в каком году в россии проводился референдум по новой конституции
От суверенитета до поправок к Конституции: какие референдумы проводились в России
Понятие референдума как всенародного опроса впервые было закреплено еще восемьдесят с лишним лет назад в «сталинской» Конституции СССР 1936 года. Однако практически за все время существования советского государства всесоюзные референдумы в нем не проводились. Исключением стал единственный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам СССР предстояло ответить на вопрос о необходимости сохранения самого Советского Союза.
В голосовании участвовали 75,44% граждан СССР, обладавших правом голоса, при этом за сохранение Союза проголосовали 76,4% участников референдума – подавляющее большинство. Но волеизъявление советских граждан не стало препятствием для развала СССР уже в декабре 1991 года, менее чем через год после референдума. Тогда простые граждане увидели: от их мнения и волеизъявления реальные политические решения властных элит не зависят.
Пик референдумов на заре суверенитета постсоветской России
Что интересно, первый в истории современной России референдум состоялся одновременно с голосованием по судьбе Советского Союза: 17 марта 1991 года жителям РСФСР предстояло ответить на вопрос о целесообразности введения поста президента России. Из 75,09% участвовавших в референдуме жителей РСФСР за введение поста президента высказались 69,895%. И в отличие от сохранения Советского Союза, введение поста президента воплотилось в реальность.
Следующий референдум состоялся спустя два года, уже в суверенной России. Весна 1993 года уже была периодом противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета РФ. С целью продемонстрировать оппозиции якобы всенародную поддержку Ельцина и был организован референдум 25 апреля 1993 года. На нем гражданам России задали 4 вопроса: о доверии президенту Ельцину (доверяли ему 58,66% проголосовавших), об одобрении социально-экономической политики страны (за продолжение политики реформ высказались 53,04% граждан), о досрочных выборах президента (за них высказались 49,49%, то есть меньшинство) и о досрочных выборах народных депутатов (за переизбрание парламента высказались 67,16% пришедших на избирательные участки).
Таким образом, результаты референдума оказались выгодны президенту Ельцину и его окружению и позволили им утверждать, что проводимая политика пользуется поддержкой большинства россиян. Противостояние Ельцина и Верховного Совета, как известно, привело к трагедии «черного октября» 1993 года.
Спустя два месяца после расстрела парламента, 12 декабря 1993 года, состоялся новый референдум. Его проводили параллельно выборам во вновь образованный орган законодательной власти – Государственную Думу РФ. Гражданам России предложили одобрить или не одобрить проект новой Конституции Российской Федерации. Но на участки пришло всего 54,79% граждан страны, имевших право голоса, при этом за проект Конституции проголосовали 58,42% пришедших. Таким образом, даже если исключить возможность манипуляций с голосами, в реальности основной закон страны поддержало лишь чуть более четверти совершеннолетних россиян.
Что интересно, сам Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» был принят уже после того, как состоялись два основополагающих референдума – в октябре 1995 года. В соответствии с этим законом, для проведения референдума требовалась инициатива не менее чем 2 млн граждан России.
Референдумы в России и на постсоветском пространстве
Начиная с 1993 года референдумы в Российской Федерации более не проводились. Властная вертикаль постепенно укреплялась, руководство страны все меньше нуждалось в создании видимости народной поддержки посредством референдумов. Инициативы по проведению референдумов отклонялись. Так, не был проведен и референдум по такому жизненно важному вопросу как повышение пенсионного возраста.
Что касается других постсоветских республик, то в них тоже имели место референдумы. Так, на Украине референдумы проводились два раза – первый раз в 1991 году по вопросу о независимости страны, второй раз – в 2000 году по изменению Конституции. Но результаты второго референдума Верховная Рада утверждать отказалась, так что поправки в украинскую конституцию внесены не были.
В Белоруссии референдумы проводились трижды и все разы – по инициативе президента Александра Лукашенко. Первый раз белорусы голосовали в 1995 году за придание русскому языку статуса государственного, за новую символику страны и по еще двум вопросам, второй раз – в 1996 году по целому ряду пунктов, третий раз – в 2004 году за право президента Лукашенко неоднократно баллотироваться на пост главы государства. В Казахстане референдумы проводились дважды в 1995 году, в Узбекистане – в 1991, 1995 и 2002 гг., в Азербайджане – в 1991 и 1993 гг., а настоящим рекордсменом можно назвать Кыргызстан: референдумы здесь проводились в 1994, 1996, 1998, 2003, 2007, 2010, 2016 гг.
В настоящее время референдум рассматривается в качестве высшей формы народного волеизъявления. Однако порог явки для общенародного голосования, в том числе и по поправкам к Конституции, отсутствует, что выглядит, мягко говоря, странно.
Историческая правка: как принимали российскую Конституцию
Принятие Конституции России на референдуме 12 декабря 1993 года имело, как известно, драматичную предысторию. В 1990–1993 годах борьба за новую Конституцию стала одним из главных сюжетов политической и общественной жизни России.
В июне 1990 года, сразу же после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, была создана Конституционная комиссия. Ее возглавил Борис Ельцин, занимавший тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР. Секретарем Конституционной комиссии и ее фактическим руководителем стал Олег Румянцев, депутат от Каховского избирательного округа Москвы.
Я пришел в комиссию в конце 1990 года в качестве руководителя ее секретариата по приглашению Румянцева и по рекомендации Валерия Зорькина, у которого я был тогда аспирантом. Незадолго до этого Валерий Дмитриевич возглавил группу экспертов комиссии и оставался руководителем этой группы вплоть до избрания первым председателем Конституционного суда России.
Формально в комиссию входили около сотни депутатов. Но реально над проектом Конституции работали человек 12–15, составлявших рабочую группу. «Мотором» комиссии был ее ответственный секретарь, 30-летний Олег Румянцев. Вместе с ним над проектом активно работали еще несколько депутатов, в частности Виктор Шейнис, Юрий Рыжов, Борис Золотухин, Федор Шелов-Коведяев, Евгений Амбарцумов, Сергей Шахрай. Среди экспертов можно назвать Бориса Страшуна, Леонида Мамута, Владимира Лафитского. Задачей комиссии было на основе мирового опыта создать российскую конституционную модель.
Открытая форма
К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где все правительство формировал бы президент — глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента. Другие были за то, чтобы главную роль при назначении правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживала второй. Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.
В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус главы государства, но назначать председателя правительства он мог только с согласия Государственной думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.
И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал нашу работу с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин постоянно упрекал нас в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но все же мирно, и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета. Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус «суверенных государств», что вызывало серьезные опасения. Спорили и о статусе обеих палат. Помню, Руслан Хасбулатов однажды предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.
Одновременно в 1990–1992 годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай — тоже члены Конституционной комиссии.
Важны ли сейчас все эти детали? Думаю, все же важны, поскольку, как показала жизнь, именно детали незаметно и исподволь влияют на характер реального политического режима.
Два проекта
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды — создание новой экономики и новой Конституции — стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах — и парламентских, и президентских.
После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов — как заместитель председателя комиссии.
В мае 1993 года президент опубликовал свой проект Основного закона — довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру нашего проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник президента Сергей Шахрай. Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат. Часть депутатов — Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие — высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания. Другие были категорически против. Помню, со мною советовался редактор «Конституционного вестника» Илья Шаблинский: сообщив, что его зовут на совещание в качестве представителя президента, он спросил, нужно ли в этом случае увольняться из редакции и аппарата Верховного Совета. Я ответил, что скорее да. Впрочем, большинство экспертов комиссии приняли участие в работе Конституционного совещания. В ходе заседаний, по сути дела, шло совмещение и уточнение положений двух проектов Конституции — комиссии и президента.
Труднее всех, думаю, было в этой ситуации Олегу Румянцеву, который отдал столько сил проекту комиссии. Из него в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» — к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.
Окончательная версия
А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок — на сей раз лишающих президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка.
Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре—октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента прямой наводкой танк. Я считаю, что ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.
После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.
Так появилась наша сегодняшняя Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт. Надо ли ее менять? Наверное, она не должна оставаться в неизменном состоянии — просто в силу развития общества и становления государства. Но изменения не должны затрагивать основные институты демократического государства, такие как разделение властей, права и свободы человека и пр.
Да, Конституция несовершенна: скажем, роль парламента при формировании правительства могла бы быть и более значительной. Но я крайне настороженно отношусь к идеям институциональных поправок к ней и тем более к идее замены действующего Основного закона новым. Пороки и нелепости нашей нынешней общественной жизни обусловлены вовсе не конституционными нормами.
Сейчас много говорят о том, что Конституция России в большей степени ориентирована на западные образцы и не отражает российских традиций. Мне кажется, что это лукавство. Те, кто так утверждает, вряд ли согласятся с нарушением своих основных прав и свобод, отраженных в Конституции, например права на судебную защиту или на участие в выборах органов власти. Наличие или отсутствие писаного Основного закона, как и его содержание, еще не делает государство правовым: в Великобритании и Израиле формально вообще нет Конституции. Правовым государство делают люди, которые в полной мере осознают, разделяют и принимают общечеловеческие ценности.
Так что следует помнить ту высокую цену, которая была заплачена за действующую российскую Конституцию, и относиться к ней бережно.
Смена поколений: как проходили голосования по Конституции России в 1993 и 2020 годах
1 июля состоялось общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок к Конституции страны. Предложенные изменения поддержало подавляющее большинство граждан — 77,92%, согласно предварительным данным ЦИК. Явка составила 67,97%.
Предложенные поправки будут внесены в Конституцию 1993 года, которая принималась на фоне тяжелейшего экономического и социально-политического кризиса, поставившего страну на грань гражданской войны.
Как отмечают эксперты, голосования 1993 и 2020 годов отличаются друг от друга не только обстановкой, в которой они проводились, но и результатами. Так, предложенную Борисом Ельциным Конституцию поддержали 58,43% граждан при явке 54,81%. При этом в 1993-м в 17 регионах страны большинство набрали противники предложенного проекта основного закона, тогда как против поправок-2020 проголосовали только в Ненецком автономном округе.
События 1993-го
После распада СССР между исполнительной и законодательной ветвями власти РСФСР началось затяжное политическое противостояние. Президент Борис Ельцин и Верховный совет под руководством Руслана Хасбулатова не могли прийти к единому мнению относительно того, какие реформы и в какие сроки надо проводить. Конфликт усугублялся рыночными преобразованиями, которые привели к тотальному обнищанию населения.
В этих условиях стояла задача разработки нового основного закона, о необходимости принятия которого было заявлено ещё в принятой 12 июня 1990 года «Декларации о государственном суверенитете РСФСР». При этом страна продолжала жить по Конституции РСФСР 1978 года, в которую в 1989, 1990 и 1991 годах вносились существенные поправки.
Проектов новой Конституции было подготовлено несколько, но главными считались варианты Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ и Конституционного совещания, созванного по решению Ельцина. Однако реализация конституционной реформы тормозилась из-за противостояния президента и парламента.
В сложившейся обстановке Борис Ельцин сделал выбор в пользу одностороннего разрешения политического кризиса. 21 сентября 1993 года он издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым постановлял упразднить Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ, а также представить единый проект Конституции и провести выборы в Государственную думу.
В телеобращении к гражданам Ельцин мотивировал это решение тем, что продолжение сотрудничества с законодательной властью стало невозможным из-за превращения Верховного Совета в «штаб непримиримой оппозиции», которая ведёт страну «к пропасти». Верховный Совет отказался подчиниться и 22 сентября выпустил постановление о прекращении полномочий президента Ельцина.
В стране установилось двоевластие, которое грозило перерасти в гражданскую войну. В итоге Ельцин объявил в столице режим чрезвычайного положения. Дом советов подвергся штурму с использованием бронетехники, в результате которого парламентские лидеры были арестованы. Тогда в ходе столкновений погибли, по разным данным, от 124 до 187 человек.
Эти события стали прелюдией к принятию новой Конституции, голосование по которой было назначено на 12 декабря.
Новая легитимность
Явка на всенародное голосование по принятию новой Конституции в 1993 году составила всего 54,81%. За её принятие проголосовали 58,43% граждан, или около 32,9 млн из порядка 106,1 млн человек, обладавших правом голоса.
При этом в 17 регионах большинство населения проголосовало против ельцинской Конституции. Наименьшее число голосов за было зафиксировано в Дагестане, где проект основного закона одобрили лишь 20,86% проголосовавших. В соседней Чечне голосование и вовсе не проводилось. Ещё в целом ряде регионов волеизъявление завершилось в пользу новой Конституции с минимальным перевесом голосов.
Эта статистика сильно отличается от результатов голосования в 2020 году: при явке в 67,97% в поддержку поправок выступили 77,92% избирателей.
Против проголосовали всего в одном субъекте РФ из 85 — в Ненецком автономном округе (НАО). Там против поправок высказались 55,25% голосовавших, а 43,78% выступили за них. В остальных регионах голосов за оказалось заметно больше, чем против.
По мнению главы ЦИК Эллы Памфиловой, результаты являются лишним доказательством открытости прошедших выборов: «Это ещё раз подтверждает, что голосование прошло максимально прозрачно, что результаты достоверны, в том числе ситуация в НАО тоже подтверждает это».
В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что на голосование в Ненецком автономном округе мог повлиять вопрос возможного объединения этого региона с Архангельской областью.
«Там разные факторы. Во-первых, если это проецировать на общее количество избирателей по стране, конечно, количество избирателей, которые голосовали против в Ненецком автономном округе, оно весьма незначительное. Хотя это позиция, которую заняли эти люди. В этом и суть голосования. Но также очевидно, что на такие результаты голосования оказали влияние другие факторы, которые важны для жителей региона. Нельзя исключать, что тематика объединения субъектов также была соответствующим образом воспринята в этом округе и повлияла на результат», — сказал Песков.
Эксперты отмечают, что прошедшее голосование принципиально отличается от волеизъявления 27-летней давности.
«Конституция 1993 года принималась в авральном режиме. Референдум проходил в условиях крайней политической нестабильности, после обстрела Белого дома танками. Общество было расколото, сохранялась очень напряжённая ситуация», — рассказал в беседе с RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.
«В процессе подготовки Конституции участвовали американские политологи и эксперты, они поддерживали тогда Ельцина», — добавил он.
В свою очередь, политолог Александр Асафов отметил, что Конституция 1993 года «написана кровью».
«Прологом к её принятию стал расстрел парламента — тяжкое преступление против народа. Та Конституция не отвечала интересам всех регионов и всего населения в стране, но люди не обладали достаточной правовой культурой, чтобы это понять. Конституция 1993 года была фактически навязана людям, в отличие от нынешних поправок, — заявил собеседник RT. — Сейчас ситуация изменилась, российское общество стало более информированным, способным делать осознанный выбор. Нынешние изменения к Конституции продиктованы логикой исторического процесса и стали реакцией на внешние вызовы».
По словам Павла Фельдмана, за прошедшее с 1993 года время российское государство стало более зрелым.
«Нынешнее конституционное голосование проходило в период зрелой российской государственности в относительно стабильной социально-экономической обстановке. И самое главное: политическое сознание граждан нашей страны за это время сильно изменилось. Россияне не только приобрели опыт участия в демократических процедурах, но и критически переосмыслили многие положения либеральной идеологии. Как следствие, они сделали выбор в пользу традиционных ценностей, государственного суверенитета, патриотизма. Одним словом, за 27 лет произошла смена не только поколений, но и вектора развития страны», — считает аналитик.
Без серьёзных нарушений
Эксперты обращают внимание, что властям удалось провести голосование даже в условиях непростой эпидемиологической обстановки. Это, по их мнению, свидетельствует о слаженной работе всех государственных институтов, чего не наблюдалось в стране в 1993 году.
При этом впервые в истории России голосование проходило на протяжении недели. Ещё одной новацией стало использование онлайн-платформ для народного волеизъявления. Обе новинки хорошо зарекомендовали себя и, вероятно, будут применяться и дальше, уверены аналитики.
«Многодневность и возможность электронного голосования, а также уменьшение требований к организации надомного голосования, то есть фактическое расширение его на всех желающих, позволили провести процесс максимально эффективно под наблюдением большого количества добровольных наблюдателей, которые контролировали все важные аспекты плебисцита», — считает Асафов.
В то же время в ходе голосования не было выявлено сколько-нибудь значимых нарушений, которые могли бы повлиять на его итоги.
«Мы продолжаем мониторить ситуацию, но говорить о том, чтобы что-то сегодня могло поставить под сомнение тот результат, который будет объявлен Центральной избирательной комиссией независимо от процентов, численности, нет оснований», — заявил координатор мониторинговой рабочей группы Совета по правам человека по наблюдению за голосованием в Москве Игорь Борисов.
Глава ЦИК Элла Памфилова, в свою очередь, отметила, что в ходе голосования была достигнута максимальная прозрачность.
«Серьёзных нарушений не было, да они при такой системе и не были возможны. Это новый уровень организации процесса голосования. Можно сказать, что это мировой прецедент с точки зрения контроля за ходом голосования, технологических и электоральных новшеств, которые обеспечили техническую прозрачность, открытость и законность голосования», — считает Асафов.
Он также отметил, что поправки к Конституции были нужны, чтобы она отвечала современному состоянию обновлённого российского общества. Документ 1993 года с этой задачей не справлялся.
«Весь комплекс поправок к Конституции РФ достаточно серьёзно меняет суть основного закона России. Они делают его актуальным, соответствующим состоянию власти и общества», — добавил эксперт.
Вотум доверия
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал состоявшееся голосование референдумом о доверии Владимиру Путину.
«Однозначно (в Кремле. — RT) считают триумфом (итоги голосования. — RT). По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину», — заявил он журналистам.
С такой точкой зрения согласны и эксперты. Они отметили, что по закону глава государства мог и не проводить общероссийское голосование — для утверждения поправок требовалось только решение парламента.
Ответ | Голоса | % |
---|---|---|
| 57 747 288 | 78,56% |
| 15 761 978 | 21,44% |
Действительные голоса | 73 509 266 | 99,18% |
Недействительные или пустые голоса | 604 951 | 0,82% |
Всего голосов | 74 114 217 | 100,00% |
Зарегистрированные избиратели / явка | 109 190 337 | 67,88% |
Согласно официальным результатам, 79% действительных голосов поддержали изменения в конституцию. Поступали утверждения и сообщения о нарушениях, включая принуждение избирателей, множественное голосование, нарушение тайны голосования и утверждения о насилии со стороны полиции в отношении журналиста, присутствовавшего для наблюдения.
СОДЕРЖАНИЕ
Предлагаемые поправки
Путин приказал создать рабочую группу из 75 человек для работы над подготовкой предложенных поправок.
Список
Предлагаемое усыновление без референдума
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и состоит из девяти глав. Порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 установлен в статье 135 Конституции и требует созыва Конституционного собрания для принятия новой Конституции. Процедура внесения изменений в главы 3–8 определена в статье 136 и требует принятия закона о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации в соответствии с процедурой, аналогичной (но не идентичной в связи с требованием ратификации поправки региональными властями). законодательные органы) принятие федерального конституционного закона.
С момента вступления в силу в Конституцию было внесено несколько поправок. Самыми крупными были поправки, предложенные в послании президента от 2008 года. Другие поправки включали поправку об объединении Высшего и Высшего арбитражных судов, а также поправку о назначении Президентом дополнительной группы членов Совета Федерации («представителей Российской Федерации»). В Конституцию также были внесены изменения в связи с образованием или ликвидацией субъектов Федерации, а также с их переименованием.
Предлагаемое консультативное всероссийское голосование
Терминология
Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.
Статья 3 Конституции России 1993 г. гласит:
Высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные выборы.
Высшим прямым выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 1995 году периода А кампании, 50% + явка и международные демократические избирательные стандарты являются обязательными для проведения референдума. Результаты референдума являются обязательными и не могут быть изменены, если не будет проведен новый референдум. Консультативный референдум в России не предусмотрен.
Обсуждение
С другой стороны, заявление Путина о том, что «окончательное решение» будет принято только после процесса голосования, можно истолковать как означающее, что само голосование не будет иметь обязательной силы. Однако согласно Конституции это не так: результаты общенационального голосования должны применяться как есть. Это означает, что референдум будет проводиться как дополнительная конституционная процедура (во многом как онлайн-опрос). Критики обвинили Путина в организации «конституционного переворота» и стремлении ускорить внесение изменений в политическую систему страны без прохождения надлежащих процедур, включая референдум.
Всероссийское голосование
Порядок голосования
Дистанционное электронное голосование (РЭВ), доступное в регионах Москвы и Нижнего Новгорода, впервые было опробовано на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Прием заявок был открыт до 14.00. 21 июня. Голосование проходило с утра 25 июня до конца дня 30 июня. Избиратели, зарегистрировавшиеся на порталах mos.ru и gosuslugi.ru после 5 июня, не смогут принять участие в электронном голосовании во избежание «фальсификации» голосования. Только те пользователи, которые успешно прошли проверку и сопоставление с данными в Государственной автоматизированной системе «Выборы», будут допущены к голосованию. Аккаунты с недавно измененными номерами телефонов также будут заблокированы. Для дистанционного электронного голосования созданы единый портал 2020og.ru и специальная территориальная комиссия.
На участках для голосования за рубежом будет выбран специальный режим голосования. Каждое посольство и консульство самостоятельно определят, можно ли провести голосование до 1 июля.
Наблюдать и контролировать голосование могут три категории участников: члены комиссии с решающим голосом, наблюдатели и представители СМИ. Участковые комиссии формируются заранее, наблюдатели могут быть отправлены на общероссийское голосование региональными общественными палатами по заранее поданным заявлениям, а представители СМИ должны иметь договор с редакционной коллегией, заключенный не позднее двух месяцев до назначения голосования. Сообщается, что на этапе предварительного голосования ЦИК будет публиковать ежедневные данные о явке избирателей, а голоса «за» и «против» будут подсчитаны только после окончания голосования 1 июля.
Кампания
Оппозиционные движения, партии и политики по-разному относились к голосованию.
Поскольку не существует минимальной явки избирателей, поправки будут считаться утвержденными и вступившими в силу, если большинство фактических избирателей согласны с изменениями. Однако, чтобы продемонстрировать сильные управленческие навыки, местные органы власти и финансируемые государством организации используют традиционную тактику увеличения участия избирателей и поощрения людей к голосованию онлайн и досрочно.
Закон, регулирующий общенациональное голосование, не упоминает никакой политической агитации. Государственный орган имеет право информировать общественность, и избирательная комиссия обязана это делать.
Опросы мнений
Опрос на выходе
Дата (даты) проведения | Опросчик | Количество респондентов | Для поправок | Против поправок | Затрудняюсь ответить / не уверен | Вести | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
25–28 июня 2020 г. | WCIOM | 163 100 | 76% | 23,6% | 29,4% | 51,9% |
Полученные результаты
Выбор | Голоса | % |
---|---|---|
| 57 747 288 | 78,56 |
| 15 761 978 | 21,44 |
Недействительные / пустые голоса | 604 951 | — |
Общий | 74 114 217 | 100 |
Зарегистрированные избиратели / явка | 109 190 337 | 67,88 |
Источник: ЦИК. |
По федеральному субъекту
Приведенные ниже проценты рассчитываются от общего числа проголосовавших, а не от общего числа действительных голосов. Таким образом, разница со 100% состоит из пустых и недействительных голосов.
Область | | | ||
---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | |
| 236 686 | 84,55 | 41 043 | 14,66 |
| 645 603 | 71,91 | 241 132 | 26,86 |
| 55 291 | 66,16 | 27 433 | 32,83 |
| 258 548 | 70,42 | 103 726 | 28,25 |
| 297 432 | 65,78 | 150 935 | 33,38 |
| 463 866 | 86,73 | 68 087 | 12,73 |
| 2,448,685 | 88,68 | 292 701 | 10,60 |
| 798 636 | 81,76 | 170 172 | 17,42 |
| 749 749 | 85,81 | 114 009 | 13.05 |
| 329 208 | 71,95 | 121 205 | 26,49 |
| 712 909 | 97,92 | 14 132 | 1,94 |
| 1,190,097 | 69,54 | 505 597 | 29,55 |
| 18 146 | 80,30 | 4 203 | 18,60 |
| 426 779 | 72,57 | 154 351 | 26,25 |
| 1 104 730 | 90,07 | 111 401 | 9,08 |
| 1,352,732 | 89,19 | 155 290 | 10,24 |
152 992 | 87,50 | 18 972 | 10,85 | |
| 529 770 | 64,28 | 287 131 | 34,84 |
| 390 256 | 76,23 | 117 846 | 23.02 |
| 70 213 | 77,30 | 19 430 | 21,39 |
| 362 739 | 85,52 | 53 795 | 12,68 |
| 334 755 | 72,15 | 125 341 | 27.02 |
| 124 265 | 84,09 | 21 986 | 14,88 |
| 338 748 | 70,17 | 140 003 | 28,99 |
| 65 485 | 61,76 | 39 406 | 37,16 |
| 211 163 | 84,80 | 37 367 | 15.01 |
| 168 389 | 70,46 | 68 304 | 28,58 |
| 1 522 151 | 87,29 | 209 742 | 12,03 |
| 271 421 | 62,28 | 159 662 | 36,64 |
| 141 381 | 69,52 | 59 758 | 29,38 |
| 487 750 | 69,00 | 212 434 | 30.05 |
| 409 702 | 70,89 | 163 247 | 28,25 |
| 221 113 | 65,08 | 115 322 | 33,94 |
| 180 846 | 67,92 | 83 044 | 31,19 |
| 3 219 153 | 88,92 | 382 712 | 10,57 |
| 848 638 | 70,10 | 350 687 | 28,97 |
| 276 378 | 69,58 | 117 294 | 29,53 |
| 389 300 | 73,92 | 133 471 | 25,32 |
| 817 168 | 79,38 | 203 833 | 19,80 |
| 479 670 | 78,56 | 124 509 | 20,39 |
| 34 035 | 62,03 | 20 090 | 36,62 |
| 251 831 | 75,76 | 77 884 | 23,43 |
| 408 380 | 85,60 | 65 931 | 13,82 |
| 2 855 547 | 65,29 | 1,485,963 | 33,97 |
| 3 488 197 | 78,97 | 888 794 | 20.12 |
| 163 735 | 62,54 | 95 095 | 36,33 |
| 9 567 | 43,78 | 12 074 | 55,25 |
| 1 505 620 | 79,31 | 382 801 | 20,16 |
| 352 314 | 82,83 | 71 856 | 16,89 |
| 172 997 | 71,44 | 66 616 | 27,51 |
| 698 857 | 67,58 | 323 674 | 31.30 |
| 610 278 | 62,09 | 360 348 | 36,66 |
| 834 406 | 73,60 | 286 720 | 25,29 |
| 372 411 | 79,74 | 88 970 | 19.05 |
| 683 244 | 85,25 | 114 588 | 13.30 |
| 734 802 | 70,75 | 293 643 | 28,27 |
| 723 089 | 78,86 | 185 629 | 20,24 |
| 231 684 | 78,69 | 60 626 | 20,59 |
| 2 099 202 | 83,54 | 400 454 | 15,94 |
| 499 716 | 78,81 | 129 104 | 20,36 |
| 2,241,963 | 77,66 | 624 517 | 21,63 |
| 204 435 | 58,34 | 142 464 | 40,65 |
| 189 466 | 74,84 | 60 853 | 24.06 |
| 1 346 254 | 80,55 | 312 252 | 18,68 |
| 1,187,697 | 82,24 | 244 989 | 16,96 |
| 183 296 | 84,67 | 31 656 | 14,62 |
| 296 792 | 71,97 | 111 247 | 26,98 |
| 1 304 638 | 84,85 | 213 467 | 13,88 |
| 1,132,182 | 65,99 | 565 242 | 32,94 |
| 583 972 | 87,41 | 80 138 | 11,99 |
| 1 943 685 | 82,81 | 389 765 | 16,61 |
| 223 046 | 64,86 | 117 232 | 34,09 |
| 710 765 | 83,09 | 138 652 | 16.21 |
| 175 698 | 96,79 | 5 426 | 2,99 |
| 410 421 | 71,87 | 155 409 | 27,21 |
| 748 290 | 85,57 | 122 759 | 14.04 |
| 455 908 | 68,92 | 199 121 | 30.10 |
| 379 056 | 71,16 | 148 346 | 27,85 |
| 419 606 | 71,18 | 164 025 | 27,82 |
| 1,222,903 | 83,39 | 232 524 | 15,86 |
| 388 615 | 71,16 | 152 983 | 28.01 |
| 1 070 045 | 80,07 | 256 306 | 19,18 |
| 265 237 | 89,16 | 30 605 | 10.29 |
| 374 053 | 68,29 | 168 930 | 30,84 |
| 352 670 | 74,92 | 114 010 | 24,22 |
| 4 288 | 62,27 | 2 248 | 37.00 |
Русские за границей | 99 852 | 68,07 | 44 939 | 30,64 |
Источник: ЦИК. |
Результаты в Ненецком автономном округе
Результаты в Республике Коми
Реакции
Обвинения в мошенничестве и принуждении
- что такое русские сезоны дягилева
- Как тич съел 2 фрукта