в каком году создали зажигалку
Когда появились зажигалки: изобретение, перевернувшее мир
Прообразом современных зажигалок историки называют чертежи механизма, созданные еще легендарным художником, гением и изобретателем Леонардо да Винчи. Конструкция «колесцовогозамка» представляла собой громоздкий механизм с цепями, пружинами и колесами, который заставлял огниво двигаться, высекая из него искры.
Первые зажигалки: осторожно, водород и оружие
Вторым прототипом аксессуара, каким мы привыкли его видеть, стало изобретение немецкого ученого Иоганна Вольфгана Деберейнера, увидевшее свет в 1823 году. Газовое устройство работало на водороде и серной кислоте, было взрывоопасным, но практичным. Попытка ученого приручить огонь стала первой полноценной зажигалкой, которая производилась до 1880 года и имела большой успех.
5% скидка Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент Ваш промокод: BLOG Смотреть все зажигалки
В 1867 году производство Cartier, взяв за основу механизмы оружейных кремневых замков, создало и запатентовало зажигалку. Но размеры изделия были по-прежнему далеки от теперешних из-за громоздкости огнива на основе минерала кремня и железа.
Модель современного образца
Уменьшить габариты и повысить практичность устройств для добывания огня получилось в 1903 году у ученого из Австрии – Карла Ауэра фон Вельсбаха. Он открыл сплав ферроцерий и предложил делать кресальные камни для зажигалок из обычной стали. Эта технология применяется по сей день: стальное колесико с зазубринами при контакте с кресалом из так называемого «металла Ауэра» дает искру, а она уже поджигает фитиль с бензином или газ, подающийся из клапана.
Что изобрели раньше: спичку или зажигалку
Ответ не так очевиден, как кажется
Первую зажигалку, которая стала предшественницей современных зажигалок, создал в 1823 году немецкий химик по имени Иоганн Вольфганг Деберейнер. Изобретение получила название огниво Деберейнера. Вот как выглядела эта зажигалка:
Спустя пять лет после этого француз по имени Шарль Сориа создал спички, в который использовался белый фосфор. На этот раз они оказались крайне востребованными. Правда, такие спички часто загорались даже когда их не пытались зажечь. Помимо этого, белый фосфор очень токсичен. У работников спичечных фабрик развивался некроз челюстной кости, известный как «фосфорная челюсть». Несмотря на то, что опасность для здоровья была хорошо известна, белый фосфор продолжал использоваться на всех спичках вплоть до 1900-х годов, когда власти США вместе с европейским правительством заставили производителей перейти на нетоксичные химические вещества.
Ранее мы ответили на вопрос, можно ли зажечь лужу бензина брошенной в нее сигаретой. Подробности в нашем материале.
Что появилось раньше: спички или зажигалка?
Оказывается, зажигалка все же опередила момент рождения современных спичек. Первой зажигалкой, со всеми присущими ей свойствами, считается Огниво Деберейнера, изобретенное в 1823 году Иоганном Вольфгангом Деберейнером. Эта «зажигалка» была основана на химических процессах.
Бак огнива обеспечивал выделение водорода (взаимодействие серной кислоты и цинка), а губчатая платина служила катализатором для получения огня.
Вариантов спичек было, конечно же, несколько. У каждого ученого, начиная с Древнего Китая, были для этого свои задумки. Однако настоящие «чиркающие» спички появились лишь через 3 года после появления зажигалки. И их изобретателем стал Джон Уокер. Длина спички, придуманной им, составляла 91см, а вот из чего же она была сделана (запах был отнюдь не из приятных), это уже другая история.
Это сообщение растиражировано на многих сайтах.
«В 1813 году в Вене была зарегистрирована первая в Австро-Венгрии спичечная мануфактура Mahliard’а и Wik’а по производству химических спичек. Ко времени начала производства серных спичек (1826 год) английским химиком и аптекарем Джоном Уокером (англ. John Walker) химические спички были уже достаточно широко распространены в Европе (вариантом такой спички пользовался Чарлз Дарвин, раскусывая стекло колбочки с кислотой и рискуя обжечься).»
Не поленилась и долго гуглила.
Нашла не один сайт, рассказывающий о спичках Шапселя.
Вот и получается, что правы оба источника. НАСТОЯЩИЕ, ЧИРКАЮЩИЕ спички, действительно появились через три года после зажигалки, но первая самозажигающаяся спичка, спичка Шапселя, всё же на 10 лет раньше.
История зажигалки
Первое подобие зажигалки разработал еще Леонардо да Винчи. Устройство для получения огня состояло из множества пружин и колес, соединенных цепями с огнивом. Машина была весьма громоздкой, да и вид имела устрашающий, поэтому изобретение Леонардо не получило популярности.
В начале XIX века немецкий химик Иоганн Вольфганг Доберейнер изобрел первую настольную зажигалку, работающую на водороде. Вместо кремня и огнива в зажигалке были использованы мельчайшие частицы платины, которые под воздействием кислорода быстро раскалялись, поджигая горючий водород. Но популярной такая зажигалка не стала — при неосторожном обращении она взрывалась с дикой силой.
Первые зажигалки были достаточно больших размеров, существовали даже специальные настольные зажигалки, которые использовались в домашних условиях, стоили баснословных денег и представляли собой творения искусства.
Компания Bowers Tool And Die Company была основана в 1928 году Эрнестом Боверсом (Ernest Bowers) в городе Каламазу, штат Мичиган, и изначально основная её деятельность была связана с обработкой металла.
Эрнест был заядлым курильщиком, и поэтому впоследствии компания стала выпускать зажигалки под маркой “Kalamazoo Slide Sleeve Lighter”.
Зажигалка имела большой успех!
Zippo – основатель Джордж Блэйсделл. Начал с того, что получил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок IMCO в США. Из первой партии не смог продать ни одной, зато понял, что именно нужно усовершенствовать, чтобы зажигалки продавались и пользовались спросом. В итоге он создал свою модель, поистине легендарную, «ветрозащитную» Zippo. С тех пор девиз компании – бессрочная гарантия качества в любых погодных условиях. Кстати, именно зажигалку Zippo вместе с ковбоями и лошадьми использовала фирма Philip Morris в своей масштабной рекламной кампании сигарет Marlboro. Некоторые эстеты упрекают фирму в неизменности ее простой «грубоватой» формы, но, собственно, этого и хотел сам Блэйсделл. По зажигалкам Zippo, как по картинам в художественном музее, можно проследить историю всей Америки, – её военные, спортивные и даже научные достижения. Дизайнеры фирмы мгновенно откликались на любые события и отражали их на гравюрах, росписях по эмали, и просто в надписях на корпусах. Такое разнообразие и вполне доступная цена (даже на образцы давних лет) делает очень привлекательным коллекционирование зажигалок этой фирмы, чем с успехом и занимаются истинные почитатели Zippo. И еще: Zippo делает только бензиновые зажигалки.
Все зажигалки zippo производятся только на фабрике в Брадфорде и нигде больше. Единственным исключением была дочерняя фабрика компании в городе niagara falls в канаде, которая выпускала зажигалки с 1949 по 2002 год. Зажигалки производства этой фабрики обозначались надписью «niagara falls, ontario» на штампе, а код даты изготовления на них стал печататься только с 1987 года. При закрытии фабрики в 2002 году была выпущена ограниченная (25 000 штук) партия коллекционных зажигалок с серебряным напылением, все зажигалки этого выпуска были пронумерованы.
В 1923 году появилась первая зажигалка Alfred Dunhill, которой позже дали название Unique. Первые модели Unique действительно были элегантны, – как правило, они имели позолоченный или посеребренный корпус и были украшены крокодильей или страусиной кожей. К тому моменту, когда Уайз и Гринвуд предложили фирме свое изобретение, компания уже имела достаточно известное имя и в дальнейшем закрепила за собой репутацию одной из самых изощренных в художественном и дизайнерском оформлении своих зажигалок.
Diplomat – Швейцарская компания, образованная в 1956 году.
Эту компанию отличают высокое качество и безупречная работа механизмов (совсем как швейцарские часы). Вместе с тем дизайн зажигалок также безупречен и отличается изысканностью. Компания выпускает очень изящные подарочные наборы, например, зажигалка и ручка, а также другие аксессуары, необходимые каждому мужчине, заботящемуся о своем имидже.
Dupont – известнейшая французская фирма, производящая не только зажигалки, но и полный аксессуарный набор делового человека. Зажигалки изящны, качественны и восхитительны в дизайнерском плане. Как правило, они имеют позолоченный или посеребренный корпус, украшены кожей или гравировкой.
Компания Ronson была основана в Нью-Йорке в 1886 году Луисом Аронсоном, первоначально она называлась “The Art Metal Works” и занималась изготовлением из металла настольных ламп, статуэток и прочих декоративных вещичек. В 1913 году Луис Аронсон получил первый патент на зажигалку, и с тех пор начинается история производства зажигалок под этой маркой. В 1926 году была выпущена автоматическая зажигалка Ronson Banjo, которая на тот момент была революцинонным изделием: зажечь огонь и затушить его впервые можно было нажатием одного пальца (в наше время это может вызвать улыбку, но всё когда-то было изобретено в первый раз.
C тех пор компания Ronson выпускала невероятное количество разных моделей бензиновых зажигалок, настольных и карманных, простых и роскошных, многие из них представляли собой настоящие произведения искусства и поражали разнообразием размеров и форм. Стили их простирались от изящного арт-деко до брутального дизель-панка.
В СССР старались выпускать копии популярных зажигалок, по своим качествам хотя бы приближенные к изделиям лучших фирм. «Огонек». Прототипом послужила Colibri Monopol.
Пистолет-зажигалка «Тбилиси». Бензиновая, выпуск СССР 50-х. Оригинал не установлен.
Зажигалка бензиновая ЭБЛ 15 SKILTAVA. Рижский ювелирный завод. Выпуск СССР 70-х. Еще один soviet IMCO.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
1. Как ни странно, все зажигалки Zippo делаются в одном месте – на заводе в городке Брэдфорд, штат Пенсильвания, силами 620 сотрудников компании Zippo Manufacturing Company. Там же, где 80 лет назад увидела свет первая Zippo.
2. Zippo Manufacturing Company была и остается частным, более того, семейным бизнесом. Его единоличным владельцем сегодня является Джордж Дьюк, внук основателя Zippo Джорджа Блейсделла. Предложения от разнообразных корпораций о полном или частичном выкупе бизнеса поступают к нему примерно раз в неделю, но никогда не рассматриваются.
3. На всю продукцию Zippo сущеcтвует пожизненная гарантия. Что бы ни случилось с зажигалкой, ее можно прислать (за свой счет) в Брэдфорд и получить обратно (бесплатно) починенную либо новую. Гарантия не распространяется только на внешнюю отделку.
4. Несмотря на глобальное сокращение количества курильщиков, продажи зажигалок не падают даже в США. Многие покупают зажигалки, чтобы просто иметь свою Zippo.
5. Завод Zippo производит 60 000 зажигалок в день.
6. Первая зажигалка была выпущена Джоржем Блейсделлом в 1932 году. Идею ветрозащищенной бензиновой зажигалки он позаимствовал у австрийской фирмы, добавив лишь откидывающуюся крышку вместо съемной.
7. Все американские военные корабли имеют свою фирменную серию зажигалок Zippo, разработанную фабрикой индивидуально для каждого судна.
9. Во время Второй мировой войны компании пришлось ввести два существенных изменения – в производство и политику продаж. Поскольку медь и цинк (компоненты латуни) были востребованы в оборонной промышленности, зажигалки начали делать из стали, а чтобы они не ржавели – красить их черной краской. Черные Zippo, в отличие от блестящих, к тому же были полезнее на фронте в смысле маскировки. А из-за гигантского спроса со стороны военных зажигалки перестали продавать гражданским лицам. Выносливая и надежная Zippo стала таким же символом американской армии, как джип или сигареты Lucky Strike. Каждый солдат имел свою Zippo.
10. Все серийные зажигалки Zippo делаются из латуни, то есть являются желтыми от природы. Стальной цвет получается в процессе гальванизации.
13. Во всех фильмах с Брюсом Уиллисом, где его герой пользуется зажигалкой, этой зажигалкой является Zippo. Без исключения.
У культовой вещи должна быть легенда. Истории про то, что вот, мол, выпускала фирма мотороллеры, а они по необъяснимым причинами стали иконой целой субкультуры (речь идет, разумеется, о Vespa), хоть и правдивы донельзя, но так же донельзя и скучны. Не могут подобные вещи происходить спонтанно — по крайне мере с точки зрения маркетологов; вот и обрастают вполне обыденные истории вещей подробностями и анекдотами.
Сейчас уже никому доподлинно не известно (да никто уже и не будет выяснять), почему именно зажигалки, пущенные в продажу почти 75 лет назад мелким пенсильванским промышленником Джорджем Блейсделлом, стали объектом поклонения, предметом коллекционирования, фактом мировой культуры, в конце концов. Зато «совершенно точно» известна легенда, как однажды летним вечером 1932 года Блейсделл вышел подышать на веранду клуба в городке Брэдфорд, где он жил и довольно безуспешно (Великая депрессия была в разгаре) торговал нефтяным оборудованием. На веранде приятель Блейсделла безуспешно сражался с ободранной металлической зажигалкой австрийского производства: крышка никак не хотела отвинчиваться. Вдоволь насладившись мучениями приятеля, Блейсделл ядовито поинтересовался, почему тот не купит себе другую, более привлекательную внешне. «Эта работает!» — рявкнул друг, которому наконец удалось прикурить. Слово было сказано, и, если верить маркетологам-мифотворцам, Джордж Блейсделл не мог уснуть всю ночь. Инженер понял, что перед ним — золотое дно. Зажигалки были нужны всем. Зажигалки были, как правило, не слишком надежны. Недорогая и абсолютно надежная зажигалка в те неустойчивые годы действительно могла иметь успех.
Блейсделл начал с реализации тех самых австрийских зажигалок, одной из которых пользовался его друг, и приобрел большую партию. Увы, друг ошибся: фраза «Эта работает» относилась, очевидно, лишь к одному-единственному экземпляру, а отнюдь не ко всей продукции безвестных европейских фабрикантов. Так или иначе, Блейсделл не продал ни одной штуки. Но он был инженером и решил, что некоторые усовершенствования могут исправить дело. Он снял за десять доллаpов в месяц небольшую мастерскую, за двести шестьдесят купил нехитрое подержанное оборудование (штамповочный пресс, сварочный аппарат и т. п.), нанял трех мастеров и принялся за дело. Сперва свободно снимавшаяся крышка австрийской зажигалки стала откидывающейся — теперь орудовать можно было одной рукой. Корпус уменьшился в размере до подходящего для кармана джинсов и покрылся хромом. Остальные же элементы вроде ветрозащитного экрана вокруг фитиля изменений не претерпели. Свою продукцию Блейсделл решил назвать Zipper по аналогии с популярной застежкой-молнией (инженеру якобы нравилось, как это звучит), но слово оказалось запатентованным и его пришлось слегка изменить — точь-в-точь как анонимную австрийскую конструкцию. Теперь зажигалку надо было продать.
Одной из двух составляющих своего бизнес-плана — «дешевизна и надежность» — сразу же пришлось пожертвовать. Почти два доллара — деньги для 1932 года совсем не маленькие. Зато со второй частью Блейсделл обошелся решительно. Он попросту объявил, что предоставляет на зажигалки пожизненную гарантию. Это был популярный рекламный трюк, но в случае с Zippo он сработал безотказно. Дело в том, что зажигалки других производителей действительно часто ломались, и все это знали. Информация о том, что фирма Блейсделла и впpямь бесплатно заменяет сломанную зажигалку в течении 48 часов после получения рекламации произвела фурор. Правда, зажигалки новой марки ломались редко.
Принято считать, что дебют Zippo в кино состоялся в фильме Винсента Минелли «Часы» (1945). Правда, самой зажигалки там не показали, но из диалога Джуди Гарланд и Роберта Уокера следует, что это именно она. Впрочем, киношники быстро поняли, какой роскошный символ мужества и крутизны попал им в руки. Монтгомери Клифт прикуривал от Zippo в «Отныне и вовеки веков», Эррол Флинн — в «Цель — Бирма», Грегори Пек — в «Холме под названием Отбивная», Джон Уэйн — в «Зеленых беретах». Впрочем, использовать зажигалку по прямому назначению быстро стало неинтересно. Майкл Дуглас любовно поджигал «зиппой» стодолларовую купюру в «Черном дожде», Брюс Уиллис с ее помощью спасал заложников в «Крепком орешке», а Харрисон Форд и Шон Коннери — самих себя, привязанных к одному стулу, в «Индиане Джонсе». Всего, по оценкам самой компании, Zippo появляется или упоминается примерно в восьмистах фильмах, причем особо подчеркивается, что методы product placement не использовались ни разу.
Наука продавать
Инженером Блейсделл был, по его собственному признанию, так себе (соответствует ли это самокритичное утверждение истине, читатель может судить сам по глубине редизайна австрийской зажигалки). Зато продавцом он оказался совершенно выдающимся: практически все его рекламные трюки впоследствии прочно вошли в бизнес-обиход. Уже в 1935 году он предложил гравировать на зажигалках инициалы владельцев за отдельные, хотя и маленькие деньги, а если конкретно — всего за один доллаp сверху за инициалы или 75 центов в том случае, если заказчик выбирал какой-нибудь рисунок: пьяницу, собаку или что-то еще. Из предмета демократического обихода Zippo мгновенно стали предметом гордости их владельцев — причем практически даром. А еще год спустя была реализована коммерческая идея, логически следовавшая из предыдущей: если спросом пользуются зажигалки с частными инициалами, то почему бы не изображать на корпусе корпоративные логотипы? Разумеется, за счет самих фирм, получающих и превосходные деловые подарки, и «рекламу, которая всегда с тобой». Первой на этот нестандартный ход решилась местная компания Kendall Refining, поставлявшая Блейсделлу бензин для его зажигалок. Тираж серии составил 500 экземпляров. А сейчас практически нет такой американской компании, которая не заказала бы у Zippо корпоративную зажигалку, — да и за пределами США подобный способ привлечь к себе внимание уже давно и шиpоко используется.
Блейсделл не чурался работать с самой разной целевой аудиторией, ведь его продукция была рассчитана на всех и каждого. Для одних, состоятельных и высоколобых, он выкупил в 1937 году целую страницу в журнале Esquire (для американской прессы тех лет, привыкшей продавать рекламную площадь квадратными дюймами, — событие редкостное), что потребовало астрономической для хозяина Zippo суммы в тpи тысячи доллаpов. Денег таких у Блейсделла не было, и пришлось брать кредит; эффект, однако, превзошел все ожидания: Ветроустойчивая Леди, Windproof Lady, сразу же начала отрабатывать вложенные в ее появление на странице Esquire деньги и до сих пор остается одним из самых удачных образов в истории рекламы (вроде Ковбоя Мальборо, который много позже, в 1954 году, взял в руки — ну, разумеется, Zippo). Тем же, кто Esquire сроду в руках не держал, была предложена реклама попроще. В то время в барах США была популярна нехитрая азартная игра панчборд — щит с множеством пронумерованных в произвольном порядке отверстий заклеивался листом бумаги с кружками напротив этих отверстий; ведущий заранее объявлял выигрышные номера, а игрок тыкал карандашом в кружки — если выяснялось, что номер отверстия совпадает с выигрышем, игрок получал приз. Zippo стала, так сказать, генеральным спонсором панчборда в масштабах страны — и только на этом с 1934−го по 1940 год пpодала 300 тысяч зажигалок. К сожалению, в 1940−м панчборд запретили как развлечение, подрывающее этические устои общества.
Фантазия Блейсделла была, казалось, неисчерпаемой. В 1937−м он запустил так называемую спортивную серию, которая положила начало тематическим выпускам зажигалок. Первая «спортивная серия» включала зажигалки с изображением Игрока в гольф, Рыбака, Охотника, Бульдога, Гончей и почему-то Слона. Модель с гольфистом имела номер 275, и на этом нехитром основании «спортивные» Zippo продавались по цене 2,75 доллаpа. Ну а где «ограниченные издания», там недалеко и до коллекционеров. Первые собиратели и появились аккурат перед Второй мировой, а ныне ранние «спортивные» зажигалки — предмет особой охоты зиппоманов.
Война и мир
Zippo всегда выглядела настоящей мужской игрушкой (появление «слим зиппо» для слабого пола эту ситуацию в принципе не изменило). А раз так, то представители самой мужской профессии пройти мимо такого замечательного устройства не могли. Именно американские солдаты времен Второй мировой войны создали Zippo славу уже не локальную — международную.
В стандартный комплект снаряжения солдата армии США пенсильванская зажигалка, разумеется, не входила. Но ее охотно покупали за свой счет — неприхотливая в обращении, элегантная, да к тому же на доступном сырье. Правда, по сравнению с довоенным временем внешний вид зажигалки претерпел некоторые изменения. Стратегическую медь заменила нержавеющая сталь, хромирование тоже было отвергнуто как недопустимая по военным временам роскошь. Zippo военных лет — черная, грубо отделанная зажигалка — стала удачным символ непростого времени. Вместо корпоративных лого на зажигалках стали гравировать эмблемы частей и соединений, вместо частных инициалов — личные номера солдат. Особенно популярной Zippo стала на флоте — ведь у моряков всегда чуточку больше денег и свободного времени. Командиры кораблей начали заказывать «фирменные» зажигалки партиями, теперь эти раритеты — важная часть любой коллекции Zippo. В это время появляются и первые зажигалки знаменитостей, с поправкой на время — знаменитостей в погонах. Известна черная «военная» зажигалка генерала Дугласа Макартура, украшенная четырьмя звездами, соответствовавшими его званию.
Если Вторая мировая война принесла Zippo известность, то вьетнамская — славу. Теперь уже это был законный элемент воинской экипировки, и военное министерство не преминуло издать специальную инструкцию, где разъяснялось, что Zippo годится не только для прикуривания, но и в качестве горелки или сигнального зеркальца (поверхность зажигалки опять стала блестящей). За время конфликта в Юго-Восточной Азии Zippo поставила в армию США свыше 200 тысяч экземпляров своей продукции. Именно во Вьетнаме родились легенды о Знаменитых Зажигалках — вроде той, что лежала в нагрудном кармане у сержанта Мартинеса и спасла его от пули, или той, с помощью которой старший сержант Ногл подал сигнал вертолету-эвакуатору и остался в живых.
Впрочем, вливаться в военно-промышленный комплекс Zippo явно не собиралось. Между двумя войнами компания продолжала изобретательно работать — в условиях довольно непростых, ибо основатель марки Джордж Блейсделл завещал никогда не менять придуманный им дизайн. Появились зажигалки настольные и женские, новые спортивные серии и новые легенды вроде истории о Zippo, обнаруженной в желудке выловленной рыбы (и, разумеется, исправной). С 1949 года монополия Брэдфорда на производство зажигалок была прервана — появилась компания Zippo Canada с собственным производством, естественно, технологически неотличимым от пенсильванского, — а средняя розничная цена экземпляра достигла десяти доллаpов. С конца 60−х начинается выпуск знаменитой «космической серии» — компании удалось получить право ставить на корпусе логотип НАСА и вручать вернувшимся на Землю астронавтам специальные подарочные зажигалки особого дизайна; впрочем, разумеется, их упрощенные копии могли купить все желающие.
В 1982 году боссы Zippo решили, что полувековой юбилей зажигалки — достаточный повод для того, чтобы начать производство реплик первых раритетных выпусков. Ныне на реплики приходится значительный объем продаж так называемых «первых Zippo» — зиппоманы-дебютанты предпочитают начинать с простых, старомодных экземпляров (кстати, реплики 1982 года сейчас уже сами стали предметом собирательства). А еще чеpез двадцать лет, 3 сентября 2003 года, была выпущена юбилейная, 400−миллионная Zippo. Учитывая то, что, несмотря на всеобщую борьбу с курением, компания производит 12 миллионов зажигалок в год, еще одно историческое событие в жизни Zippo — полумиллиардная зажигалка — случился где-то в конце 2011−го — начале 2012 года.
Напомню вам еще несколько удивительных историй знаменитых брендов: История духов «Красная Москва» или вот История компании Жиллет (Gillette). Ну и вот уже в догонку История Schwarzkopf