в каком году в россии возникло первое учреждение по профориентации служба по приисканию работы
ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
о развитии профессионального самоопределения в России
Есть мнение, что ничего случайного не бывает и каждое совпадение что-нибудь да значит. Нам неизвестно, насколько это справедливо, но такой подход, безусловно, делает жизнь интереснее.
Так совпало, что практически одновременно из обеих столиц в редакцию поступили две статьи на одну и ту же тему «История профориентации». Что удивительно — статьи разные, но не противоречащие друг другу.
«Наверное, это что-то означает», — решили мы. Похоже, что тема профориентации после нескольких лет небрежения вновь становится актуальной. Общественные приоритеты в выборе профессии сменились, как и предсказывал Жванецкий устами Райкина («товаровед — как простой инженер…»), личные предпочтения выпускников стали более определенными, вновь появились какие-то ориентиры. А то без ориентиров — какая уж ориентация!
Мы решили не сопротивляться намерениям таинственной внешней силы. Поэтому мы нарушили классические каноны построения номера и поместили рядом две статьи на одну тему. Первая — перед вами, вторую читайте здесь.
Редакция
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Чтобы лучше понять, в чем суть проблемы профессионального самоопределения, следует задать вопрос: когда и где должна была бы возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно называют следующие причины появления служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но это все социально-экономические причины. Для нас главным остается вопрос: каковы же психологические причины возникновения профориентации? Иными словами, что изменилось в сознании людей в тот период и именно в этих странах?
Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор; страх перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные задачи. Теперь остается проверить, насколько удачно выбран нами критерий появления проблемы профессионального самоопределения. Это лучше сделать на примере нашей страны.
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ
Для проверки критерия — свобода выбора — можно выдвинуть следующее предположение: чем больше в обществе реальной свободы, тем в большей степени в нем развита профориентация. Попробуем выделить основные вехи в истории нашей страны и основные вехи развития профориентации, начиная с конца ХIХ в.
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, и выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.
В целом в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен), создавалась социально-экономическая база для развития страны, но в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись сильнейшие проблемы. Например, более чем у 40% призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено множество людей, несогласных со столыпинскими реформами (появился даже термин «столыпинский галстук» — веревка на шее). Как известно, революции на пустом месте не случаются. Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.
Многие годы труд должен был быть
в первую очередь общественно полезным
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемами профориентации также занимались во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и т.д.
В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева Наркомтруд открыл при Институте мозга первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927–1928 гг. было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет — 7 млн 600 тыс. человек.
В 1928 г. организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году — в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 г. открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
Таким образом, в период нэпа и в начале 30-х гг., когда еще существовала относительная свобода, профориентация активно развивалась.
Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора). В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма — профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.
Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель — А.Н. Волковский); открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель — Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель — А.М. Голомшток). К сожалению, из-за долгого перерыва в развитии профориентации профориентационные разработки долго еще оставались на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.
В годы брежневского правления (с середины 60-х до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда призывали: «Всем классом на ферму!», «. на завод!», «. на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.
ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗМЕНЕНИЯХ
Правда, уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много.
Было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах — множество пунктов профконсультации (в Госкомтруда СССР все это курировал О.П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают).
На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!).
В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (это также был один из первых психологических курсов в школе!).
Наметился переход к более качественной работе. Хотя опыта было мало, но он быстро приобретался.
В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.
Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.
На смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростроповича» в августе 1991 г. За этот период произошло тоже немало.
В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. Заметим, что в США требования к подготовке специалистов для работы в бюро по трудоустройству заметно ниже, чем специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.
В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. К этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением.
К сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразование РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).
К счастью, отдельные местные начальники иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, то есть не дали им погибнуть в условиях социально-экономического абсурда.
К счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда РФ (за это таких руководителей не раз наказывали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась).
Один из примеров невнимания к школьной профориентации — Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии и модному тогда «экономическому образованию». Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться.
Как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г. Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»). Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают.
В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70–80-е гг. — бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») — экономическими (почти не финансируют). Все это позволяет убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения.
А это означает, что сама профориентация и конкретные методы профориентационной помощи должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или несубъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, то есть понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕСТИРОВАНИИ
Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выделить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе (по И.В. Михайлову): в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица); в 40–50 гг. — на определении профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х годов преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60–70 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» ответить на вопросы тестов и в итоге предстать перед работодателями в более выгодном свете.
В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологической культурой процветает тестирование, в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные профконсультации.
Сегодня консультация школьного психолога
редко касается проблемы выбора профессии
Правда, в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появлением каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А.Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с классическими методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, обладающие массой объективных достоинств (например, гибкими возможностями настройки на конкретного испытуемого — свойствами так называемого «адаптивного тестирования»), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с «классическими» методиками. Не случайно многие образцы современных компьютерных тестов являются не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных или «карандашно-бумажных» методик».
В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, начальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном использовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопознание и т.п. (Интересно пишет по этому поводу В.П. Зинченко: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными…»)
Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентационных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальниками и больше времени, таланта и сил уделять творческому подходу к своей работе.
Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук,
г. Москва
«Формирование. внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:
Выберите один ответ:
a. одна из задач профессионального самоопределения
b. основной метод профессионального самоопределения
c. главная цель профессионального самоопределения
Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности
Выберите один или несколько ответов:
a. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии
b. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»
c. неадекватная самооценка
d. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?
Выберите один ответ:
a. 8
b. 10
c. 5
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?
Выберите один ответ:
a. 5
b. 8
c. 10
Какие из обстоятельств ситуации выбора профессии не включены Е.А. Климовым в 8-факторную модель выбора профессии?
Выберите один ответ:
a. способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности
b. уровень информированности старшеклассника о выбранной профессии
c. рыночный уровень заработных плат по выбранной профессии
Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»
Выберите один ответ:
a. Маркова А.К
b. Климов Е.А
c. Пряжников Н.С
Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?
Выберите один ответ:
a. Н.С. Пряжников
b. Е.А. Климов
c. А.К. Маркова
d. Л.И. Божович
Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.
Выберите один ответ:
a. интересы и склонности старшеклассника
b. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы выбора профессии
c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии
Профессиональное самоопределение – это:
Выберите один ответ:
a. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития
b. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации
c. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности
Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:
Выберите один ответ:
a. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга
b. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения
c. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения
Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?
Выберите один ответ:
a. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный
b. профессиональная мечта
c. осознанный выбор профессии
В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:
Выберите один или несколько ответов:
a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы
b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
c. выбор профессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки
d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику
В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.
Выберите один ответ:
a. 11-14 лет
b. 15-18 лет
c. 11-18 лет
d. 6-11 лет
e. все ответы верны
Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?
Выберите один ответ:
a. утверждение
b. исследовательский
c. рост
На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. на стадии авторитета
b. на стадии адаптанта
c. на стадии оптации
Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?
Выберите один или несколько ответов:
a. мотивация профессионального самоопределения оптанта
b. полнота предоставленной информации о мире профессий
c. социально-экономическое положение в стране
d. специфика рынка труда конкретного региона
e. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения
f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта
Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?
Выберите один ответ:
a. Д. Сьюпер
b. В.И. Слободчиков
c. Е.А. Климов
Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения
Выберите один или несколько ответов:
a. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
b. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами
c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
d. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной
e. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением)
f. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает
g. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
d. случайные судьбоносные события в жизни
Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.
Полоролевой подход – подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам.
Гендерный подход – создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях.
Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:
Выберите один ответ:
a. объективная социально-экономическая ситуация
b. структурные элементы личности
c. ценностные ориентации
В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:
Выберите один ответ:
a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии
b. размышления юноши при выборе профессии
c. осознание человеком самого себя, своего «Я»
Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»
Выберите один ответ:
a. высокий
b. низкий
c. средний
К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:
Выберите один или несколько ответов:
a. трудовой и жизненный опыт
b. потребность в профессиональном самоопределении
c. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере
d. учебные и профессиональные интересы и склонности
e. волевые черты характера
Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?
Выберите один ответ:
a. социально-обусловленная модель выбора профессии
b. схема периода оптации
c. «восемь нот»
d. восемь углов (факторов) выбора профессии
Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?
Выберите один ответ:
a. позиция товарищей, подруг, сверстников
b. способности
c. позиция старших членов семьи (родителей)
d. личные профессиональные планы старшеклассника
В каком году в России возникло первое учреждение по профориентации – служба по приисканию работы?
Выберите один ответ:
a. 1927
b. 1922
c. 1897
Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами
b. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное
c. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии
К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?
Выберите один ответ:
a. Человек-человек
b. Человек-техника
c. Человек-знаковая система
d. Человек-художественный образ
e. Человек-природа