в каком году вышел запорожец

Слепить «горбатого»: трудный путь первой советской малолитражки

в каком году вышел запорожец. RIAN 174061.HR .ru. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-RIAN 174061.HR .ru. картинка в каком году вышел запорожец. картинка RIAN 174061.HR .ru. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

«Хрущевка» на колесах

Идея создания первого советского «народного» автомобиля родилась в середине 1950-х. До этого наш автопром был сосредоточен на выпуске грузовиков, которые требовались армии и народному хозяйству, а легковые машины воспринимались в большей степени как служебные — для перевозки номенклатурных сотрудников, работы в качестве такси. В личном пользовании машины имели лишь немногочисленные обласканные властью «избранные». Собственно, само наличие машины уже свидетельствовало о принадлежности к советской элите. Ситуация стала меняться вскоре после смерти Сталина.

в каком году вышел запорожец. png. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-png. картинка в каком году вышел запорожец. картинка png. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Кафе «Карлыгаш» в селе Ново-Воскресеновка, колхоз «Победа», Меркенский район Джамбульской области, Казахская ССР, 9 марта 1968 года

Из речи Георгия Маленкова на V сессии Верховного Совета (август 1953 года):

«Неотложная задача состоит в том, чтобы в течение двух-трех лет резко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами — мясом и мясными продуктами, рыбой и рыбными продуктами, маслом, сахаром, кондитерскими изделиями, тканями, одеждой, обувью, посудой, мебелью и другими предметами культурно-бытового и домашнего обихода, значительно поднять обеспеченность населения всеми товарами народного потребления».

Начался период, который иногда называют «малым НЭПом»: согласно бюджету на 1954 год, предполагалось резко повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, увеличить размеры приусадебных участков и даже сократить военные расходы. Государственные ассигнования на производство потребительских товаров выросли впервые за всю советскую историю, причем достаточно существенно. Желание не только работать, но и зарабатывать — естественно, честным трудом, а не спекуляцией или, упаси Маркс, частным предпринимательством, — более не считалось чем-то зазорным.

Новый глава государства Никита Хрущев, хотя и не без подозрения относился к подобным новациям, но разделял мнение, что пора «дать послабления» трудящимся массам. Так, в 1955 году он стал инициатором массового строительства жилья, в народе получившего прозвание по его фамилии — «хрущевки». Создание недорогого семейного автомобиля как нельзя лучше вписывалось в новую советскую реальность, и в 1957 году Минавтопром получил соответствующее задание. Машину разрабатывали в полном соответствии с европейской модой: лучше — меньше. К 1960 году микролитражка должна была встать на конвейер.

в каком году вышел запорожец. png. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-png. картинка в каком году вышел запорожец. картинка png. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Корпус будущего автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» в специальной сушильной камере Запорожского автомобильного завода, Украинская ССР, 6 июля 1961 года

в каком году вышел запорожец. Depositphotos 9734243 xl 2015. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-Depositphotos 9734243 xl 2015. картинка в каком году вышел запорожец. картинка Depositphotos 9734243 xl 2015. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Но для того чтобы создать свой автомобиль, нужно иметь конструкторскую и экспериментальную базу, а ее в СССР по большому счету не было. Самой скромной по размерам моделью в послевоенные годы был «Москвич-400/401», слегка переделанный трофейный Opel Kadett К38 1937 года, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей на полученном по репарациям оборудовании. В середине 1950-х эта машина уступила место «Москвичу-402», более вместительному, комфортабельному и дорогому. Других компактных авто на советском автомобильном горизонте просто не существовало.

Как «Москвич» стал «Запорожцем»

Подготовку проекта поручили именно МЗМА (в 1968 году его переименуют в Автозавод имени Ленинского Комсомола, АЗЛК), а в качестве прообраза был выбран модный и современный Fiat 600. При этом было решено, что конкретные узлы и агрегаты наши инженеры будут разрабатывать сами с учетом отечественных условий и возможностей, а от итальянского образца возьмут лишь общую концепцию. Главные отличия состояли в том, что наша машина должна была стать более проходимой и простой в обслуживании — асфальтовые дороги вне городов были редкостью, а станций техобслуживания для «частников» в СССР тогда не существовало вовсе.

в каком году вышел запорожец. png. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-png. картинка в каком году вышел запорожец. картинка png. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

в каком году вышел запорожец. %D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F f49tJ7j5IMU. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F f49tJ7j5IMU. картинка в каком году вышел запорожец. картинка %D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F f49tJ7j5IMU. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Разрабатываемая модель получила условное название «Москвич-444». В ее создании кроме инженеров МЗМА участвовали и специалисты НАМИ, ранее занимавшиеся в основном созданием автомобилей для военных нужд. Задача была непростой еще и потому, что в СССР не существовало готовых мощностей, способных выпускать комплектующие для сборки малолитражного автомобиля.

Самым проблемным узлом оказался двигатель. Рассматривалось множество вариантов, от мотоциклетного движка Ирбитского завода до перспективных новых разработок. От двухтактного мотоциклетника отказались из-за малого ресурса, остальные моторы получили свой шанс. При этом рассматривались только двигатели воздушного охлаждения (они легче, а вес машины не должен был превышать 600 кг), с задним расположением, над ведущими колесами. В итоге лучше других показал себя двигатель НАМИ-В. Но коллегия генплана решила, что он сложен в производстве и настояла на использовании другого мотора — НАМИ-Г, который изначально создавался для военных нужд и по степени готовности был ближе к выпуску.

Шумный новичок

в каком году вышел запорожец. RIAN 529479.HR .ru 1. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-RIAN 529479.HR .ru 1. картинка в каком году вышел запорожец. картинка RIAN 529479.HR .ru 1. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Время поджимало, к тому же двойное назначение было экономически эффективно. Двигатель этот ставить предполагалось на находившийся в разработке легкий амфибийный транспортер ТПК. Исходя из своего предназначения, мотор имел некоторые специфические черты — расположенный сзади масляный радиатор, высокое расположение трамблера, корпус из алюминиево-магниевого сплава, облегченные блоки цилиндров.

Источник

Вся история «Запорожца»

в каком году вышел запорожец. 53648b4s 100. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-53648b4s 100. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 53648b4s 100. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

в каком году вышел запорожец. d1d2b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-d1d2b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка d1d2b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

в каком году вышел запорожец. 45d2b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-45d2b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 45d2b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

в каком году вышел запорожец. 55d2b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-55d2b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 55d2b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

в каком году вышел запорожец. 1dd2b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-1dd2b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 1dd2b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.

в каком году вышел запорожец. 3272b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-3272b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 3272b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

в каком году вышел запорожец. 67d2b38s 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-67d2b38s 960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 67d2b38s 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Источник

Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

в каком году вышел запорожец. gl 2. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-gl 2. картинка в каком году вышел запорожец. картинка gl 2. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция — это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль — «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

Источник

Немного истории

в каком году вышел запорожец. 9629b1u 100. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-9629b1u 100. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 9629b1u 100. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

ЗАЗ-966 «Запорожец» (в народе — «ушан», «ушастый», «чебурашка») — советский легковой автомобиль особо малого класса.

Выпускался на автомобильном заводе в городе Запорожье с 1966 по 1974 год с модификациями.

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Разработка новой модели автомобиля началась в Запорожье практически одновременно с постановкой на конвейер ЗАЗ-965 в 1960 году — весной 1961.

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

В ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

Однако недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущую модель разрабатывал коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с конвейера только в 1966 году, причём с адаптированным под новый кузов двигателем от предыдущей модели. Эти автомобили получили индекс ЗАЗ-966В (буква В означала «временный», указывая, что агрегат МеМЗ-966В объёмом 887 см³ и мощностью 30 л.с. вскоре будет заменён на новый, специально разработанный для данной модели автомобилей). Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом (1198 куб.см, 41 л.с.) началось позже, в 1967 году. Правда, некоторые модификации (в том числе инвалидные) ЗАЗ-966 и его преемника ЗАЗ-968 продолжали снабжаться 27-сильным двигателем.

Между тем, и последовавшее за наконец-то состоявшимся освоением автомобиля в производстве наращивание объёмов выпуска также проходило далеко не гладко. На запланированный объём выпуска в 150 тыс. машин этой модели в год выйти так и не удалось, более того, лишь к 1973 году завод сумел подойти к рубежу в 100 тыс. автомобилей в год. В таком торможении развёртывания серийного производства, пожалуй, решающую роль сыграла концентрация всех сил отечественного автомобилестроения на строительстве и вводе в эксплуатацию Волжского автозавода

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность.

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Однако конечная версия демонстрирует явное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 год),

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал в себя такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa и другие. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели с аналогичным оформлением, начавшие появляться уже вскоре после его премьеры на Парижском автосалоне 1960 года — в примерно равной степени подражаниями.

Некоторые источники, впрочем, содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских» корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Продолжая сравнение, оформление задних фонарей и профилировка борта

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

а интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапецеидальным щитком приборов и двухспицевым рулём

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

крайне напоминал английский Hillman Imp.

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

Также на ЗАЗ-966 вернулись знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

Что касается конструкции автомобиля, то она изменилась по сравнению с предыдущим поколением довольно мало.

Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного BMW 700, но также и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.

Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие заключалось в том, что у ЗАЗ-966 в передней подвеске вместо шкворней появились шаровые шарниры — по два с каждого борта.

Двигатель представлял собой значительно обновлённую версию предыдущей модели с увеличенным рабочим объёмом за счёт применения цилиндров большего диаметра. Значительно возросли масса и габариты агрегата. А вот коробка передач была разработана заново (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели 966В с 30-сильным двигателем). На прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, — как на некоторых иностранных моделях («Трабант», некоторые DKW и ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача была повышающей, то есть имела передаточное отношение меньше единицы, как пятая на современных автомобилях.

Коробка передач, разработанная для 41-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями, например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже «Волги» ГАЗ-21 (впрочем, это уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, особенно имевшие относительно нежные резиновые пыльники внутренние шарниры (хотя они и были дополнительно защищены грязеотражательными щитками).

С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ, по формальным показателям оставаясь в «особо малом» классе, оказался заметно крупнее (длина — 3730 мм против 3330 мм у ЗАЗ-965) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону.

Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее (основной прирост длины приходился на свесы кузова, а колёсная база увеличилась лишь на 13,7 см), причём за счёт уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине. Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива), не дал существенного улучшения динамики, тем более учитывая повысившиеся требования к этому качеству автомобиля в семидесятые годы.

Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного, соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».

Любопытно, что сама фирма Fiat при дальнейшем последовательном развитии концепции Fiat 600 сохранила эти характеристики достаточно близкими к исходным, создав не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё время широко копировавшуюся модель Fiat 850 (1964—1973), а также её дальнейшую разработку — Fiat 133 (1974—1982). В СССР же в какой-то степени настоящим наследником «горбатого» «Запорожца» в «особо малом» классе по массово-габаритным характеристикам стала только вазовская «Ока» (1988).

Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего расположения двигателя с коробкой передач и вынесенной далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колёсах, независимая подвеска всех колёс и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы.

Среди автолюбителей «Запорожец» обычно считался малонадёжной машиной, однако это не вполне соответствовало действительности и заметно было лишь в сравнении с другими советскими автомобилями, более высоких классов. Согласно литературе тех лет, моторесурс двигателя МеМЗ до капитального ремонта при соблюдении правил эксплуатации, в том числе относительно допустимых нагрузок (часто машины эксплуатировались с сильным перегрузом), мог достигать до 100 тыс. км. Сцепления — до 60…80 тыс. км, коробки передач — до 150…200 тыс. км, тормозных колодок — до 30…50 тыс. км. При этом указывалось, что кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьёзных неполадках и повреждениях.

Дальнейшим развитием ЗАЗ-966 стала модель ЗАЗ-968

в каком году вышел запорожец. 960. в каком году вышел запорожец фото. в каком году вышел запорожец-960. картинка в каком году вышел запорожец. картинка 960. Этот кургузый заднемоторный автомобиль стал символом эпохи. Он был детищем короткой «оттепели» со всеми ее плюсами и минусами, мечтами и несбывшимися надеждами. Его задумали как подарок молодым советским семьям, однако он так и не стал по-настоящему массовым и любимым. Зато сколько про него придумано анекдотов! Ровно 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец», «горбатый» ЗАЗ-965. «Известия» вспоминают непростую историю его создания.

выпускавшаяся с 1971 года и изначально практически не отличавшаяся от своего предшественника за вычетом незначительно модернизированного двигателя МеМЗ-968 (той же мощности) и установленных на задней панели кузова фонарей заднего хода.

Информация взята из этого источника >>> Wikipedia

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *