в каком году в россии была утверждена программа цифровая экономика российской федерации
«Цифровая экономика РФ»
Направления
Описание
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие федеральные проекты:
Система управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
Система управления утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Куратор национального проекта:
Чернышенко Дмитрий Николаевич, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Руководитель национального проекта:
Шадаев Максут Игоревич, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Администратор национального проекта:
Яцеленко Николай Сергеевич, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
В каком году в россии была утверждена программа цифровая экономика российской федерации
Код для вставки в блог
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
Календарь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
В каком году в россии была утверждена программа цифровая экономика российской федерации
от 28 июля 2017 года N 1632-р
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 195-р
____________________________________________________________________
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2017 года N 1632-р
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
I. Общие положения
Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
В настоящей Программе понятия используются в значении, определенном в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных нормативных правовых актах.
Целями настоящей Программы являются:
создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;
повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);
основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).
При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:
нейротехнологии и искусственный интеллект;
системы распределенного реестра;
новые производственные технологии;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи;
технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появления и развития новых технологий.
Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки реализации соответствующих планов мероприятий («дорожный карт»), сформированных в рамках системы управления реализацией настоящей Программы.
Настоящая Программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы и принятых документов стратегического планирования, в том числе отраслевых актов, в частности прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», утвержденного протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. N 9, и других документов, а также документов Евразийского экономического союза. Так, в 2015 году ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого предусматривается создание интегрированной информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия.
Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. Например, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено распространение использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе и указаны основные сдерживающие факторы, включая дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня. Наиболее близким по содержанию документом стратегического планирования к настоящей Программе является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, цели и задачи которой находятся в неразрывной взаимосвязи с настоящей Программой.
Настоящая Программа, ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
II. Социально-экономические условия принятия настоящей Программы
С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.
В настоящее время данные становятся новым активом, причем, главным образом, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей.
В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности.
В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет» и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями. Нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведется подготовка кадров для цифровой экономики. Однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду.
Также в России создана инфраструктура науки и инноваций, представленная различными институтами развития, технопарками, бизнес-инкубаторами, которую можно и нужно использовать в целях развития цифровой экономики.
В 2016 году доля жителей, использующих широкополосный доступ к сети «Интернет», составляла 18,77 процента. При этом на 100 человек приходилось 159,95 мобильного телефона и из 100 человек 71,29 человека использовали мобильный доступ к сети «Интернет». Средняя скорость в сети «Интернет» в России выросла на 29 процентов (до 12,2 Мбит/с), в связи с чем по этому показателю Россия находится на одном уровне с Францией, Италией и Грецией.
К началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд. рублей, это на 11 процентов больше, чем в 2016 году, что во многом было обусловлено нормативными требованиями о хранении персональных данных граждан России на территории России. Однако в отличие от большинства стран Россия не имеет стандартов оценки центров хранения и обработки данных, в связи с чем отсутствует объективная возможность для оценки уровня оказываемых услуг, в том числе по объему возможных для хранения данных.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. В Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности объектов газоснабжения, энергоснабжения и ядерных объектов. Однако при этом две третьих российских компаний полагают, что количество преступлений в цифровой среде за 3 последних года возросло на 75 процентов, что требует совершенствования системы информационной безопасности во всех секторах экономики.
В России успешно развиваются цифровые платформы, однако их виды и подходы к созданию существенным образом различаются.
Так, Россия достигла значительных успехов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет установления требований об интероперабельности систем, использования информации из других систем, в том числе платежных. Успешно развиваются федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и платформы для проведения платежей, создаваемые кредитными организациями.
Серьезные проблемы в настоящее время наблюдаются при применении информационно-телекоммуникационных технологий на уровне органов местного самоуправления. Только 10 процентов муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации.
В подобных социально-экономических условиях развитие сфер деятельности необходимо осуществлять с применением информационно-телекоммуникационных технологий на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как ключевой фактор производства, а отрасль информационных технологий должна создавать для этого необходимые платформы и сервисы.
III. Российская Федерация на глобальном цифровом рынке
По предложению Всемирного экономического форума для оценки готовности стран к цифровой экономике используется последняя версия международного индекса сетевой готовности, представленная в докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016 год. Усовершенствованный индекс измеряет, насколько хорошо экономики стран используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния, а также оценивает факторы, влияющие на развитие цифровой экономики.
Согласно указанному исследованию Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия.
Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами.
Низкий уровень применения цифровых технологий бизнес-структурами в Российской Федерации по сравнению с государственными органами и населением также отмечено в докладе Всемирного банка о глобальном развитии 2016 года.
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются «узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.
Основными компонентами индекса I-DESI являются связь, человеческий капитал, использование сети «Интернет», внедрение цифровых технологий в бизнесе и цифровые услуги для населения. Согласно исследованию Россия отстает в развитии цифровой экономики от Европейского союза, Австралии и Канады, но опережает Китай, Турцию, Бразилию и Мексику. По доступности фиксированной широкополосной связи Россия наряду с Соединенными Штатами Америки в 2016 году опережала Европейский союз и остальные страны. В отношении человеческого капитала Россия имела лучшие позиции, чем в среднем по Европейскому союзу, в Турции, Мексике и Бразилии, но значительно отстала от Японии, Кореи, Швеции, Финляндии, Великобритании и лидирующих стран Европейского союза. В отношении частоты использования сети «Интернет» (в среднем ежедневно и регулярно), Россия продемонстрировала не очень высокие позиции в сравнении с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, Новой Зеландией и Австралией, но опережала Китай, Бразилию и Мексику. В области внедрения цифровых технологий предприятиями Россия значительно отстала от Европейского союза и остальных стран, немного опередив Турцию, Китай и Мексику.
Правительство утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации»
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, говорится на сайте правительства.
Напомним, что проект программы обсуждался на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое состоялось 5 июля. По результатам обсуждения президент поручил до 31 октября 2017 года определить и утвердить механизмы, источники и объёмы финансирования планов мероприятий программы «Цифровая экономика».
Ранее предполагалось, что финансирование программы будет осуществляться из фонда универсальной услуги связи (около 16 миллиардов рублей в 2016 году), платы за частоты (около 18 миллиардов рублей ежегодно) и, возможно, за счёт расходов федеральных органов власти на информатизацию (данные о величине этих расходов президент назвал на заседании совета — 200 миллиардов рублей в 2017 году). Не исключено также привлечение денег из иных источников.
Программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».
Направления программы
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:
Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
По этому направлению предполагается:
Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
Сквозные технологии
В программе также перечислены так называемые сквозные (универсальные, предназначенные для использования во всех отраслях – ред.) технологии, на которых будет базироваться цифровая экономика. Это:
Перечень сквозных технологий может корректироваться в ходе исполнения программы.
Управление исполнением программы
Государственное управление исполнением программы (включая контрольно-надзорную деятельность) предполагает дополнение программы «соответствующими разделами», а также составление «дорожных карт».
Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения.
Разработка и реализация мероприятий программы базируется на основополагающих принципах информационной безопасности:
Цели программы
В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.
В отношении экосистемы цифровой экономики:
В отношении кадров и образования:
В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
В отношении информационной инфраструктуры:
В отношении информационной безопасности:
Напомним, что программа «Цифровая экономика» подготовлена Минкомсвязью во исполнение перечня поручений президента России по реализации послания Федеральному Собранию.
Зачем была создана программа «Цифровая экономика»
Фото с сайта vmeste-rf.tv
Что это
Термин «цифровая экономика» (digital economy) придумал в 1995 году американский ученый из Массачусетского университета Николас Негропонте. Он его использовал для объяснения преимуществ новой экономики в связи с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.
То есть цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий. В нее входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.
Программа «Цифровая экономика»
Ее целью заявлено создание и развитие цифровых технологий в области экономики. К 2024 году планируется реализовать пять базовых направлений программы:
— нормативное регулирование;
— кадры и образование;
— формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
— информационная инфраструктура;
— информационная безопасность.
Правда, дорожная карта и планы мероприятий по направлениям программы выглядят весьма туманно. Например, по направлению «Кадры и образование» предусмотрено «развитие цифровой грамотности у широких слоев населения», «поддержка технологических образовательных проектов», а также «разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций цифровой экономики».
Критика программы
Вице-премьер по социальным вопросам (на тот момент – Ольга Голодец) на заседании РТК возмущалась этой программой, называя ее неграмотной, и ругала Минэкономразвития за то, что существенных предложений в этом документе нет.
Представитель Минэкономразвития на это ответил, что суть программы в том, чтобы создать на территории РФ специальные правовые режимы, которые дадут возможность в конкретных отраслях или на конкретных территориях создавать современные бизнес-модели.
Эксперты комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям раскритиковали программу. С критикой документа выступила и рабочая группа «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве РФ, а также Счетная палата.
Аудиторы остались в полном недоумении: на проект выделяют триллионы, а каким именно образом предполагается добиться заявленных целей, ни в материалах нацпроекта, ни в проекте трехлетнего бюджета не поясняется.
Финансирование
На что конкретно потратят бюджетные средства, пока непонятно. Известно лишь, кто получает финансирование: АНО «Цифровая экономика», которая и разрабатывает дорожные карты.
Создание АНО «Цифровая экономика» предусмотрено постановлением правительства от 28.08.2017 № 1030. Гендиректором стал Евгений Ковнир, который до недавнего времени работал в Агентстве стратегических инициатив, а еще раньше был директором департамента развития отрасли ИТ в Минкомсвязи. Учредителями выступили Ростелеком, «Мегафон», Росатом, Сбербанк, АСИ, Ростех, «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», «Мэйл.ру», МТС, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, «ВЭБ Инновации», «Рамблер», «Почта России», «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).
Объем цифровой экономики
В 2017 году доля цифровой экономики в ВВП России составляла 3,9%, что в два-три раза ниже, чем у стран-лидеров, например США, Сингапура, Израиля. Ранее компания Boston Consulting Group оценивала долю цифровой экономики в ВВП России в 2016 году в 2,4%. Этот показатель в развитых странах составлял в среднем 5,5%, в развивающихся — 4,9%.
В течение последних пяти лет объем цифровой экономики в РФ увеличился в пять раз, достигнув 4,3 трлн рублей. Об этом в апреле 2018 года сообщил министр связи Николай Никифоров.
— В 2012 году цифровая экономика давала чуть больше 1% ВВП России. За пять лет этот показатель увеличился в пять раз. В денежном эквиваленте это 4,3 трлн рублей. При этом объемы связанных с интернетом рынков выросли с 10% ВВП в 2012 году до 24% в 2017 году.
Количество тех, кто работает в интернет-экономике, выросло за пятилетку с 700 тысяч человек до 2,3 млн. Аудитория Рунета в 2017 году составила почти 88 млн пользователей.
Как это повлияет на рынок труда
Замминистра труда Алексей Вовченко призвал не впадать в истерику и не демонизировать цифровую экономику. По его мнению, 70 млн человек, задействованных в реальном секторе экономики, «по мановению волшебной палочки не сядут резко за клавиатуру».
Подобной точки зрения придерживается и председатель ФНПР Михаил Шмаков:
— Изменения на рынке труда, безусловно, будут. Но надо понимать, что происходить они будут гораздо более плавно. В этом смысле наши прогнозы близки к тому, о чем говорил замминистра труда. Не нужно устраивать панику вокруг цифровой экономики.
В некоторых секторах и вовсе увеличится число работников. Так считает исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская: