в каком городе был открыт первый публичный оперный театр
Сиднейская опера
Как придумывалось и строилось самое знаменитое здание в мире
В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектурной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.
Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»
Архитектор Йорн Утсон с макетом здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © W. Croser / Getty Images
Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выполненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отличалась от всего остального.
Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum
Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило традиционной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрывающихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.
Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проектирования Йорна Утсона» (2002) архитектор рассказывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышенным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.
Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботаническому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвышающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из которой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.
Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реализации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.
В какой стране и городе впервые появилось здание Оперы?
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 в Венеции.
Ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Пери, исполненную в 1597. Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер.
Опера и Венеция XVII в.
http://istoria-teatra.livejournal.com/24323.html
Чтобы привлечь публику, описание декораций и сценографии (сценических передвижений) включалось и в либретто, и в сценарий. Автор брошюры с иллюстрациями декораций
самого известного театра Венеции 1640-х ‑ Новиссимо ‑
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
Первое здание оперы
Первое здание Земпероперы 1850—1860 гг.
Ещё в 1648 году на месте Земпероперы существовал театр, являвшийся одним из первых постоянных театров, расположенных к северу от Альп. Впоследствии поблизости были построены еще 8 театров, а площадь, вокруг которой они были расположены, получила название Театральной.