в каком году жили фараоны
Фараоны Древнего Египта – 15 самых известных
Древний Египет – одна из самых развитых цивилизаций прошлого. Считается, что по приказам фараонов Египта строились знаменитые египетские пирамиды. Древний Египет окутан множеством мифов и тайн, а тайны всегда привлекали людей. Рассмотрим самых известных фараонов Древнего Египта.
1. Тутанхамон
Тутанхамон (иногда известный как «Король Тут» или «Мальчик-король», ок. 1333–1323 гг. до н.э.) стал фараоном в возрасте девяти лет и правил Египтом в течение всего десяти лет во время Нового царства. Он является одним из самых известных из всех фараонов Древненго Египта, потому что именно его гробницу нашли в 1922 году, до тех пор не тронутую почти со всеми ее сокровищами.
Лицо Тутанхамона на саркофаге, а также как он выглядел при жизни
Когда он стал царем, Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамуне. У них было две дочери, но обе они появились на свет мертворожденными. Тутанхамона окружали влиятельные советники, среди которых Эйе, его визирь, и Хоремхеб, глава армии.
Тутанхамон отменил многие непопулярные изменения, сделанные его отцом, Эхнатоном. Он прекратил поклонение богу солнца Атону и восстановил для поклонения бога Амона. Столица Египта вернулась в Фивы.
2. Хеопс (Хуфу)
Сын фараона Снеферу, Хуфу (также известный под греческим именем Хеопс, ок. 2551–2528), наиболее известен как строитель Великой пирамиды в Гизе, самой большой и самой великолепной из всех пирамид Египта. Работа над Великой пирамидой началась вскоре после восхождения Хуфу на престол в 2551 году до нашей эры; потребовалось около 20 лет, чтобы завершить ее. Внутри пирамиды были три комнаты, вместе с несколькими проходами и шахтами. В Камеру Царя удавалось добраться через Большую Галерею и три гранитные раздвижные плиты. Хуфу также создал самую сложную из погребальных лодок, которые имели большое значение в религии египтян. Лодка была найдена рядом с Великой пирамидой, она предназначалась для того, чтобы нести Хуфу Богу Солнца, Ра.
Геродот описывает Хуфу, как жестокого правителя, который закрыл храмы и отправил народ Древнего Египта на строительство пирамиды.
3. Эхнатон (Аменхотеп IV)
Эхнатон (ок. 1353–1336 гг. До н.э.) первоначальное имя Аменхотеп IV. Он решил сменить религию Древнего Египта, основанную на поклонении многим богам. Он объявил, что Атон, (что означало солнце на небе) – единственный бог и что никакому другому богу нельзя поклоняться. Он даже изменил свое имя на Эхнатон в честь этого бога. Управляя Египтом вместе со своей женой Нефертити, он переехал из Фив и основал новую столицу Древнего Египта дальше на севере, в месте под названием Ахетатен, позже известное как Амарна. Поклонение многим богам являлось многовековой практикой в Древнем Египте, и перемены Эхнатона почти наверняка стали крайне непопулярны. Эхнатон – это отец известного фараона Тутанхамона.
Эхнатон (Аменхотеп IV) – статуи
4. Клеопатра VII
Клеопатра VII на древнеегипетском папирусе
5. Джосер
Джосер – это фараон Египта 3-й династии во времена Старого Царства. Для Джосера построили первую пирамиду в Египте. Спроектировал её блестящий архитектор по имени Имхотеп. Строительство пирамиды завершилось во времена 19-летнего правления фараона, в. 2630–2611 гг. до н.э. В Саккаре, на пустынном плато с видом на королевскую столицу в Мемфисе, Имхотеп построил огромный корпус, окруженный каменной стеной, высотой 10 метров и длиной 500 метров. В стенах распологался огромный комплекс павильонов, террас и дворов. Пирамида возвышалась над ними на высоту 62 метра. Джосер также построил много храмов и святынь, в том числе большой храм в Гелиополе.
6. Аменхотеп III
Аменхотеп III (ок. 1402–1364 до н.э.) правил Египтом вовремя 18-й династии Нового царства в течение 38 лет. Согласно записям, урожай на протяжении большей части его правления Древним Египтом был богатым, и поэтому Аменхотеп стал считаться богом плодородия. Известный как египетский солнечный король, Аменхотеп назвал свой дворец «сияющим Атоном» и одобрил поклонение различным солнечным богам, чем создал базу для убеждений его сына Эхнатона, который попытался изменить религию Египта на поклонение единственному богу солнца Атону. Аменхотеп III построил Колоссы Мемнона возле своего поминального храма. Во второй год своего правления он женился на Тии. Хотя она не имела королевской крови, королева Тийе происходила из влиятельной египетской семьи и считалась влиятельной фигурой в древнем Египте. Большинство достижений Аменхотепа во времена его долгого мирного правления касались искусства и его культивирования, а не военных кампаний.
Аменхотеп III – статуя
7. Хатшепсут
Королева Хатшепсут (правила Египтом в 1490–1468 гг. До н.э.) являлась фараоном 18-й династии в период Нового царства Египта. Ее имя означает «Благородная дама». Когда ее муж Тутмос II умер, она пришла к власти и стала фараоном Египта, пока Тутмос III не взошо на престол.
Она носила традиционную одежду мужского фараона, в том числе накладную бороду. Ее правление начало долгую мирную эпоху в истории Древнего Египта. Она восстановила торговлю с другими королевствами и принесла большие богатства в Египет. Это богатство позволило ей финансировать многие строительные проекты в классическом архитектурном стиле, в том числе ее моргальный храм в Дейр-эль-Бахри.
8. Ментухотеп II
Правление Ментухотепа II (ок. 2040–2010 гг. До н.э.) ознаменовало начало 11-й династии Древнего Египта и 400-летний период, известный как Срединное царство. Фараон Ментухотеп во время Первого Промежуточного периода (когда Египет являлся разделенной страной), победил Короля Нижнего Египта Мерикара, примерно в 2040 году до нашей эры.
Ментухотеп II – рельеф
Чтобы укрепить свою власть и объеденить Древний Египет, он создал посты губернатора Верхнего Египта и губернатора Нижнего Египта. Эти чиновники стояли выше, чем номархи (местные правители), которые стали слишком могущественными после распада Старого царства. Позже он начал военные кампании против Нубии на юге и Ханаана на севере. Ментухотеп, который стремился, чтобы его подданные считали его богом, построил для себя на западном берегу Нила, напротив Фив, великолепный моргальный храм и гробницу. Это ознаменовало разрыв с традицией Древнего Царства по строительству пирамид для своих мертвых фараонов.
9. Рамсес II
Фараон 19-й династии в Новом Королевстве, Рамсес II (правил 1289–1224 гг. До н.э.), вероятно, являлся самым могущественным правителем в истории Древнего Египта. Он пообещал вернуть территории Палестины и Сирии, которыми управлял народ под названием хетты, в Империю Египта. Рамсес II, который правил 67 лет, был ответственен за строительные проекты больше, чем любой другой правитель Древнего Египта. Он также построил новую столицу, названную Пер Рамсес, на месте старого города гиксосов Аварис в дельте Нила. Она оставалась столицей Египта до конца Нового царства. Хотя у Рамсеса насчитывалось много жен и детей в течение его долгой жизни, его Великая королевская жена, королева Нефертари, являлась любимой и очень уважаемой фигурой в Древнем Египте. Специально для нее построили храм в Абу-Симбел.
10. Рамсес III
Рамсес III (ок. 1186–1155 до н.э.) – второй фараон 20-й династии Древнего Египта. Во время его долгого правления, Египет перенес серию вторжений и серьезные экономические проблемы. В 1178 году Рамсес III победил в двух великих сухопутных и морских сражениях. Он выстроил на берегах Нила ряды лучников, которые непрерывно выпускали залпы стрел по вражеским кораблям, когда они пытались высадиться в дельте реки. Затем команда его собственных кораблей использовала крюки для захвата вражеских кораблей, преодолевая вторжение солдат в рукопашным боем. Рамсес III был один из самых талантливых стратегов Древнего Египта.
Но тяжелая цена этих сражений исчерпала сокровищницу Древнего Египта. В первой зарегистрированной забастовке в истории, строители гробниц и ремесленники положили инструменты, когда их продовольственные пайки не были поставлены. В течение примерно 20 лет с 1160 года в Египте год от года урожай был неудачным – возможно, из-за изменения погодных условий в результате мощного извержения вулкана (возможно, Гекла в Исландии). Эти трудности, однако, полностью игнорируются в великолепных памятниках, построенных во времена правления Рамсеса III, в том числе во дворце фараона в Мединет-Абу.
Рамсес III – рельеф
Рамсес III, вероятно, был убит во время заговора во главе с одной из его жен Тией и ее сыном Пентавертом, который должен был сменить его на посту фараона. Судебно-медицинская экспертиза мумии Рамсеса III, выявила перевязку вокруг шеи, под которой обнаружилось глубокое ножевое ранение. Судебные документы Древнего Египта фиксируют суд и казнь заговорщиков, и престол Древнего Египта перешел к Рамсесу IV, избранному преемнику старого фараона, а не Пентаверу.
11. Сети I
Сети I (ок. 1303–1289 до н.э.), сын Рамсеса I, второй фараон 19-й династии во время Нового царства Египта. Чтобы собрать деньги на свои строительные проекты, Сети провел много военных кампаний. Стремясь восстановить славную империю времен 18-й династии Древнего Египта, он лично повел свою армию в Сирию и Ливию. Его люди стали первыми египетскими войсками, встретившими в сражении хеттов, постоянную угрозу на северной границе Египта. Сети также восстановил архитектурную славу Египта, включая скульптуры и картины, разрушенные во время правления Эхнатона. Многие из его строительных проектов являлись продолжением работы, оставленной незавершенной предыдущими правителями Египта, включая большой гипостильный зал в Карнаке. Сети начал строительство Большого Храма Абидоса, но оставил его для завершения своему сыну, Рамсесу II. Гробница Сети в Долине Царей – одна из самых богатых гробниц всех фараонов Древнего Египта, на которой можно увидеть впечатляющие картины с изображениями на стенах, колоннах и потолках.
Анубис и Сети I – рельеф
12. Микерин (Менкаура)
Фараон Микерин (Менкаура), представитель IV династии, правил Египтом приблизительно в 2520—2480 г.г. до н. э. (по некоторым оценкам в 2494—2471 г.г. до н. э.), до этого царем Египта был фараон Хафра. По его заказу строилась третья пирамида на плато Гиза. Эта пирамида самая низкая из трех пирамид на плато Гиза и самая поздняя.
Микерин (Менкаура) – статуя
13. Снеферу
Снеферу (ок. 2575–2551 гг. До н.э.), первый фараон 4-й династии в Старом Царстве – величайший из строителей пирамид Египта, ответственный за строительство трех из них. Он первый, кто построил гладкие пирамиды. Он также представил внутренний дизайн, в котором длинный нисходящий проход спускался в погребальную камеру на уровне земли. Первая пирамида Снеферу в Мейдуме изначально была ступенчатой пирамидой, подобной Имхотепу, но он решил отказаться от нее в пользу второй пирамиды в другом месте, Дахшуре. Во время её строительства возникли проблемы, в результате чего она стала «изогнутой пирамидой» – верхняя половина построена с более пологим наклоном, чем нижняя. Снеферу приказал построить еще одну пирамиду. С более мягким уклоном, запланированный с самого начала. Строительство Красной (Розовой) Пирамиды было успешно завершено без происшествий. В последние годы своего правления Снеферу вернулся к своей ступенчатой пирамиде Мейдума, которую он преобразовал в пирамиду с гладкой стороной.
Снеферу – голова статуи
14. Тутмос III
Тутмос III ( ок. 1490–1436 гг. до н.э.) – шестой фараон 18-й династии во время Нового царства Египта. Он сменил отца, будучи ребенком, поэтому его тетя Хатшепсут управляла как регент. Во время своего 32-летнего правления фараоном он проводил много военных кампаний, завоевав большую часть Палестины для Египетской империи. Он расширил границы Древнего Египта до реки Евфрат на севере и Нубия на юге. В своих 17 кампаниях, часто направленных против митаннов и хеттов, он никогда не проигрывал битвы. К моменту его смерти империя Египта достигла своего предела. Подвиги Тутмоса подробно описаны в Карнаке, на стенах храма, который он построил там. Один из сильнейших фараонов в истории Древнего Египта, он заслужил верность и уважение своего народа за то, что он принес великий мир и процветание нации. Превосходный всадник, спортсмен и любитель искусств, Тутмос III также построил много красивых храмов и обелисков по всему Египту.
Тутмос III – статуя
15. Хафра (Хефрен)
Хафра (Хефрен) – представитель IV династии. Годы правления Древним Египтом пришлись приблизительно на 2547 — 2521 годах до н. э., считается заказчиком строительства второй пирамиды на плато Гиза. По разным оценкам древних историков Хефрен правил Древним Египтом 56, либо 66 лет.
Пирамида Хефрена имеет высоту почти 144 метра. Пирамида расположена на холме. Также Хефрену приписывают строительство Большого Сфинкса, хотя такое утверждение явно спорное.
Хафра (Хефрен) – статуя
Геродот спустя две тысячи лет описывал правление фараона, как жестокое. Хафра, как и его отец Хеопс, по описаниям Геродота, заставляли десятилетиями таскать людей камни для пирамид и строить их. Считалось, что народ Древнего Египта ненавидел этих фараонов.
Несколько интересных фактов о фараонах древнего Египта
Многие современные историки и исследователи оспаривают, что строительство пирамид на плато Гиза было сделано во время правления фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Утверждается, что даже с использованием современных технологий возвести такие пирамиды нереально. Даже сейчас, спустя несколько тысяч лет между блоками пирамид не просунуть и листа бумаги, на столько идеально подогнаны блоки.
Пирамиды на плато Гиза
Мужчины-фараоны могли иметь несколько жен, одну особую или «главную», называли «Великая королевская жена». Она часто, но не всегда, являлась матерью наследника престола Древнего Египта.
Очень часто фараон женился на своей собственной сестре, сводной сестре или даже своей дочери. Похоже, это было для того, чтобы родословная бога Гора, предка всех фараонов, оставалась чистой. К сожалению, дети от этих браков часто страдали физическими или психическими заболеваниями.
Когда Тутмос III пришел к власти после Хатшепсут, ее образ удалили из всех храмов и памятников. Возможно, он сделал это, потому что он полагал, что женщина никогда не должна носить титул фараона, и боялся, что ее пример может вдохновить других женщин «забыть свое место».
Священной обязанностью всех фараонов Египта была защита границы, а также нападение на соседние земли за их природные ресурсы, если посчитали необходимым для «всеобщей гармонии», известной как Маат.
Самым длинным правлением всех фараонов являлось, вероятно, царство Пепи II, который мог править 94 года. Это сделало бы его самым долго- правящим монархом в истории. Однако некоторые египтологи оспаривают это, говоря, что его правление продлилось немного короче – возможно, около 64 лет.
Поскольку цивилизация Древнего Египта – одна из древнейших, до наших времен дошло не много информации. По этой причине и о фараонах Египта известно не так уж много. Но чем меньше фактов и спорных моментов (чего стоят одни пирамиды), тем больше легенд и больше интереса к таинственному Египту и его древним правителям.
Фараоны Египта
Долгая история Египта с её разнообразными, порой драматическими событиями всегда разворачивалась вокруг одного неизменного, непоколебимого центра – фараона. Он избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фараон – владыка Египта, посредник между небом и землёй. За каждым фараоном скрывается сокровенная история Египта. Восхождение на трон нового царя становилось для Египта началом новой эры, с него начинался новый отсчёт времени. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат – справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной.
Кто такие фараоны
Слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей. В основном, фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».
Для того, чтобы боги могли жить на земле, им необходимы были дома. Поэтому, одной из главных обязанностей фараона было строительство храмов. Фараон – верховный жрец. Он осуществлял обряды и церемонии, посредством которых жертвования и молитвы доходили до богов. «Жертвоприношения Маат» – одна из самых важных обрядовых сцен. Принося жертву божеству, фараон дарит свои благие действия, совершённые во имя Маат. За каждым обрядовым жестом приношения стоят конкретные действия, подвиги, выполненный долг чести перед богами и людьми.
Каждый шаг фараона должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях – он везде должен быть лучшим. Фараон должен быть примером во всём. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжёлые времена.
Египтяне считали, что энергия фараона истощается после 30 лет правления. Именно поэтому, фараон должен был проходить обряд возобновления жизненных сил Хеб-Сед. Этот обряд мог длиться более двух месяцев. Он состоял из множества церемоний и испытаний. Хеб-Сед давал «второе дыхание» царской власти и позволял почувствовать, что царь и его страна вечно молоды.
Имя фараона состояло из пяти частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта – Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.
Фараона, как правило, окружал многочисленный двор, состоящий из придворных чиновников и прислужников. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. При этом, фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Чтобы предотвратить смешение божественной крови с человеческой, фараоны сначала женились на собственных сестрах, а уже потом брали в жёны других женщин. Наследовать престол мог только ребенок, рождённый от брака фараона с сестрой. Женщины, рождавшиеся в семье фараона, наделялись большой властью. Например, Яххотеп I правила Египтом, пока её сын Яхмос не достиг зрелости, и даже возглавляла военные походы. Царица Хатшепсут была коронована, как царь и бог и единолично правила в Египте около 20-ти лет, её изображали в виде мужчины.
Основной одеждой фараона была передник из неширокой ткани. Его обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом. Этот передник назывался схенти. В отличие от других слоёв населения схенти правителя был изготовлен из тонкого, хорошо отбелённого полотна. Также, были передники из плиссированной ткани, надетые поверх набедренной повязки. В качестве убранства к поясу фараона подвязывали передник в виде трапеции, который был изготовлен из драгоценных металлов. Завершающим штрихом были драгоценности и украшения.
Непременным атрибутом фараона являлась корона. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала, также, богиням, покровительствующим этим частям страны – соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди. Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также, другие головные уборы вроде короны хемхемет, чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.
Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Правитель всегда был с покрытой головой. И даже в семейном кругу всегда носил парик. Существовали парики парадные и повседневные. Поверх парика могла надеваться диадема в виде золотой кобры. Обычно её голова вздымалась над головой царя. Обязательным атрибутом являлась накладная борода, заплетённая в косички. Она соединялась с париком двумя подвязками. Фараон, как правило, не носил натуральную бороду и усы, но иногда мог оставлять квадратную бородку.
Фараон, в первую очередь, был гарантом стабильности, справедливости и порядка в стране. Каждый подданный мог рассчитывать на милость правителя. А самым большим праздником являлась коронация правителя. Ведь страна снова обретала правителя, который был гарантом стабильности и дальнейшего существования.
Жизнь фараонов
Фараоны жили в прекрасных дворцах, им прислуживали сыновья верховных жрецов, и даже сами верховные жрецы, следившие за исполнением ритуалов и «разговаривавшие» с богами, считали себя, всего лишь, слугами фараона. Но, жизнь верховных правителей Древнего Египта была не такой беззаботной, как может показаться на первый взгляд, они не могли делать то, что хотели, а обязаны были всю жизнь исполнять ритуалы и участвовать в церемониях.
Египтяне верили, что фараон может влиять на все происходящие события. Только благодаря ему солнце встаёт по утрам, Нил разливается в определённое время года и несёт с собой плодородную почву, зёрна дают всходы и созревает урожай. П о мнению древних египтян именно фараон регулировал смену дня и ночи, обеспечивал божественную помощь во время военных походов и оберегал от эпидемий и прочих кар.
Всё население Египта, в буквальном смысле, боготворило фараона, при благоприятных обстоятельствах. Однако, когда наступала чёрная полоса или ряд неудач и неурядиц, например, неудача в военном деле, бунт рабов, страшная эпидемия, «выкосившая» четверть населения, неурожайный год и, как следствие, голод – всё это тоже «списывалось» на фараонов. Мол, утратил наш правитель божественное покровительство и теперь ничего хорошего случиться не может. И, чтобы не попасть в опалу и не быть свергнутым приходилось действительно заботиться о благополучии собственного государства.
Поэтому, жизнь фараонов, отнюдь не была похожа на сказку. К правителям относились, как к непосредственному продолжению божественной воли. Они были центральными фигурами религиозного культа. Участие в религиозных обрядах было одним из обязательных моментов, ведь так постановили сами боги. Власть фараона была абсолютной, её не ограничивал никакой свод правил или законов. При этом, к общению с ними допускался лишь ограниченный круг людей.
При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золочёной ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шёпот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. Цирюльник брил голову и щёки, при этом, он пользовался бритвами с разными лезвиями. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. Фараону подводили глаза. Власодел примеривал на бритую голову парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предлагал два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён.
Ризохранитель приносил белое платье из тончайшего «царского льна» – « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожие на крылья, туго накрахмаленный передник, выступающий вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому, завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.
Закончив обряд богослужения, фараон, в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шёл в большой трапезный зал. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону. После того, как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.
Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приёмов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего, военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.
После этого фараон шёл в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лёжа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином, воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но, иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.
В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им своё благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осуждённый на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтён во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие. Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома.
Обедать повелитель шёл в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.
К вечеру фараон принимал у себя свою жену, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню.
Надо отметить, что супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому, нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством.
Дом фараона
Приблизительно, в конце IV тысячилетия до Рождества Христова, комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти – дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектрную форму, которая сохраняется потом в течение большей части III тысячилетия.
Этот прототип дворца, просуществовавший потом около 500 лет, имел такие конструктивные характеристики: прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого были обнесены серией башен, равномерно перемежавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады были, также, украшены высокими, близко поставленными пилястрами, соединёнными наверху и часто обрамлёнными богатыми карнизом и декоративным панно.
Дворец фараона, высшее выражение города и царства, должен был отвечать не только нуждам царя, но и администрации, следовательно, делился на два больших сектора. Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: большой зал с аудиенцией, тронный зал, и, наконец, помещения, используемые «хозяином дворца», «хранителем короны», «хозяином двух тронов» и главой царских регалий», который руководил всеми сложными церемониями и самим двором, включая многочисленных придворных дам и царский гарем, к которым добавлялась армия служащих, дворцовых рабочих, ремесленников, художников, врачей и парихмахеров. В прямой связи с этой официальной частью были «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».
Второй сектор включал в себя: «Белый дом» (Министерство финансов); «Красный дом», или «Дом вечности» (Министерство царского и государственного культа); «Палата Печати» (Министерство налогов) с высокоорганизованным кадастром и национальным реестром собственности; «Дом руководителям вооружённых сил», соединённый с казармами армии фараона.
Царский суд имел канцелярию и архивы. Судебная процедура проходила в три стадии: петиция, написанная и зарегестрированная; судебное расследование; приговор, основанный на слушаниях сторон. Наказание предусматривало: временное заключение, телесное наказание и, редко, смертный приговор через отрубание головы или повешание.
Конечно, с усилением власти дворец нуждался всё в большем количестве помещений и служб. Часто различные ведомства возглавлялись одним и тем же человеком. Во время Джосера, например, первосвященник Имхотеп, исключительная личность, соединял в себе функции врача, царского архитектора и визиря.
При IV династии дворец-замок достиг максимального блеска. Можно полагать, что эти монументальные здания разрабатывались технически и художественно на основе архитектурного опыта, абсолютно неизвестного в остальной части света. Фасад, например, характеризовался игрой пустот и заполненностей, подчёркнутой выступающими элементами и вертикальными линиями, которые, по сравнению со стенами мавзолея Джосера, демонстрируют исключительную архитектурную, а также, техническую и конструктивную эволюцию, пройденную менее, чем за 200 лет.
К концу III тысячилетия до Рождества Христова восхитительный замок-дворец прекращает своё существование не только, как эстетическое и архитектурное решение, но и, как объёмная композиция из одного блока, объединяющего функции резиденции фараона и правительства. С приходом II тысячилетия требования становятся разнообразнее и сложнее: разрастающаяся империя требовала всё большего престижа и всё более изощрённых инструментов власти. Во дворце размещались теперь официальные апартаменты царя и его двора. Это было место властелина мира, бога на земле; дворец приравнивался к храму. Центральным стал гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также, украшенным колоннами и пилястрами, располагались «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных слуг. Всё богатство и монументальность ансамбля было сосредоточено вдоль оси, идущей от входа-атриума к тронному залу. В основном, дворец был подобен храму, где место молельни занимал тронный зал.
Характерный дворцовый фасад с портиком появляется в храме Сети в Абидосе; внутренние и внешние портики с колоннами – во дворец Аменофиса III в Луксоре; гипостильный зал аудиенцией, салон празднеств и тронный зал – в аналогичных помещениях Карнакского храма.
Идея окружить «центр всемирной власти» внушительными стенами, в дополнение к внешним фасадам дворцов, реализовалась в городских стенах и Больших вратах Мединет-Абу.
На север от города располагался дворец Хататон («Замок Атона»), вероятно, – первый дворец, построенный в новой столице, так как он, всё ещё, заключён в квадрат и разделён на шесть прямоугольных симметричных зон. Два больших внутренних двора занимали центральное пространство, соединённое с единственным входом. Первый внутренний двор вёл к личному святилищу фараона – слева, и к служебной зоне и кладовым – справа. Второй внутренний двор с садом, сердце всего ансамбля, вёл к апартаментам царя и его семейства – справа, и слева – к зоологическому саду с животными в вольерах, происходившими из самых далёких уголков Египта. В глубине, в центре, доминировал гипостильный зал с тронным залом, справа от которого находился зал празднеств, слева – частный сад с цветами и фонтанами, окружёнными клетками с экзотическими птицами.
Меру-Атон, обширная летняя резиденция фараона, находится на юге города. Она включает в себя два больших прямогольных замкнутых пространства, расположенных рядом. Меньшее предназначалось для религиозных медитаций, по его сторонам стояло множество молелен и маленьких келий, небольшой крытый храм и священная ограда или храм на открытой площадке; в центре – рощица со священным озером, вокруг которого рассеяны павильоны и алтари. В большом пространстве здания были преимущественно распределены по коротким сторонам, таким образом, чтобы в центре оставалсь открытая территория: справа находилась сама резиденция с тремя маленькими храмами и садом с беседками, фонтанами, каналами и водяными шутихами; слева – просторные конюшни для лошадей, ангар для колесниц и царская псарня. Центральный парк имел большой судоходный искусственный пруд с пирсом, островками и павильонами.
Однако, даже дворцы, висячие сады и ухоженные парки Эхнатона, необыкновенно роскошные и оригинальные, не могут сравниться с монументальностью и громадными размерами тех, что появились через 100 лет с Рамсесом II и Рамсесом III, властелинами мира и великими строителями. Несомненно, слава об их гигантских обителях и огромных садах была, всё ещё, жива в I тысячилетии, когда Навуходоносор – пятью веками позже – построил в Вавилоне свой дворец и знаменитые висячие сады.
И если в III тысячилетии дворец конкурировал по масштабам с «обителью фараона в потустороннем мире», то во II тысячилетии гробница, едва ли, могла сравниться с заупокойными храмами и дворцами, где фараон осуществлял власть над всем миром.
Смерть фараона
Первоначально погребальный обряд повторял путь солнца с востока на запад. Однако, в период Среднего царства этот путь меняется, так как это дорога в царство мёртвых Осириса, где солнце движется наоборот. Ещё при жизни фараона начиналась подготовка к его похоронам – начинали строить монументальный некрополь – чаще всего, в виде пирамиды, многие из которых сохранились и до наших дней. Сразу после смерти тело фараона подвергалось бальзамированию. Извлекались внутренние органы, дабы избежать процессов гниения. Тело обрабатывалось специальными бальзамами и растворами. Труп оборачивали бинтами, дабы замедлить процесс разложению и перекрыть доступ воздуха к плоти. На церемониальной ладье тело фараона доставлялось к подножию пирамиды. Внутрь святилища заходили лишь жрецы и их приближённые лица. После проведения всех церемоний гробница опечатывалась.
Как и все язычники, древние египтяне оставляли рядом с прахом фараона вещи, которые должны были пригодиться ему «на том свете». Именно эти реликвии, на протяжении тысячелетий, привлекали «охотников за сокровищами». С каждым новым фараоном начиналась новая эпоха Египта.
Династии Египетских фараонов
Третье тысячилетие до Рождества Христова
3 000 лет – I династия – Столица Абидос (Тин), Верхний Египет – Зарождение абсолютизма.
Нармер (Мен, иначе, Менес), царь Верхнего Египта завоёвывает всю долину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединённой с «красной короной» Севера. Абидос становится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижнего Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища.
Аха основывает город Мемфис (Нижний Египет) и укрепляет южные границы. Его гробница похожа на дворец с башнями.
Хуаджи возглавляет экспедицию на Синай.
Удиму официально провозглашает праздник Хеб-Сед, отмечающий тридцатилетний юбилей правления фараона. Постройки из обработанного камня со сводчатыми перекрытиями.
2 850 лет – II династия – Столица Мемфис, Нижний Египет – Развитие абсолютизма.
Хотепсехемуи, Неб-Ра, Нинитер – первые цари династии.
Перибсен подавляет восстание номархов Верхнего Египта и переносит столицу в Мемфис, изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора вместо Сета; погребён в Абидосе.
Хасехем провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе. Экспедиция в сердце Нубии.
2 770 лет – III династия – Столица Мемфис – Распространение абсолютизма в области религии.
Джосер совмещает культ Солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Имхотеп – правитель, визирь, великий жрец Гелиополя – первый известный в истории врач и архитектор, позже обожествлённый греками под именем Асклепий (Эскулап – у римлян). Сооружение в Саккаре города-мавзолея Джосера с большой ступенчатой пирамидой в центре. Новые экспедиции на Синай и распространение власти на Юг.
Сехемхет закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его. Вдоль всех этих границ сооружаются стены с крепостями (12 км длиной вдоль русла Нила, на уровне острова Филе, иначе, Филэ, или Филы).
Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера, но его гробница была просто установлена в месте, где потом вырос траурный храм Унаса.
Хаба, последний царь династии, возможно, построивший маленькую пирамиду в Завийят-аль-Арьян.
2620 лет – IV династия – Столица Мемфис – Укрепление власти.
Снефру входит в историю, как фараон гуманный и добрый. Защищает границы, в Судане открывает рудники по разработке бирюзы. Строит первую геометрически правильную пирамиду.
Хеопс (Хуфу) назначает своих сыновей верховными жрецами Нехеба, священного города напротив Нехена, и Пе – священного города напротив Буту (изгнанные жрецы будут проклинать его память). Строит первую Великую пирамиду с городом-некрополем вокруг неё.
Дидуфри (Реджедеф) узурпировал власть на короткое время между правлениями Хеопса и Хефрена. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш, оставшейся незавершённой.
Хефрен (Хафра) продолжает централизацию власти политической и религиозной. Строит вторую Великую пирамиду с гигантским храмом-усыпальницей и гранитный храм в долине.
Микерин (Менкаура), возвратив жрецам часть владений, конфискованных Хеопсом, вошёл в историю, как справедливый и мягкий фараон.
Шепсескаф возвращается к борьбе с властью жрецов. Во время его правления вырастают новые некрополи с гробницами типа мастаб и пирамидами.
2 500 лет – V династия – Столица Мемфис – Кризис власти, расцвет культа Солнца.
Усеркаф, племянник Микерина, строит пирамиду в Саккаре.
Сахура строит канал Бубаст (Бубастис), соединяющий Средиземное море с Красным и создаёт сильный военный флот. Предпринимает первую экспедицию в таинственное Царство Пунт. Строит несколько пирамид и солнечный храм в Абусире.
Нефериркара теряет юридическую и религиозную власть. Строит пирамиду и несколько храмов в Абусире.
Ниусерра прерывает серию солнечных храмов в Абусире и возвращается к строительству пирамид в Саккаре.
Унас строит пирамиду, украшая её внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хотепа», двумя самыми важными египетскими текстами, дошедшими до нас.
Тети пытается восстановить центральную власть, пользуясь услугами нубийских наёмников. Великие визири, такие, как Каджемми и Мери, практически, являются носителями власти. Наивысший расцвет искусства. Мемуары архитектора Менипта-Ханк-Мери-Ра, «придворного строителя двойного дворца».
При Пепи (Пеопи I) значение царской власти падает с одновременным ростом влияния визирей, великих сановников и жрецов. Уни, первый министр, восстанавливает господство египтян на Синае и в Палестине. О возросшем уровне искусства свидетельствует прекрасная медная статуя фараона и изумительное украшение гробницы Уни.
Пепи (Пеопи II) правил с шестилетнего возраста до 100 лет: самое долгое в истории правление. Это было, однако, номинальное царствование, так как власть была мирным образом поделена между клерикальными и светскими правителями.
В конце VI династии под давлением народов, населявших приграничные территории, в особенности бедуинов, центральная власть была разделена между номархами.
2 180 лет – VII и VIII династии – Столица Мемфис и Абидос – Исключительно номинальные династии.
Гераклеополь остаётся верным Мемфису, как личное владение царя. Различные правители Египта следуют друг за другом бесконечной чередой. Вторжение кочевых племён из Азии и разграбление городов Дельты. Среди властителей Юга выделяются: Иди, царь коптоса, и Шемай, правитель Верхнего Египта.
2 160 лет – IX и Х династии – Главная столица Гераклеополь, Средний Египет – Отсутствие единой и узаконенной власти.
XI династия – Столица Фивы, Верхний Египет – Восстановление централизованной власти.
Монтухотеп II и III восстанавливают должность государственного визиря и верховного судьи. Возобновляется судоходство по Эгейскому морю. Важный караванный путь между Коптосом и Красным морем оборудуется колодцами, хранилищами и морским портом.
Второе тысячилетие до Рождества Христова
1 991 лет – XII династия – Столица Фивы – Расширение империи.
Сесострис I (Сенусрет) – первый фараон, который с целью продолжения династии ввёл институт регентства для своего сына.
Аменемхет II расширяет империю до Мегиддо в Палестине и Угарит на побережье Сирии .
Аменемхет III сооружает грандиозную резиденцию в Файюме (Фаюме), названную греками «Лабиринт».
Сесострис III и его последователи продолжают расширение и объединение страны. На границах вырастают цепи фортификационных сооружений, связывающиеся друг с другом системой дымовых сигналов. Возрождение науки и литературы с такими известными произведениями, как «Книга двух дорог» и «Наставления Аменемхета».
1 785 лет – XIII династия – Столица Фивы – Разделение власти.
Сехемра женится на царице-регентше и берёт на себя часть её власти. Нубия отделяется от Верхнего Египта.
1 745 лет – XIV династия, почти современница XIII династии.
Неферхотеп восстанавливает единство, прежде всего, по всей Дельте. Восстанавливает протекторат над Библом в Ливане . Гиксосы, под давлением индо-европейцев из Центральной Азии (хетты и касситы), вторгаются в плодородные земли Дельты, внедрив традиции использования лошади и повозки, неизвестные, до этих пор, египтянам, и культ Ваала.
1 700 лет – XV династия – Столица Аварис, Нижний Египет – Господство гиксосов.
Салитис – первый «царь-пастух» из гиксосов, ставший владыкой Нижнего Египта. Основывает новую столицу Аварис.
Апофис, разбитый царём Верхнего Египта, последний «царь-пастух».
1 622 лет – XVI династия – Столица Фивы – Реставрация власти во всём Египте.
Камос (Камес) разбивает и изгоняет гиксосов из Среднего Египта.
Яхмес (Амасис) отвоёвывает Нубию вплоть до Абу-Симбела . Проникает в Дельту, разрушает Аварис и преследует последних Гиксосов до самой Палестины. Возвратясь, подавляет мятеж князей Севера и восстанавливает власть над всем Египтом.
XVII династия – Призрачная монархия, существовавшая в Нижнем Египте во время господства гиксосов.
1580 лет – XVIII династия – Столица Фивы и Ахетатон – Тримф великой египетской империи во всей ойкумене.
Нефертити, «прекраснейшая из живущих», митаннийская принцесса и жена Эхнатона, оказывает сильнейшее воздействие на обновление обычаев, искусства и религии.
1314 лет – XIХ династия – Столицы Танис и Фивы – Перманентные войны.
Сети II пытается сдержать кризис экономики и власти. Дельта вновь становится объектом ливийских нашествий.
1200 лет – XХ династия – Столица Фивы – Оживление и закат централизованной власти.
Сетнахт (Сетнехт) разбивает ливийские орды и возвращает захваченную ими собственность.
Следующие 7 фараонов под именем Рамсес (Рамзес), приходят к власти в результате бесконечных дворцовых заговоров.
1085 лет – XХI династия – Столицы Танис и Фивы – Власть разбивается на 2 ветви.
Мендес, преемник Рамсеса ХI, управляет Нижним Египтом из Таниса.
Пианхи, сын Херихора, становится фараоном Верхнего Египта. За ним следуют Пинуджем I и его сын Менхеперра.
Могущественный ливийский род из Гераклеополя, прогнавший войско палестинского царя Соломона до самого Мегиддо, пришёл на смену XXI династии.
Первое тысячилетие до Рождества Христова
950 лет – ХXII династия (Ливийская) – Столица Бубаст (Бубастис) – Попытка добиться прежнего престижа.
757 лет – ХXIII династия (Бубастиды) – Столица Бубаст (Бубастис) – Династия, параллельная ХXII, с резиденцией правителей в той же столице.
730 лет – ХXIV династия (Саисская) – Столица Саис – Краткие перемирия.
716 лет – ХXV династия (Эфиопская) – Столица Напата, позже Фивы – Современница ХXIII и ХXIV династий.
666 лет – ХXVI династия (Саисская) – Столица Саис – Подъём политической и экономической жизни.
Нехо (Нехао, или Никау), царь Саиса, получает власть, позорно подчиняясь главенству Ашшурбанапала.
524 лет – ХXVII династия (Персидская) – Столицы Саис и Мемфис – Продолжение борьбы за независимость.
Камбис, завоевав Египет, коронуется в Саисе и освящается в Гелиополе, как фараон по материнской линии. Царствует милосердно и щедро.
Ксеркс и его преемник Артаксеркс подавляют два больших восстания в Нижнем Египте.
404 лет – ХXVIII династия – Столица Саис – Освобождение от персидского владычества.
398 лет – ХXIХ династия – Столица Мендес – Борьба за власть.
Нефритис I, предводитель египетского войска, сам берёт власть в свои руки.
378 лет – ХXХ династия (Себеннитская) – Столицы Себеннит и Мемфис – Утрата независимости. Второе персидское владычество.
Нектанебо I, правитель Себеннита, возглавил шатающуюся власть. Персидский царь Артаксеркс II вторгается в Дельту с войском в 200 000 человек, но остановлен разливом Нила.
Нектанебо II, преданный греческими наёмниками, бежит в Верхний Египет.
Каббас объявлен фараоном жрецами Мемфиса, но, через 2 года Египет завоёвывается Дарием III. Неудачные попытки сопротивления; оставшиеся в живых египтяне взывают о помощи македонцев.
311 лет – династия Птолемеев, или Лагидов – Столица Александрия – Возвращение абсолютной власти. Конец Древнего Египта.
Птолемей XII Авлет (80 год до нашей эры) возвращается в Александрию, благодаря Габинию, римскому губернатору в Сирии.
Птолемей XIII, «Новый Дионис», выкупает власть над Египтом у Римского Сената. Убивает Помпея, добиваясь милости Цезаря, нового абсолютного владыки Рима. Приехав в Египет, Цезарь женится на Клеопатре VII , сестре Птолемея, и объявляет себя сыном бога Амона, потомком фараона. Цезарь и Клеопатра мечтают объеденить Рим с Египтом в единую империю, превосходящую даже империю Александра Великого, и оставить её своему сыну Цезариону.
Голос Древнего Египта не смолк окончательно с римскими завоеваниями. Этот голос, уже получивший глубокий резонанс в цивилизации Средиземноморья, продолжает властно и магически звучать над Нилом. Даже римские императоры имеют картуши с иероглифами и почитают египетских богов с их образами в храмах, которые римляне реставрируют и строят. Культ Осириса широко распространяется по всей империи и в самом Риме.
Но, это последние искры: религиозные войны и восстания против иностранного господства становятся всё более кровавыми, нищета и отчаяние разрушают всё, что осталось от городов. Письменность и искусство завершают свой путь в забвении и презрении. Тяжёлое песчаное покрывало расстилается над великим прошлым, почти уничтожая даже память о нём.
Туры в Египет – спецпредложения дня