в каком городе прошел первый киносеанс в россии
История «живой фотографии» в России
16 мая 1896 года в Петербурге состоялся первый в нашей стране киносеанс. Показ коротких документальных фильмов знаменитых братьев Люмьер — «Прибытие поезда», «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Завтрак младенца», «Политый поливальщик» и других — длился около десяти минут, а потому «поместился» в антракт между 2-м и 3-м отделениями оперетты «Альфред-паша в Париже». Реакция зрителей была чрезвычайно бурной, а через несколько дней начинание столицы империи подхватила и Москва…
А самый первый в истории киносеанс состоялся за пять месяцев до петербургского дебюта. Произошло это 28 декабря 1895 года в Париже, в кафе на бульваре Капуцинок, где братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали свой синематограф, имевший необычайный успех. Именно эта дата считается днем рождения кино.
О новом парижском аттракционе довольно быстро узнали в других европейских столицах, и уже в феврале следующего года аппараты Люмьеров, с помощью которых можно было снимать и демонстрировать кинофильмы, появились в Лондоне, Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Вене, Петербурге, Москве, а затем в Мадриде и Нью-Йорке. К концу года синематограф оказался в Египте, Индии, Японии и даже Австралии!
Первый российский киносеанс прошел в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте северной столицы. Он не был организован специально — десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер продемонстрировали, чтобы заполнить время антракта, но эффект от синематографа был потрясающим. Через пару дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом того же года фильмы знаменитых французов показывали уже на Нижегородской ярмарке! Здесь ленты увидел Максим Горький, который сделал подробное описание своих впечатлений.
«Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Размышляя над увиденным, писатель предрек этому «изобретению, ввиду его поражающей оригинальности… широкое распространение», но, вместе с тем сделал и печальный вывод: «раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата».
Летом того же 1896 года в первом петербургском кинотеатре, который располагался на Невском, 46, началась регулярная демонстрация фильмов братьев Люмьер. Поначалу зрители могли увидеть здесь только иностранные фильмы. Осенью «живая фотография» добралась до Киева, Харькова и Ростова-на-Дону.
Заботясь о повышении популярности своего детища, изобретатели кино, французы, стали снимать сюжеты из жизни разных стран, где демонстрировались фильмы, в том числе и о России. Так, французские операторы зафиксировали на пленке коронацию Николая II, а затем сняли ленты о донских казаках, о добыче нефти в Баку, о рыбной ловле на Волге и даже о военных маневрах. Французы делали попытки снимать художественные фильмы на классические сюжеты, для чего своих актеров иностранцы наряжали в старорусские костюмы. Вскоре появились и первые отечественные кино-мастера.
Началось всё с «Первого синематографического ателье А. О. Дранкова», хозяин которого, известный журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался в 1907 году наладить собственное производство фильмов. Новое дело сопровождалось крикливой рекламой: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Помимо цены, в те годы фильмы сопровождались и обязательным указанием метража пленки: «Виды Москвы и Московский Кремль» — 153 м, 91 руб., 80 коп., «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» — 500 м., 180 рублей. Помимо документалистики, Дранков начал первым в России снимать и художественные фильмы.
Наибольшую известность приобрел его «костюмный» фильм «Стенька Разин и княжна», иначе называемый «Понизовская вольница». Актеры, наряженные в театральные костюмы и с приклеенными бородами, интенсивно жестикулируя, изображали кипение страстей вокруг атамана Стеньки Разина и персидской княжны. Несмотря на то, что сюжет и финал всем хорошо известны, между эпизодами в фильм были вставлены титры — для пояснения происходящего. Ленту сопровождала специально для нее написанная симфоническая музыка, автором которой стал композитор И. Ипполитов-Иванов.
В итоге фильм получился на семь с половиной минут. Его первая демонстрация состоялась 15 октября 1908 года и прошла с большим успехом, на волне которого у Дранкова появился конкурент — в Москве съемки фильмов начал Александр Ханжонков. Именно соперничество Дранкова и Ханжонкова стало на протяжении десяти лет наиболее мощной движущей силой развития русского кинематографа. К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, работало 18 контор, занимавшихся прокатом, а также было зарегистрировано 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте.
Любопытно, что именно на Каменностровском проспекте Северной столицы, там, где некогда состоялся первый российский киносеанс, незадолго до революции расположилась кинематографическая фирма инженера Карпинского. Хозяин назвал свое предприятие «Омниум-кино» — здесь снимали документальные ленты и делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге и Москве. После 1917 года, когда кинематограф был объявлен важнейшим из искусств, все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету. Тут, на месте театра-сада «Аквариум», впоследствии была построена знаменитая на весь мир киностудия «Ленфильм».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
История в кадрах: как зарождались первые показы фильмов в России и кто стал пионером отечественного кинопроизводства
Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Мне всегда интересно узнавать, с чего начиналось то или иное явление. Как зарождалось искусство? Когда появился театр? Кто изобрел кино? Если говорить о последнем, то процесс его создания, безусловно, можно назвать инновационным, захватывающим и сложным. В современной быстроразвивающейся индустрии мы часто забываем о тех, кто стоял у истоков, и о том, как тяжело было самым первым режиссерам, монтажерам и операторам.
Однако это несомненно важная часть истории, и знать ее необходимо, чтобы понимать, как люди пришли к тому, что зритель видит сегодня на экранах. Особенно интересно вспомнить, кто виноват в появлении кино в России, что видели первые отечественные зрители и какие темы привлекали внимание первых российских киноделов.
А было вот как. Первый публичный показ в России состоялся в 1896 году в летнем театре петербургского сада «Аквариум». Тогда аудитория увидела на большом экране документальный немой короткометражный фильм братьев Люмьер «Выход рабочих с завода братьев Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Сад, в котором проходил показ, теперь стал местом практически священным, а сегодня локация известна благодаря расположению на ее территории киностудии «Ленфильм». В Москве же премьеру показали на следующий день в саду «Эрмитаж».
Стоит отметить, что первые картины были немыми и зачастую не имели знакомой современному зрителю нарративной структуры. В России же первые фильмы появились не одновременно с люмьеровскими, а чуть позже. Сперва российские предприниматели озадачились потребностью в локации: где показывать кино. Таким образом, строительство и оснащение кинотеатров стало первостепенной задачей.
Если верить хроникам, то одно из первых небольших помещений было организовано в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Ранее кинотеатры назывались электротеатрами или иллюзионами. Их репертуар включал французские, итальянские и британские картины. Чтобы привозить фильмы из других стран, появилась необходимость в прокатных компаниях. Позднее они становились производственными и начинали снимать кино.
Один из ярких представителей первооткрывателей индустрии в России — Александр Дранков. Он увлекался фотографией и был достаточно известен в профессиональных кругах, считался одним из главных фотографов царской семьи. Также Дранков владел крупной сетью фотоателье, работал фотокорректором для лондонской газеты Times и нескольких парижских изданий.
В 1907 году энтузиаст решил погрузиться в развитие кинопромышленности и открыл компанию «А. Дранков и Ко», а затем приступил к съемкам хроникального кино. Одной из самых известных его работ в документальном жанре стала кинохроника, снятая в Ясной Поляне в 1908 году, запечатлевшая Льва Николаевича Толстого и его близких. Появление первого художественного фильма тоже произошло благодаря Александру Дранкову: это была работа «Понизовая вольница. Стенька Разин».
Картина является экранизацией пьесы Василия Гончарова, которая, в свою очередь, была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сам фильм представляет собой последовательную смену фрагментов, передающих сюжет произведения. Выполнен он общими планами с превалирующим количеством массовых сцен. С этого момента началось плавное развитие отечественной киноиндустрии: все больше отечественных фильмов стало выходить на экраны.
Здесь уместно вспомнить еще одного пионера отрасли — Александра Ханжонкова, который до 1907 года занимался исключительно закупкой иностранного кино, а потом решил снимать сам. Один из его знаковых фильмов — «Оборона Севастополя», реализованный в 1911 году, — стал абсолютным фаворитом в прокате. Картина рассказывала о событиях, связанных с защитой Севастополя в период Крымской войны. Несмотря на то что он лишен классической драматургической конструкции, сцены снимались двумя камерами с использованием панорам. В съемках принимали участие военные русской армии и даже ветераны сражения за Севастополь. Общая длительность картины составила 1 час 40 минут, что сделало ее первой мировой и российской полнометражной работой.
Позднее фильмы его коллег по цеху, такие как «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» (1910 год) и «Евгений Онегин» (1911 год) Василия Гончарова, а также экранизация сказки «Царевна-лягушка» (1911 год) породили понимание, что авторам интересен не только документальный жанр, но и адаптация народных, фольклорных текстов и историй, понятных и знакомых каждому российскому зрителю. Так начала развиваться новая ветвь отечественной киноэпохи.
Говорят, что история кино чем-то похожа на шляпу Гермионы — можно копаться в ней часами, днями и неделями, но так и не достигнуть самого дна. Сложно себе представить, какое количество фильмов выпускается каждый год не только в России, но и во всем мире. Даже если тратить все свое время на просмотр кино, не хватит жизни, чтобы охватить все работы. Однако мне верится, что героев и первооткрывателей важно помнить и узнавать. Поэтому не пройтись по первым историческим картинам — то же самое, что не прочитать ни одной книги из школьной литературной программы. Без этой базы невозможно составить общую картину происходящего в современном мире.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В каком городе прошёл первый киносеанс в России?
В каком городе прошёл первый киносеанс в России: Москва, Санкт-Петербург, Одесса?
В каком городе прошёл первый киносеанс в России? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным именно в викторине клуба.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить бонусы – 10 баллов клуба.
В каком городе прошёл первый киносеанс в России?
Русское киноискусство и киноиндустрия зародились во времена Российской Империи. В советский период российские режиссеры были одними из самых влиятельных и новаторских режиссеров. В 1919 году актер и режиссер Владимир Гардин открыл в Москве ВГИК – старейшую киношколу в мире.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году большинство критиков сочли советский «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна величайшим шедевром киноискусства всех времен. Но нас интересует в каком городе состоялся первый киносеанс в России, но об этом можно прочитать чуть ниже.
В то время как на Западе кино было в первую очередь формой отдыха и досуга рабочего класса, до начала революции в 1917 году российский кинематограф был развлечением элиты, приспособленным к ее интеллектуальным потребностям.
Первые фильмы были показаны в России братьями Люмьер в 1896 году в городе Санкт-Петербург. В том же году в России снимается первый фильм Камилла Серфа, увековечивающий коронацию царя Николая II в Кремле. Первые документальные фильмы российского производства появляются в 1897 году.
«Движущиеся фотографии»: как в Москве появились первые кинематографы
28 декабря 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер устроили в Париже первый публичный платный просмотр короткометражных фильмов. С той поры именно этот день стал считаться официальной датой рождения кинематографа. Главархив хранит документы о появлении в столице первых кинотеатров и разработке городскими властями правил по их устройству и содержанию.
В Москве первые «движущиеся фотографии» продемонстрировал французский импресарио Рауль Гюнсбург. 18 (6) мая 1896 года прошел дневной пробный показ фильмов братьев Люмьер в театре Солодовникова на улице Большая Дмитровка. Присутствовали узкий круг приглашенных актеров и представители прессы.
Вечером того же дня на открытии летнего сезона в театре московского сада «Аквариум» состоялся и первый публичный киносеанс. Однако он совпал с празднованием в Москве дня рождения будущего императора Николая II, к тому же шла активная подготовка к коронации. Поэтому оба кинопоказа прошли не замеченными жителями города.
В декабре 1897 года на Красной площади в Верхних торговых рядах (современный ГУМ) открылся «Электрический театр». Он стал первым в Москве синематографом (кинотеатром). Зрителей было много, несмотря на высокую стоимость билетов. Регулярные сеансы состояли из нескольких коротких фильмов, их крутили ежедневно каждые полтора часа с 14:00 до 23:00. Представления прерывались, чтобы специалист перемотал бобины с пленкой. Публика могла отдохнуть от раздражающего воздействия мигающего экрана и треска проекционного аппарата и послушать музыку. «Электрический театр» проработал зимний и весенний сезоны, а 31 мая закрылся, как и все московские театры, на летний период.
В конце XIX века синематограф все еще оставался для Москвы редким гостем, появляясь лишь на непродолжительное время в городских садах, театрах, цирках или на выставках, а потом вновь исчезая из культурной жизни города. Однако уже с 1904 года число синематографов, именовавшихся на тот период иллюзионами, биоскопами, биографами, стало быстро увеличиваться.
До 1908 года в России не было своей кинематографии. Владельцы синематографов вынуждены были часто ездить в Европу и Америку, чтобы закупить новинки. Многие из них затем стали кинофабрикантами, среди них Александр Ханжонков, Иосиф Ермолаев, Роберт Перский и другие.
Первым московским кинотеатром, у которого появилось собственное здание, стал «Художественный». Его открыл предприниматель Альберт Брокш — управляющий Варваринского акционерного общества домовладельцев. Ему и принадлежал участок на Арбатской площади. Первый сеанс состоялся 11 ноября 1909 года, 400 человек увидели премьеру французской драмы «Жоржетта». В 2020-м завершилась комплексная реконструкция здания кинотеатра.
Открыть синематограф было достаточно хлопотно. Деятельность каждого была строго регламентирована. Самым важным требованием было получение разрешения московского градоначальника.
В мае 1911 года министр внутренних дел Петр Столыпин подписал «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов». В Москве их приняли за основу, но предпочли собственный вариант, более строгий. В несколько измененном виде некоторые из этих правил действуют и в настоящее время.
120 лет кино в России: люмьеровский поезд на запасном пути
Автор фото, Olga Sherwood
120 лет назад в России впервые показали кино. В Санкт-Петербурге, где это произошло, празднования в этом году выглядели грустным и бессмысленным пиром во время чумы. Даже больше, чем 20 лет назад. Публика по-прежнему любит артистов советской поры гораздо сильнее, чем новое отечественное кино.
Это праздник пришествия кинематографа в Россию. 4 (по старому стилю 16) мая 1896 года в театре увеселительного сада «Аквариум», находившегося как раз там, где теперь четвертый съемочный павильон «Ленфильма», состоялся первый публичный киносеанс в нашей стране. Через полгода после легендарного первого коммерческого люмьеровского показа в «Гран-кафе» на парижском бульваре Капуцинок.
В мае 1896-го были сняты и едва ли не первые официальные кадры отечественной кинохроники – моменты коронации последнего российского императора. Перенести День кино на май предлагали ленфильмовцы ровно 20 лет назад, когда в городе отмечалось 100-летие первого киносеанса.
Логично признать главным в кинопроцессе – зрителя. Человека, купившего билет в кинозал или, нынче, оплатившего просмотр фильма в интернет-кинотеатре. Готового следить за движением на экране картинок, которые складываются в повествование о Любви и Смерти. В такое повествование, чтобы он, зритель, заплакал, ужаснулся, засмеялся… поверил: эта история – про него, про него…
Или можно отмечать начало кинопроизводства в России – его ведут с 15 октября 1908-го – с премьеры первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин») Владимира Ромашкова.
Но поезд истории тащится по кривым рельсам. День российского кино назначен на 27 августа. С брежневских времен чтится «руководящий» момент, когда Ленин в 1919 году подписал декрет Совнаркома о национализации кинодела.
Разумеется, всё безвозмездно экспроприировали.
20 лет назад
Автор фото, Olga Sherwood
Первый публичный киносеанс прошел в театре сада «Аквариум»
Петербургские кинематографисты даже послали письмо руководству своего Союза: бейте тревогу Президенту и Думе, мы тут вместе с кинопроизводством подыхаем. Словечко «подыхаем» не из письма, но из речей на собрании.
Однако приказано праздновать. Устройство трехдневного торжества поручили наследнику «Аквариума» «Ленфильму» и дирекции фестиваля «Виват кино России!», которая более чем мастак созвать три сотни суперзвездных актеров так, чтобы каждый уверился в своей исключительности.
На фасаде «Ленфильма» открыли мемориальную доску в память о первом кинопоказе (впоследствии незаметно исчезла). Александр Сокуров сделал фильм «Квартира Козинцева», посвященный корифею «Ленфильма». Театрализованное представление началось финалом второго акта французской оперетты «Альфред-паша в Париже», после чего на экране, как и сто лет назад, возникли люмьеровские короткометражки.
Гостьей праздника весьма кстати стала их соотечественница Софи Марсо, а также ее муж, известный режиссер Анджей Жулавский. В Петербурге тогда американец Бернард Роуз снимал «Анну Каренину»; тему поезда не хотелось слышать роковой; Марсо сказала несколько дружественных слов.
Вечером торжественно заседали аж в Александринском театре. На его ступеньках случилось несанкционированное: пикет работников «Леннаучфильма». Мимо их отчаянных плакатов «Два дня войны в Чечне – год работы кинематографа», «Знание – сила. Кому нужна бессильная Россия?», «Конец просветительского кино – мрак или невежество» старались прошмыгнуть.
Сочувствовали, но не думали про общую участь… Новый фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник» (участник каннского «Двухнедельника режиссеров», впоследствии номинант «Оскара» и «Золотого глобуса») обещан был 9 мая, но поступило указание о нецелесообразности премьеры в этот день, показали в другой.
Праздник стоил два миллиарда тогдашних бюджетных рублей. И участвовали спонсоры.
Сделайте нам державно
Автор фото, Olga Sherwood
Поет Светлана Крючкова
Прошло, как пишут в титрах, 20 лет. Министерство культуры инициировало Год кино. Страна все еще в системном кризисе, не до каталогов и марок, иностранцы не снимают у нас фильмов и не припасено достойной премьеры за отсутствием таковых.
Но зрелища нужны, да не «вообще», а правильные. 120-летие первого киносеанса не юбилей, конечно, но почему не устроить пышный патриотический праздник?
Все та же героическая дирекция фестиваля «Виват кино России!» получает специальные деньги на устройство концерта на Дворцовой площади: ничего более державного в Петербурге и помыслить нельзя. Эти деньги заставляют ревновать устроителей молодых киносмотров. Распределение средств на российские фестивали – чистый волюнтаризм, отсюда эксцессы и яростные взаимные обиды – в фейсбуке, у «всех на виду».
Под оркестр Михаил Боярский, Светлана Крючкова и еще дюжина любимых артистов исполняют песни из любимых же фильмов на радость 15-тысячной, примерно, толпе. Юные девушки и целые семьи счастливы сделать селфи с десятками экзотических и обычных авто, снимавшихся в разных фильмах. Машины выставлены на обозрение, а затем едут парадом по Невскому проспекту, вызывая щекотку восторга; но под ложечкой ностальгически щемит…