в каком году строили вавилонскую башню
Вавилонская башня
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Вавилонская башня — гигантское строение, возведенное царем Нимродом и имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон) — от слова «балаль» — «перемешал». Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» — «дор афлага». История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах, в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9).
Оглавление
Начало строительства Вавилонской башни [↑]
Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».
В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек — почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем, правнук Шема Эвер, сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.
Для каких целей она строилась? [↑]
В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) — язык, данный самим Б-гом Первому человеку. У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности — без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.
Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов, поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.
Неосуществленный замысел [↑]
Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.
Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».
Как были наказаны строители? [↑]
Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:
1. Смешение языков [↑]
В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7).
До Вавилонской башни существовал один общий язык — святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению — не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.
Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон) — от слова «балаль», то есть «перемешал». Это слово также связано с понятием «бильбуль» — путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.
2. Рассеяние по всей земле [↑]
Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл — нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа (Берешит,9:1).
Комментаторы объясняют, что, когда злодеи собираются вместе, это опасно и для мира, и для них самих. Рассеяние злодеев, наоборот, полезно для всех. (Для праведников эти вещи меняются местами).
Поэтому Б-г рассеял строителей Вавилонской башни: каждый вернулся в ту страну, из которой вышел.
3. Уничтожение [↑]
Строительство Башни кончилось тем, что люди стали убивать друг друга. По некоторым мнениям, при этом погибла половина человечества. Так злодеи были наказаны своими собственными руками.
4. Превращение в обезьян и слонов [↑]
Мидраш рассказывает о том, что часть строителей превратилась в обезьян и слонов. Эти существа похожи на человека: обезьяны копируют и передразнивают людей, слоны понимают человеческую речь. В «Шульхан арухе» приводится благословение, которое говорится при виде этих животных: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, изменяющий творения». Таково было еще одно наказание, определенное поколению раскола.
Поколение Потопа и поколение Раскола: провинность и наказание [↑]
Люди поколения Потопа были убийцами, грабителями и насильниками, но не восставали против Б-га. Поколение Раскола, наоборот, стремилось подорвать самые основы мироздания. Почему же оно не было полностью уничтожено, как поколение Потопа?
Комментаторы отвечают на этот вопрос так. Люди поколения Раскола изначально относились друг к другу дружелюбно — ратовали за объединение, были против войны. Вс-вышнему же настолько дороги мирные отношения, что Он отнесся к ним милосердно.
Разрушение Вавилонской башни [↑]
После того, как строительство Вавилонской башни было прекращено, она не просуществовала долго. Нижняя ее треть ушла в землю, верхняя была сожжена небесным огнем. Осталась лишь середина — напоминание о безумной дерзости человека. В основании эта постройка простиралась на 240 километров (три дня пешего пути), а ее высота равнялась 2000 локтей (примерно 1200 метров). Как говорит Мидраш, стоявшему на вершине развалин самые большие пальмы казались величиной с кузнечиков.
Находки археологов [↑]
По мнению историков, то, что осталось от Вавилонской башни, было разрушено еще в древности при попытках завоевания Вавилона. В частности, это было сделано ассирийским царем Санхеривом. Были и попытки восстановления Башни — например, при Навухаднецаре.
На территории современного Ирака, южнее Багдада, археологами были найдены глиняные кирпичи, обожженные огнем страшной силы, объяснить которую с точки зрения законов природы невозможно. По-видимому, в этом месте и находилась Вавилонская башня.
Вавилонская башня. Где находится, высота, история, падение
Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало нарицательным, символизируя беспорядок и хаос. Реальное существование башни доказано современными археологами на основании записей древних исследователей.
Место расположения
Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.
Поиски останков Вавилонской башни начались с немецкого археолога и архитектора Роберта Кольдевея. Он отыскал несколько раскрашенных фрагментов кирпичной фрески на месте древнего Вавилонского царства. Эта находка подтолкнула историческое сообщество к спонсированию экспедиции для дальнейшего исследования древнего города.
В 1899 г. начались раскопки Вавилонской башни. Однако изучение останков башни было затруднено высоким уровнем грунтовых вод. И лишь в 1913 г. археологам удалось освободить от наслоений несколько лестничных ступеней и часть кирпичного фундамента.
Библейские и апокрифические тексты
История о Вавилонской башне и столпотворении нашла отражение во многих различных культурах народов. Существует немало легенд, через которые можно провести параллели к версии библейского сказания. Придание о Вавилонской башне подробно изложено в книге Бытие (11 глава).
По мнению ученых в библейском повествовании были объединены два схожих придания о Древнем Вавилоне:
В обоих сказаниях наблюдаются различия в сюжетах. Согласно первому, возводилась башня высотой, достигавшая небес, согласно второму — величественный город. Однако башню строили пришедшие с Востока кочевники, в то время как город возводил местный оседлый народ, владеющие знанием об обжиге кирпича и общающиеся на одном языке.
Башня строилась в качестве ориентира, чтобы людской род не рассеялся по Земле, город же был олицетворением власти и славы. На земле около 70 отдельных языковых групп.
В повествовании из книги Бытия (глава 10), где говорится о Потомках Ноя, упоминалась их численность, также равна примерно 70.
Греческий апокалипсис Варуха излагает историю о столпотворении в 3 главе. Он описывает тяжелые испытания рабочих, задействованных в постройке башни. В частности, беременной женщине, которой не позволили покинуть работы во время родов. Явился разгневанный Яхве и изменил языки.
Книга Юбилеев открывает больше подробностей о самом строительстве Вавилонской башни. Именно здесь описан способ изготовления прочного кирпича путем обжига глины. Также рассказывается об использовании асфальта, добытого из водных источников. Строительство продолжалось на протяжении 43 лет. Но из-за внезапного возникновения языкового барьера строители не могли продолжать возведение башни.
Легенды
Согласно сказанию Библии, весь человеческий род является потомками Ноя, избежавшими гибели после Всемирного потопа. После того, как Ной со своей семьей оставил Ковчег, по завету Бога они должны были размножаться, наполняя землю новыми людьми. Весь этот народ общался между собой на одном языке. В поисках дома народ был вынужден кочевать.
Ряд ученых-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений, которым в древности люди очень верили.
Кочевавшие с востока на Запад потомки Ноя обосновались в долине Сеннаар (нижнее течение рек Евфрат и Тигр). Эта страна называлась Месопотамия (с древнего греческого «Двуречье»). В древней Месопотамии был дефицит камня и древесины, здесь люди изготавливали кирпич.
Предварительно обжигая его для большей прочности, скрепляя их между собой илом, они возводили крепкие дома и воздвигли процветающий, великий город Вавилон, в дословном переводе «врата богов». Чтобы прославить себя и предупредить рассеяние людей по Земле, вавилоняне решили выстроить башню, высотой достигающую небес, и тем самым возвысить себя к богам.
Работа строителей была продуктивной благодаря четкому распределению обязанностей. Башня должна была стать своеобразным маяком для затерявшихся на равнине людей и величайшим достижением для народа. Господь был разгневан такой дерзостью, так как строительство башни являлось не средством восхваления Бога, а попыткой народа прославить самих себя.
Тогда Бог сотворил множество разных языков и наделил ими потомков Ноя. Вследствие чего вавилоняне перестали понимать друг друга. Возведение башни было остановлено из-за возникновения языкового барьера. Башня Вавилона, расположившаяся, по библейскому приданию, в центре великого города — рухнула. Разбившийся на группы народ был вынужден расселиться по Земле.
Город Вавилон, после данного происшествия получил новое название — «Бабель», в переводе с еврейского – путать или перемешивать.
Мнение ученых
Вавилонская башня находится на территории древней Месопотамии. В научном сообществе библейскую башню Вавилона отождествляют с зиккуратом Этеменанки, который является святилищем бога Мардука. Дословно Этеменанки это «Дом, где сходятся небеса с землей». Массивные цитадели и величественные религиозные постройки являлись частью древней архитектуры Месопотамии.
Поэтому Вавилонская башня не была единственным зиккуратом, но считалась самым высоким. Историкам неизвестно время первоначального строительства зиккурата Этеменанки. Известно лишь то, что она уже существовала во времена правления Хаммурапи (первый правитель Вавилона, с 1792 по 1750 гг. до н. э.). По мере разрушения башни она несколько раз подвергалась реконструкции.
Самая грандиозная реконструкция была осуществлена по распоряжению царя Навуходоносора II. В библии царь Навуходоносор II отождествляется с царем Нимродом – жестоким и деспотичным тираном. За 43 года правления Навуходоносор прославился не только умелым покорителем земель, но и невероятными строениями.
В период правления царя Навуходоносора II (с 605 по 562 г. до н.э.) были возведены многие известные архитектурные постройки Вавилона.
Древний Вавилон был известен благодаря созданию некоторых архитектурных сооружений:
Вавилонскую башню описывал в своих работах Геродот Галикарнасский (чрезвычайно важный древнегреческий историограф). Он тщательно осматривал башню, возможно даже поднимался к ее вершине. Геродот долгое время считался единственным очевидцем возведения башни, кто документально зафиксировал ее облик.
По описанию Геродота зиккурат выглядел так: громадная башня с основанием в форме квадрата, со сторонами в один стан (греческая единица измерения равная примерно 150 – 190 м). На этой башне, одна на другой еще 8 башен. Вокруг этих башен наружная лестница, которая ведёт наверх.
Для отдыха на середине лестницы расположены лавки. Заключительный ярус башни увенчан внушительным храмом. Местные служители храма утверждают, что в нем живет бог, поэтому для него воздвигли великолепное ложе и стол из чистого золота. Ночевать в храме может лишь одна женщина, по словам жрецов, выбранная самим богом, чтобы разделить с ним ложе.
Изложение образа башни Геродота разнится с точкой зрения Кольдевея. Кольдевей считал, что зиккурат был ниже, как минимум, на 1 ярус и основание его было шириной в 90 м. Есть мнение, что при Геродоте башня находилась на платформе или террасе, которая полностью разрушилась до раскопок Кольдевея.
Существует и еще одно предположение, что подлинная башня Вавилона была полностью уничтожена, а руины, найденные Кольдевеем, всего лишь копия, выстроенная как дань первой и настоящей башне. Команда ученых из Норвегии опровергла сомнения скептиков по поводу спора о существовании Вавилонской башни.
Ученым удалось перевести часть каменных плит, а также клинописных табличек, датированных примерно 605-560 гг. до н. э. Под изображением царя Навуходоносора II располагалось точное схематичное описание семиярусного здания. Прилагался план башни с внутреннем расположением и ее вид сбоку. «Зиккурат великого Вавилона» — именно так определи это здание переведенные надписи.
Самое первое и достоверное изображение великого зиккурата стало ценнейшей находкой норвежских ученых.
В переведенных текстах имеется рассказ от Навуходоносора II, где он описывает строительство башни. В нем говорится о людях, родом из различных стран, задействованных в постройке. Ученые предполагают, что иудеи, попавшие в плен после завоевание Иерусалима Навуходоносором, могли стать свидетелями возведения башни.
Именно таким образом сюжет из библейского придания был заимствован у подлинной истории. Некоторые ученые считают, что за легендарную башню нужно принимать не зиккурат Этеменанки, а Борсиппскую башню, которая располагалась примерно в 15 км от Вавилона. От зиккурата Этеменанки мало что осталось, но Борсиппская башня сумела сохранить руины.
На руинах была обнаружена надпись, сообщающая, что башня была возведена прежним царем. Высота ее была 45 локтей (примерно 52 м), но завершить строительство не удалось. Также говорилось, что реконструировать башню приказал бог Мардук. Башню восстановили на прежнем месте, используя старые несущие стены. Строение увенчивали остроконечные башни.
Вавилонская башня находится на священном участке храма и являлась его частью. Из поколения в поколение башня отстраивалась правителями. Свой зиккурат имелся в каждом крупном населенном пункте Вавилонии. Под натиском времени зиккурат Этеменанки многократно превращался в развалины, но каждый раз отстраивали вновь, делая его все более помпезным.
Зиккурат возвышался над городом огромной пирамидой, к которой стекались толпы паломников, желающие отдать дань богу Мардуку. Выйдя из нижнего святилища, паломники представали перед изваянием бога Мардука, приносили ему подношения и совершали жертвоприношения. После чего, шествуя по огромной каменной лестнице, они поднимались на следующий ярус башни.
Несколько раз Вавилон брали штурмом, вследствие чего разрушалась башня. Ее неоднократно восстанавливали правители Набополасар и Навуходоносор, иногда даже приходилось возводить ярусы заново. После кончины Навуходоносора II, владение Вавилоном перешло к Киру II Великому. Он первый, кому удалось взять город целым, не разрушив его. Кир был поражен масштабами этого храма.
Он был категорически против разрушения чего-либо в городе. На месте собственного захоронения он отдал приказ воздвигнуть обелиск, копирующий вид огромной башни Вавилона. Нападение на город войск персидского царя Ксеркса почти полностью уничтожило зиккурат.
Громадные глыбы, останки Вавилонской башни поразили Александра Македонского, который останавливался лагерем в Вавилоне, направляясь в Индию. Потрясенный масштабами развалин, Александр намеревался отстроить башню заново. Но вскоре он умер, а башня так и осталась руинами.
Согласно истории, башня Вавилона была огромна и высотой своей достигала небес. Но достоверно неизвестно, обладали ли древние строители технологией строительства таких высоких зданий. Благодаря расчетам современных физиков, были выяснены ряд фактов о строительстве башни.
Владея информацией со страниц Библии, ученые посредством современной науки рассчитали, какой высоты здание могли воздвигнуть древние инженеры. Узнав максимальную нагрузку, которую может выдержать кирпич, они рассчитали приблизительную высоту, при которой сооружение не будет разрушаться у основания под собственным весом (в том числе благодаря устойчивой форме зиккурата).
Допустимая высота составила 2 мили, это более 3200 м. Поразительный результат при том, что самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифа, 828 м высотой. Теоретически, постройка настолько высокого зиккурата оказалась вполне возможна. При раскопках фундамента зиккурата стало известно, что основание его составляло примерно 360 м и имело общую высоту 90 м.
Вычисления физиков ведут к тому, что при постройке здания использовалось примерно 90 млн. обожжённых в печи кирпичей. Башня походила пирамиды Египта. К храму, который увенчивал вершину зиккурата, вела мемориальная лестница. Исследователями отмечалось, что снаружи и внутри здание было подвержено огромным температурам, которые способствовали оплавлению кирпича.
Загадку возникновения такой температуры так и не раскрыли. Есть гипотезы, что это результат удара разрядом молнии.
Параметры фундамента зиккурата Этеменанки
Упоминания о Вавилонской башне
Вавилонская башня находится в исторических записях, а ее образ стал источником для вдохновения во многих сферах искусства. Ее изображениями украшали соборы и храмы. Под влиянием библейского сказания были созданы театральные постановки, талантливые композиторы создавали музыкальные произведения, пились литературные романы и рассказы.
Изобразительное искусство
На итальянских холстах эпохи ренессанса иллюстрация Столпотворения встречается крайне редко, как и на испанских и французских холстах XVII вв. Гораздо чаще ее представляли в качестве миниатюр средних веков. Причем башня имела вид именно столпа. Самой знаменитой картиной по теме Вавилона является полотно, написанное в эпоху Возрождения Питером Брегелем Старшим.
Помимо сюжета Библии, он отобразил и политику. Так он изобразил на картине делегацию, во главе с правящим царем Номродом, с проверкой процесса постройки знаменитого здания. Брегель хотел показать, что человеческая власть и ценности мира, ничто по сравнению с волей Бога. Брегель изобразил башню, строящуюся и разваливающуюся одновременно. Структура здания очень напоминает Колизей.
Вавилонская башня, нарисованная Питером Бергелем Старшим. Уже давно известно, где она находится
Ему удалось описать попытку человечества применить освоенные технологии, которые оказались слишком масштабными для него. Художник уделил большое внимание мелким деталям картины. Питер Брейгель написал несколько картин на тему Столпотворения, чем и создал неповторимый образ, ставший эталоном.
Питер Брейгель Младший также в разных стилях и детализации написал 2 картины, изображающие легендарную башню. Она имеет тот же сюжет и схожий внешний вид строения.
Башню изображали на своих холстах еще несколько художников:
Башня изображена на гравюре Эшера. Нидерландский художник, любивший изображать сложные трехмерные объекты, изобразил башню в своем неповторимом стиле, как геометрическое сооружение. Герард Хут на своей гравюре отобразил не сколько саму башню, сколько неразбериху среди строителей, случившуюся при возникновении языкового барьера.
Известны еще ряд интересных гравюр с изображением Столпотворения, их авторы:
Христианская иконография пестрит прообразами Столпотворения.
Она изображена на многочисленных картинах, миниатюрах, гравюрах, мозаиках, в Библии. Церковные фрески и мозаики, например, собор Святого Марко, расположившийся в Венеции украшен мозаикой. Она датируется концом XII — началом XIII вв. Существуют иллюстрации в манускриптах датируемые с XII по XIV вв., например, «Сад наслаждений» в Германии.
Литература
В литературных произведениях облик башни Вавилона или ее упоминание встречается довольно часто. В метафорическом значении башня чаще всего олицетворяет что-то грандиозное и величественное, но в тоже время хрупкое.
Автор | Жанр | Название | Год выпуска |
Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель и философ. Вызвал большой ажиотаж в мировом литературном сообществе | Реализм Психологическое | Братья Карамазовы | 1880 |
Франц Кафка — немецкий писатель являлся значимой фигурой в литературе XX вв. | Притча Сюрреализм | Городской герб | 1920 |
Томас Манн — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе | Эпопея Историческая проза | Иосиф и его братья | 1933 |
Клайв Льюис — английский и ирландский писатель. Получил известность благодаря работам со средневековой литературой. Также его произведениям в жанре фэнтази | Мистика Фантастика | Мерзейшая мощь | 1945 |
Андрей Платонов — советский драматург и писатель. | Повесть Реализм | Котлован | 1969 |
Тед Чан — талантливый американский писатель-фантаст. | Фантастика Философское | Вавилонская башня | 1990 |
Нил Стивенсон | Фантастика Цикл: История будущего | 1992 | |
Виктор Пелевин | Постмодернизм Сатира | Поколение „П“ | 1999 |
Александр Рудазов — российский писатель. Получил премию «Меч Без Имени» | Фэнтези Приключенческое | Серая чума Цикл: Метавселенная | 2006 |
Музыка
Тема Древнего Вавилона и знаменитой Вавилонской башни сподвигла многих знаменитых музыкантов и исполнителей запечатлеть знаменитую легенду в своих композициях.
Некоторые из них:
Театр
Немало знаменитых деятелей театра воплотили в жизнь постановки, в основу которых легло библейское сказание о Столпотворении. Среди них имеются детские спектакли, пьесы комедийного характера, мюзиклы и драмы.
Самые известные из них:
Крылатые выражения
Несколько крылатых фраз и цитат взятые из знаменитого библейского писания о Столпотворении и ставшие нарицательными крепко засели в современной человеческой речи.
Они такие:
На территории древнейшего города Вавилон, в низменности находится Вавилонская башня. Она имела название Сахн (в переводе – сковорода). Благодаря найденным при раскопках глиняным фризам, можно считать, что каждый ярус зиккурата имел какое-то особое значение для паломников и служителей храма.
Также ярусы были выкрашены в определенный цвет. Хотя башня Вавилона и не вошла в оригинальный список чудес света, но она однозначно являлась выдающимся творением.
Автор: pazyzy1991
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Вавилонской башне
Вавилонская башня — миф или реальность: