в каком году воз была учреждена комиссия по социальным детерминантам здоровья
СОДЕРЖАНИЕ
Историческое развитие
Начиная с начала 2000-х годов Всемирная организация здравоохранения способствовала академической и политической работе над социальными детерминантами таким образом, чтобы обеспечить глубокое понимание неравенства в отношении здоровья в глобальной перспективе.
Закон о доступном медицинском обслуживании (ACA) 2010 года, принятый администрацией Обамы в Соединенных Штатах, воплотил идеи, выдвинутые ВОЗ, путем преодоления разрыва между здравоохранением на уровне сообществ и медицинским лечением, а это означает, что более широкое рассмотрение социальных детерминанты здоровья появляются в политике. ACA установило изменения в сообществе посредством таких инициатив, как предоставление грантов на преобразование сообществ общественным организациям, которые открыли дальнейшие дискуссии и разговоры об усилении интеграции политик для создания изменений в более широком масштабе.
На Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья 2011 года, в которой приняли участие 125 делегаций, была принята Рио-де-Жанейрская политическая декларация о социальных детерминантах здоровья. С серией заявлений и заявлений Декларация была направлена на то, чтобы сообщить, что социальные условия, в которых существует человек, являются ключом к пониманию неравенства в отношении здоровья, с которым он может столкнуться, и она призвала к новой политике во всем мире для борьбы с неравенством в отношении здоровья, а также к глобальным сотрудничество.
Общепринятые социальные детерминанты
Текущие дебаты
Стивен Х. Вульф, доктор медицинских наук Центра человеческих потребностей Университета Содружества Вирджинии, заявляет: «Степень, в которой социальные условия влияют на здоровье, иллюстрируется связью между образованием и уровнем смертности». Отчеты 2005 года показали, что уровень смертности составлял 206,3 на 100 000 для взрослых в возрасте от 25 до 64 лет с низким уровнем образования после средней школы, но был вдвое выше (477,6 на 100 000) для тех, кто имеет только среднее образование, и в 3 раза выше (650,4 на 100000) для менее образованных. Исходя из собранных данных, социальные условия, такие как образование, доход и раса, зависели друг от друга, но эти социальные условия также применимы к независимому влиянию на здоровье.
Развитие в раннем детстве может быть стимулировано или нарушено в результате воздействия социальных факторов и факторов окружающей среды на мать, пока ребенок еще находится в утробе матери. Исследование Джанет Карри показывает, что женщины в Нью-Йорке, получающие помощь от Специальной программы дополнительного питания для женщин, младенцев и детей (WIC), по сравнению с их предыдущими или будущими родами, имеют на 5,6% меньше шансов родить ребенка, который недостаточный вес, показатель того, что у ребенка будет лучше в краткосрочной и долгосрочной перспективе физическое и когнитивное развитие.
Неравенства в отношении здоровья на международном уровне
Теоретические подходы
Материалистический подход позволяет понять источники неравенства в отношении здоровья людей и народов. На принятие опасного для здоровья поведения также влияют материальные лишения и стресс. Окружающая среда влияет на то, будут ли люди употреблять табак, алкоголь, неправильное питание и низкий уровень физической активности. Употребление табака, чрезмерное употребление алкоголя и диета с высоким содержанием углеводов также используются для того, чтобы справиться с трудными обстоятельствами. Материалистический подход стремится понять, как возникают эти социальные детерминанты.
Неоматериалистический подход касается того, как страны, регионы и города различаются по распределению экономических и других ресурсов среди населения. Такое распределение ресурсов может широко варьироваться от страны к стране. Неоматериалистический взгляд фокусируется как на социальных детерминантах здоровья, так и на социальных факторах, которые определяют распределение этих социальных детерминант, и особенно подчеркивает, как ресурсы распределяются между членами общества.
Перспектива на протяжении всей жизни
Хронический стресс и здоровье
Предполагается, что стресс оказывает большое влияние на социальные детерминанты здоровья. Существует взаимосвязь между переживанием хронического стресса и негативными последствиями для здоровья. Эта взаимосвязь объясняется как прямым, так и косвенным влиянием хронического стресса на состояние здоровья.
Стресс также может косвенно влиять на состояние здоровья. Один из способов, которым это происходит, связан с перегрузкой психологических ресурсов человека, находящегося в стрессовом состоянии. Хронический стресс часто встречается у людей с низким социально-экономическим статусом, которым приходится уравновешивать заботы о финансовой безопасности, о том, как они будут кормить свои семьи, жилищном статусе и многих других проблемах. Следовательно, у людей с таким беспокойством может не хватать эмоциональных ресурсов для принятия позитивного поведения в отношении здоровья. Поэтому люди, страдающие хроническим стрессом, менее склонны уделять первоочередное внимание своему здоровью.
Предполагается, что пагубное влияние стресса на результаты в отношении здоровья частично объясняет, почему страны с высоким уровнем неравенства доходов имеют худшие результаты в отношении здоровья по сравнению с более равными странами. Уилкинсон и Пикет в своей книге «Уровень духа» выдвигают гипотезу о том, что факторы стресса, связанные с низким социальным статусом, усиливаются в обществах, где другим явно намного лучше.
Историческое исследование, проведенное Всемирной организацией здравоохранения и Международной организацией труда, показало, что длительный рабочий день, связанный с психологическим стрессом, является профессиональным фактором риска с наибольшим бременем болезней, т. Е. По оценкам, 745 000 смертельных случаев от ишемической болезни сердца и инсульт в 2016 году.
Улучшение состояния здоровья во всем мире
Для сокращения разрыва в состоянии здоровья необходимо, чтобы правительства создавали системы, обеспечивающие здоровый уровень жизни для каждого жителя.
Вмешательства
Проблемы измерения ценности вмешательств
Было проведено множество экономических исследований для измерения эффективности и ценности вмешательств, направленных на социальные детерминанты, но они не могут точно отразить воздействие на общественное здоровье из-за многогранного характера этой темы. В то время как ни анализ экономической эффективности, ни анализ полезности затрат не могут быть использованы для вмешательства в социальные детерминанты, анализ затрат и выгод может лучше уловить влияние вмешательства на несколько секторов экономики. Например, меры вмешательства против табака показали, что они сокращают употребление табака, но также продлевают продолжительность жизни, увеличивая расходы на медицинское обслуживание на протяжении всей жизни, и поэтому отмечены как неудачные меры по экономической эффективности, но не по рентабельности. Еще одна проблема, связанная с исследованиями в этой области, заключается в том, что большинство текущих научных работ посвящено богатым, развитым странам, а в развивающихся странах исследования отсутствуют.
В клинических условиях
Предоставление пациентам необходимых социальных услуг во время их визитов в больницы или медицинские клиники является важным фактором в предотвращении ухудшения состояния здоровья пациентов в результате социальных факторов или факторов окружающей среды.
Клиническое исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, показало, что предоставление пациентам ресурсов для использования и контакта с социальными службами во время клинических посещений значительно снизило социальные потребности семей и значительно улучшило общее состояние здоровья детей.
Публичная политика
Рио-де-Жанейрская политическая декларация о социальных детерминантах здоровья включает прозрачную модель разработки политики, основанную на широком участии, которая, среди прочего, направлена на социальные детерминанты здоровья, ведущие к сохранению неравенства в отношении здоровья коренных народов. В 2017 году Всемирная организация здравоохранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций, сославшись на необходимость подотчетности за обязательства, взятые странами в Политической декларации Рио по социальным детерминантам здоровья, призвали к мониторингу межсекторальных мероприятий по социальным детерминантам здоровья, которые улучшают здоровье. беспристрастность.
Министерство здравоохранения и социальных служб США включает социальные детерминанты в свою модель здоровья населения, и одна из его задач заключается в укреплении политики, подкрепленной наилучшими имеющимися фактическими данными и знаниями в этой области. Социальные детерминанты здоровья не существуют в мире. вакуум. Их качество и доступность для населения обычно являются результатом решений государственной политики, принимаемых властями. Например, ранняя жизнь определяется наличием достаточных материальных ресурсов, которые обеспечивают, в частности, адекватные возможности для получения образования, питания и жилья. Во многом это связано с гарантиями занятости и качеством условий труда и заработной платы. Доступность качественных и регулируемых услуг по уходу за детьми является особенно важным вариантом политики в поддержку раннего возраста. Это не вопросы, которые обычно находятся под индивидуальным контролем, а скорее социально сконструированные условия, требующие институциональных ответов. Подход, ориентированный на политику, помещает такие выводы в более широкий политический контекст. В этом контексте « Здоровье во всех стратегиях » рассматривается как ответ, направленный на включение вопросов здоровья и справедливости в отношении здоровья во все государственные стратегии в качестве средства содействия синергии между секторами и, в конечном итоге, укрепления здоровья.
Тем не менее, нередки случаи, когда правительственные и другие органы власти индивидуализируют эти вопросы. Правительства могут рассматривать ранний период жизни как результат родительского поведения по отношению к своим детям. Затем они сосредотачиваются на поощрении лучшего воспитания детей, помощи в том, чтобы родители читали своим детям, или призывают школы поощрять физические упражнения среди детей, а не увеличивать объем финансовых или жилищных ресурсов, доступных семьям. Действительно, для каждой социальной детерминанты здоровья доступно индивидуальное проявление каждой. Существует мало свидетельств, позволяющих предположить эффективность таких подходов в улучшении состояния здоровья тех, кто наиболее уязвим к болезням, в отсутствие усилий по изменению их неблагоприятных условий жизни.
Группа Кокрановского сотрудничества провела первый всесторонний систематический обзор воздействия на здоровье безусловных денежных переводов как все более распространенной структурной социальной детерминанты здоровья на начальном этапе. Обзор 21 исследования, включая 16 рандомизированных контролируемых испытаний, показал, что безусловные денежные переводы не могут улучшить использование медицинских услуг. Однако они приводят к значительному, клинически значимому снижению вероятности заболевания примерно на 27%. Безусловные денежные переводы также могут улучшить продовольственную безопасность и разнообразие рациона питания. Дети в семьях-получателях с большей вероятностью будут посещать школу, и денежные переводы могут увеличить расходы на здравоохранение.
Одна из рекомендаций Комиссии по социальным детерминантам здоровья заключается в расширении знаний, особенно среди медицинских работников.
Хотя Комиссия ВОЗ по социальным детерминантам здоровья не рассматривает сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, они все чаще признаются социальными детерминантами здоровья.
9 самых важных социальных детерминант здоровья
социальные детерминанты здоровья это условия окружающей среды, в которых люди рождаются, живут, учатся, работают и выполняют повседневную жизнь, которая непосредственно влияет на их здоровье. Эти условия являются причиной многих неравенств в области благосостояния.
Разница в обстоятельствах, существующих между разными людьми, возникает вследствие неравного распределения денег, ресурсов и власти. Это неравенство может быть изучено во всем мире, странами или на местном уровне..
Большинство неравенств, вызванных социальными детерминантами в области здравоохранения, несправедливы и их можно избежать, поэтому Всемирная организация здравоохранения выразила свою обеспокоенность борьбой с ними. В связи с этим в 2005 году была создана Комиссия по социальным детерминантам здоровья..
Основные социальные детерминанты здоровья
Существует очень большое количество социальных детерминант, которые влияют на благосостояние населения. Ниже вы найдете список наиболее важных.
Экономический статус региона
Одним из наиболее важных социальных детерминант здоровья является количество денег и благосостояния, которые страна может обеспечить своим жителям..
В государстве, где нет адекватной инфраструктуры, системы общественного здравоохранения или доступа к лекарствам, гражданам будет трудно быть здоровыми.
В этом смысле первой причиной неравенства в предмете здоровья является место мира, в котором он родился. Жители развитых стран, просто живя в этих странах, будут склонны иметь состояние здоровья выше, чем жители развивающегося региона..
Доступ к общественному здравоохранению
С предыдущим пунктом связан доступ жителей региона к бесплатному или недорогому здравоохранению. В некоторых развитых странах, таких как Соединенные Штаты, цены на медицинское обслуживание настолько высоки, что многие его граждане не могут себе этого позволить..
Очевидно, что это влияет на состояние здоровья этих людей, которые не могут получить доступ к основным ресурсам, таким как лечение в больнице или дорогостоящие лекарства..
Социальные нормы и отношения
В некоторых местах определенные традиционные способы мышления, основанные на социальной структуре, не позволяют людям наслаждаться лучшим здоровьем, которое они могут иметь, как физически, так и психически..
Например, такие проблемы, как расизм или дискриминация, порождают много ненужных психологических страданий у граждан.
Уровень дохода
В целом очевидно, что покупательная способность человека напрямую влияет на качество его состояния здоровья. Чем больше у кого денег и ресурсов, тем лучше лечение, которое они могут себе позволить, в дополнение к возможности помочь лучшим специалистам, когда у них есть проблемы..
С другой стороны, людям с более низким уровнем дохода часто приходится соглашаться на лечение низкого качества. Это особенно актуально в странах, где нет системы общественного здравоохранения..
стресс
Уровень стресса населения сильно варьируется от страны к стране. В этом есть много факторов: различия в уровне занятости в регионе, обеспеченность работой, плотность населения в городском ядре, среди других факторов.
Стресс может вызвать все виды проблем со здоровьем, как физических, так и психологических. Однако, поскольку это обычно не рассматривается как фактор риска, многие люди просто игнорируют его, пока не станет слишком поздно.
Сеть социальной поддержки
Страны, в которых граждане имеют официальную сеть поддержки в случае возникновения серьезной проблемы, способствуют повышению уровня здоровья населения.
Например, это относится к системе пособий по безработице, финансовой помощи для молодежи или пенсий для тех, кто уже вышел на пенсию..
В странах, где эти системы не существуют или являются дефицитными, население, как правило, имеет более высокий уровень стресса и психические и физические проблемы всех видов.
Качество еды
Страны, где трудно найти качественную еду, являются домом для населения, которое, как правило, болеет. В том же смысле, если в каком-либо регионе не хватает еды для всех его жителей, могут возникнуть голод и другие не менее ужасные ситуации..
Напротив, в высокоразвитых странах существует парадокс в этом вопросе. Из-за избытка продуктов питания у большинства населения возникают проблемы с лишним весом, со всеми вытекающими отсюда санитарными проблемами..
жилье
Некоторые регионы мира из-за высокой плотности населения и высоких цен, которые достигаются землей, представляют серьезную жилищную проблему для его жителей.
В этих районах население имеет трудный доступ к качественному жилью, что приводит к множеству психологических, а иногда и физических проблем..
Например, неспособность получить доступ к приличному жилью может вызвать психические расстройства, такие как беспокойство, стресс или чувство неполноценности; и в самых неблагоприятных климатических условиях отсутствие крыши под кровом может стать причиной смерти.
Образовательный уровень
Наконец, доступная и качественная система образования является ключом к тому, чтобы пользоваться всем возможным благосостоянием для подавляющего большинства населения..
Отсутствие образования связано почти во всех случаях с большей нестабильностью в сфере занятости, более низкой заработной платой и меньшей удовлетворенностью жизнью.
Поэтому одним из приоритетов стран должно быть обеспечение своих граждан качественным государственным образованием, которое позволяет им развивать свой потенциал как людей..
Глобальные обязательства по воздействию на социальные детерминанты здоровья
В последний день работы Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья, проведенной ВОЗ в Рио-де-Жанейро 19–21 октября 2011 г., была принята Рио-де-Жанейрская политическая декларация по социальным детерминантам здоровья.
В Конференции участвовало около 1200 человек, в том числе 60 министров здравоохранения, представители партнеров Организации Объединенных Наций и гражданского общества. Цель конференции – стимулировать воздействие на социальные детерминанты здоровья. На церемонии открытия д-р Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ, высоко отозвалась о роли гражданского общества в защите интересов здоровья и сокращении социальных неравенств в отношении здоровья, отметив, что эти неравенства существуют из-за “проведения неверной политики”.
Европейские министры здравоохранения в центре событий на Конференции
Европейские министры здравоохранения активно участвовали в работе конференции. Например, Andreas Loverdos, министр здравоохранения и социальной солидарности Греции, рассказал о том, как решаются проблемы охраны здоровья в Греции в условиях экономического кризиса.
Dorjan Marušič, министр здравоохранения Словении, выступил с докладом о ситуации в его стране и подчеркнул особую важность поддержки, оказанной ЕРБ ВОЗ, а также большую роль Сети здравоохранения Юго-Восточной Европы (SEEHN) в осуществлении межгосударственных мер воздействия на социальные детерминанты здоровья.
Министр здравоохранения и служб медицинской помощи Норвегии, Anne-Grete Strøm-Erichsen подробно рассказала о новом законодательном акте Норвегии по охране общественного здоровья, согласно которому усилиям по сокращению социальных неравенств по показателям здоровья отводится центральное место в национальной стратегии общественного здравоохранения.
Рио-де-Жанейрская политическая декларация
В декларации отражены глобальные обязательства по реализации политики, призванной оказать воздействие на социальные детерминанты здоровья для уменьшения социальных неравенств в отношении здоровья и решения других глобальных приоритетных задач. Декларация послужит активизации усилий стран-членов ВОЗ по разработке национальных стратегий и планов действий, направленных на снижение социальных неравенств по показателям здоровья.
Декларация составлена с учетом новой европейской политики здравоохранения Здоровье-2020 и вносит свой вклад в процесс ее дальнейшей разработки благодаря тому, что в ней также признается важнейшая роль социальных детерминант здоровья и необходимость решения следующих задач:
Обзор социальных детерминант и разрывов по показателям здоровья в Европейском регионе ВОЗ. Заключительный доклад
Загрузить
2014, xlv + 224 с.
ISBN 978 92 890 0058 1
40,00 шв. фр.
В развивающихся странах: 28,00 шв. фр.
Номер заказа 43400137
Несмотря на то, что в Европейском регионе ВОЗ было достигнуто заметное улучшение показателей здоровья, неравенства по-прежнему сохраняются как между странами Региона, так и внутри этих стран. В настоящее время степень этих неравенств и их социальные причины можно назвать хорошо изученными, особенно после того, как в 2008 г. был опубликован доклад Комиссии по социальным детерминантам здоровья.
Настоящий обзор социальных неравенств в отношении здоровья во всех 53 государствах-членах Региона было поручено провести в рамках подготовки новых основ Европейской политики в поддержку здоровья и благополучия – политики Здоровье-2020. В докладе, в основу которого легли глобальные научные данные, содержатся рекомендации в отношении мер политики, направленных на сокращение несправедливых различий в отношении здоровья и разрыва по показателям здоровья во всех странах, в том числе в странах с низким уровнем доходов.
Доклад состоит из четырех частей. Часть I посвящена контексту и истории проведения обзора. В ней приводятся ключевые принципы, лежащие в основе рекомендаций, и объясняется, на основании чего они были разделены на следующие четыре широкие темы: этапы жизненного цикла, вовлечение всех слоев общества, расширенный контекст на макроуровне и системы стратегического руководства, оказание услуг и мониторинг.
В части II в обобщенном виде приводятся современные научные данные о масштабе разрыва по показателям здоровья между странами Европейского региона с описанием несправедливых различий в отношении здоровья и их социальных детерминант.
В части III подробно описываются вышеупомянутые четыре темы, с приведением рекомендаций и лежащих в их основе научных данных.
В части IV обсуждаются некоторые вопросы, связанные с выполнением рекомендаций, вкратце описывается рамочная основа для действий, обсуждаются возможные причины неудач, даются указания в отношении передовой практики и приводятся выводы и рекомендации обзора.
Обзор является призывом к действиям для политических лидеров и руководителей специализированных структур и полезным инструментом для всех тех, кто заинтересован в улучшении здоровья населения и сокращении разрыва по показателям здоровья между странами Европейского региона и внутри этих стран.
Медицинские интернет-конференции
Языки
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Коршевер Н.Г., Сидельников С.А., Кузнецов О.М.
Резюме
Установлены перечень и значимость 37 детерминант здоровья, влияние на них заинтересованных в охране здоровья 23 секторов государства и общества, характеристики взаимодействия этих секторов. Разработаны автоматизированный способ оценки успешности межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья в территориальном образовании (образованиях) и базирующаяся на нём технология оптимизации.
Ключевые слова
Статья
Введение. Охрана здоровья населения, безусловно, является одной из важнейших проблем любого государства, в том числе и России. В основе решения данной проблемы лежит определение детерминант здоровья и целенаправленное воздействие на них. Достигнуты определённые успехи. Создана и функционирует специальная Комиссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по социальным детерминантам здоровья. Вместе с тем зачастую анализировались группы детерминант (как правило, отдельные), хотя каждая включает достаточно обширный перечень факторов.
Целесообразно не только исследовать факторы, влияющие на состояние здоровья, но и установить роль различных секторов государства и общества, которые должны осуществлять работу по его охране, то есть воздействовать на эти детерминанты. Действительно, в последние годы ВОЗ важнейшее значение в деле охраны здоровья придаётся так называемому «межсекторальному взаимодействию или сотрудничеству». Сформулированы соответствующие принципиальные положения. К сожалению, реализация многих из них носит декларативный характер, в частности, не определены значимость и удельный вес деятельности секторов, их влияние на конкретные детерминанты здоровья, характеристики взаимодействия, недостаточно обоснованы организационные аспекты. Как правило, в регионах осуществляются ведомственные программы и проекты, а если они и являются межведомственными, то количество ключевых партнеров ограничено.
Использование оценочных процедур в рассматриваемой проблемной области ограничивается выявлением влияния на здоровье отдельных заявок (проектов, программ, планов), в частности, на этапе их формирования. Кроме данного подхода, есть необходимость всесторонне оценить текущее состояние межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения. Это позволит определять направления оптимизации рассматриваемого процесса, в том числе необходимость целенаправленной реализации конкретных заявок.
Перечисленные обстоятельства определили цель работы, которая заключается в том, чтобы исследовать межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны здоровья населения и обосновать технологию его оптимизации.
Материалы и методы. Анализировались нормативное правовое поле охраны здоровья населения, соответствующие служебная и медицинская документации, результаты анонимного опроса по специально разработанным анкетам 804 врачей, проходивших усовершенствование на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (СГМУ) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Респонденты имели опыт организационной работы не менее десяти лет и совокупный коэффициент компетентности ≥ 4,0 балла по привычной 5-балльной шкале [1]. Кроме того, опрошены 6106 человек (не медицинских работников), проживавших в г. Саратове и Саратовской области и проходивших плановое обследование в Центрах здоровья.
Проведено анонимное анкетирование 14 экспертов из числа профессорско-преподавательского состава организационных кафедр СГМУ (организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права; экономики и управления здравоохранением и фармацией).
Результаты исследования обработаны с помощью персональной ЭВМ методами вариационной статистики с вычислением параметрических и непараметрических критериев различия.
Результаты исследования. Установлена значимость составляющих следующих групп детерминант здоровья:
— образ жизни (качество питания, физическая активность, табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, сексуальное поведение, медицинская активность);
— условия жизни и работы (обеспеченность жильём, в том числе санитарно-гигиеническими условиями; условия работы, в том числе санитарно-гигиенические; организация охраны труда; доступность услуг, в том числе функционирование сети обслуживания жилого фонда; доступность необходимого уровня комфорта; возможности получения образования; транспортное обеспечение, в частности, состояние дорожно-транспортной сети и функционирование системы личного и общественного транспорта; устройство территории; обеспечение социальных гарантий, в том числе для пенсионеров, лиц с ненадежной занятостью, включая безработных, неформальную занятость и работу по дому и по уходу, в таких особых ситуациях, как болезнь, инвалидность);
— факторы, которые воздействуют на общество в широком смысле слова (ответственность власти за действия и справедливость в отношении здоровья населения; общие социально-экономические условия, в том числе финансирование мер по воздействию на социальные детерминанты здоровья и обеспечение справедливости в отношении здоровья для всех; участие населения в разработке связанных с политикой повесток дня и принятии решений, связанных со здоровьем; климат; погода; экологическая обстановка; работа средств массовой информации, в частности, по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, пропаганды здорового образа жизни; состояние общественной безопасности и правопорядка);
Установлено, что группа «Образ жизни» играет приоритетную роль. Так, из семи рассматриваемых её составляющих пять были оценены более чем на 7 баллов (из них две – более 8). В других группах этого отмечено не было, а среди вне групповых детерминант только наследственность получила 7,50±0,13 балла.
Можно отметить, что внутри каждой из перечисленных групп значимость детерминант существенно различается.
Сравнительный анализ всех исследуемых детерминант показал, что наиболее значимы – первые три ранговых места «употребление наркотиков», «качество питания» и «наследственность», наименее – последние три ранговых места – «пол», «участие населения в разработке связанных с политикой повесток дня и принятии решений, связанных со здоровьем», и «обеспечение социальных гарантий».
Логика распределения данных, полученных при анкетировании населения, в основном совпадает с результатами опроса врачей-организаторов. Вместе с тем можно отметить, что, по мнению последних, достоверно более приоритетными были такие детерминанты, как «употребление наркотиков» и «наследственность» и менее значимы – «пол», «доступность необходимого уровня комфорта», «обеспечение социальных гарантий», «участие населения в разработке связанных с политикой повесток дня и принятии решений, связанных со здоровьем», «климат», «погода», «род занятий», «место проживания», «социальная изоляция» (р≤0,05).
Полученные результаты позволили перейти к анализу воздействия на детерминанты здоровья заинтересованных секторов. С этой целью организаторы здравоохранения установили секторы, участвующие в работе по охране здоровья населения, и выделили среди них 13 основных (расположены по мере убывания значимости): здравоохранение; администрация территории (аппарат главы администрации); средства массовой информации и печати; сфера образования; депутаты думы территории; сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; сфера молодежной политики, физической подготовки, спорта и туризма; сфера охраны окружающей среды и природопользования; сфера социального развития; сфера финансов; общественные организации; органы внутренних дел и прокуратура; военный комиссариат.
По мнению экспертов, всего в межсекторальном взаимодействии участвуют не менее 23 секторов. Кроме перечисленных основных 13, установлены следующие 10: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; сельское хозяйство; ветеринария; промышленность и энергетика; сфера культуры; транспорт; сфера торговли; дорожное хозяйство; охотничье хозяйство и рыболовство; лесное хозяйство.
Удельный вес участия каждого из секторов в межсекторальном взаимодействии по вопросам охраны здоровья населения, как правило, соответствует оцениваемой значимости.
Степень воздействия перечисленных секторов на детерминанты здоровья, естественно, различна. Более того, есть детерминанты, на которые они практически не влияют. Это – «пол», «возраст», «климат», «погода». Только сектор «здравоохранение» влияет на наследственность, имея в виду генную инженерию – 6,15±0,11 балла. Кроме того, такие секторы, как «органы внутренних дел» и «военный комиссариат», воздействуют на существенно меньшее число детерминант здоровья, чем остальные. Так, сектор «военный комиссариат» значимо влияет только на 17 из 37 рассматриваемых детерминант, а органы внутренних дел – на 26.
Для решения практических задач по формированию специальных программ, направленных на охрану здоровья населения, могут быть использованы как данные, количественно характеризующие влияние конкретного сектора на каждую из детерминант здоровья, так и перечень секторов, которые могут воздействовать на отдельную детерминанту.
Организаторы здравоохранения оценили силу связи между основными тринадцатью заинтересованными секторами при осуществлении ими работы по охране здоровья населения. Установлено наличие значимых связей между всеми основными секторами.
При этом по значимости межсекторального взаимодействия наиболее высокие ранговые места (первые пять) занимают связи администрации территории (аппарата главы администрации) со здравоохранением, депутатами думы и сферой финансов, средств массовой информации и печати со здравоохранением, депутатов думы со здравоохранением. Наименее значимы (пять последних ранговых мест) связи военного комиссариата со сферами охраны окружающей среды и природопользования, финансов, социального развития, средствами массовой информации и общественными организациями.
Результаты целенаправленного исследования закономерностей функционирования системы межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения позволили расширить представление об организационных аспектах этого процесса. Во-первых, дана характеристика основных действий по организации такого межсекторального взаимодействия: Во-вторых, обоснованы направления, по которым должно осуществляться межсекторальное взаимодействие. Это позволило экспертам обосновать 38 информативных векторов оценки рассматриваемого процесса.
В данном случае использован термин «информативный вектор», так как очевидно, что часть характеристик может, в свою очередь, быть описана ещё рядом показателей – теперь уже информативных критериев. Сформированные информативные векторы оценки межсекторального взаимодействия были разделены на простые – их 21 (каждый представляет собой один информативный критерий) и сложные (17), состоящие из ряда информативных критериев (от 3 до 12).
Простой информативный вектор и каждый информативный критерий сложного вектора имеют градацию – высокий, средний и низкий уровни. Естественно, что конкретные вектор и критерий оцениваются отдельно и в различных единицах, поэтому с целью использования в дальнейшем формальных расчетов каждому уровню были присвоены балльные оценки.
Не все векторы и критерии равнозначны с точки зрения их влияния на интегральный показатель, поэтому на основе экспертного опроса для каждого из них были установлены по известному методу попарных сравнений коэффициенты значимости [2].
Кроме того, эксперты разделили все векторы на две группы: относительно более значимые и относительно менее значимые.
Этот методический подход позволил обосновать так называемые «модельные варианты» и оценить успешность межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения следующим образом: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Так как данный способ даёт возможность оценивать состояние межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья в различных территориальных образованиях (город, район, регион и т.п.), можно сделать заключение о том, что сформирована многоуровневая иерархическая структура диагностики.
Сконструированный способ автоматизирован на базе системной программы 1С: Предприятие, что существенно облегчает оценку не только одного, но и ряда территориальных образований, позволяет располагать их в порядке убывания приоритета, определять необходимое количество лучших и худших и, самое главное, указывать векторы и критерии, которые обусловили ту или иную оценку. Появляется возможность определить причины создавшегося положения дел, то есть целенаправленно управлять межсекторальным взаимодействием, что имеет непосредственное отношение к его оптимизации.
В исследовании обоснована дефиниция такой оптимизации. Это такой процесс, который осуществляется в рамках адекватного нормативного правового поля, на основе современных средств, форм и методов охраны здоровья, с учётом иерархического взаимодействия заинтересованных секторов и особенностей их влияния на детерминанты здоровья, многовекторной оценки успешности межсекторального взаимодействия с целью обоснования и выбора таких управленческих решений, которые являются наилучшими с точки зрения достижения эффективного результата функционирования.
Результаты проведённого исследования существенно дополнили данные литературы о детерминантах здоровья, секторах государства и общества, заинтересованных в его охране, характеристиках их взаимодействия, что дало возможность разработать многовекторный автоматизированный способ оценки успешности межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья в территориальном образовании (образованиях) и на его основе спроектировать соответствующую технологию оптимизации.
При этом основные направления оптимизации интегрированы в одну схему, состоящую из ряда элементов: оценки успешности этого процесса, совокупности целенаправленно проводимых мероприятий, связей между ними.
Начальным этапом оптимизации функционирования системы межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения является первичная оценка с помощью предлагаемого способа. Практическая оценка межсекторального взаимодействия достаточно проста и заключается в определении уровня каждого информативного вектора и критерия и введении данных в компьютер. Способ открыт для дальнейшей доработки и совершенствования. Например, при изменении векторов или критериев, коэффициентов важности, совершенствовании моделей оценки и т.п.
В случае неудовлетворительной оценки путем целенаправленного анализа устанавливаются те векторы и критерии, которые ее определили, и осуществляются необходимые целенаправленные корригирующие мероприятия. Естественно, что мероприятия по коррекции деятельности проводятся и в случаях определения благоприятных результатов «удовлетворительно» и «хорошо».
В последующем осуществляется динамическая многовекторная оценка, выполняющая роль обратной связи.
В рамках реализации предлагаемой технологии оптимизации появилась возможность конкретизировать формирование специальных программ, направленных на охрану здоровья населения. При этом используются как результаты многовекторной оценки, так и установленные в исследовании перечень и значимость детерминант здоровья, характеристики влияния на каждую из них описанных заинтересованных секторов.
Заключение. Полученные данные позволили обосновать технологию оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения.