в каком городе называют родиной русского театра
«Переполняет чувство гордости»: как в России зарождалось театральное искусство и появился первый театр
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Слово «театр» не сразу пришло в словарь русского языка. Сначала было слово «позорище». Нет, ничего смешного в этом нет: если вспомнить общеславянский корень «зор» — зоркий, взор. То есть позорище — это то, на что смотрят. На сербском это так до сих пор и называется.
Как и во всем мире, в России театр «низов» и «верхов» развивался параллельно. Народ смеялся над ярмарочными представлениями зачастую пошловатого Петрушки, в то время как аристократия смотрела мистерии о святых и грешниках. В общем, так было по сути по всей Европе.
При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.
В 1672 году Алексей Михайлович приказал полковнику фон Стадену «приговаривать» в Курляндии (то есть в Прибалтике) в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». Пока Стаден ездил по этому поручению, родился Петр Алексеевич — будущий царь Петр I.
Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.
Петр Первый построил через полвека на Красной площади в Москве «Комедиальную храмину», где антрепренер Яган Куншт (опять-таки немец) организовал первую в России антрепризу — на сцене «храмины» играли итальянские, французские и немецкие труппы. Кунштом была организована русская драматическая труппа, которая в 1704 году сыграла первый спектакль на русском языке, но по-прежнему это представление носило больше ярмарочный характер, а спектаклем считались показы иностранных трупп. Однако все это были только придворные спектакли, не общедоступные.
Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.
Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.
Фото: Public Domain / Wikimedia
Елизавета Петровна, императрица культурная и образованная, узнав про эти показы, «указать соизволили: ярославских купцов Федора Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги».
Актеры приезжают. Их определяют в Шляхетский корпус «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». Только после четырех лет подобного образования уже ставшие профессиональными актеры стали первым составом Русского для представления трагедий и комедий театра. Теперь он называется Александринский. Будете в Петербурге — обязательно сходите. Здание, разумеется, не то. Но это тот самый Императорский русский театр.
Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Ярославль — родина российского театра и город, в котором вам велят: «Отдайся!»
Родина Валентины Терешковой, столица Золотого кольца России, город абсурдных выходок властей, театральных экспериментов и бунтарей. Люди здесь выбрасывают в урны пышки от конфет, преодолевают чепыжи и покупают сидр в мужском монастыре.
Ярославль расположен в 250 км от Москвы. Из столицы добраться до города можно двумя путями: на поезде (3,5 часа) или на машине от 3 до 5 часов в зависимости от пробок на Ярославском шоссе). Билет на сайте РЖД стоит 665 рублей, поездка на BlaBlaCar — 500 рублей. Ярославль близко к столице, поэтому сюда часто приезжают москвичи: попробовать блины с икрой, выпить медовухи или клюквенной настойки, погулять вдоль Волги и поплясать под русскую поп-музыку в местных барах.
С 2016 года Ярославль — столица Золотого кольца и столица Масленицы. Теперь здесь регулярно пекут блины и поддерживают народные гулянья. А еще тут любят устанавливать рекорды.
Только за зиму 2017 года в Ярославле испекли самый большой торт из блинов и построили самую длинную снежную крепость в России. На следующий день блины были скормлены бродячим собакам, а крепость разрушили гопники.
Но ярославцы не переживали: рекорд уже был зафиксирован представителями Книги рекордов Гиннеса.
Если вы в Ярославле впервые, начните прогулку с центра. На «Ярославском Арбате» — улице Кирова — в любое время года много народу, открыты кафе и магазины. Тут бесплатный вайфай и удобно выложить селфи с местным «Знаком, с которым все фотографируются» на Волжской набережной. Знак дважды крали и трижды пытались испортить вандалы, так что ловите момент, пока он в целости и сохранности.
Ярославского медведя можно увидеть на вывесках ресторанов, рекламных щитах и граффити. Памятники медведю вы найдете в Парке 1000-летия, на улице Нахимсона, в парке ДК «Нефтяник». На улице Кирова обитает «медведь сидячий» — сидит на одной из лавочек в обнимку с секирой, отрешенно глядя в пустоту. Некоторые отмечают, что он чем-то похож Владимира Путина.
В Ярославле есть стрит-арт, его вы увидите во дворах жилых домов у Волжской набережной, рядом с магазинами на ул. Республиканской и под Толбухинским мостом. Автор большинства изображений — Никита pst. Художник, среди прочего, подарил городу портреты Луи де Фюнеса и Жака-Ива Кусто. Увы, власти города любят закрашивать его работы, считая их вандализмом.
Фото: Никита Афанасьев
Проголодавшись за время экскурсии, загляните за тирамису и чашечкой капучино в Organic Coffee или Caffeshop. За десерт и кофе вы заплатите не больше 500 рублей. Желающим поесть бургеров с пивом — в заведения «В Мясо», «Krapiva», бар «Коктейль». Любой бургер в этих местах — от 250 рублей, стакан пива или сидра — 200–350 рублей. Для любителей итальянской кухни подойдет кафе «Капуцин», порция пасты «Карбонара» и бокал вина — 600 рублей.
Тем, кто предпочитает еду попроще, — прямая дорога в «Русский чай». Борщ, пюрешка с котлеткой, на десерт — пирожок с капустой — всё, как у на обеде у любимой бабушки. Вы избавитесь от ощущения голода всего за 150 рублей.
В Ярославле есть заведение поп-звезды: пончиковую CAPS в прошлом году с третьей попытки открыл певец Стас Костюшкин, бывший участник группы «Чай вдвоем» и хороший друг ярославского мэра. Муниципалитет дважды убирал ларек Костюшкина, намекая, что его сооружение портит исторический облик города, в итоге его сдвинули на начало Кирова, и теперь пончиками от Стаса наслаждаются школьники, студенты, пенсионеры. Пончики дешевые: набор из 4 штук стоит 50 рублей, но в «Русском чае» аналогичные можно приобрести за сущие копейки — 8 рублей штука.
Загляните на территорию Кирилло-Афанасиевского монастыря: в обеденных палатах при монастыре купите вкусный и недорогой сидр.
Ярославль — город церквей. В городе — 38 храмовых сооружений, но ярославцы не превратились в религиозных фанатиков. Скорее, напротив, вопросы о вере поднимают местные власти, а не ярославская епархия. Иногда доходит до абсурдного: в январе 2018 года ярославский мэр приказал всем депутатам муниципалитета купаться в проруби на Крещение. Ослушавшимся пригрозили гневом Божьим и увольнением. Депутаты подчинились.
Если вы устали от пеших прогулок — сверните к острову «Даманский». Да, остров с таким именем есть не только на территории Китая, но и в Ярославле. В общем-то, название свое он получил как раз в разгар советско-уссурийского конфликта. Искусственно возведенный остров появился в Ярославле в 1969 году и стал для горожан первым парком развлечений. На острове можно погонять на машинках, забраться на колесо обозрения, поесть сладкой ваты или попкорна. Стоимость билета на аттракционы варьируется от 100 до 500 рублей.
В городе находится первый российский публичный профессиональный театр. В XVIII веке купец Федор Волков собрал здесь небольшую труппу и организовывал представления в кожевенном амбаре отчима.
Спектакль за спектаклем — и вот, Волкова приглашает в Петербург императрица Елизавета Петровна. Юноша не теряется: собирает вещи и навсегда покидает город. Дело Федора Волкова продолжает покинутая им труппа. Новый театр получает известность по всей России.
Фото: Владимир Воронин
Сейчас Волковский театр — главная творческая гордость Ярославля. Каждый год его актеры принимают участие международных фестивалях, а также ездят на гастроли в Европу. Одно время главным режиссером театра был Сергей Пускепалис.
С 2011 года здесь перестали ставить классические спектакли и перешли к экспериментам.
Так, например, во время спектакля «Екатерина Ивановна» актеры вышли на сцену голыми. Ярославцев это не смутило. Спектакль получил хорошие отзывы и несколько «Золотых масок».
Театральные эксперименты полюбил Ярославский ТЮЗ. Здесь поставили первый мюзикл в СССР. В 1988 году вышел спектакль «Иисус Христос — суперзвезда», который имел огромный успех у молодежной аудитории. ТЮЗ продолжил экспериментировать со спектаклями еще некоторое время: в 2009 году в постановке «Над пропастью во ржи» исполнитель роли Холдена Колфилда в одной из сцен снимет штаны прямо перед подростковой аудиторией. Потом спектакль быстро закроют.
Если хотите послушать современную поэзию или песни под гитару, тогда вам в арт-пространство «Тепло» на Красной площади. Тут часто выступает поэт Дима Птицами, фронтмен группы Posternak Костя Потапов, костромская группа «Весна в Сан-Бликко». Даже если вы не знаете, кто это, все равно приходите. В «Тепле» очень уютно, есть вкусный чай, кофе и приветливые хозяева заведения, которые рады пообщаться с туристами.
Пристанище всех киноманов города — киноклуб «Нефть». Тут показывают фильмы исключительно на языке оригинала с русскими субтитрами. Обсудить кино с ярославцами сюда приезжали Борис Хлебников, Андрей Звягинцев и Антон Долин. Если будете в городе летом, посетите кинопаркинг и кинотеатр под открытым небом у Спасо-Преображенского монастыря. Эти проекты — дело рук владельцев «Нефти».
Фото: Владимир Воронин
Спальных районов в Ярославле несколько, туристам может понравиться Красный Перекоп. Доехать сюда можно из центра на автобусе «19К». Тут находится старинная текстильная фабрика, которую посещала Екатерина Великая, и церковь Иоанна Предтечи, которая изображена на обратной стороне банкноты 1000 рублей.
На территории бывшего складского помещения текстильной фабрики работает площадка Textil. Тут можно застать, в зависимости от везения, блошиный рынок, музыкальный фестиваль Avant или большой обед. Последнее мероприятие ярославцы любят за возможность поесть на природе в компании. Вход на большинство мероприятий свободный.
Раз уж вы гуляете по Красному Перекопу, будьте готовы много общаться с местными жителями на их языке:
— «Отдайся!» — «подвинься» или «отойди в сторону», могут сказать вам в общественном транспорте или в магазине;
— «за отвороткой» — буквально: «за поворотом»;
— «чепыжи» — непроходимые для человека места, обычно ярославцы этим называют кусты;
— «расхолодка» — вода, которую используют, чтобы разбавить горячий чай;
— «пышка» — слово родом из Рыбинска, обозначает фантик от конфеты.
В спальных районах Ярославля жизнь останавливается после 21:00. Центр города засыпает после 22:00. В бары ярославцы ходят только по выходным. В будни вы рискуете остаться в баре наедине с барменом и стаканом виски.
В Ярославле популярны не клубы, а именно бары — сюда люди приходят не только выпить с друзьями, но и подвигать телом под песни Бузовой. В таких местах вечеринкой заправляет не диджей, а бармен. Дресс-кода тут нет.
Два главных бара Ярославля — «Папин гараж» и «Власть». Первый понравится меломанам: каждые выходные здесь выступают альтернативные группы: «Громыка», «АлоэВера», ИЛВТ, Ocean Jet.
Здесь любит выпить пива Боря Грим, тот самый, который пел про ресницы. После своих концертов в Ярославле сюда приходит Оля Маркес. Это место, где музыканты наравне с обычными клиентами: со своими фанатами они могут пить на брудершафт и обсуждать новинки в мире музыке. Вход на концерт — 100–150 рублей, бутылка пива или сидра — 200–300 рублей.
В барах ярославцы много пьют, мало танцуют и постоянно разговаривают. Здесь легко стать звездой слухов. Местные все время сплетничают, особенно о тех, кто тут родился и стал знаменитым на всю страну. Например, телеведущую Лену Летучую — девушка жила в городе несколько лет. Или клипмейкера Александра Тихомирова, родившегося в Рыбинске. Так что держите себя в руках во время барных танцев, пока про вас не написали в местном «Подслушано» или в провинциальной газете «Pro город».
История Первого русского театра
Первый русский общедоступный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Григорьевичем Волковым. Для спектаклей он переоборудовал здание, вмещавшее до 1000 зрителей.
В 1752 году Волков и его труппа были вызваны в Санкт-Петербург. В 1756 году Волков принял участие в создании первого русского государственного театра (ныне – Александринский театр).
Театральное дело в Ярославле продолжили сначала братья Ф.Г. Волкова, а затем домашние театры губернаторов А.П. Мельгунова и М.Н. Голицына. С конца XVIII века до 1818 года в театральную труппу содержит князь Д.М. Урусов. Спектакли даются в арендованном и оборудованном под театр здании.
В 1819 году губернский архитектор П.Я. Паньков по своему проекту и на собственные средства строит в стиле классицизма первое деревянное здание театра на месте снесённого земляного вала. С тех пор все новые театральные здания строились на месте первого театра Панькова.
До 1882 года зданием театра попеременно владели П.Я. Паньков, М.Я. Алексеев и его наследники, В.А. Смирнов, С.А. Черногоров. В 1882 году здание театра было приобретено в собственность города, капитально реконструировано и на конкурсной основе сдавалось антрепренёрам, набиравшим труппы.
В 1907 году пришедшее в ветхость здание было разобрано. При содействии Московского архитектурного общества был проведён всероссийский конкурс проектов, в котором победил проект молодого архитектора Н.А. Спирина. Новое здание театра строилось в 1909-1911 годах и было торжественно открыто в сентябре 1911 года.
В 1918 году здание театра национализировано. Директор и художественный руководитель стали назначаться уполномоченными государственными органами.
В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал работу в Ярославле, хотя часть его сотрудников ушли на фронт. Многие артисты выступали на передовой в составе фронтовых бригад.
В 1950 году торжественно отмечено 200-летие Первого русского театра. 11 июня 1950 года «за большие достижения в области развития театрального искусства, в связи с 200-летием со дня основания» театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
29 апреля 1966 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства» Министерство культуры СССР присвоило Ярославскому ордена Трудового Красного знамени театру им. Ф. Г. Волкова почетное наименование — академического.
В 1970 году театр из подчинения Управления культуры Ярославского облисполкома переходит в ведение Министерства культуры РСФСР.
В 1975 году в связи с 225-летием Волковский театр был награждён орденом Октябрьской революции.
Далее подробно представлена полная история театра с момента его основания до наших дней.
XVIII век: основание Волковым Первого русского театра
Первый русский общедоступный театр ведет свое начало от труппы «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Фёдором Григорьевичем Волковым.
К 1750 году он создаёт в Ярославле уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и специально оборудованным зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Фёдора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил.
В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Фёдор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра.
1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещал спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Фёдора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»
Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра. Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актёрской игры, освещённой светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.
Волков создал новые театральные формы, став постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.
Иван Афанасьевич Дмитревский
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.
С отъездом Волкова и его труппы в Петербург на некоторое время театр перестал существовать, но вскоре театральная жизнь в Ярославле возрождается. Театральную деятельность продолжили вернувшиеся в Ярославль братья Волкова — Алексей и Гавриил. Однако уже в 1756 году театральное здание, обустроенное Фёдором Волковым, сгорело в городском пожаре.
В 1777 году ярославским наместником становится Алексей Петрович Мельгунов, покровитель литературы, театра и книгоиздания. Он поощряет возрождение театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова дал гастроль Первый актер Русского Императорского театра, сподвижник и преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».
В дальнейшем театр в своём доме держал Михаил Николаевич Голицын, в 1793 — 1797 гг. ярославский вице-губернатор, а в 1801—1817 гг. — губернатор.
Начало XIX века: труппа князя Урусова
В начале XIX века театр с постоянной труппой содержал в Ярославле князь Дмитрий Михайлович Урусов — представитель многочисленного старинного княжеского рода.
Его дед Василий Алексеевич Урусов (ок. 1690 — 1741) был военным моряком, с декабря 1730 года – контр-адмирал, советник Адмиралтейств-коллегий, заведующий Морской академией и школами. 17 июня 1739 произведен в генерал-поручики и назначен главным командиром Оренбургской комиссии. Заложил г. Оренбург в новом, более удобном месте.
Один из сыновей В.А. Урусова – Сергей Васильевич (1719 — 1789) стал статским советником, а внук — Никита Сергеевич Урусов (ок. 1745 — 1806) в 1786 — 1793 гг. был ярославским вице-губернатором, а в 1793 — 1797 гг. — губернатором.
Младший сын Василия Алексеевича – Пётр Васильевич Урусов (1733 — 1813) дослужился до поста московского губернского прокурора, но гораздо более важно, что именно он стал фактическим основателем московского Большого театра. Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка — был назван Петровским. Увы, строящееся здание театра Урусова сгорело ещё до его открытия, и Пётр Васильевич передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр.
Старший брат Сергея и Петра Васильевичей — Михаил Васильевич Урусов (ок. 1718 — 1795) был подполковником и имел троих сыновей: Дмитрия, Александра и Владимира. Таким образом, губернатор Никита Сергеевич Урусов приходился им двоюродным братом, а московский губернский прокурор Пётр Васильевич Урусов — дядей.
Дмитрий Михайлович Урусов (1758 — 1842), дослужился лишь до майора, жил с семьёй в Ярославле, владел поместьями и крепостными крестьянами. В конце XVIII века он увлёкся искусством Мельпомены и открыл в Ярославле свой публичный театр. Сначала спектакли шли в Доме призрения ближнего, а затем Урусов, как и за полвека до него Волков, стал давать представления в специально оборудованном здании — арендованном доме купца Сорокина, находившемся на берегу Которосли возле церкви Михаила Архангела. Рядом с театром был и «дом актёра», где жили крепостные артисты и продавались билеты.
Это был профессиональный общедоступный театр с постоянной труппой, которая со временем стала пополняться и вольнонаёмными актёрами. В репертуаре театра были спектакли «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В. Фёдорова (на сюжет «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина), «Семейство Старичковых» Ф. Иванова, «Урок дочкам» И. А. Крылова, «Полубарские затеи» А. А. Шаховского, «Бобыль» Плавильщикова, «Говорун» Н. И. Хмельницкого, пьесы Мольера и т. д. Зрители располагались на двух ярусах. Как и в столичных театрах, в театре Урусова были партер, ложи, галерея, парадиз. Билеты стоили от 50 копеек до 15 рублей.
Театр князя Дмитрия Михайловича Урусова работал до 1818 года и был закрыт в связи с тем, что здание пришло в ветхость.
1820 – 1880: развитие театрального дела
Важнейшим этапом в развитии театрального дела в Ярославле стало строительство в 1819 году первого специального театрального здания. Его возвёл на собственные средства и по своему проекту губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков. Здание в стиле классицизма было построено на месте срытого крепостного вала. С тех пор ярославский театр находится на том самом месте которое выбрал для него Паньков.
Проект театра архитектора П.Я. Панькова. 1819 год
Паньков был очень востребованным архитектором. По его проектам в губернии были построены десятки зданий, которые и сегодня украшают ярославские города и сёла. Среди его построек наиболее известны возведённые в Ярославле Гостиный двор, церкви Ильинско-Тихоновская и Ярославских чудотворцев, Губернаторский дом. Он украсил колоннадами здания присутственных мест, городской думы и Демидовского лицея. В стиле классицизма было построено им и здание театра.
Владелицей театра была записана супруга Петра Яковлевича — Елизавета Андриановна. Она же занималась и делами труппы.
В Государственном архиве Ярославской области сохранился «Репертуар пиесам для представления на Ярославском публичном театре», датированный 13 октября 1819 года. В нём значатся комедии «Хвастун», «Говорун», «Недоросль», «Бригадир», «Клевета и невинность», «Честное слово», «Сон любви», «Бобыль», «Брюзгливый», «Бедность и благородство души», «Сорока воровка», «Военная тюрьма» и другие – всего 67 названий. Сохранился и ответ из Министерства полиции, куда репертуар был послан на утверждение: «Господину Ярославскому Гражданскому Губернатору. Пьесы, означенные в реестре, доставленном Вашим Превосходительством к Управлявшему Министерством Полиции, могут быть играны на Ярославском театре за исключением одной, под названием «Семейство Старичковых», которая здесь пред сим по усмотрению графа Сергея Козмича Вязмитинова была запрещена».
С 1824 Паньков начал сдавать театр в аренду. Первым арендатором стал В. С. Тихменев. В 1826 здание арендовал богатый помещик Любимского уезда Василий Евграфович Обресков, у которого были собственные крепостные актёры. Потом один год играла труппа Д. М. Урусова. Его сменил в качестве антрепренёра «уволенный с полным пенсионом от дирекции Императорского Московского театра» актёр Лисицын.
После него, как вспоминал много позже Н. И. Иванов (автор «Воспоминаний театрального антрепренёра»), антрепризу в паньковском театре держали Струков и Соколов. И, наконец, последним антрепренёром при Панькове был уже сам Николай Иванович Иванов.
Как выяснила ярославский историк Н. С. Землянская, в 1820-е годы Паньков здание серьёзно перестроил: по найденным ею в архиве документам значится, что к концу 1820-х оно уже было каменным.
Ярославский историк и краевед К.Д. Головщиков в книге «История города Ярославля», вышедшей в 1889 году, писал:
«В течение своего существования, театр ярославский не раз украшался именами и искусством весьма даровитых артистов. В 1832 году, напр., находим в Яросл. Губ. Ведомостях (№ 6) такое объявление: „Уволенный с полным пенсионом от дирекции Императорского московского театра актер Лисицын честь имеет известить, что с дозволения начальства разыгрываются в ярославском публичном театре пиесы, прибывшею с ним труппою Императорского московского театра артистов, а именно: актрис г-ж Кураевой, Петровой и девицы Максимовой, актеров – Бажанова и Слукина, и также из других театров артистов. Спектакли начались с 21 генваря и будут продолжаться до наступления поста“. В 1835 г. на сцене здешнего театра ставились пиесы: – драмы Сорока-воровка, Тридцать лет или жизнь игрока; мелодрамы – Тереза, или женевская сирота; Полночный колокол; комедии – Муж и любовник, Марфа и угар; Соболья шуба; Ябеда; Бенефициант; Недоросль; оперы – Казак стихотворец; Сбитенщик; Русалка; Жидовская корчма; водевили – Дядя напрокат; Стряпчий под столом; Жених мертвец; Филатка и Мирошка и мн. др. в том же роде. Предание сохранило имена и других артистов, кроме поименованных выше из действовавших на здешней сцене; фамилии их – Орлеанский, Громов, Барышев, муж и жена Ленские, Голованова, Арди, две сестры Стрелковы, Горев, Самойлов, Лавров, муж и жена Красовские, три сестры Александровы…».
А в 1840 году здание театра выкупил у Панькова получивший богатое наследство актёр Михаил Яковлевич Алексеев, который в 1841 вновь его перестроил. С незначительными изменениями оно прослужило ещё сорок лет. Алексеев сам руководил работой театра до 1848 года включительно.
Три сезона (1844 — 1847) в Ярославле формировался талант Любови Павловны Косицкой (впоследствии Никулиной-Косицкой). Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро стала любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играла в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
М.Я. Алексеев умер в 1849 году. После его смерти здание театра перешло по наследству его малолетней дочери Фёкле Михайловне, а управляла делами её мать Дарья Алексеева. Она сдавала театр антрепренёру Николаю Ивановичу Иванову. А в 1855 году хозяином ярославского театра стал бывший крепостной музыкант, а потом театральный кассир Василий Андреевич Смирнов, женившийся на Фёкле Алексеевой.
В.А. Смирнов владел театром 25 лет. Современники оставили о нём весьма разноречивые отзывы. Его бранили за излишнюю прижимистость в отношении с актёрами, но при этом отдавали должное его аккуратности: он всегда точно выполнял свои обещания и исправно платил положенное жалование. Критики нередко отмечали бедность и даже убогость декораций и костюмов, но отмечали, что Смирнов предоставлял возможность заявить о себе начинающим артистам.
В середине 1860-х гг. на сцене Рыбинского театра дебютировала еще никому не известная Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона — в 1865 — 1866 годах, актриса прослужила в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского театра.
Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Он приезжал в Ярославль дважды: весной 1856-го и в мае 1858 года. Первый приезд Щепкина в Ярославль совпал с празднованием 100-летия Александринского театра в Петербурге. На торжественном обеде, устроенном в честь актера губернским предводителем дворянства, Щепкин призвал поставить памятник основателю Русского театра Федору Григорьевичу Волкову.
В1880 году Смирнов продал театр ярославскому купцу 1-й гильдии Сергею Арефьевичу Черногорову. Вскоре после того, как Черногоров вступил во владение театром, выяснилось, что здание не соответствует требованиям пожарной безопасности. Городская дума потребовала от Черногорова провести серьёзную реконструкцию помещения, в том числе – устроить несгораемые лестницы. Но Черногоров предпочёл продать здание театра городской управе даже дешевле цены, какую уплатил при его покупке, – за 15 тысяч рублей.
1882 – 1917: Ярославский городской театр
в 1882 году театр перешёл, говоря современным языком, в муниципальную собственность. Учитывая его состояние, город, как новый владелец, тем же летом начал серьёзную реконструкцию. Фактически на основе старого объёма было выстроено новое здание. Предполагается, что автором проекта мог быть молодой талантливый архитектор Николай Иванович Поздеев. Однако документальных подтверждений этого не найдено. Поздеев действительно участвовал в реконструкции, но реализовывал он при этом собственный проект или чей-то ещё, доподлинно неизвестно.
В ходе реконструкции по парадному и боковым фасадам были сделаны пристройки, придавшие театру совершенно другой вид: у публики создавалось полное ощущение, что в городе появилось новое здание. Изменилась и планировка зрительного зала. После реконструкции в нем стало 677 мест: в партере – 195, в ложах – 215, на галереях – 267.
15 сентября 1882 года новый сезон открылся практически в новом здании. Вот как его описывала газета «Ярославские губернские ведомости»: «После капитальных переделок зрительный зал принял чрезвычайно благообразный вид. Балконы лож украшены лепными работами, большая люстра помещена под самым потолком, не мешая верхним ложам и галерее нисколько. С помощью матовых стёкол свет этой люстры сделался весьма мягким и нисколько не режущим глаз. Передний занавес представляет целые ряды колоннад с арками, в средине которых на пьедестале изображён в римской тоге с маской в руке наш знаменитый основатель русского театра Волков. Художнику было угодно окружить его какими-то белыми статуями, но это излишество фигур скорее портит картину, чем украшает её».
Первый сезон в перестроенном здании играла труппа г-жи Данилович. Далее антрепренёрами Ярославского театра становились: Георгий Иосифович Деркач-Любимов (сезон 1884/1885), Модест Михайлович Зызыкин (1885/1886), М. Г. Лебедева (1886/1887).
В 1887—1889 годах антрепризу держал Н. А. Борисовский. Он включал в репертуар пьесы Фонвизина, Островского, Сухово-Кобылина, Тургенева, Мольера, Шекспира и других серьёзных авторов. Пьесу А. П. Чехов «Иванов» при Борисовском поставили в Ярославле даже раньше, чем в Петербурге. Он же впервые высказал предложение организовать сбор средств на установку в городе памятника Ф. Г. Волкову и сделал первый взнос.
После Борисовского театр арендовали Александр Павлович Набалов (1889/1890), барон Василий Германович фон Тюмен (1890/1893), Константин Николаевич Незлобин (1893/1894), Зинаида Александровна Малиновская (1894/1897), Алексей Михайлович Каралли-Торцов (1897/1900). В 1900 г. труппу возглавил Михаил Егорович Дарский (Псаров), в будущем актер и режиссер Александринского театра.
В конце века на сцене Ярославского городского театра играли немало талантливых артистов: И. М. Шувалов, Н. И. Собольщиков-Самарин, М. И. Каширин, А. М. Звездич, Е. Ф. Красовская, А. А. Рассказов.
В Ярославском театре неприметным статистом начинал свой сценический путь юный ярославец Леонид Витальевич Собинов, будущий великий русский певец. А 9 августа 1898 года в родном городе состоялся первый концерт Собинова, тенора Императорских театров, уже завоевавшего славу.
В сезоне 1896 — 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского Художественного театра, в 1898 году, Москвину доверят роль царя Федора Иоанновича.
Сезон 1899 — 1900 годов был ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских — Петербургского и Московского Малого — театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.
В 1906 году выяснилось, что здание театра пришло в аварийное состояние. Поначалу городские власти, решив построить новое здание, поручили составление проекта и сметы городскому архитектору Александру Никифорову. Порученную работу он выполнил, и его проект даже был утверждён городской Думой. Но общественность Ярославля раскритиковала проект Никифорова и его в конце концов отклонили.
Между тем, старое здание летом 1907 года было разобрано, а строительство нового не начиналось.
В 1909 году наконец был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект здания нового городского театра. Дума постановила построить новый театр вместимостью не менее 1000 зрителей. Жюри конкурса возглавил председатель Московского архитектурного общества Ф. Шехтель. Всего на конкурс поступило 66 проектов. А первая премия была присуждена 27-летнему студенту Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Спирину (1882 — 1938).
Здание по проекту Спирина и под его наблюдением построили всего за полтора года – фантастически короткий срок! На фасаде театра и боковых стенах — скульптурные композиции, на портике — скульптурная группа, в центре которой – покровитель искусств Аполлон-кифаред, слева — муза трагедии Мельпомена, справа — муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.
Зрительный зал украшен живописным фризом «Торжество Диониса» работы известного художника «серебряного века» Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен. Исполнителем живописных работ был ярославский художник Алексей Корнилов.
28 сентября 1911 года новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа. На открытии была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».
Решением городской Думы новому театру было присвоено имя Фёдора Григорьевича Волкова.
Два года (1914 — 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки» А. П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии.
Театр имени Волкова в 1920 – 1930-е годы
В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».
В 20 — 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива становятся художественные руководители Б. Е. Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский, художники А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков.
Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрывается поэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой. Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного» человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина.
В спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому.
Первыми на провинциальной сцене ярославцы поставили «Петра I» А.Н. Толстого. Спектакль рождался в тесном содружестве с автором пьесы. На премьере спектакля 19 мая 1939 года присутствовал Алексей Николаевич Толстой, отметивший превосходное исполнение центральных ролей С. Ромодановым и А. Чудиновой. Московские гастроли в 1939 году принесли коллективу заслуженное признание и славу.
Театр в годы Великой Отечественной войны
В первые недели Великой Отечественной войны многие работники театра добровольно ушли в ряды Красной Армии. Среди них: директор театра П. П. Левашов, художественный руководитель Д. М. Манский, артисты В. К. Мосягин, В. К. Викторов, Д. Г. Аборкин, С. П. Тихонов, В. П. Митрофанов, С. П. Аверичева, М. М. Рыпневская, монтировщик декораций К. С. Лисицын (после Победы в театр он вернулся Героем Советского Союза) и другие.
В театре были сформированы фронтовые бригады для обслуживания воинских частей. Их творческая деятельность отмечалась приказами и грамотами командного состава фронта, одна из фронтовых бригад театра была награждена гвардейским значком.
Всего за период Великой Отечественной войны артистами было подготовлено 277 спектаклей и концертов на передовой; проведено более 80 консультаций в воинских частях и госпиталях в помощь красноармейской художественной самодеятельности; дано 922 концерта в гарнизонах и частях Ярославской области; организовано 711 читок в госпиталях.
Отличниками военно-шефской работы театра им. Волкова являлись А. Д. Чудинова, Г. С. Свободин, К. В. Волкова, П. И. Прошин, В. А. Викторов, Ю. П. Егоров, И. А. Лосев, Е. А. Черво, И. А. Луговой, В. И. Соколов, В. А. Бобренко и другие.
В 1942 г. художественную часть театра возглавил заслуженный деятель искусств И. А. Ростовцев, директором стал В. П. Топтыгин. Этот период в истории ярославского театра известен как один из самых успешных.
За четыре военных сезона Волковский театр поставил 31 премьеру (полный список премьер см. здесь). Наибольшее внимание зрителей привлекли спектакли «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. М. Симонова; «Фронт» А. Е. Корнейчука; «Старик» М. Горького; «Нашествие» Л. М. Леонова. Всего за годы войны театр сыграл около тысячи спектаклей, которые посмотрели более миллиона зрителей.
В годы войны в труппе Волковского театра служили артисты Г. С. Свободин, А. Д. Чудинова, С. Д. Ромоданов, А. В. Магницкая, Л. В. Мосолова, П. П. Гайдебуров, Н. М. Север, М. А. Беляева, И. П. Бросевич, О. Д. Иванова, В. Е. Соколов, А. А. Быков, В. И. Исаев, Е. П. Карташова, С. М. Комиссаров, К. И. Житенева, П. Г. Лимонов, В. Т. Политимский и другие.
Спектакли ставили Д. М. Манский, С. М. Оршанский, А. Ф. Лундин, Г. Н. Каганов, Г. С. Свободин, С. Д. Ромоданов, В. А. Орлов, П. П. Гайдебуров, К. А. Ведерников, С. М. Комиссаров, П. Л. Монастырский, Е. Т. Асеев; оформляли художники Н. Л. Стернин, А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков, А. Г. Новиков, М. П. Пирогов, В. Н. Векентьева.
Весной 1943 года Комитет по делам искусств при СНК РСФСР и Всероссийское театральное общество организовали в г. Москве для представителей печати, театральной общественности и командного состава Московского гарнизона показ спектаклей театра. 21−24 мая 1943 г. в зале Центрального Дома Красной Армии волковцы сыграли спектакли «Старик» М. Горького; «Фронт» А. Е. Корнейчука; «Генерал Брусилов» И. Л. Сельвинского.
По итогам смотра приказом Управления по делам искусств при СНК РСФСР от 26 мая 1943 г. была объявлена благодарность художественному руководителю театра И. А. Ростовцеву и директору театра В. П. Топтыгину. Критикой особо была отмечена работа исполнителей: народного артиста РСФСР П. П. Гайдебурова, О. Д. Ивановой, заслуженной артистки РСФСР А. Д. Чудиновой, А. А. Быкова в спектакле «Старик»; П. П. Гайдебурова, С. М. Комиссарова, заслуженного артиста УССР Г. С. Свободина, Н. М. Шмитгофа, С. Д. Ромоданова, Я. П. Старова, В. Т. Политимского в спектакле «Генерал Брусилов» и их оформление художником А. И. Ипполитовым.
Во время весенне-полевых и уборочных работ для тружеников села было дано 59 спектаклей.
Коллектив театра организовывал сбор средств в Фонд обороны, на строительство военно-воздушной эскадрильи «Советский артист», на специальный самолет «Театр имени Волкова», на подарки бойцам Красной Армии.
В 1943 г. при театре была сформирована учебная студия, руководителем которой назначен режиссер В. А. Орлов (впоследствии его сменил артист театра С. М. Комиссаров).
Первый состав студийцев составлял 11 человек, в т. ч. 5 девушек и 6 юношей. С будущими актерами проводились теоретические занятия по технике речи, русской литературе, истории западно-европейского театра, танцу, музыкальной грамоте. Практическими занятиями для студийцев являлось участие в спектаклях театра — в массовых сценах.
Студия выпускала актеров драматического театра. Срок обучения был 3-х годичный. (В 1962 г. на базе театральной студии было создано Ярославское театральное училище, ныне — Ярославский государственный театральный институт).
В годы войны на сцене театра гастролировали: лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады А. И. Райкин, артисты Ленинградского государственного театра эстрады (1941); артисты Ленинградского театра оперетты, оркестр и джаз-ансамбль Московского военного округа, артисты Ленинградского государственного ордена Ленина академического оперного театра им. С. М. Кирова С.И.Мигай и М. Б. Хмара, Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР под руководством народного артиста СССР, профессора А. В. Александрова (1942); артисты Московской государственной филармонии: солистка О. Раммих, скрипач М. Карпиловский, артистка эстрады Л. Буянова; железнодорожный джаз-оркестр под руководством композитора Д. Я. Покрасса (1943); лауреат Всесоюзного и международного конкурсов скрипач Д. Ф. Ойстрах, лауреат Всесоюзного и международного конкурсов пианист Л. Н. Оборин, коллектив Ивановского театра музыкальной комедии (1944).
В военное время изменился статус театра: в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 июля 1944 г. Ярославский областной театр им. Ф. Г. Волкова был переведен в число республиканских.
1950 – 1980-е годы: в поисках радости
В 1950 году было торжественно отмечено 200-летие Первого русского театра. 11 июня 1950 года «за большие достижения в области развития театрального искусства, в связи с 200-летием со дня основания» театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета. Лучшие мастера сцены — народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова — несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.
В конце 40-х годов в театр приходит новый художественный руководитель Петр Васильев — художник яркого, мощного и темпераментного дарования, особенно сказавшегося в постановке горьковских пьес «Егор Булычов и другие», «Сомов и другие».
В середине 50-х годов труппа театра пополняется выпускниками столичных театральных вузов. Любимцами публики в Ярославле быстро становятся молодые актеры Тамара Никольская и Феликс Мокеев (Лариса и Карандышев в «Бесприданнице», Нина Заречная и Треплев в «Чайке», Лиза и Паншин в «Дворянском гнезде»), Наталия Терентьева, Сергей Тихонов, Феликс Раздьяконов, Игорь Баранов, Лев Дубов, Юрий Караев.
Разнообразная и щедрая актерская палитра позволяет режиссеру Тихону Кондрашеву создать спектакли «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дворянское гнездо», «Бесприданница».
С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществлял народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С его именем связан значительный этап истории Волковской сцены.
В разные годы (1960, 1963, 1975), стремясь увековечить образ Фёдора Волкова, театр обращается к созданию спектакля о первом русском актере. Автором всех сценических версий был актер-волковец, драматург Николай Михайлович Север. В 1960 году на сцене возникает романтическая драма (режиссер Р. Вартапетов). Затем в 1963 году Ф. Шишигин ставит мощное народное действо, включая в него русские игрища, отрывки из драмы «Царь Максимилиан», эпизоды из трагедий Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», маскарада «Торжествующая Минерва».
В начале 60-х годов на Волковской сцене работает энергичный, пленяющий своими спектаклями режиссер Виктор Давыдов. Рядом со старейшинами Волковской сцены — Г. Беловым, В. Нельским, А. Чудиновой, Г. Свободиным, К. Незвановой, С. Ромодановым наиболее ярко проявляются талант и дарования мастеров Волковской сцены новой генерации — Николая Кузьмина, Юрия Караева, Владимира Солопова, Наталии Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса Раздьяконова.
29 апреля 1966 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства» Министерство культуры СССР присвоило Ярославскому ордена Трудового Красного знамени театру им. Ф. Г. Волкова почетное наименование — академического.
До 1970 года театр находился в подчинении Управления культуры Ярославского облисполкома. В 1970 годы он был передан в ведение Министерства культуры РСФСР.
В 1975 году в связи с 225-летием Волковский театр был награждён орденом Октябрьской революции.
На рубеже 70 — 80-х годов традиции русской сценической школы продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрылённостью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова.
Одна из наиболее заметных постановок 80-х годов — спектакль «Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная редакция Виктора Розова, постановка Сергея Розова). «Дело» на Волковской сцене — спектакль о том, как совесть человеческая мало-помалу начинает сдаваться, уступать. Человек строгого долга, мечты, Муромский — В. Нельский становится человеком, ослушавшимся собственного голоса.
С 1983 года по 1987 год театром руководит режиссер Глеб Дроздов. Впервые руководитель театра столь открыто декларирует установку на отказ от прежних традиций, оправдывая это необходимостью освобождения от «академизма» и консервативных способов сценического существования. Впервые столь резко театр отрывается от своих истоков, от корней, от сердцевины. Дроздов отстаивает театр зрелища и представления, угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации зрелищных предприятий.
1990-е годы: рубеж тысячелетий
В начале 90-х годов театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. К его несомненным удачам следует отнести остропсихологическую постановку «Профессора Сторицына» Л. Андреева, зрелищно-площадную «Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность «Вьё карре» Т. Уильямса.
Труппа театра в 1990-е годы представляла собой ансамбль, в котором гармонично сочетались опыт старейших мастеров — народных артистов России Николая Кузьмина, Наталии Терентьевой, Владимира Солопова, Феликса Раздьяконова — и молодых актеров. Все ярче заявляли о себе «третье» поколение волковцев, воспитанников Волковского театра (все они окончили Ярославское театральное училище при театре имени Ф. Г. Волкова, а впоследствии и Ярославский театральный институт) — В. Сергеев, Т. Иванова, Т. Исаева, Г. Крылова, И. Чельцова. Актерскими удачами отмечены образы, созданные актерами В. Асташиным, С. Куценко, В. Романовым. Уверенно «держали» репертуар выпускники 80-х годов — Т. Гладенко, И. Сидорова, М. Зенкина, В. Балашов, В. Кириллов, Т. Малькова, Н. Кудымов, Е. Мундум, И. Сидоренко, А. Зубков.
С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию.
В репертуаре театра на рубеже веков — «Фома» Ф. М. Достоевского, «Кавказский роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова, «Без вины виноватые», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Мировая классика была представлена «Гамлетом» В.Шекспира, «Декамероном» Дж. Боккаччо, «Венецианскими близнецами» К. Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.
В это время постановки спектаклей осуществляли мастера режиссуры России, ближнего и дальнего зарубежья Борис Голубовский, Станислав Таюшев, Александр Кузин, художественный руководитель Пражского Национального театра Иван Раймонт (Чехия), главный режиссер Минского театра имени М. Горького Борис Луценко (Белоруссия), Владимир Красовский. В составе творческих групп работали известные художники Дмитрий Мохов (Белоруссия), Анатолий Шубин, Елена Сенатова, Иозеф Циллер (Словакия), композиторы Александр Чевский и Юрий Прялкин.
Театр осуществил значительные гастрольные поездки в России и зарубежье. С 1995 по 1998 год: Киев, Минск, Рига, Нальчик, Новороссийск, Краснодар.
В 1997 году со спектаклем «Детоубийца» Ф. Горенштейна театр был приглашен в Прагу, на сцену Национального театра «Народны дивадло». В мае — июне 1998 года при поддержке Российских центров культуры театр провел гастрольную поездку со спектаклями «Фома» Достоевского и «Платонов» Чехова по городам Европы — Париж, Прага, Будапешт, Братислава, Берлин. Гастроли имели большой художественный резонанс и способствовали установлению новых творческих связей театра. В 1999 году состоялись новые гастроли театра по Северной Европе — театр представил свое искусство в Финляндии, Дании и Норвегии.
С 17 по 24 мая 2000 года в Ярославле состоялся первый Международный Волковский фестиваль, девизом которого стали слова Михаила Щепкина «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» В нём приняли участие оба МХАТа, Малый театр, Александринка, БДТ имени Товстоногова, академические театры из Нижнего Новгорода, Минска и Твери.
251-й сезон открылся 25 октября 2000 года премьерой «Короля Лира» в постановке Ивана Раймонта с Феликсом Раздьяконовым в главной роли. 19 декабря состоялось долгожданное открытие камерной сцены театра. Первым спектаклем на камерной сцене стали «Рождественские грёзы» с Наталией Терентьевой в главной роли. Этому спектаклю Владимира Боголепова была суждена долгая и счастливая жизнь: он шёл десять сезонов и был сыгран почти 150 раз.
Театр имени Ф. Волкова в XXI веке
252-й сезон в сентябре 2001 года волковцы открывали гастролями в Москве. На сцене Малого театра были показаны спектакли «Король Лир», «Ревизор», «На всякого мудреца довольно простоты», «Корсиканка». В эти же дни Малый театр провёл полноценные гастроли в Ярославле. 8 сентября театр отпраздновал 75-летний юбилей народной артистки России Наталии Ивановны Терентьевой. В этот день она играла на сцене Малого театра – в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».
16 октября открылся второй Международный Волковский фестиваль. На сцене театра были вручены первые три премии имени Фёдора Волкова, установленные Правительством России. С 2001 года Волковские премии ежегодно вручаются трём лауреатам. После закрытия фестиваля волковцы уехали в Киев, где в рамках фестиваля «Вечера Достоевского в Киеве» показали спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели» с Владимиром Солоповым в главной роли.
В 252-м сезоне на большой сцене были сыграны премьеры спектаклей «Игрок» по роману Ф.М.Достоевского и «Спириты» по пьесе Л.Н.Толстого «Плоды просвещения». Оба спектакля стали удачами театра, они были отмечены яркими актёрскими работами.
В мае 2002-го театр уехал на очередные зарубежные гастроли в Хельсинки, Копенгаген и Берлин: волковцы показали Европе «Корсиканку» и «Ревизора». В 2003-м и 2006-м театр гастролировал в Египте и Японии со спектаклем «Ревизор». В 2005-м гастроли волковцев прошли в Дании и Аргентине, где был показан поставленный к 60-летию Победы Валерием Кирилловым спектакль-концерт «В лесу прифронтовом».
В конце 2005 года на состоявшейся в Москве пресс-конференции было объявлено решение жюри национальной театральной премии «Золотая маска» присудить премию в номинации «За честь и достоинство» актрисе Волковского театра, народной артистке России Наталии Ивановне Терентьевой. Вручение премии прошло 17 апреля 2006 года на сцене Большого театра.
А затем театр потрясли две трагедии: 24 апреля 2006 года умер главный режиссёр Владимир Боголепов, а 19 сентября 2007 – директор Валерий Сергеев. Более года коллектив работал без директора и целых два сезона – без главного режиссёра.
Только в сентябре 2008 года Министерство культуры РФ назначило нового директора театра. Им стал Борис Михайлович Мездрич.
10 февраля состоялась первая «взрослая премьера» при новом директоре: спектакль по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» поставил известный актёр и режиссёр, заслуженный артист России Сергей Пускепалис.
В конце апреля Волковский театр совместно с Ярославским государственным театральным институтом организовали в Ярославле первый фестиваль «Будущее театральной России» (БТР), ставший преемником проводившихся на рубеже веков Фестивалей театральных школ России. В первом фестивале БТР приняли участие 23 вуза и театра, показавшие 26 спектаклей.
8 июня 2009 года в Волковском театре прошла премьера спектакля «Горе от ума», закрывавшая 259-й сезон. Спектакль был показан дважды – 8 и 9 июня. Попасть на премьеру смогли лишь немногие счастливчики, остальным приходилось ждать до осени. Между тем, слухи о том, что происходит на сцене, мгновенно разлетелись по городу. Одни превозносили спектакль до небес как некое откровение, каких на волковской сцене ещё не бывало. Другие столь же убеждённо бранили его, находя множество цитат и даже заимствований из знаменитых авангардных спектаклей 20-30-х годов. Неискушённая публика с трудом подбирала слова, чтобы рассказать об увиденном тем, кто не был на премьере. Восторженные оценки в адрес Мездрича и режиссёра спектакля Игоря Селина из Петербурга перемежались чуть ли не проклятиями. Успех, что называется, был полный.
В конце июня труппа ушла в отпуск. А перед уходом коллективу был представлен новый главный режиссёр – Сергей Пускепалис.
В начале сентября волковцы представили спектакль «С любимыми не расставайтесь» на одном из самых престижных театральных фестивалей – всероссийском фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в Екатеринбурге и признан третьим по значимости в России после столичной «Золотой маски» и питерского «Балтийского дома».
Осенью вышел первый, сдвоенный номер журнала «Театральный круг». Он издавался театром около пяти лет.
Следующий сезон был отмечен премьерами спектаклей «Прекрасный мир» («Проделка Великого Мертвиарха») по пьесе Мишеля де Гельдерода в режиссуре Владимира Петрова; «Сильва» Имре Кальмана, который профессор ЯГТИ Александр Кузин выпустил со своим курсом на большой сцене Волковского; «Кармен» по новелле Проспера Мериме в постановке Тимофея Кулябина; «Екатерина Ивановна» по Леониду Андрееву в постановке Евгения Марчелли; «Три сестры» А.П. Чехова в постановке Сергея Пускепалиса.
8 декабря на пресс-конференции, состоявшейся в Москве в Центре имени Мейерхольда, были объявлены номинанты на национальную театральную премию «Золотая маска» 2009 года. Спектакль академического театра драмы имени Волкова «Горе от ума» в постановке режиссёра Игоря Селина был назван номинантом на «Маску» сразу в пяти номинациях! Режиссёр Игорь Селин, художник Александр Орлов, художник по свету Глеб Фильштинский и актёр, исполнитель главной роли Чацкого – Алексей Кузьмин представлены в номинациях: «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника в драматическом театре», «Лучшая работа художника по свету в драматическом театре», «Лучшая мужская роль». Спектакль в целом претендовал на звание лауреата в номинации «Лучший спектакль в драме/Большая форма». Волковский театр оказался в числе трёх нестоличных театров России, включённых в шорт-лист «Золотой маски».
5 апреля 2010 года в рамках фестиваля спектаклей – номинантов на «Золотую маску» волковцы показали «Горе от ума» в Москве на сцене театра имени Моссовета. К сожалению, сцена этого театра по размерам меньше волковской, поэтому московская публика не смогла увидеть спектакль во всём блеске. «Маску» в этот раз получить не удалось, но уже само включение театра в число номинантов стало признанием творческих достижений, которых театр добился в столь короткое время.
Между тем, в феврале 2011 года Министерство культуры предложило Борису Мездричу вновь возглавить Новосибирский театр оперы и балета, который остался без руководителя. Практически сразу о своём уходе с поста главного режиссёра заявил Сергей Пускепалис. Через пять дней Министерство культуры поручило возглавить театр режиссёру Евгению Марчелли – сначала в ранге директора, а позднее – художественного руководителя.
Уже в новом качестве Евгений Марчелли завершал репетиции спектакля «Зойкина квартира» – премьера состоялась 25 марта, накануне Международного дня театра. Главную роль в этом спектакле сыграла переехавшая в Ярославль из Петербурга Анастасия Светлова. А 15 апреля на церемонии вручения премии «Золотая маска», которая прошла в Москве в здании Гостиного двора на Красной площади, Анастасии Светловой была вручена главная театральная награда России – «за предельность сценического существования и глубину воплощения образа» в спектакле Евгения Марчелли «Екатерина Ивановна». Спектакль был выдвинут на «Золотую маску» в четырёх номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший режиссёр» – Евгений Марчелли, «Лучшая женская роль» – Анастасия Светлова, «Лучшая мужская роль» – Владимир Майзингер.
В начале июля 2019 года Евгений Жозефович Марчелли оставил пост художественного руководителя театра. По итогам конкурса, проведённого Министерством культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей России, художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Г. Волкова 16 августа был назначен заслуженный артист России Сергей Витауто Пускепалис.
Следите за новостями
Розыгрыши билетов, закулисье, интервью, эксклюзивные материалы