «Брат» о герое 1990-х годов Даниле Багрове в 1997 году. Гланую роль в фильме исполнил Сергей Бодров-младший. Также в киноленте сыграл Виктор Сухоруков.
Мрачный осенний Петербург стал «визитной карточкой» киноленты. Балабанов также снабдил фильм рок-хитами, которые создали неповторимую атмосферу фильма.
Данила Багров приезжает в Петербург из Приозёрска на поезде на Витебский вокзал. После он бродит по Северной столице: идет по Аничкову мосту, проверяет на прочность решётку на набережной канала Грибоедова у Казанского собора, прогуливается по набережной реки Мойки рядом с Музеем-квартирой А. С. Пушкина, а затем пересекает Зимнюю канавку около Эрмитажа.
После главный герой киноленты в растерянности останавливается около «Медного всадника». Далее Данила садится на каменную лавку у Троицкого моста и курит.
На следующий день Данила познакомится с Гофманом, которого называют Немцем и выпьет с ним водки в склепе на Смоленском лютеранском кладбище.
Также в киноленте показан Сенной рынок, которого сейчас уже нет. Там начинается криминальная сторона киноленты.
В целом весь хронометраж «Брата» пропитан многочисленными видами петербургских мостов, Невы и дворов-колодцев.
«Про уродов и людей»
Балабанов снял тяжелый фильм о декадентском Петербурге в 1998 году. Действие киноленты развивается на стыке XIX и XX вв. В центре сюжета некий фотографический театр, где снимаются фотографические открытки с униженной наготой человеческого тела.
В первые же минуты фильма Балабанов показывает одного из главных героев, гуляющего вдоль фасада Академии художеств, которая находится на Университетской набережной, 17.
Также в киноленте есть кадры улицы вдоль Доходного дома Г.Г. Елисеева на набережной Фонтанки, 64.
Во время просмотра «Про уродов и людей» внимательные зрители также узнают многочисленные виды на Неву, мосты и набережные Северной столицы. В конце фильма режиссер покажет Петербург с высоты.
«Мне не больно»
В 2006 году Балабанов представил весьма нетипичный фильм для своего творчества. Кинолента «Мне не больно» носила слоган «Исповедь нежного сердца. «. В сюжете история отношений трёх друзей. Снова главным фоном для съемок стал Петербург.
В фильме показаны набережная Лейтенанта Шмидта, многочисленные панорамы Васильевского острова, а также реки и каналы Северной столицы.
В одной из сцен герои пребывают в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Именно здесь проходил светский ужин, на котором героиня фильма Тата складывала еду в пакет.
По традиции, в киноленте Балабанова снова фигурируют как фон петербургские дворы. Например, главные герои проходят сквозь проезд во двор на набережной реки Фонтанки, 18.
«Кочегар»
«Кочегар» — российская криминальная драма, которую Балабанов презентовал в 2010 году.
Большая часть фильма «Кочегар» снималась в Кронштадте. Например, на огороженной территории военной части Балабанов снял сцены в кочегарке.
Также съёмки проходили в Петербурге и на реке Вуокса. Примечательно, что часть сцен снята в квартире, где проживал Балабанов.
Напомним, что режиссёр поселился на Васильевском острове после своего переезда из Екатеринбурга. Здесь Балабанов прожил до самой смерти. Культовый российский режиссер скончался 18 мая 2013 года на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности.
«Кочегар»: так проходит слава мира
14 октября 2010 года выходит в прокат 13-й фильм Алексея Балабанова «Кочегар». Картина, премьера которой прошла в Выборге на фестивале «Окно в Европу» и высоко оцененная критиками, давно ожидается поклонниками творчества режиссера. Съемки, начавшиеся 25 февраля в день рождения Алексея Балабанова, были завершены за три недели. Представляем вашему вниманию две рецензии на фильм, написанные Ниной Ромодановской и Марией Мухиной, отражающие разные точки зрения.
Надо сразу отметить, что промоушен, в частности позиционирование картины продюсерами, как 13–й фильм режиссера, довольно мрачный и пугающий, почти демонический ки-арт с пылающим черепом в огне топки, несколько вводят в заблуждение потенциального зрителя, потому что фильм как раз не так богат на анатомические подробности умерщвлений, чем иные ленты режиссера.
Якут прячется в своей контузии, как в панцире от внешнего мира, не вникая в дела своих бывших сослуживцев, и хорошо ему в своей кочегарке, за пишущей машинкой, да еще девочки – ангелочки время от времени придут на огонь посмотреть – ничего ему больше не нужно. Но желтая туфля, однажды упавшая с ноги очередной жертвы, все-таки заставляет его вернуться в действительность и окунуться в ее проблемы.
Все это происходит под музыку Дидюли, иногда задающую ритм, иногда раздражающе навязчивую стилизацию незамысловатых мелодий 90 –х.
Мастерски выстраиваются режиссером образные ряды – переклички. По узким, протоптанным в глубоком снегу дорожкам, ходят по городу люди в смешных меховых нарядах шапках, и чтобы разойтись на этих дорожках нужно усилие – физический контакт, не то что нынешние расчищенные дороги, где можно и не обращать друг на друга внимание.
Жалко только, что один из немногих талантливых режиссеров современности «застрял» в 90-х, с разных сторон подходя к этой тематике. Время, конечно, интересное своей неоднозначностью, но нарочитое представление его в виде сплошного криминала уже начинает утомлять.
Становится грустно и обидно за свою юность и молодость, когда многие из нас жили, любили, радовались жизни, начинали свой бизнес и ни кого не убивали и не сжигали ради этого.
Очевидно, что действие происходит не в нулевые, поскольку Балабанову свойственно искать ответы на волнующие его вопросы не в современности (слишком безликой и актуальной), а в то время, когда низменные инстинкты рода людского проявляются особенно четко, – в эпоху перемен, частенько сопровождающихся кровавым бардаком. Тем не менее, это никак не середина 90-х годов, как заявлено в официальном синопсисе фильма (хотя одежда героев и, в частности, надпись «Saint Petersburg» на куртке Бизона, помощника снайпера, скорее всего, отсылает к рок-группе Владимира Рекшана, все еще популярной в 90-е). Потому что беспредел – уже не агония, а ставший привычным жуткий уклад жизни. Кроме того, Дидюля, чьи композиции выступили главным саундтреком к фильму, свой первый альбом выпустил лишь в 2000 году. Так что, вероятнее всего, «Кочегар» повествует о том, что могло происходить в так называемый миллениум – тоже, надо сказать, непростое с психологической точки зрения время.
КОЧЕГАР
Официальный сайт фильма: www.kochegar-film.ru
87 мин, 35 mm, color, Dolby Digital, 1:1.85; Россия, 2010
В РОЛЯХ:
Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Тельнов
Синопсис: Петербург, середина 90-х годов XX века. Старая кочегарка на окраине города, в которой живет молчаливый Якут, ветеран Афганистана, майор в отставке. Теперь он работает кочегаром, а в свободное время на печатной машинке неумело набирает свой рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости.
СМИ О ФИЛЬМЕ:
www.openspace.ru
«… С формальной точки зрения, «Кочегар» — это opus magnum Балабанова, сумма всех его постоянных мотивов и кристальное производное абсолютно герметичной режиссерской вселенной. Но ни в этой картине, ни во всех предыдущих никогда не было претензии на грандиозность, и «Кочегар» — это opus magnum, в котором главным героем становится маленький человек, блаженный, до поры до времени не различающий оттенков зла. С первых кадров становится понятно: это автобиографический фильм. Якут-кочегар (Михаил Скрябин), бывший майор, появляется перед нами в узнаваемой одежде самого Балабанова — тельняшка, шапка-афганка (точно так же в «Джинджер и Фред» в костюме
Феллини появляется Марчелло Мастроянни). Он сидит в кочегарке и двумя пальцами на печатной машинке пытается набить роман об истории якутов, к которым пришли злые люди извне. Возле вьются живые, непрерывно сжигающие мертвых, — майору объясняют, что так надо (гекатомбы проходящих через кочегарку жертв напоминают о «Чекисте» Александра Рогожкина, с теперь уже умершим Алексеем Полуяном в одной из ролей). У героя, вроде бы контуженного на войне, есть дочь (дебютантка Аида Тумутова), преуспевающая владелица мехового ателье. Остальные персонажи — мелкие бандиты и люди из их окружения. Отдельные, упомянутые вскользь детали биографии майора совпадают с деталями биографии самого Балабанова, бывшего военного переводчика, — и нет никаких сомнений в том, что именно таким видит себя сам режиссер: запертым в кочегарке, обманутым, растерянным, окруженным смертью, но упорно продолжающим двумя пальцами набивать свой рассказ».
Мария Кувшинова
Показанный на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» новый фильм Алексея Балабанова «Кочегар» станет событием в нынешнем киносезоне. Правда, в самом Выборге он удостоился только тешительных наград главного жюри, что, наверное, не случайно. Зато его по достоинству оценили критики, что тоже не случайно. Такова участь незаурядных картин… Новая картина Алексея Балабанова, несмотря на весь аскетизм изобразительных средств (оператор Александр Симонов), убеждает в первую очередь своей художественной стороной. Притом совершенно как будто бы и неосязаемой, неосознаваемой. Ну, швыряет человек уголь лопату за лопатой. Ну, покачиваются в джипе два амбала с непроницаемыми лицами. Следуют одна за другой монтажные перебивки. Это самое начало фильма. Но сразу понятно, что это не просто кино, но что это кинематограф. Что это настоящее, подлинное. Это беспощадный диагноз тем процессам, что идут в глубинах массового подсознания, что таят гуманистическую катастрофу…»
На 13 октября назначена премьера тринадцатого фильма Алексея Октябриновича Балабанова — лучшего режиссера в своем поколении. Непререкаемого авторитета для бесчисленных последователей и подражателей. Неполиткорректного. Неудобного. Необаятельного. Непривечаемого западными кинофестивалями. Взахлеб любимого и свирепо отторгаемого публикой. Раздражающего. Переменчивого. Упакованного в ярлыки и каждый раз из них выворачивающегося. Ошибающегося, но остающегося предельно честным, пугающе честным — прежде всего с самим собой….
«Кочегар» питается и неистребимой балабановской ностальгией по эпохе немого кино, стилистика которого востребована и в «Счастливых днях», и в «Про уродов и людей», в «Трофиме», в «Реке». Псевдорепортажем с места событий начинается «Война», глупой немой фильмой завершается «Морфий». В «Кочегаре» немое кино становится эмоциональной кодой фильма. Настуканная Скрябиным пальцем на старой машинке страшная сказка про каторжника инсценируется на экране и прочитывается за кадром постоянной гостьей кочегарки — толстой девочкой Верой (будто прилетешей к Балабанову из кино Киры Муратовой). Муратовская неумолимая логика абсурда, нарочитое актерское существование все очевиднее проникает в фильмы Балабанова. Ближе всего «Кочегар» расположился к «Котельной № 6» из «Трех историй» Муратовой, в которой истопник помогает другу сжечь труп убиенной соседки по коммуналке.
CТАТЬИ О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
ЖУРНАЛ «СЕАНС» о съемках фильма «Кочегар», авторы: Аглая Чечот, Петр Лезников, Ксения Друговейко, Василий Степанов
Кочегар — рабочий, осуществляющий подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата. В обязанности кочегара входит чистка топки и поддувала. Часто на кочегара возлагается также функция управления режимами работы теплового аппарата. В настоящее время, в связи с массовым переводом котельных на газ и жидкое топливо, число работающих кочегаров сокращается. Профессия кочегара считается вредной и в соответствии с пенсионным законодательством РФ отнесена к первому списку (мужчины уходят на пенсию в50лет, женщины — в 45). Профессиональными вредностями являются: повышенная температура в помещении, токсичные газы, недостаток кислорода, сажа, угольная и зольная пыль, тяжелый физический труд.
У Алексея Балабанова первый съемочный день, и еще день рождения. Хорошо, наверно, родиться на исходе зимы, когда вечная тьма и мерзлота наконец-то отступают перед еще холодным, но уже ярким солнцем. Среди самых белых пейзажей, самых солнечных сугробов, самых утренних лиц Балабанов снимает самую черную трубу, самую закопченную кочегарку и самых-самых бандитов. Свет и тени. Свет и тьма. Белые воротнички и черные кожаные куртки. У него 95-й год. Снег припудрили углем, номера затерли грязью. Рядом с кочегаркой — несколько машин, и в них сидят серьезные люди. В машинах тепло, пахнет бензином или жидкостью для мытья стекол. Технологические запахи и шумы внутри полированных капсул. Синтетические материалы, пуховики, лыжные штаны, одноразовая посуда; черные провода змеятся на белом снегу; полосатые палатки. Как будто для арестантов. Внутри невероятно вкусный грибной суп, от которого валит пар. Только иногда звонко смеются женщины, и лают собаки. После команды «Начали!» смеяться уже нельзя. Лаять можно. В кочегарке— самое интересное, но ломиться туда неловко, могут и прогнать. Там пекло, адова кухня, игорный дом…
Бандиты чувствуют себя на съемочной площадке как дома, не то, что мы. Им не холодно— в легких кожаных курточках и свитерах. Внутри у них мощнейшие обогревательные приборы, за пазухой— тяжелые кошельки, прирученные джипы слушаются их с одного касания. Тяжесть, плотность зрелого человеческого тела. Тяжелые подбородки, набриолиненные волосы. В лицевых складках можно спрятать монетку. Разрез глаз— узкий, в зрачке не бликует солнце. Органика, которая окаменела. Действие картины «Кочегар» происходит после всех войн, после Ада. Главную роль играет Михаил Скрябин. В фильме он герой Советского Союза, майор якутской национальности, пособник местных бандитов: в его кочегарке сжигают трупы. Когда-то они вместе воевали в Афгане, теперь сообща выполняют будничную работу. В кочегарку приходят не только жечь трупы, но и посмотреть на огонь. У сатанинского очага тихий якут пишет сказки про то, как Кермес варила рыбу, а потом ее изнасиловали. «Бей, но не очень больно, — просила Кермес».
В фильме будет несколько убийств, одно самоубийство, и скупая на ласки любовь. Но где-то в глубине суровой балабановской панорамы мерцают теплые отблески огня, где-то на краю тьмы вспыхивает бледное северное сияние. Твердое топливо перерабатывается в дым, который улетает вверх, на небо. Короткую и жестокую новеллу планируют снять за18 съемочных дней.
Журнал EMPIRE, апрель, 2010
Новый фильм Алексея Балабанова «Кочегар» был снят за три недели в двух местах – в квартире самого автора и кронштадской мореходной школе №42, точнее, в ее котельной, где работает и живет главный герой, пожилой якут, контуженный на войне в Афганистане. Котельная, впрочем, вмещает в себя два съемочных объекта: на первом этаже узкий проход вдоль паровых котлов ведет к узкой и продавленной железной кровати, на которой кочегар спит, ест тушенку из банки и печатает на старинной машинке Erika рассказ о русском разбойнике, жившем до революции на поселении у якутов и обижавшем их. Как раз на втором этаже котельной полно примерно таких же русских разбойников – в день, когда снимается сцена карточной игры. Казино, оборудованное в кочегарке, выглядит довольно экзотично: комната наполнена густым дымом, сквозь который просматриваются такие же закопченные котлы, как внизу, а вокруг столов с зеленым сукном расставлены красные самолетные кресла. Если встать за грубо сколоченную из ДСП барную стойку, можно разглядеть под ней запасы холодного чая «Липтон», изображающего дорогие коньяки и виски, а еще – пачку долларов с надписью United States Of Hottabich (компания СТВ рачительно относится к реквизиту, и оставшиеся от фильма «Хоттабыч» бумажки нашли применение в «Кочегаре»).
БИОГРАФИИ И ФИЛЬМОГРАФИИ СОЗДАТЕЛЕЙ ФИЛЬМА
Дебютный полнометражный фильм «День ангела» снял совместно с Николаем Макаровым в 1980 году (фильм вышел на экраны в 1988 году). В 1992 году организовал и возглавил кинокомпанию СТВ.
Продюсер более 40 художественных и документальных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях. Лауреат ряда кинематографических премий. Экономический журнал «Эксперт» в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало брэндом в области кинопроизводства». Лауреат Государственной премии РФ в области кинематографа за 2003 год (фильм «Кукушка»).
Избранная фильмография:
2010 «Кочегар»
2010 «Младший»
2010 «Дочь якудзы»
2008 «Каменная башка»
2008 «Морфий»
2008 «Баксы»
2008 «Шультес»
2008 «Нирвана»
2007 «Монгол»,
2007 «Груз-200»,
2007 «Кремень»
2006 «Меченосец»
2006 «Перегон»
2006 «Мне не больно»
2006 «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
2006 «Бумер. Фильм второй»
2005 «Ночной продавец»
2005 «Жмурки»
2004 «Шиzа»
2004 «Алеша Попович и Тугарин Змей»
2002 «Медвежий поцелуй»
2002 «Кукушка»
2002 «Война»
2001 «Сестры»
2000 «Брат-2»
1998 «Блокпост»
1998 «Про уродов и людей»
1998 «Особенности национальной рыбалки»
1997 «Брат»
1997 «Мама не горюй!»
1997 «Операция «С Новым годом»
Настоящий смысл фильма Балабанова «Кочегар»
«Кочегар» — криминальная драма выдающего режиссера Алексея Балабанова, предпоследний снятый им фильм. Многие готовы признать его лучшим, наряду с картиной «Я тоже хочу». При этом коммерческого успеха картина не познала – возможно, публика не вполне поняла истинное послание «Кочегара», масштаб его творческой силы. Давайте-ка разберемся с этим посланием
О чем фильм Кочегар
Действие происходит в Санкт-Петербурге, который в кино выглядит как неприметный северный город. Здесь работает кочегаром Якут – бывший майор-афганец и герой, несостоявшийся писатель. Его работа – следить за кочегаркой. Призвание и дело жизни – рассказ, который он все время перечитывает и перепечатывает на старой пишущей машинке. Это якутская легенда о давнем преступлении…
Квартиру свою он оставил дочери-красавице, ей же отдает зарплату и старается ни в чем не мешать. Наш Якут, вроде бы, отшельник. Но нет – к нему все время кто-то приходит, мир не оставляет его в покое. Якут человек сдержанный, но он не молчальник – делится мудростью с теми, кто забегает к нему в каморку. Например, с двумя девочками-школьницами, с которыми он, кажется, искренне сдружился. Но кажется, он не вполне психически здоров… Вот приходит к нему бывший сослуживец. В Афгане он был снайпером, и в мирной жизни это «искусство» ему пригодилось. Иногда он завозит Якуту странные «посылки» — трупы «заказанных» людей, объясняя, что они делают хорошее дело, очищают мир от негодяев. У снайпера есть ассистент Бизон – здоровяк, живущий на две семьи. Вот из-за этого любовного треугольника и закрутится действие фильма.
Одна из жен Бизона – дочь Якута, вторая – дочка снайпера. Обе работают в меховом салоне. Именно дочь Якута придумала привозить в салон вещи из Якутии и так получать огромную прибыль. Ее партнерша и соперница, узнав, с кем ей муж изменяет, настраивает отца против дочери Якута, уговаривая устранить ее. Вот тут кочегар и узнает страшную правду о людях, которые, якобы, очищали мир от скверны и злых людей…
Смысл фильма Кочегар
Балабанов в своем 13-м фильме поднимается на истинно философский уровень. Кино рассказывает об основе человеческой жизни, ее единственно прочном фундаменте – огне, куске хлеба, любви к ближнему, воздаянии за добро и отмщении за зло. Да, это фильм о мести, на которую имеет право именно такой человек, как Якут. Пока испорченные дети цивилизации юлят и предают друг друга, поддаваясь модной расплывчатости моральных норм, этот наследник шаманов и охотников вершит свой правый суд над негодяями. Фильм скуп на декорации, перед нами Человек, как он есть. Эта история проста и глубока как древний миф, как легенда тундры. Режиссер подчиняет сюжет главному и не распыляется на второстепенных героев и малозначимые события.
И даже музыка в кино, как в одном из Довлатовских рассказов, «среднего типа», словно издевается над всеми – она никакая, просто шум из набора пошлых звуков, которые сопровождает нас изо дня в день. Она звучит почти все время и добавляет ощущение тошнотворности от такой жизни. Вы притерпелись к ней, стараетесь не замечать. И вдруг, она умолкает. Умолкает тогда, когда начинается жизнь настоящая.
Смысл концовки
Якут умирает перед своей печью, разрезав вены, под вспышки камер айфона в руках легкомысленной девчонки. Рассказ, который он так и не дописал, девочка унесет с собой. Это ее голос за кадром будет зачитывать нам фрагменты рассказа, сцены из которого разыгрываются на экране. И в главной роли –тот же актер, что играл Якута.
Итак, что же рассказал нам Балабанов об этом мире? Огонь, который горит в топке у кочегара, в печке у его дочери и в тех печках, что у снайпера – это страшный, адский огонь. На фоне замогильного колорита всего остального мира, что виден нам в кадре, эта метафора абсолютно понятна. Мы живем не в добре, не в божьем мире и не в мире древнего Мифа. Мы сами устроили себе ад на Земле и не думаем из него выбираться.