в каком городе нет филиала эрмитажа
ОТ АМСТЕРДАМА ДО УРАЛА: ГДЕ НАХОДЯТСЯ ФИЛИАЛЫ ЭРМИТАЖА И ЧЕМ ОНИ ИНТЕРЕСНЫ
Чтобы посетить Эрмитаж, необязательно приезжать в Петербург. Увидеть коллекции одного из крупнейших музеев страны можно в четырех регионах России и даже в Европе. А 1 июля состоится открытие «Эрмитаж-Урала» в Екатеринбурге. Разбираемся, как создавались филиалы музея и что интересного они предлагают посетителям.
Начнем с главного здания Эрмитажа — это Зимний дворец на Дворцовой площади в Петербурге. Его строительство пришлось на последние годы царствования Елизаветы Петровны и непродолжительное правление Петра III. По замыслу императрицы, резиденция должна была затмить своей роскошью имения европейских монархов, поэтому создателем проекта дворца стал ведущий представитель русского барокко Франческо Растрелли. Однако взошедшая вскоре на престол Екатерина II потребовала изменить проект в пользу новой архитектурной моды того времени — классицизма.
При Екатерине Великой во дворце были открыты зимний сад, Романовская галерея, Георгиевский зал. Позже, в период правления Николая I, архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.
Сейчас Зимний дворец составляет единый музейный комплекс «Государственный Эрмитаж» вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем. В число филиалов музея в Санкт-Петербурге входят Дворец Меншикова, Главный Штаб (расположен прямо напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади), музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».
А теперь переместимся в столицу Татарстана: именно там в в 2005 году открылся выставочный центр « Эрмитаж-Казань », который стал первым филиалом Эрмитажа за пределами Петербурга. Он относится к структурным подразделениям «Казанского Кремля» и располагается на третьем этаже юнкерского училища XIX века (сейчас это музейный комплекс «Хазинэ»).
Каждые полгода в центре проходят временные выставки: посетители могут увидеть современные арт-инсталляции, принять участие в интерактивных тематических играх и викторинах. В культурно-образовательную программу музея входят также лекции и мастер-классы искусствоведов и ведущих руководителей арт-программ. Этой весной, например, цикл лекций « Эрмитаж и современное искусство » и « Культы и религии Китая. Отражение в искусстве » провели специалисты центра «Эрмитаж-Казань» Дмитрий Озерков и Мария Меньшикова. Прослушать лекции можно было как очно, так и через Zoom.
С 17 июня работу начинает выставка « Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа ». Экспозиция будет посвящена уникальному языку образов Китая, который воплощается в декоративно-прикладном искусстве, живописи, работах из драгоценных камней, дерева, слоновой кости. У посетителей появится возможность познакомиться с народными «лубочными» картинами, шелковыми тканями и вышивками.
Спустя пять лет после открытия « Эрмитаж-Казани » на территории России появился еще один филиал музея — « Эрмитаж-Выборг ». В июне 2010 года в историческом здании бывшего музея изящных искусств разместились выставочный центр с коллекциями из фондов Государственного Эрмитажа и школа искусств для детей.
Основная выставка музея представлена экспозицией « Стекло, которым любовались. Шедевры XVI – XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа ». Она открыта для посещения до 24 октября 2021 года. В ней представлены лучшие произведения западноевропейского и русского художественного стекла XVI – начала XXI века.
С 10 по 30 июня можно познакомиться с временной экспозицией « Южно-итальянские сезоны – Stagioni del Sud Itali ». Выставка живописи включает работы 26 художников, география которых впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Выборг, Краснодар, Петрозаводск, Пермь, Курган, Магнитогорск, Рига, Лечче, Пьетрагалла.
Если нет возможности вживую посмотреть выставки музея, то «Эрмитаж-Выборг» предлагает виртуальные экскурсии, которые работают как для действующих экспозиций, так и для тех, которые уже завершились. Например, с помощью любого электронного устройства можно увидеть предметы восточной культуры XVII века (выставка « Зерцало Востока. Японское искусство эпохи Эдо (1603–1868) из собрания Государственного Эрмитажа ») или поближе познакомиться с портретной живописью России XIII-XX веков (выставка « Портретная живопись в России XIII–XX вв. »)
Уже скоро к филиалам Эрмитажа в России добавится еще один. 1 июля 2021 года на базе Екатеринбургского музея ИЗО откроется « Эрмитаж-Урал ». На первом этаже центра расположится временная выставка французской живописи и скульптуры XIX века из собрания Эрмитажа — «От романтизма к импрессионизму».
« На ней представят произведения всемирно известных мастеров, таких как Винсент Ван Гог, Гюстав Курбе, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Гоген, Поль Сезанн, Огюст Роден и другие », — сообщает портал Облгазета.ru.
21 июня в Екатеринбург уже доставили около 80 произведений французских художников и скульпторов из собрания Эрмитажа. Их покажут на первой выставке «Эрмитаж-Урала», которая состоится после его открытия. На ней будут представлены 22 скульптуры и 42 картины первой половины XIX века и 12 произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Экспозиция разместится на первом этаже.
Спустя 8 лет, в июне 2009 года, «Эрмитаж-Амстердам» был торжественно открыт в историческом здании «Амстерхоф», и первой его экспозицией стала выставка «Русский императорский двор. XIX–начало XX века». Европейский зритель смог познакомиться с бытом российских монархов: залы выставки представляли парадную и повседневную одежду, украшения, личные вещи. Кроме того, экспозиция освещала последние события существования российской империи — от царствования Николая II до захвата Зимнего дворца революционерами.
Сейчас экспозиции « Эрмитаж-Амстердам » составляют только предметы Петербургской коллекции. Также в музее регулярно проходят временные выставки, которые длятся от одного месяца до двух лет. С 5 июня центр стал вновь открытым для посещения после длительного локдауна.
Помимо экспозиционных залов, « Эрмитаж-Амстердам » включает в себя лектории, информационные помещения и крупнейший в Нидерландах детский образовательный центр.
Филиалы государственного музея «Эрмитаж». Справка
20 июня 2009 года в Амстердаме открывается филиал Государственного Эрмитажа РФ. Этот филиал станет седьмым отделением всемирно известного учреждения российской культуры.
Ранее существовали семь филиалов:
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня»
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Заусадебная, д. 37 «А».
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» включает в себя пять зданий: фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.
Строительство реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» общей площадью 35 000 кв. м началось в 1990 году, работы полностью завершились в 2003 году.
В 2004 году заработал Фонд отдела истории русской культуры. В 2005 году сюда из Эрмитажа была перевезена большая часть фонда русской скульптуры. Произведения знаменитых мастеров – Бориса Орловского, Николая Пименова, Петра Клодта, Марка Антокольского, Василия Демут-Малиновского, Федора Толстого, Александра Теребенева и других – вошли в экспозицию открытого хранения.
В экспозиции представлено около 1 200 предметов русской мебели первой четверти XVIII – начала XX в. (собрание насчитывает около 2 500 единиц хранения).
Сегодня в реставрационно-хранительском центре работают Фонд Отдела Востока, Фонд Отдела античного мира, Фонд Отдела истории западноевропейского изобразительного искусства, «Театр шпалер», Зал карет, Фонд Отдела истории русской культуры.
Дворец Петра I
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 32.
Постоянная экспозиция «Зимний дворец Петра I» открылась в Государственном Эрмитаже в 1992 году в здании бывшей главной столичной резиденции Первого российского императора.
Здание музея подвергалось перестройке. Так, в 1783-1789 годах итальянский зодчий Джакомо Кваренги превратил главную столичную резиденцию первого российского императора в театр. При этом от дворца сохранились отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца и целые группы помещений различного назначения.
В конце 1970-ых годов и в течение следующего десятилетия во дворе проходили исследовательско-реставрационные работы, в ходе которых архитекторам удалось обнаружить и восстановить жилые покои Петра I и Екатерины I.
В 1989 году реставрационные работы были завершены. По их итогам авторский коллектив, их проводивший, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
Дворец Меншикова
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 15.
Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 году.
Это одно из старейших из сохранившихся зданий города, совмещавшее жилые и административные функции. Облик дворца уникален. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.
«Обширнейший и великолепнейший дворец» (по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в 1721 году), вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной жизни столицы. После опалы Меншикова в 1727 году все его имущество было конфисковано в царскую казну, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу.
В 1880-х годах во дворце был создан музей кадетского корпуса, существовавший до 1924 года.
Почти двадцать прошлого столетия (1961-1980 годы) здесь велись реставрационные работы. Наконец, в 1981 году дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Предметы, составляющие убранство дворца, отобраны, главным образом, среди коллекций Государственного Эрмитажа, тема основной экспозиции – «Культура России первой трети XVIII в».
Музей Императорского фарфорового завода
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 151.
История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Он был основан императорским указом 1744 года и стал первым в России фарфоровым предприятием.
В 1844 году по указу императора Николая I здесь появился заводской музей.
С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 – до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.
После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Ведущим художникам завода во главе с Николаем Суетиным при поддержке известных деятелей культуры удалось сохранить коллекцию на заводе.
В годы перестройки завод был приватизирован, и вопрос сохранности фонда встал с новой силой.
В 2001 году ситуация была решена: приказом Министерства культуры Российской Федерации собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу.
В 2003 году музей открыл свои двери для посетителей.
Сегодня экспозиция музея насчитывает свыше 600 экспонатов. В ближайшем будущем планируется открытие третьего зала, посвященного фарфору XX в.
Главный штаб
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь.
Величественная постройка (1820-1830 годы) выдающегося архитектора русского классицизма Карла Росси занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки.
В 1993 году восточное крыло Штаба было передано государственному музею «Эрмитаж».
Сегодня там размещены экспозиции Эрмитажа: «Под знаком орла. Искусство ампира», «Французское искусство XX века. Пьер Боннар и Морис Дени» и «Искусство модерна», а также «Музей гвардии». Экспозиция «Министерство иностранных дел России. Петербургский век: 1802-1917» развернута в отреставрированных исторических комнатах, в так называемой Присутственной галерее Министерства иностранных дел.
Выставочный центр «Эрмитаж-Казань»
Адрес: г. Казань, Кремль.
Выставочный центр «Эрмитаж – Казань», созданный при попечительстве и поддержке Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, является структурным подразделением Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» и расположен на территории Казанского Кремля в здании бывшего Юнкерского училища, построенном в начале XIX века. Ему отводятся экспозиционные и служебные помещения площадью около 1000 кв. м.
Выставочном центре работают экспозиционные залы, компьютерные классы, видеозал, лекционный и информационные залы.
В выставочных залах экспонируются произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, историко-культурных коллекций.
Общие информационные залы оформлены как уголок Санкт-Петербурга с использованием современной техники (постоянный выход на Интернет-сайт Государственного Эрмитажа; экран, отображающий новости Эрмитажа и его филиалов).
Учебно-образовательный и методический центр расположен в двух компьютерных классах. Видеозал Выставочного центра «Эрмитаж – Казань», предназначенный для проведения научных встреч и селекторных видеоконференций, иногда используется как пресс центр и студенческий клуб.
В лекционном зале в скором времени планируется проводить циклы лекций сотрудников Государственного Эрмитажа.
Центр «Эрмитаж-Амстердам»
Адрес: Нидерланды, г. Амстердам, ул. Амстель, д. 51.
Центр «Эрмитаж-Амстердам» был открыт в 2004 г. На торжественной церемонии открытия присутствовал наследный принц Королевства Нидерландов Виллем Александр, официально объявивший себя покровителем филиала Эрмитажа в Амстердаме.
За прошедшее время в здании Неерландии (середина ХIХ в.), флигеле Амстельхофа, было проведено десять выставок из Государственного Эрмитажа.
20 июня 2009 г. «Эрмитаж-Амстердам» откроет для публики отреставрированное здание Амстельхофа (1681-1683). Реконструкция бывшего дома престарелых, предоставленного муниципалитетом Амстердама для создания музейного центра, выполнена по проекту архитектурного бюро Ханса ван Хейсвейка, а дизайн внутренних помещений – компанией «Меркс и Жиро». В рамках эрмитажной программы Неерландия будет отдана детскому культурному центру.
Общая площадь центра «Эрмитаж-Амстердам» составляет около 9000 кв. м. В плане здание Амстельхофа представляет собой каре с огромным внутренним двором. По его периметру расположены анфилады с экспозиционными помещениями, лекционным и концертным залами, рестораном и сувенирными магазинами.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Москвич
Филиал «Эрмитажа» на ЗИЛе будет выглядеть совсем не так, как нам показывали
На замену геометрии американского архитектора пришел стеклянный куб от Сергея Чобана, руководителя архитектурного бюро Speech.
О московском филиале «Эрмитажа» говорят как минимум с 2015 года. Его хотят построить в бывшей промзоне, там, где сейчас возводят ЖК «ЗИЛарт». Здание расположится на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко: фасады будут выходить прямо на парк «Тюфелева роща».
В 2018-м нам уже показывали концепцию: здание необычной формы планировали строить из стекла и камня, пропускающего свет. Это был проект американского архитектора египетского происхождения Хани Рашида, брата промышленного дизайнера Карима Рашида.
В проекте Сергея Чобана, которым делится Архсовет, все иначе: куб, как будто обернутый в сетку из трапеций, сделанных из металлических кассет «под медь». К нему пристроена одноэтажная галерея. Отделка будет из дерева, бетона, стекла и элементов нержавеющей стали. На пятом этаже — открытая терраса с навесом, причем тоже из деревянных конструкций. «Остальные террасы, распределенные по периметру здания, выполнят из стальных конструкций», — добавляет главный архитектор Сергей Кузнецов.
В московском филиале «Эрмитажа», кстати, будут не только выставочные залы (хотя в основном они, конечно): еще здесь откроют офисы и ресторан. Предусмотрена и подземная парковка.
Интересно еще вот что: на днях тот же Архсовет показал нам проект гостиницы на Новом Арбате, и ее, наоборот, вместо медной решили сделать белой. Вот такая получилась рокировка.
Иллюстрации: пресс-служба Москомархитектуры
Эрмитаж и его история.1 часть.
Всем привет!
Ну вот я наконец то дошёл до Эрмитажа.Первое посещение его у нас было аж 2015 году.Тогда я опустил эту публикацию на неопределённый срок.Сейчас пришло время походить по залам и увидеть шедевры.Конечно же кому интересно.Много публиковать снимков не буду, это не реально.Только то, что привлекло моё внимание и то выборочно. Побережем психику некоторых подписчиков))).А кому интересно, пойдём посмотрим.Прежде чем начать описание Эрмитажа, стоит вкратце познакомиться с его историей. Огромнейшая в наши дни коллекция, которая размещается во многих залах разных зданий, когда-то началась с личного собрания картин Екатерины Великой.
Государственный Эрмитаж — гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец. Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.
В 1764 году Екатерина Великая получила его в счет долга Йоханна Гоцковского российскому князю Владимиру Долгорукому. Коллекция включала в себя более трех сотен картин, доставленных из Берлина. Общая стоимость полотен колеблется в пределах ста восьмидесяти тысяч немецких талеров восемнадцатого века. Таким образом, история Эрмитажа, что в переводе с французского означает «место уединения», началась с произведений Бабюрена, ван Дейка, Балена, Рембрандта, Рубенса, Йорданса и остальных нидерландских и фламандских живописцев. Из первоначального перечня картин сегодня в сохранности осталось девяносто шесть шедевров.
Первоначально помещения для коллекции отводились в залах Зимнего дворца. Позже было построено здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж (фото располагается ниже). Но в процессе существования музея Екатерина Великая следила за увеличением числа экспонатов. Постепенно места стало не хватать, и за шестнадцать лет был построен архитектором Фельтеном Большой (или Старый) Эрмитаж.
За восемнадцатый век коллекция пополнилась многими тысячами произведений искусства. Были приобретены собрания саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, коллекции французского барона Пьера Кроза, а также ряд шедевров из собрания премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола. В девятнадцатом столетии дело императрицы Екатерины Великой продолжили Александр I и Николай I.
Они закупали уже не просто целые коллекции у разных знатных европейцев, а дополняли собрания эпох, стилей и отдельных художников. Так были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли. Большую роль в популяризации Эрмитажа сыграл Николай I. В 1852 году он открывает экспозицию для всеобщего обзора. До этого времени шедеврами могли полюбоваться только избранные лица из высших слоев общества. После открытия коллекции для публики в Новом Эрмитаже посещаемость достигла пятидесяти тысяч человек в первый год. Значительной фигурой в искусствоведении второй половины девятнадцатого века был Андрей Сомов, который был смотрителем музея в течение двадцати двух лет. Он составил несколько каталогов произведений итальянского и испанского искусства, которые экспонировались в залах Эрмитажа. Ситуация резко изменилась после отречения Николая II от престола и прихода к власти большевиков.
Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, — обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.
В двадцатых годах двадцатого века история Эрмитажа претерпевает некоторые изменения. Коллекция пополняется из многих собраний имперской знати. Например, из залов Зимнего дворца была перенесена большая часть предметов интерьера, сокровища Великих Моголов.
В коллекцию вливались части расформированных собраний из Музея нового западного искусства (работы европейских импрессионистов и полотна Щукина, Морозова). Но галерея Эрмитаж несла и потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца переехала в Московский Кремль, а основные работы художников семнадцатого века оказались в Музее изобразительных искусств. Переломным моментом стала распродажа шедевров в течение пяти лет (с 1929 по 1934 года). Это было неожиданным ударом по коллекции. За это время более сорока полотен потерял Эрмитаж. Например, «Благовещение» Яна ван Эйка сегодня хранится в музее Вашингтона.
Один из знаменитейших музеев мира. В него выстраиваются километровые очереди, независимо от погоды на улице. Он имеет много филиалов, свой театр, оркестр и необычных котов.О них позже.
Следующим испытанием стала Великая Отечественная война. Удивительный факт, но ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации. В 1945 году Эрмитаж значительно пополнил коллекцию за счет берлинских трофеев. Были перевезены Пергамский алтарь и часть вещей из Египта. Но в 1958 году правительство Советского Союза возвращает их в Германскую Демократическую республику. После перестройки и падения советского государства Эрмитаж одним из первых объявил о хранящихся в его запасниках произведениях, которые для всего мира считались утраченными. Кроме этого, с помощью специально созданного фонда постепенно заполняются пробелы в экспонатах двадцатого века. Так, были приобретены произведения Сутина, Руо, Утрилло и других художников. Появляется проект «Эрмитаж 20\21», в ходе которого планируются покупки и показ работ современных авторов. В 2006 году была небольшая конфузия с пропажей двухсот мелких экспонатов (ювелирных изделий, столового серебра, икон и пр.). Но следствие быстро установило виновников краж, и большинство вещей удалось вернуть.
Залы Большого Эрмитажа.
Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений. Итак, Государственный Эрмитаж, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились. Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири.
Здания.
В Санкт-Петербурге здания Эрмитажа составляют целостную архитектурную композицию. В нее входит пять главных объектов, два служебных и четыре отдельных помещения. Основу ансамбля составляют постройки на Дворцовой площади северной столицы. Здесь находятся Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.
С советского времени Зимний дворец отдан музею для размещения экспозиции. Этот дом являлся некогда главнейшим императорским зданием в Российском государстве. Он был построен в середине восемнадцатого века знаменитым архитектором Растрелли. До отречения Николая II это была основная зимняя резиденция правящей династии Романовых. Но главные залы Эрмитажа располагаются не здесь. Большинство предметов экспонируются в трех специальных зданиях – Большом, Малом и Новом Эрмитаже. Первое было построено Фельтеном в конце восемнадцатого века. Оно располагается на набережной и предназначалось для показа художественных собраний. Малый Эрмитаж состоит из Висячего сада, а также двух павильонов – Северного и Южного. Он возведен немного раньше Большого и является связующим звеном между классическими Эрмитажами и Зимним дворцом в стиле барокко. Новый Эрмитаж построен в неогреке. Он создавался специально для размещения в нем художественной коллекции «для публичного осмотра». Также здания Эрмитажа включают в себя гараж из шлакоблоков и запасной дом Зимнего дворца. Эти постройки считаются вспомогательными и служебными. Вне ансамбля Дворцовой площади в распоряжении музея находятся фондохранилище «Старая Деревня», Восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и музей фарфорового завода.
Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье — с 10:30 до 18:00, среда, пятница — с 10:30 до 21:00, выходной день — понедельник.
Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».
Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы — 700 RUB, в один из филиалов — 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на ноябрь 2017 г.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.