в каком году состоялась победа англичан при пуатье
Этот день в истории: 19 сентября 1356 года — битва при Пуатье (Столетняя война)
19 сентября 1356 года в ходе Столетней войны у города Пуатье (графство Пуату, Франция) состоялось сражение между англо-гасконским войском под командованием Эдуарда Черного Принца и французской армией короля Иоанна II Доброго. Англичанам удалось одержать одну из самых блистательных побед в истории Средневековья над пятикратно превосходящими силами французов.
Инициаторами военных действий были англичане, после того как стало известно о заключенном соглашении между королём Франции Иоанном II Добрым и королём Наварры Карлом II. В этом союзе король Англии Эдуард III углядел угрозу своим интересам, поскольку он грозил потерей всех английских завоеваний во Франции. Король дал указание Чёрному Принцу (под таким именем вошёл в историю его старший сын, тоже Эдуард) — герою битвы при Креси, пройтись глубоким рейдом по юго-западу Франции. Сжигая всё на своём пути, англичане дошли до берегов Луары, где соединились с войсками под предводительством герцога Ланкастерского. Все вместе они двинулись на Париж, не встречая особенного противодействия и уничтожая всё вокруг.
Однако под стенами Тура их победный рейд был остановлен — город-крепость сдаваться отказался и оказал ожесточенное сопротивление захватчикам. Этой задержкой сумел воспользоваться Иоанн II Добрый, который во главе 50-тысячного войска настиг возле Пуатье армию Черного Принца, в составе которой было не более 10 тысяч воинов.
Поняв всю невыгодность своего положения трезвомыслящий принц Эдуард попытался урегулировать конфликт мирным путем. От его имени с Иоанном II разговаривал папский кардинал, договариваясь о перемирии. Принц предлагал 100 тысяч золотых флоринов, возвращение всех крепостей и замков, которые он захватил за три года. Кроме того, сын Эдуарда III предложил себя в качестве заложника, при условии, что его отряды смогут беспрепятственно уйти домой.
Историки до сих пор спорят, почему французы не согласились на столь выгодные для себя предложения. Ведь имея в плену Черного Принца они вполне могли обменять его на всю Аквитанию, захватив ее без всякого кровопролития. Однако желание взять реванш за сокрушительное поражение при Креси оказалось сильнее, тем более, что соотношение сил не оставляло англичанам вроде бы никаких шансов. Так что Иоанн II, предвидя блистательную победу над противником, отказался от всех условий и приказал готовится к сражению.
Битва при Пуатье, состоявшаяся 19 сентября 1356 года, считается одной из самых кровавых и непредсказуемых за всю историю Столетней войны. Поняв, что придется драться до последнего вздоха, Черный Принц тщательно продумал тактику предстоящего сражения, лично обошел всех бойцов и взбодрил их напутственной речью. Англичане разместились на холмистом поле с виноградниками, обнесенными изгородью. С левого фланга они были защищены ручьем и болотом, вдоль изгороди разместились лучники, за изгородью заняла позиции тяжелая кавалерия.
Все предвещало неминуемое поражение англичан, однако французы как будто специально сделали все, чтобы этого не случилось. Снова, как и при Креси, их войско не имело жесткого единого командования и не имелось четкого плана сражения. Они просто построили свою армию в четыре ряда, двигающихся один за другим, что сразу же свело на нет численное преимущество. К тому же король отказался от помощи горожан, боясь, что это умалит славу его победы.
Первыми в атаку пошли маршалы Одреем и Клермон, которые погнались за отрядом графа Уоррика, изобразившем ложное отступление. Решив, что вся английская армия бежит, маршалы со своими рыцарями безоглядно оторвались от основной армии и попали в засаду. Клермон и множество французских дворян погибли, многие попали в плен.
Не зная о разгроме Клермона, французский дофин Карл повел в атаку свою тяжеловооруженную пехоту, которая оказалась под ударом с фланга и тучей стрел. В результате атака была отбита, и отступающие рыцари смешались с пехотинцами герцога Орлеанского (брата короля), которые видя неудачу дофина запаниковали и начали отступать. Вся французская армия во главе с королём смешалась, многие начали дезертировать с поля боя.
Пытаясь спасти положение Иоанн II во главе своего личного отряда пошел в атаку на наступающих англичан. Однако его личный пример не остановил массовое бегство французской армии, которая уже превратилась в неуправляемую толпу. Проявив личное мужество, король сражался до последнего, но был взят в плен вместе с младшим сыном Филиппом (впоследствии герцог Бургундский Филипп).
Пуатье стало еще более печальным местом для Франции, чем Креси. Погиб практически весь цвет французского рыцарства. В числе убитых были герцог Пьер I де Бурбон, коннетабль Франции Готье VI де Бриенн, епископ Шалонский, 16 баронов, 2426 рыцарей. Всего же на поле боя было убито 8 тысяч человек, и 5 тысяч перебито во время бегства. 24 мая 1357 года пленного короля торжественно привезли в Лондон. С Францией было заключено перемирие на 2 года. Выкуп за короля равнялся двум годовым доходам королевства (3 миллиона золотых экю).
Плюс ко всем бедам, военные неудачи и гнёт выкупа привел народ Франции к серии мятежей, известных как Жакерия.
Тень Черного принца над Францией. Разгром при Пуатье.
Возможно, пессимистично настроенные французские летописцы XIV века были правы, утверждая, что «Господь отвернулся от Франции». Для таких слов имелись все основания: всего за несколько десятилетий ранее процветавшее, богатое и стабильное государство скатилось к краю пропасти. Провалы наблюдались во всех областях – экономика, внешняя и внутренняя торговля, армия, наконец, демография.
После катастрофических событий чумного мора 1348–1352 годов первыми пришли в себя англичане, худо-бедно восстановившие финансы и готовые продолжать войну до победного конца, тем более что Англия находилась в более выигрышном положении, обладая крупными плацдармами на материке. Старший сын короля Эдуард, по прозвищу Чёрный принц, в сентябре 1355 года начал военные операции в Аквитании и Лангедоке, сделав базой принадлежащую Альбиону Гиень – рейд по тылам французов отвлёк бы значительную часть армии Иоанна де Валуа, позволяя подготовить крупное наступление на севере. Принц Уэльский разорил графство Арманьяк, сжёг пригороды Тулузы и разграбил предместья Каркассона и Нарбонна – устояли лишь городские крепости-ситэ. Эдуард не скрывал, что никакой стратегической цели в этом молниеносном набеге не было: удержать захваченные районы было невозможно из-за минимального финансирования экспедиции и малого для оставления в Лангедоке гарнизонов числа солдат. В это же самое время король Англии совершил рейд в графство Артуа. Тактическая цель была очевидна: показать силу и запугать местное население, что и было с успехом достигнуто.
Для того чтобы понимать последствия английских рейдов, надо учитывать, что экономика XIV века являлась, прежде всего, аграрной, а, как известно, сельскохозяйственный цикл – дело долгое. Пахота, посев, сбор урожая, обмолот, складирование или доставка зерна до потребителя, мельница – и только потом уже пекарня. Если из цикла выпадает любой из этапов, хлеба не будет – вытоптанное или сожжённое поле, разрушенная мельница или овин лишают смысла год работы крестьянина. Отсюда взлёт цен, инфляция, весьма сомнительная возможность импорта (дороги небезопасны!) и прочие неприятности. В итоге, Лангедокский поход Чёрного принца за 1355 год снизил стоимость французской серебряной монеты практически на 80 процентов.
«Когда король Франции узнал, что принц Уэльский спешит вернуться назад как можно быстрее, то решил не никоим образом не допустить того, чтобы тот от него ускользнул.
В эту пятницу случилось так, что когда король Франции и сопровождающие его великие толпы народа переправлялись через мост Шовиньи, три великий французских барона, сеньор Осеррский, сеньор Рауль де Жуаньи (Joigny) и граф де Жуаньи, были вынуждены задержаться на этот день в городе Шовиньи, а с ними осталась и часть их людей.
Этот отряд состоял из примерно 60 человек, которые по этому случаю были хорошо вооружены и сидели на хороших конях. Среди рыцарей были мессир Эсташ д`Обресикур и мессир Жан де Гистелль. По случайности, они добрались до пустоши, окруженной вышеупомянутым лесом. Французы быстро увидели, что этот враги, и они как можно скорее надели свои шлемы и, распустив знамена и взяв копья наперевес, они пришпорили своих коней.
Англичане, как только заметили этих французов, которых было около 200 копий, решили позволить им себя преследовать, так как принц и его армия находись неподалеку. Поэтому они развернулись и поскакали по проселочной дороге через лес. Французы преследовали их с криками и большим шумом, и как скакали галопом, так и попали в армию принца. Бой был очень ожесточенным, и мессир Рауль сражался хорошо. Однако он был взят в плен, также как и граф Жуаньи, виконт де Броз (Breuse) и сеньор де Шовиньи. Большая часть французского отряда была либо перебита, либо взята в плен. Благодаря этому, принц узнал, что король Франции идет впереди него, и что он не может вернуться домой, не сразившись с ним.»
В состав английских войск, помимо собственно английских частей, входили отряды из Гаскони, в частности, всадники и арбалетчики. Армия насчитывала около 7 тысяч человек. Самый большой контингент составляли тяжеловооружённые всадники, поддержанные малочисленным (1000 чел.) отрядом лучников, арбалетчиков и прочих пеших солдат.
Состав французских войск был в значительной мере определён системой комплектования рыцарского ополчения на письменной или устной контрактной основе. Данная система, в отличие от аналогичной английской, отличалась значительной бессистемностью и неорганизованностью. В частности, отсутствовала система постоянной выплаты жалования солдатам. Помимо рыцарей, в состав французской армии входили полубандитские пешие формирования так называемых бригантов, включавшие в себя различные роды пеших войск. В составе французских войск значительное место занимала пехота, обычно превосходившая в численности кавалерию в 3 или 4 раза. Французские арбалетчики, доказавшие свою неэффективность в боях с англичанами, не были привлечены к участию в кампании, в связи с чем в составе французской армии продолжал оставаться контингент прославленных генуэзских арбалетчиков.
«Утром воскресенья, король Франции, которому очень не терпелось сразиться с англичанами, приказал отслужить в своем шатре торжественную мессу, и он и его четыре сына получили причастие. Месса закончилась, когда к нему пришли герцог Орлеанский, герцог Бурбонский, граф Понтье, сеньор Жак де Бурбон, герцог Афинский, коннетабль Франции, граф Танкарвилль, граф Зальцбургский, граф Даммартен, граф Вантадур и многие французские бароны, а также и другие великие сеньоры, которые были держателями окрестные фьефов, такие как монсеньор Клермонский, мессир Арно д`Андреге, маршал Франции, сеньор де Сен-Венан, сеньор Жан де Ланда, сеньор Эсташ де Рибомон, сеньор де Фьенне, сеньор Жоффруа де Шарне, сеньор де Шатильон, сеньор де Сюлли, сеньор де Нель, мессир Робер де Дюра и многие другие, которые, согласно полученному приказу, прибыли на совет.
Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Чёрный принц, хорошо осведомлённый о численности французской армии, существенно превосходившей его силы, решил предложить мирные переговоры, отослав к Иоанну посредников во главе с папским легатом, кардиналом Перигорским. Тем более что французы находились в более выгодном положении – дорога к отступлению на Бордо оказалась перерезанной, войско Чёрного принца располагалось на стыке рек Эндр и Вьенна, а Ланкастер доселе не переправился через Луару. Войско Иоанна в это время бодро продвигалось в сторону Пуатье.
Кардинал Перигорский уехал от французского короля ни с чем – самоуверенный Иоанн полагал, что настало время отплатить англичанам за все былые поражения, а лично Чёрному принцу – за прошлогодний разбой в Лангедоке.
Когда кардинал туда приехал, то спешился и подошел к принцу, который принял его крайне любезно, и отвесив ему поклон, сказал: «Дорогой сын мой, если ты хорошо учел всю мощь той великой армии, что привел с собой король Франции, то позволь мне, если я это смогу, провести между вами обоими переговоры».
Итак, битва неминуема. Продолжение в следующем посте.
Лига историков
8.1K постов 35.6K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Как комплектовалась армия англичан? Вассалы короля? Наёмники?
С нетерпением ждём-с продолжения
Дневник парижского горожанина
«Дневник парижского горожанина» — анонимное произведение, написанное жителем средневекового Парижа в форме дневника между 1405 и 1449 годами. Один из важнейших источников о жизни во французской столице в первой половине XV века, периоде, отмеченном возобновлением Столетней войны и оккупацией англичанами значительной части Французского королевства.
Также, в указанное время на берегах Луары появилась как то говорили, некая Дева, которая объявляла себя пророчицей, и заявляла: «Tакое-то событие случится всенепременно». Она во всем противилась регенту Франции и всем, кто ему служил. Уверяли, что вопреки всем, кто вел осаду Орлеана, она вошла в крепость вместе с огромным отрядом арманьяков и большим запасом продовольствия, потому что осажденные уже почти отчаялись, когда увидели их на расстоянии одного или двух полетов стрелы, а в Орлеанe нужда была такая, что если кому удавалось найти на обед хлеб за три блана 3, тот почитал себя счастливчиком. Еще многое другое рассказывали о ней те, кто арманьяков предпочитал бургиньонам и регенту Франции; они же утверждали, будто она в детстве пасла овец и будто бы птицы лесные и полевые, стоило ей созвать, слетались к ней на колени и клевали хлеб словно ручные. In veritate appocrisium est.
Также, в указанное время арманьяки сняли осаду с Орлеана и силой заставили англичан отступить, но те ушли к Вандому, и взяли город, как то рассказывают. И везде с арманьяками была эта вооруженная Дева и несла свое знамя на котором было написано единственное слово «Иисус», и еще говорили, будто она требовала от одного английского капитана, чтобы он со своими людьми снял осаду, а если нет, то им придется плохо, и они покроют себя позором, на что он отвечал ей грязными словами, как то, звал ее развратницей и шлюхой; а она ему сказала, что как бы он ни старался, им в скором времени придется оттуда уйти, хотя ему этого уже не увидеть, и вместе с ним умрут многие из его людей. Но случилось как она говорила, потому что он утонул за день до того, как началась резня, а потом тело этого капитана выловили из воды и [далее] его [разрезали на четыре части, сварили в кипятке, и унесли] в Сен-Мерри, где он оставался еще VIII или X дней в часовне что возле склада, днем и ночью рядом с его телом горели четыре свечи или факела, а затем отправили откуда он был родом, чтобы похоронить.
Комментарий: Считается, что речь идет об Уильяме Гласдейле, лейтенанте на службе у графа Солсбери, при том лишь отличии, что Гласдейл якобы звал ее «коровницей» и угрожал сжечь, если она попадет в руки к англичанам. Утонул во время боя. В случае, если воин погибал вдали от родных мест, его тело расчленяли и варили до тех пор, пока плоть не отделялась от костей, после чего последние в ларце отправлялись на родину, все остальное хоронилось на месте.
Из-за таковых бед, также потому, что в Париже не было правителя, который мог бы противостоять врагам, и ничто не попадало в Париж, не обложенным двойной или тройной пошлиной, все товары, когда они попадали в город, приходилось продавать по такой цене, что бедные люди не могли их купить, отчего произошло большое горе, потому что множество бедняков, причем некоторые из них имели жен и детей, а некоторые же нет, решились в большом количестве уйти из Парижа и встречались с другими, что уже были там, и вместе начали причинять зло христианам, и пришлось против них отряжать вооруженную силу. В первый раз их было захвачено 97, и в скором времени из них 12 вздернули на виселицу в Париже во II-й день января, а на X-й день января, 11 из них повели на парижский рынок, и десяти из них отрубили головы. Одиннадцатый же был очень красивый юноша, около 24 лет от роду, его уже раздели и приготовились завязать глаза, в то время как юная девушка, родом из этого квартала, громким голосом потребовала, чтобы его пощадили и отдали ей в мужья, и по ее ходатайству, его отвели в Шатле и затем эти двое поженились!
Также в указанное время некие влиятельные парижане, из каковых часть была связана с Парламентом, а также торговцы и ремесленники, составили заговор, чтобы тайно впустить арманьяков в Париж, чем бы это ни обернулось, и собирались пометить себя некими знаками, чтобы когда арманьяки ворвутся в Париж всех, у кого не будет знака предавали смерти. И как то доподлинно известно, в течение последней недели перед Вербным Воскресеньем, их было схвачено более 150 и 6 из них отрубили головы на парижском рынке; некоторых из них утопили, другие умерли под пытками, иным удалось откупиться, а прочим бежать без возврата.
Далее, в этом же году к Вербному воскресению распустилось множество белых роз, каковой же [праздник] пришелся на 8 день апреля 1430 года, [столь ранней выдалась в сказанном году весна].
Далее, мая 23 дня, у Компьеня мессиром Жаном Люксембургским вкупе с его людьми и тысячей англичан, каковые прибыли [затем] в Париж, схвачена была дама Жанна, Арманьякская Дева, тогда как около 300 из сопровождавших таковую Деву, все полегли или же утонули.
Комментарий: Жанна оказалась в плену у Жана Люксембургского 24 мая 1430 года.
Тогда же в Париже за ливр соленого масла просили 3 парижских соля весьма полновесной монетой, а за пинту орехового масла – VI парижских солей. И как то доподлинно стало известно, едва лишь арманьякам случилось уйти прочь, англичане разграбили начисто аббатство и город, при том, что их капитанам поневоле пришлось с таковым согласиться, унеся с собой даже ложки, бывшие в кухонных горшках, и ежели первые что оставили нетронутым, пришедшие после вынесли все до конца, горе.
Комментарий: Чтобы масло дольше не портилось, его обыкновенно подсаливали.Английские власти действительно принимали меры против мародерства, способного настроить против них население страны. В частности, известно несколько приговоров английским солдатам, особенно отличившимся на этом поприще, вынесенных небезызвестным Кошоном – судьей и палачом Орлеанской Девы.
Сир де Роз, английский рыцарь, в среду, на 26 день августа, 1430 года въехал в Париж со столь великой пышностью, как никакой иной рыцарь до него, ежели не говорить о короле, герцоге или графе, ибо перед ним двигались 4 менестрелей, игравших на трубах и горнах, и каждый играл на своем инструменте, при том что в следующую за тем пятницу Фортуна оказалась к нему весьма неблагосклонна, ибо армяньяки подобрались к воротам Сент-Антуан дабы разжиться добычей и угнали прочь быков, коров, овец и прочий скот, и ушли прочь беспрепятственно. Когда же сир де Роз о том прознал, он вкупе со своими людьми пустился за ними вдогонку, и преследовал их по пятам, и вкупе с ним другой английский рыцарь, также бросился их преследовать,и прочие, бывшие с ними, завидели арманьяков, при том, что те уже сумели переправиться на противоположный берег Марны, в окрестностях (городка) Сен-Мор, таковые же (англичане), горя желанием продолжить преследование и часть из таковых бросилась в реку, дабы воспользоваться бродом, посредством какового арманьяки переправились на другую сторону реки у них на глазах. Сир де Роз бросился в реку чересчур поспешно, и так же поступил капитан из Буа-де-Венсенн, и многие другие, и не найдя такового брода, утонули все до единого, и с ними утонуло также множество арманьяков.
Также на 3 день сентября месяца, на паперти собора Нотр-Дам было проведено аутодафе над двумя женщинами, которые около полугода назад были захвачены в Корбей, и привезены в Париж. Из них старшей была Пьеронна-бретонка, говорящая на бретонском наречии; она говорила и утверждала, что дама Жанна, которая сражалась на стороне арманьяков, была добродетельна, и во всем поступала хорошо и согласно воле Божьей.
Также в канун праздника Тела и Крови Христовых в указанный год, каковой праздник приходился на 30 день мая месяца года 1431, дама Жанна, которая попала в плен под Компьенем была выведена в Руане на аутодафе, и выставлена на эшафот, где каждый мог ясно ее видеть, в мужской одежде, и там же зачитано было, какие жестокие бедствия по ее вине вынуждено было терпеть христианство, особенно в королевстве французском, и как то всем известно, в день Рождества Пресвятой Богородицы она подступила к Парижу с осадой и пыталась захватить его кровью и огнем, и далее какое множество великих и чудовищных прегрешений она совершила и другими было совершено по ее вине, и как в Санлисе и других местах она принуждала к идолопоклонству простой народ, потому что в своем лживом лицемерии заставляя их повиноваться ей как святой.
Таковым великим заблуждениям и другим худшим предавалась дама Жанна, и каковые были объявлены при [всем] народе, и все содрогнулись от ужаса, когда услышали рассказ о великих преступлениях, которые она совершила против нашей веры и продолжала совершать до последнего дня, при том, что сама она слушая рассказ о своих великих злодеяниях и проступках, не показала ни ужаса ни потрясения, но дерзко отвечала на обвинения, которые были ей предъявлены. Говорили, она будет сожжена перед всем народом а ее душа проклята и низвергнута в самую глубину ада, также ей был показан ордонанс, предписывающий поступить подобным образом и место, где все было готово к тому, чтобы разжечь костер, если она откажется от покаяния. Когда же она поняла, что так и будет сделано, то вскричала о милосердии, и притворно принесла покаяние, и у нее забрали то платье, что было на ней и облекли в женскую одежду, но вскоре, оказавшись в таком положении, она вновь стала упорствовать в своем заблуждении, как то было раньше, и потребовала вновь свое мужское платье. И вследствие того, она была всеми равно осуждена умереть, и привязана к столбу, что был на эшафоте, который был снаружи покрыт штукатуркой, а под ним разведен огонь, и в скором времени она умерла, и ее платье сгорело, а потом огонь на время притушили и все стоявшие вокруг могли увидеть ее совершенно нагой, со всеми сокрытыми частями тела, каковые [полагаются] женщине, чтобы рассеять сомнения, бывшие у людей. И когда все смогли достаточно разглядеть ее и удостовериться, что она мертва и привязана к столбу, палач вновь разжег большой огонь вокруг ее бренных останков, и вскоре они полностью сгорели, а кости ее и плоть превратились в пепел. Но позднее в самом Руане и вне его находились многие, говорившие [будто она была мученицей, и умерла, защищая право своего сеньора, другие наоборот] говорили, что это было не так, и не нужно было так долго оставлять ее в живых. Так говорили в народе, но какое бы зло или добро она не совершила, ее сожгли в указанный день.
Также, 5 июля, в день святого Мартина Жаркого была совершена общая процессия к церкви Святого Мартина, что в полях, где прихожане выслушали проповедь брата ордена святого Доминика, бывшего в то время инквизитором веры, магистра теологии, кратко рассказавшего о деяниях Жанны Девы. Он рассказал, будто она была дочерью нищих родителей, и в возрасте около 14 лет она стала одеваться и вести себя по-мужски. Также он говорил, что случись ей раскаяться, ей сохранили бы жизнь и обрекли на покаяние, иными словами назначили 4 года тюрьмы на хлебе и воде, из которых она ни дня ни отбывала бы наказания, но в тюрьме с ней обращались бы как с дамой.