в каком году разбился теплоход в ульяновске
«Мясорубка на Волге». Крупнейшая катастрофа на речном флоте СССР
Круизный теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост, по которому в тот момент шёл грузовой состав. Металл давил и разрывал людей. Официально заявили о 170 погибших, однако жертв было больше. Никто до сих пор точно не знает, сколько всего людей было на борту. Власти скрывали правду, засекретив материалы о катастрофе.
Эту катастрофу прозвали «мясорубкой на Волге», потому что последствия её были ужасны: по официальным данным, в ней погибло 170 пассажиров, шесть членов экипажа, 49 человек были ранены. Однако настоящее количество жертв в СССР скрывалось — по неофициальным данным, только раненых было больше ста человека, а тела погибших вылавливали из Волги-матушки целый месяц.
На роскошный лайнер были распроданы все билеты
Жарким летом 1983 года катастрофу на Волге ничего не предвещало. Пассажиры, которые купили билеты на речной круиз Ростов-на-Дону — Москва, были совершенно уверены в безопасности путешествия. Ещё бы — идти вверх по Волге им предстояло на огромном белоснежном красавце — круизном судне «Александр Суворов», принадлежавшем Волго-Донскому пароходству.
Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев». Фото © chanych-85.livejournal.com
Теплоход был новенький, только что со стапелей чехословацкой компании Národný Podnik Škoda Komárno, его длина составляла больше 135 метров, ширина — 17 метров, водоизмещение — около 4 тыс. тонн, а общая мощность двигателей — 3 тыс. лошадиных сил. Речной лайнер мог вместить 336 пассажиров.
Но это не всё: «Александр Суворов» был по-настоящему роскошным лайнером с богатой отделкой, с прекрасной кухней, баром и двумя ресторанами, танцзалом, солярием, библиотекой и кинотеатром в надстройке верхней палубы — просто мечта советского отпускника! Поэтому не стоило удивляться, что в рейс теплоход пошёл с перегрузом, взяв на борт 330 пассажиров, 55 членов экипажа и 35 человек обслуги — горничных, кухработниц и массовиков-затейников. Были на борту и зайцы — родственники членов экипажа, которым нужно было попасть в Москву. Предположительно, всего на лайнере находилось 438 человек.
Путешествие было весёлым и беспечным вплоть до воскресного вечера 5 июля, когда пароход подошёл к Ульяновску. После 22:00 веселье переместилось из ресторанов на верхние палубы — там скопилось около 250 человек. Гремела музыка в диско-зале, около ста человек в кинотеатре смотрели знаменитый советский детектив «Возвращение «Святого Луки», многие поднялись наверх подышать воздухом и полюбоваться вечерним Ульяновском — хотя уже наступали сумерки, видимость была отличной.
Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов». Фото © chanych-85.livejournal.com
Тем более невероятной оказалась катастрофа: по какой-то причине рулевой направил круизный лайнер в непроходимую шестую секцию железнодорожного ульяновского моста вместо того, чтобы провести теплоход через третью секцию, под которой «Александр Суворов» без происшествий проходил уже 17-й раз! Ничего не понимавшие пассажиры ещё успели заметить, как на мост въехал железнодорожный состав, замелькали вагоны.
«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com
Из-за врезавшегося в мост теплохода были разрушены железнодорожные пути, несколько товарных вагонов сошли с рельсов и обрушили вниз на теплоход зерно и брёвна. Каким-то чудом у перил моста задержалась огромная цистерна с горючим. Если бы она упала на теплоход — не выжил бы никто.
После удара о мост «Александр Суворов» по инерции прошёл ещё около трёхсот метров и только потом остановился. Машинист поезда, дававший позже показания о катастрофе, говорил, что сверху лайнер казался «накрытым красной скатертью» — из-за крови людей, залившей палубы. Внизу был ад.
Это роковое мгновение разлучило людей — кого на время, кого навсегда. Двое мужчин остались в каюте — выпить водки и поговорить, а их жёны отправились потанцевать. Больше женщин никто не видел. Молодожёны пошли наверх танцевать, но молодой человек забыл внизу сигареты и вернулся за ними. Когда он вышел на палубу, катастрофа уже произошла. Он начал звать жену по имени. Она отозвалась из воды. Тогда мужчина бросился в Волгу и поддерживал израненную жену на поверхности воды, пока не пришла помощь.
Как любовь советских красоток сгубила лётчиков ВВС США
Пассажир Владимир П. позже рассказал, как потерял жену: она пошла посмотреть на Ульяновск, а ему вдруг стало лень. После удара он сразу же метнулся наверх и увидел, как по ступеням трапа стекает кровь. Первое, что он увидел, выбравшись на палубу, — это умирающую девушку с оторванными ногами и груды железа вперемешку с обломками дерева и частями человеческих тел. Жену он нашёл, но было поздно — она умерла у него на руках. Кто-то из пассажиров в отчаянии размахивал рядом с ним пиджаком — пытался привлечь внимание людей на берегу.
Помощь пришла только через 40 минут. Ульяновск буквально содрогнулся от ужаса. Всю ночь с теплохода снимали пассажиров — уцелевших и раненых, вывозили изуродованные тела. Больницы и морги вдруг оказались забиты до отказа, хирурги не справлялись с потоком тяжелораненых — почти все, кто выжил той страшной ночью, остались инвалидами на всю жизнь.
Расследование причин катастрофы началось быстро — той же ночью к месту происшествия прибыли следователи, а через несколько дней была создана правительственная комиссия, которую возглавил член ЦК КПССС Гейдар Алиев. Но помимо этой власти приступили ещё к одной операции — по сокрытию информации о катастрофе от населения. Все материалы следствия были тотчас же засекречены. В газетах по факту случившегося было лишь скупое сообщение, в котором произошедшее называлось «аварией», а Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражали «глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».
Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард
Уже на следующий день город был закрыт, прилетавших родственников в аэропорту встречали сотрудники КГБ и отвозили в штаб, а затем в гостиницу, персоналу которой было запрещено разговаривать с людьми о произошедшем. Из-за отсутствия достоверных сведений город наполнился слухами. Одни шёпотом говорили, что экипаж лайнера отмечал чей-то день рождения и был пьян, другие муссировали версию о захвате теплохода террористами.
Погибших людей собирали буквально по кускам. Работы на теплоходе велись месяц. Однажды туда привезли «суточников» — тех, кого осудили на трое или 15 суток. Так, один из них, увидев покорёженный металл, смешанный с частями человеческих тел, прыгнул за борт.
Репетиция второй мировой. Кто ликвидировал самого влиятельного генсека ООН
Виноватых не найти?
Следователи быстро выяснили, что капитан судна Владимир Клейменов на мостике отсутствовал — он отдыхал в каюте перед ночной вахтой, на что имел полное право. После столкновения корабля с мостом он якобы сразу оказался в воде, помог какому-то тонущему пассажиру выбраться на берег, но позже даже не принимал участия в ликвидации катастрофы и действиями экипажа не руководил «из-за ранений». На суде будут говорить, что серьёзных травм у капитана не было, но позже выяснится, что у него была травма селезёнки и «оторвана» почка.
На мостике оставались двое — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Уваров. Причём Митенков, по свидетельствам заходивших в рубку пассажиров, читал книжку, — какой-то детектив, а рулевой Уваров был новичком и не обладал достаточным опытом. Были и другие нарушения: железнодорожный мост был по каким-то причинам не освещён — то есть достаточной сигнализации не было, путевой обходчик не включил огни. В сумерках рулевой, скорее всего, принял железнодорожную будку над шестой секцией моста за квадратный сигнальный щит проходного пролёта и по ошибке направил лайнер туда. Спросить вину с него или со штурмана уже было невозможно — и Митенков, и Уваров погибли в катастрофе. Экспертиза показала, что в момент гибели оба были совершенно трезвые.
Однако всё это не объясняло случившегося: видимость тем вечером была отличной, и заметить, под какой пролёт необходимо вести теплоход, экипаж мог за три километра до моста. Получалось, что виноваты все и никто — железнодорожников к суду по какой-то причине не привлекли. Тогда следствие вцепилось в капитана Клейменова, обвинив его в халатности, в неспособности наладить удовлетворительную работу экипажа и в самоустранении от спасения людей. Суд состоялся уже 10 сентября. Точное количество погибших так и не узнали — Клейменов не знал точно, сколько человек находилось на борту теплохода.
Сокровище царского дворца. Какие следы знаменитой Янтарной комнаты обнаружили в Калининграде
Капитан «Александра Суворова» Владимир Клейменов был приговорён к 10 годам лишения свободы, но освободился через шесть лет и умер через год — не выдержало сердце. Через 25 лет после трагедии у ульяновского моста был открыт памятник погибшим. Он представляет собой кусок фермы с того самого пролёта и православный крест. Теплоход «Александр Суворов» был отремонтирован и передан в Волжское пароходство, а позже куплен частной компанией.
Трагедия теплохода «Александр Суворов»: как в «мясорубке» на Волге погибли 176 человек
Поздним летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения — кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом. В 22:45 «Суворов» на полном ходу врезался в мост, пересекавший Волгу в районе Ульяновска. Пролет моста буквально срезал ходовую рубку и кинозал, перемалывая всех находящихся там. Onliner.by рассказывает о крупнейшей катастрофе в истории речного флота СССР.
Сейчас варианты проведения отпуска ограничены лишь фантазией человека и его финансовыми возможностями. В Советском Союзе даже в самые тучные его годы все было несколько сложнее. Для абсолютного большинства граждан страны отдых был возможен лишь в ее пределах, но, к счастью, размеры государства позволяли выбрать формат по вкусу. Самым популярным, конечно, был ежегодный визит на море: для счастливчиков — в санаторий, для остальных — с палаткой «дикарем». Люди, активные душой и телом, предпочитали самостоятельные походы: горные и водные, пешеходные и на лодках. Кто-то путешествовал турпоездами по стране, кто-то вскапывал грядки на даче, кто-то предпочитал тихую охоту на рыбу в компании друзей, костра, гитары и бутылочки-другой. Но самым привлекательным видом отдыха оставались круизы.
Круизы были универсальны. С одной стороны, это был отдых на воде с возможностью загорать и купаться в море или реке, с другой — путешествие на теплоходе гарантировало постоянную смену впечатлений от все новых городов по его маршруту. Наконец, корабль предоставлял все развлекательные возможности гостиницы или санатория: бары, рестораны, дискотеки и кино.
Круиз ростовских шахтеров в Москву 35 лет назад обернулся крупнейшей катастрофой в истории речного пароходства. Теплоход «Александр Суворов» врезался в Императорский мост. В результате чего вся его верхняя палуба вместе с кинотеатром, рубкой и танцполом была срезана. 176 человек, решивших выйти и насладиться вечерним Ульяновском, погибли под металлическими обломками судна и упавшим грузом с поезда на мосту.
Из-за чего произошла трагедия и что случилось с ее виновниками
Палубу срезало, будто гильотиной
В советское время одним из самых популярных способов провести отпуск были круизы. Они совмещали в себе и отдых на воде с возможностью загорать и купаться, и постоянную смену впечатлений, ведь судно проплывало мимо десятков городов. Кроме того, на корабле можно было посетить бар, сходить в кинотеатр, поужинать в ресторане, а также провести ночь на дискотеке.
Повреждения кормовой части судна после крушения. 1983 год.
Все это было на теплоходе «Александр Суворов», произведенном в чехословацком городе Комарно и поступившем в Волжское пароходство в 1981 году. Он стал одним из девяти судов, предназначенных для туристических круизов.
Путевки в круиз такого типа стоили около 450 рублей на одного взрослого, а в путешествие отправлялись семьями. Позволить себе такое могли только те, кому порядка 70% от путевки доплачивал профсоюз — такие могущественные профкомы были только на крупных заводах.
Хотя «Суворов» не считался самым роскошным советским лайнером — на нем, в отличие от «Антона Чехова» и «Льва Толстого», не было бассейна — уровень комфорта все же был высок. В каждой кабине размещался санузел, на борту работали два ресторана, бар, читальный и музыкальный залы. На «солнечной» палубе, расположенной наверху, можно было посетить солярий, сходить на киносеанс, а также развлечься на танцполе.
5 июня 1983 года теплоход отправился из Ростова-на-Дону в Москву. Во время ужина по радио поздравили с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. В 22.40 судно подходило к Ульяновску. На улице было тепло, отдыхающие смотрели кино и веселились на танцплощадке, расположенной на верхней палубе.
В 22.45 пассажиры в своих каютах услышали глухой гул и скрежет. Оказалось, что теплоход со скоростью 25 км/ч зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу — в результате верхние палубные надстройки задели его конструкцию. Вся «солнечная палуба» вместе с рубкой, кинозалом, танцполом и дымовыми трубами была срезана, словно гильотиной. От силы удара пролетная часть моста весом в 1,5 тыс. тонн сместилась на 40 см.
Выйдя из кают и поднявшись по трапам, люди увидели залитые кровью лестницы, металлические обломки, бревна, перемешанные с телами.
Штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков знал, что судоходным пролетом был третий, располагающийся ближе к правому берегу реки. Мужчина неоднократно проходил его на этом судне. Тем не менее, он принял решение направить пассажирский теплоход через часть моста, которая была значительно ниже корабля.
Есть предположение, что штурман из-за темноты принял будку путевого обходчика, расположенную на пролете, за сигнальный щит, обозначающий, что судно может проходить под мостом.
Выхлопные трубы были смяты, у «Суворова» заглохли двигатели, однако по инерции он прошел за пролетом около 300 метров. Во время столкновения по мосту со скоростью 70 км/ч следовал грузовой поезд массой 3300 тонн. В его составе было 53 вагона — 11 из них сошли с рельсов. Некоторые вагоны опрокинулись, потому уголь, зерно и бревна частично попали на теплоход. Лишь чудом цистерна с топливом застряла в фермах моста и не рухнула на теплоход.
Еще одним обстоятельством, спасшим многие жизни, стала блочная конструкция четвертой палубы. Если бы она была сварной, как и остальные, судно смяло бы в гармошку. После столкновения часть пассажиров выпрыгнула за борт. Рядом не следовали посторонние корабли, поэтому многим удалось выжить.
Трагедию замалчивали
В тот вечер погибли не менее 176 человек, как путешественники, так и члены экипажа. Большинство — шахтеры из Ростовской области со своими семьями. Однако неофициально сообщалось, что на погибнуть могли до 300 человек: теплоход был перегружен, на борту находились не только 330 «задекларированных» пассажиров, но и 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала, а также знакомые и родственники членов экипажа.
Один из пассажиров теплохода потом рассказывал следующую историю. По вечерам на верхней палубе проходили киносеансы, и он с женой решил пойти посмотреть детектив «Похищение «Святого Луки». Но после начала фильма он шепнул супруге, что кино ему кажется скучным, поэтому он, пожалуй, пойдет к себе.
Жена некоторое время продолжала смотреть фильм, однако подозрения, что муж на самом деле не мирно лег спать, а пошел выпивать к соседу в каюту, не давали ей покоя. Когда она спустилась вниз, то фактически поймала мужа с поличным. Женщина только открыла рот, чтобы закатить скандал, как раздался страшный грохот: теплоход врезался в мост.
В результате семейная пара спаслась.
Ульяновские больницы были переполнены пострадавшими — большинство поступило с рваными ранами, многим ампутировали конечности. Тела людей в течение месяца продолжали находить в самой реке Волге и на ее берегах. Мародеры, узнавшие о катастрофе, вылавливали трупы у берегов реки и снимали с них драгоценности и одежду.
Последствия катастрофы помогали ликвидировать крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, а также студенческие отряды. Спасатели пять суток подряд разбирали смятые грузовые вагоны. Они же отбуксировали покореженный теплоход к левому берегу Волги. В Ульяновск выехала правительственная комиссия во главе с тогдашним зампредом Совмина СССР (и тогда еще будущим президентом Азербайджана) Гейдаром Алиевым.
Первые дни власти замалчивали трагедию — въезд в Ульяновск был ограничен, с вокзала и из аэропорта пропускали только родственников пассажиров «Суворова».
Лишь спустя два дня, 7 июня 1983 года, агентство ТАСС выпустило короткую новость. «5 июня на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших», — говорилось в ней.
Показательная «казнь» капитана
Расследование катастрофы завершилось довольно быстро. По официальной версии, штурман Митенков засомневался, сможет ли судно войти под пролет, и дважды запросил размеры пролета у диспетчера Ульяновского речного порта, на что получил ответ: «13,8». Он видел, что габариты моста меньше, но, возможно, посчитал, что виной всему — темное время суток или обман зрения. То, что теплоход идет не в свой пролет, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание выстрелами, но их не услышали. Теплоход на полном ходу врезался в мост.
Так как виновники аварии — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Андрей Уваров — погибли, в преступной халатности и неумении обеспечить дисциплину на судне обвинили 52-летнего капитана «Суворова» Владимира Клейменова. Мужчину с 26-летним профессиональным стажем нашли живым возле опоры моста на дамбе.
Его дочь Лариса Клейменова рассказала, что отца быстро исключили из партии, вскоре правоохранители пришли описывать имущество — ущерб государству они оценили в 6 тыс. рублей.
«Но родители никогда богато не жили. Когда у нас описывали имущество, то, помню, удивлялись: «Ой, надо же, у вас на кухне даже кафеля нет», — рассказала она газете «Нижегородский рабочий».
По мнению Клейменовой, суд с самого начала не был заинтересован в тщательном расследовании трагедии — ему было необходимо «найти крайнего, устроить жестокую показательную казнь».
«Все пытались свести к тому, что на теплоходе серьезно нарушалась дисциплина. Но это неправда. Отец до этого 25 лет работал с поощрениями, премиями и благодарностями. Он был человеком очень строгих правил. Даже внуки к нему обращались только на «вы». Он от них требовал неукоснительного соблюдения распорядка дня», — рассказала дочь капитана.
Она отметила, что в вечер крушения отец лежал в своей каюте в ожидании ночной вахты. Капитан прослушивался к тому, опустят ли перед мостом мачту, которая не проходит в его проем. Это необходимо сделать за полчаса до пересечения пролета.
«Так вот, этот звук он слышал. Это говорит о том, что в тот момент штурман был в здравом уме и трезвой памяти. Он опять вздремнул, а проснулся уже в воде. Его с огромной высоты в одних плавках выбросило в реку», — объяснила Клейменова.
По ее словам, капитан, увидев обломки четвертой палубы, подплыл к ним и расчехлил спасательную шлюпку. После чего он вытащил из водоема трех женщин, посадил их в шлюпку и двинулся к берегу, где уже ждала скорая помощь.
Следствие посчитало, что Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, а также не смог обеспечить дисциплину на теплоходе.
Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Всего в заключении капитан пробыл шесть лет — его освободили досрочно по состоянию здоровья. В 1990 году он умер от инфаркта.
«Суворов» все еще на плаву
Память погибших на теплоходе в Ульяновске увековечили в 1999 году. Тогда на Куйбышевской железной дороге был установлен крест. Инициаторами стали сотрудники Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ»
Спустя семь лет, в 2006 году, пролет, в который врезался теплоход, был заменен. Его фрагмент установили на территории охраны волжского моста в память о трагедии.
Корабль восстановили, и он до сих пор на ходу. В 2008 году с ним произошла еще одна авария — на этот раз без пострадавших. «Суворов» с 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. В результате вышла из строя система управления судна, и движение теплохода застопорилось.
На данный момент судно продолжает перевозить туристов. С февраля 2012 года оно выполняет поездки по маршруту от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.
Как теплоход Александр Суворов врезался в мост
МЯСОРУБКА НА ВОЛГЕ — РАССЕКРЕЧЕННАЯ КАТАСТРОФА С ТЕПЛОХОДОМ «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ».
Так очевидцы называли чудовищную катастрофу, произошедшую вечером 5 июня 1983 года с теплоходом «Александр Суворов». При этом погибли 176 человек, десятки получили ранения разной степени тяжести. Ранее засекреченные документы и показания выживших свидетелей этой самой крупной катастрофы в истории отечественного речного флота позволяют пролить свет на трагические минуты, пережитые пассажирами судна.
Престижный круиз
Комфортабельный туристический теплоход «Александр Суворов», названный в честь великого русского полководца, был построен на знаменитой верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно и передан Волжскому пароходству в 1981 году. Он бороздил речные просторы и отлично зарекомендовал себя в ходе эксплуатации.
Чехословацкие судостроители передали Советскому Союзу еще 8 аналогичных судов, которые на то время считались самыми большими в стране. Их водоизмещение составляло 3935 тонн, длина достигала 135 метров.
В июне 1983 «Александр Суворов» совершал рейс по популярному маршруту Ростов-на-Дону – Москва.
На судне находилось 439 человек, из которых 343 — туристы. Провести отпуск в круизе тогда считалось престижным и весьма приятным. К получившим такой счастливый шанс испытывали зависть родные и знакомые, что было вполне объяснимо. Ведь в те далекие застойные времена рядовые граждане одной шестой были надежно отгорожены от остального мира высокой стеной явно кремлевской кладки, за которую удавалось проникать лишь профессиональным дипломатам, гастролирующим артистам, спортсменам — участникам международных соревнований и торговым морякам. Поэтому о курортах Турции, Италии, Испании, Карибах или Канарах советские обыватели даже не мечтали. Пределом их мечтаний были водные круизы, хоть как-то удовлетворявшие охоту к перемене мест. Менее везучим предстояло выбрать самим, как провести отпуск: то ли в доме отдыха (если удавалось достать путевку), то ли дикарями с палатками, то ли в собственном дачном огороде, то ли дома у телевизора.
Путевками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу передовиков производства и победителей соцсоревнования. В данном рейсе подавляющее большинство составляли знатные шахтеры Донбасса. Кроме отдыхающих, на судне находились 55 членов экипажа, 35 работников ресторана и шесть администраторов, которые отвечали за досуг туристов. Командиром судна в том роковом рейсе был опытный капитан Владимир Клейменов.
Капитанская вахта
Вечером 5 июня «Александр Суворов» стремительно приближался к Ульяновску снизу. Пассажиры предвкушали приятный вечерок. Стоит отметить, что уровень комфорта на судне отличался от советских стандартов. Все пассажирские каюты на корабле являлись полулюксами, что предусматривало собственный санузел. На борту имелись два ресторана, бар, предлагавший туристам прохладительные и горячительные напитки, читальный и музыкальный салоны.
На верхней палубе размещался солярий, где на лежаках граждане могли забронзоветь под жарким солнцем и принять при этом солидную дозу витамина D. К услугам туристов имелась просторная танцплощадка, на которой по вечерам звучали зажигательные мелодии и завязывались интересные знакомства. В специальной надстройке находился уютный кинозал.
Во время ужина в 19:30 по радио диктор тепло поздравил с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. Бурными аплодисментами они приветствовали вышедшего к ним виновника торжества. Он обещал и дальше радовать гостей теплохода кулинарными изысками и выразил надежду, что питание во время круиза не будет вызывать никаких нареканий.
После сытного ужина большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где сразу же начались танцы, несколько десятков гостей решили посетить кинозал теплохода, в котором ведущий провел занимательную викторину с вручением призов, а затем предложил вниманию киноманов захватывающий отечественный детектив «Возвращение «Святого Луки»». После фильма ждут дискотеку – на верхней палубе также находится и танцплощадка, куда уже подтягиваются туристы.
В это время судном управлял старший помощник капитана Евгений Митенков, заступивший на пост ровно в 20:00. Капитан Клейменов должен был сменить его в рубке в полночь.
Перед вахтой бывалый речной волк решил поспать несколько часов в своей каюте. По многолетней привычке, как только его голова коснулась подушки, он тут же погрузился в оздоравливающий сон…
Между тем теплоход приближался к двухкилометровому Императорскому мосту через Волгу (он был возведен в 1916 году). Скорость судна достигала двадцати пяти километров в час.
— Дорогие гости! Приглашаю полюбоваться вечерними огнями города Ульяновска, родины Владимир Ильича Ленина! — объявил приятный баритон, звучавший из мощных динамиков.
Роковая ошибка
Прохождение моста — это ответственная операция, требующая максимальной концентрации и в то же время проверка профессионального мастерства того, кто ведет судно.
Императорский мост, который предстояло миновать «Александру Суворову», был не только автомобильным, но и железнодорожным. По нему непрерывным потоком мчались легковушки и грузовики и часто проходили, стуча колесами, пассажирские и товарные составы.
Если в большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, то в ульяновском высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки.
Евгений Митенков прекрасно знал это, так как два десятка раз проходил мост на «Александре Суворове», а до этого еще столько же на других судах. Опытом обладал и стоявший на руле матрос Уваров. Казалось бы, никаких проблем с прохождением Императорского моста возникнуть не должно. Однако вместо того, чтобы, как обычно, направить теплоход в третий пролет, Митенков неожиданно приказал рулевому вести судно в шестой пролет, который был значительно ниже судна. Последствия этого рокового шага последовали в 22:45.
Находившиеся в каютах пассажиры услышали зловещий гул, страшный скрежет и дикие крики.
Палуба, залитая кровью
Оказалось, что шедшее на полном ходу судно врезалось в шестой пролет моста. Металлические фермы словно острым тесаком срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки перемалывали человеческие тела, дробили и разрывали их на части.
Находившиеся в каютах люди в панике рванулись наверх и увидели страшную картину. Палуба была залита кровью, обломки металлических конструкций перемешались с разрубленными на куски телами. Чудом оставшиеся в живых в панике прыгали за борт.
Суровое наказание
В результате катастрофы погибли 176 человек. Ранеными были переполнены ульяновские больницы. Хирурги всю ночь ампутировали раздавленные конечности, сшивали страшные раны, накладывали гипс на сломанные руки и ноги. Катастрофически не хватало гробов. Спецбригады спешно сколачивали их из досок.
Только спустя два дня ТАСС выпустило скупое сообщение о случившемся. Его венчала дежурная фраза: «Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».
Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета Министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым.
А по Ульяновску ползли самые невероятные слухи. Выдвигались различные версии случившегося: от злонамеренной диверсии империалистов до повального пьянства экипажа.
Обломки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги с помощью мощного крана. Экспертиза не нашла в их крови следов алкоголя. Расследование было проведено в короткие сроки. Было установлено, что к страшной трагедии привели следующие причины:
• прежде всего, чудовищная халатность Митенкова и Уварова;
• отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток;
• наличие будки путевого обходчика на шестом пролете, которая напоминала своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. На это, скорее всего, и повелись потерявшие концентрацию и бдительность Митенков и Уваров.
Капитана Клейменова страшной силой выбросило из каюты, и его, оглушенного и контуженного, спасатели чудом выловили из волжских вод.
Власти сочли, что и он несет вину за случившееся как не обеспечивший должную дисциплину личного состава, хотя формально капитан имел законное право на отдых и в момент катастрофы в рубке отсутствовал.
В результате Клейменов понес суровое наказание в виде десяти лет лишения свободы. Из них он отсидел шесть, а затем был освобожден из-за резко ухудшившегося состояния здоровья. Спустя год покинул бренный мир. Сказались чудовищные стрессы, тяжелые переживания, терзания совести и горькие думы.
А вот частично разрушенный теплоход чехословацкие специалисты отремонтировали, и он продолжил бороздить волжские просторы.
Ещё некоторые подробности.
Из за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно. В это время по мосту со скоростью 70 километров в час следовал грузовой поезд весом 3 тысячи 300 тонн, 11 из 53 вагонов состава, в которых находились зерно, уголь и бревна, сошли с рельсов, часть груза обрушилась на корабль.
В ту ночь погибли 176 человек — отдыхающие и команда теплохода. Большую часть пассажиров составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.
Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения, так как в момент трагедии в кинозале на верхней палубе демонстрировали детектив «Возвращение «Святого Луки», сеанс собрал полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах внизу.
Ликвидаторы аварии работали пять суток подряд, разбирая сложившиеся грузовые вагоны. В составе также находилась и цистерна с бензином, которую необходимо было достать из под завалов, чтобы предотвратить возгорание. Изуродованный теплоход отбуксировали к левому берегу Волги.
Со стороны властей было сделано все возможное, чтобы помочь оставшимся в живых. Сразу прибыла правительственная комиссия, работали психологи, воинские части, водолазы, мостовики. Свою помощь в ликвидации последствий крушения оказывали крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, формировались специальные студенческие отряды, были задействованы все городские службы — пожарные, медицинские, дорожные, коммунальные.
Капитан корабля Владимир Клейменов остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версий, его отбросило туда после удара.
По результатам расследования вина в произошедшей трагедии была возложена на команду теплохода. Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. Следствие посчитало, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.
Клейменов провел в заключении шесть лет, после чего был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.
В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест. В 2006 году пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.
В апреле 1984 года теплоход был передан в ведение Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП). В настоящее время «Александр Суворов» продолжает перевозочную туристическую деятельность, приписан к порту Нижний Новгород, с февраля 2012 года принадлежит крупнейшей российской речной круизной компании ООО «ВодоходЪ».