в каком году цой работал в кочегарке
1986 Кочегарка «Камчатка»
Официальное место работы и запись в трудовой книжке — эти вещи были обязательными в советское время. Если ты не работал больше трех месяцев, то есть нигде не числился или не имел трудового договора, тебя могли привлечь по закону о тунеядстве. Как я уже упоминал, именно так осудили в 1966 году поэта Иосифа Бродского.
И вот парадокс: известный уже в стране музыкант, который вполне мог обеспечить себя и семью концертами, ибо приглашений выступить было тогда уже очень много, вынужден был устроиться на работу кочегаром, или, как тогда писали в трудовой книжке, «оператором котельной установки».
Я был в этой котельной, когда там еще не убрали огромные печи с зияющими провалами топок, куда кочегар Цой швырял топливо лопату за лопатой, и даже сам забросил в топку пару лопат угля.
Как воспринимал Цой свое вынужденное кочегарство? Как тягостную повинность? Совсем нет. У Цоя было счастливое качество — он принимал жизнь такой, какой она есть, и в каждом деле, которым занимался, находил хоть чуточку кайфа.
Анатолий Соколков, «начальник» кочегарки (из интервью автору, 1991):
«…Я начал работать в этой кочегарке в восемьдесят втором году. Здесь была обычная котельная с алкашами, достаточно мрачное, а в общем, обычное место, где работают наркоманы, топота всякая. А потом так получилось, что я остался один в котельной — все поувольнялись. Тут как раз Фирсов стал искать себе работу — он до этого года два, наверно, не работал. Я говорю: приходи! Он пришел, смотрит: котельная как раз то, что ему надо. Фирсов и говорит: «Давай Витьку пригласим!» А Витька тогда работал спасателем на пляже — это летом было. Мы сходили к нему, поговорили. Он согласился. Только, говорит, лето доработаю, а в сентябре приду.
Он на Петропавловке работал. А в котельной он до этого уже работал, правда, не в такой. На каком-то складе ящиками топил. Самая смешная история была, когда их приняли на работу — его и еще несколько человек — надо было ходить на курсы. Эти курсы начинались в девять утра. И они с Фирсовым поднимались в восемь, ездили на эти курсы, в итоге-то Фирсов получил удостоверение, а Витька — нет, потому что в последний момент у него какие-то гастроли начались и он пропустил недели полторы. Ну, мы пошли туда, попытались что-то сделать, чтобы он получил удостоверение, но там…
У него была такая особенность: он не мог общаться ни с каким начальством. Независимость натуры или еще что-то… Но это очень действовало на нервы всем начальникам. Ну, говорил там «да», «нет» — но нормально, не было никаких высокомерных жестов. Человек просто сидел, разговаривал, но сразу возникало неприятие — у тех людей, у которых много формализма в голове. Если бы я в той ситуации просто пошел один с нашей начальницей — хорошая была тетка, — то было бы все нормально. Но мы пошли с Витькой, это подействовало им на нервы, и они просто наотрез отказались.
Ничего страшного не произошло — он продолжал работать так же, как работал… Как он работал? Вопрос очень сложный. Несмотря на то, что он был высокий, стройный, работать здесь всегда было очень тяжело. Грязно — всегда. Работа тяжелая, потому что, когда выгребали из котла шлак, там и сероводород, и всякие примеси, все это бьет в нос. Слава Задерий у нас быстренько отсюда смотался. Два-три раза почистил котел — и сразу тошнота. Желудок больной — это сразу сказывается. И сначала было, конечно, тяжело. Это естественно. У нас тут и Башлачев работал — тот, который вообще ни к какой работе не приспособлен, — и тот работал. А Витька втянулся очень быстро. Наверное, уже через месяц. Раньше как было — мы таскали шлак бачками. Накладываешь полный бачок шлака, несешь его двумя руками. А у Витьки уже какой-то профессионализм появился: два бачка, в каждой руке по бачку. Раньше шел — ноги подгибались, а потом смотрю, все нормально. У него даже грудная клетка после работы в котельной стала шире, я заметил. И чувствовал он себя здесь отлично — как рыба в воде. Потому что когда я работал здесь то все контакты начальства были только со мной. Я ни к кому никогда никого не подпускал. Масса была всяких конфликтов, которые приходились только на меня, то есть остальные в этом просто не участвовали. Все претензии — ко мне. Кочегаров не надо трогать. В общем, в какой-то момент у нас сложилась хорошая команда. Ну, а потом уже началось: сначала он уехал на съемки «Ассы», довольно долго его не было. Потом вернулся, некоторое время еще поработал и уволился…
Когда начинали ребята: Цой, Фирсов, Задерий, еще кто-то, — мы менялись в девять утра, было очень неудобно. В девять утра идешь домой, спишь, весь день кувырком… Потом мы начали меняться в одиннадцать часов вечера. И это было удобно: приходишь со смены — ложишься спать.
Единственно, в последний момент нам все-таки сунули двух левых людей. Получилось, что не все, с кем мы договаривались пришли, от кого-то пришлось отказаться — например, от Шевчука в свое время. По двум причинам: во-первых, у него был некоторый конфликт с Цоем. Но это была не главная причина, потому что можно было так сделать, чтобы они в котельной вообще не встречались. А вторая причина заключалась в том, что, когда Шевчук согласился, пришел его друг Джимми и сказал: «Ты с ума сошел. Он же вместе с этой лопатой упадет!» Хотя я не думаю, он наверняка смог бы здесь работать — это не так сложно. Но даже по тем временам две «звезды» в одной кочегарке — это слишком. Мы не взяли также Игоря Тихомирова, потому что они с Цоем из одной группы. Если «Кино» куда-нибудь уезжало на гастроли, вшестером работать уже достаточно сложно.
Был свой микроклимат, потому что здесь прошла масса народу. Например, здесь очень часто бывал Максим Пашков, с ним Цой в «Палате № 6» играл. Он тогда постоянно показывал Витьке свои песни, тексты… Но Витя нигилист по натуре, ему мало что нравилось. Например, к нему понимание Башлачева пришло только в котельной. Он до этого его слышал, но не понимал. А вот здесь… Вокруг Сашки вообще очень много народу роилось. Никто не знает, что он приедет, а народ уже сбегается со всего города. Саня постоянно пел. Приходит — сразу берет гитару. Сейчас этой гитары уже нет — она в могиле, кочегарская гитара Башлачева. Он был человек очень веселый. Он пел куплет своей песни, потом вставлял куплет Гребенщикова, потом куплет Цоя. И он очень любил их дразнить. То есть он переделывал их песни на русский народный манер. Много было таких переделанных песен: «Бездельник» цоевский совершенно на другой мотив… Мы пытались здесь писать, магнитофон был, но не получалось. Потому что здесь очень много звуковых помех — моторы работают.
Когда режиссер Алексей Учитель пришел сюда, здесь сидели Марьяна, я и Витька. Мы очень долго с ним разговаривали, долго объясняли, но, в принципе, я считаю, что его фильм не удался. Он не о том снимал и не затем. Он так и не понял ничего, несмотря на то, что его протащили через все тусовки, через все дела — он так ничего и не понял. Он до сих пор ничего не понимает. И фильм получился не о роке, а о том, что ребята-то все нормальные, у них же дети есть! Ну что это такое?! Как в зверинце. Фильм для идиотов…
Учитель сделал очень хороший ход — он взял Марьяну администратором в этот фильм. Только благодаря этому фильм вообще состоялся. Я не верю, что Учитель так вписался бы во все тусовки, если бы не Марьяна. Ей просто понравилась эта идея, и она решила ему помочь. Я считаю, что в этом фильме Маниной заслуги гораздо больше, и Димы Масса, чем Учителя, туг такие куски были сняты, которые потом не вошли! Как Цой с Башлачевым на одной гитаре играют — веселые такие. А это все вырезали, оставили какие-то дебильно-романтические сцены, особенно с Цоем. Все это гораздо веселее было.
Песни здесь пели — это факт. Но возникали ли они у Цоя именно здесь. У него голова постоянно работала. Он уезжал в Москву, возвращался здесь сидели ночами — естественно, что-то возникало… А песен он показывал довольно много. «Следи за собой» впервые я услышал здесь. Еще эту; «мы ждали летя пришла зима…» У него была песня «Я хочу быть кочегаром», но он наотрез отказался ее здесь петь. Она несколько раз звучала в акустике, но в кочегарке он ее так и не спел.
С ментами здесь было очень просто. Менты сюда не заходили. Котельная скорее всего, была под колпаком КГБ, и гэбисты просто запрещали ментам сюда ходить. Был такой период, когда они очень резко начали появляться а потом у меня была встреча с одним кагэбэшником… Знаете, раньше всех вызывали в кофейню, там беседовали… Я ему сказал про ментов, он почему-то очень разозлился и сказал: «Никаких ментов больше не будет».
Последние годы Витя не заходил сюда. У него было желание, но к этому времени уже сильно изменился состав. И почти все «старики» уволились…»
Читайте также
1986 Ролью Мекки-ножа Миронов закончил ушедший год, ею же он открыл и год 1986-й («Трехгрошовая…» игралась 2 января). 4-го это было «Прощай, конферансье!», 5-го – «Бешеные деньги». Затем в течение двух недель Миронов в спектаклях не участвовал, целиком занятый последними
1986 22 января – В Театре сатиры состоялась премьера спектакля «Бремя решений» Ф. Бурлацкого (роль президента США Джона Кеннеди).3 февраля – первая репетиция спектакля «Тени» по М. Салтыкову-Щедрину (А. Миронов – режиссер и исполнитель роли Петра Сергеевича Клаверова).16
1986 Буратино и театр.С пьесы о Буратино и о новом – народном и демократическом – театре я хотел начинать. Но декларировать можно многое, особенно в молодости. Похоже, я упустил свой театр еще в Кемерове. Ведь я очень долго подбирался к своим актерам. «Дальняя
1986 752.Молчанов Н.Н.ЖАН ЖОРЕС. — 2-е изд., доп. — 1986. — 400 с.: ил. — (Вып. 472). 100 000 экз.753.Байдуков Г.Ф.ЧКАЛОВ. — 4-е изд. — 1986. — 351 с.: ил. — (Вып. 552). 150 000 экз.754.Лощиц Ю.М.ГОНЧАРОВ. — [2-е изд., испр. и доп.]. — 1986. — 365 с.: ил. — (Вып. 573). 150 000 экз.755.Сергеев В.Н.РУБЛЕВ. — [2-е изд.]. — 1986. — 250 с.: ил. —
1986 год
1986 В январе хабаровская газета «Молодой дальневосточник» продолжает публикацию ЖВМ, предваряя ее редакционным предисловием.[Редакционное предисловие к повести «Жук в муравейнике»]В наступившем году мы продолжаем публикацию повести Аркадия и Бориса Стругацких «Жук в
1986 Кочегарка «Камчатка»
1986 Кочегарка «Камчатка» Официальное место работы и запись в трудовой книжке — эти вещи были обязательными в советское время. Если ты не работал больше трех месяцев, то есть нигде не числился или не имел трудового договора, тебя могли привлечь по закону о тунеядстве. Как я
Владимир Ларионов — Геннадий Прашкевич Беседа третья: 1965–1971. Сахалин, Курилы, Камчатка
Владимир Ларионов — Геннадий Прашкевич Беседа третья: 1965–1971. Сахалин, Курилы, Камчатка Как жаль, что вы не видели океана, этой дымно сгустившейся, но прозрачной мглы, медленно выкатывающейся из тумана на базальтовые углы… Ген. Прашкевич. Семь поклонов в сторону Тихого
САХАЛИН И КАМЧАТКА
САХАЛИН И КАМЧАТКА Отъезд наш был внезапным. Мы надеялись еще поохотиться в верховьях Зеи на лосей и медведей и уже все подготовили для этой экспедиции, когда барон Корф сообщил, что нам необходимо вернуться в Благовещенск. Деловые вопросы были решены, и мы простились с
Тихоокеанский флот — Камчатка
Тихоокеанский флот — Камчатка В Петропавловск-Камчатский я с женой и сыном прибыл на теплоходе «Советский Союз», который шел из Владивостока около четырех суток. Этот теплоход был трофейным немецким судном, ранее ходившим по европейским линиям. Шли мы первым классом,
НАЧАЛО 1986-ГО, ИЛИ «КАМЧАТКА»
НАЧАЛО 1986-ГО, ИЛИ «КАМЧАТКА» В декабре 1985 года группа «КИНО» при помощи Джоанны Стингрей снимала два клипа — «Видели ночь» и «Фильмы». К сожалению, в съемках клипов не принимал участия гитарист Юрий Ка-спарян. Пока «киношники» в компании Джоанны и ее сестры Джуди
6. Кругосветное плавание Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817–1819)
6. Кругосветное плавание Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817–1819) В 1816 г. было решено отправить на Дальний Восток военное судно с задачами: 1) доставить разные материалы и запасы в петропавловский и охотский порты, 2) обследовать положение дел Российско-американской компании
КАМЧАТКА
КАМЧАТКА В Петропавловск мы пришли на заре. Выйдя первый раз на палубу, я долго смотрел на гряду хребтов, на склады и на сахарные сопки Авачинскую и Корякскую. Первая сопка дымила, и ее легкий дым, поднимаясь вверх, почти сливался с серым небом. Вторая была немного больше и
1986 13 январяЕ. Г. Боннэр делают в Бостоне операцию на открытом сердце.А. Д. Сахаров: «За эти недели (перед операцией. — Сост.), однако, в прессе были напечатаны поспешные сообщения, что Елене Боннэр не требуется операция и даже что, «видимо, она умышленно завышала тяжесть своих
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Котельная Камчатка Виктора Цоя
Это странное слово «Камчатка». Культовый двор Санкт-Петербурга
Северная Столица, Санкт-Петербург – самый посещаемый туристами город в России. Каждый из приезжающих сюда расскажет о Петербурге что-то своё, особенное. В чьих-то восторгах – помпезность дворцов и мостов, в чьих-то – бессонница белых ночей, в чьих-то – простые, неброские или яркие и аутентичные дворики. А в чьих-то рассказах возможно и разочарование от ожиданий. Не всех принимает своеобразный город, не всем он «заходит». Город с характером, город разный. Парадный и непарадный.
Двор Петроградской стороны Санкт-Петербурга. Клуб-музей Котельная Камчатка
Несомненно, что одной из ярких черт Петербурга, его характерного облика, являются его дворы. (о двух удивительных дворах города я уже писал здесь: Мозаичный дворик; и о другом, который, к сожалению, перестал существовать в том виде, каким его уже многие знали, но можно увидеть в статье, каким он был совсем ещё недавно: Двор Нельсона). Мне особенно нравится Петроградская сторона и Васильевский остров. Именно за свою фактуру и за аутентичность дворов. Многие, из которых, стали настоящей легендой. Как например этот, на улице Блохина, на Петроградской стороне. А если быть точным, то этот двор стал легендой по той причине, что находится здесь культовое для многих место. Та самая «Камчатка», котельная, в которой работали когда-то и Башлачёв, и Цой, и Задерий, и Котельников. Эта моя статья — рассказ об этом культовом месте.
Котельная Камчатка Виктора Цоя и Башлачёва
Я бывал здесь когда-то уже давно. Нет, не в то время, когда здесь работали знаменитые музыканты. Я тогда ещё был слишком молод. Оказался я в «Камчатке» много позже. Когда она стала уже клубом-музеем. И приезжал я сюда с знакомыми музыкантами, которые давали здесь концерт, а я фотографировал их выступление (в нынешней «Камчатке» также есть сцена и здесь проводятся живые концерты). Впрочем, с тех как я побывал здесь несколько лет назад, изменилось не так много. Например, в интерьере появилось кафе, где можно выпить чашечку кофе:
Барная стойка кафе и уголка сувениров в клубе Камчатка
А вот сцена осталась на том же месте, как и скамейки для зрителей:
Сцена в клубе котельной
«Камчатка» сейчас – это клуб-музей. Помимо того, что здесь проводятся регулярные концерты молодых музыкантов, тематические выступления, посвящённые творчеству Цоя, СашБаша, ГО и проч., в интерьерах нынешней котельной – постоянная экспозиция с вещами и предметами той самой эпохи «Поколения дворников и сторожей». С фото представленных экспонатов я немного расскажу об истории «Камчатки».
Интерьеры музея-клуба Камчатка
История котельной «Камчатка» в Санкт-Петербурге
Когда-то, в далёком 1986 году здесь, на улице Блохина 15 работала обычная городская котельная. Топилась она углём, а отапливала – женское 6-ти этажное общежитие 1-го Ленинградского ремонтно-строительного треста. Вход в общежитие был с улицы, а в помещение котельной – со двора. Двор тот, как и подобает придворовой территории действующей котельной, был завален углем и шлаком почти до второго этажа. Также во дворе находилась трансформаторная будка (она и сейчас сохранилась). И сюда же, во двор, выходили коммуникации здания штаба гражданской обороны Ленинграда.
Трансформаторная будка с граффити В. Цоя
Один из непосредственных начальников котельной, Анатолий Соколков, устал от пьянства своих подчинённых – кочегаров, зольщиков, подсобных рабочих и каменщиков. И предложил вышестоящему руководству нанять на работу хорошо знакомых ему людей, которые страсти особой к зелёному змию не испытывали. На что начальство дало ему добро, так как, терять-то, в общем, особо было нечего. «В крайнем случае, придут такие же выпивохи» – рассудило руководство котельной.
Так, Соколковым был приглашён на работу его хороший знакомый – Сергей Фирсов.
Соколков хорошо знал Сергея Фирсова, а также знал о том, что тот имел опыт работы кочегаром на флоте. К тому же, на тот момент Фирсов уже как три месяца был безработным, после того как уволился с прошлого места, с железной дороги, где он был проводником поездов.
Вход в помещение котельной. Наше время
Как котельная в Ленинграде стала Камчаткой
Приятель Соколкова принял предложение поработать кочегаром в котельной на Блохина 15, и предложил взять на работу своего хорошего знакомого – Виктора Цоя. На тот момент будущий фронтмен группы «Кино» подрабатывал в бане. И ему не был удобен как график работы там, так и то, что ему приходилось далеко добираться до места работы. А эта котельная была в центре города, к тому же вакансия была с более удобным графиком, и Цой также согласился на предложение.
Так, 11 ноября 1986 года, с выходом новоиспечённых работников одной из городских котельных на работу и началась история «Камчатки».
Интерьеры современной Камчатки
Спустя немного времени Цой привел на работу в котельную Олега Котельникова, художника-оформителя группы «Кино», Фирсов позвал Славу Задерия (лидера группы «Алиса»), а ещё чуть позже – Александра Башлачёва. А ещё совсем через недолгое время творческий рабочий коллектив «Камчатки» пополнился Виктором Бондариком (басистом «АукцЫона») и Евгением Титовым («Народное ополчение» и «АУ»). В общем, настоящий цветник талантливых музыкантов. Про непосредственные свои рабочие обязанности никто, к слову, не забывал. И котельная исправно давала тепло в женское общежитие. Но музыканты находили время для творчества. Сюда заходили Борис Гребенщиков, Сергей Курехин и Юрий Шевчук. Цой написал здесь многие свои известные песни, а котельная стала местом неофициальных концертов и выступлений музыкантов.
Котельная становится клубом-музеем
Цой проработал в этой котельной до конца 1988 года. К этому времени группа «Кино» стала набирать всесоюзную популярность и гонораров с концертов музыканту уже хватало, чтобы не заниматься иной деятельностью, кроме как музыкальной.
После ухода Цоя из «Камчатки» и гибели музыканта в автокатастрофе 15 августа 1990 года музыкальный состав рабочих котельной просуществовал около двух лет. С этого времени и до начала 2000-го года в котельной работали простые рабочие. Женское общежитие подключили к центральному отоплению и котельная стала никому не нужна. Но, благодаря Сергею Фирсову, в 2003 году это легендарное место удалось сохранить как музей-клуб. И хотя у «Камчатки» нет до сих пор официального музейного статуса, тем не менее она существует.
Экспонат клуба-музея Камчатка. Термос, с которым музыканты ходили за пивом
Почему котельная называется Камчатка
Песня про Камчатку у Виктора Цоя вышла за три года до его устройства в котельную. И она не посвящена тому месту, где он работал. По одной из версий, «Камчаткой» стали называть котельную из-за частых прорывов труб. Пар, из которых, и стал ассоциацией с гейзерами далёкого полуострова.
Это сладкое слово «Камчатка».
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей,
Я не вижу реки, я не вижу моста,
Интересный факт: в кадрах фильма «Рок» (1987г.), снят эпизод в котельной. Где Цой подкидывает уголь в топку и говорит о том, что он совершенно свободен.
Как выглядит сейчас двор и котельная (клуб-музей) «Камчатка» фото
Сейчас от угольных терриконов внутри двора, конечно, и следов не осталось. Вполне себе колоритный настоящий питерский двор:
Во дворе клуба-музея Камчатка
По стенам домов двора – граффити с Цоем:
Граффити с изображением Виктора Цоя
Практически на каждой стене – надписи от поклонников со всех уголков нашей страны. А у входа в котельную (вход в неё слева в кадре) – памятный барельеф музыканту и свежие цветы у него:
Котельная Камчатка. Стена памяти с барельефом Виктору Цою
Старая деревянная рама окна на одной из стен двора стала естественной рамкой для портрета музыканту:
Портрет В. Цоя
Входная дверь в котельную сделана из фрагментов угольной топки:
Входная дверь в котельную Камчатка
Стальная дверца топки:
Детали экстерьера клуба
Фото внутренних интерьеров котельной Камчатка
Пройдя внутрь котельной можно увидеть множество вещей и предметов, относящихся как к самой былой музыкальной, рокерской жизни «Камчатки», так и к тому, что её окружало и имеет отношение ко всей музыкальной андеграунд-тусовке тех лет.
Например, диплом, который получила группа «Кино» в 1984 году за (текст на дипломе): «За активное участие в развитии художественной самодеятельности и народного творчества».
Диплом группе Кино
Или ведомость, табель с перечнем работников котельной этого ЖЭК-а за 1987 год. В списках: зольщик Башлачёв А.Н., штукатур-маляр Задерий С.Г., кочегар Цой В.Р.
Ведомость с фамилиями работников котельной
Интерьеры некогда рабочей котельной оформлены предметами, личными вещами, фотографиями и инсталляциями, относящимся к русскому року и музыкантам, ставшими настоящими культовыми фигурами своего времени.
Бюст Александра Башлачёва
Портрет В. Цоя
Гитара Виктора Цоя, которую подарила клубу-музею его супруга Марьяна:
Гитара музыканта
Здесь всегда в интерьерах царит полумрак. Как перед вот-вот начинающимся концертом.
Здесь витает ещё дух ленинградского музыкального андеграунда 80-ых годов 20 века. Немного жаль, что к нему примешивается шуршание купюр и звон монет стойки бара, за которой видны ценники на сувениры.
Обложки виниловых пластинок. Фрагмент оформления интерьера Камчатки
В то время, когда котельная ещё была котельной, её рабочие должны были вести вахтенный журнал, куда каждый час надо было заносить температуру на улице, на котлах и проч. Однако музыканты записывали туда всё что угодно, но только не то, что требовалось. Оставляли друг другу записки, послания, писали стихи, и записывали свои мысли, рисовали. Сейчас это уже документ той эпохи. Виктор Цой за время работы в котельной «Камчатка» написал только это:
гости отправились вон
вряд ли нарушит мой сон
Традиция сохранилась. И такой вахтовый журнал и сейчас ведётся. Только записи в него пишут уже посетители. Можете и вы написать и продолжить ту летопись:
Виктор Цой, портреты музыкантов. Вахтенный журнал Камчатки
Где находится клуб-музей котельная «Камчатка» (адрес, карта) и время работы
Адрес: Санкт-Петербург, улица Блохина, дом № 15 (вход во дворе).
Время работы: Ежедневно с 13 до 24 часов. Днем вход в музей свободный. Во время проведения концертов необходимо приобретать билет.
Столы и места в зале на концерты – без предварительного бронирования.
Оставить комментарий или подписаться на обновления сайта можно ниже (декстопная версия сайта)
Подписаться на новые статьи на сайте:
Личная страничка автора в ВК: romahram