в каком году родилась плисецкая
Майя Плисецкая
Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
Майя Плисецкая в юности | Понедельник
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
Карьера в Большом театре
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев
В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета
Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Майя Плисецкая | Brainspace
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.
Фильмы и книги
Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» | Культура
О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета
Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.
Личная жизнь
Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер Марис Лиепа, однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote
Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.
Смерть
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой
Хроника
В этом году исполнится 95 лет со дня рождения Майи Плисецкой. Самой знаменитой отечественной балерины уже нет с нами: пять лет назад она скончалась в Мюнхене в возрасте 89 лет. У артистки была очень интересная и насыщенная жизнь (недаром она выпустила несколько книг мемуаров). Рассказываем самое интересное.
Детство и страшные годы
Майя родилась в Москве, в семье дипломата Михаила Плисецкого и киноактрисы Рахили Мессерер-Плисецкой. У супругов подрастали трое детей, Майя была старшей. В зрелом возрасте она рассказывала в интервью:
Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: «Я здесь, я с тобой», а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.
Рахиль Мессерер-Плисецкая
Отец будущей звезды балета был генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт на Шпицбергене, где семья прожила два года. В тот период Майя, кстати, впервые вышла на сцену — участвовала в балетной постановке, где, по ее же словам, «с шиком сыграла свою крошечную роль».
Михаил Плисецкий
Когда отца Плисецкой на время вернули в Москву, девочку отдали в Московское хореографическое училище. Ей было всего семь лет, и ее приняли вопреки правилам, требовавшим, чтобы ученицам уже исполнилось восемь. Учебу пришлось прервать, когда отца Майи вновь отправили на Шпицберген.
Там, знаете, было ни до кино, ни до чего. Потом наступили страшные годы, когда его (отца — Прим. ред.) арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое,
— вспоминала балерина. Арестовали ее отца весной 1937-го, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины. Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом.
Майя Плисецкая
«Умирающий лебедь» под аккордеон
В 1939 году 14-летняя Плисецкая в первый раз исполнила партию умирающего лебедя — в казахстанском Чимкенте, куда была сослана мать.
Мама настояла, чтобы я явилась на публику. «Ты выходишь из формы, будешь бояться зала. Не забывай, ты должна стать хорошей танцовщицей. У тебя есть талант». Какой-то понурый ссыльный играл мне на аккордеоне попурри из балетов Чайковского. Я импровизировала, вставала на пальцы, ломала торс, чередовала арабески. Туманное предвосхищение будущего «Умирающего лебедя», но в ссыльном чимкентском варианте, под аккордеон. Успех сорвала,
— писала артистка в своей автобиографии «Я, Майя Плисецкая».
Майя Плисецкая и Николай Фадеечев
«Умирающий лебедь» стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправилась. в Московский зоопарк.
Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи,
В 1941 году, когда началась война, семью эвакуировали в Свердловск. В эвакуации у Майи не было возможности выступать, балеты здесь не ставились.
Год спустя девушка вернулась в Москву, выпустилась из училища, после чего ее приняли в труппу Большого театра. Поначалу она, конечно, танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали давать сольные партии — а потом и главные роли. В балете «Спящая красавица» она исполняла роли феи Сирени, феи Виолант и Авроры, станцевала все женские партии в «Дон Кихоте». Блистательно сыгранную Плисецкой роль Китри в этом балете назвали открытием в исполнительском искусстве.
Балерина с характером
Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была невыездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку.
Ей настойчиво советовали вступить в партию, но Плисецкая дала себе обещание, что не сделает этого. Советскую власть она ненавидела — за расстрел отца, арест матери и страдания всей семьи.
Балерина честно говорила — характер у нее не сахар:
Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.
Больше всего Плисецкую, по ее словам, всегда раздражала неправда «и в искусстве, и в жизни», она всячески пыталась бороться против несправедливости.
Артистка не боялась высказываться против власти и делала это всю свою жизнь.
Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте. До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба,
— писала звезда в своей книге.
В своих мемуарах артистка признавалась, что у нее случались романы с коллегами по балетной сцене. Первым мужем звезды также стал солист балета — Марис Лиепа. Ему тогда было всего 20, Майе — 31. Брак оказался совсем коротким: пара развелась спустя три месяца после свадьбы. По словам брата Плисецкой, по факту супруги прожили вдвоем и того меньше — всего пару недель.
Говорили, что разрыв случился из-за очередного увлечения балерины. Плисецкая в книгах о своей жизни честно признается, что в молодости была очень влюбчива. По поводу распавшегося брака с Марисом Майя сказала, что они просто «не сошлись характерами».
В гостях у Лили Брик, музы Владимира Маяковского, Плисецкая познакомилась с композитором Родионом Щедриным. Он тоже был младше балерины — на семь лет. Майя вспоминала о первой встрече:
Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов.
После знакомства композитор собрался писать музыку для балета с участием Майи и пришел к ней на репетицию. Балерина потом вспоминала, что будущий муж не мог оторвать глаз от нее в черном эластичном трико, подчеркнувшем ее стройную фигуру.
В 1958 году пара сыграла свадьбу. Кстати, по признанию артистки, Родион не спешил брать ее в жены, но Плисецкой говорили, что официальный брак поможет ей избежать преследований КГБ:
Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали.
Детей у пары не было. Майя не скрывала, что предпочла сделать аборт, когда забеременела. Муж «без восторга, но согласился» с ее решением. Свое нежелание иметь детей балерина объясняла так:
Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.
В интервью Плисецкая всегда восторженно отзывалась о муже, называла его особенным, даже гением. По словам балерины, Щедрин окружил ее заботой и вниманием, постоянно был рядом, часто сопровождал на гастролях. Он писал музыку для балетов, в которых она выступала: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Артистка считала, что именно благодаря супругу ее карьера продлилась так долго. И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее «прекрасный муж».
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Грациозная, всегда со вкусом одетая Плисецкая была постоянно окружена поклонниками, среди которых были известные и влиятельные мужчины. Писали, что в начале 60-х за ней красиво ухаживал брат президента США Роберт Кеннеди, с которым она познакомилась во время американских гастролей. Но, как говорила балерина, между ними была только дружба:
Со мною Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу не дала.
Политик часто поздравлял Плисецкую с днем рождения: они с ним родились в один день и даже один год — 20 ноября 1925-го.
Роберт Кеннеди
Поэт Андрей Вознесенский тоже был очарован. Он писал о Плисецкой:
В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая — полюс магии.
Балерина рассказывала, что при встрече с ней люди всегда удивлялись: на сцене она казалось высокой, а на самом деле ее рост составлял всего 165 сантиметров. Вопреки стереотипу о вечно сидящих на диете балеринах, Плисецкая признавалась:
Я ела всегда много. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно. Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть.
Звезда балета говорила, что любит пиво с сосисками, обожает селедку, а хлеб с маслом — вообще «лучшее, что придумали люди». При этом на вопросы журналистов, как сохранить красивую фигуру, Плисецкая давала ответ простой до гениальности:
Не жрать! Более действенного способа еще не придумали.
Позднее балерина немного смягчила свою знаменитую цитату:
Это больше в теории. А в жизни можно все, но понемногу.
Майя не стеснялась признаться в собственной лени и в том, что она «никогда не любила тренироваться и репетировать». Но в этом балерина видела скорее плюс: она сохранила ноги «неизмученными», что позволило ей долгие годы не покидать сцену.
До самой старости Плисецкая выглядела элегантной и ухоженной женщиной, с отличной фигурой и правильной осанкой. При этом считала, что желание молодиться никогда не добавляет женщине привлекательности:
От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет — это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено.
Жизнь после балета
Карьеру Майя Плисецкая завершила в 65-летнем возрасте. Но еще через пять лет станцевала в специально поставленном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».
О современном балете Плисецкая обычно высказывалась одобрительно, хотя и сказала однажды, что «из танца ушла душа», поскольку сегодня «следуя за техникой, многие забывают про эмоции»:
Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно.
Майя Плисецкая и Пьер Карден
Экстравагантные находки в современных постановках Плисецкая тоже не критиковала:
Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.
С начала 90-х Майя и Родион жили в Мюнхене. Своего жилья, кстати, супруги так и не приобрели: Плисецкая в этом не видела необходимости.
Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков.
Готовить дома Майя тоже никогда особенно не любила, предпочитала есть в кафе и ресторанах. В Мюнхене их с мужем знали во многих заведениях как постоянных клиентов.
Плисецкая выпустила три книги о своей жизни, причем, говорят, каждую тщательно вычитывала и редактировала сама.
До своего 90-летнего юбилея звезда балета не дожила: 2 мая 2015 года она скончалась в Германии от обширного инфаркта миокарда. Родион Щедрин рассказал о последних месяцах жизни Плисецкой:
В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном «Левше». Майя на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.
Потом приехали в Москву, всякие там дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце.
Родиону Щедрину сейчас 87 лет, он по-прежнему живет в Германии. Иногда бывает в Москве: например, три года назад в день рождения своей знаменитой жены присутствовал на открытии ее скульптурного портрета в образе Кармен. Памятник был установлен именно по его инициативе, скульптуру установили на Большой Дмитровке — в том месте, где Плисецкая любила гулять, приезжая с мужем в столицу.
Когда Плисецкой не стало, было оглашено ее завещание: в нем балерина просила соединить ее прах с прахом Щедрина после его смерти и развеять над Россией.
Майя Михайловна Плисецкая. Биографическая справка
20 ноября исполняется 85 лет выдающейся российской балерине Майе Плисецкой.
Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, прима-балерина, народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве.
В 1932-1934 гг. вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 г. он был репрессирован и расстрелян. Мать – Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 г., за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
В 11 лет Майя танцевала вариацию феи Крошек в балете «Спящая красавица». В июне 1934 г. она поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 г. В первом классе Майя училась у Евгении Долинской, потом шесть лет, до седьмого класса, училась в классе Елизаветы Гердт. В школьном концерте шестых и седьмых классов 14-летняя Плисецкая поразила всех высоким, сильным прыжком во время исполнения ведущей партии в Гран па из «Пахиты». Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом Майя Михайловна считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 г., после окончания училища. С Вагановой она готовила партию Маши в балете Чайковского «Щелкунчик».
В 1960-е гг., после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. Однако, не желая останавливаться на достигнутом, она хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное.
В 1972 г. в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина «Анна Каренина», где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 г. Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина «Чайка».
В 1983 г. Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов. В 1984 г. в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены.
В 1990-е гг. Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 г. в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.
В августе 1994 г. в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 г. Плисецкая была избрана почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.
29 ноября 1995 г. на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.
Снималась она не только как балерина, но и как драматическая актриса: «Анна Каренина» Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), «Чайковский» Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм «Фантазия» Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, «Вешние воды» (1976, роль Полозовой), «Зодиак» Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).
О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» Василия Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Бориса Галантера (1987), «Майя» Сакагуши (2000, для японского телевидения), «Майя Плисецкая» Доминика Делюша (2000, для французского телевидения), «Майя Плисецкая assoluta» Элизабет Капнист (2002, для французского телевидения).
Творчеству Плисецкой посвящены книга «Майя Плисецкая» Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 г. московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу балерины «Я, Майя Плисецкая…», которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.
Майя Михайловна Плисецкая имеет множество наград различных государств. Ей присвоены звания народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов «За заслуги перед Отечеством» III (1995) и II (2000) и I степени (2005), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор, награду принимала летом 1985 года вместе с музыкантом Святославом Рихтером) и Почетного легиона (1986).
В 2006 г. Майе Плисецкой была вручена премия императорского двора Японии за выдающийся вклад в развитие балетного искусства.
В 1994 г. Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников