в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог

Брак Ивана III и Софьи Палеолог

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. 9iqVcIrQukQzTARVKXBeRm5N905EoocL4hGM5eEh. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-9iqVcIrQukQzTARVKXBeRm5N905EoocL4hGM5eEh. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка 9iqVcIrQukQzTARVKXBeRm5N905EoocL4hGM5eEh. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

ВТОРАЯ ЖЕНА ИВАНА ТРЕТЬЕГО

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В 1465 году Фома скончался, оставив троих детей – сыновей Андрея и Мануила и младшую дочь Зою. Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому. Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии, после чего стал кардиналом в Риме. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Однако сложилось все совсем наоборот.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Московский государь принял предложение. Он направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Посланный вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты. Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же июне Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак. По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града». Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот – «правитель»). А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем.

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Напротив, она явила себя деятельной православной. Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать. Другие же предполагают, что Софья, по-видимому, воспитанная в детстве афонскими старцами, противниками Флорентийской унии, в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель. Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо»… И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

Источник

Княгиня Софья Палеолог – вторая жена Ивана 3

Софья Палеолог известна как вторая супруга московского царя Ивана III, мать Василия III и бабушка Ивана Грозного. Она являлась представительницей династии Палеологов и племянницей последнего византийского императора Константина. Этим родством после будут пользоваться русские правители, подчеркивая свою преемственность от византийских царей и идею «Москва — третий Рим».

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. sofya paleolog. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-sofya paleolog. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка sofya paleolog. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Семья будущей царицы

Греческий вариант имени Софьи Фоминичны Палеолог — Зоя Палеологиня. Она родилась примерно в 1455 году в династии Палеологов — византийских императоров. Ее семья была достаточно знатной для того времени:

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. brak ivana 3 sofey paleolog. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-brak ivana 3 sofey paleolog. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка brak ivana 3 sofey paleolog. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Также у княгини Софьи были старшая сестра, ставшая женой сербского деспота, и два старших брата: Андрей и Михаил. Первый стал деспотом Мореи после отца.

Детство и юность

Падение Византии серьезно повлияло на судьбу будущей царицы России. Дядя девочки умер в 1453 году при осаде Константинополя, через 7 лет враги осадили и захватили Морейский деспотат. Фома Палеолог уехал на остров Корфу, затем в Рим, где и умер. По некоторым сведениям, он принял католицизм незадолго до смерти. Мать Екатерина скончалась за несколько месяцев до мужа.

Зоя с братьями переехала в Рим только в 1465 году. В это же время она получила имя Софья. Воспитанием детей занялся кардинал Виссарион Никейский.

Денег, выдаваемых на содержание детей Папой Римским, хватало не только на еду и одежду, на и на содержание небольшого двора. Кроме того, получалось откладывать скромные суммы.

После смерти Фомы корону унаследовал старший — Андрей. Он продавал ее европейским правителям и умер бедным. Второй сын, Михаил, перешел на службу к султану, получал пенсию и жил в Константинополе. По некоторым данным, он принял ислам и служил на флоте.

Софью пытались выдать замуж трижды:

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. knyaginya sofya. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-knyaginya sofya. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка knyaginya sofya. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Причины, побудившие стороны согласиться, угадать сложно.

Скорее всего, папа Павел II надеялся увеличить влияние своей церкви в России или же желал сближения католицизма и православия. Князь Иван III, вероятнее всего, был привлечен статусом невесты — племянницы последнего византийского императора. Возможно, что в деле участвовал и кардинал Виссарион.

Свадьба и переезд в Москву

Переговоры о свадьбе длились 3 года. В 1469 году грек Юрий приехал в Москву с предложением князю взять в жены Софью. При этом было указано, что она является православной христианкой, хотя на самом деле девушка принадлежала на тот момент к католической вере. Иван III посовещался с матерью, боярами и митрополитом и принял положительное решение.

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. ivan 3 sofya paleolog. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-ivan 3 sofya paleolog. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка ivan 3 sofya paleolog. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

В том же году в Рим для сватовства был отправлен Иван Фрязин (выходец из Италии Джан Батиста делла Вольпе). Папа хорошо принял его, но просил прислать за Софьей бояр. Как гласит летопись города Софии, русскому жениху прислали портрет невесты, что изрядно удивило двор.

Внешность Софьи Палеолог была приятной, хоть она и была полной по итальянским меркам красоты: невысокого роста (160 см) девушка обладала красивыми глазами, белой кожей и типичными чертами жительницы Средиземноморья. Позднее сходство черт лица Софьи и Ивана Грозного станет доказательством их родства.

Второй раз Иван Фрязин поехал в 1472 году за 17-летней Софьей. Через несколько дней после его прибытия состоялось заочное обручение молодых в базилике святых апостолов Петра и Павла. Менее чем через месяц процессия собралась обратно. Среди приданого невесты значились книги, которые впоследствии станут основой библиотеки Ивана IV. Также девушка привезла некоторые мощи святых, для которых в России создали драгоценные мощевики.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября, свадьбу сыграли уже через 10 дней в Успенском соборе. По официальной княжеской летописи, обвенчал супругов митрополит Филипп. По неофициальным источникам, венчание было произведено местным протопопом.

Семейная жизнь

Брак Ивана 3 и Софьи Палеолог сложился удачно: родились 5 сыновей и 6 дочерей. В младенчестве умерли только две старшие девочки. Старший сын царицы, наследник Василий Иванович, впоследствии станет известен как московский князь Василий III. На тот момент у Ивана III уже был наследник — Иван Молодой, сын от первого брака.

Для молодой супруги князь построил хоромы, которые, впрочем, сгорели в 1493 году. В 1480 году перед нашествием ордынского хана Ахмата Софья с детьми переехала в Дмитров, затем на Белоозеро. Если Ахмат возьмет Москву, царица должна была бежать дальше на север. Семья вернулась в Москву зимой того же года.

С именем Софьи Палеолог, жены на тот момент князя, связано две легенды:

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. sofya zhena ivana groznogo. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-sofya zhena ivana groznogo. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка sofya zhena ivana groznogo. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Софья Палеолог умерла в 1503 году — за два года до смерти супруга.

Проблемы наследования

Вокруг князя Ивана III сложилось две группировки: поддерживающие старшего сына от первого брака и поддерживающие молодую жену. Первое время победу одерживала первая группа: в 1477 году старший Иван Молодой был назначен соправителем отца. Через 6 лет он женился (невестка и свекровь оказались врагами), в том же году родился внук Ивана III Дмитрий.

в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. vtoraya zhena ivana 3. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог фото. в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог-vtoraya zhena ivana 3. картинка в каком году состоялась свадьба ивана 3 и софьи палеолог. картинка vtoraya zhena ivana 3. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

Первое время положение наследника Ивана Ивановича было довольно прочным, но все поменялось в 1490 году, когда он заболел подагрой. Софья пригласила в Россию лекаря, который пообещал, что быстро вылечит наследника. Но старания врача оказались напрасны: в 1490 году Иван Иванович умер. Лекаря казнили, но по Москве поползли слухи о том, что наследник был отравлен.

В 1498 году состоялась коронация наследника Дмитрия Ивановича, но уже в 1502 году внук подвергся опале и вместе с матерью были арестован. Мать умерла в 1505 году, внук — в 1509. Наследником стал Василий III Иванович.

Жизнь Софьи Палеолог сложно назвать наполненной событиями. В 17 лет она стала второй женой российского царя Ивана III, родила огромное количество детей и принимала некоторое участие в политической жизни страны. В остальном же Софья больше известна как жена царя и бабушка Ивана Грозного, как царица, пригласившая иностранных зодчих в Россию. При ней были возведены соборы Кремля и новые дворцы.

Источник

Софья Палеолог
Зоя Палеологиня

Великая княгиня Московская. Вторая жена царя Ивана III Великого. Мать Василия III. Бабушка знаменитого правителя Ивана IV Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов. Племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога.

Зоя Палеологиня родилась 3 декабря 1455 году в городе Мистра, Греция. Девочка происходила из византийской императорской династии Палеологов. Вскоре после рождения, вслед за отцом, вместе с братьями переехала в итальянский город Рим, где поселились при дворе папы Сикста IV. После смерти родителей опеку взял на себя известный ученый грек, кардинал Виссарион Никейский.

Римский папа Павел II в 1469 году предложил брак Софии с московским князем Иваном III, в надежде, на усиление влияния католической церкви или сближения католической и православных церквей, восстановить флорентийское соединение церквей. Переговоры длились три года. В базилике святых апостолов Петра и Павла 1 июня 1472 года прошло заочное обручение принцессы Софьи и великого князя московского, которого представлял русский посол Иван Фрязин.

После помолвки Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием. Еще во время путешествия невесты по русским землям стало очевидно, что планы Ватикана сделать ее проводником католичества потерпели провал, поскольку Софья 20 ноября 1472 года прибыв в Москву, немедленно продемонстрировала возвращение к вере предков. Папский легат Антоний Бонумбре оказался лишен возможности въехать в Москву, неся перед собой латинский крест.

Венчание Софьи с Иваном III состоялось 21 ноября 1472 года в Успенском соборе Москвы. Обряд провел митрополит Филипп. После церемонии девушку назвали Софьей Фоминичной Палеолог. Брак способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор.

Перед нашествием Ахмата в 1480 году, ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной Софию отправили сначала в город Дмитров, а потом на Белоозеро. В случае же, если Ахмат перейдет реку Оку, то ей велели бежать дальше на север к морю. После того, как угроза миновала, семья вернулась в Москву.

Благодаря Софии Кремль превратился в могущественную неприступную крепость, самую большую в Европе. Посоветовала мужу пригласить для строительства итальянских мастеров, считавшихся лучшими в Европе, что сделало город Москва равной по красоте и величественности европейским столицам, а также подчеркнуло преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. София настояла на том, чтобы Иван III Великий перестал платить дань ордынскому хану и освободился от его власти.

София Палеолог скончалась 7 апреля 1503 года в Москве. Похоронена в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано слово «Софья». Этот собор разрушили в 1929 году и останки княгини перенесли в подземную палату Архангельского собора.

Память о Софии Палеолог

Литература

Николай Спасский, роман «Византиец». Действие происходит в Италии XV века на фоне последствий падения Константинополя. Главный герой интригует, чтобы выдать Зою Палеолог за русского царя.

Максим Греков, роман «В тени креста». События описываемые в романе происходят в 1489 году. Софья и ее люди ведут борьбу с придворными Ивана III, одновременно пытаясь сдержать распространение ереси на Руси.

Живопись и графика

Как указывает словарь XIX века, существует фреска, на которой, в числе лишенных престола государей, окружающих папу Сикста IV, помещена и София; «но, судя по костюмам, это изображение, вероятно, сделано не в XV в., а гораздо позднее».

Абегян, Мгер Манукович (1909-1978). Рисунок «Венчание Ивана III с византийской царевной Софьей»

Кино

«София», сериал телеканал «Россия», 2016 г. Роль Софии Палеолог исполнила Мария Андреева.

Семья Софии Палеолог

Анна (1474), умерла во младенчестве

Елена (1475), умерла во младенчестве

Елена (8 апреля 1484-?)

К середине XVII века все ее потомство угасло. Остается неизвестной лишь судьба возможного потомства ее праправнучки Анастасии Мстиславской и Симеона Бекбулатовича.

Источник

Иван III Васильевич

Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года в городе Москва. Мальчик являлся старшим сыном великого Московского князя Василия II и Марии Ярославны, внучки князя Владимира Храброго. В возрасте пяти лет, отец попал в плен к татарам. В Московском княжестве немедленно поставлен на престол старший из рода потомков Ивана Калиты: князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Для своего освобождения Василий II вынужден пообещать татарам выкуп, после чего князя отпустили на свободу. Прибыв в Москву, отец Ивана вновь занял престол, а Шемяка отправился в Углич.

Многие оказались недовольны действиями князя, который только ухудшил положение народа, увеличив дань для Орды. Вскоре, Дмитрий Юрьевич Шемяка стал организатором заговора против великого князя. Вместе с соратниками взял Василия II в плен и ослепил его. Приближенные Василия II и его дети сумели скрыться в Муроме. К тому времени, освобожденный князь, получивший прозвище «Темный» из-за слепоты, отправился в Тверь. Там, заручился поддержкой великого князя Бориса Тверского, обручив шестилетнего Ивана с его дочерью Марией Борисовной. Потерпевший окончательное поражение Дмитрий Шемяка оказался отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

В марте 1462 года отец Ивана тяжело заболел. Незадолго до этого составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства: 16 главных городов, не считая Москвы, которой должен владеть совместно с братьями. Скончался Василий Темный 27 марта 1462 года от костного туберкулеза, передав великое княжение своему старшему сыну Ивану.

Уже на следующий день, 28 марта 1462 года Иван III вступив на престол, ознаменовал начало княжения выпуском золотых монет, на которых отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого.

Иван III, как и завещал отец, продолжил политику собирательства. Правитель консолидировал государство Российское всеми средствами: где дипломатией и уговорами, а где и силой. В 1463 году сумел присоединить Ярославское княжество. Летом 1471 года Иван III отправляет войска на Новгород где 14 июля 1471 года произошло сражение у реки Шелони, где новгородцы потерпели поражение. Москва укрепила свои позиции в городе, но сохранила новгородцам самоуправление. Через семь лет, когда стало очевидно, что Новгород не прекращает попыток уйти под власть Литвы, государь лишил город всякого самоуправления, окончательно подчинив его Москве.

Венчание Ивана III и принцессы Софьи состоялось 21 ноября 1472 года в Успенском соборе Москвы. Обряд провел митрополит Филипп. После церемонии девушку назвали Софьей Фоминичной Палеолог. Брак способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны.

В 1474 году государство увеличилось за счет земель Ростовских, а в 1485 году подчинил Тверские владения. Через четыре года присоединил Вятские земли. Во время правления Ивана III Казань также стала лояльна Московскому князю, что являлось важным достижением его внешней политики.

Государь, впервые со времен Батыева нашествия отказался ехать в Орду для получения ярлыка. В попытке вновь подчинить себе Русь, не платившую дань с 1476 года, хан Ахмат в 1480 году двинул на Московское княжество большое войско. В этот момент силы Москвы оказались ослаблены войной с Ливонским орденом и феодальным мятежом младших братьев Великого князя. К тому же Ахмат заручился поддержкой польско-литовского короля Казимира. Однако силы поляков удалось нейтрализовать благодаря мирному договору Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем.

После попытки Ахмата форсировать реку Угра в октябре 1480 года, сопровождавшейся 4-дневной битвой, началось «стояние на Угре». «Угорщина», в ходе которой силы сторон располагались на разных берегах притока Оки, растянувшись по берегам на 64 километра закончилась 11 ноября 1480 года бегством противника. Победа на реке Угре ознаменовала окончание 240-летнего монголо-татарского ига.

Великий князь Иван III, 28 декабря 1480 года возвратился в Москву, где был торжественно встречен ликующими горожанами. Завершилась война за освобождение Руси от Золотой Орды. Остатки воинства Ахмата бежали в степи. Против него немедленно выступили его соперники.

Не менее важным оказался успех в войнах с Великим княжеством литовским, благодаря которому к Руси отошли многие западные земли. В результате побед над внешними врагами Иван III смог уничтожить большинство уделов и тем самым укрепить центральную власть и роль Москвы.

Москва как столица нового большого государства сильно преобразилась во время правления Ивана III: возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора. Важную роль в строительстве обновленной столицы сыграли итальянские иностранные мастера. К примеру, Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти.

Новое большое государство, каким стало Московское княжество при Иване III, нуждалось в новой идеологии. Москва как новый центр христианства представлена в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы. Монахом Филофеем предложена формула «Москва: третий Рим». Основой этой теории явился тот факт, что Московское государство, после захвата Константинополя турками в 1453 году осталось единственным независимым православным государством в мире, а возглавивший его государь стал единственным заступником всех православных христиан на земле. Иван III имел и формальные причины считать себя наследником Византии, поскольку находился в браке с племянницей последнего Византийского императора Софье Палеолог.

Судебник четко определял взаимоотношения феодалов и земледельцев, включая право перехода крестьян к другим помещикам в Юрьев День. Теперь крестьянин мог уйти, только закончив полевые работы: в течение недели до Юрьева дня 26 ноября и недели после него. Таким образом Великий князь решил заручится поддержкой служилых людей, гарантировав им экономическое благосостояние путем регламентации перехода крестьян от одного хозяина другому.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича оказалось чрезвычайно успешным, а распространенное в науке и публицистике прозвище великого князя: «Великий», как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства. Благодаря Ивану III Великое княжество Московское превратилось в крепкое государство, о котором узнали в Европе. А сам Иван Великий оказался первым российским правителем, назвавшимся «государем всея Руси».

Нынешняя Россия в своей основе имеет тот фундамент, который своей деятельностью заложил именно Иван III Васильевич. Даже двуглавый орел, и тот перекочевал на герб державы после правления Великого князя Московского. Еще одним заимствованным у Византии символом Московского княжества стало изображение Георгия Победоносца, поражающего змия копьем.

Великий князь Иван III скончался 27 октября 1505 года в результате последствий инсульта. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Память об Иване III

Памятники

В июле 2017 года открыт памятник Великому князю Ивану III на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области, изготовленный на деньги, собранные монастырем. Монумент установлен в начале музейного комплекса «Великое стояние на реке Угре» на территории пустыни.

В ноябре 2017 года в центре Калуги открыт памятник Ивану III работы скульптора Андрея Коробцова.

Другие виды искусства

Литература

Ивану III посвящена не очень обширная художественная литература.

Изобразительное искусство

Пелена Елены Волошанки конца XV века. Икона первой трети XVI века «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими». Многочисленные миниатюры «Лицевого летописного свода» XVI века. Профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография» (Париж, 1575 год).

Фреска над местом захоронения Ивана III в Архангельском соборе Московского Кремля (1652-1666 годы).

Портрет в «Царском титулярнике» 1672 года.

Картина Николая Шустова «Иоанн III разрывает ханскую грамоту».

Киновоплощения

В советско-индийском фильме 1958 года «Хождение за три моря» роль Ивана исполнил Леонид Топчиев.

В сериале телеканала «Россия» «София», вышедшем в 2016 году, роль Ивана исполнил Евгений Цыганов.

Семья Ивана III

Дети:

Андрей Иванович
Юрий Иванович
Елена Ивановна
Василий III
Феодосия Иоанновна
Евдокия Ивановна
Инокиня Александра
Семен Иванович
Дмитрий Иванович Жилка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *