в каком году учебные заведения готовящие рабочие кадры были преобразованы в пту ответ
История развития профессионального образования: Советская Россия
Профтехобразование до Второй мировой войны
9 ноября 1917 года, буквально через один день после Октябрьского переворота, в советской России был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов обучения.
В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи, и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 Декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования. Связанно это с тем, что уже к зиме 1919 года стало ясно, что в стране наступил острый дефицит квалифицированных рабочих. Не вызывал сомнения тот факт, что политика «свертывания» профессионально-технической школы была ошибочной.
Однако существовавшую до 1927 года Постоянную комиссию по техническому образованию правительство не просто игнорировало, а лишило всех полномочий. Мало того 29 июля 1920 года в действие вступил Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны учиться. Этим Декретом правительство молодой страны хотело одним махом уничтожить техническую безграмотность населения.
В 1940 году большая часть школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений:
Таким образом, Советское государство сумело обеспечить народное хозяйство квалифицированными рабочими, а идея ГТР блестяще выдержала испытание временем.
Послевоенное профессиональное образование
В послевоенные годы идея ГТР продолжала совершенствоваться. В мае 1946 года Главное управление Трудовых Резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство Трудовых Резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределения квалифицированных рабочих. При этом большое внимание уделялось и повышению профессионального уровня преподавательского состава школ ФЗО и училищ. Для этого были созданы центральные курсы повышения квалификации и усовершенствования, на которых мастера и воспитатели изучали вопросы психологии и педагогики.
На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от 1 до 3 лет). Иными словами, школы ФЗО и ремесленные училища, благодаря которым Советский Союз смог справиться с разрухой в послевоенные годы, были полностью ликвидированы, а на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.
Ориентация на профессионально-технические учреждения со средним образованием предполагала поэтапный переход от подготовки узкоспециализированных рабочих к выпуску квалифицированных специалистов широкого профиля. Однако реформа образования, объявленная в 1984 году, совпала с непростым переходным периодом в политической и социально-экономической сфере. Поэтому в 80-90 годы профессиональное образование сначала пережило тяжелый кризис, а затем были начаты поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям.
Литературно-исторические заметки юного техника
2 октября 1940 года () День профессионально-технического образования
Сейчас это называется «колледж», тридцать лет назад школьников пугали страшным словом «ПТУ», первое послевоенное поколение получало трудовые навыки в ФЗУ, а начиналось современное профтехобразование более семидесяти лет назад.
2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей Г. т. р. — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений:
ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;
ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;
школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.
Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения Г.Т.Р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г.Т.Р. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий.
Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.
В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г.Т.Р. были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.
В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал.
Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др.
По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г.Т.Р. прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.
Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Г.Т.Р., так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения Г.Т.Р. были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 2 октября 1940 года
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР
Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Об истории создания профессионального образования в России
Профессиональное образование в Российской империи
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека.
Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались; однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения добровольно.
Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. В России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором.
В середине 50-х г. г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
Государственные трудовые резервы СССР
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г. т. р. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г. т. р. были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.
В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал. Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др. По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г. т. р. прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.
Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Г. т. р., так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1–2 года. В том же году учебные заведения Г. т. р. были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (см. Профессионально-техническое образование в СССР).
Профессионально-техническое образование в СССР
Сложившаяся система профессионально-технического образования в СССР включала в себя три типа профессиональных училищ, в которые принимались учащиеся, закончавшие восьмилетнюю или полную среднюю школу. Наиболее распространенными были профессионально-технические училища, принимающие учащихся с восьмилетним образованием и готовившие рабочих наиболее массовых и несложных профессий (слесарей, электриков, станочников по металлу, маляров, ткачей, портних и т. п.). Срок обучения в них от одного до двух лет. Усложнение ряда специальностей, дававшихся ранее на базе восьмилетнего образования, породило объективную необходимость в расширении общеобразовательной базы у рабочих, подготавливаемых по этим специальностям. Так, возник новый тип ПТУ – среднее профессионально-техническое училище, в котором одновременно учащиеся получали полное среднее образование и овладевали рабочей профессией высокой квалификации. Отмечался особенно заметный рост этого типа профессионально-технических училищ как очень действенной формы подготовки молодого поколения рабочего класса в условиях научно-технической революции.
Третьим типом профессионально-технических училищ являлись технические училища, в которые принимались учащиеся, уже имеющие полное среднее образование. Роль этих училищ также была высока, так как они давали рабочую квалификацию, обучение которой основывалось на широкой общеобразовательной базе. Срок обучения в них 1–2 года. Как и средние ПТУ, технические училища готовили рабочего нового типа, основу профессиональной квалификации которого составляли не простые навыки ручного труда, а широкий общий и технический кругозор, понимание научных основ социальных и производственных процессов.
Система профессионально-технического образования занимала прочное место в подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей промышленности, поскольку через нее открывался один из возможных путей получения молодежью полного среднего образования. Придавая большое значение системе профессионально-технического образования, государство затрачивало большие средства на содержание не только профессионально-технических училищ, но и самих учащихся, на оказание им различного вида материальной поддержки. Так, в период обучения учащиеся большинства ПТУ находятся на полном государственном обеспечении: им предоставлялось общежитие, питание, форменное обмундирование, выплачивалась стипендия. Как подчеркивалось в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977), эти училища стали основной школой подготовки квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства. Они должны готовить «всесторонне образованных молодых рабочих, обладающих глубокими знаниями, прочными профессиональными навыками, широким политехническим кругозором».
Среднее специальное образование в СССР
Среднее специальное образование в СССР представляло собой стройную и разветвленную систему специализированных учебных заведений, дающих подготовку по множеству специальностей для среднего звена управления производством и занятия должностей специалистов средней квалификации в самых различных отраслях народного хозяйства. Эта подготовка осуществлялась на базе полного среднего образования или в сочетании с ним, если принимаются учащиеся с восьмилетним образованием.
К средним специальным учебным заведениям в СССР относились техникумы и различные училища (строительные, медицинские и т. п.). Большую роль в подготовке учителей начальной школы и дошкольных работников играли педагогические училища.
Подготовка в средних специальных учебных заведениях проводилась почти по 500 специальностям. Среднее специальное образование рассматривалось как один из рациональных и доступных путей получения полного среднего образования и профессии для молодежи и как средство подготовки значительной части специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О государственных трудовых резервах СССР»
(2 октября 1940 г.)
Источник: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. гг. Сборник документов за 50 лет. М.: Политиздат, 1967. Тгг. C. 774-775.
Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.
2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи организовать в городах ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения.
3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта – помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий – организовать железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения.
4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горнорудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения.
5. Установить, что обучение в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.
6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения правительства.
7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
10. Установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.
11. Установить, что все лица, окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно ст. 10 настоящего Указа.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР ОТ 18.03.1955 ОБ ОТМЕНЕ ПРИЗЫВА (МОБИЛИЗАЦИИ) МОЛОДЕЖИ В РЕМЕСЛЕННЫЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ОБ ОТМЕНЕ ПРИЗЫВА (МОБИЛИЗАЦИИ) МОЛОДЕЖИ
В РЕМЕСЛЕННЫЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
Учитывая большое стремление молодежи получить профессионально
— техническое образование в ремесленных и железнодорожных
училищах, в связи с чем проведение мобилизации в указанные учебные
заведения не вызывается необходимостью, Президиум Верховного
Совета СССР постановляет:
1. Отменить призыв (мобилизацию) молодежи в ремесленные и
железнодорожные училища, входящие в систему Главного управления
трудовых резервов при Совете Министров СССР, установленный Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О
государственных трудовых резервах СССР».
2. Установить, что для обучения в ремесленных и
железнодорожных училищах Главного управления трудовых резервов при
Совете Министров СССР принимается молодежь мужского пола в
возрастелет и молодежь женского пола в возрасте
лет из числа лиц, подавших заявления о поступлении в училище.
3. Поручить Совету Министров СССР разработать порядок и
условия приема в ремесленные, железнодорожные и другие училища
Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР.
4. Считать утратившими силу в части мобилизации молодежи в
ремесленные и железнодорожные училища:
статьи 7, 8 и 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2
октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР»;
статью 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня
1947 года «О возрасте молодежи, призываемой (мобилизуемой) для
обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах