в каком году реабилитировали крымских татар
Милли Фирка
Как Брежнев «реабилитировал» крымских татар
Post navigation
07.09.2020 08.09.2020
Как Брежнев «реабилитировал» крымских татар
5 сентября 1967 года в официальном издании «Ведомости Верховного Совета СССР» и местных СМИ был опубликован Указ № 493 Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму». Он формально начал процесс амнистии крымских татар, которых в 1944 году советская власть тотально обвинила в пособничестве немецко-фашистским оккупантам и насильственно выслали из Крыма.
Делегация представителей крымскотатарского народа на Красной Площади в Москве
Этому предшествовала высокая активность Национального движения крымских татар – митинги, встречи с руководством страны, судебные процессы над активистами. К тому же, приближалась важная для СССР дата – 50-летия Октябрьской революции, и партийная номенклатура хотела избежать серьезных политических эксцессов.
Формально Указ менял официальную политику Союза по отношению к репрессированным в 1944 году и высланным с Крымского полуострова крымским татарам.
В документе руководство СССР с одной стороны признавало, что «факты активного сотрудничества во время оккупации определенной части проживающих в Крыму татар с немецкими захватчиками были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».
С другой стороны, в указе содержалось утверждение, что «граждане татарской национальности, проживавшие в Крыму»…, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик», то есть на территориях, куда они были высланы в 1944 году после освобождения Крыма от фашистов.
После выхода Указа крымских татар – членов КПСС на партийных собраниях предупредили, что Указ – это окончательное решение, и к тем, кто будет продолжать бороться за возвращение в Крым, будут применены репрессии как к националистам. Как выяснилось, в паспортных правилах содержалось разъяснение, что крымским татарам запрещено селиться в Крыму.
Тем не менее крымские татары поначалу восприняли Указ как разрешение вернуться на родину. Однако, когда первые репатрианты попытались вернуться на историческую родину, их не только не прописывали, но и как 23 года назад, силой выдворяли за пределы полуострова.
Активисты Национального движения крымских татар не оставляли попыток изменить положение вещей. Сразу после выход Указа, в сентябре 1967 года, они выразили свое отношение к Указу в обращении к ЦК КПСС и Президиуму Верховного Совета СССР под названием «Очередной шаг в направлении ликвидации крымскотатарского народа как нации». В нем, в частности, уточнялось, что положения указа 1967 года не отвергают доводов Закона об упразднении Крымской АССР 1946 года, а пытаются приспособить их к нынешнему дню.
«Указ 1967 года – не реабилитация, не политическая реабилитация и даже не амнистия. Это… закон 1946 года, прилаженный, приспособленный к условиям сегодняшнего дня», – говорилось в обращении.
Таким образом, выход в Советском Союзе Указа «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» не менял политическую установку «Крым без крымскотатарского народа», а всего лишь был попыткой завуалировать существующее положение вещей.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Правда о депортации крымских татар
Правда о депортации крымских татар
Спекуляции на истории – это самый страшный вид спекуляций. Потому что итогом таких действий становится рост ненависти. А итогом ненависти может стать новая война или новый конфликт. Поэтому правило такое: хочешь мира и дружбы — не давай спекулировать на истории, хочешь посеять будущую войну — немедленно начинай педалировать тему, искажать факты и нагнетать эмоции.
О конкурсе «Евровидение» говорить вообще не хочется. Вместо конкурса национальной самобытности народов Европы, которым он задумывался когда-то он превратился в яркую манифестацию порока, поющую отчего-то почти всегда на английском языке. Чтобы было понятно? А не надо понятно. Напишите название песни, скажите о чём она, и мы с удовольствием насладимся греческим, польским, болгарским и немецкими языками. Но раз смысл конкурса потерян, и он полностью переродился, то участие в этом конкурсе для нашей страны вовсе не принципиально, относиться к нему надо без придыхания. Прекрасно понимая, что это политически ангажированное шоу, работающее по принципу либералов «не важно как голосуют люди, важно как считает жюри, которое никто не знает!». Значит отправлять на «Евровидение» надо национально-колоритных исполнителей, поющих на русском языке (и уж точно не на английском). Бурановские бабушки – в самый раз. В 2017 году я бы отправил туда Сергея Шнурова. Пусть покажет. Поговорит. Попоет. Глядя на него, мы уж точно получим удовольствие. А как там кто голосует и считает – так нам на это всё равно! К несерьезному конкурсу, где талант ничего не решает, и относиться надо с юмором, несерьезно.
Но хватит об этом поистине убогом глянцевом конкурсе, надутом рекламой до неимоверных размеров. Нынешние итоги «Евровидения», на которых спекулируют недруги нашей страны наряду с Пятой колонной, требуют от нас только одного: честного рассказа о том, что случилось в Крыму в мае 1944 года. Почему руководство СССР решило выселить крымских татар и как это осуществлялось? Правду сказать важно – спекуляций на эту тему много. Ну а что конечной целью спекуляций на этой теме Киева и Вашингтона с Брюсселем является организация в Крыму кровопролития – так это видно невооруженным взглядом.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война быстро докатилась до Крыма. Уже 24 сентября 1941 года семь немецких дивизий вместе с румынским корпусом в составе 11-ой немецкой армии группы армий «Юг» под командованием генерала Эриха фон Манштейна начинают наступление на Крым с территории оккупированной советской Украины через Перекопский перешеек. Не вдаваясь в подробности хода боевых действий, заметим, что в 1941 году Крым и Севастополь немцам взять не удалось. 7 мая 1942 года командующий 11 армией вермахта генерал Манштейн начал операцию «Охота на дроф». Её итогом стало поражение нашего Крымского фронта и резкое усиление натиска гитлеровцев на Севастополь. Героическая оборона Севастополя, главной базы Черноморского флота, продолжалась 250 дней и ночей. 1 июля 1942 года сопротивление защитников Севастополя было сломлено, и лишь отдельные группы советских солдат и матросов сражались в течение последующих пары недель.
На оккупированной территории Крыма нацисты разворачивали свои инструменты террора. В этом смысле Крым не отличался от Белоруссии, Украины или Латвии, где сразу по приходу «немецких освободителей» начинались массовые казни и строились концлагеря. За время пребывания в Крыму нацисты расстреляли 72 тысячи крымчан, замучили в тюрьмах и лагерях — более 18 тысяч. Помимо гражданского населения были уничтожены 45 тысяч советских военнослужащих, оказавшихся в плену. Местным «Дахау» стал совхоз близ Симферополя «Красный», который был переоборудован под лагерь смерти. В нем содержались как советские военнопленные, так и жители Крыма. За время оккупации одни только ежедневные расстрелы забрали жизни более 8 тысяч человек.
Так что если говорить правду, то говорить её всю…
Вот что писал 18 августа 1942 года Сталину глава партизанского движения СССР П. К. Пономаренко: «Немцы используют все средства, чтобы привлечь к борьбе с партизанами… контингенты из нашего населения оккупированных областей, создав из них воинские части, карательные и полицейские отряды. Этим они хотят достичь того, чтобы партизаны увязли в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения… Вокруг формирований идет бешеная националистическая пропаганда… Этому сопутствует разжигание национальной розни, антисемитизма. Крымские татары, например, получили сады, виноградники и табачные плантации, отобранные у русских, греков и т. п.».
Когда речь заходит о коллаборационизме в период нацистской оккупации Крыма, то многие вспоминают лишь крымских татар. По большей части этот миф стал следствием национальной трагедии — депортации крымско татарского народа. Однако стоит отметить, что во-первых, далеко не все крымские татары выбирали путь коллаборационизма. Во-вторых, не только крымские татары сотрудничали с оккупационной администрацией. На должности начальников местного самоуправления назначались люди, которые были активными пособниками оккупантов. К слову сказать, на должность Ялтинского бургомистра был назначен В. Мальцев. Тот самый, который в ночь на 1 августа 1946 года вместе с генералом Власовым и другими высшими офицерами так называемой «Русской освободительной армии» (РОА) был повешен во дворе Бутырской тюрьмы. Большую роль играли коллаборационистские боевые формирования, помогавшие вермахту в борьбе против крымских партизан. Численность их за весь период оккупации была следующей: в русских и казачьих частях — около 5 тысяч человек, в украинских частях — около 3 тысяч человек, в частях восточных легионов — около 7 тысяч человек и в крымскотатарских формированиях — от 15 до 20 тысяч человек. С июня 1943 года на полуострове появляется вербовочный пункт власовской «Русской освободительной армии». Следует сказать, что популярностью он не пользовался. Если в среде крымских татар немцы легко играли на национальных противоречиях, то из русских за все время им едва ли удалось набрать в ряды РОА (включая томящихся в концлагерях) лишь несколько тысяч человек. И то ближе к началу 1944 года как минимум треть из них перешла на сторону партизан.
Таким образом, говорить о коллаборационизме в среде только крымских татар в корне неверно. Также важно отметить, что, согласно переписи 1939 года, крымские татары были второй по численности национальностью полуострова — 19,4 % (218 179 чел.) от всего населения (русские — 49,6 %, 558 481 чел.). Поэтому, исходя из национальной политики, которую проводили гитлеровцы, они были в приоритете даже по сравнению с украинцами, коих на тот момент на территории полуострова было всего 13,7 %. И основные усилия немцы направляли на то, чтобы противопоставить друг другу именно русских и крымских татар. Однако далеко не все представители крымскотатарского народа выбрали этот путь. Например, начальник Южного штаба партизанского движения товарищ Селезнев ближе к весенней кампании 1944 года по освобождению Крыма в радиограмме сообщает: «Зверства, грабежи, насилия немцев обостряют и озлобляют население оккупированных территорий. Недовольство оккупантами растет ежедневно. Население ожидает прихода Красной Армии. Характерно, что крымские татары массами переходят в партизаны». Так, комиссаром 4й партизанской бригады был Мустафа Селимов. В самой бригаде насчитывался 501 крымский татарин, что составляло примерно четверть от её численности. Вообще с началом Великой Отечественной войны многие крымские татары встали на защиту нашей страны вместе с другими её народами. В частности, Абдраим Решидов служил командиром полка бомбардировочной авиации. За всю войну он совершил 222 боевых вылета и удостоен звания Героя Советского Союза. Летчикистребитель АхметХан Султан лично сбил 30 немецких самолетов, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. 15 фашистских танков были подбиты орудиями под командованием Сеитнафе Сеитвелиева при обороне Одессы, в боях под Керчью и Севастополем, в битве на Курской дуге и в ходе операции «Багратион».
За 26 месяцев борьбы с оккупантами в Крыму действовало 80 партизанских отрядов общей численностью свыше 12,5 тысячи человек, а также 220 подпольных групп и организаций. За это время было уничтожено более 29 тысяч немецких солдат и полицейских, проведено более 250 боев и 1600 операций. В ответ на действия партизан нацисты начинали зверствовать. Например, в горном Крыму было сожжено и разрушено 127 населенных пунктов. В греческом селе Лаки 24 марта 1942 года немцы заживо сожгли 38 человек. В деревне УлуСала (ныне Синапное), что расположилась в 18 километрах к юго-востоку от Бахчисарая, в верховьях реки Кача, нацисты заживо сожгли 34 человека — стариков, женщин и детей. При этом все они за исключением одного человека были крымскими татарами.
В мае 1944 года Крым был освобожден нашей армией. И практически сразу было принято решение о депортации крымских татар. Помимо татар с полуострова выселили болгар, греков, армян. Больше всего, безусловно, пострадали крымские татары. Однако оценивая эти события, нужно понимать, в каких условиях принимались решения, какая жестокость творилась вокруг нацистами и их пособниками и в какой страшной войне участвовала наша страна.
10 мая 1944 года на стол Сталина легла записка Л. П. Берии с проектом решения о выселении крымских татар. После чего принимается постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО), в котором были такие пункты:
Операция по депортации крымских татар началась 18 мая 1944 года, то есть практически через неделю после освобождения полуострова. А уже 20 мая 1944 года на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии была отправлена телеграмма.
Кроме того, райвоенкоматы Крыма мобилизовали 6000 татар призывного возраста, которые по нарядам Главупраформа Красной Армии направлены в города Гурьев, Рыбинск и Куйбышев. Из числа направленных по Вашему указанию в распоряжение треста «Московуголь» 8000 человек спецконтингента 5000 чел также составляют татары.
При проведении операции никаких эксцессов не имело место Кобулов, Серов г Симферополь».
Сегодня пытаться разжигать ненависть русских и татар могут только враги. Враги народа – в полной мере, потому, как страдания и кровь в новых конфликтах всегда выпадают на долю народа. А кто может желать своему народу войны и страданий? Только враг…
Но надо ли помнить историю? Конечно. Но только говорить надо о том, что нас сближает, делает нас сильными и наполняет гордостью. А страшные страницы? Были. Но прошли. Закрыты. Ошибки признаны, преступления осуждены. Точка.
Вот так Крым в очередной раз стал центром мировой политики. Об этом и надо помнить, говорить и петь.
P.S. Вот как спекулируют на истории, наглядный пример:
.@danbbaer: Депортация 18 мая 1944 г. напоминает сегодняшние преследования крымских татар в оккупированном РФ #Крыму pic.twitter.com/2coCgtHAGh
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псевдореабилитация 1967 года: депортация и возвращение крымских татар
(Продолжение, предыдущая часть здесь)
Депортация крымских татар и их возвращение на родину – неразрывно связанные темы, но с противоположной судьбой. Депортация, с одной стороны, у всех на слуху, но с другой – вокруг нее нагромождены горы лжи и стереотипов. О возвращении же, наоборот, говорят слишком мало. Чтобы рассказать правду и разрушить мифы о жизни крымских татар с 1941 по 1991 год Крым.Реалии подготовили эксклюзивный цикл материалов «Депортация и возвращение крымских татар: ликбез».
А что же в это время происходило в Крыму? Пытались ли крымские татары, по примеру других депортированных народов, например чеченцев, самостоятельно вернуться домой из мест ссылки?
Еще одной важной особенностью периода середины 1960-х годов стал резко возросший интерес крымских татар к истории и культуре своего народа, свидетельствовавший о подъеме национального самосознания. Исторические разыскания для молодежи во многом были связаны с поиском самоидентификации, а для стариков – с попыткой избавиться от клейма «предателя» и «врага». В сентябре 1965 года активисты национального движения крымских татар начали собирать данные о потерях в ходе депортации и в местах ссылки. Несмотря на усиление движения и многократные обещания решить «крымскотатарский вопрос», к 1966 году проблема крымских татар так и не разрешилась.
К началу 1967 года национальное движение достигает большого размаха и высокой степени организованности, представляет собой значительную общественную силу. 21 июля 1967 года состоялась встреча делегации активистов движения с представителями политического руководства страны. 20 из 415 находившихся в Москве посланцев народа были приняты в зале заседаний Президиума Верховного Совета СССР. Прием вел кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю. Андропов, во встрече приняли участие также секретарь ПВС СССР М. Георгадзе, министр внутренних дел СССР Н. Щелоков, генеральный прокурор СССР Р. Руденко. Андропов сообщил, что вскоре будет издан Указ о реабилитации крымскотатарского народа, а вопрос о возвращении народа в Крым требует дополнительного изучения.
«Инициативные группы» крымских татар
И вот 17 августа 1967 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС. Основной тезис этого документа – крымские татары «укоренились в местах нынешнего жительства», а возвращение их в Крым нецелесообразно. Партийные решения были оформлены Указом Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму». Он отменял решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении «граждан татарской национальности, проживавших в Крыму», но утверждал, что они «укоренились на территории Узбекской и других союзных республик». В Постановлении Президиума Верховного Совета № 494, которое следовало непосредственно за Указом, говорилось о том, что «граждане татарской национальности… и члены их семей пользуются правом, как и все граждане СССР, проживать на всей территории Советского Союза в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме». Оговорка насчет «паспортного режима» заключала в себе подвох, ибо предполагала создание административных препятствий на пути в Крым. К концу сентября 1967 года на полуостров прибыли около 2000 крымских татар, однако практически никто из приехавших прописан не был. Указ от 5 сентября не решал крымскотатарскую проблему, а лишь имитировал ее решение.
Весной 1968 года началось тесное взаимодействие демократического и крымскотатарского движений. На банкете, устроенном представителями крымскотатарского движения в честь писателя Алексея Костерина, защитника репрессированных народов, генерал Петр Григоренко призвал крымских татар не замыкаться в «узко национальной скорлупе», посоветовал им обращаться за помощью к советской и мировой общественности. Тогда же было решено провести массовую манифестацию с требованием возвратить крымских татар на родину и возродить Крымскую АССР. Демонстрация, состоявшаяся 21 апреля 1968 года в Чирчике Ташкентской области, была жестоко разогнана, десять ее участников предстали перед судом. Впервые в истории крымскототатарского движения подсудимых защищали (по инициативе П. Григоренко) московские адвокаты – Софья Каллистратова, Леонид Попов, Юрий Поздеев, Владимир Ромм. 17 мая 1968 года в Москве состоялась демонстрация, приуроченная к очередной годовщине депортации. Для участия в демонстрации прибыло около 800 крымских татар из всех регионов. Большинство участников, в том числе женщины и пожилые ветераны войны, были задержаны и избиты милиционерами и сотрудниками КГБ, под конвоем погружены в поезда и отправлены к местам проживания. События весны 1968 года во многом определили новое отношение крымских татар к власти, развеяв последние иллюзии относительно скорого и мирного решения национальной проблемы. В 1968-1970 годы прошли процессы над теми, кто открыто критиковал Указ от 5 сентября. Несмотря на кампанию выселений и судов по обвинению в нарушении паспортного режима, в 1967-1970 годы в Крыму поселились 3026 крымских татар. Некоторые – пройдя через одно или несколько повторных изгнаний.
Крым с «русским укладом»
Как и в 1960-е годы, в этот период инициативные группы оставались формой организации крымскотатарского движения, их деятельность все так же находила отражение в крымскотатарском самиздате: «Информациях», «Отчетах», – экземпляры которых направлялись в партийные и правительственные органы, различные государственные учреждения. Инициативные группы занимались информированием крымскотатарского населения, подготовкой и проведением собраний, митингов, сбором подписей и денежных средств для отправки делегатов в Москву, помощи семьям политзаключенных и т.д. Однако масштабы этой деятельности были уже не столь велики, как ранее, что позволило исследователям обозначить данный период в развитии движения как «кризис» или «виток развития в условиях реакции».
В 1970-е годы активизация работы карательных органов, любыми способами стремившихся разобщить национальное движение, способствовала отходу от интенсивной деятельности большого числа его участников. Неудачные попытки части крымскотатарской общины обосноваться в Крыму и ожесточенные репрессии против «инициативников» породили у многих ощущение бессмысленности борьбы с государственной машиной.
Определенные успехи имела продолжавшаяся в Узбекистане политика «укоренения», включавшая в себя такие меры «социального подкупа», как продвижение по службе, снятие негласных запретов, связанных с получением образования по доселе недоступным для крымских татар специальностям (юриспруденция, государственное управление, дисциплины гуманитарного цикла) и др.
Тем не менее, инициативные группы продолжали составлять и отправлять письма и обращения в адрес руководства страны. Правда, их количество, как и число подписей под ними, существенно сократилось.
Многие активисты движения предпринимали настойчивые попытки явочным порядком обосноваться на родине. Представители старшего поколения (Джеппар Акимов, Амза Аблаев, Мустафа Халилов и др.), осознававшие происходящий спад, сосредоточились на воспитании молодежи, с которой были связаны их надежды. Поколение же, вышедшее на первый план в 1970-е, в большинстве своем было идеологически близким к правозащитникам и считало необходимым продолжать давление на власть (наиболее заметные представители этого крыла – Мустафа Джемилев, Решат Джемилев, Эльдар Шабанов, Айше Сеитмуратова и др.). Несмотря на противоречия и различие тактик, национальное движение в 1970-е годы еще сохраняло единство, хотя рождение последнего крупного всенародного документа движения – «Кассационного заявления» – сопровождалось серьезными дискуссиями.
Без права на Родину
Основным требованием адресованного Л. Брежневу «Кассационного заявления» была отмена всех законодательных актов, касающихся крымских татар, изданных с 1944 по 1976 год. Говорилось также о том, что в случае невыполнения требования решить «крымскотатарский вопрос», народ оставляет за собой право обратиться в Международный суд в Гааге. Экземпляры «Кассационного заявления» с 15-20 подписями отправлялись в Москву по почте с обратным адресом одного из подписавших. Всего было собрано около 14 тысяч подписей. Представителям народа, отправившимся в Москву за ответом, в августе 1977 года в ЦК КПСС было заявлено, что «крымскотатарский вопрос» решен Указом от 5 сентября 1967 года, и только «кучка людей искусственно будоражит народ».
Гульнара Бекирова
Историк, кандидат политических наук. До 2014 года работала в Крыму на крымскотатарском телеканале ATR и преподавала в Крымском инженерно-педагогическом университете. С ноября 2014 года – автор исторической колонки «Страницы крымской истории» на Крым.Реалии. Автор и ведущая программы «Тарих седасы» («Голос истории») на телеканале ATR, член Украинского ПЕН-центра. Автор десяти книг, сценарист шести документальных фильмов, множества статей и публикаций в украинских и зарубежных СМИ. Лауреат Международной премии им. Бекир Чобан-заде, финалист книжного рейтинга «Книжка року-2017». Заместитель председателя Специальной комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа.
Депортация народов Крыма во время сталинских репрессий
Выселение крымских татар из Крыма произошло после освобождения полуострова от немецко-фашистских войск. 18-20 мая 1944 года советские власти провели массовую депортацию населения татарских районов полуострова. Поводом стало сотрудничество некоторых жителей Крыма с оккупационными властями.
По оценкам историков, в вооруженных силах фашистской Германии и других военных формированиях гитлеровцев служили от 13 до 20 тысяч крымских татар. Представители этого народа служили также в Красной Армии, входили в состав партизанских отрядов, действовавших на территории Крыма.
10 мая 1944 года с письменным предложением о депортации к Сталину обратился Берия — «учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза».
Постановления ГКО о выселении крымско-татарского населения с территории Крыма принимались 2 апреля, 11 и 21 мая 1944 года.
Аналогичное постановление о выселении крымских татар (и греков) с территории Краснодарского края и Ростовской области датировано 29 мая 1944 года.
Согласно данным историка Павла Поляна со ссылкой на профессора Николая Бугая, основная операция началась на рассвете 18 мая. К 16 часам 20 мая было выселено 180 014 человек. По окончательным данным, из Крыма было депортировано 191 014 крымских татар (более 47 тысяч семей).
Около 37 тысяч семей (151 083 человека) крымских татар увезли в Узбекистан: самые многочисленные «колонии» осели в Ташкентской (около 56 тысяч человек), Самаркандской (около 32 тысяч человек), Андижанской (19 тысяч человек) и Ферганской (16 тысяч человек) областях. Остальных распределили на Урале (Молотовская (ныне Пермская) и Свердловская области), в Удмуртии и в Европейской части СССР (Костромская, Горьковская (ныне Нижегородская), Московская и др. области).
Дополнительно в течение мая-июня 1944 года из Крыма и с Кавказа было депортировано еще около 66 тысяч человек, в том числе из Крыма — 41 854 человек (среди них 15 040 советских греков, 12 422 болгар, 9620 армян, 1119 немцев, итальянцев, румын и пр.; их направляли в Башкирию, Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую и Кировскую области СССР, а также в Гурьевскую область Казахстана); около 3,5 тысяч иноподданных с просроченными паспортами, в том числе 3350 греков, 105 турок и 16 иранцев (их направляли в Ферганскую область Узбекистана).
В первые годы ссылки значительное число высланных погибло от голода и болезней.
До 1956 года крымские татары находились в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане на положении спецпоселенцев, а затем без данного статуса, но без разрешения вернутся на родину и получить назад реквизированное имущество.
Указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Началось возвращение татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немного смогли вернуться.
В 1987-1989 годах началось активное общественное движение крымских татар за возвращение на родину. В 1989 году депортация татар 1944 года была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной. В мае 1990 года была принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым. Началось массовое возвращение крымских татар.
Сейчас в Крыму живут около 260 тысяч крымских татар, возвратившихся из Средней Азии в 1980-1990-е годы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников