в каком городе находится единственный в россии мортуарий
Появился из неоткуда: история волжского мортуария
Читайте также:
История появления объекта имеет две версии.
Мортуарий, расположенный в поселке Рабочий в Волжском, является единственным пантеоном для гражданских панихид в России со времен СССР. В 1990 году, кладбище на котором расположена мрачная и величественная архитектура, закрыли для захоронений. Более 20 лет кладбище стояло закрытым, а в конце 2016 года его приобрело ритуальное предприятие «Память».
Существует две версии строительства пантеона: 1) он появился до строительства города и 2) его стали строить параллельно строительству города.
Когда смотришь на единственный в России мортуарий, оставленный на пролонгированное разрушение, невольно вспоминается латинское выражение: «Momento mori», что означает: «Помни о смерти». Да, вы можете сказать: «о как тривиально, смотря на такое, вспомнить это выражение». И, пожалуй да. А также тривиально, что архитектура такого размаха, имеющая культурную ценность в нашем городе умирает. Действительно, тривиально. Вот оно, архитектурное наследие Волжского и отношение к нему. Всмотритесь только, и вдумайтесь.
Добавим, что пантеон не внесен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но при этом обладает признаками памятника архитектуры. Из объектов Волжского в реестр внесен только Комплекс застройки города гидростроителей, то есть объекты старой части города до площади Свердлова.
Фотокорреспондент Юлия Полякова
Материал подготовила Виктория Лесник
Единственный в России мортуарий забыт и заброшен
Несмотря на свою уникальность, мортуарий заброшен и уже давно не используется по назначению. Само кладбище старенькое, новых захоронений не видно, хотя при входе висит плакат о возрождении погоста.
Когда я только узнала о существовании такого сооружения, то сразу захотела увидеть его своими глазами. И мне повезло – поехала в Волгоград на свадьбу к подруге, заодно исполнила давнюю мечту.
Мортуарий был построен в 1950-х годах, прослужил недолгое время и после закрытия кладбища оказался никому не нужен. Есть информация, что его собираются восстанавливать, однако никаких следов обновления здания я не заметила. Разве что кучка строительного песка.
Состояние мортуария неплохое – сохранились все колонны, постамент для гроба и что-то типа кафедры, за которой произносили речи. А вот навес-крыша рискует скоро полностью обрушиться.
Ступеньки обросли сорняками, что, впрочем, делает картинку красивее.
Стены расписаны, даже есть руны. Наверняка любимое место для проведения обрядов и посиделок. Интересно, есть ли в Волжске ведьмы и сатанисты?
Сам постамент для гроба. Очень нравится стилистическое и цветовое оформление.
Вид с «кафедры». Судя по всему, это подсобные помещения.
По этой лесенке гроб выносили к могиле для дальнейших действий.
Вид на мортуарий сзади.
Мои ощущения от мортуария были неоднозначные, возникали вопросы: что делает такое помпезное строение посреди старых покосившихся могил, скрытых за проржавевшими оградами? Нужно ли его восстанавливать? Почему он вообще сохранился один да еще в провинции? Должны быть такие мортуарии на других кладбищах?
Ну и напоследок несколько могил умерших жителей Волжского, именитых и не очень.
Архитектура СССР: мортуарий (пантеон ) в городе Волжский.
Когда входишь за ворота кладбища №1 города Волжского, ближайшего соседа Волгограда, возникает ощущение, что ты оказался в… Древнем Риме. Иначе как объяснить, что здесь делает полуразвалившийся античный храм с колоннадой и алтарем?
Местные называют это сооружение «мортуарийем» или «пантеоном». По факту – это павильон траурных собраний: место для церемоний прощания с усопшими близкими.
Информации о годе постройки мортуария и фамилии архитектора не сохранилось. Известно, что церемониальное сооружение – приблизительно ровесник города Волжского, который был основан в начале 50-х годов во время строительства Сталинской (ныне Волжской) ГЭС.
Считается, что на весь Союз было несколько подобных сооружений, но на сегодняшний день мортуарий остался только один – в Волжском. Впрочем, и его дальнейшее существование под вопросом: собственник и город никак не занимаются уникальным объектом.
Для захоронений кладбище было закрыто еще в 1974 году, однако посетить его согласно расписанию работы может любой желающий. Замок кладбищенских ворот отопрет сторож, посетовав, что однажды кому-нибудь из любопытных туристов свалится на голову кирпич.
Мортуарий предваряет не менее пафосная входная группа с колоннами.
Волжский мортуарий – образец сталинского ампира, стиля, который очень многое почерпнул из древнеримской архитектуры. Так что не стоит удивляться этому помпезному комплексу сталинского периода. Впрочем, от когнитивного диссонанса (такое – да на советском кладбище!) все равно никуда не деться.
В глубине мортуария сохранился постамент для гроба, уже лишившийся былого декора. За ним – кафедра для прощальных речей, которую так и хочется назвать жертвенником.
Архитектурный комплекс приобрело ООО «Волжское ритуальное предприятие Память». На сегодняшний день реставрации мортуарий все еще не дождался.
Состояние уникального объекта – аварийное, куда хуже иного древнеримского храма.
Сегодня мортуарий Волжского стал прибежищем для поклонников нестандартных селфи, «готических» фотосессий и любителей оставить надпись «Здесь был Вася».
Автор Екатерина Брудная-Челядинова
Это утерянная технология. Потому что сейчас мы можем только так.
Родной город засветился.
Обожаю кладбища, обожаю сталинский ампир. Крутое место.
Спасибо за заметку! Очень интересно. В городе, где я вырос-подобного нет, но есть часовня из годков так 20-х, прошлого века. Похожий стиль и шлейф истории. Спасибо!
Сколько раз была в Волжском, даже не слышала про такое место! Очень спасибо за пост!
Помню как с ребятами из РНЕ в 95 году сатанистов по ночам там гоняли, время прошло и не осталось ни тех ни других. Эх было время)))
Ничего, когда решит Пятерочка открыть там свой магазин, тогда и получит этот пантеон новую жизнь))
Updated my journal.
Центральный дом Туриста
Центральный дом Туриста
Архитекторы:
В. Кузьмин, Е. Горкин, Н. Нилов, Е. Зорин В. Колесник, А. Колчин, А. Тяблин
Эти и другие фотографии можно найти здесь в инстаграме)
Дворец искусств в Ташкенте
Панорамный кинотеатр им. А.Навои был построен в 1964-ом году.
Единственный ташкентский кинотеатр, уцелевший после землетрясения 26 апреля 1966-го года.
Архитектура в стиле модернизма
Советский архитектурный модернизм
1) Краснодарская Аврора, 1967 год.
2) Ресторан «Жемчужина» в Баку, 1962 год.
3) Новгородский академический театр драмы имени Ф.М.Достоевского 1987 год.
4) Гостиница «Турист» в Баку, 1974 год
5) Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, 1985 год.
6) Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии, 1978 год
7) Столовая в доме отдыха Союза писателей Армении, 1969 год
8) Санаторий «Дружба» в Ялте,1985 год
9) Музей-заповедник «Сталинградская битва» в Волгограде, 1985 год
Дамба Кировского водохранилища
ГИБДД задержала «Волгу» с «номерами СССР»
Водитель называл себя гражданином СССР и предъявил права, якобы выданные «советской ГАИ»
В городе Волжский 21 сентября сотрудники ГИБДД остановили ГАЗ-3102 «Волга», на которой был установлен странный государственный регистрационный номер. На табличках находились четыре буквы в виде аббревиатуры СССР и герб с серпом и молотом на красном фоне.
Пресс-служба МВД по Волгоградской области сообщила, что за рулем находился 57-летний житель Саратовской области, который «называл себя гражданином СССР».
Мужчина предъявил полицейским водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства с символами «SU», якобы выданные «ГАИ СССР».
Еще у него имелся своеобразный полис ОСАГО — «полис надежности», также выданный некой несуществующей организацией. Настоящие документы мужчина предоставить отказался.
Волгоградские автоинспекторы установили, что «Волга» в июне этого года была снята с регистрационного учета, а государственные регистрационные знаки были сданы в архив Госавтоинспекции. На автомобилиста были составлены протоколы за вождение без прав и полиса ОСАГО, а также за езду на незарегистрированном ТС.
«Более того, у мужчины, как оказалось, есть настоящее водительское удостоверение, срок действия которого истекает лишь в 2025 году. Гражданин напрочь отказывается говорить полицейским, где он взял несуществующие документы. Машина-призрак помещена на штрафстоянку», — добавили в пресс-службе ведомства.
от себя замечу- номера смотрятся красиво, документы нарисованы продумано)
Ну, или провозгласить Галактическую Империю
«Брошенная Сказка» Угасающая красота заброшенного санатория с великолепными люстрами и витражами
Заброшенный пансионат — отличный образец красивого советского дизайна общественных помещений теперь годится лишь для съёмок постапокалиптических фильмов.
Заброшка была обнаружена в ходе небольшой краеведческой экспедиции по поиску советской мозаики. Изначально в планах было лишь сфотографировать фасад здания и двигаться дальше, но стоило заглянуть внутрь как все остальные планы на день отошли на второй план — это была настоящая брошенная сказка!
Заброшенное здание встречает роскошным, но, к сожалению, уже очень сильно осыпавшимся мозаичным панно. Мозаика штука крепкая, но если за ней не следить, то и от неё останется лишь кучка цветной смальты.
Внутри — настоящий постапокалипсис. Складывается ощущение, что здание стоит заброшенным с момента распада СССР, но на самом деле за постройками не присматривают всего лишь лет десять…
Под ногами хрустит полностью осыпавшейся декор потолка, а по носу бьёт сильный запах плесени. Дальнейший осмотр приходится продолжать с использованием простейших средств защиты органов дыхания — с помощью тряпичной маски.
В глаза бросаются резные настенные панели и пианино «Ласточка». В следующей комнате воздух становится ещё хуже и сделав пару кадров бегом поднимаюсь наверх в помещение, где раньше была столовая.
К ней ведёт лестница пробегая по которой я замечаю огромную, буквально размером с меня люстру. Неужели это серийный образец?
Будет жалко, если единственный экземпляр такой красоты сгинет в недрах приёмки металлолома, но и мыслей как её сохранить у меня нет.
Обеденный зал украшен в лучших традициях советских предприятий общественного питания: тут и витраж в металлической оправе и затейливое оформление потолков вместе с красивыми люстрами.
Люстры в этом заброшенном пансионате — просто чудесные.
Расположенная за стеной кухня хоть и не может похвастаться красивым оформлением, но для открытого нараспашку здания сохранилась неплохо.
Далее актовый зал. Тут снова витражи и огромные величественные люстры — над внутренним декором здания поработали просто отменно, не часто встречаются столь аккуратные советские интерьеры.
И снова про люстры — смотрятся очень гармонично.
К сожалению жилое крыло пансионата оказалось оформлено намного проще, возможно снаружи найдётся что-то интересное?
Остаток дня я провёл исследуя заросшую территорию, но к сожалению иных значимых артефактов советской эпохи снаружи найти не удалось.
На сегодня всё! Пока есть время, будут периодически выкладывать «заброшки» с летнего сезона)
Наш проект про заброшенные места в соцсетях:
Telegram (выборка лучшего, несколько постов в неделю)
Основной блог (всё подряд, почти каждый и архив из 3000 материалов)
P.S. в случае перепоста с просьба указывать ссылку на пост первоисточник с блога, спасибо)
Правда ли, что в СССР массово строили девятиэтажки, потому что лестницы пожарных машин не поднимались выше?
Распространено мнение, что высоту типичной советской многоэтажки определило ограничение, связанное с пожарной спецтехникой. Мы проверили, насколько эта версия обоснованна.
Контекст. На вопрос о том, почему в 1970-х годах широкое распространение по всему Советскому Союзу получили именно девятиэтажные жилые дома, некоторые блогеры и интернет-пользователи дают однозначный ответ: всё из-за лестниц на пожарных машинах, которые могли подниматься лишь на высоту около 28 м. Такое объяснение можно встретить, например, на сайте издания «Новые известия», портале StroyDay.ru, у популярного в LiveJournal блогера под ником masterok, а также в соцсетях.
С 1954 года строительство жилых и нежилых зданий в СССР регламентировали правовые акты, объединённые под общим названием «Строительные нормы и правила» (СНиП). В течение последующих десятилетий СНиП обновлялись и дополнялись. Во многих из этих сводов правил есть отдельные главы или разделы, посвящённые противопожарной безопасности.
В середине 1950-х годов были утверждены «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населённых мест». Хотя тогда до массового строительства девятиэтажек было ещё далеко, авторы документа уже регламентировали этажность в зависимости от нескольких факторов, определяющих огнестойкость здания — в первую очередь речь идёт об используемых при строительстве материалах. О связи с лестницами на пожарных машинах в этом документе ничего не сказано. Не упоминаются они и в обновлённых правилах 1962 года.
В 1964 году появились «Временные указания по противопожарным требованиям для проектирования жилых зданий высотой десять этажей и более (для применения в экспериментальном проектировании и строительстве)». Авторы документа подчёркивали, что такие жилые дома должны строиться из максимально огнестойких материалов и быть обеспечены внутренним противопожарным водопроводом. Отдельная глава посвящена эвакуационными выходам — согласно «Временным указаниям», здания выше десяти этажей нужно обеспечить «незадымляемыми лестничными клетками», по которым жители могут покинуть дом в случае возгорания.
Нормы, описывающие такие эвакуационные лестницы, закрепились в новом издании СНиП, утверждённом в 1970 году. Они распространяются на проектирование жилых зданий до 25 этажей включительно. При этом максимально возможное количество этажей всё так же зависит и от огнестойкости материалов, и от наличия противопожарных стен. Аналогичные правила были зафиксированы и в редакции 1985 года.
Как видно из нормативных актов советского времени, выбор именно девятиэтажных зданий для массовой застройки никак не связан с возможностями советских пожарных машин — по крайней мере, формально. При этом именно появление в проекте десятого жилого этажа заставляло проектировщиков соблюдать более строгие требования к зданию, причём не только противопожарные — например, в таком доме требовали установить больше лифтов. Выполнение этих нормативов делало строительство дороже, поэтому предпочтение отдавали девятиэтажкам.
То, что высота девятиэтажки примерно равна высоте стандартной лестницы на советской пожарной машине, судя по всему, лишь совпадение. Более того, уже в 1960-х годах в СССР выпускали пожарные машины с лестницами, поднимающимися на высоту более 40 м, тогда как высота девятиэтажного жилого дома — около 30 м. Одновременно с этим возводились типовые многоквартирные здания на 12, 14 и даже 16 этажей — например, из серий Э-93, II-18/12, II-68 и др. То, что многие из них не получили такого распространения, как девятиэтажки, связано с климатом, почвами, техническими требованиями, сложностью подключения к коммуникациям, экономической целесообразностью и другими факторами, но никак не с высотой лестниц на пожарных машинах.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.