в каком году распалась российская федерация
Распад России
Распад России (распад РФ) — упоминаемый в различных СМИ, а также обсуждениях в Интернете (в блогах, на форумах) гипотетический процесс распада российского государства, в ходе которого территориальная целостность Российской Федерации была бы нарушена, и на ее территории возникли бы неподконтрольные кремлёвским властям новые государства — как русские, так и национальные государства народов России.
Одни учёные, политики и общественные деятелеи расценивают это гипотетическое событие как неизбежное, другие — как обратимое или даже нереальное. В российской политике употребляются утверждения о том, что определённая политика ведет к распаду России или спасает от него.
Призывы к распаду России могут расцениваться как уголовное преступление в Российской Федерации и преследоваться по закону.
Содержание
[править] Этапы распада (XX век)
Россия к началу XXI века прошла два этапа распада:
Первый этап, в начале-середине XX века, из России вышли территории, в настоящее время являющиеся частью государств Польши, Финляндии, Румынии. В дальнейшем потери были частично отыграны в рамках созданного Восточного блока и СЭВ.
Второй этап, в конце XX века, из России вышли территории, в настоящее время являющиеся частью государств Литвы, Латвии, Эстонии, Республики Беларусь, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана.
Возможность и сроки третьего и дальнейших этапов различными деятелями, говорящими о распаде России, связываются с:
Также идёт речь о том, что если найдутся силы, которые смогут преодолеть распад России, то Россия сможет опять начать расти.
[править] Предпосылки к распаду современной РФ
Возможность распада России обычно связывают с реально существующими проблемами общественно-политического (гипертрофированная централизация во всех сферах общественной жизни, делегитимизация власти, межнациональные и межконфессиональные конфликты) и экономического (сырьевая модель экономики, тотальная коррупция) характера, взаимно дополняющими друг друга, а также с гипотетическими сценариями — вторжением иностранных войск, технологическим коллапсом (см. БП), дефицитом нефти.
В некоторых дискуссиях гипотетический распад рассматривают как продолжение процесса распада СССР.
Среди некоторых течений современной внесистемной оппозиции радикального толка бытует мнение, что распад России будет благом для ее населения. Такого мнения, например, придерживается блоггер и математик Миша Вербицкий, также оно распространено среди части русских националистов (Алексей Широпаев), идеологов движения современного сибирского областничества, карельского регионализма, сторонников отделения Восточной Пруссии или Ингерманландии, и т. д.
Наиболее эффективным способом сохранения территориальной целостности РФ могло бы стать переформатирование империи в реальную федерацию, а в перспективе — в конфедерацию. Если же такового не произойдёт, то распад России может продолжиться и Россия распадётся на множество национальных государств.
[править] Распады России которые уже были
Распад территории контролируемой Россией уже имел место быть в истории. Первым таким распадом можно условно считать распад Киевской Руси в середине XII века, если предположить что Русь была изначально российским формированием.
Киевская Русь распалась на более десяти отдельных княжеств, управляемых разными лидерами. В середине XII века кроме киевского, титул Великого Князя стали носить также владимирские князья, а потом еще и князья черниговский, рязанский и галицкий. Киев фактически перестал быть столицей а киевская власть была по сути примером коллективного управления без единого четкого политического центра. Как этнический и культурный регион Русь продолжила существовать и после своего распада, что позволило большинству ее земель объединиться потом в Русское Царство.
Распад Российской империи в 1917 году был вызван рядом политических движений и внутренних проблем России катализаторами которых, принято считать Февральскую и Октябрьскую революции. После распада на ее территории появилось почти несколько десятков государственных и квазигосударственных формирований. Создатели этих формирований преследовали разные цели. Например: Горская республика появившеяся в 1918 году была создана Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа Дагестана и Абхазии и была попыткой создать исламкое государство на територии Дагестана и соседних регионов.
Королевство Литва появившееся в 1918 году было попыткой создать независимое Литовское государство, с монархической формой правления. На королевский престол решено было пригласить немецкого принца Вильгельма фон Ураха, который должен был короноваться под именем Миндаугас II, но накануне поражения Германской Империи в I Мировой Войне, приглашение Вильгельму было отозвано, а монархия упразднена.
Балтийское герцогство было практически марионеточным формированием, оно было связанно личной унией с Пруссией, было провозглашенно немцами при поддержке оккупационной германской армии, но долго не продержалось.
Лесная Республика, была попыткой создать независимую страну на територии Черниговской губернии, опираясь на то что регион был выгодно расположен между Россией, Белорусией и Украиной, имел свою культуру, был достаточно развит, мог служить буфером между бывшими регионами Российской импери, сохранить свою этничность и заработать на выгодном международном расположении.
Республика Северная Ингрия была провозглашена во время гражданской войны в России рядом населенных пунктов на Карельском перешейке, жителей которых не устраивала принудительная мобилизация в Красную Армию и перспектива жить в Советской Росии, они начали масово преходить в Финляндию и попытались создать свое независимое государство, которое тем ни мение было со временем возвращено в состав России.
Ряд других государственных формирований на територии распавшейся империи был еще меньше по размеру и просуществовал очень короткое время. Со временем почти все эти регионы вошли в состав СССР, который снова вернул российские земли под свой контроль.
Распад СССР в 1991 году можно условно считать последним крупным распадом Российского государства.
В 1990-х от Российской Федерации хотел отделиться ряд регионов: Чеченские войны (с фактически независимой Чеченской республикой Ичкерия), попытка создать Уральскую республику, практически независимая Республика Татарстан, которая окончательно вошла в состав России только в середине 1990-х (а договор о разграничении полномочий с ней не был продлен в 2017), тоже можно отнести к процессам распада России которые, тем не менее, удалось остановить.
[править] Мнения политиков
Президент Грузии Михаил Саакашвили в 2011 году считал, что если Россия продолжит «захватническую политику 19-го века», то она обречена на распад [4]
[править] Мнения учёных
[править] Мнения иностранных аналитических центров
[править] Движение за отделение Кавказа
[править] В литературе
В 1995 году Эдуард Геворкян написал роман-катастрофу «Времена негодяев». Сюжет книги построен на том, что в России произошла реставрация монархии, но затем после взрыва ядерной бомбы в стране начинается хаос.
12 июня – День выхода России из СССР. Причина распада СССР
12 июня официально называется Днем России. Такое определение дали этому дню в 2002 году. Но это определение ложное, фальшивое.
12 июня было названо Днем России, чтобы замаскировать истинный смысл этой даты в нашей истории и народ поскорее забыл о том, что случилось в этот день. И начал думать, будто тогда произошло нечто очень полезное для нашей страны.
На самом деле 12 июня – это день принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. И с 1992 по 2002 год этот день назывался именно так.
Вот только от кого Россия стала независимой?
12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация, в тексте которой утверждался приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. По существу это был акт выхода РСФСР из СССР – если союзные законы на территории РСФСР теряли юридическую силу.
Это положило начало процессу ликвидации СССР, потому что Союз не мог далее существовать как полноценное государство без системообразующей РСФСР.
Этим актом РСФСР, кроме всего прочего, подала пример остальным союзным республикам и дала официальный старт процессу, который получил название «парад суверенитетов».
До 12 июня 1990 года только три прибалтийские республики, Грузия и Азербайджан объявили о суверенитете, причем республики Прибалтики и АССР сделали это еще в 1988-89 годах.
После 12 июня 1990 года в течение трех месяцев примеру РСФСР последовали сразу 7 республик, в том числе УССР (16 июля) и БССР (27 июля). До конца года объявили о суверенитете и две оставшихся – Казахская и Киргизская.
Обратите внимание, что все это происходило в 1990 году, за год до ГКЧП и «беловежских соглашений».
Все последующие события, в том числе выборы Ельцина президентом РСФСР, проведенные 12 июня следующего года (случайно ли совпадение дня?), а также августовские события – прямые следствия декларации 12 июня 1990 года.
И сама декларация принималась под руководством Ельцина, занимавшего тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР, именно он и подписал принятый документ.
Ельцин был лично заинтересован в той декларации: она давала ему всю полноту власти, выводя из подчинения союзному руководству и превращая в полностью самостоятельную политическую фигуру.
Однако сводить принятие декларации к одному только Ельцину в корне неверно, потому что она была принята абсолютным большинством Съезда народных депутатов. 907 проголосовали «за» – и только 13 против, 9 воздержались.
Возможно не все тогда понимали, что это за документ и какие будут последствия, но что это меняет?
Процесс ликвидации СССР от декларации 12 июня 1990 года до «беловежских соглашений» занял 1,5 года, но запущен он был именно декларацией о суверенитете РСФСР.
И что Россия получила в итоге? Независимость? Суверенитет? Но от кого, если не от самой себя?
Союзом управляла Москва, союзная власть находилась на территории России и формировалась тоже Россией, национальные республики при этом решающего голоса не имели.
Более того, Советский Союз по большому счету и был Россией, бывшей Российской империей, реорганизованной, получившей новое название и административное устройство.
РСФСР была лишь частью дореволюционной России, а полной Россией был именно Советский Союз.
Поэтому 12 июня 1990 года, приняв декларацию о суверенитете и объявив о выходе из союзного подчинения, Россия вышла из самой себя.
Часть России, называвшаяся РСФСР, вышла из целой России, называвшейся Советским Союзом.
Часть России, называвшаяся РСФСР, объявила о независимости от целой России, называвшейся СССР.
Декларация 12 июня 1990 года по существу стала актом сепаратизма – запустившим процесс ликвидации СССР и по существу приведший к расчленению Большой России, разделу ее народа и потере истинной независимости.
Истинной независимостью Россия обладала, когда была Советским Союзом. Эта независимость была основана на экономической самостоятельности СССР, его способности обеспечивать себя всем необходимым, не опасаясь никаких санкций или эмбарго.
Отказавшись от СССР, Россия утратила экономическую независимость и постепенно превратилась в сырьевой придаток Запада, вынужденный согласовывать свою политику с Европой и США. И жить в зависимости от цен на нефть, рыночной конъюнктуры, а также политики Брюсселя и Вашингтона.
Утратив экономическую и политическую независимость, Россия утратила еще и способность защищать себя, свои интересы, свой народ – события в Донбассе являются яркой иллюстрацией этой утраты.
Никакого суверенитета, никакой независимости Россия на самом деле 12 июня не получила, наоборот – утратила ту независимость и тот суверенитет, которым обладала, управляя Советским Союзом.
12 июня 1990 года Россия вышла сама из себя, отказалась от собственного геополитического проекта, который обеспечивал ее великий авторитет во всем мире.
Вот что случилось в этот день.
Суверенитет и независимость, как уже было сказано выше – это просто красивые слова, которыми Ельцин с соратниками прикрыли свое преступление против России и русского народа, совершенное с целью получения всей полноты власти.
А в 2002 году было решено, чтобы окончательно прикрыть совершенное 12 июня преступление, назвать этот праздник-безобразник Днем России. Чтобы в народе поскорее забыл о случившемся в этот день – «и в воздух чепчики бросали».
Причина распада СССР — СССР
1. Наша родина — Россия.
2. СССР — совокупность сепаратистских образований на руинах нашей родины.
3. В составе СССР русский народ был лишен каких-либо прав и политической субъектности.
4. Именно административный формат СССР позволял с легкостью расчленять русские национальные территории: создать Украину, передать ей Донбасс и Крым, создать Казахстан, передать ему Южную Сибирь и т.д.
5. Причиной распада СССР было создание СССР. Этот распад был заложен и конституционно закреплен при его создании.
6. Объявление «государственного суверенитета РСФСР» 12 июня 1990 года было не восстановлением российской государственности, а советским сепаратизмом второго порядка.
7. По счастью жестокими и кровавыми методами удалось предотвратить сепаратизм третьего порядка — отделение от РСФСР-РФ автономных республик.
8. Русским только предстоит восстановить свой суверенитет в России и территориальное единство русского народа в реалистичных границах. Наша задача превратить РФ в Россию.
9. Все разговоры о «СССР 2.0» и прочем — это попытка лишить русских своей государственности, украсть еще раз нашу родину, а потому неприемлемы.
Распад Российской Федерации
Незавершённая статья Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
Распад Российской Федерации — гипотетический процесс, который может привести к прекращению существования Российской Федерации как единого государства и привести к возникновению на её пространстве независимых государства. Распад Российской Федерации — это одна из важнейших целей внешней политики запада (прежде всего США и их сателлитов), а также мечта многих российских оппозиционеров, олигархов или, в прошлом, глав отдельных регионов (Якутии, Татарстана, республик Северного Кавказа). Поскольку в истории Российского государства уже были периоды кризиса и распада, два последних из которых пришлись на XX век, исключать возможность распада РФ нельзя, поэтому власти и народ России должны сделать все возможное, чтобы не повторить ошибок прошлого и не допустить очередного распада, который русский народ может не пережить.
Содержание
Сравнение ситуации в Российской Империи, СССР и современной России
Поскольку распады древней Руси и Русского царства происходил давно, в совершенно иную историческую эпоху (доиндустриальную) и немалую роль в этих процессах сыграла также климатическая катастрофа, известная как Малый ледниковый период рассматривать их в контексте гипотетического распада РФ нет смысла. А вот посмотреть на сравнительно недавние события развала Российской Империи и распада СССР стоит. Состояние дел в Российской Империи при сравнении, если не указано иное, приведено на достаточно зажиточный период 1911—1913 годов (перед началом Первой мировой войны), а состояние СССР — тоже на «зажиточный» период от конца эпохи застоя до начала перестройки (1982—1985 годы).
Состояние идеологии и морали
Хотя либералы любят утверждать, что «идеология исчезла потому, что исчезла колбаса» (то есть экономический кризис — причина идеологического кризиса) — это всего лишь их либеральное заблуждение. История показывает, что распад любой крупной социальной системы, будь то Римская империя, Византия, Золотая Орда, Персия или СССР начинается именно с упадка идеологии и именно в период расцвета экономики. То есть «колбаса исчезает потому, что исчезает идеология».
В Российской Империи объединяющая общество монархическая и патриархальная идеология базировалась на православии. В годы расцвета этой идеологии Российская Империя прошла тяжелейшие испытания и вышла из них победителем: это и Северная война и Отечественная война 1812 года и периоды голода. Лозунг «За веру, за царя!» в кризисной сиутации объединял противостоящих в повседневной жизни дворян и крестьян. Однако к началу XX века православная идеология оказалась не в лучшем положении. Сильное давление на нее оказывали как успехи точных наук, так и индустриализация. В итоге идеология пала под давлением либеральных (с одной стороны) и коммунистических (с другой стороны) идей, которые в новых условиях выглядели более привлекательно. В итоге объединяющий стержень исчез, население Империи сначала разделилось на левых и правых, а затем на белых и красных. Катастрофические последствия не заставили себя долго ждать: поражение в Русско-японской войне, гражданские и межнациональные конфликты в период с 1905 по 1914 годы и наконец катастрофическая для Империи Первая мировая война, в которой разделённый по идеологическому принципу народ по сути просто отказался воевать. Заметим, что экономика Российской Империи в эти годы переживала небывалый расцвет! Строились огромные инфраструктурные проекты: Транссиб, порты, электростанции, телеграфные и телефонные линии, первые вещательные радиостанции, трамвайные системы, городской водопровод и канализация более чем в 30 городах Империи. Кризис наступил лишь на третий год войны — в 1917-ом, когда старая идеология уже полностью умерла, а Николая II открыто называли «тряпкой». Проблема была в том, что церковь и императорский двор долгие годы не делали ничего для модернизации идеологии и не заботились о поддержании своего авторитета. Царское правительство при Александре III и Николае II не скрывало и не затушевывало проблем Империи. В газетах шла ожесточённая полемика. Однако Николай II предпочитал «оставаться над схваткой» и официальная позиция царского двора не доносилась до широких масс. В итоге революционные пропагандисты, даже не имея больших финансовых ресурсов, тем не менее смогли раскачать ситуацию сначала на фронте, а потом и во всей стране.
Утраченную в ходе Первой мировой войны старую православную идеологию ценой большой крови большевики заменили на самую новаторскую по тем меркам — коммунистическую. Действительно, в 1920-х года это была самая передовая идеология, опиравшаяся на последние достижения мировой науки и ориентированная именно на индустриальное общество. Однако руководство СССР повторило ошибки предшественников: идеологию образа 1917 года канонизировали и протащили её в таком виде до конца 1980-х. Информационная закрытость СССР, скупость официальной информации сделали население страны неготовым к информационной атаке в конце 1980-х годов. В итоге идеология коммунизма пала.
В современной России с идеологией сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре «официальной» идеологии в Российской Федерации нет и сверху её никто не насаждает. Де-факто же в годы правления Путина, некая идеология всё-таки сложилась. Она основывается на традиционных ценностях и сочетает в себе элементы идеологии таких ведущих мировых религий как православие и ислам, а также светской этики. Правда развивается она скорее стихийно: её не финансируют, она не имеет своих явно выраженных мыслителей. Ей противостоит ультралиберальная идеология, принятая частью населения в 1990-х — начале 2000-х годов и хорошо финансируемая как из-за рубежа, так и олигархами. Тем не менее общий мировой кризис, а также недавние события на Ближнем Востоке и на Украине, произошедшие под ультралиберальными знаменами и приведшие эти страны к тяжёлым социальным и экономическим последствиям, попытки либералов обелить нацизм и события 1990-х годов в России приводят к тому, что ультралиберальные идеологемы и деятели несистемной оппозиции большинством россиян рассматриваются как раздражители, а не лидеры мнения.
Однако такая ситуация очень опасна. Во-первых, ультралибералы могут провести работу над ошибками (как это сделали, например, большевики в 1916—1917-х годах), замаскировав свои идеологемы под патриотические и тем самым повернув к себе активную часть населения страны. Во-вторых, ошибки может сделать и руководство Российской Федерации, подорвав доверие не только к себе, но и к традиционным ценностям. Такие опасные предпосылки есть. Это и неудачная пенсионная реформа и непрофессионализм и хамство некоторых представителей региональных элит и трата бюджетных денег на помпезные, но не особо значимые проекты в то время как социальные объекты часто пребывают в весьма плачевном состоянии. Хотя сохранение единства и территориальной целостности огромного государства в условиях отсутствия государственной идеологии, а также полной открытости как информационной, так и экономической — это положительный момент. Значит российское общество имеет и другие объединяющие механизмы, что может снизить остроту проблемы государственной идеологии.
Предварительные выводы по состоянию идеологии: идеологические проблемы в Российской Федерации есть, но общество научилось жить в условиях дефицита идеологии. Поэтому проблема пока не носит критического характера, но государству следует уделять больше внимания развитию конструктивных видов идеологии, не навязывая её принудительно.
— проблемы есть, работать надо, но скорого кризиса не ожидается.
Рассмотрев вопросы идеологии необходимо перейти и к вопросам морального состояния современного общества в России. Необходимо вспомнить, что два предыдущих распада страны развивались на фоне войн, которые общество в какой-то момент перестало считать нужными и справедливыми. А именно во время Первой мировой войны и во время Афганской войны. Эти войны существенно подорвали авторитет власти, хотя на начальном этапе, во всяком случае Первая мировая война, способствовали росту популярности верховной власти. СССР не вёл прямых войн с помощью своей регулярной армии и призывников после Второй мировой войны вплоть до Афганской войны. Афганская война, кроме того, привела к усилению конфронтации со странами Запада, в первую очередь с США (бойкот Олимпиады в Москве, усиление санкций против СССР). Также второй распад, распад СССР происходил на фоне усиления демографического кризиса, на 4-й его год. Падение рождаемости началось в 1988 году, СССР распался в 1991 году. Да, в самые последние годы СССР предпринял усилия для разрядки отношений с Западом, в том числе выведя войска из Афганистана (но продолжая поддерживать установленное там с помощью СССР правительство.). Однако, процесс снятия санкций, даже начало самого процесса обсуждения их снятия, в виду их законодательного характера занял многие годы. А реальное улучшение отношений занимает ещё более длительное время. Поэтому улучшение отношений успело произойти лишь частично, а затем, после 2008 года и войны в Грузии процесс развернулся назад в сторону ухудшения отношений и, после событий 2014 года опять вошёл в зону общения через санкции. В настоящее время присутствует как усиление конфронтации с Западом, так и усиление демографического кризиса, что ухудшает моральное состояние общества.
Пока события развиваются в инерционном ключе. Демография продолжает падать, отношения с западными странами, прежде всего с США продолжают ухудшаться и пока не ожидается начало обратного процесса. То есть не ожидается сознательного разворота в сторону улучшения отношений. Поэтому такой разворот вероятно придёт внезапно, неконтролируемо и вынуждено. Пока обществу нравится конфронтация с странами Запада, оно видит в этом некий смысл, получает от противостояния удовольствие, пока это повышает самооценку общества, оно готово терпеть соответствующие издержки, проблем быть не должно. Но в случае возникновения сильного разрыва между скрытыми ожиданиями общества и реальными действиями управленческой элиты, которая будет продолжать действовать в рамках действующей инерции, в таком случае возникнут процессы, которые могут носить характер нарастающего кома, лавины. И что уцелеет, а что будет разрушено станет понятно уже после завершения довольно скоротечных событий. Аналогии с историческим прошлым выглядят довольно опасно, но именно в плане воздействия не целостность страны влияние падения морального состояния общества может быть не очень значительным. Так как распадаются, как правило, мультикультурные страны по границам проживания людей с разными языками и культурами. Кризис с ухудшением морального состояния общества на данном этапе может привести к отпадению ряда регионов, но вряд ли приведет к распаду России на несколько крупных частей, по крайней мере не в ближайшие десятилетия. Во всяком случае если в момент неконтролируемого срыва не вмешается какая-либо соседняя страна, например Китай. Если он не решит воспользоваться моментом и возобновить, по прошествии столетий, свое влияние на территории к северу и востоку от своих современных границ. Что может выразится даже не в прямом открытом военном вторжении (хотя и такое было даже во времена СССР), а с использованием гибридной силовой поддержки сепаратизма крупных регионов Восточной Сибири. Скажем, по проведению в них референдумов об отделении от России. Но такое развитие событий с внешним влиянием скорее маловероятно. Глубокий и сильный распад России с последующим исчезновением более вероятен во вполне мирном ключе, на горизонте одного-двух столетий, в случае инерционного развития демографического кризиса.
— проблемы есть, но что-либо однозначно предсказать или что-то сделать тут трудно. Так как возможны различные варианты развития событий. А попытки воздействия либо вообще невозможны, либо вызовут не очевидные последствия.
Дополнение. В результате конституционной реформы 2020 года уже заложен базис под преодоление вышеописанных проблем. Приоритетным становится социальное развитие, а не абстрактная свобода, эксплуатируемая всяческими проходимцами, прикрывающимися «либеральными ценностями». В новой конституции также закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины, что выбивает всяческую базу из-под ЛГБТ-движения.
А что у них?
Противник слабеет, но еще очень силен и опасен. Расслабляться не надо.
Состояние политической системы
Политические системы как в поздней Российской Империи, так и СССР были несовершенны даже по меркам своего времени. В Российской Империи, практически до её последних дней существовала автократия (самодержавие) и практически полностью отсутствовал институт представительной власти. Хотя в окружении Николая II было много грамотных управленцев (Столыпин, Витте), проекты которых позволили Империи решить ряд застарелых вопросов (аграрное перенаселение, неразвитость транспорта), тем не менееоторванность императорского двора и кабинета министров от народа приводила к тому, что многие решения были чрезвычайно несбалансированными, часто решающими государственные вопросы, но приводящими при этом к ухудшению положения широких народных масс. В отсутствии законных форм протеста к началу XX-ого века массовыми стали такие способы выражения недовольства как бунты, погромы, стачки, террористические акты.
В СССР формально власть была представительной, но фактически уже с начала 1930-х годов в стране установился авторитарный режим правления, при котором все решения принимались Сталиным и ограниченным кругом особо приближенных к нему лиц. Выборы превратились в формальную процедуру. При этом фактически многопартийные выборы не проводились в СССР с самого начала создания СССР, а выбранные представители в Учредительное собрания, где коммунисты в результате выборов получили меньшинство, были разогнаны большевиками утром 6 января 1918-го года, после первого же заседания Учредительного собрания 5 января 1918-го года. Хотя Сталин и последующие руководители страны ни коим образом не ставили свои личные интересы выше государственных, тем не менее, оторванность партийной бюрократии от народа опять таки вызывала чрезвычайную несбалансированность развития страны. Фактически уровень жизни граждан СССР на фоне даже не самых передовых европейских стран был крайне низким, при том, что уровень развития тяжелой промышленности, транспорта и энергетики, авиации, армии и флота был на уровне ведущих индустриальных держав того времени: США, Великобритании, Франции и даже превосходил тогдашнюю ФРГ и Японию. В результате несбалансированной политики, гиперцентрализации экономики, автаркии в культуре и закрытости границ к концу 1980-х годов в стране разразился сильнейший культурный и товарный кризис, который привел страну сначала к экономическому кризису, а потом и к политическому.
Перекосы есть и в политической системе современной России. Российская Федерация — государство с доминирующей партией. Фактически все ключевые посты занимают либо члены партии «Единая Россия», либо лица, поддерживаемые этой партией. Представительство других партий в Государственной Думе и региональных парламентах невелико. Вопреки мнению многих представителей так называемой либеральной оппозиции такая ситуация следствие не гипотетических репрессий со стороны «режима» по отношению к оппозиции, а идеологическая и политическая несостоятельность самой оппозиции.
Рассмотрим этот вопрос подробнее. Второй после «Единой России» по представительству в парламентах является КПРФ и в некоторых регионах губернаторами и мэрами являются представители этой партии. Изначально партия называла себя преемницей КПСС, что в условиях «дикого капитализма» 1990-х годов позволяло партии за счёт ностальгии по СССР иметь неплохой электорат, который образовал так называемый «красный пояс» (регионы, где переход к капитализму происходил наиболее болезненно). По мере стабилизации экономической ситуации в стране и росту доходов населения ностальгия по СССР стала проходить, но новых смыслов партия не создала. Это хорошо видно по устойчивому снижению электорального результата партии с 2003 года вместе со снижением доли населения, ностальгирующего по СССР. На последних выборах электорат КПРФ был преимущественно протестный, не разделяющий идеалов коммунизма, но по ряду причин не желающих голосовать ни за «Единую Россию», ни за совсем уж маргинальные партии.
Партия В. В. Жириновского, на романтической волне перестройки названная им либерально-демократическая, по сути не является ни либеральной, ни демократической. Это по сути партия одного человека, электоральный рейтинг которой держится на эпатажном имидже Владимира Вольфовича. Остальные члены партии широкой общественности почти неизвестны. Нет у партии и ясной программы, нет идеологии. Соответственно и электорат партии специфичный. Если это серьёзные люди, то за ЛДПР отдают голоса по принципу «из многих зол — меньшее». Но чаще всего электорат ЛДПР случайный.
Партия «Справедливая Россия» было изначально сборищем политических аутсайдеров. Составили её лица, которым не удалось пробиться в первые ряды в партиях или административных органах. У партии также большие проблемы с идеологией, которая по сути сводится к набору примитивных лозунгов о социальной справедливости. У партии нет лица. В партии нет единства, а политические взгляды её членов часто противоположные: наиболее яркий пример — критикующие друг друга консерватор Семён Багдасаров и ультралиберал Оксана Дмитриева (позже, после скандала вокруг визита в посольство США и поддержки Геннадия и Дмитрия Гудковых — покинула партию). Как результат — весьма скромный электоральный рейтинг.
Ещё хуже дела у так называемых либеральных партий. По сути, в современной России либералов условно можно поделить на две группы. Первая может быть условно названа: «либеральная номенклатура 90-х». Яркий пример — Партия Роста куда вошли такие одиозные политические и государственные деятели эпохи Гайдара, как Сергей Станкевич, Борис Надеждин, Ирина Хакамада. На них проецируется весь негатив реформ 1990-х годов, а в позитивных процессах последних лет они не замечены. Цель этих людей вовсе не сделать государство совершеннее, а занять хотя бы какую-то номенклатурную должность и получать от этого свою ренту. Естественно у россиян такие деятели вызывают лишь чувство отвращения. Вторая группа — это так называемая несистемная оппозиция, о деятельности которой можно прочитать в соответствующей статье. А вот умеренных и конструктивных либералов в России сегодня, к сожалению, нет.
Такая ситуация достаточно опасна, поскольку с достаточно высокой степенью вероятности в ближайшие годы приведет к полному отмиранию в стране парламентской оппозиции, а партия «Единая Россия» превратится в замкнутую бюрократическую систему без обратной связи, политика которой станет несбалансированной. Простых путей решения указанной проблемы нет. Формирование новой конструктивной оппозиционной силы занимает многие годы, а то и десятилетия и её некому и главное незачем искусственно формировать, а «импорт» таких сил (имеется в виду финансирование партий извне) наверняка приведёт к политической, экономической и социальной катастрофе образца 1990-х годов, что недавно продемонстрировала Украина.
Проблема также заключается в самой постановке вопроса. Деятельную «конструктивную оппозицию» в принципе не возможно создать, потому что если это будет «оппозиция» созданная сверху, то она не будет деятельной, а если она возникнет стихийно снизу, то в условиях противодействия со стороны действующей власти может стать неконструктивной (как, например, РСДРП в период между революциями 1905 и 1917 годов). Потому что никто не создают именно конструктивную оппозицию как таковую. Рождённый в рамках такой концепции проект всегда мёртв уже при рождении. Создают политическую силу, которая собирается захватить власть и отстранить от управления страной правящую партию, действующих лидеров и их возможных приемников. А так же поменять курс развития страны. Подобные процессы в России происходили перед Первой мировой войной и в начале перестройки в СССР. Только в таком виде проект политической силы может быть живым и самостоятельным организмом. И то что эта сила изначально, на первом этапе, временно может быть оппозицией никак не может являться смыслом её существования. А уж конструктивной или не конструктивной она будет в какие-то моменты времени это будет зависеть от того, как тактически более полезным для захвата власти это будут видеть её лидеры и сторонники. Цель быть полезной и конструктивной для действующей власти никак не может быть смыслом для силы, которая собирается сместить действующую власть. Поэтому реальная сила, противостоящая действующей властной партии, может быть создана только вне рамок и вопреки воле действующей партии власти, при активном противодействии действующей власти такой силе. И только понимание реальной возможности потери власти из-за совершённых ошибок может заставить действующую власть, действующую элиту более тщательно относится к принятым решениям и отвечать за свои ошибки.
Под деятельной же оппозицией понимается такая сила, которая во-первых, достаточно независима от действующей власти, во-вторых, пользуется поддержкой (а вот в данном контексте как раз не важно, кто её поддерживает: народ, криминал или иные деструктивные силы внутри страны или внешние силы), имеет инструменты влияния на ситуацию хотя бы в отдельно взятом регионе или среди отдельно взятых групп населения (причём в данном случае опять-таки не важно, что это за инструменты: это может быть и интерес к её программе, а может быть и силовое принуждение) и готова вести публичную политическую деятельность (теневая кулуарная борьба, как это было в СССР, не является проявлением оппозиционной деятельности), причём в данном контексте опять-таки не важно, какими методами ведётся публичная политическая деятельность. Например, силы, подконтрольные Джохару Дудаеву, в начале 1990-х годов были деятельной оппозицией правительству Б.Н. Ельцина, но действовали неконструктивными методами (как с точки зрения всего народа Российской Федерации, так и с точки зрения народа Чечни).
По состоянию на 2020 год сколько-нибудь значимой силы, удовлетворяющей указанным требованиям в России нет.
— проблема есть и критическая. Но вот очевидных путей её решения нет.
Состояние культуры и образования
Состояние науки и технологий
Состояние инфраструктуры и транспорта
Незадолго перед развалом и Российская Империя и СССР столкнулись с острым кризисом инфраструктуры и транспорта.
В Российской Империи к концу 1916 года сложилась ситуация, когда из за кризиса провозной способности транспорта тысячи тонн продовольствия и мануфактурных товаров гнили в Сибири, на Кубани и Дону, а их производители несли колоссальные убытки из-за отсутствия сбыта, тогда как в столичных городах уже начались перебои со снабжением продовольствием и голодные люди готовы были в тридорого покупать у спекулянтов хлеб.
В позднем СССР перегруженность транспорта приводила к еще большему усилению дефицита сырья для промышленности и готовой продукции.
Современная Российская Федерация хоть и вкладывает немалые ресурсы в развитие транспорта, но отдельные черты кризиса провозной способности проступают все сильнее. Зернопроизводители Сибири и угольщики Кузбасса уже несколько лет испытывают дефицит вагонов для отправки своей продукции к морским портам. Дороги на подходах к крупным городам вновь забиты вереницами фур. До коронокризиса московский аэроузел уже устойчиво работал с перегрузкой.
Состояние экономики и финансовой системы
Состояние внешнеполитических отношений
Состояние вооруженных сил
Вспоминая историю распада Российской Империи и СССР, можно отметить, что оба процесса происходили на фоне деморализации армии в условиях её участия в затяжной войне за пределами страны. Для Российской Империи это была Первая мировая война, отдельные боевые действия которой хотя формально и происходили на территории страны, но фактически были локализованы на её крайнем западе, где национальный состав, язык, культура и религия существенно отличались от общероссийских. Поэтому с точки зрения патриархально-православных русских солдат это была по сути война за границей.