в каком году создали первого чат бота
Эволюция чат-ботов: от Теста Тьюринга до умных колонок
Чат-бот — виртуальный собеседник, который способен выполнять определенные задачи и умеет мгновенно предоставлять нужную информацию. Сегодня их практически невозможно отличить от оператора техподдержки. Не верите? Просто посмотрите, как Google Assistant смог обмануть человека и записал своего владельца на утреннюю стрижку.
на английском языке перевод и комментарийИ если сначала они были лишь непонятной штукой для гиков, то со временем они стали привычной частью жизни каждого из нас. Как они смогли так эволюционировать? Сегодня вы это узнаете!
Как проходила эволюция чат-ботов
Всё, как всегда, в таких историях началось с мечты гика. Адам Тьюринг решил, что машина, обладающая настоящим искусственным интеллектом, сможет обмануть собеседника, выдав себя за человека. И в 1950 году он предложил тест для оценки интеллекта компьютера, позже названный в его честь.
Тест Тьюринга — 1950
Суть этого эксперимента заключается в том, что группа испытуемых будет общаться попеременно то с реальным человеком, то с машиной и в конце исследования они должны будут сказать кто где находился.
Элайза, 1966
Первым известным широкой общественности чат-ботом стала Элайза от профессора MIT Джозефа Вейценбаума.
Она пыталась имитировать поведение врача-терапевта. Конечно, сейчас это выглядит как будто она троллит собеседника, но на то время это был пик инноваций:
— «У меня уже 3-й день болит голова»
— «Почему у вас болит голова?»
— «Меня в детстве бил отец»
— «Кто ещё вас бил в детстве?»
Если она не «знала» как ответить, то просто писала «Ясно» и пыталась сменить тему. Первые собеседники даже не догадывались о том, что общаются с машиной.
Parry, 1972
После ошеломительного успеха Элайзы следующим знаковым чат-ботом стал Перри, который прикидывался больным шизофренией. В свое время он был настолько реалистичным, что смог обмануть даже нескольких врачей.
И, предвидя ваш вопрос: да, они общались с Элайзой.
Их разговор был, наверное, самым неловким диалогом за всю историю существования чат-ботов:
П: Люди действуют мне на нервы.
Э: Я не уверена, что понимаю вас полностью.
П: Вы должны уделять больше внимания.
Э: Предположим, вы должны уделять больше внимания.
П: Вы имеете право на собственное мнение.
Э: Что заставляет вас думать, что я имею право на собственное мнение?
П: Меня беспокоит просто быть рядом с людьми в целом.
Э: Пожалуйста, продолжайте.
П: Некоторое время тому назад я отправился на трек в Бэй-Мидоуз.
Э: Что это вам предлагает?
П: Я ходил на гонки.
Э: Что бы вы еще хотели обсудить?
П: Меня ещё очень интересуют скачки.
Э: Почему вы говорите это только сейчас?
П: Там происходит много азартных игр.
Кстати, кто хочет прочесть полную версию в оригинале могут перейти по ссылке. Поверьте, мы выбрали самый невинный кусочек их диалога.
Artificial Linguistic Internet Computer Entity или A.L.I.C.E., 1995
Первый бот, который мог реально поддерживать беседу, а не просто передразнивать вас. Элис сопоставляла фразы собеседника с внутренней базой данных и пробовала найти в ней нужные ответы. Да, сейчас это кажется чем-то элементарным, но вспомните что тогда на дворе был 1995 год. Майкл Джексон ещё на вершине популярности, а до появления первого хита Бритни Спирс остается 3 года!
A.L.I.C.E стала праматерью современных чат-ботов, которые умели развлекать людей, находить нужную информацию и даже вести диалог. Именно она вдохновила других создавать ботов-помощников. Если бы не Элис, то возможно мир увидел бы Siri на несколько лет позже.
Jabberwacky, 1997
Первый известный чат бот с искусственным интеллектом «на борту». Причем он мог выйти намного раньше Элис, так как его разработка началась ещё в 1988 году. Но так как создатели хотели показать идеального чат-бота, то работа над ним затянулась на 9,5 лет и это того стоило!
Jabberwacky умел симулировать беседу, развлекать собеседника и даже шутить. Кстати, именно он и послужил основой для одного из популярнейших ботов конца нулевых — CleverBot.
Именно CleverBot первым успешно прошел тест Тьюринга ещё в 2011 году. Просто тогда это не придавалось широкой огласке.
Watson, 2002
Почему такое имя? Всё элементарно, Ватсон!
Это первый бот, который умел работать с большими данными и находить нужный ответ в терабайтах информации за доли секунды.
Все понимали, что людям нужна система, которая сможет обработать живой язык с опечатками и мгновенно найти нужную информацию. Именно это и делал Ватсон — включал свою дедукцию и помогал специалистам IBM.
Именно с Ватсона крупные компании заинтересовались в услугах чат-ботов, так как поняли что ими можно заменить большинство операторов.
Siri, 2011
Именно Сири сделала чат-ботов частью нашей повседневной жизни. Зачем искать номер в записной книжке, если можно сказать:
«Siri, позвони Маше Ивановой»
И через несколько секунд вы уже разговариваете с Марией.
А вы знали, что изначально Siri не была частью яблочной экосистемы? В далеком 2010 году Siri, Inc планировали выпустить свою разработку для Blackberry и устройств на базе Android. Но в этот момент у купертиновцев сработала чуйка, и они решили выкупить перспективную разработку себе.
Google Now, 2012
После того, как Android лишись возможности пользоваться Siri, они решили создать своего «умного чат-бота» Google Now, который спустя несколько лет вырос в полноценного Google Ассистента.
Alexa и Cortana, 2015
Голосовые ассистенты от Amazon и Windows, которые ещё больше интегрировали чат-ботов в повседневную жизнь. С их появлением стало понятно, что «умные помощники» теперь останутся навсегда. Теперь людям не нужно составлять списки, вызывать такси или искать высоту Эвереста самостоятельно — все сделает умная машина!
Чат-боты в Facebook, 2016
3,5 года назад Facebook дали возможность сторонним разработчикам создавать собственных ботов для Messenger. Это событие перевернуло интернет-маркетинг с ног на голову: все крупные компании начали создавать своих ботов прямо в социальной сети. Буквально за 1,5 месяца после запуска новой платформы было создано 11 тысяч чат-ботов.
Сегодня они есть у всех: от больших корпораций, до мелких магазинов. Учитывая всеобщую популяризацию разных помощников, то их ежегодно становится все больше: тысячи полезных ботов в Telegram, Алиса от Яндекса и даже необычные японские голосовые ассистенты.
Согласно данным Accenture, CIO большинства крупных компаний считают очень важным внедрение чат ботов в бизнес. 56% опрашиваемых отметили, что боты смогут заметно прокачать самые разные бизнес-вопросы, 57% уверены в том, что хорошо сделанный бот сможет быстро отбить все инвестиции, вложенные в его разработку.
Также сегодня ИИ умеет распознавать изображения, голос и обрабатывать естественный язык даже лучше, чем настоящей человек. За последние 10 лет процент ошибок в распознавании контента упал из 25% до 2%, что даже меньше, чем у реального человека.
Примерно в это же время Knorr, меньше чем за 3 месяца с момента старта бота-помощника смогли на 50% увеличить продажи суповых кубиков. Секрет такого успеха прост: они выпустили чат-бота, который подсказывает домохозяйкам новые рецепты с использованием их продукции.
Поэтому, если у вас ещё нет чат-бота, то настоятельно рекомендуем подумать, в какой части корпоративной экосистемы он будет наиболее эффективным.
Почему бизнесу нужны боты?
Прежде всего пользователям нравится, то, что благодаря ботам бизнес становится все более доступным.
Только представьте — теперь вы сможете быть на связи с клиентами 24/7, не содержа при этом огромный штат операторов. На большинство вопросов ответит чат-бот, а при возникновении серьезных неполадок перенаправит сразу к специалистам.
Благодаря им клиент может оставаться в своей комфортной среде. Ему не нужно переходить в определенный мессенджер, писать на почту или даже звонить. Все делается в любимом мессенджере клиента.
Можно сделать простого чат-бота даже без знаний программирования. Сегодня существуют множество сервисов, которые позволят создать простого чат-бота меньше, чем за сутки.
Как сделать чат-бота максимально эффективным
Что нужно сделать, чтобы чат-бот как можно быстрее окупил каждую вложенную в него копейку? На самом деле всё просто — будьте максимально простыми и полезными.
Ниже мы рассказали, как именно это можно сделать.
1. Подумайте, какую проблему он сможет решить
Возможно, он будет помогать пользователям разобраться в часто задаваемых вопросах и если у него ничего не получится, то будет передавать инфу специалистам. Или же он поможет автоматически забронировать билеты и проводить покупки?
Посмотрите, на что у пользователей тратится больше всего времени и автоматизируйте эти действия.
Этот робот заметно упростил работу посудомойщику. Подумайте, что вы можете сделать для своих клиентов в онлайне
2. Решите, какие методы разработки будут использоваться в конкретном случае
Простых ботов можно сделать с помощью специальных сервисов как ManyChat даже без знания программирования.
Если же вам нужен самообучающийся бот, который будет понимать даже «тикой тегзд с ачипятками», то нужно будет просить программистов прописать уникального бота с функциями искусственного интеллекта.
3. Продумать User Expierence
Подумайте все пути, которыми клиент будет общаться с ботом.
Кто-то любит писать целые тирады, из которых бот должен будет понять, что именно хотел донести клиент. Вторым же проще нажимать кнопочки, как в компьютерной стратегии. Поэтому подумайте, как будет взаимодействовать с ботом ваша аудитория и акцентируйте основное внимание именно на этом способе.
4. Добавьте связь с человеком
Чат боты не совершенны.
Поэтому нужно, чтобы если у бота не получилось найти нужную информацию, то чтобы он смог переключить клиента на оператора. Так что не спешите увольнять всех операторов — оставьте самых лучших, они ещё пригодятся!
5. Тестируйте
Даже если вы думаете, что создали идеального бота, на самом деле все может оказаться совершенно не так.
Поэтому обязательно потратьте время на тестирование, чтобы увидеть, что все сделано правильно и бот действительно помогает клиентам.
6. Запускайте и отслеживайте
После тестирования можно запускать бота.
Изучайте взаимодействия клиента и бота, чтобы понять, что ещё следует доделать. Возможно, именно ваш ассистент войдет в историю!
Чатботы: как они появились и почему стали такими популярными
Про чатботы не слышал только очень далекий от IT-сферы человек: искусственный разум может подсказать вам ресторан, выслушать рассказ о проблемах или, например, дать дельный совет.
О том, как появились боты, откуда взялся такой интерес и что важно помнить, чтобы собрать собственного Джарвиса, в рамках конференции на RIW-2106 рассказал CEO компании-разработчика чатботов «Наносемантика» Аркадий Сандлер.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Как появились чатботы
Первым чатботом в истории принято считать Элизу – «психотерапевта», программу, которая отвечала на текстовые сообщения, используя синтаксический анализатор или просто перефразируя высказывание.
Работу Элизы принято считать пародией на настоящего врача, но даже спустя 50 лет ее аналоги могут быть для кого-то актуальны – слушать она умеет точно лучше некоторых людей.
Фото: ТАСС/Виталий Созинов
С 1966 по 2005 год чатботы были сферой интересов студентов, профессоров и программистов – широкие массы на искусственный интеллект внимания не обращали.
В 2005 году все изменилось: прорыв мессенджеров, тогда еще десктопных, вернул пользователя в лоно текстовых сообщений. Гадалки, переводчики, анекдоты в ICQ, робот в чатах mail.ru. а потом все сошло на нет. Но до 2015 года.
Так вышло, что вторую жизнь мессенджеры получили пару лет назад: WhatsApp, Telegram, FB Messenger стали необычайно популярными, и на это не могли не обратить внимание компании.
Впрочем, есть одно «но», или, как сказали бы в Китае, 但 (dan). При чем тут Поднебесная? Дело в том, что у жителей этой страны свой, особый интернет, и там додумались массово использовать искусственный разум в мессенджерах. Речь идет о WeСhat – приложении, где граждане китайцы могут переписываться, пересылать деньги, заказывать еду и еще бог знает сколько всего.
В итоге получаем, что рост уже классических мессенджеров плюс массовость Китая сделали «бум» на рынке чатботов.
Как устроены чатботы
Чтобы понять, как устроен робот-собеседник, надо выделить две его стороны. Первая – это «кнопочная», то есть жмем – получаем эффект. Нам она не очень интересна, поскольку больше похожа на программы, которые писали в восьмом классе.
Второй вариант – это настоящий собеседник вроде Siri, но текстовый. Принцип работы таких чатботов кроется в базе: чем больше туда загрузили вопросов и ответов, тем интереснее общаться с машиной.
Помимо поиска по базе, боты также, как и 50 лет назад, используют анализ текста, выделяя ключевые слова. Например, если собеседник упомянет кого-то одного из членов семьи, высока вероятность того, что робот спросит про остальных.
Впрочем, для нас интерес представляют коммерческие боты – пустые разговоры с машиной будущего за собой не имеют.
В частности, ботов заводят себе банки: как утверждает представитель одного из них, 80 процентов клиентов тратят время на общение с оператором, просто узнавая баланс. Но об этом можно просто спросить бота – ответ придет быстрее, да и нет необходимости держать штат «сообщателей» суммы на остатке.
Еще боты могут по запросу показать последние новости (просто скажите, что хотели бы узнать вести о, скажем, Apple), предложить отели (назовите город, сроки и бюджет) или решить проблему – есть роботы, в автоматическом режиме присылающие карточки с решением вопросов, основываясь на ключевых словах.
Как отличить бота от живого человека
Чтобы понять, бот перед вами или нет, попробуйте сказать придуманную сходу фразу, у которой заранее не будет известен ответ. Робот попытается уйти от темы. Если его ответ покажется слишком человечным, можно задать ее же несколько раз – на определенном этапе у бота кончатся заготовленные «уходы» и он начнет их повторять.
Определение типа собеседника – робот или человек – называют тестом Тьюринга. Задача пользователя – понять, с кем он общается, задача машины – ввести его в заблуждение.
Как сделать собственного бота
На просторах сети можно найти тысячи инструкций по созданию ботов для самых разных платформ. Проще всего это сделать в Telegram – найти @BotFather и следовать его инструкциям.
Для социальных сетей задача усложняется – там нужен ум начинающего программиста на уровне «знаю, что такое консоль, и умею ей пользоваться». Кроме того, неплохо бы понимать специфику социальных сетей и возможностей, которые они предоставляют разработчикам.
Есть вариант проще – сделать бота на платформах вроде этой. Схема условно-бесплатная: о деньгах речь не идет, только если число обращений не выше 6 тысяч в месяц, но изучать языки программирования не придется.
Важно, что на какой бы платформе вы не хотели собрать робота, важно помнить несколько вещей, о которых стоит помнить:
Что будет дальше
Некоторые специалисты говорят, что за чатботами будущее. Судите сами: робот сможет заниматься обучением и контролем успеваемости, он сможет решать рутинные вопросы, принимать заказы – в общем, делать работу, которую принято называть механической, и, например, вместо десяти сотрудников call-центра останется один, причем он не просит отгул, не опаздывает и тратит время на общение с другими ботами.
Кстати об общении: недавно ученые попросили искусственный интеллект (назовем его Компьютер 1) придумать шифр и отправить скрытое послание собрату (Компьютеру 2), который бы его расшифровал.
Что вы думаете? У них получилось! Что именно Компьютер 1 сказал Компьютеру 2, неизвестно, но человечеству остается надеяться, что это был не сигнал запуска Skynet.
История создания чат-ботов: от идеи до использования чат-ботов в бизнесе
Несмотря на стремительное распространение, чат-боты — это не современное изобретение. Первые чат-боты появились более полувека назад, и развивались на протяжении многих лет.
Подготовили для вас несколько наиболее значимых фактов из истории появления чат-ботов.
Алан Тьюринг — человек, с которого всё началось
В 1950 году Алан Тьюринг, пионер компьютеров, написал научную статью под названием «Вычислительные машины и интеллект». В статье ученый имел в виду, что компьютерная программа может думать и говорить как человек. Чтобы доказать это, Тьюринг предложил эксперимент под названием «Имитационная игра», который сегодня известен как тест Тьюринга.
В эксперименте Тьюринга человек, назначенный судьей, разговаривал по компьютеру с человеком и машиной, которых нельзя было увидеть. Задача судьи заключалась в том, чтобы отличить компьютер от реального человека. Тьюринг предположил, что, если судья не может сказать, какие ответы принадлежат компьютеру, это докажет, что компьютер способен имитировать человеческий язык. Тьюринг полагал, что к 2020 году машины смогут легко пройти его испытания.
Элиза — первый чат-бот
В 1966 году профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу под названием Элиза. Считается, что это первый чат-бот в истории. Элиза была простым чат-ботом на основе ключевых слов, имитирующим человека-психиатра. Программа общалась, сопоставляя вопросы пользователей со сценариями ответов, введенными в ее базу данных.
Когда пациент говорил: «Моя мама любит цветы», Элиза отвечала: «Расскажи мне больше о своей матери». Таким образом Элиза побуждала людей больше говорить. Это также создало впечатление, что она понимает человеческую речь так же, как люди. Конечно, это было только впечатление понимания. Создание Элизы дало толчок развитию обработки естественного языка.
Пэрри — программа, моделирующая человека с шизофренией
В 1971 году Кеннет Колби, психиатр из Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта, задавался вопросом, могут ли компьютеры способствовать пониманию функций мозга. Он считал, что компьютер может помочь в лечении пациентов с психическими заболеваниями. Эти мысли привели Колби к разработке Пэрри, компьютерной программы, моделирующей человека с шизофренией.
Колби считал, что Парри может помочь обучать студентов-медиков, прежде чем они начнут лечить пациентов. Парри считался первым чат-ботом, прошедшим тест Тьюринга. Тогда его создание вызвало серьезные дискуссии о возможностях искусственного интеллекта.
Jabberwacky
В 1988 году программист-самоучка Ролло Карпентер создал Jabberwacky. Это была программа, предназначенная для развлекательной имитации человеческого разговора. Jabberwacky учился на прошлом опыте и со временем развивался. Он отражал личность и поведение пользователей.
Dr. Sbaitso
В 1992 году компания Creative Labs, технологическая компания из Сингапура, разработала Dr. Sbaitso. Это была программа синтеза речи AI, имитирующая психолога. Программа распространялась вместе со звуковыми картами, продаваемыми компанией. Они хотели показать оцифрованные голоса, которые могут воспроизводить их карты.
A.L.I.C.E.
Разработанный в 1995 году Ричардом Уоллесом проект представлял собой чат-бот, имитирующий чат с женщиной. A.L.I.C.E. — аббревиатура от англ. Artificial Linguistic Internet Computer Entity. Проект был выпущен с открытым исходным кодом, что означает, что его могут повторно использовать другие разработчики для работы своих чат-ботов.
A.L.I.C.E. была источником вдохновения для американской научно-фантастической романтической драмы «Она». Это фильм о человеке, Теодоре Твомбли, который влюбляется в чат-бота.
SmarterChild
SmarterChild был интеллектуальным чат-ботом, созданным на основе AOL Instant Messenger в 2001 году компанией ActiveBuddy, брендом, создающим диалоговые интерфейсы. SmarterChild был разработан для естественного общения с пользователями. Считается, что он является предшественником Siri от Apple.
Виртуальные помощники
С 2010 года, когда Apple запустила Siri, количество виртуальных помощников росло. Siri стала первым персональным помощником, доступным во всем мире. Компания Google пошла по стопам Apple, выпустив Google Now в 2012 году. В 2014 году были выпущены Microsoft Cortana и Amazon Alexa, а в 2017 году «Яндекс» представил русскоязычного голосового помощника «Алиса».
Платформы и появление чат-ботов для бизнеса
В 2016 году Facebook открыл свою платформу Messenger для чат-ботов. Это способствовало развитию платформ чат-ботов. В 2018 году LiveChat выпустил ChatBot — фреймворк, который позволяет пользователям создавать чат-ботов без программирования. На данный момент в Messenger насчитывается более 300 000 активных ботов.
Поддержка чат-ботов в Jivo
Осенью 2020 года в Jivo появилась поддержка чат-ботов. С этого момента клиенты Jivo могут доверить чат-боту сократить нагрузку на службу поддержки, обработать входящие сообщения в любое время суток или помочь отделу продаж отыскать наиболее заинтересованных клиентов.
Кроме того, чат-бот с Jivo повышает скорость обслуживания, сосредоточиться на выгодных клиентах, сократить нагрузку на поддержку и продать даже тем, кто не хочет заходить на сайт (благодаря поддержке всех каналов Jivo).
На сегодняшний день чат-боты используются в самых разных сферах — от развлечений до привлечения новых клиентов. И чтобы добиться таких результатов, технологии пришлось пройти большой путь.