в каком городе родился онегин
Евгений Онегин
Фото Все
Видео Все
Евгений Онегин / опера
Александр Пушкин «Евгений Онегин» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Евгений Онегин — литературная биография
Евгений Онегин – главный герой романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Вымышленный персонаж, хотя историки утверждают, что у него были прототипы – Александр Грибоедов, Александр Чаадаев и сам Пушкин.
В русской литературе нет более яркого и запоминающегося персонажа, чем Евгений Онегин. Его придумал Александр Пушкин, классик отечественной поэзии, и, несмотря на это, Евгения часто воспринимают как реального человека, немного циничного, ироничного, способного к драматическим переживаниям. Поэт сумел тонко и умело раскрыть внутренний мир своего героя через его отношение к девушке – Татьяне Лариной. Сквозь призму личных отношений всегда лучше видны как сильные, так и слабые стороны человека, будь он хоть простолюдином или дворянином, как Онегин.
Создание персонажа
Александр Пушкин начал работу над поэмой в 1823-м, во время ссылки в город Кишинев. На тот момент творчество поэта претерпело массу изменений, из него постепенно улетучились романтические традиции, письмо Пушкина стало приобретать реалистический облик. Роман «Евгений Онегин» охватывает события 1819-1825-го годов, когда российский престол занимал Александр I. По мнению русского критика Виссариона Белинского, произведение Пушкина можно смело считать энциклопедией русской действительности. Герои этого произведения относятся к разным социальным слоям того времени – помещики, дворяне, крестьяне. Пушкин сумел очень точно передать атмосферу того времени, характеры и привычки людей, живших в 19-м веке.
Создавая свой роман, поэт хотел представить главного героя светским дворянином, типичным представителем этого сословия. Однако его Онегин получился немного не таким, как было задумано. В его характере есть что-то общее с романтиками того времени, людьми, которые чувствовали себя «лишними». У них отсутствовал интерес к жизни, они откровенно скучали, страдали от приступов непонятной хандры. Вначале Пушкин хотел выставить Онегина приверженцем декабристов, но жесткая цензура все равно не дала бы ему возможности опубликовать свое произведение, и он расстался с этой задумкой.
Пушкин иллюстрация Евгения Онегина
Прежде чем приступить к работе, Пушкин тщательно продумал характеристику центрального персонажа поэмы. Многие пушкинисты утверждают, что характер Евгения Онегина есть не что иное, как собирательный образ того времени, в котором угадываются черты реально живших в ту эпоху людей – Грибоедова, Чаадаева и самого Пушкина. Мнения исследователей разделились, одни видят в Онегине «чужого» и «лишнего» человека. Другие – праздного мыслителя, беззаботно идущего по жизни.
Пушкин назвал свое произведение романом в стихах, и написал его своеобразной строфой, позже получившей название «онегинская». Сочинение классика пестрит лирическими отступлениями на различные темы. В отличии от других произведений, в этом нет главной мысли, их очень много, как и проблем, которых касается автор.
Литературный образ
Биография главного героя описана в романе достаточно подробно, начиная с детства и юношества Онегина. Он родился в Петербурге, выходец из дворянской семьи. С ранних лет его воспитывали так, как и всех дворянских отпрысков. Он находится под присмотром французских гувернеров, которые не очень озабочены тем, чтобы ребенок получил хорошее образование. Гувернеры не требуют, а сам Евгений не очень стремится получить нужные знания. Хотя, по большому счету, Онегин смог научиться у них всему, что необходимо для молодого повесы. Там, где нужно, он мог блеснуть остроумием, манерами, «начитанностью», умением вести светские беседы.
Онегин старательно заботится о внешнем виде, он разбирается в моде и одет не хуже английского денди. Поэт подчеркивает, что его герой постоянно пользуется гребенками, пилочками, ножницами и щетками, причем в огромном количестве. Пушкин с иронией относится к самолюбованию Онегина, и даже делает ему не очень лестный комплимент, говорит, что он – «ветреная Венера».
Евгений катится по жизни праздно и весело, посещает все петербургские балы, постоянно бывает на спектаклях и балетах. Прекрасные дамы окружают его своим вниманием, он погрязает в бесконечных романах, которые постепенно начинают ему надоедать. Его выводят из себя «записные кокетки», как впрочем, и все петербургское общество. Отец Евгения постоянно живет в долг, пока не лишился всего состояния. Он попросту его промотал. Как раз в это время захандривший Онегин получает письмо от своего деревенского дядюшки-богача. Он при смерти, и зовет племянника переехать к нему в деревню. Евгений решается, ведь это не только возможность поправить свое материальное положение, но и испытать новые чувства и эмоции, которых ему так не хватало в Петербурге.
Прошло немного времени, и Онегин наследует деревенское поместье дядюшки. Поначалу его все радовало и вдохновляло, но буквально на третий день красота окружающего мира уже померкла, и кроме скуки не вызывала никаких эмоций. Помещики, жившие по соседству, приезжали с визитами к новому владельцу имения, однако вскоре их посещения прекратились. Они нашли, что молодой человек странный и неприветливый. Одновременно с Онегиным, в деревне появляется еще один дворянин – Владимир Ленский, пылкий и вольнолюбивый. Он только что вернулся из-за границы, где получал образование, и быстро сошелся с Онегиным.
Эти два молодых дворянина оказались настолько разными, что даже удивительно, как они могли подружиться. Однако чувство заинтересованности к Ленскому быстро прошло, и вот уже Онегин откровенно скучает в его компании, посмеивается над его романтическими идеями и речами. Владимир поделился с Евгением подробностями своей личной жизни, признался, что влюблен в дочь соседа – Ольгу Ларину. Ленский уговаривает Онегина нанести визит Лариным, хочет познакомить друга со своей любимой. Евгений не уверен, что эта поездка сулит ему что-нибудь интересное, но от скуки соглашается.
Евгений Онегин с Ольгой на балу
Онегин познакомился не только с Ольгой, но и с ее старшей сестрой Татьяной. Его душа наполнилась противоречивыми чувствами, которыми он делится с Владимиром на обратном пути. Евгений поражен тем, что его друг отдал предпочтение Ольге, которая не представляет никакого интереса. Единственное достоинство девушки – красота. А вот Татьяна совсем другое дело. Онегин увидел, что она абсолютно не похожа на всех его знакомых дам – интересная и привлекательная. Сама Татьяна Ларина оказалась под сильным впечатлением от гостя. Она прочла много французских романов о любви, и сразу решила, что Онегин ее суженый.
Чувство девушки настолько сильно, что она решается написать ему письмо с признанием в любви. У Евгения большой опыт в делах амурных, он решил, что играть с Татьяной в любовь он не будет, хотя жизненный урок все же решил ей преподать. В очередной приезд к Лариным, Онегин прямо сказал Татьяне, что семейная жизнь не для него. После этого он посоветовал молодой помещице контролировать свои чувства, потому что такая открытость может довести ее до беды.
Время идет, Евгений больше не бывает в доме Лариных. Скоро именины у Татьяны. Буквально накануне праздника ей снится непонятный сон. Во сне она видит настигающего ее медведя, который набрасывается на нее, хватает своими лапами и несет на порог дома. А в это же время в доме пирует нечисть вместе с Онегиным, сидящим во главе стола. Пирующие гости видят девушку, и у каждого возникает желание завладеть ею. Как вдруг нечисть куда-то пропадает, остается только Евгений, который ведет Ларину к скамье.
Владимир все это прекрасно видит. Возмущенный происходящим, он вызывает Онегина на дуэль, в результате которой погибает. Евгений пробыл в деревне еще некоторое время, потом бросил все и уехал путешествовать. После трех лет странствий, он появляется в Москве, оказывается на балу, где и происходит их встреча с Татьяной. Она замужем за генералом, выглядит изысканно и прекрасно. Онегин влюбляется в нее без памяти, но теперь события развиваются с точностью до наоборот. Евгений пишет Татьяне письмо с признаниями, а она отвечает ему с большим достоинством — «…но я другому отдана, и буду век ему верна».
Культурное влияние
Опера «Евгений Онегин»
Поклонники театра получили удовольствие от моноспектакля, в котором ключевого героя – Онегина, исполняет актер Дмитрий Дюжев. Он декламирует отрывки из «Евгения Онегина», монологи ключевого героя под аккомпанемент симфонического оркестра. По сюжету романа в стихах даже написана музыкальная композиция, автором которой стал певец Шура Каретный. «Евгения Онегина» перевели и выпустили на девятнадцати языках.
Евгений Онегин
История персонажа
Евгений Онегин — герой одноименного романа в стихах, созданного Александром Пушкиным. Персонаж стал одним из наиболее ярких, колоритных типажей русской классической литературы. В характере героя сливаются драматические переживания, цинизм, ироническое восприятие мира. Линия взаимоотношений с Татьяной Лариной раскрыла внутренний мир героя, обнажив слабые и сильные стороны дворянина.
История создания персонажа
Русский классик приступил к работе над сочинением в 1823 году, находясь в ссылке в Кишиневе. К тому времени в творчестве Пушкина наметился отход от романтических традиций — автор обратился к реалистической манере письма. В романе описываются события с 1819 по 1825 годы, поздний период правления императора Александра I. Критик Виссарион Белинский назвал пушкинское произведение «энциклопедией русской жизни». Действующие лица стихотворного произведения достоверно изображают социальные слои — дворянство, помещичество, крестьянство, — характерные для начала XIX века, а атмосфера этого времени передана с невероятной точностью.
Работая над созданием романа, автор планировал представить публике образ героя, типичного для светского дворянского общества, современного ему самому. В то же время в истории Евгения можно найти черты, сближающие Онегина с романтическими персонажами, «лишними людьми», потерявшими интерес к жизни, скучающими, подверженными приступам хандры. Александр Пушкин хотел сделать в дальнейшем героя сторонником движения декабристов, но из-за жесткой цензуры оставил эту мысль.
Характеристика главного героя тщательно продумана писателем. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты Александра Чаадаева, Александра Грибоедова и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век.
Для жанра романа в стихах русский классик выбрал особую строфу, получившую название «онегинской». Также Александр Сергеевич ввел в сочинение лирические отступления на разные темы. Нельзя сказать, что поэт определяет в тексте одну главную мысль — их множество, так как в романе затрагивает множество проблем.
Судьба и образ Евгения Онегина
Александр Сергеевич подробно рассказывает о детских и юношеских годах биографии героя. Онегин — дворянин, родившийся в Петербурге. С детских лет мальчик получает воспитание, характерное для дворянских детей. Ребенка воспитывают приглашенные французские гувернеры madamе, monsieur l’Abbé. Их уроки не отличаются особой строгостью — полученных знаний Евгению вполне хватает, чтобы спустя годы блистать в свете остроумием, демонстрируя «начитанность», манеры, умение поддержать светскую беседу.
Персонаж выступает настоящим франтом, знающим толк в моде. Онегин одевается как английский денди, а в его кабинете имеются «Гребенки, пилочки стальные, /Прямые ножницы, кривые /И щетки тридцати родов /И для ногтей, и для зубов. Иронизируя над самолюбованием героя, рассказчик сравнивает петербургского франта с ветреной Венерой.
Евгений ведет праздный образ жизни, является постоянным гостем на петербургских балах, посещает балеты и спектакли. Юноша окружен вниманием дам, но со временем бесконечные романы, любовь «записных кокеток» начинают тяготить героя, как и весь петербургский свет. Отец Онегина, живя долгами, проматывает состояние. Поэтому письмо от богатого дядюшки, находящегося при смерти и зовущего племянника в деревню, пришедшее к персонажу в разгар хандры, становится возможностью для Онегина попробовать что-то новое в жизни.
В скором времени герой становится наследником дядюшкиного деревенского поместья. Некоторое время все здесь казалось для юноши новым, вдохновляло красотой, но на третий день знакомые виды уже вызывали в Евгении скуку. Соседи-помещики поначалу съезжались к новому хозяину в гости, но после, найдя его холодным и странным, оставили визиты. В ту же пору в деревню прибывает молодой дворянин Владимир Ленский. Учившийся за границей, наполненный вольнолюбивыми речами и имеющий пылкую душу, юноша становится интересен для Онегина.
Разные, словно стихи и проза, молодые люди становятся «от делать нечего» друзьями. Вскоре питерский франт уже скучает в компании юного романтика, речи и идеи которого кажутся смешными. Среди прочего, Владимир делится с другом чувствами к дочери соседа, Ольге Лариной, и предлагает приятелю поехать в гости к Лариным, чтобы представить возлюбленную. Не питая надежд увидеть в доме деревенского помещика что-то интересное, Евгений, тем не менее, соглашается.
Ольга и ее старшая сестра Татьяна вызывают в персонаже противоречивые чувства. По пути домой он делится мыслями с Ленским, удивляясь, что из двух девушек тот выбрал ничем не интересную, кроме красоты, Ольгу. Татьяна Ларина показалась Евгению интересной натурой, не похожей на тех дам, что ранее юноша видел в свете. На саму же Татьяну явление столичного гостя в их доме произвело сильное впечатление. Воспитанная на французских романах неопытная девушка сразу увидела в Евгении своего суженого.
Онегин
Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. Один из самых известных персонажей русской классики, знакомый абсолютно всем. Здесь Вы узнаете все об этом персонаже, включая цитаты из произведения.
Полное имя
Возраст
На начало романа 18 лет
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
После дуэли с Ленским Онегину 26 лет.
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов
Отношение к другим персонажам
У Онегина по большей части презрительное отношение к другим людям.
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал
Об этом же говорит его знаменитый мысленный монолог об умирающем дяде, с которого начинается роман.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Он был не глуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем
Внешность Онегина
Онегин одевается по последней моде своего времени.
Вот мой Онегин на свободе
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Социальный статус
Евгений родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Не смотря на долги отца, он достаточно обеспечен и получает в наследство имение в селе, в которое переезжает из столицы.
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя
Вот наш Онегин – сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель
Онегин, как и все дворяне, получил хорошее, но поверхностное образование.
Monsieur l’Abbe€, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
Дальнейшая судьба
Личность Онегина
Способности Онегина
Онегин хорошо умел вести светские беседы.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
Евгений остроумен и красноречив
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
И легко играет в обществе, вызывая нужные эмоции у окружающих.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!
Онегин ленив, он не любит трудиться и поздно встает, часто погружен в апатию.
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его
Но, шумом бала утомленный,
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за€ полдень, и снова
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Отношение к женщинам
Онегин рано познал науку любви. Одно время это было его главным интересом.
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь и вдруг
Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Но долго это не продлилось, ему быстро наскучили подобного рода игры, ведь вряд ли он воспринимал свои увлечения девушками всерьез. Это становится очевидно при рассмотрении его характера и того, как он обращается с Ольгой и Татьяной. В дальнейшем он негативно высказывается о любви и женщинах.
Онегин говорил об них (с страстях)
С невольным вздохом сожаленья;
Блажен, кто ведал их волненья
И наконец от них отстал;
Блаженней тот, кто их не знал.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Евгений Онегин (герой)
«Онегин, добрый мой приятель…» – такими словами представляет Александр Сергеевич Пушкин героя своего знаменитого романа. Исходя из этой фразы, некоторые литературные критики делают вывод, что Онегин в некоторой степени мог быть отражением самого автора. Но это не совсем так. Несмотря на то, что персонаж наделен чертами известных приятелей поэта, его образ скорее собирательный. Пушкин, будучи свидетелем трагических судеб молодого поколения дворян, создал типаж лишнего человека, который стал едва ли не самым колоритным и выразительным персонажем русской литературы.
Описание героя
Происхождение, образование, характер и внешность
Евгений Онегин, дворянин по происхождению, родился в Петербурге, в семье столичных аристократов и был единственным наследником богатого семейства. С самого детства его воспитанием и образованием занимались иностранные гувернеры. Сначала это была «мадам», затем «monsieur ее сменил». Месье, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя…» и не особо был озабочен тем, чтобы ученик получил глубокие знания. Иногда журил за шалости и водил на прогулки в Летний сад. В итоге Евгений, благодаря врожденному незаурядному уму, получил довольно сносное, хотя и поверхностное образование, и, даже, по мнению некоторых, был «учёным малым». Он легко изъяснялся по-французски, немного знал латынь, читал труды Адама Смита, прекрасно танцевал мазурку, умел поддержать светскую беседу. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».
В целом, Онегин производил впечатление образованного молодого человека с хорошими манерами. Но основной его талант раскрывался на любовном поприще. Он освоил целую науку «страсти нежной» и с мастерством актера управлял своими эмоциями. Его страсть и пылкость в одну секунду превращались в холодность и надменность, что вызывало невероятное смятение «кокеток записных». Лицемерие, лесть, притворство – все эти инструменты были направлены для достижения одной цели – покорения сердец светских красавиц.
Много времени Онегин посвящал уходу за своей внешностью. По несколько часов он проводил перед зеркалом, тщательно готовясь к выходу в свет. На туалетном столике его кабинета стояли флаконы дорогого парфюма, здесь же находились разные щетки, пилочки для ногтей и другие предметы ухода. Героя окружала обстановка богатства и роскоши, что говорило о том, что Евгений очень ценит красоту и комфорт. Но Пушкин не осуждает Онегина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…» Одевался Евгений по последнему писку моды. Панталоны, жилет, фрак – все было дорогим и стильным.
Образ жизни героя
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Онегин не придерживался определенного распорядка дня. Он мог почти до утра находиться на балу, а по возвращении домой отсыпался до самого вечера. К этому времени слуги приносили ему новые приглашения на различные вечеринки, балы и собрания. Он не отдавал предпочтение каким-то определенным мероприятиям и старался отметиться везде, будь это французский ужин с приятелями, посещение театра или детский праздник. Евгений слыл заядлым театралом, был в курсе всех новостей, наизусть знал репертуар и боготворил молодых хорошеньких актрис. Однако отношение его к театру было весьма своеобразным. Он не придерживался установленных правил, мог приехать к середине спектакля и бесцеремонно пройти «по ногам» сидящих зрителей к своему месту. В ложе сидел со скучающим видом, изредка бросая на сцену рассеянный взгляд. Откровенно разглядывал в лорнет незнакомых дам и покидал театр еще до окончания действия, торопясь на очередной бал.
С течением времени Онегин все чаще стал тяготиться таким образом жизни: «завтра то же, что вчера». Ему надоели бесконечные выезды в свет, балы и приемы, то есть, все то, что входило в традиции благородного общества. Героем овладели тоска и хандра, но выхода из этого состояния он не находил и продолжал плыть по течению.
Однажды он задумал заняться сочинительством, но писать ему вскоре также наскучило. Тем же закончилась и попытка пополнить свои знания. Принявшись, было за книги, он вскоре бросил и это занятие. Вместе с тем, Евгению были свойственны мечтательность, желание путешествовать, холодность и трезвость ума, понимание никчемности и пустоты своей жизни. Но у него не было ни малейшего понятия относительно того, как все это изменить.
Приезд в деревню
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Перемены в жизни героя начались после того, как он получил известие о тяжелой болезни своего дяди. Родственник¸ проживающий в деревне, желал проститься с Евгением и просил его о встрече. К приезду Онегина дядюшка уже покинул этот свет, завещав племяннику все свое состояние. Оставшись в деревне, Онегин решил провести некоторые преобразования. Он был рад, что ему удалось наконец-то сменить обстановку и первые несколько дней наслаждался деревенской тишиной, природой, чистым воздухом. Но вскоре им начала овладевать все та же хандра, которая преследовала его в городе. Тем не менее, он не отказался от своих планов в проведении реформ и заменил барщину оброком. Это пришлось не по душе его соседям, которые стали называть его «опаснейшим чудаком».
Шло время, и Онегин стал привыкать к простой деревенской жизни. У него появились новые знакомые, которые стали досаждать его своими частыми визитами. Он не был расположен к долгим беседам и сбегал от них через задний двор. Постепенно, видя в его поведении некоторые странности, люди стали отдаляться от него. К этому времени в соседнем имении появился молодой помещик Владимир Ленский, которому было суждено оставить неизгладимый след в судьбе главного героя.
Знакомство с Ленским
Молодые люди познакомились и начали общаться. Но между ними была огромная разница: «Они сошлись… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». В чем же проявлялось их несходство? Во-первых, в разнице в возрасте: Онегину было двадцать шесть лет, Ленскому – восемнадцать. Евгений полностью принадлежал светскому обществу, от которого Владимир был далеко не в восторге: «Я модный свет ваш ненавижу; милее мне домашний круг…» Онегин слыл женским любимцем и обольстителем, Ленский же не имел любовного опыта, смущался и робел перед женщинами. Евгений не придавал большого значения дружбе и не верил в нее, потому что сам не был искренним. Для Ленского дружба являлась доказательством верности и надежности. По сравнению с расчетливым Онегиным Ленский был предельно простодушен, лицемерие Евгения резко контрастировало с искренностью Владимира. Онегин рано утратил интерес к жизни, Ленский же был мечтателем и верил, что все самое лучшее еще впереди. Прагматик Онегин изучал Адама Смита, а романтик Ленский восторженно отзывался о поэзии Шиллера и сам пробовал себя в роли поэта.
И. Репин. Дуэль Онегина и Ленского
Точками соприкосновения двух героев были образованность, благородное происхождение, совпадение общественных взглядов, молодость. Все это служило поводом для их общения. Владимир ввел Евгения в семью Лариных и познакомил его с сестрами – Татьяной и Ольгой, в которую Ленский был страстно влюблен. Онегину же больше понравилась Татьяна. Но, в силу своего характера, от нечего делать он начал заигрывать с Ольгой, чем вызвал гнев Владимира. Ленский, желая отстоять свою честь, вызвал Онегина на дуэль, где и погиб, сраженный пулей своего соперника.
Онегин и Татьяна
В Татьяне Онегина привлекала, в первую очередь, та первозданная чистота и непорочность, которая отличала ее от светских барышень. Девушка, так же, как и он, принадлежала к дворянскому сословию и была неплохо образована, но жизнь на природе, в простой деревенской среде придавала ей очаровательную естественность. Любительница французских любовных романов, она с замиранием сердца мечтала о своем избраннике и встретила его в лице Евгения Онегина. Не в силах скрывать свое чувство, Татьяна написала ему письмо. Евгений, пресытившийся прошлыми отношениями, был тронут этим признанием, но ответил девушке, что пока не готов вступать в брак и не может дать ей той любви, которую она заслуживает. Он не скрывал, что Татьяна ему симпатична и, если бы он был поэтом, то обязательно женился бы на ней. Но Онегин не был поэтом и руководствовался не чувствами, а разумом, который подсказывал ему, что он не должен омрачать жизнь юной и неопытной девушки. Несмотря на отказ, в отношении к Татьяне проявилось благородство Евгения. Во-первых, он никому не рассказал о ее письме, во-вторых, не воспользовался чувствами доверчивой девушки и не погубил ее репутацию. Через некоторое время Онегин вернулся в Петербург.
Дальнейшая судьба Онегина
Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Гибель Ленского оставляет глубокую рану в душе Онегина. После отъезда из деревни он некоторое время бесцельно странствует, но затем возвращается в Петербург. На одном из балов он обращает внимание на молодую даму, жену генерала, которую автор описывает так: «Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней». Пораженный Евгений узнает в этой даме Татьяну, которая из простой и наивной девушки превратилась в настоящую богиню. Он осознает, что в его сердце вспыхнула страсть и отправляет ей письмо с признанием в любви. Теперь читатель видит уже совсем другого Онегина – естественного и искреннего, не боящегося открыть душу любимой женщине. Но Татьяна отвергает его любовь, так как не считает возможным разрушить брак, который она считает святым. Несмотря на то, что она продолжает любить Евгения, она отказывает ему со словами: «Я другому отдана; Я буду век ему верна». В этой части повествования Пушкин расстается со своим героем. Позже он напишет отдельную главу о путешествии Онегина по России.
Роль героя в произведении
В своем романе А.С. Пушкин изобразил типичного представителя «лишних людей», для которых характерны: отсутствие жизненных ориентиров, постоянная хандра, неумение и нежелание трудиться, неспособность что-либо изменить. Поэту удалось нарисовать целостную и объемную картину современного ему русского общества с его бытом и нравами. Но особое внимание он акцентировал на представителях молодого поколения, и в этом смысле образ Онегина явился олицетворением своего времени.
Пушкин понимал, что жизнь его героя могла бы сложиться совсем иначе, но обвинял в этом не только Онегина. В то время судьбы молодых людей зависели не только от них самих, но и от тех веками устоявшихся норм и правил, которые считались незыблемыми в дворянском обществе. Главными врагами молодежи Пушкин считал лень, апатию, бездеятельность, привычку жить за счет труда крепостных крестьян. Парадокс заключается в том, что почти в каждом из них заключен огромный внутренний потенциал, которым они не в силах воспользоваться. Очень точно выразил свое отношение к Онегину А.И. Герцен: «Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».
Александр Сергеевич Пушкин создал образ, от которого берут свое начало самые известные герои русской литературы: Печорин, Базаров, Рудин, Безухов, Болконский, Карамазов, Обломов и другие. Евгений Онегин – прародитель их всех и естественным образом занимает самую верхнюю планку. У Пушкина была мысль привести своего героя в стан декабристов, но опасение преследования и цензуры заставили его отказаться от этой идеи.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении всего романа автор показывает читателю, как меняется его герой, что происходит с его душой и внутренним миром. В начале повествования это весьма легкомысленный молодой человек, представитель высшего общества. Несмотря на молодость, Онегин выглядит пресытившимся и уставшим от жизни. У него обо всем имеется свое представление и, чаще всего, оно негативное. Пушкин называет его молодым повесой. Совершенно другой Онегин предстает перед читателем в последней главе. Невозможно не задаться вопросом: что же так повлияло на главного героя, и почему он так изменился?
Череда событий, произошедших с Онегиным, обнажила такие качества его души, о которых он сам едва ли подозревал. Огромная роль в этом преображении принадлежит гибели Ленского. Когда Онегин осознал, какое бессмысленное преступление он совершил, душа его содрогнулась от ужаса. Он понял, что его жизнь уже не будет прежней. Ему стало невыносимо находиться в тех местах, где все напоминало ему о трагедии, и поэтому он решил отправиться в путешествие.
Во время странствий, которые также сыграли определенную роль, Евгений много думал и анализировал свою жизнь. К нему пришло ясное осознание того, что он уже не сможет играть чувствами и судьбами людей, переступать через их переживания и думать только о себе. Из путешествия вернулся совсем другой Онегин – наполненный другими чувствами, более внимательный и серьезный по отношению к людям.
Но полное преображение героя произошло, благодаря любви, которую он испытал после второй встречи с Татьяной. Душа его уже была подготовлена к этому глубокому и светлому чувству и, хотя оно не принесло счастья ни ему, ни Татьяне, можно только порадоваться за Евгения, сумевшего освободиться от ледяной светскости и пережить настоящее духовное возрождение.
Отношение автора к герою
Александр Сергеевич посвятил работе над романом долгих восемь лет и, естественно, за это время сроднился со своим героем, можно сказать, выпестовал его. В то же время, он был против того, чтобы его отождествляли с Онегиным, несмотря на то, что тот и другой были выходцами из одной социальной среды. Отношение автора к герою менялось по мере развития сюжета во многом из-за того, что с течением времени менялся как сам Пушкин, так и его персонаж.
Онегин изображен Пушкиным человеком с невероятно сложным характером, полным противоречий. Автор не маскирует недостатки героя и не пытается найти им оправдание. В то же время, уже из первой главы становится понятно, что автор считает Онегина добрым приятелем и вовсе не прочь с ним подружиться. Но отношение Пушкина к Евгению постоянно меняется. Несмотря на дружбу, поэт временами иронизирует, а иногда и прямо осуждает его поведение и поступки. Характер героя не выглядит схематичным во многом благодаря тому, что соткан из противоречий, которые делают его необычайно жизненным. В заключение можно сказать, что отношение Пушкина к Онегину скорее нейтральное. Для автора он не положительный, но и не отрицательный герой.
Прототипы
Многие исследователи творчества Пушкина до сих пор не могут сойтись во мнении, кто же был реальным прототипом Евгения Онегина. Большинство литературоведов убеждены в том, что это образ собирательный. Но все же, при обсуждении этой темы чаще всего звучат две фамилии – Катенин и Чаадаев.
Павел Александрович Катенин был декабристом и другом А.С. Пушкина. Занимался драматургией и поэзией, переводами, писал критические статьи. Был участником Отечественной войны 1812 года, имел звание гвардии полковника. Был одним из разработчиков плана по убийству императора Александра I. Автор гимна декабристов «Отечество наше страдает».
В восстании на Сенатской площади участия не принимал по причине ссоры с остальными декабристами. Отличался очень сложным характером. В 1822 году был выслан из Петербурга и остаток жизни провел в одиночестве, в своем имении.
Петр Яковлевич Чаадаев – второй прототип Евгения Онегина. Был другом Пушкина, занимался философией и публицистикой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, состоял в масонской ложе. Пушкин познакомился с Чаадаевым еще во время учебы в лицее и в течение всей жизни поддерживал эту нежную и крепкую дружбу.
Как бы то ни было, несомненно одно: Евгений Онегин – детище гениального поэта А.С. Пушкина, продукт его непревзойденного таланта и вдохновенного воображения.
Экранизации героя
По сравнению с огромным количеством театральных постановок и опер у романа «Евгений Онегин» всего три экранизации. Первая состоялась в 1911 году в Российской Империи. Это была немая черно-белая короткометражка. Несмотря на возраст, лента сохранилась до настоящего времени. Роль Онегина в этом фильме исполнил актер Пётр Чардынин.
Третья экранизация принадлежит кинематографистам Великобритании и США. Фильм вышел в 1999 году под названием «Онегин». Роль Онегина исполнил актер Рэйф Файнс. Герои ленты говорят прозой, в стихах представлены только письма. Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге.