в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте

Как субботники заложили основу социалистического соревнования

Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. TASS 16998903. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-TASS 16998903. картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка TASS 16998903. Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Сто лет назад в Советской России прошли первые субботники. Самое активное участие в них принимали железнодорожники, на которых возлагались особенно трудные задачи: ускоренный ремонт подвижного состава и железнодорожного полотна, доставка людей и грузов к местам проведения работ. «Гудок» изучил архивные документы, в которых рассказывается о подготовке первого субботника, названного Владимиром Лениным «великим почином».
Вопреки распространённой легенде, идея субботников принадлежала не Ленину, или, вернее, не только ему одному. В бюллетене Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профсоюза (Викжеля) говорилось: «Как советские поезда могут ездить в любое время дня и ночи, так и люди, которые работают на них, также в состоянии трудиться постоянно». Для демонстрации трудовых успехов Викжель предложил провести 1 мая 1919 года «выходник» – в свободный от обязательной работы день люди по доброй воле должны были трудиться на производствах.

Для согласования этого предложения в конце марта 1919 года в Викжель прибыл «республиканский комиссар» – представитель НКПС Российской республики и бывший наркомпути Владимир Невский. Сохранились отрывки его торжественной речи: «Дорогие товарищи! Только труд отличает нового человека, рабочего, который строит социализм, от человека старого, паразита на теле общества. наш человек должен трудиться постоянно. Без труда нет для него ни счастья, ни самой жизни». Переговоры окончились тем, что комиссар НКПС принял предложение Викжеля.

Но другой «республиканский комиссар» путей сообщения, Александр Емшанов, отказался «идти на поводу у профсоюзников». Он предложил подать личный пример «товарищам руководящим кадрам» и потратить выходной день на общественно полезный труд. Первоначально такое мероприятие должно было называться «воскресник», но название изменил якобы лично Ленин, чтобы избежать религиозного подтекста. Так появилось название «субботник».

Комиссар Емшанов ещё за месяц до предполагаемой даты проведения первого субботника распорядился провести анонимный опрос: выяснилось, что из 719 человек главка НКПС 712 не имеют ни малейшего желания тратить свой выходной на работу. Нарком путей сообщения Леонид Красин получил выговор от самого Ленина. Емшанов решил действовать методом кнута и пряника: тем, кто не придёт на субботник, грозило увольнение, а тем, кто в нём будет активно участвовать, полагалась премия.

В Викжеле тоже не обошлось без накладок. Члены профсоюза требовали разрешения выступить с флагами и транспарантами с собственными речовками. Их поддержал Невский: это «придаст товарищам на нашем субботнике новой социалистической сознательности, помноженной на железнодорожную ответственность». Емшанов написал на предложении: «Викжель вернёт нас к жизни – неужель?»

Главным камнем преткновения стал вопрос о том, следует ли субботник планировать или имеет смысл отдать всё мероприятие на волю самим трудящимся.

Емшанов спорил с Невским, не желая привязывать субботник к майским праздникам. Невский придерживался мнения, что рабочие должны решать сами: «Раз мы за революционную самодеятельность масс, давайте же им доверять! Мы глубоко убеждены, что. товарищи рабочие сами решат, где, когда и как лучше приложить свои силы. Главное – дать им направление».

Далеко не все товарищи разделяли мнение Невского. В частности, оставшийся неизвестным секретарь писал: «При таком отношении свобода грозит обернуться безответственностью. Чего вы хотите от почти несознательного элемента на ж.-д.?»

Для работы с «несознательным элементом» по поручению Красина были образованы добровольные бригады из комсомольцев и коммунистов. По вечерам они обходили рабочих, живших в мастерских, и агитировали участвовать в субботнике. Случались и курьёзы: нескольких агитаторов побили, в другой раз они отобрали у рабочих водку, обещав вернуть её только после субботника. Однако дело продвигалось, и Невский отмечал, что «то ли от безвыходности, то ли просто от безделья даже самые несознательные рабочие всё-таки идут толпами записываться на субботник».

Один из молодых рабочих, который, по его собственным словам, только недавно «перековался», написал Емшанову донос на своих старших товарищей. По его мнению, они хотели в последний момент сорвать проведение субботника. Железнодорожников – уважаемых инженеров-путейцев – вызвали для дачи показаний. Никакого состава преступления в их действиях не нашли – несколько техников признались в том, что просто хотели сказаться больными и не идти на субботник. Но Емшанов (кстати, сын инженера-путейца) признался, что «нервничает», и попросил о помощи ВЧК.

На обращение быстро откликнулся сам Дзержинский. Он предложил, чтобы в субботнике наравне с другими участвовали и чекисты. Они «будут работать и следить за порядком». Кроме того, Железный Феликс дал и личный совет: «Труд должен быть людям в радость, а вы им предлагаете вспомнить царские времена. Надо, чтобы они получили какое-то удовлетворительное вознаграждение за свою работу». Возможно, он имел в виду материальное поощрение, но в тот раз к его словам не прислушались.

Чтобы лучше работалось на открытом воздухе, решили пригласить духовые оркестры, которые должны были играть в несколько смен – это был бы их вклад в субботник. Невский настоял на том, чтобы железнодорожники получали фронт работ, а уж насколько они будут успешны на своих участках, зависит от них самих. Емшанов в этих обстоятельствах почему-то решил обратиться за помощью к Троцкому. Всесильный нарком написал, что, «видя, как их товарищи выполняют и перевыполняют работу в выходной день, другие рабочие вступят с ними в социалистическое соревнование; таким образом, мы получим и важное воспитательное значение субботника». Возможно, это первое упоминание о «социалистическом соревновании» в советской истории.

Дело осталось за малым – объединить рабочих в артели по их специализации. Этим занимался Невский. Но и тут возникли сложности.
«Нам крайне важно сплочение, а не разъединение. Мы не можем допустить, чтобы между собой соперничали отдельные технические специалисты. Тем паче невозможно, чтобы отдельные люди выходили на первый план. У нас будет общее состязание коллективов. Не каждый выпячивается вперёд, а все смотрят друг на друга и, побуждаемые социалистической волей, стремятся превзойти себя», – говорил Владимир Невский.

Артели в итоге были смешаны: в каждой присутствовали специалисты из разных железнодорожных профессий. Первый субботник состоялся 12 апреля: в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Обычные рабочие нормы были перевыполнены. Бригадир одной из артелей на вопрос, что его сподвигло трудиться ударными темпами, ответил так: «Если правда, что при коммунизме можно будет работать по желанию, то отчего же сейчас не постараться?»

Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге. А первый Всероссийский субботник был проведён по решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года.

Источник

100 лет назад прошел первый коммунистический субботник

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. TASS 359269. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-TASS 359269. картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка TASS 359269. Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

В апреле 1919 года, в ответ на призыв Владимира Ленина улучшить работу железной дороги, коммунисты ячейки депо Москва-Сортировочная в ночь на субботу 12 апреля 1919 года, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза

В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И.Е. Буракова, отмечалось:

«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена — вот они: Е. Апухтин — слесарь, И.Е. Бураков — слесарь, Я.Ф. Горлупин — слесарь, М.А. Кабанов — слесарь, П.С. Кабанов — слесарь, А.В. Каракчеев — слесарь, Я.М. Кондратьев — машинист, В.И. Наперстков — слесарь, Ф.И. Павлов — котельщик, П.С. Петров — слесарь, А.А. Сливков — машинист, А.И. Усачев — слесарь, П.И. Шатков — слесарь, А.В. Кабанова — чернорабочая, В.М. Сидельников — слесарь.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

Именно это событие стало поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В.И. Ленин. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!»

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда – только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные ко дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно.

В 1970 году, в год 100-летия В.И. Ленина на субботник трудиться вышли 119,2 миллиона человек – половина населения Советского Союза.

Источник

Сто лет спустя: какими были первые субботники и какими они стали теперь

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. gl(117043). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-gl(117043). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка gl(117043). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник!
Владимир Маяковский

Этой весной исполнилось сто лет традиции проведения субботников. Хотя совместная работа для общего блага появилась в России намного раньше. В деревнях для какого-то важного и срочного дела собирали толоку. Все жители села выходили вместе делать некое общее дело — убирать урожай, вырубать лес, строить дом или церковь.

С чего все начиналось

В 1919 году традиция совместного труда получила идеологическую окраску — старинная народная толока превратилась в коммунистические субботники. В то время в стране шла Гражданская война, экономика переживала упадок, Красная армия нуждалась в помощи. Первый субботник прошел спонтанно. Важно, что инициатива исходила «снизу».

В субботу, 12 апреля, 1919-го в 20:00 15 рабочих железнодорожного депо «Москва-Сортировочная» на Казанской железной дороге после очередной смены не пошли домой отдыхать, а вернулись в цех и продолжили ремонтировать паровозы. Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. FP 3Op1D120L141(1). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-FP 3Op1D120L141(1). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка FP 3Op1D120L141(1). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

В ту ночь железнодорожники отработали сверх нормы 10 часов и починили три паровоза. Вот что записал в протоколе бригадир Иван Бураков:

«Коммунистическая ячейка при депо “Москва-Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза Когда ремонт был исполнен в полном смысле, то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…».

После Бураков начал рассказывать об идее субботников товарищам по партии. Ею заинтересовались.

«Субботники возникли по инициативе ячейки депо “Сортировочная” Казанской дороги Товарищем Бураковым был сделан доклад об этом на делегатском собрании района. Доклад был принят к сведению, но эта идея была подхвачена товарищем Жуком. Товарищ Жук разработал ее и ввел субботники на Казанской железной дороге, затем напечатал статью в газетах под названием “Работа по-революционному!”. После введения субботников на Казанской железной дороге этот вопрос обсуждался в районном комитете, и было решено организовать субботники по всем дорогам», — говорилось в одном из отчетов.

Статья «Великий почин»

В мае идея бесплатного совместного труда на благо Родины начала распространяться по всей стране. Уже 10 мая на Казанской железной дороге состоялся второй субботник — в нем поучаствовали 205 человек. После этого в мае — июне их провели на разных железнодорожных станциях страны.

Первые субботники в апреле и мае 1919 года были добровольными. Это был искренний порыв рабочих помочь стране. Но уже через пять дней после второго субботника Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) принимает постановление, согласно которому коммунисты были обязаны работать по субботам не менее шести часов.

Повлияло это постановление или нет, но уже в июне в субботниках поучаствовали 653 члена партии. В июле бесплатно на благо Родины потрудились 1510 коммунистов и 608 беспартийных москвичей — такие данные давал учетно-статистический отдел Московского комитета Российской коммунистической партии (большевиков).

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. FP 3Op1D120L131(1). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-FP 3Op1D120L131(1). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка FP 3Op1D120L131(1). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Для беспартийных коллективный труд был действительно добровольным, однако и их пытались привлекать к работе. Например, перед очередным субботником на предприятиях проводили собрания, и те из рабочих, кто соглашался на участие, давали расписку. Но часто бывало так, что расписавшиеся впоследствии от субботников отлынивали. А те, кто не изъявлял желания, наоборот, в последний момент решали поучаствовать. Словом, царила неразбериха и комитеты заранее никогда не знали точного числа «субботничающих».

Некоторые коммунисты предлагали более радикальные меры привлечения к добровольному труду, например лишать отлынивающих продовольственных пайков и премий. Но такие идеи осуждались партийным руководством и оставались только на бумаге.

«Собрание организаторов субботников, обсудив эти предложения, постановило: приветствуя все способы агитационного характера к привлечению на субботники широких масс беспартийных, считать недопустимым какое бы то ни было принуждение субботничающих. Также признать недопустимым производить вычеты из продовольственных выдач за неучастие в субботниках».

Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный уровень. В конце июня 1919-го Владимир Ленин пишет статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и всего мира.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. 1 46673(1). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-1 46673(1). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка 1 46673(1). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Беспартийные выходят на субботники

После этой статьи субботники стали проводить чаще, а их участников становилось все больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришелся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.

В Москве было сформировано бюро субботников, а в каждом районе появились специальные отделы, которые сообщали предприятиям, сколько людей они должны предоставить на очередной «праздник труда».

В это время обязательным становится участие коммунистов в субботниках не реже двух раз в месяц. Беспартийные продолжают «субботничать» добровольно. Работы начинаются с распределения по отрядам — в каждом не более ста человек. Отряды делятся на группы численностью до 25 человек. Назначаются старшие, которые руководят работами и отмечают тех, кто явился и кто не пришел. Они же руководят выдачей продуктов для работников.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. FP 3Op1D120L152(1). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-FP 3Op1D120L152(1). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка FP 3Op1D120L152(1). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Субботники продолжались не менее четырех часов, но часто длились дольше — пока все работы не будут закончены.

13 сентября на субботник впервые вышли участники московских организаций Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Работа велась на станции Москва-Товарная.

«Был расчищен участок двора, закиданный железными полосами, и затем при участии нескольких взрослых товарищей был разгружен состав поезда, заполненный машинами (токарными станками и т.п.)».

В Москве, как и по всей стране, стали проходить тематические недели. Например, с 11 сентября стартовала Неделя охраны труда и ремонта. В субботник, который приходился на эти дни, предписывалось ремонтировать и приводить в порядок помещения депо и мастерских, а также проводить «работы по очистке железнодорожных территорий от нечистот».

Тематические недели

Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причем большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Все дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.

В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в помощь армии.

«Москва. Неделя фронта проходит с неизменным успехом. Все советские учреждения, все фабрики, заводы, типографии, железные дороги в пользу Недели фронта делают отчисления: отдают свои пайки, отказываются от купонов и продовольственных карточек. Митинги проходят с большим подъемом», — писала в те дни газета «Известия».

В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И снова большинство участников были беспартийными.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. 450 82151(1). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-450 82151(1). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка 450 82151(1). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

В конце марта — начале апреля состоялся IX съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Одно из его постановлений звучало так: «Превратить международный пролетарский праздник, 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник».

Кроме того, было принято решение работать над тем, чтобы субботники вошли в повседневную жизнь граждан, а членов партии, которые от них уклоняются, следовало сурово наказывать — заносить в черные списки, чтобы в дальнейшем они не могли занимать никаких постов, «требующих общественного доверия».

Первый Всероссийский субботник и Ленин с бревном

Первый Всероссийский субботник прошел 1 мая 1920 года. В Москве в нем приняли участие около 450 тысяч человек. Владимир Ленин решил лично подать пример и заниматься уборкой на территории Кремля. Сохранилась фотография, на которой он запечатлен несущим с товарищами бревно. Правда, снимок остался всего один, но зато потом художники нарисовали множество картин, на которых Ленин несет бревно.

Позже этот сюжет стал очень популярным в советской пропаганде. Его не только изображали на картинах и плакатах, но и описывали в стихах, художественных произведениях и даже исторических книгах.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. SIvanovLeninnaVserossiiskomsybbotnikevKremle1980god. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-SIvanovLeninnaVserossiiskomsybbotnikevKremle1980god. картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка SIvanovLeninnaVserossiiskomsybbotnikevKremle1980god. Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

«Курсанты таскают тяжелые бревна. Комиссар становится в пару с Лениным. Первые минуты между ними идет безмолвная борьба. Комиссар, щадя возраст и силы Владимира Ильича, берет бревно за толстый конец. Ленин, не желая отставать, пытается предупредить его. Наконец Ленин не выдерживает:

— Вы, товарищ, подводите меня с работой. Я работаю меньше вас.

— Это только справедливо, Владимир Ильич: вам — пятьдесят, мне — двадцать восемь». (Из книги «Москва. Очерки по истории великого города»)

Добровольно-принудительно

В 1922 году Гражданская война в России закончилась, а первоначальный смысл субботников — помогать армии и фронту — вроде бы исчез. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. Субботники рассматривались как новый формат организации рабочих, как предтеча будущего общества, к которому стремится советский человек.

В 1920-е годы в коммунистических субботниках ежемесячно участвовали сотни тысяч москвичей. Но все чаще их стали критиковать. В основном это были коммунисты, недовольные обязаловкой для членов партии. Участие для беспартийных все еще оставалось добровольным.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. 27FL 53Op1D28L9(2). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-27FL 53Op1D28L9(2). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка 27FL 53Op1D28L9(2). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Ближе к 1930-м коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от «праздников труда» прилюдно стыдили. Позже участие окончательно стало добровольно-принудительным — отказаться было нельзя.

«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», — надпись на плакате с критикой тех, кто уклоняется от субботников (первая половина 1930-х).

Субботники проходили в СССР вплоть до 1990-х. Обязательными для всех предприятий были «праздники труда», приуроченные ко дню рождения Ленина — 22 апреля. Во все остальные дни субботники проводились нерегулярно. Основными работами стали уборка, наведение порядка и облагораживание территории. В субботниках участвовали школьники и студенты. Трудились советские граждане в основном по месту работы и учебы.

Спустя сто лет

После распада СССР казалось, что субботники ушли в прошлое. Коммунизм уже никто не строил — ни на деле, ни на словах. А значит, и коммунистические «праздники труда» стали не нужны — ни добровольные, ни принудительные.

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. sl 01(26). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-sl 01(26). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка sl 01(26). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дорогев каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. sl 02(27). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-sl 02(27). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка sl 02(27). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дорогев каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. sl 03(25). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-sl 03(25). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка sl 03(25). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дорогев каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. sl 04(37). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-sl 04(37). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка sl 04(37). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дорогев каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. sl 05(12). в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-sl 05(12). картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка sl 05(12). Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

В Москве субботники получили вторую жизнь в середине 1990-х. Они снова стали добровольными, но уже без коммунистического подтекста. Организаторы вспоминали лишь про историческую преемственность, но не про идеологическую. Субботники — прекрасная возможность лично поучаствовать в уборке города после зимы. На них приходят все, кто хочет видеть столицу красивой и ухоженной.

Источник

Пионеры субботников: все началось с работников железнодорожного депо

Выставка «Общественный почин. К 100-летию первого субботника» открылась на Никольской

в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. TUV 6027. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте фото. в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте-TUV 6027. картинка в каком году родился первый субботник на железнодорожном транспорте. картинка TUV 6027. Первый массовый субботник, в котором приняли участие 205 человек, состоялся весной 1919 года на Московско-Казанской железной дороге

Вчера в центре Москвы, на Никольской улице, открылась выставка «Общественный почин. К 100-летию первого субботника». В экспозиции представлены фотохроника и копии архивных документов, рассказывающие о добровольном и безвозмездном труде в нерабочее время, основоположниками которого являются железнодорожники.

Выставка, посвящённая 100-летнему юбилею первого субботника, который в ночь на 12 апреля 1919 года провели рабочие в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги, – часть проекта «История России в архивных документах и фотографиях. Выставки на Никольской – 2019».

Среди организаторов экспозиции под открытым небом – Российское историческое общество, фонд «История Отечества» и ОАО «РЖД».

«Традиция добровольного безвозмездного труда на общее благо издревле укоренена в российской истории, – сказал член президиума Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский, выступая на церемонии открытия выставки. – В начале прошлого века традиция была преобразована в субботники. После «почина» – первого субботника в депо Москва-Сортировочная – движение распространилось по всей стране. Традиции подобного волонтёрства, добровольничества живы до сих пор: каждую весну мы приводим в порядок свои дворы, рабочие места. Но надо помнить, что у субботников глубокие исторические корни».

В экспозиции на Никольской собраны материалы из государственных архивов, музеев и библиотек, а также музея «Великий почин» локомотивного депо Москва-Сортировочная.

На выставочных стендах можно увидеть агитационные плакаты 70-х годов XX века художников Владимира Сачкова и Мирона Лукьянова, копии постановлений советского правительства о проведении субботников, архивные фотографии, иллюстрирующие труд добровольцев начиная с проведения первых субботников и до настоящего времени.

«Такие проекты позволяют нам окунуться в историю и понять, что многое начиналось не совсем так, как мы представляем сегодня, в том числе и привычные субботники, – заметил статс-секретарь – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков. – Это движение началось с работников железнодорожного депо, которые за одну ночь отремонтировали три паровоза. Именно поэтому мы не могли остаться в стороне от этой выставки: в крови у каждого железнодорожника любовь к истории. 13 апреля по всей стране снова пройдут субботники, мы вернёмся к историческим корням. И центром этих событий будет, конечно, депо Москва-Сортировочная».

Работа выставки «Общественный почин. К 100-летию первого субботника» продлится до 15 апреля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *