в каком году родился станиславский
Константин Станиславский
Биография
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.
Константин Станиславский в детстве
В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.
Константин Станиславский с семьей
Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.
Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.
Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.
Константин Станиславский в молодости
Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.
Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.
МХАТ и режиссура
В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал лично.
За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Бесприданница», «Плоды просвещения». Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках, он взял на себя руководство режиссурой.
Константин Станиславский в спектаклях «На дне» и «Три сестры»
Будучи режиссером общества, Константин Сергеевич поставил следующие спектакли:
В 1898 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы легендарного МХАТа отцы-основатели набрали из своих учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии.
Первая труппа МХАТа
Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.
Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю основные мысли пьесы.
Константин Станиславский в спектакле «Дядя Ваня»
В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. В 1918 году он создал оперную студию при Большом театре.
В 1922-1923 годах Станиславский с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же он начал писать первую из своих книг о разработанной им системе «Моя жизнь в искусстве».
Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.
Личная жизнь
Константин Сергеевич был женат один раз на Марии Петровне Лилиной (сценический псевдоним), урожденной Перевощиковой. Пара оставалась вместе до самой смерти Станиславского.
Константин Станиславский с женой
У супругов было трое детей. Дочь Ксения умерла в 1890 году еще в младенчестве, от пневмонии. Вторая дочка Кира Алексеева была директором Дома-музея Станиславского. Третий ребенок, сын Игорь Алексеев, был женат на внучке Льва Толстого.
Смерть
В 1928 году, на юбилейном вечере МХАТа у Константина Сергеевича, игравшего в спектакле, случился сердечный приступ. После этого врачи категорически запретили Станиславскому выступать на сцене, и он целиком отдался режиссерской и педагогической деятельности.
В 1938 году вышла его книга «Работа актера над собой», уже посмертно. Десять долгих лет режиссер боролся с болезнью и творил, превозмогая боли. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года.
Могила Станиславского
У Станиславского немало наград, однако ярче самых громких званий о его таланте свидетельствуют театральные постановки, на которых училось не одно поколение режиссеров и актеров. В их числе следующие ставшие легендарными спектакли:
«Моя игра»: 155 лет со дня рождения Константина Станиславского
Константину Станиславскому — 75! 17 января 1938 года в СССР праздник. Поздравительным письмам и телеграммам нет конца. Здоровья и долгих лет жизни знаменитому театральному деятелю желают первые лица страны. И даже Леонтьевский переулок, в котором он живет, назван улицей Станиславского. О чем еще можно мечтать? Однако путь ко всему этому был непростым…
Театральный кружок Алексеева
В январе 1863 года в многодетной семье московского промышленника Сергея Алексеева родился мальчик — Константин. Родители старались дать своим детям все самое лучшее, прежде всего это касалось образования. Костя свободно говорил на французском и немецком языках, учился фехтованию. Его семья, кроме всего прочего, увлекалась искусством и театром: в доме даже оборудовали специальный театральный зал. Одним словом, все условия для творческого самовыражения у будущего мастера были. Его кумиры детства — артисты Малого театра. В своем домашнем кружке он подражал им, мечтая, что однажды точно так же выйдет на большую сцену. А пока он занимался пластикой и вокалом с лучшими преподавателями. Шли годы.
Константин окончил Лазаревский институт восточных языков. Казалось, что театр останется всего лишь хобби, занятием, которому молодой человек посвящал вечера, играя в родном Алексеевском кружке. Основное время он проводил на фабрике своего отца. Там изготавливали канитель — очень тонкую золотую и серебряную проволоку-нить для вышивания.
Однако вскоре настал момент, когда нужно было выбирать: либо театр, либо семейный бизнес, который требовал все больше и больше времени. Любовь к театру оказалась сильнее, хотя и дело своего отца Константин до конца не забывал. Актерский дебют состоялся в 1884 году: в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре молодой Алексеев сыграл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя.
В 1886 году Константин берет псевдоним Станиславский — в знак уважения к очень талантливому артисту-любителю доктору Маркову, который также выступал под этой фамилией. Константин Станиславский становится членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории.
Через четыре года он обвенчался с Марией Перевощиковой, девушкой из уважаемой семьи. Она тоже взяла себе сценический псевдоним — Лилина — и посвятила себя театру. Родилась дочь Кира. Станиславского начинают узнавать как блестящего актера. Он сыграл Анания Яковлева в «Горькой судьбине» Писемского, Паратова в «Бесприданнице» Островского, Звездинцева в «Плодах просвещения» Толстого. На сцене созданного им МОИиЛа (Московское общество искусства и литературы) состоялся и первый режиссерский опыт: он поставил пьесу «Горящие письма» Петра Гнедича. Но главное его дело еще впереди…
Главное детище Станиславского
Однажды, в 1897 году, известный драматург Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского на встречу. Она затянулась на 18 часов. Станиславский даже сохранил визитную карточку, на которой было написано: «Я буду в час в “Славянском базаре” — не увидимся ли?» Что обсуждали? Новое театральное дело, состав труппы (туда входили молодые интеллигентные актеры Иван Москвин, Василий Лужский, Алиса Коонен и другие), репертуар и авторов (Чехов, Гауптман), а также главные принципы, которых надо придерживаться. Например, оба мастера сошлись на том, что театр должен быть общедоступным. Обязанности разделили: Станиславский должен был отвечать за художественную составляющую. Работа началась почти год спустя.
Сначала театр назывался Художественно-общедоступный. Но над названием размышляли. До сих пор непонятно, в шутку или всерьез новое предприятие хотели назвать «Театр в первый и последний раз». Среди других вариантов были такие названия, как «Театр исканий», «Театр идей», «Театр этюдов», «Театр проб» и так далее. Слово «театр» фигурировало во всех. С 1901 года он стал Московским художественным театром (МХТ).
Здесь поставили «Царя Федора», «Венецианского купца», «Антигону», «Юлия Цезаря», «Месяц в деревне», «Село Степанчиково» и другие спектакли. Английский режиссер Гордон Крэг поставил на сцене МХТ шекспировского «Гамлета», главную роль сыграл Василий Качалов. Сам Станиславский в некоторых из спектаклей тоже принимал участие как актер. Он сыграл Тригорина в «Чайке», Левборга в «Гедде Габлер», Астрова в «Дяде Ване», Штокмана в пьесе «Доктор Штокман» Ибсена, Вершинина в «Трех сестрах».
Чаще всего он играл в дуэте с Ольгой Книппер. Он знал, как талантлива эта актриса, и старался спровоцировать ее, чтобы она показала все, на что способна. В «Месяце в деревне», например, он исполнял роль Ракитина, а она — Натальи Петровны. На репетициях Станиславский иногда доводил ее до бешенства, но потом слал цветы, говоря, что совсем скоро у нее все получится. И действительно получалось.
Вскоре между Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко начались противоречия. Например, ставили спектакль по пьесе Горького «На дне». Станиславский увидел ночлежки Хитрова рынка, и в его режиссерском плане появились необходимые, как он считал, подробности, в том числе грязная рубаха Медведева. Но Немирович-Данченко хотел другого, он искал на сцене «бодрую легкость».
Поиски начались
В 1905 году Станиславский вместе с режиссером Всеволодом Мейерхольдом создал экспериментальную студию — «Студию на Поварской». Он искал новые театральные формы, новые решения. Туда привлекли молодых художников и композиторов. Константин Сергеевич ставил «Жизнь человека», «Драму жизни». Но эти эксперименты ни к чему не привели. Вскоре студия прекратила свое существование. Как вспоминал Мейерхольд, она не захотела продолжать идеи Художественного театра.
А настоящим триумфом Константина Станиславского стала «Синяя птица» Мориса Метерлинка. Это было единое целое актерского исполнения, музыки, сценографии.
В 1913-м открыли первую официальную студию Художественного театра. Ею Станиславский руководил вместе со своим сподвижником Леопольдом Сулержицким. Спектакли ставили молодые режиссеры, в числе которых был и Евгений Вахтангов.
И в это время в театре происходило очень важное: здесь начали отрабатывать новые методы актерской игры, которые легли в основу знаменитой системы Станиславского. Той самой, всемирно признанной.
Как говорил Станиславский…
В основе системы лежит принцип действия. Спектакль состоит из действий, и каждое должно вести к достижению определенной цели. Так считал Станиславский. Нужно освободить артистическую свободу от искажающих ее ложных правил. Не должно быть штампов, имитаций, фальши.
Как он учил? Своего героя нужно пропустить через себя. Нельзя, чтобы зритель раскусил, нельзя, чтобы заподозрил неправду. Смотреть на мир глазами своего героя — вот что действительно важно на сцене. Мало выучить текст и надеть костюм героя.
Самое страшное, что мог услышать от мастера актер, — это известное «Не верю!». Сам Станиславский, видя недостоверную, на его взгляд, игру, говорил, что и зритель тоже не поверит. То, что требовал Станиславский, с одной стороны, было просто, с другой — требовало от артистов большой и кропотливой работы. Он утверждал, что по мимике, жестам и даже голосу актер должен быть приближен к своему персонажу. Если долго репетировать, то переживания героя станут переживаниями актера — только это может передать нужный образ. «Стать другим, оставаясь собой» — это прием, который проповедовал Константин Сергеевич.
«Мнимый больной», «Гибель “Надежды”», «Сверчок на печи»
Новые формы и решения Константин Станиславский искал не только в студии. Таким местом была и основная сцена МХТ. Имела успех пьеса «Мнимый больной», где он сыграл Аргана. Критики говорили, что Аргана на сцене было даже больше, чем Станиславского. Для этой роли он нашел простое, но очень интересное решение: вместо первоначальной задачи «хочу быть больным» он взял другую — «хочу, чтобы меня считали больным».
Успехи продолжаются. 1913 год, Камергерский переулок. Показывают «Гибель “Надежды”», пьесу Германа Гейерманса. У входа в театр не протолкнуться. Стоят экипажи, гудят автомобили — московская интеллигенция торопится на премьеру. А какая работа была проделана! Станиславский говорил актерам, что, если по каким-то причинам нельзя репетировать днем, нужно делать это ночью — до рассвета.
Еще один спектакль — «Праздник примирения» Герхарта Гауптмана. Все, кто играл, зачислены в труппу театра. Это Лидия Дейкун, Серафима Бирман, Михаил Чехов, Ричард Болеславский и другие. Но Станиславский остался недоволен постановкой, она совершенно ему не понравилась. После премьеры его спрашивали: «Что же это, это новый театр?» «Нет, это проба», — отвечал он.
Высшим достижением первой студии считается «Сверчок на печи» Бориса Сушкевича. Спектакль стал для нее такой же визитной карточкой, как для МХТ чеховская «Чайка».
Вторая студия появилась в 1916-м. Ее создал режиссер МХТ Вахтанг Мчеделов. Здесь играли пьесы Зинаиды Гиппиус, Леонида Андреева, Федора Соллогуба. Кстати, примерно в это же время сам Станиславский начал отходить от актерского ремесла. В постановке МХТ «Село Степанчиково» он должен был играть Ростанева. Но на сцену так и не вышел. Почему? Никто не знает. Говорили, что «репетировал прекрасно». Тем не менее работу над ролью он прекратил. И за новые уже не брался.
Появились и другие студии. Третья студия известна как Студия Вахтангова (позже она стала Театром Вахтангова), а четвертую образовала группа актеров МХАТа во главе с Георгием Бурджаловым, Василием Лужским и Евгением Раевской в 1921-м.
МХАТ СССР: репетиции продолжаются
В 1920-м Московский художественный театр стал одним из первых драматических театров, который возвели в ранг академических. Так он стал МХАТом. Первой постановкой после революции стал «Каин». А в 1921-м Станиславский поставил «Ревизора». Хлестакова сыграл Михаил Чехов. Через год театр поехал на гастроли по Европе и Америке. В те годы журналисты часто обвиняли мастера в том, что он не хочет двигаться вперед, принять действительность. Ответом на эти выпады стали постановки «Горячее сердце» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Станиславский также продолжал занятия с молодыми актерами.
Однако ему пришлось прервать свою деятельность на один год. В 1928 году у него случился сердечный приступ. Врачи просили оставить работу. Но Станиславский без нее уже не мог. Правда, он решил сосредоточиться на теории, на своей системе, на пробах этой системы — ей были нужны определенные доработки. К тому же требовала внимания недавно созданная оперная студия.
Но такого же внимания требовало и здоровье. Константин Сергеевич уехал в Ниццу, где хотел закончить лечение. Партитуру для постановки оперы «Отелло» он высылал оттуда. В начале 1930-х годов он решил сделать еще кое-что для своего детища. Для этого он обратился в правительство. Результат не заставил себя ждать: в 1932 году театр получил название «МХАТ СССР». Еще через шесть лет ему присвоили имя писателя Максима Горького.
Последние постановки режиссера Константина Станиславского на сцене МХАТа — «Мертвые души» Гоголя и «Таланты и поклонники» Островского. Потом самочувствие мастера ухудшилось, он практически не покидал свою квартиру. Артисты сами приходили к нему домой, где он проводил репетиции, занимался с ними по своим разработанным методам. Словом, работа не прекращалась даже тогда, несмотря на последующие проблемы с сердцем и аритмию. Он даже успел отправить в печать первый том книги «Работа актера над собой». Ее опубликовали после смерти автора.
Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года. Его медсестра потом сказала, что он по-настоящему отвоевывал у смерти время.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Константин Станиславский
17 января 1863 года родился Константин Станиславский, режиссер, актер и театральный педагог.
Личное дело
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев; 1863–1938) родился в Москве в многодетной семье известного промышленника Сергея Алексеева.
В 1878–1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, затем служил в семейной фирме.
К сцене Константин приобщился уже в возрасте 14 лет: в семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, а в имении Любимовке – театральный флигель. «Домашний театр» был известен как Алексеевский кружок; здесь подросток усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. В процессе становления в качестве актера он ориентировался на артистов Малого театра – в числе его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл атамана разбойников в оперетте «Графиня де ла Фронтьер», Флоридора в «Мадемуазель Нитуш», а также Нанки-Пу в комической опере «Микадо». Дебют его в классическом русском репертуаре состоялся в декабре 1884 года – на любительской сцене в доме купца Александра Карзинкина на Покровском бульваре под руководством артиста Малого театра Михаила Решимова была поставлена «Женитьба» Гоголя, в которой молодой актер сыграл Подколесина.
В 1886 году Константин Алексеев был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В ту же дирекцию входили Петр Чайковский, Сергей Танеев и Сергей Третьяков.
Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом был разработан проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ). Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссером Александром Федотовым: в его спектакле «Игроки» Станиславский сыграл Ихарева; в дело были вложены личные средства актера, который тогда же взял для сцены фамилию Станиславский.
За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актером. Его игру сравнивали с профессиональной, причем нередко в его пользу. Среди заметных ролей этого времени – Паратов в «Бесприданнице» и Звездинцев в «Плодах просвещения». Здесь же он впервые попробовал себя в режиссуре, поставив в 1889 году «Горящие письма» Петра Гнедича.
В январе 1891 года Станиславский официально стал руководителем режиссерской части – в этом качестве он поставил спектакли «Уриэль Акоста» (1895), «Отелло» (1896), «Польский еврей» (1896), «Много шума из ничего» (1897), «Двенадцатая ночь» (1897), «Потонувший колокол» (1898), в ряде которых сыграл.
Большое впечатление на театральную общественность, в том числе на Станиславского, произвели гастроли в России Мейнингенского театра, прошедшие в 1885 и 1890 годах. Они подсказали режиссеру идеи использования подлинных старинных или экзотических предметов, подвигли его к экспериментам со светом, звуком и ритмом. По его словам, в это время он искал «режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения».
В 1897 году преподаватель драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества Владимир Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться, чтобы обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. По словам Станиславского, на этой встрече обсуждались «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». Был определен состав труппы – по преимуществу молодые интеллигентные актеры, – круг авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Чехов) и решено, что у зала будет скромное оформление. Право на литературно-художественное вето было закреплено за Немировичем-Данченко, на художественное – за Станиславским. Правда, в первые же месяцы работы труппы Художественного театра выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно.
Работа началась в подмосковном Пушкино в конце июня 1898 года. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере; по мнению режиссера, с этого спектакля началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Иоанна Грозного» (1899), «Власти тьмы» (1902), «Юлия Цезаря» (1903). Но более важной он считал другую линию – «интуиции и чувства» – которую он связывал с именем Антона Чехова и к которой относил «Горе от ума», «Месяц в деревне», «Братьев Карамазовых» и «Село Степанчиково».
Главные прославившие Художественный театр спектакли – «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В совместной работе над пьесой Горького «На дне» в 1902 году обозначились противоречия двух подходов. Станиславский хотел сделать акцент на бытовых подробностях, в то время как Немирович-Данченко искал «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно его коллега нашел «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» не принял.
Новой площадкой Станиславского стала экспериментальная Студия на Поварской, созданная в 1905 году вместе со Всеволодом Мейерхольдом. Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжил в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907): на фоне черного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908) был применен принцип черного кабинета: эффект черного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений. В 1913 году выходят первые спектакли созданной Станиславским Первой студии, где он продолжил свои изыскания в области театральной теории и педагогики.
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Дж. Байрона (1920). К этому времени кризис в Художественном театре приобрел тотальный характер: 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры, остро ощущалась необходимость смены театральных поколений. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии. После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами.
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТе в 1928-м, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись на теоретических изысканиях, на педагогических пробах своей системы и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года.
В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького.
В 1935 году открылась последняя – Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актерами у себя дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психофизических действий.
Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное сердце, эмфизема легких, аневризмы – следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Безоговорочный авторитет в области театрального искусства, наиболее известный созданной им системой актерской техники. Работа над ней велась с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актера в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актерской игры.
В основе системы лежит разделение актерской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. Ремесло основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актер. Искусство представления подразумевает, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. Наконец, по Станиславскому, в процессе игры актер испытывает подлинные переживания своего персонажа, и это рождает жизнь образа на сцене.
Изложение системы – книга «Работа актера над собой», которая вышла в свет в 1938 году.
О чем надо знать
Первый сын Станиславского В.С. Сергеев родился от внебрачной связи с крестьянкой Авдотьей Копыловой. Незаконнорожденный ребенок был усыновлен отцом Станиславского, впоследствии стал профессором МГУ, историком античности. Затем состоялся брак с Марией Петровной Лилиной, актрисой МХТ; в нем родилась Кира Константиновна Алексеева-Фальк, жена известного художника Роберта Фалька.
При начале работы МХТ Немирович-Данченко убедил Станиславского, что роли трагического склада – не его репертуар. На сцене МХТ он доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы. По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Вершинин в «Трех сестрах», Сатин в «На дне», Гаев в «Вишневом саде». Затем он обратился к классическому репертуару – Фамусов в «Горе от ума», Ракитин в «Месяце в деревне», Арган в «Мнимом больном» Мольера и некоторые другие роли. С 1916 года готовилась новая постановка «Села Степанчикова», однако роль Ростанева в ней Станиславскому «не далась». После этого он навсегда отказался от новых ролей и изменил своему решению лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922–1924 годах сыграв воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Федор Иоаннович».
Прямая речь
О достоверности сценического образа: «Не верю!» (знаменитая фраза была настоящей страшилкой для актеров)
О поведении на сцене: «Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий».
О работе с Немировичем-Данченко: «Каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку, каждый хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».
Психолог Якоб Морено о системе Станиславского: «…Размышлял над тем, как бы изобрести средства, которыми можно было бы освободить организм актера от клише и дать ему наибольшую свободу и творчество, необходимые для предстоящей задачи».
Михаил Чехов о системе Станиславского: «У К.С. есть, как мне кажется, много моментов, когда актер принуждается к личным потугам, к выдавливанию из себя личных чувств – это трудно, мучительно, некрасиво и не глубоко».
Александр Галич о теории физических действий: «Мы были подопытными кроликами, на которых Константин Сергеевич Станиславский проверял свою последнюю теорию – «теорию физических действий»… в двух словах сводилась она к следующему: правильные физические действия должны привести исполнителя к правильному поведению, правильное поведение – вызвать правильное состояние, правильное состояние – помочь обрести правильные слова.
Я сам каждую неделю принимал участие в репетициях «Гамлета» под руководством Константина Сергеевича.
Заучивать шекспировский текст нам было строжайшим образом запрещено. Предполагалось, что если мы будем правильно действовать, в соответствии с сюжетом пьесы, то и найдем, в конце концов, правильные слова.
Разумеется, многие из нас жульничали. И я жульничал чаще других.
Пользуясь своей хорошей памятью, я время от времени вставлял в ту чудовищную ахинею, которую мы все несли, – подлинные, хотя и слегка ритмически измененные шекспировские слова, и тогда Константин Сергеевич радостно улыбался, хлопал в ладоши и с глубоким удовлетворением говорил:
– Вот, видите – Саня правильно действовал и он нашел почти правильные слова».
7 фактов о Константине Станиславском
Материалы о Константине Станиславском