в каком году вышел первый номер советского журнала огонек
История еженедельного журнала «Огонек». Справка
21 декабря исполнилось 110 лет со дня выхода в свет первого номера журнала «Огонек».
Журнал «Огонек» ‑ популярный общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал, ориентированный на широкую читательскую аудиторию.
Первый номер журнала «Огонек» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Проппер.
С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тыс экземпляров.
Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.
В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился.
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего в 20‑30‑е годы советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Вскоре таким элементом стал кроссворд.
На конец 1923 года тираж журнала составил 42 тыс экземпляров, через год вырос до 125 тыс, а в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров.
После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, журналом недолгое время руководил писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев».
В начале 1950‑х годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда ‑ детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелась так называемая «вкладка» ‑ цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и с советской живописью.
При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием более 30 лет (с 1953 по 1986 год) «Огонек» стал «изданием для стабильной жизни». В этом время очень популярным стало литературное приложение к «Огоньку» ‑ его знаменитая «Библиотека». Книжки «Библиотека «Огонек» выходили с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже во время Великой Отечественной войны. В «Библиотеке» и в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.
В «Огоньке» также выходили репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Долгое время в журнале работали известный журналист и писатель Генрих Боровик, писатель Виктор Солоухин и др.
В феврале 2008 год выпуск «Библиотеки» был возобновлен.
В 1986 году главным редактором «Огонька» стал Виталий Коротич, с приходом которого в журнале началась новая жизнь. В годы перестройки журнал под руководством Коротича достиг огромной популярности и оказывал заметное влияние на политическую жизнь страны. Он стал знаменитым не только в России, но и во всем мире. Публицистика «Огонька» стала школой демократии, культовым жанром всей журналистики стали разоблачения. В журнале печатались статья Юрия Карякина «Ждановская жидкость», открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика.
В 1991 году главным редактором журнала стал Лев Гущин, которому предстояла непростая задача ‑ реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994 года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному изданию.
Последняя «революция» в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий ‑ и по объему, и по информационной насыщенности, и по использованию всех полиграфических приемов.
С 1998 года по 2003 год главным редактором журнала «Огонек» был Владимир Чернов.
Летом 2003 года группа компаний «Видео Интернешнл» (ВИ), крупнейший продавец рекламного времени на телевидении вместе с компанией Story First Communications (акционер радио «Максимум» и телеканала СТС) учредила инвестиционный фонд Russian Media Ventures (RMV). В июле 2003 года RMV приобрел контрольный пакет акций журнала «Огонек», став, таким образом, контролирующим акционером издательского дома «ОВА‑Пресс». С августа 2003 года «ОВА‑Пресс» стал издателем журнала «Огонек».
Первый номер журнала, где издателем значится «ОВА‑Пресс», вышел 11 августа 2003 года. После того, как «Огонек» вошел в структуру «ОВА‑ Пресс», в журнале были сокращены подразделения, дублирующие службы «ОВА‑Пресс», такие, как рекламная служба, финансовое управление, бухгалтерия и т.д.
В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года, после того, как владельцы журнала предложили новую концепцию издания ‑ «Огонек» как журнал для молодых и богатых ‑ Лошак заявил о своем уходе.
С января по апрель 2004 года в журнале «Огонек» осуществлялась программа по смене формата и перенацеливанию журнала на более широкую аудиторию.
4 апреля 2005 года ИД «ОВА‑Пресс», выпускающий «Огонек», объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил свой фирменный логотип и название, при этом изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.
Сохранив за «Огоньком» основные черты его фирменного стиля, издательская команда внесла изменения в принципы формирования контента, а также скорректировала формат журнала, существенно расширив его иллюстративные возможности. Специально для обновленного «Огонька» была заказана и разработана новая шрифтовая гарнитура. Весь перезапуск был осуществлен в так называемом режиме реального времени: корректировка рубрик и макета проходила без остановки выпуска самого журнала.
С 12 ноября по 15 декабря 2004 года временно исполняющим обязанности главного редактора журнала был назначен его исполнительный редактор Владимир Умнов.
С 15 декабря 2004 года главным редактором был назначен Влад Вдовин.
В июне 2005 года журнал «Огонек» сменил владельца. Новым собственником журнала стал телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» (Санкт ‑ Петербург).
Компания «Телекоминвест», основанная в 1994 году, является холдинговой управляющей компанией, совладельцем компаний «Мегафон», «Петерстар» а также других предприятий, представленных практически во всех сегментах телекоммуникационной индустрии. После приобретения журнала «Огонек» компания сделала Виктору Лошаку предложение о создании издательского дома журнала «Огонек». В июне 2005 года Виктор Лошак снова занял пост главного редактора журнала «Огонек».
К концу 2008 года «Огонек» стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тыс экземпляров. Журнал содержал много прикладной, потребительской информации, публиковал мнения людей, авторитетных для аудитории. Он иллюстрировался фотографиями, рисунками, схемами и элементами инфографики. На страницах «Огонька» появлялись развернутые статьи российских писателей, ученых, деятелей культуры. Среди постоянных авторов «Огонька» ‑ историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов.
В январе 2009 года из‑за реструктуризации издательского дома и смены собственника выпуск журнала «Огонек» был приостановлен.
В начале марта 2009 года «ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» и ОАО «Телекоминвест», владеющее торговой маркой «Огонек», достигли соглашения о передаче прав на выпуск журнала «Огонек» издательскому дому «Коммерсант», как говорилось в официальном сообщении.
В мае 2009 года, после почти пятимесячного перерыва, вызванного сменой собственника, еженедельник «Огонек» начал вновь выходить. 18 мая 2009 года из печати вышел его первый обновленный номер.
Творческий коллектив остался прежним, а вот содержание журнала немного изменилось. В журнале изменился информационный блок, появились потребительские полосы, полоса об Интернете, полоса, рассказывающая о героях недели. Появилось несколько визитных карточек: «Герои недели», «Ключевые слова» (новая рубрика о жизни в Рунете). Но основной визитной карточкой журнала, считает Виктор Лошак, всегда были и остаются талантливые авторы, сотрудничающие с журналом. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.
В настоящее время (2009) тираж старейшего журнала, с которым выросло не одно поколение, составляет 53 тысяч 600 экз.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Огонёк
Еженедельное издание для современного человека
127055, г. Москва, ул Лесная, д. 55, стр. 1-2
ЗАО «Издательский Дом Огонёк» [1]
«Огонёк» — российский и советский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. [2] В 1974 году тираж составил 2 миллиона. Награждён Орденом Ленина (1973). C 1923 года выходит в Москве.
Содержание
История
В 1999 году входил в крупнейшую «медиа-группу Березовского», официально не объединённую в таковую (в алфавитном порядке):
В 2009 году журнал опять испытывает трудности [5] в связи с убыточностью.
«Огонёк» в январе и феврале не выходил в связи с тем, что компания, которая им владеет, сама поменяла владельца. «Огонёк» плохо вписался в эту сделку. Теперь не понятно или не вполне понятно, кто станет новым владельцем журнала. Отсюда проблемы с выходом издания.
11 марта 2009 года «Огонёк» куплен издательским домом «Коммерсантъ». С этого момента новое издательство начинает возрождать «Огонёк». С 14 сентября журнал начинает издаваться в своём классическом «увеличенном» формате. Страницам возвращена матовость. [7]
Главные редакторы
Тираж
Издательские проекты
Каталог собраний сочинений с 1948 года:
Народная библиотека «Огонька»:
Обложка первого после возобновления номера «Огонька» (приложения к «Биржевым ведомостям»), 1899 год
Журнал Огонек
Журнал Огонек
Огонёк | |
---|---|
Специализация: | Еженедельное издание для современного человека |
Периодичность выхода: | еженедельно |
Язык: | русский |
Адрес редакции: | 127055, г. Москва, ул Лесная, д. 55, стр. 1-2 |
ЗАО «Издательский Дом Огонёк». [1]
Содержание
История
В 1990 году учредителем журнала, ранее принадлежавшего издательству ЦК КПСС «Правда», стал трудовой коллектив «Огонька» во главе с Владимиром Вигилянским (председатель совета трудового коллектива) и Виталием Коротичем. В последующие годы журнал был акционирован и неоднократно менял владельцев. В 2009 году журнал опять испытывает трудности [3] в связи с убыточностью.
Виктор Лошак сказал в интервью Радио Свобода, 25.02.2009:
— «Огонек» в январе и феврале не выходил в связи с тем, что компания, которая им владеет, сама поменяла владельца. «Огонек» плохо вписался в эту сделку. Теперь не понятно или не вполне понятно, кто станет новым владельцем журнала. Отсюда проблемы с выходом издания. (См. Закроется ли «Огонек»?)
11 марта 2009 «Огонёк» куплен издательским домом «Коммерсантъ».
Издательские проекты
Каталог собраний сочинений с 1948 года
«Огонёк» — российский дореволюционный, советский и постсоветский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал. В 1974 году тираж составил 2 миллиона. Награждён Орденом Ленина (1973). Был основан и издавался в 1899—1918 годах в Санкт-Петербурге (Петрограде). C 1923 года выходит в Москве.
В 1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.
Подшивки «Огонька» бережно сохранялись и передавались от старших читателей к подрастающим младшим. Статьи в «Огоньке» обсуждались, пересказывались. На мнение, высказанное в журнале, ссылались как на неоспоримый авторитет. Из цветных вкладок первого в России иллюстрированного журнала читатели «Огонька» составляли альбомы и украшали этими скромными репродукциями свое бытие, развешивая картинки по стенам.
Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но всегда оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для каждого читателя он публиковал что-то очень важное.
Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 декабря (21 декабря по новому стилю) 1899 года, как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С. М. Проппер. С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек».
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых ярких журналистов революционной эпохи. Кольцов говорил: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал». Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней. На конец 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а уже в 1925 году достиг полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд).
После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, недолгое время журналом руководил один из соавторов «12 стульев» Евгений Петров. Редакторы менялись, а в начале 50-х редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков. Именно при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию — с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и. с официозной советской живописью. Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 60-е годы советской интеллигенции и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода.
Журнал стал привычной частью советского быта. Интеллигенция презрительно называла его «журналом для парикмахерских». Но при следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием рекордный срок — больше 30 лет (с 1953 по 1986) — «Огонек» окончательно становится «классикой жанра» — спокойным изданием для стабильной жизни. В «Огоньке» 50-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин. Долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Литературное приложение к «Огоньку», его знаменитая «Библиотечка», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи — становится важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. Вообще «Огонек» — не только иллюстрированное, но и литературное издание. Репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского — это также черты «фирменного стиля».
В 1986 году «с подачи» Михаила Горбачева и Александра Яковлева главным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников — он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни. Многие статьи в «Огоньке» — «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика — становятся знаком новой эпохи.
Но перестройка кончилась. В 1991 году главным редактором стал Лев Гущин. Ему предстояла непростая задача — реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994-го года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному культурному продукту. Последние преобразования в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизили его к стандартам западных иллюстрированных изданий — и объем, и информационная насыщенность, и использование компьютерной графики сделали журнал совершенно другим, не похожим на старый советский журнал.
В 1998 году главным редактором «Огонька» стал Владимир Чернов, пришедший в журнал еще при Виталии Коротиче.
В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года Виктор Лошак заявил о своем уходе после того, как владельцы журнала предложили новую концепцию издания – журнал для молодых и богатых. В. Лошак в тот момент посчитал, что журнал «Огонёк» не может одномоментно стать подобным журналом. По его мнению, «Огонёк» с его 105-летней историей нельзя было быстро и резко развернуть. И его как главного редактора устраивал статус журнала как общественно-политического издания. Внутри журнала можно было сделать некие ходы, однако радикальная революция на пользу старому бренду вряд ли пошла. Известно, что часто бренд сам определяет рамки своей аудитории. И жизнь — полугодовая работа по новой идее — показала, что данная новация была ложной, что был сделан неверный шаг. Из «Огонька» хотели сделать еще один глянцевый журнал о прекрасной жизни для прекрасных молодых людей.
После того, как «Огонёк» в новой концепции не пошел, владельцы задумались о возможном выставлении на рынок его как бренда. Тут и появились покупатели — питерская компания «Телеком-Инвест», которая ранее планировала выйти на рынок СМИ. После приобретения журнала «Огонёк» она сделала В. Лошаку предложение о создании издательского дома журнала «Огонек», которое тому показалось интересным. Лично для него это стало вызовом.
11 марта 2009 года «Огонёк» куплен издательским домом «Коммерсантъ». С этого момента новое издательство начинает возрождать «Огонёк». С 14 сентября журнал начинает издаваться в своём классическом «увеличенном» формате. Страницам возвращена матовость.
Шершавый «Огонек» Старейший российский журнал вернулся к формату советских времен
Во второй понедельник сентября журнал «Огонек», который вскоре будет отмечать свое 110-летие, вышел в новом формате, который, видимо, должен напомнить давним поклонникам издания времена его расцвета и действительно всенародной популярности. Ведь в конце 1980-х годов тиражи журнала, который совсем недавно чуть вообще не закрылся, достигали рекордной трехмиллионной отметки.
Возвращение к старому формату, чуть ли не вдвое большему, чем у большинства заполняющих прилавки еженедельников, должно сделать издание более «визуальным». Главный редактор «Огонька» Виктор Лошак в статье «Хорошо забытое новое» заявил, что нынешний размер дает «возможность не только рассказать о человеке и событии, но значительнее показать их».
Кстати, о логотипе. Он в очередной раз изменился. Ушли казавшиеся вечными косые «фирменные» полоски над буквой «Ё». Оказывается, в пору расцвета журнала на их месте были крупные круглые точки. В 2005 году они уже возвращались на обложку, но ненадолго. Теперь на их месте тоже точки, но квадратные. Неплохой повод для гаданий «что бы это значило?», тем более что привычную за последние годы вертикальную «вытянутость» букв логотипа уменьшили, приведя в соответствие с более «скромным» советским начертанием.
Наверное, это и есть та ниша, которую нащупали маркетологи издательского дома «Коммерсант». Видимо, ностальгия по образам советского прошлого в сочетании с современной начинкой и есть та «палочка-выручалочка», которая позволит некогда процветавшему изданию как минимум остаться на рынке и не уйти в небытие. Во всяком случае, у «Коммерсанта», которому с этого года принадлежит «Огонек», еженедельников такого формата больше нет, и занимать новую для себя нишу он будет без ущерба для уже существующих журналов издательского дома.
Однако и здесь не все так бесспорно. Если интересующийся политикой читатель может заранее предугадать, какие темы будут отражены в выходящем, например, завтра еженедельнике «Власть», то с «Огоньком» все очень неопределенно. Главными темами номера за 14 сентября 2009 года стали угроза военных действий на Черном море, отмена банковской тайны в Швейцарии и материал о многоженстве в России.
А значит история издания, первый номер которого вышел в декабре 1899 года, продолжается.