в каком году снималась бриллиантовая рука
Бриллиантовая рука
Содержание
Предыстория
Сюжет
Место в Ичери-шехере в Баку, где была «аптека», у которой Горбунков падает с криком «Чёрт побери!», с памятной вывеской о съёмках
В приморском портовом городе Черноморске действует банда жуликов под предводительством некоего Шефа. Преступники контрабандой ввозят из-за границы в трости драгоценные монеты, а затем для легализации и «отмывания» прячут их в земле и через какое-то время под видом найденного клада сдают государству, получая крупные суммы денег, на часть из которых их главарь Шеф покупает новейшую на то время модель легкового автомобиля « Москвич-408 ».
Горбунков рассказывает о контрабанде капитану судна. По докладу капитана советские правоохранительные органы вступают в борьбу с контрабандистами, Горбункову предлагают поучаствовать в « ловле на живца », где приманкой будет сам Горбунков. Он вынужденно соглашается.
На следующее утро Лёлик под видом таксиста перехватывает Горбункова и везёт его якобы в Дубровку, куда тот собрался к жене и детям. Но по дороге выясняется, что Семён Семёнович знает о драгоценностях. После консультации с Шефом по телефону Лёлик заявляет, что решено снять гипс сегодня, и привозит Горбункова в гараж. Там, поскольку оба догадались о том, что они взаимно рассекречены, между ними начинается потасовка, в результате которой Горбунков запирает Лёлика и выбегает на улицу. Однако подъехавший Геша заставляет Семён Семёныча вернуться в гараж, где его ждёт Лёлик. В ходе погони контрабандисты загоняют Горбункова в тупик.
Семён Семёныч запускает машиночистящие устройства, и на Лёлика и Гешу обрушивается шквал воды. Воспользовавшись временной передышкой, Семён Семёныч выбегает из гаража и устремляется в лес, где останавливает проезжающий «Москвич-408» и просит водителя отвезти его в город. Водитель якобы соглашается, начинает копаться в моторе. По обронённой им реплике, слышанной Горбунковым ранее от Лёлика, он догадывается, что встретил самого Шефа. Появляются Лёлик и Геша, привязывают обоих к дереву, снимают у Горбункова гипс и убегают. Горбунков заявляет Шефу, что бриллиантов в гипсе нет и что они давно уже в милиции. Тот в ответ намекает, что Горбункова, как свидетеля, ждет устранение. Контрабандисты заталкивают Горбункова в багажник автомобиля и увозят.
Оперативные сотрудники, поняв, что Горбунков в руках контрабандистов, отправляют на поиски автомобиля вертолёт « Ми-8 », с которого засекают подозрительный автомобиль на пути к государственной границе, с помощью троса цепляют его и поднимают. В полёте багажник открывается, и Горбунков выпадает из него с высоты.
В ролях
Не указанные в титрах
Песни
Съёмочная группа
Съёмки
Заграничный Восток
Приключения на родине
Отзывы и популярность
Критик Майя Туровская так писала о первых впечатлениях после просмотра: Шаблон:Начало цитаты Я увидела в материале удачные вещи и менее удачные. Там, где куски освобождены от быта, — это интересно. Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин, там, где он в бытовых сценах. Великолепна сцена с полковником, когда идут недосказанные фразы. Дети, кроватки — это всё менее удачно. Многое можно опустить… Слабее всего управдом — Мордюкова. Её очень много, и она несмешна. Вся эксцентрика превосходна… [18] Шаблон:Конец цитаты
Некоторые выдержки из рецензии худсовета после показа:
Факты
Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!
Награды
Память
Памятники
Памятник Горбункову и его семье в Сочи
Памятник Геше в Новороссийске
Фильмы и телепередачи
Ресторан
Прочее
Издание на видео
В России с 2001 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объёдинением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0; дополнительно: «Фильмография» и «Коллекция комедий».
Примечания
Литература
Ссылки
Шаблон:Библиоинформация Шаблон:Фильмы Леонида Гайдая
32 неожиданных факта о том, как снимался фильм «Бриллиантовая рука»
28 апреля 1969 года состоялась премьера одного из самых популярных фильмов режиссера Леонида Гайдая в истории советского кино — «Бриллиантовая рука».
Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера — картина прочно завоевала место в сердце каждого, кто хоть раз посмотрел ее. Но знаете ли вы, что фильм мог быть совсем другим?
Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе.
Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.
Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
«Заграничная» часть снималась в Азербайджане, а «город Горбункова» — в Сочи.
Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты» и финал предполагался иным — более лиричным. А именно:
Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»
Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.
В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».
В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан — «разбавить пафос».
Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо.
Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.
Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама: «Не виноватая я. »
Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский. Сцена снималась в Баку.
Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.
Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения. Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженым в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссера. Воспитанному советскому ребенку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актера.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?» — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет.
В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Во время съемок фильма прошел слух, что Никулин скончался. На самом деле работница гостиницы «Горизонт» обнаружила в подвале тело Никулина, накрытое простыней. В ужасе она не стала приглядываться, а на самом деле это был муляж, сделанный для съемок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолета.
В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!
Во время рыбалки Лелик (Папанов) в сердцах произносит «Идиот!» Однако эта фраза адресована не Геше, а кому-то из съемочной группы, задержавшей съемки, — вода была ледяная.
В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини.
Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.
В финале фильма эпизод, где подъемный кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о крюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.
В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.
Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
Помните? «ДитЯм — мороженое, бабе — цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках. Чудо!
В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две розы.
В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.
В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!
Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма». Реквизит!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы с Сергеем Гармашом?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Ирины Розановой?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните роли Леонида Ярмольника?
Актёрские байки: Анатолий Папанов
Журнал
11 интересных фактов о фильме «Бриллиантовая рука»
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.
Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую актёр недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промашки на съемочной площадке.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово «мордюк» было посвящено Нонне Мордюковой, «березина команит» — супруге Каневского Анне Березиной.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссёра и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча не найдется ли «огоньку». После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и экспрессивно крикнул: «Идиот!». Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра и он решил вставить эпизод в картину.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.
У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берет мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки — финал он изменил. Кстати, крюк подъемного крана в финальной сцене ударил актёра по-настоящему — Никулин не ожидал, что его опустят до конца. Этого не было в сценарии, но эпизод оставили.
Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики… Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только « века» и «Москва слезам не верит».
Сокровище нации: «Бриллиантовая рука» как последний великий фильм шестидесятых
Ровно 50 лет назад, 28 апреля 1969 года, на экраны вышла «Бриллиантовая рука» — лучшая комедия, снятая на русском языке, по опросу зрителей и один из трех самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, что роднит кинематограф Гайдая с классикой советского «серьезного» кино и почему история о горе-контрабандистах встает с этой классикой в один ряд.
Артист Юрий Никулин (справа) в роли Семена Горбункова в художественном фильме «Бриллиантовая рука»
Просто комедия какая-то
Всеобщее восхищение девятым (если считать короткометражки) фильмом Леонида Гайдая столь тотально и необсуждаемо, что обернулось гигантским количеством информации, которая известна практически любому телезрителю и интернет-пользователю. И что сценарий писался специально под Никулина, а Гешей мог стать Вицин (вот, кстати, несыгранная роль, о которой наверняка пожалел не только артист, но и история). Что Стамбул снимали в Баку, а на улице Асафа Зейналлы на стене дома специально соорудили рекламную вывеску Philips. Что «Отель Атлантик» — гостиница «Горизонт» в Адлере, «Михаил Светлов» — теплоход «Победа», «Плакучая ива» — кафе «Курортное», а знаменитый туалет снимали за несколько десятков километров от точки общепита. Что кинокритики отнеслись к фильму снисходительно, причем больше всего досталось Никулину и Мордюковой, а лучшей работой называли эпизодическую роль Николая Трофимова (он играл полковника). Кажется, такие фильмы называют культовыми.
Режиссер Леонид Гайдай (на первом плане) и оператор Сергей Полуянов во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга» на киностудии «Ленфильм»
Советские кинокомедии строго делились на несколько поджанров. Была комедия лирическая, в ней зрителю полагалось несколько раз взгрустнуть, а темой была, разумеется, любовь. Была комедия приключенческая, сюда скопом зачислялись почти все соответствующие фильмы на историческом материале, от «Бумбараша» до «Не бойся, я с тобой». Была комедия сатирическая, исторически самая унылая. В ней первоначально и работал Гайдай, он же ее и спас своими «Самогонщиками» и особенно еще более ранним «Женихом с того света», фильмом, едва не стоившим Гайдаю карьеры, изуродованным цензурой и до сих пор сильно недооцененным. Но величие Гайдая в том и заключается, что на жанровые условности Госкино ему было плевать.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Киностудия «Мосфильм», 1965 год. В роли Шурика — артист Александр Демьяненко, в роли Лиды — актриса Наталья Селезнева
«Бриллиантовая рука» ни под какое определение не подпадает, это просто комедия, чистое развлечение, сгусток положительных эмоций, не растерявший своего терапевтического заряда и полвека спустя. Иначе говоря — великое кино. Снятое между тем в десятилетие, когда подобный статус заслужить было чрезвычайно трудно. Шестидесятые — серебряный век советского кинематографа, а «Бриллиантовая рука» — последний великий фильм этой эпохи.
Гайдаевские реформы
Кинематограф шестидесятых — при всем своем сверхнасыщенном, декларируемом реализме — это кинематограф утопии. (К шестидесятнической литературе это тоже относится, но в значительно меньшей степени). Не имея ни желания, ни возможностей превратить СССР в подлинно если не демократическое, то гуманистическое государство, шестидесятники стали придумывать свой собственный Советский Союз. Страну, населенную красивыми и свободными людьми — врачами, инженерами, архитекторами, студентами, рабочими, которые раскованно спорят о любви и современном искусстве, ссорятся, расстаются, пьют водку, рожают детей, танцуют, ровно так же, как это делают их ровесники в Нью-Йорке или Копенгагене. И это не только «Июльский дождь» или «Двое» — в какой-нибудь «Ошибке резидента» всё то же самое: интеллигентные чекисты в узких галстуках жарят шашлык на подмосковных дачах, а неотличимые от них старшие научные сотрудники ездят в Европу по делам.
Фестиваль солидарности рабочей молодежи СССР и Японии в Баку
Гайдай на первый взгляд вообще не из этой компании — мейнстримовый киносатирик, коваль больших касс. Но «Бриллиантовая рука» — не просто шестидесятническое кино, это, может быть, последний великий фильм этой эпохи вообще.
Строить свой персональный Советский Союз Гайдай начал еще в «Кавказской пленнице»: в сшитой из всех одновременно стереотипов «одной южной республике» расцветала мелко-частническая инициатива, организованная преступность и этнократия. Теоретически дело могло происходить в каком-нибудь Ливане. Потренировавшись на более шаблонном, а от того более простом материале, Гайдай взялся за дело всерьез.
Актриса Наталья Варлей (слева) в роли Нины и Александр Демьяненко (справа) в роли Шурика в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница»
Вчерашний сатирик Гайдай никого не обличал и даже не «высмеивал», отсюда — сразу замеченный — идиотизм исходного посыла: ну в самом деле, зачем везти драгоценности в Советский Союз, ведь мечта каждого советского жулика, наоборот, оказаться за границей. Гайдай не впадает в маразм, но, напротив, абсолютно осознано выворачивает фабульную конструкцию наизнанку. Действие «Бриллиантовой руки» происходит не в реальном СССР образца 1969 года, а в предельно условной стране, жители которой по чистой случайности носят русские имена. Ну или в том Советском Союзе, в котором сам Гайдай хотел бы жить.
Андрей Миронов (слева) в роли Геши и Юрий Никулин (справа) в роли Семен Семеныча Горбункова на съемках кинофильма «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая
Съемки «Бриллиантовой руки» завершились за месяц до ввода советских войск в Чехословакию, а когда полтора года спустя Гайдаю и Никулину вручали Государственную премию, дело происходило уже в другой стране. Шестидесятничество с его вольным духом и романтическими фантазиями о «другом СССР» умерло быстро и незаметно — и так получилось, что именно незатейливая комедия про недотепу из «Гипрорыбы» оказалась последним шедевром этого великого десятилетия.