в каком году вышел фантомас в ссср
Криминальный след «Фантомаса»: Как показ легендарного фильма в СССР привел к трагическим последствиям
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слово «Фантомас» происходит от французского «Fantom» – призрак, привидение, фантом. Так прозвали неуловимого преступника, который прятал свое лицо под маской. Фильм Андре Юнебелля был четвертой экранизацией авантюрных романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра и первой комедийной их интерпретацией. Фантомасомания началась во Франции еще в 1913 г., когда вышел первый немой фильм с этим героем. В первую же неделю его посмотрели 80 тысяч человек, именем Фантомаса начали называть рестораны и кафе, а его статуэтки разлетались, как горячие пирожки.
Фильмы о Фантомасе в СССР стали культовыми, многие зрители ходили в кино по несколько раз. А спустя несколько месяцев по Союзу прокатилась волна преступлений, совершенных подражателями Фантомаса. Участились случаи нападения на газетные и табачные киоски, когда на месте преступления милиция находила записки со словами: «Это сделал Фантомас». Под этим же девизом подростки поджигали почтовые ящики и били витрины магазинов. Практически каждый второй подросток считал своим долгом набирать случайные телефонные номера и загробным голосом сообщать: « Через несколько минут вас посетит Фантомас! », в почтовых ящиках они оставляли записки: « Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас ». По вечерам на улицах они пугали женщин утробным смехом, подражая Гению Зла. Кстати, этот зловещий смех появился только в советском прокате – при дублировании фильма, а в оригинале этого не было.
В небольшом городке под Москвой появился преступник, который по воскресеньям поджигал жилые дома, а на месте преступления оставлял дощечку с надписью: « Это сделал Фантомас ». Его вскоре поймали, поджигатель оказался психически нездоровым человеком.
Весной 1968 г. в МВД даже провели специальное совещание, посвященное пагубным последствиям демонстрации французского фильма. Из-за плохого влияния на молодежь предлагали запретить его прокат на территории СССР. Весомым аргументом против этого были огромные кассовые сборы – в конце 1960-х гг. его посмотрели 46 млн зрителей (а на родине – всего 4,5 млн). К тому же как раз начался прокат третьей части фильма – «Фантомас против Скотланд-Ярда». В результате в бюджет поступила внушительная сумма, а стражи правопорядка были вынуждены устранять последствия новой волны «фантомасомании» – уровень преступности среди подростков увеличился на 15%, число грабежей в стране выросло в несколько раз. В связи с этим в 1969 г. в городе Горьком даже показывали по телевидению передачу «Вас вызывает Фантомас», в которой пытались донести до подростков истину о том, что в погромах под маской Фантомаса нет ничего романтичного.
А 50 лет назад в Ростове-на-Дону после демонстрации фильмов о Фантомасе разыгралась настоящая трагедия. В городе начала орудовать преступная группировка, которую прозвали «бандой фантомасов» из-за того, что нападавшие на сберкассы и инкассаторские машины грабители надевали на головы черные чулки, служившие им масками. Уникальность банды состояла в их технической оснащенности – они сами изготавливали револьверы и автоматы оригинальной конструкции. В период с октября 1968 г. по июнь 1973 г. банда совершила 14 вооруженных нападений, двоих горожан убили, троих ранили. Общая сумма награбленного составляла 150 тысяч рублей. Для задержания неуловимых преступников был создан оперативный штаб МВД, в их поиске и поимке были задействованы сотни сотрудников. Братья Толстопятовы на суде получили высшую меру наказания – расстрел.
В результате фильмы о «Фантомасе», несмотря на огромную прибыль, все же пришлось снять с проката. Спустя 4 года их запустили еще раз, но в сезон летних отпусков и без предварительного анонсирования. После этого случая МВД настояло на том, чтобы все криминальные фильмы проходили тщательный отбор с участием представителей их ведомства. Зрители могли бы никогда не увидеть «Джентльменов удачи», так как консультантам МВД эта комедия тоже казалась потенциально опасной. Если бы не вмешательство министра внутренних дел, оценившего фильм по достоинству, он бы так и не вышел в прокат.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ФАНТОМАС В СССР
Первые фильмы трилогии «Фантомас» и «Фантомас разбушевался» вышли на советский экран в августе 1967 года.
Неучтенная засада прокатчиков крылась в неведении наших граждан насчет романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра, придумавших Фантомаса за пару лет до Первой Мировой.
Соответственно, редкий советский зритель мог считать пародийный пласт лент Юннебеля по отношению к первоисточнику. И комедия воспринималась крутым боевиком.
Именно такое восприятие зафиксировал Виктор Драгунский в рассказе «Фантомас» (обратите внимание в восторженной характеристике нет слов «смешно» и «весело»):
«Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти — точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления, только и радости, что ворюга пришел в милицию, заплакал там горькими слезами и сказал, ломая губы: «Ваша взяла! Моих рук дело! Пиши, начальник!» — и начинает сам про себя рассказывать, какая у него тяжелая жизнь получилась, как у него в войну отец погиб на фронте, а мама стала все больше богу молиться и совсем не обращала на него внимания, и среди него никто не вел воспитательной работы, а ему кушать хотелось, и он попал в дурную компанию и обокрал пожарную часть. Украл два шланга и топор. И вот такую муру два часа в кино показывают, ни стыда, ни совести. Прямо не картина, а «спокойной ночи, малыши». А Фантомас — другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых— маска! В-третьих, приключения и драки! И в-четвертых, просто интересно, и все! И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов».
Ага… Все стали играть в Фантомасов.
Уже к зиме 1968 года по Союзу прокатилась хулиганская волна, где фигурировали нападения на газетные и табачные киоски с оставленными на месте преступления записками: «Фантомас!»; битые витрины; напуганные имитацией злодейского хохота женщины.
Весной того же года в МВД состоялось совещание насчет подростковой преступности. Там на «Фантомаса» много чего навешали, состряпав в Госкино предложение запретить прокат фильмов с его участием J ) на территории СССР.
Но у киношников лежал отпечатанный тираж копий третьего фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда».
Кривая подростковой преступности ползла вверх, с явными культурными отсылками преступников к полюбившемуся герою.
И хозяин МВД Николай Щелоков таки издал указ, согласно которому все три фильма о Фантомасе репрессивно снимались с репертуара.
23 апреля 1970 года он вступил в действие.
Началась другая, подпольная жизнь Фантомаса.
Ко времени моего детства картины с зеленым чудовищем лет десять как сошли с экрана, но об их существовании все прекрасно знали.
Во-первых, каждое лето телевидение запускало двухсерийку «Анискин и Фантомас», где хитрый киномеханик подбивал ребят на ограбление инкассаторской машины. В фильме мелькали кадры оригинального «Фантомаса».
Именно они заставляли пересматривать знакомую до мелочей картину в надежде разглядеть чудовище детальней.
Был еще чешский сказочный сериал «Арабелла», о котором я и думать забыл, но сразу же вспомнил, едва интернет просветил, что там действовал король страны сказок для взрослых Фантомас.
Точно ведь!
«Арабеллу» тоже смотрел не раз, а запомнил только зеленое чудовище (его играл Франтишек Петерка).
Помню также жуткую историю о том, почему Юннебель сделал всего три фильма про Фантомаса.
Мол, был и четвертый фильм, где режиссер заставил чудовище снять маску, показав истинное лицо.
На премьере часть зрителей посходила с ума от ужаса.
Городской фольклор городским фольклором, но Милен Демонжо, сыгравшая в «Фантомасах» невесту Фандора, пишет, что четвертый фильм планировался и назывался он… «Фантомас в Москве».
«Но проект не состоялся. Де Фюнес хотел заняться чем-то другим, а Жан Маре и слышать об этом не хотел. Ему с избытком хватило роли марионетки и в предыдущих сериях. В довершение ко всему, макияж зеленого цвета и резиновые маски Фантомаса вызвали появление прыщей на его лице»
Остается добавить, что фильмы типа «Фантомас» надо смотреть незамутненными глазами детства.
Когда в эпоху видеокассет я дорвался до вожделенной картины, то был страшно разочарован.
Мечта о ней оказалась намного ярче оригинала…
«Фантомас в Москве»: Почему не сняли продолжение мегапопулярного фильма
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Летом 1967 года трилогия вышла в широкий прокат в СССР. Даже первая лента показала невероятный результат: ее посмотрели 45 миллионов человек, а третья, по данным французских справочников, собрала даже 60 миллионов зрителей. Это было в десять раз меньше чем на родине фильма, во Франции. Хотя в этом случае соотносить количество проданных билетов со зрителями, несомненно, не стоит – у нас фильм смотрели по 10, 20, даже 30 раз. Гораздо позднее психологи поняли то, что сразу не смогли предвидеть советские деятели культуры и министерские работники: этот фильм наш зритель воспринимал совершенно по-другому. Во всем мире люди, с детства знакомые с образом злодея в маске, считали его пародией на дешевые бульварные романы начала века, ведь именно так французы его и задумывали, а наш зритель принял все всерьез, и, кстати, он был абсолютно не виноват, ведь на русских афишах отсутствовало слово «комедия». Российский литературовед и радиожурналист Иван Толстой объяснил различие в восприятии картины западным и советским зрителем следующим образом:
« Мы же не знали, что были еще десятки романов про Фантомаса Аллена и Сувестра. Мы не знали, что было огромное количество комиксов, да и само понятие комикса существовало в СССР только в «Веселых картинках». Мы не знали, что был Фейяд, что были сюрреалисты, которые интерпретировали фигуру Фантомаса самым разным образом. И советский зритель получил всё это… вот так отрывочно, вне контекста.»
Результатом стало массовое увлечение Фантомасом. Подростки разыгрывали друг друга и незнакомых людей, устраивая зловещие телефонные звонки: «Фантомас скоро придет к вам!»; среди преступников моментально нашлась масса подражателей, которые оставляли свои автографы на месте краж; была зафиксирована волна подросткового хулиганства, в общем, ситуация выглядела впечатляюще. Наиболее известными из подражателей тех лет стала банда братьев Толстопятовых. Преступники орудовали в Ростове-на-Дону в 1968—1973 годах, надевая для маскировки черные чулки на головы, за что их прозвали «Фантомасами». Итогом стал запрет проката фильма. Такое постановление в 1970-м году вынес сам министр внутренних дел СССР Николай Щёлоков. Правда, есть сведения, что даже после этого на периферии показ кинокартин продолжался.
Среди советских зрителей ходила устойчивая легенда о том, что всего фильмов было не три, а четыре, но последний из них является «секретным». В нем, якобы, Фантомас наконец-то снимает свою зловещую маску. В действительности, эти слухи были не совсем оторваны от реальности, ведь, задумывая сериал, создатели собирались снимать 10, а может, даже и 12 серий. Кстати, как раз о четвертой серии шло очень серьезное обсуждение. Благодаря невероятному успеху в СССР, фильм собирались снять у нас, в русских декорациях, однако «Фантомас в Москве» так и не был создан. Одной из причин конца сериала сегодня называют то, что главная звезда фильма – Жан Маре, со временем стал тяготиться своей ролью. Судя по всему, знаменитому актеру все меньше нравилось то, что внимание зрителей явно оттягивал на себя комический персонаж де Фюнеса – комиссар Жюв. Кроме того, успех в СССР был только частью общей картины, а в мировом прокате третья часть «Фантомас против Скотланд-Ярда» оказалась гораздо менее успешной, чем две первые. Критика упрекала режиссера в стереотипности и в застое, в общем, четвертый фильм так и не получил финансирования, оставив огромную армию советских подростков жестоко разочарованными.
Советский кинопрокат, конечно, можно упрекать, но порой он все-таки дарил нашим зрителям возможность посмотреть фильмы, созданные в других странах. Многие из них мы любим до сих пор, некоторые кажутся сегодня наивными: 10 зарубежных фильмов, за билетами на которые в СССР выстраивались в очередь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Это сделал Фантомас: Почему поклонники фильма в СССР начали грабить и убивать
В мире кинематографа частенько случается такое, что герой, задуманный как злодей, получается слишком обаятельным и нравится зрителям гораздо больше положительных персонажей. Именно такая ситуация произошла с «Фантомасом» — эффект от фильма был настолько неожиданным, что его пришлось снять с проката.
Первый фильм про Фантомаса вышел в 1913 году во Франции — тогда это было немое кино. В первую же неделю его посмотрели 80 тысяч человек, а главный герой стал таким популярным, что с ним начали появляться многочисленные сувениры, а гордое слово «Фантомас» украсило вывески ресторанов и кафе.
Вообще, «Фантомас» с французского переводится как «призрак», «фантом». Главный герой, а по совместительству преступник, получил это имя за неуловимость, к тому же он прятал лицо под маской. Знаменитый фильм Андре Юнебеля стал четвертой экранизацией романа.
Советские люди впервые увидели фильм о Фантомасе в 1966 году на неделе французского кино в Москве. После этого эксцентричную комедию запустили в широкий прокат. В 1967 году в СССР показали фильм «Фантомас разбушевался», а в газеты на всякий случай выпустили статьи на тему, что фильмы — всего лишь комедии, которые не стоит воспринимать всерьез.
Фильмы о Фантомасе стали культовыми в Советском Союзе, многие люди ходили на них по несколько раз. А уже через несколько месяцев у Фантомаса появилось множество подражателей. Преступники нападали на газетные и табачные киоски, а на месте погромов оставляли записки: «Это сделал Фантомас».
Подростки поджигали почтовые ящики, били витрины магазинов и звонили по незнакомым номерам, сообщая могильными голосами: «Через несколько минут вас посетит Фантомас!»
А еще модно было оставлять в почтовых ящиках зловещие письма вот с таким содержанием: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас».
Вечерами те же подростки пугали одиноких женщин смехом злого гения, который, кстати, появился только в советском дубляже.
В скором времени в Подмосковье появился совсем отчаянный фанат «Фантомаса», поджигавший жилые дома. На месте преступлений он оставлял записку «Это сделал Фантомас». Мужчину поймали — оказалось, что он страдал от душевного расстройства.
Весной 1968 года в Москве пришлось провести специальное совещание МВД, посвященное влиянию «Фантомаса» на массы. Появились предложения о запрете показов на территории СССР, однако против этого выступал весомый аргумент — у фильмов были огромные кассовые сборы, их посмотрели 46 миллионов зрителей.
В это время в прокат вышел третий фильм — «Фантомас против Скотланд-Ярда», принесший в бюджет внушительную сумму. Стражам порядка пришлось отступить от предложений о запрете и выйти на борьбу с новой волной последователей злодея.
В несколько раз увеличилось число грабежей, а уровень подростковой преступности возрос на 15%. Надо было что-то делать, и в 1969 году на экранах телевизоров появилась передача «Вас вызывает Фантомас», призывающая снять маску французского романтизма с очевидно преступных действий.
Но пиком негативного влияния фильмов стало образование «банды фантомасов» в Ростове-на-Дону. Преступники надевали на головы черные чулки и нападали на сберкассы и инкассаторские машины. Более того, они сами изготавливали автоматы и револьверы для своих темных делишек.
Банда орудовала 5 лет — с 1968 по 1973 год, успев за это время совершить 14 вооруженных нападений и два убийства мирных жителей, еще трое были ранены. Преступники успели украсть 150 тысяч рублей. Для поимки были задействованы сотни сотрудников МВД, а когда их наконец-то поймали, наказание было суровым — расстрел.
После волны преступлений фильмы о Фантомасе все же сняли с проката. Через 4 года их запустили вновь, но без предварительного анонсирования и в сезон летних отпусков.
После истории с «Фантомасом» МВД настояло на том, чтобы фильмы, имеющие криминальный характер, получали разрешение на прокат от ведомства. По этой причине чуть было не сорвался выход «Джентльменов удачи» — служителям закона кино не понравилось, они посчитали его потенциально опасным. Но за картину вступился министр иностранных дел, и жители Советского Союза все же увидели комедию.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
КГБ против Фантомасов: неизвестная война
Я выбрал вас.
До скорой встречи,
Фантомас».
Тлетворное влияние запада
Не в первый и не в последний раз иностранное кино так мощно повлияло на советских зрителей. Копируя Тарзана, Чингачгука и героев Брюса Ли, пионеры лезли на деревья, втыкали перья в волосы, мастерили нунчаки. Но только Фантомас надолго прописался в отчетах милиции и КГБ.
Показ трилогии начался в СССР летом 1967 года. Уже в сентябре председатель КГБ УССР Виталий Никитченко докладывал о негативном влиянии комедии «на некоторых лиц из числа молодежи» руководителю республики, председателю ЦК Компартии Украины Петру Шелесту. Неизвестные представлялись Фантомасом (или Обществом фантомасов), пугали граждан записками и по телефону, завершая разговор знаменитым злодейским смехом.
Волна покатилась по всей стране.
Не все «фантомасы» ограничивались угрозами — их автографы находили на месте краж и у разбитых витрин. Популярностью фильма милиция объясняла общий рост уровня подростковой преступности.
Участились случаи, когда грабители прятали лица за масками или натягивали на головы чулки. Дерзкая и хорошо организованная группировка с 1968 до 1973 год нападала на магазины, кассиров и инкассаторов в Ростове-на-Дону. После ареста преступников назвали «Бандой братьев Толстопятовых», а до того они были известны как «Фантомасы».
Бороться с распространением фантомасомании силовикам помогали деятели культуры. В Горьком (теперь Нижний Новгород) транслировали телепередачу «Вас вызывает Фантомас», в которой описывали вред от шуточных угроз. Виктор Драгунский опубликовал рассказ «Фантомас». Главному герою, учителю, угрожает неизвестный. Педагог вступает с анонимным школьником в переписку, исправляет ошибки и улучшает его грамотность. Дети в масках-чулках и увлеченный киногероем взрослый преступник фигурируют также в двухсерийной ленте «Анискин и Фантомас» о приключениях сельского участкового.
Вполне возможно, что все эти меры давали обратный эффект. Так в советское время выходило с западной рок-музыкой.
Лучший друг Гитлера
КГБ обращало бы на анонимки меньше внимания, если бы в тех не встречались антисоветские лозунги. Иногда в записках «от Фантомаса» вспоминали Адольфа Гитлера и рисовали свастики, в УССР — прославляли украинский национализм.
За этим просматривается не политическая позиция, а желание усилить хулиганское содержание записки. С той же целью анонимы назначали свержение режима и начало репрессий против членов КПСС на сакральную дату 50-летия Октябрьской революции — 7 ноября 1967 года.
Попадались антисемитские сообщения. Летом 1967 года Израиль победил в Шестидневной войне, и СССР, который поддерживал арабские страны, усилил внутреннюю пропаганду против «сионизма и еврейского национализма». Ненависть рядовых граждан обычно выплескивалась на соседей, советских евреев.
Не все авторы записок смогли остаться анонимными. В архиве удалось найти сообщения КГБ УССР об 11 найденных «фантомасах». Это были школьники 10–16 лет из Тернопольской, Львовской и Николаевской областей. Свои действия они объясняли просто желанием пошутить.
О наказании авторов информации нет. Обычно в таких случаях после профилактической беседы несовершеннолетние отделывались испугом- их отпускали. Виновник подобной истории вспоминает, какое неизгладимое впечатление оставила поездка в здание КГБ на трех машинах с автоматчиками. Условным наказанием для парней могла стать угроза отправить служить в «плохое место»: строительный батальон, железнодорожные войска, в охрану сибирских лагерей.
В каждом таком случае спецслужбы подозревали, что малолетний хулиган наслушался антисоветчины от родителей. Взрослых тщательно проверяли и предупреждали, что теперь семья находится в поле зрения органов.
В 1970 году министр внутренних дел СССР Николай Щелоков распорядился прекратить показ фильмов о Фантомасе в кинотеатрах «до особого распоряжения». Пауза длилась три года. Когда ограничение сняли, фантасомания уже не имела прежнего размаха. Дети играли в «фантомасов» по крайней мере до 1990-х годов, но заметные происшествия больше не фиксировались.
Взято: https://vakin.livejournal.com/2813783.html