в каком году россия вступила в болонский процесс
Хронология Болонского процесса
1950 год
ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование.
1966 год
Организация Объединенных Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».
1970-е года
Советом министров ЕС принял Резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования.
1986 год Болонья, Италия
Университет Болоньи в процессе подготовки к празднованию 900-летнего юбилея обратился ко всем европейским университетам с призывом принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum
1988 год Болонья, Италия
Принятие Magna Charta Universitatum
11 апреля 1997 года Лиссабон, Португалия
Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе
25 мая 1998 года Париж, Франция
Принятие Совместной декларации министрами образования европейских государств: Великобритании, Германии, Италии и Франции (Сорбоннская декларация)
Март 1999 года Веймар, Германия
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании
Май 1999 года Копенгаген, Дания
19 июня 1999 года Болонья, Италия
Первая встреча министров высшего образования европейских государств и принятие совместной декларации (Болонская декларация)
24-25 ноября 2000 года Лейрия, Португалия
Международный семинар «Системы накопления и перевода кредитов»
8-10 февраля 2001 года Лиссабон, Португалия
Семинар «Аккредитация / Придание законной силы национальным документам об образовании»
14-15 февраля 2001 года Берлин, Германия
Национальный семинар по вопросам Болонского процесса
16-17 февраля 2001 года Хельсинки, Финляндия
Международный семинар «Университетские степени короткого цикла»
1-3 марта 2001 года Упсала, Швеция
Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования
2-4 марта 2001 года Мальмё, Швеция
Международный семинар «Транснациональное образование»
10 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса
10-12 марта 2001 года Антверпен, Бельгия
Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации»
13-14 марта 2001 года Белград, Югославия
Национальный семинар по проблемам Болонского процесса
22-25 марта 2001 года Гетеборг, Швеция
Принятие Гетеборгской конвенции конференцией Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе
29-30 марта 2001 года Саламанка, Испания
Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа. Саламанская декларация
9 апреля 2001 года Стокгольм, Швеция
Встреча Группы управления в Болонском процессе
21 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
Встреча Совета Ассоциации европейских университетов
26 апреля 2001 года Брюссель, Бельгия
6-8 мая 2001 года Хальмстад, Швеция
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран
10-16 мая 2001 года Братислава, Словакия
Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе
17 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу
18-19 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча министров высшего образования европейских государств. Пражское коммюнике
Июнь 2001 года Рига, Латвия
8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе»
5-8 декабря 2001 года Тампере, Финляндия
13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвященная Болонскому процессу
1-2 марта 2002 года Брюссель, Бельгия
Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников
25-26 марта 2002 года Москва, Россия
Международный семинар «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования»
11-12 апреля 2002 года Лиссабон, Португалия
Международный семинар «Вопросы признания в Болонском процессе»
30-31 мая 2002 года Стокгольм, Швеция
Семинар по анализу достижений целей Болонской Декларации, касающихся совместных дипломов
29-30 ноября 2002 года Копенгаген, Дания
Процесс Брюгге-Копенгаген: укрепление европейского сотрудничества в области высшего образования
2-3 декабря 2002 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы»
19-20 февраля 2003 года Афины, Греция
Семинар по вопросам реализации Болонского процесса «Исследование социальных составляющих Европейской системы высшего образования».
10-12 марта 2003 года Екатеринбург, Россия
Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процессии концепция модернизации образования
14-15 марта 2003 года Хельсинки, Финляндия
Итоговая конференция Болонского процесса по вопросам ученых степеней магистерского уровня.
27-28 марта 2003 года Копенгаген, Дания
Семинар по Болонскому процессу «Структуры квалификаций в европейском высшем образовании».
11-12 апреля 2003 года Мантуя, Италия
29-31 мая 2003 года Грац, Австрия
Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций
5-7 июня 2003 года Прага, Чехия
Болонский семинар по академическому признанию дипломов и системам кредитов в контексте образования в течение всей жизни.
18-19 сентября 2003 года Берлин, Германия
Третья встреча министров образования европейских государств. Вступление России в Болонский процесс. Берлинское коммюнике
22-23 сентября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международная конференция «Международное бизнес-образование и Болонский процесс».
7-12 октября 2003 года Москва, Россия
Первый совместный симпозиум Зальцбургского семинара (Австрия) и Министерства образования РФ «Российские университеты в мировом сообществе: итоги и перспективы вступления в европейское образовательное пространство»
29-30 октября 2003 года Санкт-Петербург, Россия
Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции»
12 апреля 2004 года Брюссель, Бельгия
Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике
4-6 октября 2004 года Москва, Россия
Семинар «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы».
10 декабря 2004 года Варшава, Польша
Семинар «Новые поколения документов и законов по высшему образованию: их цели в контексте Болонского процесса»
14 декабря 2004 года Маастрих, Нидерланды
Маастрихтское коммюнике о приоритетах на будущее.
20 декабря 2004 года Москва, Россия
Коллегия Министерства образования и науки РФ рассмотрела ход реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования.
19-20 мая 2005 года Берген, Норвегия
Конференция министров, ответственных за высшее образование. Принято коммюнике «Европейское пространство высшего образования: добиваясь поставленных целей».
13 апреля 2007 года Лисабонн, Португалия
4 Съезд Европейской ассоциации университетов. Принята Лиссабонская декларация «Университеты Европы после 2010 года: многообразие при единстве целей»
18 мая 2007 года Лондон, Великобритания
25 октября 2007 года Москва Россия
Президент РФ подписал Закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования в соответствии с требованиями для государств-участников Болонского процесса.
18-21 марта 2009 года Прага, Чехия
5 Съезд Европейской ассоциации университетов, принята Декларация Ассоциации европейских университетов.
28-29 Апреля 2009 года Левен Бельгия
12 марта 2010 года Будапешт, Венгрия и Вена, Австрия
Конференция европейских министров, ответственных за высшее образование, принята Декларация о Европейском пространстве высшего образования
Сайт создан при финансовой поддержке ЮНЕСКО и банка Santander.
Зачем России болонская система образования?
— Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?
Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.
— Выходит, Болонская система не подходит для России?
— Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.
— Для России в ней плюсов нет?
— Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.
— Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?
— Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.
В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.
— Не самая лучшая перспектива для России…
Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.
Болонская система образования: что это такое, плюсы и минусы, особенности Болонского процесса в России
Образовательная система, выстроенная в советское время в России, уходит в небытие. Ей на смену приходит единый европейский стандарт высшего образования, или Болонская система.
Что подразумевает под собой Болонская декларация, какие цели преследует, в чём плюсы и минусы данной системы, а также какие особенности у Болонского процесса есть в России — об этом вы узнаете из статьи.
Хотите первыми получать полезную информацию из области образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться горячими акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания
Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.
Болонская система: определение
Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.
Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.
История подписания Болонского соглашения
Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.
Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.
Предпосылки создания Болонской системы
Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:
Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.
На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.
Страны-участницы Болонского процесса
Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.
Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:
Краткий обзор основных требований Болонского процесса
Прежде чем углубиться в цели и основные положения Болонского процесса в образовании, давайте кратко рассмотрим фундаментальные требования данной системы:
Обязательные критерии | Рекомендуемые критерии | Факультативные критерии |
Ввести трёхэтапную образовательную систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. | Разработать единую систему оценок. | Гармонизировать программу по направлениям подготовки. |
Внедрить кредитную систему накопления баллов (ECTS). | Делать акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения. | Предлагать курсы по выбору, чтобы студент сам формировал своё обучение. |
Поощрять академическую мобильность. | Оказывать материальную и социальную поддержку нуждающимся студентам. | Ввести модульную систему обучения. |
Выдавать приложение к диплому, установленного образца. | Поддерживать идею непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). | Запустить дистанционные программы. |
Поддерживать высокое качество высшего образования. | Ввести рейтинговую систему для преподавателей и студентов. | |
Создавать единое европейское научное и культурное пространство. |
Цели и основные положения Болонского соглашения
Болонское соглашение представляет собой документ, у которого есть определённые цели и основные положения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Цели Болонского процесса
Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Итак, среди них можно назвать следующие:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из самых главных тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.
Основные положения Болонского процесса
К основным принципам болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, которую можно описать формулой 3+2. Что это означает? Что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе. К ним относятся:
Помимо этого, у Болонской системы образования есть свои положения:
Болонская система в России
Причины участия России в Болонском процессе: кратко
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:
Требования для перехода на Болонскую систему
Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:
Критика участия России в Болонском процессе
Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.
Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:
Плюсы и минусы Болонской системы
Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Давайте же подведём итоги и рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этого образовательного процесса.
Плюсы Болонской системы образования
Минусы Болонской системы образования
Приживётся ли Болонская система в России или всё-таки наша страна пойдёт своим путём — это вопрос времени. А все вопросы с написанием, оформлением и подготовкой письменных работ можно решить с помощью студенческого сервиса! Обращайтесь — и сдавайте в срок!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
В каком году россия вступила в болонский процесс
Войти через социальные сети
Войти с помощью логина и пароля
Присоединение России к Болонскому соглашению
В июне 1999 года подписали Болонскую декларацию, целью которой была гармонизация в системе высшего образования стран Европы. По сути, это добровольный процесс, в который можно включаться или нет. Данная система была разработана для того, чтобы повысить уровень престижности Европейских ВУЗов, повышая роль университетов в развитии культурных ценностей граждан. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получали образование в Болонском процессе, считаются более перспективными и у них выше шансы на трудоустройство. Дипломы, которые были получены в ВУЗах, где работает данная система, позволят трудоустраиваться и развиваться в странах Европы.
Россия и Болонское соглашение
В 2003 году Россия вошла в число участников Болонского процесса. Теперь студенты ВУЗов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в странах Европы. Мнение среди студентов различное. Кто-то считает, что данная система способствует тому, что из страны будут выезжать квалифицированные кадры и работать в странах Европейского Союза на самых низких должностях, а кто-то видит в этом реальные перспективы. Болонская система предполагает не только изменение программ, по которым будут обучаться студенты, но и её усложнение. При этом вводится совершенно новая система оценки, к которой нужно постепенно привыкать. Считается, что в России и так довольно высокий уровень образования, но участие в Болонском процессе позволит разделить выпускников на две основные категории: люди с конкретной специальностью и сформированная профессиональная элита.
Плюсы и минусы Болонского процесса
Многоуровневая система подобного обучения позволяет студентам самостоятельно работать над собой и над своим будущим. Сложности в обучении и повышение стоимости на образование будут способствовать тому, что получить образование смогут только реально способные на это люди. Если говорить о плюсах работы данной системы в России, необходимо упомянуть следующее:
1. В силу того, что принята общая система оценивания знаний студентов, введена модульная система, и студенты и преподаватели должны усердно работать для достижения результатов;
2. Узкая подготовка студентов к определенной специальности, которая предполагает четкую специализацию, позволяет не тратить лишнее время на дополнительные и не всегда нужные предметы;
3. У студентов появляется возможность предоставлять свои услуги на территории Европы;
4. Накопительная система позволяет автоматически получить оценку за контроль знаний, будь это экзамен или зачет. Все, что студент заработал, он может перевести в реальную отметку. Это освобождает от необходимости подготовки к экзаменам;
5. Мобильность, которую предполагает Болонский процесс, позволяет начать обучение в одном ВУЗе, а окончить его в другом. При этом это может быть как ВУЗ родной страны, так и любой Европейский ВУЗ.
Основными минусами можно обозначить следующие моменты:
1. Болонская декларация предполагает построение образование в европейских традициях. С учетом различий ментальности и традиций это сделать довольно непросто;
2. Велика вероятность того, что реальные, квалифицированные специалисты начнут переезжать в Европу, за счет чего может быть снижен уровень образования в стране;
3. Накопительная система для многих наших студентов становится чем-то удобным для того, чтобы не учиться, а писать какие-то работы, за которые можно получить баллы и автоматическую оценку. Это реально снижает уровень знаний студентов;
4. С появлением данной системы в России меняются ученые степени, и разрушается целая система образования, которая строилась годами.