в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

Юридическая психология — Юридическая психология раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

юридическая психология — (от лат. juris право) отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX в. были проведены первые… … Большая психологическая энциклопедия

Юридическая психология — (англ. juridical psychology) прикладная юридическая наука, предметом которой является психология государственно правовых явлений как целостность, в которой выделяются психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и… … Энциклопедия права

Юридическая психология — (англ. juridical psychology) прикладная юридическая наука, предметом которой является психология государственно правовых явлений как целостность, в которой выделяются психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и… … Большой юридический словарь

Юридическая психология — [лат. juris право] раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце XIX начале XX вв. были проведены… … Психологический лексикон

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно психологическая… … Юридическая психология: словарь терминов

Юридическая психология – образовательная специализация и специальность — Возникла и стала развиваться в связи с осознанием необходимости в профессионалах психологического обеспечения ПД. Специализация ЮП является частью специальности «психология» и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Источник

Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Предмет юридической психологии и ее задачи

Являясь одной из отраслей психологического знания, она исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения, эффективной организации правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственного развития несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. Известно, что только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.

В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Основные задачи юридической психологии связаны с тем, что до сегодняшнего дня многие направления, разделы разработаны еще недостаточно. К их числу относятся психология гражданского и административно-правового судопроизводства, психология частного и предпринимательского права. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности, ресоциализации осужденных и др.

Необходимо глубокое теоретическое исследование концептуальных связей права и психологии.

В связи с социальной реформацией нашего общества возникает острая необходимость исследования механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.

Необходимы специализированные учреждения по подготовке кадров юридических психологов, способных осуществлять научную, практическую, преподавательскую и экспертную деятельность.

§ 2. Методы юридической психологии

Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов (контент-анализ), общенаучный метод структурно-функционального анализа, направленный на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Этот метод является ведущим в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности.

Он взаимодействует с методом структурно-генетического анализа, направленным на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.

Существенное значение для юридической психологии имеют методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа. Их совокупность позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента, при котором испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие. Так, с целью изучения влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.

Для исследования личности различных субъектов правоотношений широко используются биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анкетный метод и метод судебно-психологической экспертизы.

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод балльных оценок и ранжирования.

§ 3. Система (структура) юридической психологии

Юридическая психология имеет собственную методологию и систему категорий (тезаурус). Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру (табл. 1).

Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности, деятельности органов правоприменения и правоохранения.

Многие сферы юридической психологии еще недостаточно исследованы и в силу этого пока еще не включены в учебные программы. Однако это не умаляет их значимости.

Источник

Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 2. Развитие отечественной юридической психологии

В России в первой половине XIX века предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями. Уже тогда в московском университете читался курс «Уголовная психология».

В учебнике Б. Л. Спасовича «Уголовное право» (1863) уже используется большое количество психологических данных. Интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864 года.

Судебные реформы 60-х годов прошлого столетия, демократизация общественной жизни, всплеск прогрессивных тенденций в обществе изменили психологию общественного сознания. После длительного застоя стало модернизироваться правовое мировоззрение общества. В судопроизводстве утвердился принцип независимости и несменяемости судей, предварительное следствие было отделено от полицейского сыска и от прокуратуры, утвердилась состязательность судебного процесса, стороны обвинения и защиты были уравнены в правах. Был учрежден демократический институт суда присяжных, создана независимая от государства свободная адвокатура.

Прогрессивные судебные деятели того периода проявляли глубокие познания в области человеческого поведения, обнаруживали осведомленность в острых дискуссионных вопросах психологии и психиатрии, значительную часть своих речей они посвящали психологии личности подзащитного. Образные описания человеческих судеб в их судебных речах зачаровывали и восхищали слушателей [146]. Раскрывая психологию поведения Бартенева, обвинявшегося в убийстве, Ф. Плевако блестящим психоаналитическим путем показал основания для оправдания подсудимого. Ни одного дела не проиграл этот «король защиты», юридический психолог. Он свободно прочитывает и цитирует нужные места из научно-психологических работ многих ученых, привлекает необходимые данные о роли наследственности, о психотравмирующих факторах пренатального и постнатального периода развития человека.

Идет 1880 год. Еще только разгорается полемика между антропологической и социологической криминологическими школами, а Ф. Н. Плевако уже успешно преодолевает односторонность обоих направлений (процесс по делу Прасковьи Качки). Аффектогенная ситуация, непосредственно предшествующая преступлению, еще сужена судьями и прокурорами, а московский адвокат Ф. Н. Плевако восклицает (процесс по делу Ильяшенко): «Неверно! Психотравмирующая ситуация может длиться неделями, месяцами, годами. Событие, на которое отреагировал аффективной вспышкой подсудимый, само по себе выглядит поводом ничтожным. Необходимо видеть, что оно последняя капля, переполнившая чашу терпения, и проследить, как и чем полнилась эта чаша».

A. Ф. Кони читал курс лекций «О преступных типах», издал ряд содержательных работ по судебной психологии [77,75], призывал ввести в преподавание на юридическом факультете курсов психологии и психопатологии.

Развитие отечественной судебной психологии связано с именами выдающихся русских психиатров и психологов В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова и В. П. Сербского.

B. М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы [8], а В. Т. Сербский выдвинул ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией [141].

На рубеже XIX и XX веков в России остро ставятся вопросы о психологическом исследовании участников уголовного процесса. Появляется исследование по судебно-психологической экспертизе [14].

В начале XX века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л. Петражицкий (1867-1931), руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете.

Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права.

В 1907 году по инициативе В. М. Бехтерева и Д. А. Дриля был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебная психология».

Активное участие в разработке судебно-психологических проблем принимал В. Бехтерев. Итоги этой работы обобщены им в труде «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» (СПб., 1912).

В судебно-психологические исследования активно включались психологи (А. Нечаев, Д. Завадский и др.) [63]. А в российском правоведении в целом к концу XIX и началу XX века возобладало социологическое направление.

В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психология правонарушителей.

Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний.

В 1925 году в Москве был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции этого института были привлечены крупные психологи. За время своего существования (до 1929 года) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии [129].

Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С. В. Познышева, А. Е. Брусиловского и др. [148,126,11].

Широко исследовались проблемы исправительной психологии.

Экспериментальное исследование некоторых проблем юридической психологии было включено в план работы Московского института психологии.

Резкая критика этих ошибок в начале 30-х годов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований.

Репрессивный аппарат антинародной партийной олигархии не интересовался психологическими тонкостями доказательственного процесса.

В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как государственного средства регламентации поведения людей, контроля над ним и наказания за отклоняющееся поведение. Никакие психологические исследования в сфере права не допускались.

Только в 60-х годах прошлого столетия в связи с некоторой политической «оттепелью» появились социологические, социально-психологические и психолого-юридические исследования.

В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого постановления в 1966 году в юридических вузах было введено преподавание общей и судебной психологии.

В 1968 году в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в НИИ Генеральной прокуратуры) был создан сектор психологии под руководством профессора А. Р. Ратинова, который в то время возглавил возрождение юридической психологии в нашей стране. Его фундаментальная работа «Судебная психология для следователей» (1967) и ряд публикаций по методологическим вопросам юридической психологии заложили основы развития современной отечественной юридической психологии [174].

В 1971 году под руководством А. Р. Ратинова была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии.

В том же году было принято правительственное постановление о введении в реестр научных специальностей специальности «юридическая психология» (№ 190006).

В отдельных юридических вузах начались исследования различных проблем судебной психологии.

Однако в то время связь психологии и права рассматривалась лишь в сфере уголовного судопроизводства. Разрабатывались такие проблемы, как психология следователя и следственной деятельности, судебно-психологическая экспертиза, психология исправительной деятельности и др. (см. список литературы). Психология еще не рассматривалась как концептуальный источник права, правовой регуляции.

В 70-х годах ряд ведущих сотрудников Института государства и права (В. Н. Кудрявцев, В. С. Нерсесянц, В. М. Савицкий, А. М. Яковлев и др.) начал исследование социологических и социально-психологических аспектов права. Усилиями этих ученых была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке.

Начали исследоваться системные связи права и психологии [178, 93]. Психологическому анализу подвергаются базовые правовые понятия [45, 143]. Психология становится концептуальной основой общей теории расследования преступлений [47, 56]. Расширяется сфера правовых явлений, подлежащих судебно-психологической экспертизе [61]. Продолжается исследование психологических основ следственной тактики [57, 58, 59,60].

В начале 80-х годов стали разрабатываться психологические основы организации службы в органах МВД (А. М. Столяренко). В системе МВД была учреждена психологическая служба.

В структуре Академии МВД РФ был создан специализированный Ученый совет по защите диссертаций психолого-юридического профиля, в котором к настоящему времени защищено более 50 кандидатских и десять докторских диссертаций, в том числе по таким концептуальным проблемам, как «Система категорий юридической психологии» (докторская диссертация М. И. Еникеева), «Психология уголовной ответственности» (докторская диссертация О. Д. Ситковской) и др.

Ряд фундаментальных исследований был осуществлен в НИИ МВД и МГЮА [3,4, 5, 6].

Существенные изменения в правовом мировоззрении, правопонимании и правоведческой парадигме, произошедшие в 70-80-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов.

Однако в то время юридические вузы не были обеспечены необходимой научно-методической базой для преподавания юридической психологии.

В 1972 году во Всесоюзном юридическом заочном институте (ВЮЗИ) в составе кафедры криминалистики (а затем кафедры криминологии Московской юридической академии) был создан сектор общей и юридической психологии, которым до настоящего времени руководит профессор М. И. Еникеев. В 1975 году им было издано первое учебное пособие для студентов юридических вузов «Судебная психология».

В 1983 году Минвузом СССР была утверждена и издана составленная М. И. Еникеевым учебная программа по психологии для юридических вузов. Эта программа неоднократно переиздавалась и действует до настоящего времени. В соответствии с этой программой были разработаны «Методические указания к изучению курса общей и юридической психологии», которые периодически дорабатывались и к настоящему времени выдержали 12 изданий.

В 1996 году был издан первый стабильный учебник для юридических вузов по общей и юридической психологии [118].

Создаются альтернативные учебники и учебные пособия [12,138].

Разработанные учебные программы, учебники, учебные пособия и методические разработки позволили нормализовать преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах, сформировать юридическую психологию как учебную дисциплину. Успешно разрабатываются отраслевые направления юридической психологии. (В. В. Романов, А. М. Столяренко).

Интенсивно формируются и ее научно-методологические основы. 1 К настоящему времени отечественная юридическая психология приобрела статус развернутой научной дисциплины.

1 Проблемы статуса, системы и перспектив развития отечественной юридической психологии широко обсуждались в центральной психологической печати [38,177,130,152].

Источник

В каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей

в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей. 2. в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей фото. в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей-2. картинка в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей. картинка 2. Юридическая психология — Юридическая психология раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и в начале этого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах профессором А.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-поихологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. По ней стали присуждаться и ученые степени кандидата и доктора наук. Это было не простым переименованием старых знаний, а принципиально новым пониманием сущности и возможностей психологии в юридической практике и, стало быть, новым представлением о предмете этой отрасли научного знания.

Однако и после этого было немало сторонников старого понимания круга юридико-психологических знаний и старого названия. Книги с названием «Судебная психология» продолжали появляться до конца 80-х годов, а учебная дисциплина «Судебная психология» существует до сих пор во многих юридических образовательных учреждениях страны. Рецидивы старого обнаруживаются и в ряде новых книг под названием «Юридическая психология», большую часть которых составляют сведения по психологии следственной деятельности.

Интегративный характер предмета юридической психологии. Система научных знаний, находящаяся на стыке юридических и психологических наук, иначе как юридической психологией именоваться просто не может. Это определяет и интегративную сущность самой реальности и интегративный характер знаний о ней, являющихся юридико-психологическими. Закономерные связи, феномены и механизмы, обнаруживающиеся и действующие при соприкосновении юридической и психологической реальностей, и выступают основой предмета юридической психологии. Возникает, однако, потребность уточнить область распространения этих знаний. Если проанализировать расхождения имеющихся точек зрения на предмет юридической психологии, то можно сказать, что они относятся больше к «юридической части» предмета, чем к психологической.

Юридическая психология, находясь на стыке юриспруденции и психологии, призвана понимать свой предмет в «юридической части» так, как его понимает юридическая наука, а в «психологической» — как его понимает психологическая наука. Поэтому предметом юридической психологии выступает психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности и психологические механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организации в их влияниях на правовую систему и зависимостях от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп. Короче: предмет юридической психологии — психология людей в отношениях с системой права.

Цели и основные задачи юридической психологии как науки. Конечная цель юридической психологии общая с юриспруденцией — построение правового государства и общества, а специфика — способствование достижению ее на основе раскрытия зависимостей и влияний юридико-психологической реальности, а также разработки путей их оптимизации. Основные задачи:

вооружение всех работников и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них;

• способствование цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма;

• разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед законотворческий, правоисполнительными и правоприменительными органами и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами.

По своим целям и задачам юридическая психология, как видим, является прикладной, практически ориентированной отраслью научного знания. Это и естественно, поскольку само возникновение ее и развитие шло и идет на основе запросов практики и в стремлении обеспечить достижение более высоких результатов в различных видах юридической деятельности. Поэтому и ценность публикаций, ценность учебных дисциплин определяется прежде всего тем, что конкретно они дают практическим работникам, какую «прибавку» в улучшении их работы дает использование данных и рекомендаций юридической психологии. С учетом этого и построено настоящее пособие.

Психологическая сущность и структура предмета юридической психологии. Психологическая реальность, неразрывно связанная с правовой, влияющая на нее и зависящая определенным образом от нее, — это целый мир психических явлений. Хотя он непосредственно не воспринимаем, он — реальность, которая существует и обнаруживает свое существование в поступках и отношениях людей, имеющих юридическое значение. Мы можем не желать признавать и учитывать его, но от этого он не исчезнет и не прекратит свое влияние на состояние законности и правопорядка.

Психология людей в отношениях с системой права (предмет юридической психологии) — это реальность, представленная в своеобразной психологии их, в виде особой психологической функциональной подсистемы их психики, отражающей систему права и регулирующей взаимоотношения с ней, которую, как реальность, и называют правовой психологией людей. Адекватные научные представления об этой психологии, модель психологии людей в правовой системе разрабатывает особая отрасль научного знания, находящаяся на стыке юридических и психологических наук. Очевидно, что эти знания будут адекватны реальности, если будут носить юридико-психологический характер. Все содержание настоящего пособия в развернутом виде раскрывает своеобразие этого человеческого феномена. В основе же его лежит сложный мир человеческой психологии — «вторая Галактика».

Все многообразие мира психических явлений первично делится на мир индивидуально-психологических явлений и социально-психологических, групповых, тесно связанных между собой, но все же качественно своеобразных.

Индивидуально-психологические явления (рис. 1.1) классифицируются по разным основаниям.

По своей сущности и представленности нашему восприятию психические явления делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты — относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) психологические феномены — проявления существования и действия психики. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понимать, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто, необходимо для профессионала-юриста.

Психологические закономерности — объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. В психике закономерности носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» и т.п.

По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические состояния — целостные особенности совокупности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени. Состояния возбуждения, тревоги, страха, эйфории, беспечности, бдительности и др., испытываемые юристом или находящимся перед ним человеком, существенно влияют на их поведение, восприятие окружающего и т.д. Результат воздействия на гражданина во многом зависит от его психического состояния, от умения юриста сменить неблагоприятное состояние на нужное.

По качественно-содержательным особенностям выделяется ряд психологических явлений.

в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей. 20. в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей фото. в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей-20. картинка в каком году юридическая психология вошла в реестр научных специальностей. картинка 20. Юридическая психология — Юридическая психология раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением… … Википедия

Рис. 1.1. Мир психических явлений в правовой сфере

Познавательные психические процессы, состояния и образования характеризуют интеллектуальную деятельность и соответствующие возможности человека. Они ответственны за то, что и как, в частности, воспринимается и понимается им в правовой и психологической действительности, какая картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании. К ним относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, представления, воображение, мышление и речь.

В эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему, к правовой действительности, нормам права, правомерному поведению и правонарушениям, правоохранительным органам и пр. Чувства и эмоции — основные разновидности этих явлений, которые сильно влияют на жизнь, поступки, отношения и развитие самого человека. Положительные эмоции сказываются притягательно по отношению к их объекту или предмету, а отрицательные — отталкивающе, что (в зависимости от конкретного случая и его содержательных характеристик) влияет положительно или отрицательно на личность, ее поведение и достигаемые ею результаты. Никакие вопросы укрепления правопорядка основательно решить нельзя, не решив проблему эмоций и чувств человека. Это приходится подчеркивать потому, что именно эмоциями и чувствами чаще всего пренебрегают при решении созидательных юридических проблем.

Волевые психические явления обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с трудностями. Они выражаются в волевом усилии, напряжении, настойчивости, упорстве, самообладании и др.

Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков при обучении специалистов правоохранительных органов.

По уровню отражения различаются явления сознания и бессознательного (иногда некоторые авторы добавляют к ним и подсознательные). 1 Сознание включает в себя всю совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем. Важный элемент сознания — самосознание, осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»). Подсознание — совокупность явлений психики, которые не осознаются в какое-то время, но могут быть осознаны. Подсознание еще мало учитывается в юридической деятельности.

Перечисленные психологические явления выступают всегда в комплексе, в виде целостной, системной психической деятельности всех и каждого из людей. В любой момент она протекает в совокупности мотивационных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Глубина и качество правомерного или правонарушающего поведения — результирующий продукт всей этой сложной деятельности и степени ее правовой оптимальности.

По преобладающей детерминированности характеристик психических явлений различаются: личностные социально-психологические, собственно психологические и психофизиологические.
Личностные социально-психологические явления преимущественно обусловлены социальными, т.е. общественными, факторами — социальным окружением: людьми, социальными условиями, событиями и процессами, групповыми социально-психологическими факторами (см. ниже). Они преобладают в важнейших свойствах (направленность, характер) и качествах личности (социальные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.), ее привычках, психических состояниях, процессах и проявляются особенно в мотивации, нормах поведения, поступках, деятельности, отношениях и др. Они постоянно проявляются в психической деятельности человека, играют в ней важнейшую роль и характерны содержательными, качественными характеристиками. Важно, что они сильно подвержены социально-психологическим влияниям со стороны других людей и групп.

О собственно психологических явлениях можно говорить лишь в стремлении выделить в психике те из них, которые примерно в равной степени обусловлены как социально-психологически, так и психофизиологически и в то же время в них преобладают свои особенности, связи и зависимости. Чаще всего к таковым относят большинство познавательных качеств (мышления, речи, памяти, представлений, внимания, восприятий), состояний, процессов, значительную часть способностей, знаний, умений и др.

Все перечисленные явления — психологические (родовое понятие) и являются лишь разновидностями. Крайностью было бы абсолютизировать специфику детерминации этих явлений, например, считать, что психофизиологические явления целиком зависят от физиологии, фатально неизменны, имеют биологическую природу.

Предмет психологии (и юридической психологии) включает в себя и психологию групп. Это особая, более сложная категория психологической реальности, характерная интегративными и качественно своеобразными психологическими явлениями, механизмами и закономерностями, именуемыми социально-психологическими. Они существенно обогащают и усложняют мир психических явлений, включенных в сферу права, оказывая сильнейшее влияние на вопросы укрепления законности и правопорядка. Как и психология отдельных субъектов права, психология групп, социально-психологические факторы и условия не индифферентны по отношению к ней, а ощутимо и многогранно влияют на нее. Они также нуждаются в изучении, учете и регуляции в комплексе путей укрепления законности и правопорядка, но на практике с ними часто считаются меньше, чем с индивидуально-психологическими явлениями, что естественно приносит немалый урон.

Основными группами социально-психологических явлений выступают:

массовидные: общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и др.;

взаимоотношения: межгрупповые, межличностные, личностно-групповые;

личностные социально-психологические. Являясь достоянием индивидуальной психики, они выражают, тем не менее, представленность, «жизнь» в ней воздействий первых двух групп социально-психологических явлений (человек думает, переживает, относится, стремится, делает часто так, как думают, переживают и т.д. окружающие его люди).

Совокупность социально-психологических явлений с определенными содержательными признаками в конкретной человеческой общности образует то, что называется психологией группы (коллектива), или морально-психологическим климатом, психологической атмосферой. От того, какова она, во многом зависят и результаты деятельности группы и каждого его члена. Уровень социально-психологического развития группы определяется степенью социальной, моральной, профессиональной зрелости целей, мотивов, стремлений, мнений, настроений, традиций, обычаев, взаимоотношений и других социально-психологических явлений, господствующих в ней. Группу с высшим уровнем такого развития принято называть коллективом.

Общность и различия психологии групп и поведения людей в них во многом зависят от социально-психологических механизмов, в первую очередь от общения, обеспечивающего быстрый обмен мыслями, чувствами, намерениями и, как следствие, своеобразное «выравнивание», достижение если не одинаковости, то схожести их. Но все же корень общности и различий — в отражательной природе групповой психологии, общности или различии условий, в которых они находятся. Почему люди думают, переживают, хотят одного и того же? Да потому, что они живут в одинаковых духовных и материальных условиях! Почему одна группа думает и делает одно, а другая — другое? Потому что условия этих групп разные! Что надо сделать, чтобы сплотить людей, снять противоречия между группами? Надо прежде всего создать одинаковые условия, ликвидировать очевидные различия. Что надо сделать, чтобы обострить противоречия, разложить до того сплоченную группу? Надо создать разные условия для разных членов группы (или микрогрупп), усилить различия, если они уже есть, помочь всем понять различия, если кто-то (например, главарь) пользуется неосведомленностью группы и присваивает общее.
Все психологические явления оказывают заметное влияние на решение практических вопросов укрепления законности и правопорядка. От того, как в юридических органах считаются с ними, понимают их и умеют влиять на них, во многом зависит успех.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *