в каком году в якутии взлетел первый самолет
В каком году в якутии взлетел первый самолет
В этот день в 1925 году самолет «Сопвич» взлетел с пристани Даркылах и совершил посадку на Зеленом лугу. Управлял им летчик П.М. Фадеев.
В этот день в 1925 году самолет «Сопвич» взлетел с пристани Даркылах и совершил посадку на Зеленом лугу. Управлял им летчик П.М. Фадеев.
Об организации воздушной линии руководство Якутской АССР озаботилось с первых дней зарождения республики. В результате работы Максима Аммосова, Платона Ойунского, Исидора Барахова и Степана Аржакова Якутия попала в трехлетний план открытия воздушных линий в стране, утвержденный Советом труда и обороны СССР в 1923 году.
Этот праздник – дань уважения людям, которые в период становления воздушно-транспортной отрасли Якутии в труднейших условиях строили аэропорты и взлетно-посадочные полосы, осваивали новую технику, обеспечивали авиационное обслуживание населения и экономики республики, создавали передовую летную и инженерно-техническую школы.
Одним из них был легендарный летчик Валерий Ильич Кузьмин, чье столетие Якутия будет отмечать в ноябре текущего года. Судьба Валерия Ильича – отражение исторических страниц авиации страны, ее становления и развития. Кузьмин – один из первых пилотов Якутии, трижды миллионер (налетал три миллиона километров), единственный из якутских лётчиков, освоивший 12 типов самолетов, основатель республиканской авиационной инфраструктуры. Его масштабные замыслы и решения опережали время и не теряют значимости и сегодня, а дело всей жизни Валерия Ильича продолжают авиаторы республики – настоящие профессионалы своего дела, среди которых – дети, внуки Кузьмина.
За 96 лет существования гражданской авиации республики накоплен бесценный опыт пилотирования в экстремальных условиях Крайнего Севера, сформирована уникальная якутская школа летного и инженерно-технического состава, которая высоко котируется в авиационной отрасли страны и мира.
Самолеты и дирижабли над Якутском
8 октября 1925 года над г. Якутском впервые поднялся аэроплан «Сопвич». Первый самолет Якутии был доставлен на пароходе «Пролетарий» с Ленских приисков, а до этого он совершил первые полеты в Алдане. Вместе с самолетом прибыли ответственный инструктор Сибирского Общества друзей воздушного флота (СибОДВФ) Борис Семенович Масленников, летчик Петр Фадеев, бортмеханик Иван Михайлов и секретарь Иркутского губернского ОДВФ Виктор Брузгулис. Позже Масленников, Фадеев и Михайлов продолжали летать в небе Якутии, пока первый «Сопвич» не был передан властям ЯАССР.
Первыми почетными пассажирами аэроплана стали участник гражданской войны в Якутии, кавалер ордена Красного знамени Г. Егоров, П. Ойунский и крестьянка А. Дмитриева.
В честь первого самолета ЯАССР состоялся митинг, на котором с приветственным словом выступили: инструктор Сибавиахима Б. Масленников, председатель ЯЦИК П. Ойунский и председатель Совнаркома ЯАССР и Якутского отделения Авиахима М. Аммосов.
Они призвали население активно провести сбор средств на постройку самолета.
В тот же день вечером в здании Народного театра состоялось торжественное заседание советских органов, общественности и передовиков производства.
Билеты в полет разыгрывали по лотерее
Спустя четыре дня, 12 октября 1925 года, «Сопвич» совершил первый полноценный полет по маршруту «Якутск–Покровск–Якутск» с одним пассажиром на борту.
Кстати, первые пассажиры могли выиграть билет на полет на самолете, купив специальные лотерейные билеты. Лотерею организовал Якутский Авиахим.
24 октября председатель Совета народных комиссаров ЯАССР М. Аммосов отправил телеграмму Сибавиахиму с просьбой оказать братскую поддержку и передать «Сопвич» Якутии.
«Первые полеты «Сопвича», совершенные над некоторыми улусами и волостями в радиусе 100 верст от Якутска, произвели громадное впечатление. Воздушная почта, впервые доставленная в течение часа из Якутска на места, произвела исключительное впечатление.
Массы населения, веками жившие в обстановке полной культурной отсталости и религиозных предрассудков, впервые почувствовали силу человека, способного подняться выше облаков.
На первых летчиков, кроме выполнения первых полетов в Якутии, возлагались и образовательные функции.
Так, в период с октября по ноябрь 1925 года летным составом «Сопвича» прочитано 27 лекций, проведены месячные курсы по авиаремонту для якутской учащейся молодежи и педагогов».
Об этом писала центральная газета «Известия» в январе 1926 года.
Штрафы в пользу воздушного флота
Еще в 1923 году властями ЯАССР был поставлен вопрос об открытии авиасообщения между Иркутском и Якутском. Но прежде надо было изучить предлагаемые маршруты, выявить на огромной территории пригодные площадки, наладить связь, оборудовать метеонаблюдения.
К этому времени в Якутске было создано отделение Добролета, Общества друзей воздушного флота, позднее Авиахима, начался сбор добровольных пожертвований. Что интересно, ввиду нехватки собираемых денег, НКВД даже разрешалось штрафовать граждан за курение и ругань в общественных местах, а собранные штрафы направлять в пользу воздушного флота.
Из газетных сообщений того времени: «Парикмахеры Демченко и Зелькин всю выручку, которую они получали в воскресенье с 9 до 12 часов и в понедельник с 8 утра и до 8 часов вечера, жертвуют на постройку самолета «Якут».
Молодежь того времени мечтала стать только летчиками и ни кем другим.
Первый летчик погиб в авиакатастрофе
Первым летчиком из якутов был Алексей Торговкин. В апреле 1924 году он был курсантом военной школы Красного воздушного флота.
Он родился в 1898 году на о. Кыллаах Олекминского района в семье крестьянина.
В 1920 году в Якутске А.Торговкин вступил в комсомол. В 1921 году поступил в Иркутский политехникум, одновременно работая грузчиком в составе студенческой артели. В 1922 году перевелся в Москву, в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию.
В 1925 году Алексей Торговкин поступает в Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде, по окончании которой его зачисляют слушателем Военной школы летчиков в г. Борисоглебске. Здесь он вступает в ВКП(б).
В 1927 году в звании военного летчика РККА А.Торговкин прошел специальную подготовку в школе воздушного боя. Служил в 24-й авиаэскадрильи, затем в 7-м отдельном авиаотряде.
К сожалению, Алексей Николаевич Торговкин погиб в июне 1927 года в авиакатастрофе близ Харькова.
Праздник авиации провели за церковью
15 августа 1925 года в г. Якутске провели праздник Общества друзей воздушного флота, ОДВФ, предшественника Авиахима и ДОСААФА.
На одной из полян за Никольской церковью было выбрано место для празднования дня ОДВФ-Авиахима.
В тени деревьев были поставлены 2-3 палатки, из них в одной производили запись в члены общества и продавали литературу о воздушном флоте. Тут же стояла телега, с которой бойко торговали холодным квасом. К месту празднования стали собираться часам к 12-ти. В качестве трибуны использовали чью-то телегу. Затем открылся митинг. Председатель ОДВФ М. Аммосов обрисовал значение воздушных сообщений в такой далекой, оторванной от центра страны, как Якутия, республике.
В воздух были выпущены два шара-пилота, желающим следить за ними давали смотреть в теодолит. Продавали значки, производили сбор пожертвований на самолет «Якут». Так описывали праздник друзей Воздушного флота в Якутске местные газеты.
Дирижабль над Якутском
Примерно в те же годы, на заре становления авиации в ЯАССР, над Якутском пролетел необычный воздушный корабль.
18 августа 1929 года в 7 часов утра над Якутском появился дирижабль «LZ 127 Zeppelin». С него было сброшено три сверстка с почтой. Он быстро появился в небе и так же быстро удалился на юго-восток.
Это был дирижабль, совершавший с небольшими перерывами, кругосветное путешествие. Он начался в Америке. Всего на борту было 18 пассажиров. 55,5 часов понадобилось Graf Zeppelin, чтобы преодолеть Атлантический океан. Первая посадка была выполнена в немецком городе Фридрихсхафен. Именно здесь был построен самый первый дирижабль графа Цеппелина.
В статье использованы материалы книг:
— В. Пестерева «Хроника авиации Якутии (1921-1987)», Новосибирск, 1997 год;
Взгляд в прошлое. Первый самолет в Якутии
8 октября отмечается День авиации Якутии. В честь праздника на ютуб-канале Old Yakutsk вышел ролик, посвященный этому дню.
В этот день в 1925 году самолет «Сопвич» взлетел с пристани Даркылах и совершил посадку на Зеленом лугу. Управлял им летчик Петр Мамонтович Фадеев. В ролике представлены исторические фотографии с места события и материалы местной прессы тех дней.
«Я про авияцию… Развивается, товарищи крестьяне. Ничего не скажу против. Что есть, то есть. Не спорю…
Непонятно! крикнул председатель. Вы, товарищ, ближе к массам…
Косоносов подошел ближе к толпе и, свернув козью ножку, снова начал:
Так вот, этого, товарищи крестьяне… Строят еропланы и летают после. По воздуху, то есть. Ну иной, конечно, не удержится бабахнет вниз. Как это летчик товарищ Ермилкин. Взлететь взлетел, а там как бабахнет, аж кишки врозь…
Не птица ведь, сказали мужики…
Я же и говорю, обрадовался Косоносов поддержке, известно не птица. Птица та упадет, ей хоть бы хрен отряхнулась и дальше… А тут, накось, выкуси… Другой тоже летчик, товарищ Михаил Иваныч Попков. Полетел, все честь честью, бац в моторе порча… Как бабахнет…
Ну? спросили мужики.
Ей-богу… А то один на деревья сверзился. И висит что маленький. Испужался, блажит, умора… Разные бывают случаи… А то раз у нас корова под пропеллер сунулась. Раз-раз, чик-чик и на кусочки. Где роги, а где вообще брюхо разобрать невозможно… Собаки тоже, бывает, попадают.
И лошади? спросили мужики. Неужто и лошади, родимый, попадают?
И лошади, сказал Косоносов. Очень просто.
Ишь сволочи, вред им в ухо, сказал кто-то. До чего додумались! Лошадей крошить… И что ж, милый, развивается это?
На ероплан, сказал Косоносов.
Мужики, мрачно посмеиваясь, стали расходиться.»
75 лет назад в этот день был открыт аэропорт в Якутске
8 мая 1946 года был принят в эксплуатацию деревянный аэровокзал с гостиницей, рестораном, отделом перевозок, КДП и радиобюро в Якутске. 28 августа принята в эксплуатацию битумированная взлетно-посадочная полоса. Начальником аэропорта был полковник Храмцов. Об этом сообщает ИА YakutiaMedia.
Вспомним историю развития авиации в Якутии, с чего все начиналось.
8 октября — особенный день для авиаработников Якутии. Более 90 лет назад в небо над Якутском поднялся первый самолет. Это событие стало прорывом не только в авиации, но и в социально-экономическом развитии республики. 8 октября 1925 году самолет «Сопвич», пилотируемый летчиком П. М. Фадеевым, взлетев с пристани Даркылах, совершил посадку на Зеленом лугу.
29 августа 1928 году была официально открыта воздушная линия Иркутск-Якутск (Якутская гидролиния гражданской авиации), первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
1929 год
В июне была организована экспедиция по изысканию сухопутных аэродромов и посадочных площадок для перевода линии Иркутск — Якутск на сухопутную линию.
1930 год
18 июля были закончены геодезические работы Алданской экспедиции по разбивке Якутского аэродрома. В этот же день на заседании представителей ведомств под председательством НКФ Иванова рассматривался вопрос о постройке аэродрома в Якутске для сухопутной линии Рухлово (ныне Сковородино) — Незаметный.
1931 год
Началось строительство Якутского аэропорта. Достигнуто небывалое сокращение продолжительности рейсов. Время нахождения самолетов в пути в благоприятные по погоде месяцы составляло 24 часа.
1932 год
Постановлением СНК СССР № 209 от 25 февраля 1932 года регулирование гражданской авиации СССР возложено на Главное управление ГВФ. Линейные и узловые аэростанции стали называться аэропортами.
1933 год
Выполнен первый исследовательский полет по трассе «Якутск — Оймякон — Якутск».
1934 год
Начальником Якутского аэропорта был назначен П. И. Баринов.
День якутской авиации. Фото: социальные сети
1935 год
В августе закончено строительство постоянного Якутского аэродрома размером 450х500 метров на месте существующего ныне. Построен ангар на два самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками. Были оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангарах, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском.
1936 год
Изыскательским перелетом Якутск — Сангары — Вилюйск открыта связь с группой вилюйских районов.
1937 год
Начальником аэропорта г. Якутска был назначен Александр Евстафьевич Медынский. Открыты новые авиалинии Якутск — Верхоянск — Казачье — Тикси, Якутск — Нюрба.
1938 год
В начале года закончено строительство авиагородка (сегодня это район Авиагруппы).
1939 год
21 января начальником аэропорта назначен Александр Кузьмич Иванов.
1940 — 1949 ГГ
1940 год
Вступил в эксплуатацию аэровокзал, с оборудованными комнатами для пассажиров, буфетом, метеостанцией и помещением для обслуживающего персонала. С 12 августа начальником Якутского аэропорта назначен П. И. Баринов.
1941 год
19 сентября начальником аэропорта назначен инженер, капитан Всеволод Иванович Попов. 10 октября состоялось совещание комиссии по выбору площадки под строительство Якутского комплексного сухопутного и гидроаэропорта для Якутской авиагруппы(ЯАГ), ГВФ и других организаций.
1942 год
Закончено строительство радиостанции, здания технических служб, пеленгатора и штаба. Запланировано строительство столовой и радиомастерской.
1943 год
В Якутском аэропорту для подогрева авиадвигателей в зимних условиях разработаны и построены два типа подогревателей, работающих на твердом топливе.
1944 год
В Якутском аэропорту начала сооружаться взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием.
1945 год
Введено постоянно действующее расписание рейсовых самолетов (зимний и летний варианты) по направлениям Якутск — Москва, Якутск — Красноярск — Уэлькаль, Якутск — Магадан, Якутск — Иркутск.
1946 год
8 мая был принят в эксплуатацию деревянный аэровокзал с гостиницей, рестораном, отделом перевозок, КДП и радиобюро. 28 августа принята в эксплуатацию битумированная взлетно-посадочная полоса. Начальником аэропорта становится полковник Храмцов.
День якутской авиации. Фото: социальные сети
1947 год
Аэропорт подготовлен к ночным полетам самолетов По-2.
1948 год
В полете стали подавать бутерброды, кондитерские изделия, фруктовую воду, чай и кофе.
1949 год
Аэропорт связывается с 19 действующими аэропортами республики.
День якутской авиации. Фото: социальные сети
1950 — 1979 ГГ
1950 год
На аэродроме приземлились первые самолеты Ан-2, полученные на Киевском авиазаводе.
1964 год
В аэропорту Якутск построена гостиница на 150 мест.
1965 год
На постоянное базирование прибыл турбовинтовой самолет Ан-24. Закончено строительство и пущена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 «Свод». Введен в эксплуатацию полуавтоматический радиопеленгатор «Лена».
1966 год
Началась эксплуатация самолета Ан-12.
1969 год
Испытания в условиях низких температур самолета Ту-134.
1980 год
В аэропорту Якутск совершил посадку аэробус Ил-86, выполнивший пробный рейс из Москвы. 25 декабря сдан в эксплуатацию цех бортпитания на 300 рационов в час.
1983 год
На базирование получено два самолета третьего поколения пассажирских реактивных лайнеров Ту-154. Начались регулярные полеты Ил-62 по маршруту Москва — Якутск, регулярные рейсы Ту-154 по маршруту Якутск — Хабаровск, Якутск — Иркутск.
День якутской авиации. Фото: социальные сети
1985 год
На Ту-154 начали выполняться регулярные рейсы по маршруту Якутск — Абакан — Свердловск — Ленинград. В эксплуатацию введено здание гостиницы «Лайнер» на 427 мест с рестораном на 160 мест.
1986 год
Разрешены посадки воздушных судов Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410 с МКП-233, что соответствует требованиям I категории ИКАО. Началась эксплуатация самолета Ил-76ТД. Введена в строй АТС «Квант» на 2 064 номера.
День якутской авиации. Фото: социальные сети
1991 год
Начались испытания дальнемагистрального лайнера Ил-96-300 в условиях низких температур. На базе Якутского ОАО созданы авиакомпания «Якутавиатранс» и аэропорт Якутск.
1995 год
Начались испытания Боинга-757 в условиях низких температур. 70-летие якутской авиации.
1996 год
Открылся новый международный аэровокзальный комплекс с пропускной способностью 700 пассажиров в час.
2007 год
Аэропорт Якутск получил допуск к приему воздушных судов Боинг 757 и А 319 и их модификаций. Впервые принят самолёт Боинг 747-200, один из крупнейших самолётов в мире. Для проведения испытаний инерциальной системы прибыл грузовой самолет Ил 96-400Т. Введена в строй современная система контроля доступа, система видеонаблюдения в здании аэровокзала. Заключен договор на поставку Единой комплексной системы управления ASNext, решающей задачи производственных служб аэропорта: планирование, учет, контроль и анализ авиатранспортных процессов.
Пассажирский терминал аэропорта «Якутск»
29 июня 2012 г. открылся новый пассажирский терминал аэропорта площадью 17,5 тысяч кв метров, отвечающий международным требованиям класса «С» по уровню комфорта и безопасности. Пропускная способность нового терминала составляет 700 пассажиров в час, он оснащен 3 телескопическими трапами, 4 эскалаторами, 6 лифтами. Также в новом аэровокзале предусмотрены зона выдачи багажа, отдельный зал для обслуживания пассажиров, путешествующих бизнес-классом и отдельный vip-зал. «На сегодняшний день это лучший аэропорт страны. Но главное, что в нём есть своя изюминка, свой колорит. Он играет важную роль в транспортной схеме не только Дальнего Востока, но и в масштабах всей страны», — отметил руководитель ФАВТ Министерства транспорта РФ Александр Нерадько на церемонии открытия.
31 мая 2019 г. указом Президента России аэропорту присвоено имя Платона Ойунского, кандидатура которого набрала наибольшее количество голосов в ходе конкурса «Великие имена России».
В материале использованы данные Википедии и информация с сайта аэропорта Якутск.
Авиация Якутии: страницы истории
Сегодня в России отмечается День гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году в нашей стране появился воздушный флот, в задачи которого входила перевозка пассажиров, почты и разного рода грузов.
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации», перед которым была поставлена задача достичь темпов роста и качества самолетостроения, соответствующих передовым промышленным странам, увеличить объем перевозок. Эту дату принято считать Днем рождения воздушного флота России.
В 30-е годы Совнарком принял специальное постановление по гражданской авиации. Была поставлена задача: приступить к освоению широкой программы аэрофикации страны. Уже в 1933 году 87,5% воздушного флота страны составляли отечественные самолеты. Имена авиаконструкторов Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, А.А. Микулина узнал весь мир. С 1935 года страна эксплуатировала самолеты только отечественного производства.
В 50-е годы началось переоснащение воздушного флота, эра реактивной техники. 22 марта 1956 года на летном поле Лондонского аэропорта приземлился пассажирский Ту-104. Это было событие мирового класса. Этот пассажирский лайнер на 70 мест установил 26 мировых рекордов, имел длинную летную жизнь и только в 1986 году был поставлен на вечную стоянку во Внуковском аэропорту.
4 июля 1957 года свой первый полет совершил турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина. На нем было установлено сразу несколько мировых рекордов. Лайнер дважды совершил сложнейшие перелеты в Антарктиду, летал над Северным и Южным полюсами.
В конце 50-х годов прошел испытания самый большой по тем временам самолет Ту-114 с более экономичными турбовинтовыми двигателями. Самолет был рассчитан на 170 пассажиров, развивал скорость до 850 километров в час, мог пролететь без посадки больше любого другого воздушного судна. В июне 1959 года самолет совершил беспосадочный перелет Москва – Нью-Йорк. Он оказался настолько высок, что в порту долго не могли найти подходящий трап, чтобы принять пассажиров.
В 1965-м всеобщее внимание на Парижской авиационной выставке привлек Ил-62. Воздушный парк пополняет Ту-154 с высотой полета 11-12 километров. Самолет начал эксплуатироваться на международных линиях средней протяженности.
Растут грузовые перевозки. Появляются «Руслан» и Ан-225 «Мрия», способные перевозить по воздуху колеса турбин, блоки электростанций, крупногабаритные грузы для исследований в космосе.
Третье поколение отечественных реактивных пассажирских самолетов представляет Ил-86. Он предназначен для перевозки 300 пассажиров.
В Якутии, с ее огромными расстояниями, авиация стала настоящей палочкой-выручалочкой. Днем зарождения авиации республики считается 8 октября 1925 года, когда в небо впервые поднялся самолет «Сопвич», пилотируемый летчиком П.М.Фадеевым. Самолет, взлетев с пристани «Даркылах», совершил посадку на Зеленом лугу.
29 августа 1928 года была официально открыта воздушная линия Иркутск-Якутск – первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
В 1950-м на аэродроме приземлились первые самолеты Ан-2, полученные на Киевском авиазаводе.
В 1955 году в Якутск поступил в эксплуатацию вертолет Ми-4, годом позже началось освоение самолетов Ил-14, открыто регулярное движение самолетов между Якутском и Мирным.
В 1965 году в Якутск на постоянное базирование прибыл турбовинтовой самолет Ан-24. Закончено строительство и пущена в эксплуатацию радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 «Свод». Введен в эксплуатацию полуавтоматический радиопеленгатор «Лена».
В 1986 году в Якутске разрешены посадки воздушных судов Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410 с МКП-233, что соответствует требованиям I категории ИКАО. Началась эксплуатация самолета Ил-76ТД.
В 80-е годы на внутренних рейсах в Якутии господствовали вертолеты Ми-2 и Ми-8, которые летают до сих пор. В основном, винтокрылые машины выполняли рейсы по заказу совхозов и лесной авиации.
На фото Петра Оконешникова — летчики Маганского авиаподразделения. Фотографии сделаны в 80-х годах в Таатте, Чурапче и на территории Усть-Майского улуса.