в каком городе родился фонвизин
Денис Фонвизин
краткая биография
Роль и место в литературе
Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.
Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.
Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.
Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Происхождение и ранние годы
Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.
У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.
Образование
Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.
Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.
Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.
Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.
В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.
Творчество
Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.
Главные произведения
В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.
Фонвизин читает «Бригадира»
«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из центральных тем в «Недоросле» является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.
Последние годы
Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.
1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1745 | Год рождения Дениса Фонвизина |
1777-1778 | Жизнь и деятельность во Франции |
1779 | Снова на Родине |
1781 | Служба статским советником |
1782 | Успешно прошла премьера произведения «Недоросль» |
1783 | Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве |
1792 | Не стало Дениса Фонвизина |
Интересные факты
Память о писателе
Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.
Биография Фонвизина: личная жизнь и творчество писателя
Денис Иванович Фонвизин: Wikipedia/Ф. А. Брокгауз
У него была трагическая судьба, недолгая и яркая жизнь. Писателя называли «северным Мольером» и «отцом русской сатиры». Он первый искусно воплотил в жизнь жанр бытовой комедии, в сатирическом ключе раскрыл человеческие пороки и грехи. Биография Фонвизина пестрит красочными фактами, о которых поговорим подробнее.
Биография Фонвизина: детство и юность
Денис Иванович Фонвизин вошел в историю русской литературы как величайший драматург и публицист. Будучи ярким представителем екатерининской эпохи, он преодолел барьер цензуры и обнародовал комедию, которая перевернула сознание читателей. Он смог легко и непринужденно рассказать о важном, акцентируя внимание на волнующих пороках общества.
Биография Фонвизина — это квинтэссенция любви и легкомысленности, сложных жизненных выборов и следование законам патриархата, заимствованного из детства. Но все это не помешало развиться сатирическому дарованию талантливого писателя XVIII века.
Денис Фонвизин родился в Москва 14 апреля 1745 года. Его отец — выходец из старинного рода немецких дворян, но от высокого положения в обществе у родителей мальчика остался только титул. Жили немецкие аристократы в России скромно, но это не помешало дать хорошее образование детям. К слову, кроме Дениса, у Фонвизиных было еще семеро детей.
Фонвизин-старший воспитывал отпрысков в системе строжайших патриархальных правил, слово отца было законом. Характер батюшки Фонвизина закалила армейская служба, на которой он получил звание майора перед отставкой. Краткая биография Фонвизина обязательно должна включать факты, которые свидетельствуют о его образовании:
Образованный и эрудированный, с тонким юмором и отменным чувством такта, Денис Фонвизин смог добиться хорошего положения в обществе, не забывая о самореализации как писателя.
Денис Фонвизин: творческий путь
Творчество Фонвизина считалось свежим и новаторским, оно пробуждало скрытые грани человеческой души и заставляло людей пересмотреть свое поведение. Под тонкой сатирической вуалью были скрыты человеческие пороки. Автор высмеял их виртуозно и деликатно.
Но сам литературный путь писателя сложно назвать легким:
Следующие пять лет автор в небольшом журнале публикует сатирические очерки. В конце жизни Денис Иванович успевает издать комедию «Выбор гувернера» и мемуары «Чистосердечное признание».
Денис Фонвизин: личная жизнь, последние годы
Фонвизин, годы жизни которого пришлись на расцвет классицизма в русской литературе, не любил афишировать личную жизнь. Завеса тайны была приоткрыта в автобиографии «Чистосердечное признание», которую автор издал, будучи неизлечимо больным.
Первая и самая искренняя любовь случилась с гениальным писателем в 23 года. И объектом его чувств стала Анна Приклонская. Он посвящал ей свои произведения, восхищался ее острым умом и начитанностью, но дама не могла ответить Фонвизину взаимностью, поскольку была замужем.
Фонвизин читает свои произведения: Wikipedia/Рисунок, XX в.
Официальный брак Денис Иванович заключил годы спустя, женившись на Екатерине Хлоповой. Интересен тот факт, как произошло знакомство будущих супругов. Следуя личному поручению императрицы, Фонвизин взял в работу запутанную судебную тяжбу вдовы поручика. Это и была Екатерина Хлопова.
Расследование было долгим и кропотливым, поэтому будущие супруги постоянно контактировали. Дениса Ивановича даже обвиняли в том, что Екатерина — это его любовница. На суде он пообещал, что если выиграет дело, то женится на вдове. Так и случилось: судебная тяжба завершилась положительным исходом для Екатерины и женщина обрела новую любовь.
Пара была бездетной, но сам союз оказался чрезвычайно крепок. Екатерина до последнего дня поддерживала мужа и ухаживала за ним. После второго апоплексического удара, который полностью парализовал автора и приковал его к кровати, она продолжала трепетно заботиться о муже и помогать ему писать новые сочинения.
Денис Иванович Фонвизин продолжал работать до последнего дня жизни и умер от очередного приступа 12 декабря 1792 года. Тело писателя погребено в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сейчас фамилией талантливого драматурга нарекли много улиц на территории России, а также станцию Московского метрополитена.
Он вошел в историю как мастер русской сатиры, эрудит и публицист. Пристальное внимание к поведению современников позволило писателю проникнуть в эстетику французских просветителей и реализовать ее принципы в своих произведениях. Это дало толчок к развитию критического реализма в русской литературе.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Мемория. Денис Фонвизин
14 апреля 1745 года родился драматург Денис Фонвизин
Личное дело
Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) родился в Москве в состоятельной дворянской семье. Дом Фонвизиных находился на Рождественском бульваре. В семье было четыре сына и четыре дочери, Денис был самым старшим из детей.Отец служил в ревизион-коллегии. С детства он запомнился Денису Фонвизину как образец честного и неподкупного чиновника. Позднее Фонвизин вспоминал: «Отец мой любил правду, никаких никогда подарков не принимал. «Государь мой, — говорил он приносителю подарков, — сахарная голова не есть резон для обвинения вашего соперника: извольте её отнести назад, а принесите законное доказательство вашего права…».
В 1755 году Денис Фонвизин поступил в гимназию при Московском университете, где освоил латынь и иностранные языки, «а паче всего получил вкус к словесным наукам». Еще гимназистом он начал переводить басни с немецкого басни Людвига Хольдберга (изданы в 1761 году под названием «Басни нравоучительные». Затем последовали переводы других авторов: Вольтера, Овидия, аббата Террасона (у него Фонвизин перевел четырехтомный авантюрный роман «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая»). Часть переводов печаталась в журналах, включая журнал Хераскова «Полезное чтение», другие, как, например, трагедия Вольтера «Альзира» не издавались, но широко расходились в списках. После окончания гимназии Денис Фонвизин недолгое время побыл студентом философского факультета, а затем отправился в Петербург, чтобы поступить на службу и одновременно продолжить свою литературную деятельность.
Поначалу Фонвизин поступил в коллегию иностранных дел и даже успел съездить с дипломатическим поручением в Германию, но вскоре он был переведен под начало статс-советника дворцовой канцелярии Ивана Елагина, который одновременно был м «директором по спектаклям и музыке придворной». Елагин покровительствовал молодым литераторам, и Фонвизин быстро стал одним из активных членов «елагинского кружка». Среди этих литераторов была распространена адаптация на русский лад французских пьес, когда основа сюжета сохранялось, но герои и бытовые реалии заменялись отечественными. Такого рода была и первая большая пьеса Фонвизина «Кориона», сочиненная в 1764 году. Ее основой послужила сентиментальная драма Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Большим успехом пользовался сделанный Фонвизиным в 1769 году перевод поэмы в прозе «Иосиф» Поля Жереми Битобе на библейский сюжет Иосиф. Одновременно в списках широко расходились сатирические стихи и басни Фонвизина.
В 1782 году Никита Панин попадает в опалу и оставляет свой пост, вслед за ним в отставку уходит и Денис Фонвизин. На тот момент он имел чин статского советника. 24 сентября того же года в петербургском театре Карла Книппера состоялась премьера пьесы «Недоросль». Публика встретила ее с восторгом. В 1793 году пьеса была опубликована.
Последние годы жизни Фонвизина были посвящены литературной деятельности. По приглашению Екатерины Дашковой он сотрудничал с журналом «Собеседник любителей российского слова». Сам Фонвизин задумывал выпускать журнал «Друг честных людей, или Стародум», публикации в котором должны были иметь вид переписки героев «Недоросля» и других вымышленных персонажей. Но цензура не разрешила выпуск такого издания. Анонимно Фонвизин издал в 1786 году сочинение «Каллисфен. Греческая повесть» – о философе, пострадавшем за вольнодумство при Александре Македонском.
Фонвизин решил сочинить автобиографию, образцом для которой, по его замыслу, должна была служить «Исповедь» Руссо. Он думал написать четыре книги, о «младенчестве», «юности», «совершенном возрасте» и «приближающейся старости», но успел закончить лишь первые две и начать третью. Автобиография Фонвизина, получившая название «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», была опубликована в сокращенном виде в 1792 году, а полностью – лишь в 1830.
Умер Денис Фонвизин в Петербурге 1 (12) декабря 1792 года.
Чем знаменит
Самое знаменитое сочинение Дениса Фонвизина – комедия «Недоросль». В ней Фонвизин затрагивает наиболее интересующие его проблемы: нравы современного ему дворянства, долг идеального дворянина, нравственности в жизни при дворе и, конечно, воспитание молодого дворянина. Положительные герои произносят пространные монологи, выражавшие мнения автора. Примечательно, что, хотя справедливость в комедии восстанавливает правительственный чиновник Правдин, главным рупором авторских идей служит не он, а ушедший в отставку придворный Стародум. Замечательно яркими были образы отрицательных героев. Многие фразы из пьесы стали поговорками («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»), стало нарицательным и имя «Митрофанушка».
Разрешение на постановку «Недоросля» удалось получить не сразу. В начале 1782 года петербургская цензура отказала Фонвизину. Тогда он отправился в Москву, но и там театральный цензор не разрешил постановку. После нескольких месяцев усилий Фонвизин все-таки получил разрешение. Пьесу поставил «Вольный Российский театр» Карла Книппера, в роли Стародума выступал знаменитый актер Иван Дмитревский. 14 мая 1783 года пьеса была поставлена и в Москве, в театре Петровском театре Майкла Медокса.
О чем надо знать
Род Фонвизиных происходит от рыцаря ордена меченосцев барона Брендта фон Виссина, попавшего в русский плен в годы Ливонской войны 1558 – 1583 годов. Он остался в Московской Руси, поступил на службу к Ивану Грозному и стал зваться Петром Владимировичем. Сын его, Денис Петрович, отличился в боях за Москву во время польской интервенции 1610 – 1617 годов, служил в конных полках «нового строя». Только в четвертом поколении представители этого рода перешли из протестантизма в православия.
Фамилия самого Дениса Ивановича Фонвизина при его жизни писалась и как «Фон-Визен», и как «Фон-Визин». В XIX веке появляется написание «Фонвизин». В ноябре 1824 года А. С. Пушкин в письме указывает брату Льву относительно издания первой главы «Евгения Оненина»: «Не забудь Фон-Визина написать Фонвизин. Что он за нехрист? он русский, из перерусских русский». Последовательно такое написание фамилии начал соблюдать во второй половине XIX века историк русской литературы, профессор Московского университета Николай Тихомиров, а окончательно оно стало общепринятым в XX веке.
Прямая речь
Вопр. Что есть число?
Отв. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных.
Вопр. Что есть придворный падеж?
Отв. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.
Денис Фонвизин «Придворная грамматика»
ЖИВОТНОЕ, СКОТ Все то создание, которое имеет душу живу, называется животное. Следственно, человек и скот под сие название подходят. Но если человек называется в добром смысле животным, то скотом иначе не именуется, как в дурном смысле, то есть когда рассудок управляет им не больше, как скотом.
Люди и скоты, составляющие род животных, имеют между собою ту разницу, что скот никогда человеком сделаться не может, но человек иногда добровольно становится скотом. «Человек в чести сый, не разуме; приложися скотом несмысленным, и уподобися им».
МИЛЫЙ, ЛЮБЕЗНЫЙ Мил, кто любим; любезен, кто любви достоин. Любезный человек может быть не мил и милый не любезен. Впрочем, слово любезный относится к одним людям, а милый и к вещам неодушевленным. Говорится: ему не милы ни чины, ни деньги, но нельзя сказать: ему ни деньги, ни чины не любезны.
РЕВНОСТЬ, РЕВНОВАНИЕ Ревность есть душевное страдание, происходящее оттого, когда видим благо, желаемое для самих нас, в обладании у другого. Сие слово употребляется более всего, когда речь идет о любви. Ревнование есть род ревности, возбуждающее нас с кем-нибудь поравняться или кого превзойти в чем ни есть похвалы достойном. Человек, которого сердце растерзано ревностию, не может в то ж самое время удобен быть к ревнованию в делах великих.
ДОМ, ДВОР Дом есть здание для обитания. Двор есть место, окруженное стенами или зданиями, составляющее часть дома.
Нередко случается, что у большого дома двор весьма малый. Двор также значит придворных господ и служителей, а дом – знаменитое поколение. В немецкой земле княжеские домы свои дворы имеют.
Дениз Фонвизин «Опыт российского сословника»
Эта комедия – бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания. Срисовывая, что наблюдал, он, как испытанный художник, не отказывался и от творчества; но на этот раз и там, где он надеялся творить, он только копировал. Это произошло оттого, что на этот раз поэтический взгляд автора сквозь то, что казалось, проник до того, что действительно происходило; простая, печальная правда жизни, прикрытая бьющими в глаза миражами, подавила шаловливую фантазию, обыкновенно принимаемую за творчество, и вызвала к действию высшую творческую силу зрения, которая за видимыми для всех призрачными явлениями умеет разглядеть никем не замечаемую действительность. Стекло, которое достигает до невидимых простым глазом звезд, сильнее того, которое отражает занимающие досужих зрителей блуждающие огоньки.
Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов. Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина, который и принял их в казенную опеку с их деревнями. Эти незабавные люди, задумывая преступные вещи, туда же мудрят и хитрят, но, как люди глупые и растерянные, к тому же до самозабвения злые, они сами вязнут и топят друг друга в грязи собственных козней. На этом и построен комизм «Недоросля». Глупость, коварство, злость, преступление вовсе не смешны сами по себе; смешно только глупое коварство, попавшееся в собственные сети, смешна злобная глупость, обманувшая сама себя и никому не причинившая задуманного зла. «Недоросль» – комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли. В этом тонком различении людей и ролей художественное мастерство его «Недоросля»; в нем же источник того сильного впечатления, какое производит эта пьеса.
Василий Ключевский «“Недоросль” Фонвизина. Опыт исторического объяснения учебной пьесы»
Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху. Скотинины и Простаковы, невежественные, ограниченные умом, но не ограниченные в своей власти, могут воспитать только себе подобных. Их характеры прорисованы автором особенно тщательно и полнокровно, со всей жизненной достоверностью. Рамки требований классицизма к жанру комедии Фонвизиным здесь существенно расширялись. Автор полностью преодолевает присущий более ранним своим героям схематизм, и таким образом персонажи Недоросля становятся не только реальными лицами, но и нарицательными фигурами.
Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы – Стародума, Софьи и Правдина, разговор которых отличается некоторой литературностью. Эти персонажи составляют еще один пласт комедии, важнейший для Фонвизина, общественно- политические взгляды которого они, собственно, и выражают.
Екатерина Юдина «Фонвизин – комедиограф»
15 фактов о Денисе Фонвизине