в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование

Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении (1930)

в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. . в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование фото. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование-. картинка в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. картинка . Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.

Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.

Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX века, способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.

В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.

В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. После Октябрьской революции в октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет в школах первой и второй ступеней. На VIII съезде Российской социал-демократической рабочей партии была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.

В 1923 году Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования.

Всероссийский центральный исполнительный комитет и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 года определили ввести всеобщее начальное образование до 1933/1934 учебного года. Аналогичные законы были приняты правительством Украинской ССР (1925) и Белорусской ССР (1926).

Центральный Комитет ВКП (б) в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте восьми-десяти лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.

Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.

ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от восьми до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.

К 1934 году начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933-1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение.

По постановлению СНК СССР (1943) начато школьное обучение детей с семи лет. В 1950-1956 годах в СССР осуществлено семилетнее, а в 1958-1962 — восьмилетнее всеобщее образование.

Закон Российской Федерации об образовании (1992) установил обязательным получение основного общего образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении. Справка

25 июля 2010 года исполняется 80 лет с того дня, как было принято постановление КЦ ВКП о введении всеобщего начального обучения.

В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1‑й и 2‑й ступеней. В 1919 г. на 8‑м съезде РКП(б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17‑летнего возраста.

В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.

Центральный Комитет Коммунистической партии в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8‑9‑10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.

Для обеспечения осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.

Параллельно шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933‑1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение. В послевоенный период основное внимание уделялось развитию всеобщего среднего обязательного образования.

Обязательность получения общего образования, включающего в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, зафиксирована и в ныне действующем законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

31 августа 1925 года был принят декрет о Всеобщем начальном обучении в СССР

08:25 Авг. 31, 2015 в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. like note. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование фото. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование-like note. картинка в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. картинка like note. Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.6116 в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. share note. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование фото. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование-share note. картинка в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. картинка share note. Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.1

В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.

Принято думать, что население Российской империи было почти сплошь неграмотным. На самом деле это не совсем так.

Первая общероссийская перепись населения, состоявшаяся в 1897-году, показала, что грамотными являлись 26 с половиной миллионов человек из 125 миллионов поданных империи – это чуть больше 20-ти процентов. Среди мужчин грамотных было почти 30 процентов, среди женщин – только около 13-ти. Значительный разрыв существовал между городским и сельским населением. Если в городах 45 процентов жителей являлись грамотными, то в селах и деревнях – всего 17 процентов.

При этом надо иметь в виду, что некоторые крестьяне (в том числе старообрядцы) предпочитали скрывать свою грамотность, и значительная часть деревенских жителей умела читать духовную литературу по-церковнославянски, но при этом не считала необходимым изучать русскую грамоту и потому также считалась «неграмотной». Более того, в переписи 1897-го года не учитывались территории Великого княжества Финляндского, имевшие почти 100 процентов грамотного населения – один из лучших показателей в мире. С учетом этих факторов можно предположить, что в начале 20-го века грамотным был каждый третий или четвертый поданный Российской Империи.

Как бы там ни было, для большевиков повышение образовательного уровня населения стало одной из центральных задач. В октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил Положение «о единой трудовой школе», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет.

В 1923 году Совет народных комиссаров принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования. А в конце августа 1925-го Всероссийский центральный исполнительный комитет определил ввести всеобщее начальное образование до 1933 учебного года. К этому сроку начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. Затем наступила очередь обязательного семилетнего обучения.

Вместе с тем, по предварительным результатам переписи населения 1937 года 26 процентов граждан СССР все еще не умело ни читать, ни писать. Эту перепись объявили вредительской, ее результаты засекретили. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 процентам. Так или иначе, но к началу 40-х годов ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Хотя работы по ликвидации безграмотности велись в Советском Союзе до конца 60-х.

Источник

65 лет назад образование в Советском Союзе стало бесплатным

в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. RIAN 97268.HR pic 32ratio 900x600 900x600 3047. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование фото. в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование-RIAN 97268.HR pic 32ratio 900x600 900x600 3047. картинка в каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование. картинка RIAN 97268.HR pic 32ratio 900x600 900x600 3047. Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.

Школьники на уроке географии, 1959 год

6 июня 1956 года вышло постановление Совета министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Нововведение вступало в силу с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября. Как отмечалось в документе, правительство приняло такое решение «в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования».

Как в СССР вводили плату за обучение

Платное обучение с установленным годовым тарифом вводилось в СССР постепенно, начиная с 1923 года, когда Совнарком выпустил декрет «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного комиссариата просвещения».

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники, введено преподавание всемирной и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стали уроки, вводились строгое расписание занятий и правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. В школы пришло новое поколение педагогов.

Постановлением правительства от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8-10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

Установление платы обосновывалось в документе «возросшим уровнем материального благосостояния трудящихся» и значительными расходами Советского государства «на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений».

Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских граждан (300-350 руб. в 1940 году).

Однако даже такая сумма лишала многих подростков возможности продолжить образование после 7 класса. Учитывая принудительные облигационные займы в размере 20-25% от зарплаты, в крупных городах реальный годовой заработок составлял 3400 руб. в год, в сельской местности — нередко лишь 1000 руб. В Москве, Ленинграде и столицах союзных республик учеба в старших классах стоила 200 рублей в год, а в вузах – 400. В провинции расценки были чуть ниже – 150 и 300 руб. соответственно. В 1940-е годы плата за обучение составляла в среднем примерно 10% от заработка взрослого человека, В 1950-1956 годах – около 5%.

Сотрудники НКВД фиксировали негативную реакцию населения

В том же 1940 году вышел указ «О государственных трудовых резервах СССР». Совнарком получил право ежегодно призывать от 800 тыс. до 1 млн молодых людей в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). После приобретения необходимых навыков выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать четыре года. Несколько позже появился указ об уголовной ответственности сроком до одного года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)».

Фактически государство прикрепляло учащихся к ФЗО.

Горотделы НКВД между тем фиксировали факты проявления отрицательных настроений и ежедневно увеличивавшееся стремление учащихся к массовому уходу из учебных заведений. Отмечалось, что студенты ходят возбужденные и не готовятся к занятиям. Большинство возмущалось несоответствием между Конституцией, которая гарантировала бесплатное образование, и вводившим плату указом. Наблюдались массовые случаи употребления спиртных напитков студентами. Отрицательные суждения по поводу указов регистрировались и среди взрослого населения. Многие высказывали возмущение крупными суммами, которые превышали месячные оклады неквалифицированных работников. В свою очередь, сотрудники вузов замечали, что советская власть «хаяла старые порядки, а сама им подражает».

В результате проведенных преобразований количество выпускников средних школ и вузов сократилось вдвое. Во время Великой Отечественной войны власти решили отменить плату за обучение на некоторых национальных окраинах. Очередным постановлением Совнаркома бесплатное обучение было введено в 1943 году в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. Для остальных республик СССР продолжило действовать постановление от 26 октября 1940-го. Бесплатными для всех категорий населения остались только военные училища.

В период войны прием в вузы был сокращен на 41%. Количество вузов уменьшилось с 817 до 460, а число студентов сократилось в 3,5 раза.

Новые обязанности учеников

После вступления в силу постановления Совмина СССР от 6 июня 1956 года ситуация начала разворачиваться. Уточнялось, что инициатива правительства «расширяет фактические гарантии права на образование, содействует дальнейшему развитию всеобщего среднего обучения». Уже в 1960-м в советских научных пособиях констатировалось, что «отмена платы за обучение в школах второй ступени привела к увеличению контингента учащихся».

Поскольку решение об отмене платы за обучение с учебного года 1956/57 было принято через несколько месяцев после XX съезда КПСС, некоторые усмотрели в этом очередные нападки Никиты Хрущева на Иосифа Сталина, при котором высшее образование в СССР стоило денег.

Однако и при Хрущеве учеба не стала бесплатной на 100%.

24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», вводивший обязательное восьмилетнее образование. При этом учащиеся 9-10-го классов должны были два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве. Все произведенное школьниками на заводе или в поле шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы в течение не менее двух лет после окончания школы. Это нововведение было отменено после отставки Хрущева со всех постов. Свой современный вид система школьного образования приняла при Леониде Брежневе в 1966 году.

Источник

В каком году в ссср было введено всеобщее начальное образование

25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении.

Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации. Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX вв., способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.

В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.

В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве. В 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Предполагалось, что на каждого учителя должно приходиться до сорока, а в школах для национальных меньшинств за пределами мест компактного проживания — до 30-ти учащихся. Параллельно с этим шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих посёлках.

Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами начальных классов было решено вести подготовку учителей через систему педагогических техникумов и краткосрочных курсов. При приёме на педагогические специальности вузов сохранялся классовый подход, поэтому наиболее благоприятные условия для поступления получали выходцы из рабочих и крестьян. Принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к советской власти преподавателей. Таким образом, началось формирование первого поколения советской интеллигенции.

К 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно. В послевоенный период основное внимание уделялось развитию всеобщего среднего обязательного образования.

Обязательное получение общего образования, включающего в себя три ступени (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), было зафиксировано и в ныне действующем законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *