в каком году создали стул
В каком году создали стул
Сиденья у египетских стульев были тростниковые, плетеные или деревянные, вогнутые, чтобы было удобно сидеть. Но самый красивый стул изобрели древние греки. Назывался он клисмос.
Дело, наверное, в том, что стулья у греков предназначались в основном для женщин. Мужчины сидячей позе предпочитали лежачую. Отсюда изящество и красота формы древнего стула. Две тысячи лет спустя мебельщики возродили клисмос, но добиться изящной античной простоты так и не смогли. У древних римлян сиденье служило атрибутом социального положения. Высший чиновник — курул, сидя на складном табурете, чинил суд и расправу. И куда бы он ни отправлялся, раб носил за ним этот табурет, который так и назвали курульным (по-латыни sella curulis).
Его отличительный признак Х-образные ноги на шарнире. Как правило, курульные табуреты были отделаны слоновой костью и золотом.
Табуреты древнеримских курулов оказались очень живучи. По их типу полторы — две тысячи лет спустя сделаны были кресла Данте (XIII в.) и Савонаролы (XV в.).
Курульный табурет Патриарха всея Руси установлен в самом центре храма Христа Спасителя в Москве.
В Древнем Риме особо почитаемый гражданин обладал правом сидеть на биселлиуме (лат. bi-sellium, см.). Глава аристократического семейства во время приемов или праздников усаживался в домашний трон — солиум (solium), массивное мраморное седалище по типу императорского трона. Простому народу, плебсу, выбирать приходилось между колодой, камнем, табуретом и грубо сколоченной скамьей. Многими веками стул символизировал власть и престиж. Недаром в английском языке слово «chairmen» (председатель) переводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. В Древней Руси даже царь и бояре сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на который князь или царь усаживались по особому поводу.
Известный немецкий путешественник по России XVII века Адам Олеарий видел, описал и даже зарисовал Большой выход царя Михаила Федоровича, шествовавшего под красным балдахином. За ним несли красный стул, как носили складной табурет за древнеримским курулом.
Индивидуальные сиденья для всех пришли в Россию только с реформами Петра I.
В Западной Европе XVI—XVII веков стулья и табуреты были на важных ролях в дворцовом ритуале. При дворе время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать только члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах; для менее родовитых придворных были расставлены складные сиденья. Все остальные на королевских приемах оставались стоять. Король по своему выбору даровал придворным дамам «право табурета», то есть право сидеть в своем присутствии. Громоздкие величественные стулья обильно украшались резьбой и позолотой. Но были очень неудобны, обрекая людей на мучительную позу во время многочасовой церемонии. Раскрепощение мебели пришло со стилем рококо, прихотливость формы сочеталась с большим комфортом: мягким удобным сиденьем, высоким, выгнутым по спине «прислоном». Изогнутые ножки, элегантные очертания, красивая обивка — все говорило о новом отношении к человеку, внимании к его удобствам.
Но к середине XVIII века волны рококо успокаиваются. Взоры обращаются к античному наследию, к классике, древним грекам и римлянам. Поэтому и мебель становится строже, выпрямляются ножки и спинки стульев и кресел, сдержаннее выглядит отделка.
Тон задавали король, его фаворитки — такие, как мадам Помпадур, Дюбарри (при Людовике XV), обставлявшие свои дворцы в «греческом духе».
При Наполеоне Бонапарте сиденья уподобляются египетским тронам в духе нового стиля ампир (имперский). Его сменяет родившийся в 1ермании приятный во всех отношениях и благородно скромный бидермайер.
С середины XIX века производство стульев становится на поток по технологии М. Тонета (см. «Стул венский»), В XX веке над сидячей мебелью не покладая рук работают знаменитые архитекторы — Марсель Брейе, Мис Ван дер Ройе, Эро Сааринен, Шарль Э. Корбюзье и другие. Они создавали мебель в духе возводившихся ими зданий.
А в начале 1960-х годов шведский врач Бент Акерблум потряс всех решительным заявлением: «Человечество тысячелетиями сидело неправильно!»
В ходе дотошных экспериментов он установил, что в течение дня человек, сидя на стуле, около 1000 раз (!) меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. И Акерблум не предложил, а потребовал: наклонить сиденье внутрь и немного опустить его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнуть.
Успехи в области производства полимерных материалов позволили создать надувные сиденья. Они удобны, легки и без хлопот освобождают место — достаточно открыть клапан и выпустить из них воздух.
Вопрос дня: кто и когда придумал стул?
Основные формы «сидений» появились практически одновременно. Уже жители Древнего Египта пользовались скамьями, табуретками и стульями. Один из первых известных нам стульев со спинкой – трон фараона. Иногда их делали из золота, чаще – из дерева и щедро украшали художественной резьбой, росписью, драгоценными камнями.
В Древней Греции этот предмет мебели начали выпускать в массовом порядке. Греческие мужчины предпочитали ложа-клинья, словно зовущие прилечь и расслабиться. Женщины и дети сидели на легких стульях с серповидными ножками – их называли «клизмосы». Также в античной Греции в большом ходу были стулья с плетеным сиденьем и табуреты на крестообразной раме, «заимствованные» у египтян. Подобные табуреты носили за свободными греками их рабы.
В Древнем Риме главенствовал высокий имперский стиль, поэтому стулья быстро превратились в мебель статусную, чиновную. Консулам и преторам полагались парадные (курульные) кресла с квадратным сиденьем и крестообразными ножками, высшим чиновникам и почетным гражданам – скамьи с двойным сиденьем. Поскольку стулья были олицетворением власти, их тоже постоянно носили за «властными лицами» рабы, поэтому в ходу были складные стулья, украшенные слоновой костью.
Иерархия наблюдалась и в частных апартаментах: главы семейств восседали в креслах, богато отделанных мрамором и бронзой. Бывало, что эти кресла не уступали по богатству императорскому трону. Женщинам, как и у греков, полагались простые стулья, хотя и с удобной полукруглой спинкой.
В Средневековье опасной ересью считался любой комфорт, будь то изогнутая спинка стула или удобные подлокотники. Тяжелые, монументальные, тянущиеся ввысь средневековые стулья напоминали готические соборы в миниатюре. В их стиле властвовала вертикаль – и никаких намеков на «греховные» округлости! На стульях-тронах сиживала знать – простолюдины довольствовались грубыми скамьями и сундуками, выполнявшими двойную функцию: сиденья и гардероба.
Но творческая мысль не стояла на месте и в «темные века»: умельцы додумались до складных стульев-треног и даже до туалетных стульев с вырезанным отверстием на сиденье. К такому «стульчаку», стоявшему обычно в спальнях, прилагался сосуд вполне функционального назначения.
В романскую эпоху появились столь любимые ныне вращающиеся стулья. Отношение к ним католической церкви отразилось в названии – «лютеранские». Воистину, ну как можно, вращаясь на этом еретическом изобретении, вознестись мыслями к небу?! Голова бы кругом не пошла…
Эпоха Возрождения потребовала от мебели удобства – и спинки стульев стали искривляться в соответствии с изгибами позвоночника, а на сиденья начали класть бархатные подушечки и коврики. Стул превратился в важную деталь интерьера, появилась «кокетка» – «стул для болтовни»: его широкое сиденье в форме трапеции позволяло оценить красоту складок дамского платья.
С наступлением эпохи барокко форма стульев достигла пика вычурности. Декоративные завитушки и ракушки, геральдика на спинках, гнутые ножки-кабриоли с токарной резьбой и подлокотники с подушечками, щедрая позолота и атласная обивка, подчеркнутая латунными гвоздиками, – все это вместе почти утопило в деталях благородные пропорции стула эпохи Возрождения.
XVII век обогатил мебельный арсенал и некоторыми весьма удобным стульями – например, шезлонгом (фр. chaise longue – «длинный стул»). О назначениях шезлонга говорят их названия: «лодка» (два кресла и табурет между ними) и «разбитая герцогиня» (кресло с приставленным к нему мягким табуретом).
До конца XVIII века в дизайне стульев отражалась общественная иерархия: монархи восседали на тронах, высшая знать – на богато украшенных сиденьях, придворным полагались низкие складные стулья. Право сидеть в присутствии короля считалось высочайшей привилегией, коей удостаивались единицы.
В допетровской России, как в Древнем Египте, в присутственных местах не было иных стульев, кроме тронов. Да и на них цари водружали свои чресла лишь в особых случаях, обычно «тронные стулья» торжественно несли вслед за монархами. На иноземцев это производило сильное впечатление. Самое яркое воспоминание немецкого путешественника XVII века Олеария о загадочной Московии – это торжественный вынос красного стула за царем Михаилом Федоровичем.
Иван Грозный восседал на привезенном из Византии шедевре итальянских мастеров, украшенном рельефами на античные и библейские сюжеты. Борис Годунов – на отделанном бирюзой золотом подарке персидского шаха. А Алексей Михайлович – на так называемом Алмазном троне, инкрустированном восемью сотнями бриллиантов и рубинов! Это был дар Армянской торговой компании и лично купца Захария Сарадарова. Трон изготовили в персидском городе Исфахане в 1659 году.
Дизайн стульев: от Древнего мира до современности
В течение всей человеческой истории, стулья, как и другие бытовые предметы, служили символическим отображением развития дизайна и людей, которые были его потребителями. По этим обыденным предметам интерьера мы можем судить о культуре, из которой они родом, изучая их внешний вид, то, как они сделаны и какой стиль отражают. Что было важно для людей того времени? Для кого была сделана эта мебель? Какое пространство было обжито с применением этих сидений?
С развитием архитектуры и искусства дизайн стульев также менялся. Однако их предназначение оставалось прежним: на протяжении всего последнего тысячелетия людям было нужно на чём-то сидеть. Таким образом, стулья — это идеальный пример для изучения истории дизайна во всей его изменчивости.
Стулья объединяют форму и функцию, которая удобна для использования, но весьма трудна на этапе проектирования. Дизайнерам нужно решить много трудных задач, таких как выбор подходящего материала, способа изготовления и стиля будущего стула. В большинстве случаев по стулу, изготовленному дизайнером, можно судить о всей его философии.
Джордж Нельсон, американский промышленный дизайнер XX века, выразил это в ёмких словах: «Каждая, по-настоящему оригинальная идея — каждое новшество в дизайне, новое применение какого-либо материала, каждое техническое нововведение в мебели — находит ярчайшее выражение в дизайне стула». Подавляющее большинство признанных дизайнеров,на том или ином этапе своей карьеры стали авторами своего собственного, неповторимого стула.
На что были похожи эти изделия в разные эпохи? Давайте взглянем на них более пристально.
Стул как таковой, то есть сиденье с четырьмя ножками и поддержкой для спины, появился с древнего времени. Такие стулья были и у древних египтян, и у древних греков, и у древних китайцев.
Китай
Первым интересным с точки зрения дизайна стулом был средневековый стул часового (watchman’s chair):
Он был спроектирован таким образом, чтобы переносить самые тяжёлые условия применения и, самое главное — не давать нерадивому охраннику за счёт своей формы возможности на нём спать. Данная конструкция без изменений изготавливалась до XIX века, и даже в наше время отдельные энтузиасты воспроизводят этот интересный образец мебельного искусства.
Эпоха Ренессанса привнесла в суровый и аскетический стиль Средних Веков моду на роскошь: появились стулья с богатой отделкой драгоценными тканями, из дорогих пород дерева и даже инкрустацией драгоценными камнями.
Стулья в стиле Рококо, зародившегося в Париже XVIII века, имели пышную отделку и изящные линии формы. Панели на этих стульях (à chassis) были съёмными, что позволяло менять «зимнюю» отделку на «летнюю», без необходимости обращаться к мебельщику для перетяжки.
Дальнейшие годы были ознаменованы так называемым «историзмом» в искусстве и дизайне. Художники, архитекторы и дизайнеры попросту копировали стили предыдущих веков, считая их идеальными и не требующими какой-либо замены. Но не всем это было по вкусу, и во второй половине XIX столетия зародился стиль «Арт-Нуво» или, как его стали чаще называть, «Модерн».
Самым типичным представителем стульев стиля модерн можно назвать стул «бистро», который так полюбился людям по всей планете своим изяществом, простотой производства и стилем, что стулья такого вида производят и по сей день.
XX век, с его смелыми экспериментами во всех областях и стремительным прогрессом в науке и технологиях, внёс в область дизайна столько интересных и необычных разновидностей стульев, что их простое перечисление заняло бы десятки и сотни страниц. Отметим некоторые из них.
Стул-тюльпан: минималистичное и изящное решение, разработанное финно-американцем Ээро Саариненом.
Кресло Ле Корбюзье, создавшего простой, но очень популярный дизайн для кресла и дивана.
Кресло «Барселона», изготовленное архитектором-модернистом Людвигом Мис ван дер Роэ.
Кресло «S» Пантона, творение рук датского дизайнера Вернера Пантона, идея которого пришла ему в голову под действием психоделиков.
Хотелось бы завершить статью просто. Фото дизайнерских стульев и кресел без описания, которые меня вдохновили и дали мне свежий глоток идей.
Благодарю за внимание!
Творческая мастерская ХИА.
*все фотографии были взяты на просторах интернета, текст авторский.
Стул-как появился. История происхождения.
Маршак Самуил Яковлевич «Кошкин дом»
Эти слова и саму сказку помнят все из своего счастливого детства. Это небольшой кусочек пьесы «Кошкин дом», первый вариант которой был написан в далёком 1922 году. Вопросом, что такое стул, как и когда он появился, наверняка, ни кто не задаётся. Настолько он стал привычным и обыденным предметом. Поэтому рассмотрим стул с точки зрения истории.
Что такое стул?
Стул – это предмет мебели, с сидением и спинкой, предназначен для сидения одного человека.
Стул является средним вариантом между табуреткой и креслом. Разница их в том, что табурет имеет только сиденье и у неё отсутствуют спинка и подлокотники. А кресло, в отличие от стула имеет, кроме спинки, ещё и подлокотники, ручки по бокам, на которые опираются локтями.
Стулья, сегодня, самый распространённый вид мебели для сидения. Видов и моделей стульев великое множество, но классифицировать стулья попытаемся немного позже.
Дополнительная классификация стульев:
Стул – мебель, которая больше всех остальных видов подвергалась влиянию моды и развитию прогресса.
Этимология слова «СТУЛ»
Точная этимология слова неизвестна, но считается, что слово является древнерусским заимствованием. Если сравнить написание, то увидим следующее:
По написанию и произношению практически одинаково, поэтому принято считать, что слово пришло именно из германских языков.
Специалиста – столяра, который изготавливал стулья, называли «стульщиком» или «стульником».
История стула
Вот мы и добрались до истории появления стульев.
В исторических анналах отсутствует точное указание на дату и место рождение стула. Но, судя по историческим упоминаниям, можно считать, что изобрели стулья древние египтяне. По рисункам и находкам при раскопках, найденные фрагменты и целые предметы мебели, включая стулья, относят к Третьей династии Древнего Египта, а это III-е тысячелетие до нашей эры. Находки тех времён выглядели массивно, как правило, кубической формы. Лишь позднее при начале «дружбы» египетских народов с народами Ближней Азии и под влиянием моды, культуры и вкусов тех мест и времени, стул начинает менять форму. Конструкция становится более утончённой, ножки изогнутыми или фигурными. На сиденьях и спинках появляются подушки для удобства. Ещё немного позже, люди изобрели складные стулья, в качестве сиденья, в которых используется кусок кожи, а в военных походах используются металлические табуреты.
На рисунках Второй династии Древнего Египта отображены уже простые стулья, ножки и спинки которых прямые, с подушкой на сиденье. В обиходе, массово, используются стулья с крестообразными ножками. А вот в Ассирии формы стульев становятся более замысловатыми. Силуэт самого стула округлый или выгнутый. Ножки часто имеют вид лап животных.
Стулья для знати и царственных особ, тронные стулья украшались резьбой, драгоценными металлами и камнями, сверху накрывались изысканными коврами.
Народ всё меньше трапезничает лёжа на коврах. В обиход входит привычка вкушать пищу за столами, сидя на стульях.
Стулья приходят от соседей и в Грецию. В Древней Греции нет особых требований к виду и материалам стульев, здесь используются одновременно все виды и формы стульев из Египта и Ассирии.
Древний Рим вносит некоторые изменения в строение стульев. В театрах отсутствие скамей компенсируют лёгкими складными стульями. А сами стулья начинают делать с ручками-подлокотниками или даже без спинки, но с подлокотниками. Применяются различные формы сидений стульев, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Начинают изготавливать мебель, в частности и стулья из ивовых прутьев, плетёные.
Европа не могла обойтись без удобной мебели и так же позаимствовала такой предмет, как стул. Форма массовой мебели была абсолютно идентична римской, а вот для королей и особ высокого сана не только стулья, но и остальная мебель копировала стиль Индии. Такая мебель была шикарно украшена камнями, металлами и искусной резьбой. Сиденья чаще были не круглой, а многоугольной формы, пяти или шестигранной. Спинка такого стула могла охватывать почти все грани. Пространство между ножками такого богатого стула прикрывалось вырезанной из дерева скульптурой или изразцом с изображением животного или герба рода.
В XV веке инженерная мысль изобретает стулья с крутящимся сиденьем и стулья с колёсиками на концах ножек, для перекатывания стульев. А в XVI веке, для простолюдинов, начинают делать дешёвую мебель, в стульях для мягкости сиденья и спинки используют камыш. Стул в Европе становится основной мебелью для сидения, вытеснив табуреты, скамьи и сундуки в виде невысоких ящиков для хранения вещей и сидения, одновременно.
В Европе средних веков, стулья для торжественных случаев, дополнялись балдахином, например, распространённый в Италии крестообразный стул с балдахином известен сегодня как стул Савонаролы.
В Голландии XVII века, вошли в моду и повсеместно изготавливались стулья с крестообразными ножками для повседневного использования. А в Англии, Германии и Франции такие стулья предназначались для церемоний. Чуть позднее, в Англии, аристократия начинает пользоваться стульями с обивкой, стиль «Фартингейл». Такой стул имел промежуток между сиденьем и спинкой, благодаря чему дамы носящие платья с фижмами из китового уса могли удобно на нём разместиться. Самый большой стул принадлежал главе семейства. На деревянных стульях продолжали сидеть только простолюдины.
Наступает XVIII век и в Англии входят в обиход стулья стиля «Виндзор». Виндзорские стулья – это деревенский стиль мебели, с простыми ножками и спинкой и тонких прутьев.
Михаил Тонет, мебельный мастер из Вены, примерно в середине XIX века изобретает промышленный, не ручной способ, технологии изгибания древесины под паром. До этого технология была ручной, что требовало определённого мастерства и времени. Удешевление и ускорение производства гнутого дерева привело к тому, что дорогой ранее в производстве «виндзорский стул» стал относительно дешёвым. «Виндзорский стул», кресло из гнутого дерева, считался деревенской мебелью в Англии XVIII века. И в результате масштабного производства, теперь уже «Венского стула», так называли изделия Тонета, заполонил Европу. Венский стул ещё называли стулом для бистро. К 1930 году в Европе было произведено и продано более 50 000 000 таких стульев.
Стул в России
На территории России, до конца всего XVII века используется традиционная мебель для сидения, это сундуки, лавки и табуреты. Стулья и кресла очень малочисленны и присутствуют в небольшом количестве, в очень богатых дворянских семьях и в царских приёмных палатах. Пётр I начинает вводить европейский образ жизни, и стул становится распространённой мебелью. Именно при Петре I стул становится обыденной деталью быта и интерьера, а не почётной мебелью, которую приобретали, чтобы подчеркнуть свой статус.
В России середины XVIII века ощущался недостаток мебели. В простых домах в массе продолжают использовать лавки и табуреты. В более зажиточных семьях появляются и стулья времён «петровского барокко». Это тяжёлые стулья из дуба с высокими спинками.
В начале XIX века в России меняется мода, начинается отход от классицизма и важным становится, как выглядит стул не только спереди, но и сбоку. Стасов Василий Петрович (24.07.1769-5.09.1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств, изобретает новую конструкцию стульев и кресел с изогнутым профилем, боковой рамой, задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка образуют единую раму. А правая и левая боковые рамы скрепляются поперечными рейками. Спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Возникало ощущение, что использован цельный кусок древесины. Сиденье в таких стульях и креслах было трапециевидным и вкладывалось в конструкцию. Стулья такой конструкции были удобными, очень прочными, имели изысканный силуэт и при этом просты в изготовлении. Стулья по конструкции Стасова стали излюбленной мебелью и единственной формой в купеческих и дворянских домах на целые тридцать лет.
В XIX веке численность городского населения России значительно увеличивается и продолжает расти. Вместе с этим поднимается спрос на мебель и в частности стулья. Распространяется и развивается фабричное производство мебели и открываются мебельные специализированные магазины, то есть, если раньше обращались к мастеру, договаривались о количестве и виде мебели, то теперь можно было зайти в магазин и купить готовый комплект мебели, недостающий предмет или нужную деталь. Впервые, для обивки стульев используют ситец.
Насытившись европейскими стилями, в России последней трети XIX века входит в моду мебель с элементами русского стиля. Это все те же формы и модели, например, для домашней столовой приобретали тяжёлые дубовые стулья прямоугольной формы, но с добавлением обивки из парчи или кожи и украшенных резьбой деревянных элементов русскими народными узорами, так появился популярный стиль мебели «à la russe».
На конец XIX века, в моде мебель более привычная нашему глазу, по историческим фильмам и музеям, это мебель Генриха Даниэля Гамбса (1765—1831). Мебельного мастера из городка Нойвид в Пруссии и работавшего в Санкт-Петербурге. Генрих Гамбс основатель большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила в России обобщённое название гамбсовой мебели. Стулья производства Гамбса были очень комфортабельными, имели мягкую стёганую обивку на сиденье и спинке.
На этом закончим историю стула и рассмотрим, какие бывают виды стульев и для чего изобретены.
Конструкция стула
Каждый стул состоит из сиденья, ножек и спинки. Спинку стула могут называть щит или прислон.
Вспомогательные детали стула это:
Обычно стул имеет четыре ножки, но встречаются конструкции с крестообразными ножками в виде буквы «Х» или щитовые, как пример, консольный стул, где передняя и задняя ножки не разделены, а являются единым полотном из дерева или фанеры.
Ножки стула, царги и проножки – это каркас стула.
Спинка стула может быть продолжением задних ножек или являться отдельным элементом конструкции. Спинка стула бывает сплошной, сквозной или наборной из реек.
Основными параметрами при выборе стула являются:
Высота стула по сиденью требуется для определения удобства в соотношении с высотой стола.
Так же, стулья различаются по жёсткости и делятся на жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие.
Спинка у стула может быть такой же по жёсткости, как сиденье, так и более жёсткой или более мягкой.
По фасону стулья определяются по размерам, ширине и глубине, высоте по спинке и сиденью, по формам спинки и сиденья, обивкой, её качеством и материалом или отсутствием обивки, и форме и виду ножек.
Так же, стулья различают по материалу, из которого они сделаны и способу изготовления:
Российский классификатор добавляет ещё несколько делений:
Материал, из которого сделаны стулья и их конструктивные особенности влияют на сферу применения стульев, например, плетёные стулья часто используют как дачную мебель. А стулья из пластмассы за счёт своей лёгкости и часто возможности, один стул ставить на другой, как бы нанизывать, позволяя экономить пространство, применяют для массовых мероприятий и летних уличных кафе.
Какие ещё бывают виды стульев и как делятся?
По назначению
По конструкции
По стилю
И ещё один из интересных стилей среди стульев – «Клисмос». Это стиль, подражающий Древней Греции. Стул имеет саблевидные ножки направленные наружу и сильно выгнутую спинку.
На этом обзор и исторический экскурс по стульям закончен.
Спасибо Вам за внимание!
Надеемся, вы получили новую информацию и ждём Вас на нашем сайте снова.
Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.