в каком году за сборник стихи детям агнии барто была присуждена государственная премия
Имя на поэтической поверке. Агния Барто
У произведений советского детского поэта Агнии Барто завидная репутация.
Многие поколения людей нашей страны, на всю жизнь сохранили радость встречи с её весёлыми, забавными и вместе с тем всегда острыми воспитательными стихами, которые прививают любовь к родному слову – печатному и устному.
Само имя поэта Агнии Барто, как детского поэта, неотделимо от судьбы советских людей всех поколений = от самого малого возраста до глубокой старости.
Без преувеличения можно сказать, дети стихи Агнии Барто знают наизусть как молитву.
За примером ходить далеко не надо:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик:
— Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
В дни войны, в трудное время для страны, Агния Барто писала и взрослые стихи. Вот одно из них, посвящённое памяти Зое Космодемьянской, прочитав один раз которое, уже невозможно забыть:
Партизанке Тане.
(ученице десятого класса)
Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз.
Были руки верёвками скручены.
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоём шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.
Юный голос звучит над пожарищем,
Над молчаньем морозного дня:
— Умирать мне не страшно, товарищи,
Мой народ отомстит за меня!
Юный голос звучит над пожарищем,
— Умирать мне не страшно, товарищи.
1942 год.
Агния Львовна Барто (урождённая Волова) родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача, Льва Николаевича Волова, в образованной еврейской семье.
Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Затем училась в гимназии, где и начала писать стихи.
Одновременно занималась в хореографическом училище.
Перед выпускными экзаменами в училище она волновалась, ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения А.В.Луначарский.
После экзаменационных выступлений, ученицы показали концертную программу. А.В.Луначарский прилежно посмотрел зачёты и оживился во время исполнения концертных номеров.
Когда юная черноглазая красавица, будущий поэт Агния Барто, с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием «Похоронный марш», А.В.Луначарский с трудом сдерживал смех.
А через несколько дней спустя, он пригласил Агнию Барто в Наркомпрос и сказал, что она рождена писать весёлые стихи.
Как удалось Анатолию Васильевичу Луначарскому за довольно посредственным стихотворным подражанием разглядеть в Агнии Барто – задатки детского поэта.
Или дело в том, что тема создания советской литературы для детей, неоднократно обсуждалось в правительстве?
Но как бы там не было, в 1925 году, 19-ти летняя Агния Барто выпустила свои первые книжки: «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Коридоры власти, где А.В.Луначарский, своей волей решил сделать из хорошенькой танцовщицы детскую поэтессу, привело её в мир, о котором она мечтала, будучи гимназисткой.
Агния получила возможность общаться с поэтами Серебряного века Анной Ахматовой. Встречалась с В.Маяковским, К.Чуковским, С.Маршаком, А.Гайдаром, С.Михалковым, И.Андрониковым, К.Симоновым, о чём написала в дальнейшем рассказы о своих впечатлениях.
Агния Барто имела дружеские отношения с Фаиной Раневской и Риной Зелёной. Окончив хореографическое училище в 1934 году, Агния около года проработала в балетной труппе, затем полностью посвятила себя литературному труду.
Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости – Агния была и оставалась застенчивой.
Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она никогда не пыталась казаться умнее, чем была, не ввязывалась в окололитературные склоки и хорошо понимала, что ей предстоит многому научиться.
«Серебряный век» воспитал в ней важнейшую для детского писателя черту – бесконечное уважение к слову. Карьера детской писательницы не мешало Агнии Львовне, вести бурную личную жизнь.
В ранней молодости она вышла замуж за поэта Павла Барто, родила сына Гарика в 1927 году, а в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, который стал главной любовью её жизни, учёный-энергетик Андрей Щегляев, от которого родила дочь Татьяну.
Андрей Щегляев был одним из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам.
Возможно, первый брак не сложился, потому что Павел Барто не мог и не хотел переживать профессиональный успех жены.
В 1937 году Агния Барто была депутатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании, Там уже шла война, Агния Барто видела руины домов и осиротевших детей, там она впервые увидела преступления фашистов.
О том, что война с Германией неизбежна, Агния Львовна знала.
В конце тридцатых она ездила в эту «опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну», слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах «украшенных» свастикой.
С началом войны муж Агнии Барто, Андрей Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал, в Свердловск.
Во время Отечественной войны Агния Барто писала военные стихи, статьи, очерки. Была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
Приехав в Свердловск к мужу, Агния Барто, по совету известного сказочника Павла Бажова, выучилась на токаря второго разряда.
С 1942 года, стоя у токарного станка, вытачивая головные части для снарядов, она доказывала, что «тоже человек» и имела возможность общаться с детьми, которых тогда много работало на заводе.
Полученную премию на заводе, Агния Львовна отдала на строительства танка.
В Москву, Агния Барто вернулась в 1944 году и жизнь вошла в привычное русло, сын Гарик и дочь Татьяна пошли в школу.
Квартира Агнии Барто располагалась напротив Третьяковской галереи.
4 мая 1945 года день стоял солнечный и 18-ти летний сын решил прокатиться на велосипеде, Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться в тихом Лаврушинском переулке.
После тяжёлой утраты Агния Львовна вся ушла в работу, к тому же её мучило чувство вины за частые отъезды, что Гарику иной раз не хватало её внимания. Как бы там не было, после гибели сына Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну.
Все в нашей стране знают, что сделал для советских людей бывший солдат, писатель Сергей Сергеевич Смирнов, открыл для истории подвиг защитников Брестской крепости, совершив писательский подвиг.
Такой же писательский подвиг для советских людей совершила Агния Львовна Барто.
Агния Львовна Барто стала организатором, в течение 9-ти лет, с1964 по 1973 год, огромного по своей массовости движения в нашей стране.
Агния Барто вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека», о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны.
Поиск пропавших при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто – такая практика существовала во многих странах.
Уникальность российского опыта, заключается в том, что в основе поиска лежат детские воспоминания.
Агнии Львовне, удалось в её благородном порыве, соединить благодаря центральному радиовещанию 927 семей, спустя десятилетия после войны.
Надо сказать, что вспоминать своё детство Агния Барто не любила.
Домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт – все эти приметы буржуазного быта не украшали биографию советского писателя.
В книге: «Записки детского поэта», есть небольшая запись:
«Весёлая детская почта к Восьмому марта. Раскрываю конверт за конвертом: поздравления, рисунки, плетёные бумажные коврики, закладки и самые немыслимые, но приятные пожелания, например: «Мы хотим, чтобы Вы жили так долго, как слон».
В 69-е годы в Союзе писателей проходила встреча с космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин написал: «Уронили мишку на пол…» и передал её автору, Агнии Барто.
Автограф Юрия Алексеевича до сих пор хранится в музее А,Барто.
Позже космонавт №1 признался, что стихотворение о мишке, было первым произведением о добре и зле, которое он услышал в детстве.
Родина высоко оценила вклад Агнии Барто в развитие детской литературы:
Имя Агнии Барто присвоено малой планете, расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
В 1970 году умер муж Агнии Барто Андрей Щегляев, Она пережила мужа на 11-ть лет.
Всё это время не переставала работать: написала две книги воспоминаний, более сотни стихов.
Она не стала менее энергичной, только начала страшиться одиночества.
Часами разговаривала с подругами по телефону, старалась чаще видеться с дочерью и внуками.
Агния Львовна Барто скончалась 1 апреля 1981 года.
Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Когда-то ещё в 1955 году, Александр Фадеев писал Агнии Барто:
«…Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!
Это уже никогда не пропадёт, это живёт в людях, которые были вчера детьми, это будет вечно питать поколения и поколения ребят, когда нас с тобою уже и не будет на свете».
И, как хорошо сказал Расул Гамзатов: «Она всегда идёт навстречу одному поколению, провожая другое».
Из поэтического наследия Агнии Барто.
Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
— Не надену белое –
Плохо отутюжено!
Не надену жёлтое –
Желтое измятое.
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая!
Бабушка сконфужена –
Гладит после ужина.
Для вожатой платьице
Будет отутюжено.
Есть такие люди –
Им всё подай на блюде!
Старики сидят в тени
Час, другой и третий.
Удивляются они:
— Как от вечной беготни
Не устанут дети?
А мальчишка впопыхах
Говорит о стариках,
Бегая по саду:
— Как они не устают?
Я устану в пять минут,
Если я присяду!
Агния Барто
Агния Львовна Барто
Детская поэтесса. Писатель. Сценарист. Радиоведущая. Лауреат Сталинской и Ленинской премий. Сборники издавались огромными тиражами, а также переведены на многие языки мира.
Агния Барто родилась 17 февраля 1906 года в городе Москва. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где, испытывая творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал Анатолий Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 году опубликованы ее первые стихи «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» и других детских стихов, Агния стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее произведения издавались огромными тиражами. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер». Ее стихотворение «Веревочка» взято режиссером Ильей Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка». В годы Великой Отечественной войны писательница находилась в эвакуации в Екатеринбурге, а также выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. На протяжении девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной.
С ее помощью воссоединено около тысячи семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека». В течение многих лет возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, являлась членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей присудили Международную премия имени Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Агния Львовна Барто скончалась 1 апреля 1981 года в городе Москва. Похоронена лауреат государственный премий на третьем участке Новодевичьего кладбища столицы.
Орден Ленина (16.02.1976)
Орден Октябрьской Революции
Два ордена Трудового Красного Знамени (16.02.1956; 22.02.1966)
Орден «Знак Почета» (31.01.1939)
Медаль «За спасение утопающих»
Медаль «Шахтерская слава» I степени (от шахтеров Караганды)
Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно)
Вспомним поэта. Агния Барто
Наша Таня громко плачет. »: для всех поколений вот уже 100 лет.
111 лет назад родилась поэтесса, стихотворения которой и сегодня читают, наверное, чуть ли не в каждом доме и каждой квартире
источник: ИА REGNUM
Анна Алябьева, 17 февраля 2017, 00:01 — REGNUM
В этот день, 17 февраля, 111 лет назад (в 1906 году) родилась советская писательница, автор стихотворных произведений для детей Агния Львовна Барто. Поэтесса, чьи стихи наизусть сегодня знают и современные дети, и их бабушки с дедушками. Агния Барто написала более ста сборников детских стихотворений, общий тираж ее книг — десятки миллионов экземпляров. Многие книги переиздавались по несколько раз, некоторые — по четыреста раз. Барто также подготовила сборник стихотворений «Переводы с детского», где в ее переводе собраны стихи детских поэтов разных стран мира. Произведения самой Агнии Барто переведены на десятки языков, включая японский.
По некоторым данным, настоящее имя писательницы — Гетель Лейбовна Волова. В 18 лет она вышла замуж за потомка шотландского дворянина Павла Барто и навсегда оставила за собой фамилию первого мужа — с этого момента ее называли не иначе как Агния Барто.
Одна встреча, перевернувшая все
Девочка по имени Агния родилась в Москве в семье врача-ветеринара и мечтала стать балериной. Она училась в балетном училище. Но в это же время, испытывая, как говорят, творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, писала стихотворения. О ее любви к творчеству Маяковского даже есть история: еще учась в хореографическом училище, она как-то гуляла в одном из парков Москвы, где присела на лавочку, на которой и нашла кем-то забытый томик стихотворений Маяковского. Этот день стал переломным в ее судьбе — он принес ей любовь к поэзии вообще и к гению Маяковскому в частности. Она так восхищалась Маяковским, что при первой встрече с ним даже не смогла открыть рта. Но разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского позже все же состоялся. Она стала писать все больше и все чаще, хотя ей и приходилось порой выслушивать не всегда лестные рецензии своего отца. Гимназию, в которой она училась, как-то раз посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он услышал, как одна из гимназисток читает стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш». Он выразил уверенность, что призвание этой девочки — писать веселые стихи. Луначарский посоветовал ей начать заниматься профессиональной литературной работой. К окончанию училища девятнадцатилетняя Агния уже была уверена, что хочет стать поэтом, причем именно детским. Но, завершив в 1924 году обучение в хореографическом училище, Агния Львовна успешно поступила в балетную труппу. Построить карьеру на сцене ей не удалось — труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы. Она поступила на службу в детскую редакцию Госиздата.
1930-е
В 1925 году были опубликованы ее детские стихотворения «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли». Следом — «Первое мая» (1926) и «Братишки» (1928) — после выхода которых Корней Чуковский отметил ее незаурядный талант как детского поэта. Интересно, что когда Корней Чуковский прочел одно из ранних стихотворений Агнии Барто, она заявила, что его написал пятилетний мальчик.
В 1930-х годах сборники ее детских стихов выходили один за другим: «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939). После выхода цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» и стихотворений «Фонарик», «Машенька» и других Агния Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов — ритм, образы и сюжеты, рифмы ее стихов оказались понятны и близки миллионам детей и взрослых.
«Жаркая» Испания
В 1937 году Агния Барто находилась в Испании как делегат Международного конгресса в защиту культуры и побывала в осажденном Мадриде, куда в качестве самых верных и пламенных друзей партия направила советских литераторов. В окрестностях Валенсии с ней произошел курьезный случай. На остановке у заправочной станции Агния Львовна увидела магазинчик, где среди сувениров и одежды продавались кастаньеты. Для нее, как для человека, который когда-то занимался танцами, настоящие испанские кастаньеты значили очень много. Пока она объяснялась с продавщицей, послышался характерный гул и в небе появились самолеты с крестами. И автобус с советскими писателями стоял во время бомбежки и ждал Агнию Барто, покупающую кастаньеты. Вечером Алексей Толстой в разговоре о жаре в Испании как бы между прочим спросил Барто, не купила ли она еще и веер, чтобы обмахиваться во время следующего налета?
Военные годы
В годы Второй мировой войны Агния Барто находилась в эвакуации в Свердловске. Барто не желала спокойной жизни. Прорывалась в прифронтовую Москву — записывать передачи на Всесоюзном радио — и рвалась на фронт. В это время она много работала журналистом, выступала по радио, выезжала на фронт с чтением своих стихотворений, писала для газет. В 1942 году она была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. Ее стихотворения военных лет — сборник «Подростки (1943), поэма «Никита» (1945) и другие — в основном носят публицистический характер. А в мае 1945-го, когда весь народ ликовал и радовался Победе, Агнию Барто постигло большое горе — ее 18-летнего сына Гарика, ехавшего на велосипеде, сбил грузовик. Стихи ушли из дома поэтессы, а она сама погрузилась в себя.
«Найти человека»
Однако в 1947 году (по некоторым источникам в 1948-м) она написала поэму «Звенигород», где описала жизнь детей-сирот в детдоме. С этой поэмы начался новый серьезный этап ее жизни. Так, известна история, когда уборщица из Караганды, прочитав поэму, написала писательнице и рассказала о потерянной во время войны дочери. Агния Барто обратилась в специальный отдел милиции, и через несколько месяцев девочку нашли. Историю воссоединения семьи опубликовали в журнале «Огонек». После этого Барто приходили по 70;100 писем ежедневно с просьбами найти детей, братьев, сестер и других родственников. В это время ее пригласили выступить на радио, и она решили использовать шанс — так на радио «Маяк» стала выходить передача «Найти человека». Благодаря этой передаче, которая выходила регулярно на протяжении почти девяти лет, и отзывчивости Агнии Барто было воссоединено около тысячи семей, разлученных войной. В 1974 году, после того как передача закончила выходить в эфир, Агния Барто написала, что с трудом привыкает к тому, что 13-е число каждого месяца теперь день для нее обычный.
В 1969 году на материале историй, с которыми она познакомилась, работая на «Маяке», Барто издала свою первую книгу прозы, которая была названа так же — «Найти человека». Позднее по этой книге был снят фильм, получивший приз на международном кинофестивале в Локарно.
И после войны Агния Барто продолжает сочинять детские стихи. Выходят ее новые сборники: «Первоклассница», «Веселые стихи», «Стихи детям». За сборник «Стихи детям» (1949) ей была присуждена Государственная премия в 1950 году.
«Муля, не нервируй меня!»
Агния Барто была также и автором сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой, 1939), «Слон и веревочка» (1945), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10;000 мальчиков» (1961), «Ищу человека» (1973).
Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность»
В «Записках детского поэта» (1976) Агния Барто сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Поездки по разным странам подтолкнули ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности — подтверждением этому стал поэтический сборник «Переводы с детского».
Многие годы Агния Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976-м ей была присуждена Международная премия им. Х. К. Андерсена.
Ее творчество любили и продолжают любить миллионы детей и их родителей по всему миру.
_____________
на фото : Агния Львовна Барто. 1940-е
Биография Агнии Барто
Агния Львовна Барто (урожденная Волова, по некоторым источникам, настоящее имя Гетель Лейбовна родилась 17 (4 по старому стилю) февраля 1906 года в Москве в семье ветеринара.
Училась в гимназии, занималась в балетной студии Нелидовой.
В 1924 году она была зачислена в балетную труппу. Труппа впоследствии эмигрировала из Советской России, а девушка по просьбе отца осталась в Москве.
Стихи она начала писать еще в детстве. Профессиональной литературной работой занялась по совету наркома просвещения Анатолия Луначарского, который присутствовал на выпускном экзамене хореографического училища и слышал, как Агния читала собственные стихи.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928). Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом Павлом Барто, — «Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка» (1930).
В 1937 году Агния Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году она была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
В 1940-1950-х годах вышли ее сборники «Первоклассница», «Звенигород», «Веселые стихи».
В 1950 году за сборник «Стихи детям» (1949) она была удостоена Государственной премии СССР.
В 1958 году Барто написала большой цикл сатирических стихов для детей «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка» и др.
С 1965 года в течение нескольких лет Барто вела на радио «Маяк» передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной.
С ее помощью было воссоединено около тысячи семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека», опубликованную в 1968 году.
В 1977 году Барто опубликовала поэтический сборник «Переводы с детского», в котором поэтесса перевела с разных языков детские стихи.
В 1976 году вышла ее книга «Записки детского поэта».
В кино как сценарист Агния Барто дебютировала в 1939 году в кинофильме «Подкидыш», снискавшем большую популярность у зрителей.
Затем она написала сценарии детских фильмов «Слон и веревочка» (1946) и «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1961), а также новеллы «Черный котенок» в киноальманахе «От семи до двенадцати» (1965).
В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма «Ищу человека». В основе фильма, поставленного по одноименной книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.
Агния Барто — лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1972). Награждена орденом «Знак почета».
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Г.Х. Андерсена.
1 апреля 1981 года Агния Барто скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Агния Барто была дважды замужем. После развода с первым мужем — поэтом Павлом Барто, она вышла замуж за ученого-энергетика Андрея Щегляева, от брака с которым родилась дочь Татьяна. Ее сын от первого брака Игорь погиб в 1945 году.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Поиск
Репутация: 248
БАРТО АГНИЯ ЛЬВОВНА
(настоящая фамилия Гетель Лейбовна Волова)
(4 (17) февраля 1906, Москва — 1 апреля 1981, Москва)
– знаменитая детская поэтесса и писательница, киносценарист и общественный деятель; лауреат Ленинской (1972) и Сталинской премии второй степени (1950).
Биография
Гетель Лейбовна Волова родилась 4 февраля 1906 года в Москве в еврейской семье ветеринара Льва Николаевича Волова, училась в балетной школе. Первым мужем Агнии Львовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись. Весной 1945 года Гарик трагически погиб в возрасте 18 лет. Катаясь на велосипеде, он был сбит грузовиком. Вторым мужем Агнии Львовны был советский теплоэнергетик член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти 50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).
Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, показывает любовь к детям и понимание детской психологии.
Книга «Записки детского поэта» (1976).
Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1958), 10000 мальчиков (1961).
А. Л. Барто скончалась 1 апреля 1981 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1950)
Ленинская премия (1972)
орден Ленина
орден Октябрьской Революции
два ордена Трудового Красного Знамени
орден «Знак Почёта»
Медаль «За спасение утопающих»
орден Улыбки
Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Стиль
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их «примитивно рифмованными». Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Интересные факты
В интернете Агнии Барто приписывают стихотворение «Цирк», якобы написанное в 1957 году. Это вызвало огромный резонанс заблуждения в российской блогосфере и в социальных сетях. На самом деле стих написан в 2009-ом году поэтом Михаилом Юдовским
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Барто,_Агния_Львовна)
***
Барто Агния Львовна
Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. На выпускном вечере в училище Агния, под аккомпанемент пианиста, прочла свое стихотворение «Похоронный марш», после чего наркомпрос Луначарский посоветовал ей всерьез заняться литературой для детей.
В 1925 г. были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами.
Барто Агния Львовна
Барто Агния Львовна (настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых К.И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой Риной Зеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1962, совм. с И. Окадой). Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
Агния Барто (Женский месяцеслов)
Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. «Она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое»,- писал о ней Р.Гамзатов.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Вступление в литературу началось с курьеза. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение «Похоронный марш», присутствовал А.В.Луначарский. Через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением отдается работе. Она учится у Маяковского, Чуковского, Маршака.
В 1937 году делегатом Международного конгресса в защиту культуры Барто едет в Испанию. Заседания конгресса проходят под бомбежками в Барселоне, в осажденном Мадриде. Тематика защиты мира, международной дружбы входит в стихи писательницы.
Во время Великой Отечественной Барто много выступает по радио, ездит на фронт корреспондентом от газеты. Чтобы написать поэму о подростках, которых война заставила взрослеть раньше, работать и кормить семью, она вместе с ними учится на токаря, приобретая ремесленный разряд.
В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором огромного по своей массовости движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 разлученных семейств. Барто потоком шли письма, она стала культовой фигурой. Первая книга прозы писательницы называется «Найти человека».
Родилась 4 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей — «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот»(1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939).
В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.
В 1940 — 1950 вышли новые сборники: «Первоклассница», «Звенигород», «Веселые стихи», «Стихи детям». В эти же годы работала над сценариями детских кинофильмов «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка» и др.
В 1969 вышла документальная книга «Найти человека», в 1976 —- книга «Записки детского поэта».
Умерла А. Барто в 1981 в Москве.
«Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. » — имя автора этих строк знакомо всем. Одна из самых известных детских поэтесс — Агния Барто — стала любимым автором для многих поколений детей. Но мало кто знает подробности ее биографии. Например, о том, что она пережила личную трагедию, но не отчаялась. Или о том, как она помогла встретиться тысячам людей, потерявших друг друга во время войны.
Февраль 1906 года. В Москве прошли масленичные балы и начался Великий пост. Российская империя находилась в преддверии перемен: создании первой Государственной думы, проведении аграрной реформы Столыпина; в обществе еще не угасли надежды на решение «еврейского вопроса». В семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова тоже ожидались перемены: рождение дочери. Лев Николаевич имел все основания надеяться, что его дочь будет жить уже в другой, новой России. Эти надежды сбылись, но не так, как можно было представить. До революции оставалось чуть больше десяти лет.
Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт — все эти приметы буржуазного быта не украшали биографию советского писателя. Поэтому о тех годах Агния Львовна оставила самые скупые воспоминания: няня из деревни, страх грозы, звуки шарманки под окном. Семья Воловых вела типичную для интеллигентов того времени жизнь: умеренная оппозиция к властям и вполне обеспеченный дом. Оппозиция выражалась в том, что Лев Николаевич чрезвычайно любил писателя Толстого и по его детским книжкам учил дочь читать. Хозяйством ведала его жена Мария Ильинична, женщина немного капризная и ленивая. Судя по отрывочным воспоминаниям, Агния всегда больше любила отца. О матери она писала: «Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла: «Ну, это я сделаю послезавтра». Ей казалось, что послезавтра — это все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра».
Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное. Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Десятилетние девочки тогда все как одна были поклонницами молодой Ахматовой, и первые поэтические опыты Агнии были полны «сероглазых королей», «смуглых отроков» и «сжатыми под вуалью руками».
Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Однако чем старше становилась Агния, тем яснее было, что ей не стать ни великой балериной, ни «второй Ахматовой». Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу. Он прилежно посмотрел зачеты и оживился во время исполнения концертных номеров. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием «Похоронный марш», Луначарский с трудом сдерживал смех. А через несколько дней он пригласил ученицу в Нарком-прос и сказал, что она рождена писать веселые стихи. Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало ее писательской карьеры было довольно оскорбительным. Конечно, в юности очень обидно, когда вместo трагического таланта в тебе замечают лишь способности комика.
Как Луначарскому удалось за довольно посредственным стихотворным подражанием разглядеть в Агнии Барто задатки детского поэта? Или все дело в том, что тема создания советской литературы для детей неоднократно обсуждалась в правительстве? В этом случае приглашение в наркомат просвещения было не данью способностям молодой поэтессы, а скорее «правительственным заказом». Но как бы там ни было, в 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — «Китайчонок Ван Ли». Коридоры власти, где Луначарский своей волей решил сделать из хорошенькой танцовщицы детскую поэтессу, привели ее в мир, о котором она мечтала, будучи гимназисткой: начав печататься, Агния получила возможность общаться с поэтами Серебряного века.
Слава пришла к ней довольно быстро, но не добавила ей смелости — Агния была очень застенчива. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. О разговоре с Горьким она впоследствии вспоминала, что «страшно волновалась». Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Она никогда не пыталась казаться умнее, чем была, не ввязывалась в окололитературные склоки и хорошо понимала, что ей предстоит многому научиться. «Серебряный век» воспитал в ней важнейшую для детского писателя черту: бесконечное уважение к слову. Перфекционизм Барто сводил с ума не одного человека: как-то, собираясь на книжный конгресс в Бразилии, она бесконечно переделывала русский текст доклада, несмотря на то, что читать его предстояло по-английски. Раз за разом получая новые варианты текста, переводчик под конец пообещал, что больше никогда не станет работать с Барто, будь она хоть трижды гений.
В середине тридцатых Агния Львовна получила любовь читателей и стала объектом критики коллег. Барто никогда не говорила об этом прямо, но есть все основания полагать, что большая часть откровенно ругательных статей появилась в прессе не без участия известного поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака. Поначалу Маршак относился к Барто покровительственно. Однако его попытки «наставлять и учить» Агнию с треском провалились. Однажды, доведенная до белого каления его придирками, Барто сказала: «Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю». После этого ее отношения с мэтром испортились на много лет.
Карьера детской писательницы не мешала Агнии ввести бурную личную жизнь. В ранней молодости она вышла замуж за поэта Павла Барто, родила сына Гарика, а в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, который стал главной любовью ее жизни. Возможно, первый брак не сложился, потому что она слишком поторопилась с замужеством, а может быть, дело в профессиональном успехе Агнии, пережить который Павел Барто не мог и не хотел. Как бы там ни было, Агния сохранила фамилию Барто, но всю оставшуюся жизнь провела с ученым-энергетиком Щегляевым, от которого родила второго ребенка — дочь Татьяну. Андрей Владимирович был одним из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам. Он был деканом энергомашиностроительного факультета МЭИ, и его называли «самым красивым деканом Советского Союза». В их с Барто доме часто бывали писатели, музыканты, актеры — неконфликтный характер Агнии Львовны притягивал к себе самых разных людей. Она близко дружила с Фаиной Раневской и Риной Зеленой, и в 1940 году, перед самой войной, написала сценарий комедии «Подкидыш». Кроме того, Барто много путешествовала в составе советских делегаций. В 1937 она побывала в Испании. Там уже шла война, Барто видела руины домов и осиротевших детей. Особенно мрачное впечатление произвел на нее разговор с испанкой, которая, показывая фотографию своего сына, закрыла его лицо пальцем — объясняя, что мальчику снарядом оторвало голову. «Как описать чувства матери, пережившей своего ребенка?» — писала тогда Агния Львовна одной из подруг. Спустя несколько лет она получила ответ на этот страшный вопрос.
Как бы там ни было, после смерти сына Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну. Но не стала меньше работать — даже наоборот. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Этой поэме была уготована особая судьба. Стихи для детей превратили Агнию Барто в «лицо советской детской книги», влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. Но «Звенигород» сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя. Это можно назвать случаем или чудом. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека». Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. «Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?» Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.
В ее собственной жизни все складывалось благополучно: муж продвигался по карьерной лестнице, дочь Татьяна вышла замуж и родила сына Владимира. Это о нем Барто сочиняла стихи «Вовка — добрая душа». Андрей Владимирович Щегля-ев никогда не ревновал ее к славе, и его изрядно веселил тот факт, что в некоторых кругах он был известен не как крупнейший в СССР специалист по паровым турбинам, а как папа «Нашей Тани», той, что уронила в речку мячик (эти стихи Барто написала для своей дочери). Барто по-прежнему много ездила по всему миру, побывала даже в США. Агния Львовна была «лицом» любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала. В Москве танцевать было решительно не с кем — круг общения Барто составляли литераторы и коллеги мужа — ученые. Поэтому Агния Львовна старалась не упускать ни одного приема с танцами. Однажды, будучи в Бразилии, Барто в составе советской делегации была приглашена на прием к владельцу «Машете», самого популярного бразильского журнала. Глава советской делегации Сергей Михалков уже ждал ее в фойе гостиницы, когда сотрудники КГБ сообщили, что накануне в «Машете» напечатали «злобную антисоветскую статью». Естественно, ни о каком приеме речи быть не могло. Рассказывали, что расстроенное лицо и слова Агнии Барто, вышедшей из лифта в вечернем платье и с веером, Михалков не мог забыть еще долго.
В 1970-м умер ее муж, Андрей Владимирович. Последние несколько месяцев он провел в больнице, Агния Львовна оставалась с ним. После первого сердечного приступа она боялась за его сердце, но врачи сказали, что у Щегляева рак. Казалось, она вернулась в далекий сорок пятый: у нее снова отнимали самое дорогое.
Она пережила мужа на одиннадцать лет. Все это время не переставала работать: написала две книги воспоминаний, более сотни стихов. Она не стала менее энергичной, только начала страшиться одиночества. Часами разговаривала с подругами по телефону, старалась чаще видеться с дочерью и внуками. О своем прошлом вспоминать по-прежнему не любила. Молчала и о том, что десятки лет помогала семьям репрессированных знакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей; о том, что, используя свои связи, много лет «пробивала» квартиры — порой для людей совершенно незнакомых.
К дню рождения А.Л. Барто.
17 февраля 1906 года родилась русская писательница Агния Львовна Барто. Это одна из тех детских поэтов, стихи которых мы все знаем с детства. Знаем, любим и, практически, выросли на этих стиха. Многие из её стихов были первыми, выученными наизусть стихами. Я училась читать на коротеньких симпатичных историях о Бычке, который идёт, качается, да еще и вздыхает на ходу, про Зайку, которого бросила хозяйка, про Мишку, которому оторвали лапу. А потом, позже стихи о Любочке, которую знают все…с бантиком в косе, про болтушку Лидочку…
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
***
Прыг-скок! Прыг-скок!
Отменяется урок.
Пляшут, как на празднике,
Юные проказники
И кричат:— Удачный день:
У ботаники мигрень!
Крик такой! Восторг такой!
Все как именинники.
— Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике,
Пусть она идет лечиться,
Мы согласны не учиться!
А дежурный говорит:
— У меня был дифтерит,
И пришлось на шесть недель
Уложить меня в постель.
Возмутилась звеньевая,
Пионеров слушая.
Говорит:— Мы проявляем
К людям равнодушие!
Звали милой,
Звали славной,
Нашей Ольгой Николавной,
А теперь желаем зла:
Чтоб ботаника слегла!
Тут опомнился отряд,
Все дежурного корят.
А дежурный говорит:
— Пожалуйста, без паники!
У меня был дифтерит,
А не у ботаники!
Разговор пошел иной,
Все сочувствуют больной:
— Поправляться вам пора,
Ольга Николаевна!
Зря кричали мы «ура»,—
Это мы нечаянно.
***
Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.
А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.
Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?
— Я дедушкина внучка,
Мой дедя — Герой Труда. —
Но внучка — белоручка,
И в этом вся беда!
Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.
Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.
Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.
***
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица.
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!
Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.
- шумоизоляция гипсокартонных перегородок какой материал лучше
- что такое признаки кисты шишковидной железы