в каком городе снимали гнев человеческий
Гай Ричи о съемках фильма «Гнев человеческий»: «Мы практически не репетировали трюковые сцены»
22 апреля на экране воссоединятся две культовые личности в мире кино: на широкие экраны выходит поставленный Гаем Ричи экшн-триллер «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом в главной роли. Teleprogramma.pro и создатели фильма рассказывают том, что происходило за кадром.
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
Крестный отец Джейсона Стэйтема
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
Да-да, и в этом определении нет преувеличения, ведь именно Гай Ричи привел Джейсона Стэйтема в большое кино. Даже не в больше кино, а в кинематограф в принципе – буквально с улицы, где Стэйтем в тот момент промышлял мелкой торговлей фальсификатом из-под полы. В итоге динамичные захватывающие хиты 1990-х «Карты, деньги, два ствола» снятые Ричи со Стэйтемом в главной роли, легко и непринужденно завоевали сердца зрителей. Творческий тандем просуществовал до 2005 года, когда вышел их последний совместный фильм «Револьвер».
Тем не менее, как признается Ричи, он изначально знал, что единственный актер, идеально подходящий на роль главного героя своего нового фильма «Гнев человеческий» – это Джейсон Стэйтем.
«Мне всегда нравился Джейсон Стэйтем как актер, – отмечает режиссер. – Снимая его в фильме «Карты, деньги, два ствола», я уже был уверен, что он станет кинозвездой. И очень рад, что не ошибся. Потом у него каждый из нас пошел своим путем в кинематографе.
Но я знал, что рано или поздно наши пути обязательно еще раз пересекутся. И тут появилась история, которая идеально подходила и мне, и Джейсону. Фильм «Гнев человеческий» очень серьезный. В картине поднимаются темы мести, семьи, а также грехов отцов, за которые расплачиваются дети».
Долго уговаривать Джейсона Стэйтема не пришлось.
«Мне было достаточно позвонить ему и за две минуты обрисовать сюжет будущей картины, – утверждает Ричи. – Ни он, ни я долго не раздумывали. Нам понравился сюжет. Для любой кинокартины важно, чтобы режиссер и исполнитель главной роли страстно хотели бы снять один и тот же фильм. Это был как раз тот самый случай. Описать «Гнев человеческий» в паре предложений можно так: «Джейсон Стэйтем в умном жанровом фильме о мести».
«Тогда, 20 лет назад, мы через многое прошли вместе, – вспоминает Стэйтем. – Теперь же нам обоим было интересно, не изменилось ли что-то в нас самих, что могло бы помешать совместной работе. К счастью, ничего не изменилось. Я влюбился в свою профессию благодаря счастливому лотерейному билетику, который мне подарил Гай. Этот билет назывался «Карты, деньги, два ствола».
Тщеславие, алчность и прочие грехи
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
«Гнев человеческий» преподнес Стэйтему новый актерский вызов: ему предстояло сыграть загадочного персонажа по имени Эйч. Этот холодный на вид джентльмен, внутри которого пылает жажда справедливости, устраивается в инкассаторскую компанию. Но не для того, чтобы заработать себе на жизнь, а с целью выйти на организаторов серии многомиллионных ограблений, потрясших Лос-Анджелес. У него к ним личные счеты…
«Эйч расчетлив, умен, сконцентрирован и целеустремлен», – говорит Ричи о главном герое, который выходит на тропу войны.
«Мы не делали послабления ни в чем, – объясняет Ричи. – Картина об алчности, крови, тщеславии, о семи смертных грехах, упомянутых в Библии. Во всяком случае, пять из этих смертных грехов вы найдете в сюжете».
В благодарность известному папе
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
Одну из главных ролей в фильме играет Скотт Иствуд, знакомый зрителям по картинам «Тихоокеанский рубеж», «Форсаж-8» и «Ярость». Его персонаж – член банды грабителей по имени Джен.
«Моего героя можно описать одним только словом: опасен, – улыбается Скотт Иствуд. – Очень опасен. Он – вспыльчив и совершенно непредсказуем. Гай хотел придать моему персонажу мужественности, поэтому мы добавили в образ моего героя накладной шрам и контактную линзу белесого цвета. Я носил все это на протяжении всех съемок».
Иствуд признается, что особенно ему понравились трюковые сцены.
Кстати, Гай Ричи как-то признавался, что является давним поклонником творчества Клинта Иствуда, которой является Скотту отцом.
Джентльмен в команде «Гнева…»
Кадр из фильма «Гнев человеческий»
В фильме «Гнев человеческий» зрителей ждет встреча с актером Эдди Марсаном, которого трудно было не запомнить по роли в предыдущей картине Гая Ричи «Джентльмены». Там он сыграл Большого Дейва, издателя таблоида, который за свои козни был «удостоен чести» стать фигурантом пикантного видео со свиньей.
Кто смотрел фильм, нас понял, а тем, кто по недоразумению пропустил самый кассовый фильм Гая Ричи в российском прокате, мы не станем подкидывать спойлер. А еще он знаком зрителям по роли инспектора Лестрейда в фильме все того же Гая Ричи «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни-мл. и Джудом Лоу в главных ролях.
В «Гневе человеческом» Эдди Марсан играет управляющего депо броневиков инкассаторской компании по имени Терри. На контрасте с Эйчем Терри не отличается излишней мужественностью, но это качество характера персонажа Марсана ничуть не смущало.
Дрались по-настоящему, без репетиций
Несмотря на то, что действие картины происходит в Южной Калифорнии, «Гнев человеческий» снимался преимущественно в Лондоне. Индустриальные комплексы Туманного Альбиона с успехом заменили безликие каменные задворки Лос-Анджелеса.
Впрочем, некоторые экстерьерные сцены пришлось все же снять в Калифорнии, чтобы сориентировать зрителя в пространстве. Ричи стремился к тому, чтобы фильм был как можно более реалистичным – будь то выбор локаций, диалоги персонажей, динамика боевых сцен или хореография сцен с ограблениями.
«Мы практически не репетировали трюковые цены, – утверждает Ричи. – События, в том числе и поединки, должны были развиваться естественным, правдоподобным способом. Мы хотели показать, как люди могли бы себя вести в реальной ситуации, а не продемонстрировать очередную фантазию профессионального постановщика на заданную тему».
Это касается и сцен с участием Джейсона Стэйтема.
«Кажется, он не постарел ни на один день, – говорит Ричи об актере. – Ума не приложу, в чем его секрет, но он по-прежнему в отличной физической форме».
Смотрите также:
Технологии
Где и как снимали «Гнев человеческий»
Локации, подготовка, работа с актерами
Динамичные, захватывающие хиты 1990-х КАРТЫ, ДЕНЬГИ, ДВА СТВОЛА и БОЛЬШОЙ КУШ, на съемках которых Гай Ричи работал с Джейсоном Стэйтемом, без труда завоевали сердца зрителей. Благодаря этим картинам Ричи получил статус новатора на режиссерской ниве, а Стэйтем стал харизматичным претендентом на главные роли, способным не только крушить черепа, но и давить противников сарказмом. Творческий тандем продолжал сотрудничать и впоследствии, однако с момента выхода в 2005 году фильма РЕВОЛЬВЕР Ричи и Стэйтем на съемочных площадках не встречались. В ГНЕВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ режиссер и актер воссоединились.
Несмотря на то, что действие картины происходит в Южной Калифорнии, ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ снимался преимущественно в Лондоне. Индустриальные постройки Туманного Альбиона с успехом заменили безликие каменные задворки Лос-Анджелеса. Впрочем, некоторые экстерьерные сцены пришлось все же снять в Калифорнии, чтобы сориентировать зрителя в пространстве. Ричи стремился к тому, чтобы фильм был как можно более реалистичным – будь то выбор локаций, диалоги персонажей, динамика боевых сцен или хореография сцен с ограблениями.
«Всеми доступными нам способами мы стремились сделать фильм более реалистичным, – утверждает Ричи. – Скажем, мы практически не репетировали трюковые сцены. События, в том числе и поединки, должны были развиваться естественным, правдоподобным способом. Мы хотели показать, как люди могли бы себя вести в реальной ситуации, а не продемонстрировать очередную фантазию профессионального постановщика на заданную тему».
До начала съемок Ричи собрал всех актеров на предварительный прогон всего будущего фильма. Этот прием он называет «черный ящик». Стандартной читке сценария за круглым столом Ричи предпочитает более динамичный способ понять, как будет выглядеть будущая картина. Пользуясь минимумом декораций и реквизита, актеры буквально проигрывают весь фильм, а камера фиксирует происходящее. За восемь часов, которые уходят на подобное мероприятие, создается черновой вариант каждой сцены картины.
«Мы лишь пытаемся наметить будущий маршрут, не вдаваясь в детали, – объясняет Ричи. – Я могу потратить целый день, обсуждая с актерами диалоги, пытаясь улучшить реплики и весь сюжет. Как показывает опыт, такой подход улучшает сценарий всего на 15 процентов или около того. Кроме того, этот способ сложнее для актеров, потому что им приходится заучивать новые реплики. Это сопряжено с дополнительным стрессом, что негативно сказывается на работе актеров в кадре».
Техника «черного ящика» была в новинку для Холта Маккэллани. Тем не менее актер утверждает, что она помогла ему лучше понять своего героя и его отношения с другими персонажами в каждой сцене фильма. «Мы получили возможность проиграть все сцены (или, по крайней мере, большую их часть) еще до начала съемок, – объясняет Маккэллани. – Обычно мы довольствуемся репетициями отдельных моментов, но никогда не проигрываем длинные сцены, и уж тем более – весь фильм целиком за один подход. «Черный ящик» дал нам шанс увидеть подноготную наших персонажей в несколько ином ракурсе, чем если бы мы устраивали привычную читку за круглым столом. Весь процесс снимали на камеру, так что у нас получилась самая необычная репетиция из всех, какие только можно представить».
«Это было хорошее вступление, демонстрирующее стиль работы Гая, – добавляет актер Ник Алгар. – Мы сразу же поняли, в каком ключе нам предстоит работать на съемках. Гай часто меняет диалоги на лету, если слышит какую-то фальшь. У него отлично развита чуйка, он полагается на интуицию. Если какая-то реплика не звучит, он моментально предлагает другую вместо нее, и всякий раз замена попадает в десятку. Гай не сдерживает актеров, и это просто замечательно».
Столь острый слух выгодно выделяет Ричи среди современных режиссеров. За свою многолетнюю карьеру он успел попробовать свои силы в самых разных жанрах, начиная с независимых фильмов и заканчивая студийными блокбастерами. Однако во всех его картинах нетрудно заметить, как остроумно подшучивают друг над другом персонажи.
«В фильмах Гая очень богатый язык, и мне это всегда нравилось, – признается Маккэллани. – Иногда диалоги становятся совсем уж неприличными. Частенько персонажи подтрунивают друг над другом, но это очень точно передает манеру общения в мужском коллективе, то, что Эрнест Хэмингуэй называл мужским языком. Гай отлично понимает эту специфику».
Внесением изменений в диалоги в процессе съемок Ричи не ограничивался. На самом деле любой из его фильмов менялся уже во время съемочного процесса. Режиссер мог изменить что угодно, если считал, что это пойдет на пользу картине, – внешность персонажа, его походку, мимику, акцент, декорации и даже сюжет. Такой подход требует от актеров и съемочной группы определенной гибкости, уверенности в режиссере и готовности принимать любые возможные изменения.
«Гай работает так, как ни один другой режиссер, с кем мне доводилось сотрудничать, – заявляет Джош Хартнетт. – Он постоянно предлагает новые идеи, стараясь максимально приблизить видимое к желаемому. Я думаю, он получает наслаждение от самого творческого поиска. Он сидит за мониторами и постоянно прибегает к нам с новыми идеями. Так что, приходя на работу каждый день, мы не знаем наперед, чем этот день закончится. Мне это нравится. Очень интересно работать, когда каждый день появляются какие-то новые повороты».
Актеру Эдди Марсану тоже понравилась определенная свобода на съемочной площадке. По его словам, Ричи не сдерживал спонтанную творческую энергетику актеров. «Так процесс становится более творческим, – считает Марсан. – Оператор не стоит на одном месте и следует за тобой, так что съемки напоминают некий танец с камерой. Когда чувствуешь, что камера внимательно следит за тобой и улавливает каждое твое движение, работать лично мне гораздо приятнее. Я понимаю, какой драматический эффект окажет на фильм то или иное мое действие. Можно практически ощутить, как съемочная площадка пропитана живым творчеством».
О работе со Стэйтемом Ричи говорит, что их отношения с актером остались неизменными – партнерство на базе выработанных десятилетиями доверия и дружбы. «Мы с Джейсоном знакомы уже 22 года, – говорит Ричи. – За все это время мы даже ни разу не поссорились. Он – один из моих лучших друзей. Я очень уважаю его как актера и как человека». Стэйтем добавляет: «Если бы мне пришлось до конца своей карьеры работать только на фильмах Гая Ричи, я был бы очень счастливым человеком».
«У нас, мужиков, тоже чувства есть» Джейсон Стэйтем о «Гневе человеческом», пацанских идеалах и своих портретах на российских заборах
В российский прокат вышел новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий» — неожиданно прямолинейный на фоне остальных работ британского режиссера экшен-триллер о почти библейской по накалу драматизма мести. В центре сюжета — загадочный новичок лос-анджелесской инкассаторской компании, который пытается найти виновников дерзких ограблений ее фургонов. Этого героя сыграл когда-то открытый Гаем Ричи в «Картах, деньгах, двух стволах» Джейсон Стэйтем. «Лента.ру» поговорила со Стэйтемом, одной из главных суперзвезд современного экшена, о его актерских корнях, российском культе его крутизны и «Гневе человеческом».
«Лента.ру»: Вы двадцать лет не работали с Гаем Ричи. Он сильно изменился?
Джейсон Стэйтем: Знаете, он стал немного старше, немного мудрее, чуть-чуть продуктивнее (смеется). Но он тот же малый. Тот же Гай. Все так же кайфует от режиссуры. Он всегда был очень оживленным на площадке. Думаю, Ричи мог бы сам сыграть любую роль в своих фильмах, заменить собой каждого из нас. Он так ловко перенимает и показывает качества каждого из своих персонажей! Из него бы вышел потрясающий актер — он как хамелеон. Ричи не из тех режиссеров, что сидят на съемках за монитором с наушниками на голове. Нет, все время мелькает у тебя перед глазами, всем своим внешним видом показывает, как тебе нужно играть каждую конкретную сцену.
Он тут сказал, что ему понадобилось всего две минуты, чтобы уговорить вас на «Гнев человеческий». Это правда?
Даже меньше (смеется). Если мне предлагают центрального персонажа в фильме Гая Ричи, долго размышлять незачем. Более-менее сразу звучит: «Да». Я уже довольно долго хотел снова с ним поработать, но возможности никак не выпадало. Нужно ведь, чтобы мы оба были свободны в один и тот же момент времени и хотели создать одно и то же кино. Гай, когда его обо мне как-то спрашивали, по-моему, говорил то же самое. Звезды должны были сойтись: я не занят, он не занят, мы настроены на одну волну в плане будущего кино. Бум, поехали!
Занятно, что «Гнев человеческий» не похож на типичный фильм Гая Ричи — но зато подчеркивает ваши сильные стороны как актера. Это жесткое, хмурое, прямолинейное кино.
Да, пожалуй. Думаю, нам удалось найти золотую середину между его талантами и моими, моей любовью к экшену. Если сравнивать с прошлыми фильмами Ричи, то «Гнев человеческий», конечно, кино более серьезное, более жестокое, более реалистичное. Он тут отошел от своих фирменных криминальных комедий, кейперов, как мы говорим в Англии. «Гнев» не похож на наши с ним старые добрые ранние фильмы: «Карты, деньги, два ствола» или «Большой куш». Это были ансамблевые картины с гротескными персонажами. А теперь мы сняли намного более реалистическое кино.
У вас в этом кино интересный герой. Кажется, на поверхности он сведен всего к одной-единственной эмоции — тому самому гневу из названия фильма. Но все равно не покидает ощущение, что за этой поверхностью есть глубина, несколько невидимых зрителю слоев.
Вы знаете, что в России у вас особенный статус? Русскоязычный интернет полон ваших цитат, мемов и демотиваторов с вами — и в них вы предстаете таким пацанским идеалом, образцом уличной маскулинности. Хочу показать вам одну картинку.
Это ваш портрет на типичном русском заборе с цитатой «Не проси уважения. Делай так, чтобы уважали». Что думаете?
Ахахахаха, я польщен!
Ну что, каково быть пацанским идеалом?
(смеется) Что ж, я в каком-то смысле вырос на улицах. Мутил разные делишки на перекрестках. Встречал немало сомнительных персонажей. Мое детство и юность прошли на окраинах в южном Лондоне. Вокруг всегда хватало жестких пацанов, людей с интересными лицами. Так что, наверное, во мне осталась эта аутентичность. А маскулинность. Ну, я мужчина, да. И мне свойственны все те вещи, которые любят мужики вроде меня. Люблю делать вещи своими руками. Люблю нести ответственность. Стараюсь быть хорошим отцом и надежным защитником своей леди (смеется). Так что у меня определенно есть маскулинное нутро. Но в то же время я стараюсь с этим не перегибать. У нас, мужиков, тоже чувства есть. Как и у всех. Скрывать их не всегда правильно.
При этом вы, кажется, довольно легко решаетесь выйти за пределы амплуа, не боитесь показаться смешным, например. Вот в «Шпионе» вы буквально высмеиваете свой экранный героизм. Да и, например, «Адреналин» — насквозь самоироничное кино.
О да! Я не слишком серьезно к себе отношусь — даже если и играю очень серьезные роли. Тот же «Гнев человеческий» — портрет крайне интенсивного внутренне персонажа. Вообще, я же пришел в кино, не особенно заслужив свое место. Кинематограф буквально меня с улицы подцепил — когда Гай Ричи увидел меня в Лондоне и дал мне шанс. Ну а раз я не шел к этому годами и тяжким трудом, то на хрена мне серьезно к себе относиться? Я человек интуиции и инстинктов, и мне повезло. Учился на ходу — хотя определенный бэкграунд и был: спорт, танцы. Но да, по-моему, это нездорово — принимать себя слишком всерьез. Ирония важна. Посмеяться над собой важно. Да и, наоборот, быть серьезным разве весело?
Материалы по теме
Куш побольше
Небольшой куш
Вы сильно выросли как актер за эти двадцать с лишним лет в профессии, как считаете?
Конечно. На каждом фильме ты учишься чему-то новому. Как минимум узнаешь, что тебе понравилось или нет в каждом конкретном актерском опыте. В технических аспектах профессии разбираешься все лучше и лучше. Самое главное — обретаешь уверенность в себе все больше и больше. А когда только начинаешь, этой роскоши ты лишен — вслепую, по сути, работаешь, очень нервничаешь и волнуешься, хочешь как можно лучше себя проявить. И, по-моему, это может тебя невероятно ограничивать, сковывать. Не то чтобы я сейчас не стараюсь — но я слежу за тем, чтобы оставаться расслабленным, свободным. Не съедать себе мозг самокритикой — тем более, что все мы, люди, к самокритике и так склонны по природе.
А вам комфортно в качестве звезды боевика? Не бывает импульса предстать на экране в роли или жанре, в которых вас никто не мог бы вообразить?
Куш побольше Стэйтем, реки крови и библия для уголовников: каким вышел новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий»
На службу в инкассаторскую компанию Fortico Securities заступает Патрик Хилл (Джейсон Стэйтем), загадочный и собранный мужчина, которого моментально проникшийся симпатией коллега Пулемет (Холт Маккэллани из «Охотника за разумом») объявляет «новым автомобилем среди всех этих развалюх». Работа у Хилла, которому дают позывной Эйч, начинается так себе: экзамены по стрельбе и вождению он сдает, едва натянув на проходной балл, с сослуживцами (которые поголовно носят классические для бандитских фильмов Ричи прозвища типа Липкого Джона, Пустышки Боба и Мелкого Дейва) отношения у него не ладятся. Все, впрочем, меняется с первой же попыткой ограбления грузовика с деньгами, которая последует незамедлительно: Эйч, с хладнокровием массшутера расстрелявший злоумышленников (среди которых, к слову, затесался по-черному матерящийся рэпер Post Malone), тут же зарабатывает уважение коллег, похвалу от владельца компании и куда более звучное прозвище Коммандос.
Одновременно с этим становится ясно, что для такой работы Эйч слишком хорош, и оказался в Fortico Securities неспроста — на самом деле мистер Хилл, явно пришедший в инкассаторы с другой стороны закона, пытается найти участников произошедшего несколькими месяцами ранее ограбления, с которыми у него личные счеты.
Кадр: фильм «Гнев человеческий»
«Гнев человеческий» основан на французском триллере Николя Букриеффа «Инкассатор» 2004 года. В оригинальной ленте протагонистом в исполнении Альбера Дюпонтеля был банкир Александр Демар, волей случая ставший свидетелем ограбления инкассаторского грузовика, в ходе которого погиб его маленький сын. Убитый горем Демар решает выследить преступников самостоятельно, предполагая, что в инкассаторской компании должен скрываться их сообщник. Классическая тема возмездия при этом — не самая занимательная часть фильма, в котором Букриефф не постеснялся изобразить охранников, ежедневно перевозящих мешки с бешеными суммами денег, сплошь отребьем: сослуживцы Демара постоянно спят, бухают и дуют на этой беспросветной и тупиковой работе, развлекаясь бросанием подозрительных взглядов на случайных прохожих. Благодаря инкассаторам-маргиналам, представшим олицетворением проблем социального неравенства Франции времен нулевых, Букриеффу не нужно было, к примеру, подробно озвучивать мотивы обезличенных грабителей — те и так становились очевидными для сюжета, полного нищих и обиженных жизнью людей. Ричи в своем ремейке, однако, решает потратить половину экранного времени на то, чтобы рассказать историю с иного ракурса — то есть посвящает ее тем преступникам, на которых протагонист охотится.
Из всей команды злоумышленников по-настоящему запоминаются лишь двое (имена остальных звучат единожды, а позже и вовсе заменяются позывными), да и те предстают персонажами довольно шаблонными. Проблема в том, что режиссера, решившего осветить жизнь грабителей, утягивает то, что он делает лучше всего — погружение в детали их криминальной деятельности. Дерзкие ограбления, показанные в классическом для Ричи стиле с нарушением хронологии и пересечением сюжетных линий, выглядят и вправду зрелищно; с не менее красочным жестоким реализмом изображена и предыстория Эйча. Но «Гнев человеческий» метит в более серьезную, чем кино об ограблении и возмездии, лигу: Ричи наполняет свой фильм библейскими отсылками, исследуя сущность своих бандитов уже с философской точки зрения. Режиссер утверждает, что картина посвящена семи смертным грехам (тут же, правда, оговариваясь, что в «Гневе человеческом» можно найти только пять из них — да и то для обнаружения некоторых придется приложить немало усилий).
Тщательно сокрытые христианские мотивы призваны, по-видимому, наделить картину некой фундаментальностью, и если не оправдать, то хотя бы объяснить зрителю бесчинства Эйча и его противников. Ричи вообще на протяжении всего действа регулярно выпячивает тот факт, что снимает серьезный фильм, — проявляется это и в разделении его на акты с громкими заглавиями, и в гиперреалистичных сценах насилия, и в скупых, чисто функциональных диалогах, напрочь лишенных обаятельно-абсурдного юмора из ранних кинолент режиссера. Серьезность эта, впрочем, мешает сопереживать героям «Гнева человеческого»: формирующий основную сюжетную линию ревендж-муви вызывает столько же эмоций, сколько их за весь фильм мелькает на лице Джейсона Стэйтема (а это, прямо скажем, немного — и упрек тут не столько его актерским качествам, сколько плоскому сценарию); злоумышленники, жаждущие сорвать самый большой куш путем дерзкого ограбления инкассаторской компании в Черную пятницу, предстают персонажами не менее искусственными.