в каком году пугачева стала популярной
«А-ха-ха-ха!», или Как Алла Пугачёва стала звездой эстрады?
Закадровая работа Аллы Пугачёвой в кино, естественно, привела к тому, что до 1975 года её лицо и имя были мало известны широкой публике. Всё изменилось после выступления певицы на фестивале «Золотой Орфей», проходившем в Болгарии.
Из интервью с А. Пугачёвой 1989 г.:
— Были ли у вас моменты, когда хотелось все бросить?
— Конечно. Когда мне было 24 года (может, всё-таки, 26? — С.К.), я хотела всё бросить и спела свою последнюю песню — «Арлекино» (она оказалась первой).
Не секрет, что кроме таланта и упорства немалую роль в жизни играет счастливый случай. Вот только далеко не все могут умело воспользоваться подвернувшимся шансом.
Шанс подвернулся Пугачёвой, когда она работала одной из вокалисток ансамбля ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА под руководством Павла Слободкина. До этого в её послужном списке было лишь одно официальное достижение: в 1974 году певица не без труда получила «утешительное» 3-е место на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Но для отправки на «Золотой Орфей» этого было явно недостаточно.
Сначала в Болгарию хотели послать другого исполнителя — Георгия Минасяна, но, говорят, его уличили в гомосексуализме, и вакансия стала свободной. Занять её Пугачёва смогла только благодаря протежированию именитого дирижёра и композитора Константина Орбеляна, который до этого уже помог ей в получении того самого 3-го места.
Так как замена произошла буквально накануне конкурса, радость Пугачёвой быстро сменилась озабоченностью. Дело в том, что по правилам «Золотого Орфея» певице нужно было исполнить одну песню на свой выбор и одну, уже известную, песню болгарского композитора. Если свою песню Пугачёва выбрала быстро (ею стала «Ты снишься мне»), то найти и подготовить болгарскую всего за 12 дней казалось непосильной задачей. На помощь опять пришёл случай.
А. Пугачёва:
Я была в отчаянии. Помню, сижу я как-то одна в полутёмном зрительном зале, а на сцене репетирует оркестр. И вдруг дверь открывается, и ко мне подходит какой-то незнакомый седой человек:
— Вы Алла Пугачёва? — спрашивает.
— Я, — отвечаю.
— Я вам кое-что принёс, по-моему, это вам подойдёт.
И протянул мне несколько нотных листов. Не успела я взглянуть на них, как человек тот исчез.
Это может показаться невероятным, но именно так я получила песню «Арлекино».
К тому времени этой песенке, написанной композитором Эмилом Димитровым и поэтом Василом Андреевым, исполнилось уже 12 лет.
Мелодия Пугачёвой приглянулась, а вот текст её не удовлетворил. В оригинальной версии рассказывалась история кукольного Арлекина, который хотел влюбиться в Мальвину, но не имел для этого сердца. Когда же он получил желаемый орган, тот настолько воспламенился от любви, что деревянный Арлекин сгорел — в буквальном смысле слова.
Пугачёвой же хотелось нечто менее банальное и более драматическое. Она решила заменить куклу настоящим живым клоуном и отразить переживания маленького человека, чья профессия — постоянно подвергаться насмешкам (мрачную версию той же темы позже воплотит группа АГАТА КРИСТИ в песне «Viva Kalmsn!»).
Цирковая жизнь была знакома певице не понаслышке — ведь она училась в эстрадно-цирковом училище, а её первым мужем стал один из клоунов (в хорошем смысле этого слова) — Миколас Орбакас, отец Кристины Орбакайте.
А. Пугачёва:
Со времени циркового училища у меня была тяга к песне с комическим поворотом, с жонглированием и «глотанием шарика», к песне, позволяющей наполнить себя болью и насмешкой, иронией и печалью.
Воплотить идею в стихи певица предлагала нескольким поэтам, пока не остановилась на варианте Бориса Баркаса — самом ярком и драматичном.
По острым иглам яркого огня
Бегу-бегу — дорогам нет конца.
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я шут я Арлекин я просто смех
Без имени и в общем без судьбы.
Какое право дело вам до тех
Над кем пришли повеселиться вы?
Существенно преобразилась и аранжировка песни. Павел Слободкин сделал её более современной, ускорил темп и придумал ввести в начало ритмы старого циркового марша.
А. Пугачёва:
…если бы мой «Арлекино» появился тогда, двенадцать лет назад, — его бы, наверное, не приняли. А «Арлекино», исполненный Эмилом Димитровым, был написан и спет как раз в стиле того времени. Однако времена меняются — и теперь та же самая песня может исполняться в другой манере и вообще нести в себе другое мироощущение.
Конечно, огромный вклад в песню внесла сама певица. Именно она придумала для песни необычный смех и разработала сценический образ с кукольными жестами.
Интересно, что на первом — конкурсном — исполнении Пугачёва ошиблась, причём принципиально, спев вместо «Ну что ж, Арлекин я, видно, неплохой»: «Ну что ж, Арлекин я, видимо, плохой».
Также надо добавить, что в тексте Баркаса имя «Арлекин» везде употреблялось в привычном для русского языка мужском роде — в том числе и припеве. Однако Пугачёва почему-то решила петь вместо «Арлекину, Арлекину нужно быть смешным для всех»: «Арлекино, Арлекино! Нужно быть смешным для всех». То есть использовала итальянское имя куклы, которое и стало названием песни.
Выступление советской певицы на «Золотом Орфее» вызвало такой фурор, что публика устроила 10-минутную овацию — до тех пор, пока Пугачёва не исполнила «Алекино» второй раз. Это несмотря на то, что выход на «бис» на международных конкурсах, как правило, не разрешался. Особый восторг выражали Димитров и Андреев — ведь певица буквально «возродила» их изрядно подзабытую песню.
Болгарский триумф докатился до родины далеко не сразу. Трансляцию конкурса по советскому ТВ задержали, и прилетевшую в Шереметьево победительницу встречал только Слободкин. Не дремала только фирма «Мелодия», которая уже 20 июля 1975 года издала «Арлекино» на гибкой пластине. На конверте впервые крупными буквами было написано имя: «Алла Пугачёва». Таким образом, пластинку можно считать первым настоящим синглом певицы и началом её сольной карьеры. «А-ха-ха-ха!», или Как Алла Пугачёва стала «звездой» эстрады?
Фото: скан, обложка диска
Из интервью с А. Пугачёвой 1989 г.:
— Рассказы о многих известных певицах зачастую не обходятся без фразы: «В одно прекрасное утро она проснулась знаменитой…» Было ли такое утро у вас?
— Нет, все произошло «среди бела дня», спустя два месяца после успеха на международном конкурсе «Золотой Орфей». Будучи на гастролях в Сочи, стояла на балконе гостиницы с Павлом Слободкиным и вдруг откуда-то с улицы услышала «Арлекино». «Неужели это магнитофон?» — крикнула Паше, а он в ответ: «Дурочка, ты даже не понимаешь, что стала популярной…».
В 1976 году на «Арлекино» был снят отдельный клип (фоном для него стала московская станция метро «Арбатская»), а для программы телевидения ГДР «Пёстрый котёл» Пугачёва исполнила свой хит на немецком языке.
Осенью того же года певица покинула ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ, уж очень сильно она стала там выделяться — к неудовольствию коллектива. Так началась новая — «звёздная» — история Пугачёвой.
Алла Пугачева: звездная биография
www.globallookpress.com / Gennadii Usoev
Алла Пугачева — народная артистка Советского Союза и человек, которого не перестают обсуждать десятки лет. Ее песни поют во всех уголках мира.
50-60-е: начало музыкальной карьеры Пугачевой
Родилась 15 апреля 1949 года в московской семье фронтовиков. До нее был мальчик — Гена, который умер от инфекционного заболевания. А в 1950-м у Аллы родился брат Женя, с которым она и по сей день поддерживает общение.
Музыкальные способности пятилетней Аллы заметила учительница музыки: у нее обнаружили идеальный слух. Дальше начались фортепианные занятия, Пугачева ежедневно практиковалась по несколько часов. Спустя месяц девочка впервые выступила перед публикой, уже в 1956-м пошла в музыкальную школу. Там она проявила строгий нрав, получив кличку «Фельдфебель» — «рыжий сержант». Закончив среднюю школу, не возникло вопроса, куда же идти дальше. Алла решила стать хоровым дирижером, для чего поступила в музыкальное училище.
Уже на втором курсе Пугачева написала первую песню «Робот», которую представила в программе «С добрым утром». А после отправилась на гастроли. В этот период юная Алла познакомилась с композитором Владимиром Шаинским, который позже написал для нее хиты «Не спорь со мной» и «Как бы мне не влюбиться». Именно эти песни помогли певице занять призовое место в эфире Всесоюзного радио.
Пугачева на съемках клипа в Волгограде, 1978 год. www.globallookpress.com / Genrietta Peryan
60-70-е: обратная сторона медали
Долгое турне плохо сказалось на учебе. Вместо сдачи последних экзаменов, Пугачева была вынуждена проходить практику-наказание преподавателем музыки в школе. Вскоре девушка справилась с экзаменами и получила долгожданный диплом. Алла поняла, что сцена — это ее жизнь, поэтому дирижерство ушло на второй план.
После обучения Пугачеву пригласили петь в цирковое училище. Именно там она встретилась с циркачом Миколасом Орбакасом. Осенью 1969-го пара обвенчалась. Долго семья не просуществовала: Пугачева осталась одна с маленькой дочерью Кристиной на руках.
Артистка солировала в группе «Веселые ребята»; на фестивале «Золотой Орфей», где спела «Арлекино», заняла призовое место. Где Алла только не побывала: пела на музыкальном фестивале в Каннах, в Чехословакии побывала почетным гостем на ярмарке «Братиславская лира», на концерте фестиваля «Сопот-76» в Польше. Все бы ничего, но в составе группы пошел ропот: недоволен был весь состав. В особенности негатив шел со стороны руководителя ансамбля Павла Млободкина — именно из-за него певица покинула группу.
Алла Пугачева в 1979-м. www.globallookpress.com / Genrietta Peryan
70-80-е: сольная карьера Пугачевой
Примадонна убедилась, что хочет заниматься сольным пением, поэтому устроилась солировать в Москонцерт. В 1977-м Пугачева обручилась с кинорежиссером Александром Стефановичем. Семья распалась спустя четыре года из-за погруженности артистки в работу. А дальше участие в концерте «Голубой огонек», уже сольный концерт в Лужниках и почетная «красная строка» от Москонцерта. Именно эта награда дала больше возможностей певице: Алла могла гастролировать по всему Советскому Союзу и за рубежом. Частыми стали и приглашения на съемки. Пугачева снялась в фильмах: «Ирония судьбы» и «Женщина, которая поет».
Дебютным стал альбом «Зеркало души», который выпустили на разных языках. Сольник тут же раскупили. Вскоре песни Аллы Пугачевой разлетелись по миру.
Алла Пугачева и Евгений Болдин в Петербурге, 1981 год. www.globallookpress.com / Genrietta Peryan
В середине 80-х певица влюбилась в продюсера Евгения Болдина. У нее появилась возможность еще раз испытать счастье материнства, но Алла сделала аборт ради карьеры, после чего артистка стала бесплодной. В 1986-м организовала бесплатный трехчасовой концерт, на котором пела для ликвидаторов пожара в Чернобыльском реакторе.
Оказалось, что Пугачева до смерти боится высоты. Певица призналась в этом после исполнения песни «Миллион алых роз» на трапеции, где ее подняли на пять метров без страховки.
Алла Пугачева. www.globallookpress.com / Alexander Keltik
90-00-е: всероссийский успех
Легендарная певица стала основательницей «Театра песни», а в 1991-м Аллу Пугачеву наградили званием народной артистки СССР. Пугачева решила заняться бизнесом: выпустила бренд обуви Alla Pugachova, парфюм и журнал. В 1995 году артистка на время покинула сцену, записав прощальный альбом. Прибыль рекордная — 100 тысяч долларов.
В 1993-м Примадонна рассталась с Болдиным, изменив ему с Владимирым Кузьминым. После развода певица все же вернулась в творчество из-за конкурса «Евровидение-97», а позже записала еще два альбома. Именно с ними она дала 150 концертов.
Пугачева и Киркоров. www.globallookpress.com / Igor Flis
Самые популярные песни Пугачевой
Алла Пугачева сегодня
За всю музыкальную жизнь Примадонна получала колоссальное количество наград, также ее назвали «великой женщиной XX столетия». На юбилее Ильи Резника певица выступила, показав публике шикарную форму: поклонники не понимают, как певица поддерживает такой прекрасный внешний вид в свои 70 лет. Сейчас артистка углубилась в живопись. Творчеством певица делится в социальных сетях, а ее работы успели оценить не только фанаты, но и знаменитые художники.
Примадонна обладает фантастическим качеством — она непрерывно меняется и обновляется, как время. Публика постоянно встречает «новую» Пугачеву, всякий раз удивляясь и не веря своим глазам.
Алла Пугачева в Инстаграме
Алла Пугачева и Игорь Николаев. Инстаграм @alla_orfey
Алла Пугачева с мужем Максимом Галкиным. Инстаграм @alla_orfey
Алла Пугачева с братом Евгением. Инстаграм @alla_orfey
Инстаграм @alla_orfey
Биография Аллы Пугачевой
Советская и российская эстрадная певица, продюсер, композитор, народная артистка СССР Алла Борисовна Пугачева родилась 15 апреля 1949 года в Москве. Музыкой увлекалась с детства. В пять лет участвовала в концерте, проходившем в Колонном зале Дома Союзов. Училась в музыкальной школе при училище (ныне Государственный музыкально-педагогический институт) имени М.М. Ипполитова-Иванова.
В 1965 году для программы Всесоюзного радио «С добрым утром!» Алла Пугачева записала свою первую песню «Робот» (музыка Михаила Танича, слова Левона Мерабова).
В 1966 году окончила дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова, в 1981 году — факультет театральных режиссеров
Государственного института театрального искусства имени А.Н. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства – ГИТИС).
В 1966-1967 годах состоялись первые гастроли Аллы Пугачевой по Западной Сибири в составе агитбригады радиостанции «Юность».
В 1967 году она стала концертмейстером в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, а в 1970 году – артисткой Росконцерта.
До начала сольной профессиональной карьеры Пугачева работала со многими коллективами. Она являлась солисткой липецкого вокально-инструментального ансамбля «Новый электрон» (1969), ансамбля «Москвичи» (1971), эстрадного оркестра под руководством Олега Лундстрема (1972-1973), вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята» под руководством Павла Слободкина (1974-1976). В 1977-1980 годах выступала с группой «Ритм» под руководством Александра Авилова. С 1980 года выступления певицы в течение многих лет сопровождала группа «Рецитал» под руководством Юрия Шахназарова.
В 1976 году в Болгарии вышел первый диск певицы «Поет Алла Пугачева». В СССР сольный диск «Зеркало души» вышел в 1977 году.
Наряду с концертной деятельностью Алла Пугачева принимала участие во многих фестивалях и конкурсах песни. В 1974 году она получила третью премию V Всесоюзного конкурса артистов эстрады с песнями «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов», в 1975 году завоевала Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария), где исполнила песню болгарского композитора и певца Эмила Димитрова «Арлекино»; в 1978 году на конкурсе «Сопот-78» (Польша) стала обладательницей Гран-при «Янтарный соловей» с песней «Все могут короли».
В июне 1982 года певица выступала в парижском зале «Олимпия», а в ноябре – в итальянском зале «Олимпико».
В 1988 году Алла Пугачева создала и возглавила театр-студию «Театр песни». Являясь его художественным руководителем, она организовала многочисленные гастроли по городам СССР с программами, в которых принимали участие артисты театра, многие из которых впоследствии стали звездами российской эстрады.
В 1988 году Пугачева совершила свое первое турне по США, которое завершила в сентябре концертом в Carnegie Hall в Нью-Йорке. В том же году состоялась премьера телепрограммы «Женщина всегда права».
За годы творческой деятельности Аллой Пугачевой создано множество концертных программ: «Женщина, которая поет» (1979), «Монологи певицы» (1981), «У нас в гостях Маэстро» (1981), театрализованное представление «Пришла и говорю» (1984), сольная программа «Поет Алла Пугачева» (1993).
В 1996 году певица выступила в качестве режиссера-постановщика сольных концертов Аркадия Укупника «Музыка для мужчин».
В 1997 году с песней «Примадонна» принимала участие в конкурсе песни «Евровидение», где заняла 15-е место.
В 1998 году певица создала программы «Да!» и «Избранное», в 2002 году – программу «Поет Алла Пугачева».
В 2009 году Алла Пугачева заявила о прекращении гастрольной деятельности. В 2009-2010 годах она совершила прощальный мировой тур «Сны о любви».
Дискография певицы насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков (включая 17 номерных альбомов, 34 сингла и 25 «компиляций» и сборников. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачевой издавались за рубежом.
В 2004 году она была художественным руководителем «Фабрики Звезд 5». В 2005 году стала организатором фестиваля «Песня года» совместно с Игорем Крутым, тогда же Аллу выбрали «музой» конкурса «Новая волна» в Юрмале.
В 2007-2010 годах в эфир выходила радиостанция «Радио Алла», созданная Пугачевой совместно с вещательной корпорацией «ПрофМедиа». Певица занимала должность худрука станции, была ведущей ряда программ.
В 2011 году Пугачева возглавила проект «Фактор А» на телеканале «Россия 1», посвященный поиску талантов. В этом же году она была ведущей еженедельной программы «Утренняя почта» (Украина). Пугачева также вела шоу «Две звезды» на Первом канале (2008).
В кино певица дебютировала в 1976 году в короткометражном фильме «Ансамбль неудачников», где исполнила песню «Арлекино». В 1978 году она снялась в главной роли и впервые выступила в качестве профессионального композитора (под псевдонимом Борис Горбонос) в фильме «Женщина, которая поет». В том же году состоялась премьера телефильма «Театр Аллы Пугачевой», снятого таллинским ТВ. В 1985 году она сыграла главную роль в фильме о судьбе певицы «Пришла и говорю». В 2003 году Пугачева снялась в главной роли в киномюзикле «За двумя зайцами». Она также играла роли в фильмах «Любовью за любовь (1983), «Сезон чудес» (1985), «Джулия» (1992), «Старые песни о главном» (1997, 1998), «Королевство кривых зеркал» (2007).
Песни в исполнении Пугачевой звучат в кинолентах «Король-олень» (1969), » Печки-лавочки» (1972), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Фантазии Веснухина» (1977), «Звездное лето» (1978), «Выше Радуги» (1986), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), «Заза» (2008) и других.
Помимо творчества Алла Пугачева занимается общественной деятельностью. В 1998 году она стала послом Детского фонда ООН. В 2006-2009 годах была членом Общественной палаты РФ, входила в комиссию по социальной и демографической политике.
С 2012 года она является членом федерального гражданского комитета партии «Гражданская платформа», сотрудничая на беспартийной основе.
Пугачева входит в общественный совет ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда театрала».
Алла Пугачева – обладательница множества званий, призов, наград, премий. В 1991 году она была удостоена звания народной артистки СССР. Певица является лауреатом Государственной премии РФ в области эстрадного искусства (1995), награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» II (1999) и III (2009) степени. Среди наград Пугачевой – орден Дружбы Азербайджана (2009) и орден Святого Месропа Маштоца Армении (2009).
В 2001 году она была удостоена медали «2000 выдающихся музыкантов ХХ века» Международного Кембриджского биографического центра.
Она является обладательницей приза «Золотой микрофон» как лучшая певица года по мнению фирмы «Динакорд» (1981); золотых дисков Track Musik (Финляндия, 1984), Всесоюзной фирмы «Мелодия» (1985), и фирмы «Ампекс» за альбом «Алла Пугачева в Стокгольме» (1989).
Среди многочисленных музыкальных наград певицы – премии «Овация» (1992, 1994, 1995, 1997, 2001), «Золотой граммофон» (1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), «Муз-ТВ» (2006, 2013) «Чернобыльская звезда» (2006), «Радиомания» (2009), «Бог Эфира» (2009), «Бренд года/EFFIE» (2010), «МОСКВА MEDIA» (2011) и многие другие.
Алла Пугачева заняла пятое место в рейтинге «100 самых влиятельных женщин» за 2012 год, вошла в первую десятку рейтинга российской элиты за 2013 год.
В 1985 году в Финляндии состоялась церемония спуска на воду судна «Алла», названного в честь певицы.
В 2009 году в серии «ЖЗЛ Биография продолжается…» издательства «Молодая гвардия» вышла книга Алексея Белякова «Алла Пугачева». В 1997 году им был написал роман-биография «Алка, Аллочка, Алла Борисовна».
Первым мужем Аллы Пугачевой был артист цирка литовец Миколас Орбакас, от этого брака в 1971 году у нее родилась дочь Кристина. Кристина Орбакайте — певица и актриса, заслуженная артистка РФ.
Пугачева также была замужем за режиссером Александром Стефановичем, продюсером Евгением Болдиным. В 1994-2005 годах супругом Аллы Пугачевой был певец Филипп Киркоров.
С 2005 года Алла Пугачева состояла в гражданском браке с артистом Максимом Галкиным, официально пара оформила свои отношения в декабре 2011 года. В сентябре 2013 года Пугачева и Галкин стали родителями близнецов Лизы и Гарри.
У Аллы Пугачевой два внука – Никита (1991 года рождения), Дени (1998 года рождения) и внучка Клавдия (2012 года рождения).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Алла Пугачёва: творческий путь и культовый образ — съёмка Buro.
В честь 70-летия Примадонны вспоминаем, как она перевернула советскую эстраду, и документируем ее неповторимый стиль
15 апреля исполняется 70 лет Алле Борисовне Пугачёвой, фигуре для российского шоу-бизнеса практически архетипической. Несколько десятилетий она была главной певицей страны, воплотив на советской и российской земле глобальную мифологему поп-королевы. Пугачёва покоряла аудиторию то образом чувствительной женщины, искренне поющей о том, что у неё на сердце, то перевоплощением в юмористическую артистку с забавными песнями и концентрированной самоиронией — на сохранившихся видеозаписях её встречи со зрителями, где певица отвечает на вопросы из зала, похожи на обаятельный стендап, только Пугачёва, как правило, шутит, сидя на стуле (в конце аудитория обязательно даёт залп продолжительных оваций).
Тот факт, что эта артистка отпечатана в подсознании среднестатистического россиянина, подтверждает недавний пример с популярным сериалом Netflix «Матрёшка»: как только в Сети появились фотографии актрисы Наташи Лионн в образе главной героини — программистки Нади с русскими корнями, — то из-за её копны кудрявых рыжих волос в Рунете стали часто называть шоу не иначе, как «тот сериал с Пугачёвой».
Сейчас кажется, что Алла Пугачёва была вечной, на деле же её путь к славе был долог и даже не раз имел шансы оборваться. К юбилею Примадонны российской эстрады вспоминаем главные события жизни и карьеры певицы и документируем эволюцию ее культового образа в нашей съемке.
Первые занятия музыкой
Родители отдали пятилетнюю Аллу в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище имени композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова на Воронцовской улице. Тогда школа была совсем новой, а сегодня учиться там и потом продолжить образование в училище, ставшем институтом, считается престижным. В первый же год учёбы Алла стала участницей сборного концерта и впервые вышла на сцену в колонном зале Дома Союзов. Летом, в каникулы, мать заставляла будущую Примадонну советской и российской эстрады отрабатывать навыки игры на пианино на даче в Подмосковье.
1 сентября Алла Пугачёва пошла в первый класс школы № 496 в Лавровом переулке на Таганке. Сохранилась любительская киноплёнка, запечатлевшая десятилетнюю Пугачёву, на ней она — тоненькая девочка в платье, очках и с толстой косой (запись попала в документальный фильм о Пугачёвой «Жди и помни меня» режиссёра Юрия Занина). Кажется, так может выглядеть только тихоня, и отчасти это правда: по воспоминаниям одноклассников, матери и самой Пугачёвой, поначалу она была застенчивым ребёнком, но проводила так много времени с хулиганистыми дворовыми мальчишками, что скоро и сама стала похожа на них характером и запросто могла дать сдачи, а, став смелее, начала чаще проявлять и свою артистичность. В старших классах в подражание друзьям Пугачёва даже начала курить и долго придерживалась этой привычки, уже будучи знаменитой, чем повергала в ужас партийных служащих разных рангов, регулярно обвинявших её в очернении образа советской женщины. Бойцовский характер и дворовые повадки, приобретённые Пугачёвой в школе, певица потом ещё не раз проявила в самых разных ситуациях и даже спровоцировала не один скандал.
В первый же год учёбы Алла стала участницей сборного концерта и впервые вышла на сцену в колонном зале Дома Союзов.
После школы Алла Пугачёва поступила в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровое отделение, что означало: Пугачёва решила всерьёз переключиться на вокал и отказаться от идеи стать пианисткой. Тут Пугачёва будет учиться до 1969 года с перерывом на первые в жизни гастроли: осенью 1965-го, в 16 лет, певица решила прогулять занятия с подругой, они случайно забрели в клуб, где проходило прослушивание, и Пугачёва нахально приняла в нём участие, выучив отрывок нужной песни по исполнению других девушек, участвовавших в отборе, и прошла. Это была песня «Робот» Левона Мерабова на стихи Михаила Танича, и прослушивание было поиском вокалистки в ансамбль Мерабова. Гастроли не принесли Алле Пугачёвой ни денег, ни славы, зато дали ей опыт и песню «Робот».
Первый успех и первое появление на радио
Первое выступление на радио и первая популярность Пугачёвой стали косвенным следствием её гастролей: певицу пригласили в воскресную радиопередачу «С добрым утром!», где в декабре 1965 года она исполнила ту самую песню «Робот». После эфира слушатели передачи писали в редакцию радиостанции письма с просьбой дать начинающей певице исполнить что-нибудь ещё, и одновременно с этим интерес к ней проявил малоизвестный на тот момент композитор Владимир Шаинский. Шаинский хотел отдать свою песню «Как бы мне влюбиться» какому-нибудь знаменитому исполнителю, но таких музыкантов композитор без громкого имени не интересовал, поэтому он решил искать среди новичков. Пугачёва записала эту песню для радио и опять получила шквал похвалы от аудитории.
Начало профессиональной карьеры
После окончания училища у Аллы Пугачёвой началась профессиональная карьера. В Советском Союзе это означало, что музыкант вместе со своей трудовой книжкой должен быть обязательно приписан к какому-то официальному ансамблю или учреждению культуры — иначе считался тунеядцем. Пугачёва пошла солисткой и концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где познакомилась с цирковым клоуном Миколасом Орбакасом — её будущим мужем и отцом их дочери Кристины Орбакайте (пара поженилась 8 октября того же года). Став профессиональной певицей, Пугачёва за несколько лет сменила несколько ансамблей: была солисткой ВИА «Новый электрон» при Липецкой филармонии, потом перешла в Московскую областную филармонию, в 1971-м на пару месяцев присоединилась к ВИА «Москвичи», в январе 1972-го перешла в Государственный эстрадно-джазовый оркестр под управлением Олега Лундстрема. С каждым из этих ансамблей Пугачёва постоянно гастролировала по СССР и так побывала в самых отдалённых поселениях страны, а с коллективом Лундстрема даже ездила за границу — в Варшаву и в тур по Польше. После Лундстрема певица ещё несколько раз меняла «порты приписки», иногда возвращаясь к прежним коллегам. Должность солистки не подразумевала постоянного нахождения в центре внимания: певица могла быть и на бэк-вокале, а сольных номеров иметь всего пару-тройку за весь концерт. Путь наверх для Пугачёвой выдался долгим, но она оказалась достаточно выносливой и целеустремлённой, чтобы его пройти.
Конкурс «Золотой Орфей»
и песня «Арлекино»
В начале этого года Аллу Пугачёву выбрали представительницей СССР на XI международном болгарском песенном конкурсе «Золотой Орфей», где выступали вокалисты из стран Союза и дружественных государств. Весной Пугачёва начала готовиться и, согласно правилам конкурса, выбрала одну песню болгарского автора — она остановилась на «Арлекино» Эмила Димитрова, к которой придумали новую аранжировку и сделали перевод текста на русский язык. Болгарская публика пришла в восторг от исполнения Пугачёвой и была так щедра на овации, что певице пришлось выйти и спеть эту композицию ещё раз. Выступление транслировали по центральному телевидению СССР, а поскольку это было одним из главных развлечений советской аудитории, певица вернулась домой уже обладательницей огромного фан-клуба. Триумф Пугачёвой дополнил первый сольный релиз —мини-альбом, на котором были «Арлекино» и ещё несколько её песен. Пластинка разошлась тиражом около 14 миллионов экземпляров, Пугачёва же стала стала чаще получать предложения выступить за границей, которыми пользовалась, несмотря на трудности, которые тогда испытывали все советские люди, желавшие выехать из родной страны.
Учёба в ГИТИСе и начало сольной карьеры
Этот год стал знаменательным для Пугачёвой. Она была первокурсницей в ГИТИСе, куда поступила в 1976 году, чтобы изучать эстрадную режиссуру. У преподавателей были довольно низкие ожидания от певицы, им казалось, что она будет «звездить», но Пугачёва проявила себя лучшим образом: прилежно готовилась к сессиям, подстраивала график выступлений под экзамены и успешно выпустилась в 1981 году. При этом почти одновременно с началом учёбы она занялась сольной карьерой: в 1977 году она дала большой сольный концерт в «Лужниках» и получила от Москонцерта разрешение на сольные выступления в СССР и за границей — наконец-то она официально могла быть главной звездой шоу, которые благодаря учёбе в ГИТИСе в будущем смогла сама ставить как режиссёр. Впрочем, к тому времени Пугачёва уже и так была очень популярна, хотя чиновники, отвечавшие за культуру, её недолюбливали: она отказывалась петь идеологически правильные патриотичные песни в отличие от своей конкурентки Софии Ротару, переносила на сцену свои школьные хулиганские повадки и насмешливость и раздражала многих манерой пения в духе «тлетворных» западных звёзд. В том же году началась работа над фильмом «Женщина, которая поёт».
Первый сольный альбом
и «Женщина, которая поёт»
К началу сольной карьеры в дискографии Пугачёвой не было ни одного полноформатного студийного сольного альбома, и, конечно, она мечтала о записи такой пластинки. В феврале 1978-го она выпустила двойной альбом «Зеркало души» с 16 треками, ставший одной из самых продаваемых музыкальных записей в СССР. В тот же год на волне популярности Пугачёвой в ограниченный прокат вышла многострадальная драма «Женщина, которая поёт», где Пугачёва сыграла главную роль — эстрадную певицу Анну Стрельцову. Примадонна превратила производство фильма в настоящее поле боя: она смеялась над сценарием и заставляла его переделывать, рассорилась с модельером Вячеславом Зайцевым, в результате отказавшимся заниматься костюмами, и обидела работавшего над «Женщиной» композитора Александра Зацепина, чьи песни, как посчитала Пугачёва, не подходили ей. В итоге костюмы для героини Пугачёва выбирала сама, выбив себе доступ к закрытому магазину иностранной одежды в Москве, и написала большую часть музыки сама под псевдонимом Борис Горбонос. В партийных комитетах по кино «Женщину» сначала не приняли и отправили на переделку: пришлось доснимать сцену выступления главной героини перед рабочими на настоящем концерте Пугачёвой, чтобы добавить идеологичности. В итоге фильм получил третью категорию, то есть очень ограниченный прокат, но это не помешало ему стать прокатным хитом: поклонники певицы штурмовали кинотеатры, пока критики ломали копья в спорах о талантах Пугачёвой. Позже певица участвовала в других кинопостановках, но ни одна из них не смогла даже приблизиться к успеху «Женщины, которая поёт».
В феврале 1978-го она выпустила двойной альбом «Зеркало души»
с 16 треками, ставший одной из самых продаваемых музыкальных записей в СССР.
Начало сотрудничества
с композитором Раймондом Паулсом и поэтом Ильёй Резником
В 1980 году Пугачёва впервые поработала с Паулсом и Резником, когда понадобилась песня для «Голубого огонька». В ночь с 31 декабря 1980-го на 1 января 1981-го вся страна впервые услышала песню «Маэстро», ставшую одним из главных хитов певицы. Трио из Пугачёвой, Паулса и Резника продолжило работать вместе, и в результате появились песни-визитные карточки Пугачёвой — «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.
Впервые стала ведущей новогоднего телешоу
В конце 1981-го Пугачёва впервые стала ведущей новогоднего телешоу. Это был «Новогодний аттракцион», где номера советских эстрадных звёзд смешивали с выступлениями циркачей. Её соведущим стал фокусник Игорь Кио. Надо сказать, что атмосфера цирка очень подходила Пугачёвой с её чувством юмора и театральным артистизмом, да и цирки долгое время были одними из главных концертных площадок страны. Позже Пугачёва стала регулярно участвовать в телепередаче, и именно в своём эфире в 1982 году она представила очередной суперхит «Миллион алых роз», а в 1984-м — «Айсберг», ставший результатом её знакового сотрудничества с Игорем Николаевым в качестве композитора (до этого Николаев был клавишником её ансамбля, а как композитор он написал для Пугачёвой несколько десятков песен). Накануне развала Советского Союза Пугачёва вспомнит об опыте «Новогоднего аттракциона» и возьмётся за создание собственного условно новогоднего музыкального шоу «Рождественские встречи».