в каком году родился певец розенбаум
Биография Александра Розенбаума
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Его родители были врачами, отец во время Великой Отечественной войны служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, войну закончил в звании капитана.
Александр Розенбаум начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, впоследствии — вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки. Первым аккордам игры на гитаре его научил сосед, известный гитарист Михаил Минин.
В юности Александр профессионально занимался боксом.
После окончания средней школы Розенбаум пошел по стопам родителей и поступил в Первый Ленинградский медицинский институт (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова), который окончил в 1974 году, получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология».
С 1974 года работал анестезиологом-реаниматологом на первой подстанции скорой помощи в Ленинграде.
Первые песни Александр Розенбаум начал писать в старшей школе. Одними из первых были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Теплый ветер лета»), о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о родном городе («Песня о Ленинграде»). Одна из песен, исполненная первокурсником Розенбаумом на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
С 1972 года по 1977 год музыкант играл на гитаре, клавишных и пел в легендарной самодеятельной ленинградской рок-группе «Аргонавты».
В 1980 году Александр Розенбаум оставил медицину и стал выступать на профессиональной сцене. Он играл в рок-группе «Пульс», был музыкальным руководителем ансамбля «Шестеро молодых» Саратовской филармонии, работал в ансамбле «Поющие гитары» Ленконцерта.
14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского в Ленинграде Розенбаум дал свой первый сольный концерт.
Известность певцу принес «одесский цикл» песен, их герой — классический образ одесского бандита, составленный по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля.
Ряд ранних песен Розенбаума также связан с работой врача.
Творчество Александра Розенбаума характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам («Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»), философской лирике («Вещая судьба»).
Санкт-Петербургу посвящены песни «Прогулке по Невскому», «Придет пора», «Лиговка», «Ночь на Васильевском», «Ночной полет», «Тополиный пух» и др.
Среди наиболее известных песен Розенбаума — «Вальс-бостон», «Бабий Яр», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке».
Особое место в его творчестве занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…») и войной в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернемся», «Монолог пилота «черного тюльпана»). Розенбаум неоднократно выступал в расположениях советских воинских частей в Афганистане.
В феврале 2016 года он выступил с концертом перед российскими военными на авиабазе «Хмеймим» в Сирии.
Всего Александр Розенбаум написал более 800 песен и стихов.
За время сольной карьеры он выпустил свыше 30 альбомов: «Домашний концерт» (1981), «Памяти А. Звездина-Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» (1983), «Мои дворы» (1986), «Эпитафия» (1986), «Нарисуйте мне дом» (1987), «Гоп-стоп» (1993), «Розовый жемчуг» (1995), «Июльская жара» (1997), «Настоящий солдат» (2001), «Старая гитара» (2001), «Странная жизнь» (2003), «Попутчики» (2007), «Мечта блатного поэта» (2009), «Рубашка нараспашку» (2010), «Берега чистого братства» (2011), «Метафизика» (2015) и др.
Розенбаум известен и киноработами. Он сыграл роли в фильмах «Побег на край света» (1991) Александра Майорова, «Чтобы выжить» (1992) Всеволода Плоткина, «Не хлебом единым» (2005) Станислава Говорухина, «Сайд-степ» (2008) Марины Мигуновой и др. Его песни звучат в кинофильмах «Друг» (1987) Леонида Квинихидзе, «За все заплачено» (1988) Алексея Салтыкова, «Афганский излом» (1991) Владимира Бортко, а также в сериалах «Ночные ласточки» (2012) Михаила Кабанова, «Другой майор Соколов» (2014) Карена Захарова и др.
Александр Розенбаум выпустил книги и сборники стихов «Затяжной прыжок» (1990), «Время жить и помнить. Время петь» (1991), «Белая птица удачи» (1996), «Бультерьер» (2000), «Подарок на день рождения» (2001), «Я люблю возвращаться в свой город» (2003), «Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется» (2004), «Крылья Пегаса» (2008) и др.
С 2000 года Розенбаум является соведущим церемонии награждения национальной премией «Призвание», которая вручается лучшим врачам России.
Певец был депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва (2004-2007), входил во фракцию «Единая Россия», был заместителем председателя комитета ГД по культуре.
В 2000 году Александру Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.
В 2011 году он был награжден орденом Почета «за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность».
Александр Розенбаум женат с 1975 года, его жена Елена Савшинская — врач-рентгенолог. В 1976 году в семье родилась дочь Анна, которая стала профессиональным переводчиком.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Александр Розенбаум
Биография
Александр Розенбаум — автор песен, исполнитель, поэт и композитор, музыкант, работающий в нескольких жанрах: авторская и эстрадная песня, джаз, рок, романс, шансон. Популярность артиста не снижается с годами, творчество интересно сегодня как его ровесникам, так и молодому поколению, а многие хиты по праву называют вечными.
Детство и юность
Александр Яковлевич Розенбаум родился в советском Ленинграде в семье студентов-медиков, которые после окончания института по распределению переехали в Зыряновск, расположенный в Казахстане. Здесь появился на свет младший брат Саши Владимир.
Отец Яков Шмарьевич Розенбаум, еврей по национальности, со временем стал главным врачом городской больницы, специализируясь на урологии, а мать Софья Миляева была врачом-гинекологом.
Через 6 лет семья вернулась в Ленинград. Александр учился в средней школе с углубленным изучением французского языка, а параллельно посещал музыкальную по классу фортепиано и скрипки. Самостоятельно занимаясь дома, освоил игру на гитаре.
Среди российских знаменитостей есть несколько звезд, представить которых без усов практически невозможно. Артисты.
Помог юноше в этом сосед его бабушки — прославленный гитарист Михаил Минин. Современная музыка увлекла Александра. Вскоре он уже исполнял композиции Александра Галича, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Кроме того, еще школьником Розенбаум начал писать стихи и сочинять песни.
Помимо музыки Саша увлекался спортом. В раннем детстве посещал секцию фигурного катания, а с подросткового возраста серьезно занялся боксом в младшей группе при «Трудовых резервах».
После окончания школы Розенбаум поступил в Первый ленинградский медицинский институт, так как решил пойти по стопам родителей. В результате он стал врачом-терапевтом. Работал в отделении скорой помощи, а параллельно учился в вечернем джазовом училище при Дворце культуры имени Сергея Кирова. Получив диплом музыканта-аранжировщика, Александр встал перед выбором — оставаться и далее врачом скорой помощи, наращивая уже полученный опыт, или пойти по стезе новой профессии. И Розенбаум выбрал музыку.
СССР и афганский период
Первые песни Саша начал писать, будучи студентом института. В основном это были зарисовки в стиле шансона на тему бабелевских «Одесских рассказов» или медицинские истории. После окончания музыкального училища он выступал в маленьких залах, которые были в ведомости Ленконцерта, как участник коллективов «Пульс», «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых».
Также певец исполнял свои композиции на подпольных концертах, записи которых распространялись в народе на кассетах и бобинах. Блатные песни вроде «Гоп-стоп», «Амнистия», «Лиговка», которые в СССР были под тотальным запретом, породили множество догадок о личности исполнителя. По одной из популярных версий, Розенбаум был пожилым эмигрантом, который пел о своей бандитской молодости.
На большую сцену в качестве сольного исполнителя певец вышел в первой половине 80-х годов. Первый альбом музыканта «Домашний концерт» увидел свет в 1981-м, через год он представил на суд слушателей пластинку «Памяти Аркадия Северного», которую создал вместе с «Братьями Жемчужными».
Александр Розенбаум с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном — «Вечерняя застольная»Первые песни были проникнуты настроением старой Одессы. Исполнитель создавал хит за хитом: в 1983 году вышла популярная композиция «Утиная охота», затем появился «Есаул молоденький».
В 1987 году артист отметился выпуском альбома «Нарисуйте мне дом». Следующий диск «Казачьи песни» был посвящен казачеству.
Удивительно, что, работая в жанре авторской песни, которая в то время находилась в подполье, Александр достаточно быстро стал участником большинства главных эстрадных концертов — от «Шире круг» до «Песни года».
Александр Розенбаум — «Черный тюльпан»Наибольшую славу принесли исполнителю поездка в Афганистан и ряд выступлений перед воинами-афганцами. В этот период композиции воровской тематики практически исчезают из репертуара, сменяясь темой войны и истории России. Также в сюжетах стихов барда присутствуют цыганская и казачья темы, философская лирика, психологическая драма, романсы.
Военная тематика продолжала оставаться характерной для творчества Александра, но чаще музыкант обращался к теме Великой Отечественной войны или к морской тематике: «Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «38 узлов», «Песня старого миноносца» и другие.
После распада Советского Союза Розенбаум продолжил свои выступления, но в его репертуаре все чаще стали появляться песни, посвященные народу Израиля. Так певец отдавал дань уважения предкам по линии отца.
Современное творчество
В 1996 году музыкант впервые получил премию «Золотой граммофон». Награду принесла композиция «Ау».
В 2002-м он получил второй «Золотой граммофон» за композицию «Мы живы», а через год — первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». С этого момента музыкант получал такую награду ежегодно, за исключением 2008-го. Чаще всего номинировались и выигрывали сразу 2 его песни.
Позднее музыкант начал работать над новым альбомом. Релиз пластинки «Метафизика» состоялся 11 декабря 2015-го. Творческая биография Александра Яковлевича насчитывает десятки альбомов, некоторые выпущены в соавторстве с другими популярными музыкантами.
Александр Розенбаум — «Вальс-бостон»В 2019 году певец пополнил свою дискографию очередной работой — альбомом «Симбиоз», который представляет собой собрание стихов в сопровождении легкой, непринужденной музыки. А через год вышла пластинка «Ритм лю Блюз» и клипы к 2 песням из нее: «Почти» и «Держи свой такт».
Своих поклонников артист радует новыми фото со страниц «Инстаграма». У барда есть ютьюб-канал, где выкладываются записи программ с участием Александра Яковлевича и клипы, например, видео на композицию «Вечерняя застольная», исполненную вместе с Григорием Лепсом и Иосифом Кобзоном. На официальном сайте исполнителя можно узнать актуальную информацию о концертах.
Фильмы и телевидение
Кинематограф не мог обойти стороной столь колоритного исполнителя. Александр Яковлевич впервые появился на большом экране в камео в музыкальной драме «Начни сначала» (1985).
Нередко в фильмах использовали песни в исполнении Розенбаума. Так, в документальном фильме «Боль и надежды Афганистана» (1986) в качестве звуковой дорожки прозвучала «В горах Афгани», а в драме «Друг» (1987) зрители услышали «Вальс-бостон», который стал всесоюзным шлягером. Еще один хит, впервые прозвучавший с экрана, — «Монолог пилота «Черного тюльпана»» из ленты «Афганский излом» (1991).
В фильмографии артиста есть и главные роли — он воплотил мафиози Джафара в фильме Всеволода Плоткина «Чтобы выжить» (1992). Картина, снятая после развала СССР, качественно отличается от большинства выпущенных в то время боевиков не только актерской игрой, но и каскадерскими трюками. В этой ленте впервые в российском кинематографе показано падение вертолета. Фильм получил множество наград, среди которых приз Ассоциации каскадеров России за создание лучшей трюковой картины.
Александр Розенбаум — «Утиная охота»Творчеству самого певца было посвящено несколько документальных фильмов и множество телепередач. Из одного из этих проектов поклонники Розенбаума узнали о том, что рост Александра Яковлевича — 174 см, а вес — 73 кг.
Песня Розенбаума «Начальник из сыскной» зрителям известна по культовой криминальной ленте «Бригада» (2002). В 2005-м в популярном мелодраматическом сериале «Две судьбы» была использована композиция «Заходите к нам на огонек…». Она попала в мир кино не в первый раз — уже играла в комедии «Трам-тарарам, или Бухты-барахты» 1993-го.
В ноябре 2020-го артист побывал в гостях у Ивана Урганта на шоу «Вечерний Ургант» с кавер-рубрикой «Поп-стоп» и исполнил современные хиты в своей авторской манере.
Общественная позиция
В 2003–2007 годах артист являлся депутатом Госдумы РФ от партии «Единая Россия». Его подпись стоит под письмами в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа» и строительства «Охта-центра».
В декабре 2015 года взгляды барда на события в Украине в 2013–2014 годах стали причиной включения Розенбаума в черный список российских артистов. Но, по словам певца на передаче-интервью Леонида Якубовича «Звезда на “Звезде”», «сейчас приличному человеку неприлично не быть в этом списке».
На протяжении своей карьеры артист выступает с благотворительными концертами. Он посещает горячие точки, детские дома и колонии.
Личная жизнь
В первый раз Александр Яковлевич вступил в брак, когда еще учился в медицинском институте. Личная жизнь молодоженов не сложилась: студенческий союз просуществовал всего 9 месяцев.
Буквально через год Розенбаум создал новую семью, женившись на студентке медицинского института Елене Савшинской, с которой живет до сих пор. Супруга певца работала врачом-рентгенологом в больнице имени Скворцова-Степанова.
В 1976 году у Розенбаума и его жены родилась дочь Анна, которая стала единственным ребенком в семье. Девочка была ослабленной и болезненной, и родителям пришлось уделять много внимания ее здоровью. Когда она выросла, то вышла замуж за израильского спортсмена-пловца Тиберио Чаки. Сейчас супруги живут в Санкт-Петербурге.
Дочь Розенбаума Анна Савшинская получила образование филолога и переводчика. Вместе с мужем сегодня занимается развитием сети ресторанов «Толстый фраер». Она подарила родителям 4 внуков: Дэвида, Александра и близнецов Андрея и Виктора.
Александр Яковлевич — успешный коммерсант. Он совладелец ресторанного бизнеса зятя. Кроме того, почетный президент еврейского спортивного общества «Маккаби» и вице-президент компании «Великий город», которая занимается поддержкой начинающих молодых исполнителей.
В 2019 году Розенбаум перенес многочасовую операцию по удалению опухоли. Хирургическое вмешательство прошло успешно, а певец практически сразу после того, как пошел на поправку, покинул госпиталь.
В 2020 году подробностями личной жизни Розенбаума удивила Надежда Бабкина. Певица сообщила, что в молодости с ленинградским исполнителем ее связывали романтические отношения.
Александр Розенбаум сейчас
В 2021-м вместе с Александром Новиковым, Сергеем Трофимовым и Любовью Успенской Розенбаум вошел в состав жюри 6-го сезона музыкальной телепрограммы «Три аккорда».
В марте артист занял должность председателя Общественного совета при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Совет занимается привлечением общественности к защите прав и законных интересов осужденных, подследственных, сотрудников и ветеранов уголовно-исполнительной системы.
Во время майских праздников Розенбаум дал концерт на авиабазе Хмеймим в Сирии для военнослужащих группировки Вооруженных сил РФ. По словам исполнителя, он планировал концерт в 2020 году, но из-за коронавируса выступление пришлось отложить.
Сейчас бард продолжает концертную деятельность, выступая в городах России с программой «Мы живы».
В каком году родился певец розенбаум
В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.
В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.
Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.
В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.
Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.
Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.
Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.
Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.
Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.
Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.
Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.
Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.
Андрей Сердюков
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.
В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.
В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.
Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.
В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.
Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.
Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.
Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.
Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.
Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.
Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.
Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.